--PAGE_BREAK--(Зиманов С. З., Идрисов К. З. Общественно – политические взгляды Мухамеджана Сералина).Многолетняя заветная мечта прогрессивной демократической интеллигенции сбылась: 10 января 1911 года в Троицке вышел первый номер первого в истории казахского народа национального журнала «Айкап». И выходил в Троицке до августа 1915 года.
Хотя у Сералина не было специального журналистского образования, он горячо взялся за новое дело, используя свой богатый жизненный опыт, знание положения национальной бедноты. Это был одаренный от природы человек, глубокого аналитического ума, имевший свой взгляд на все события, происходящие в обществе. Его дед Турсынбай, отец Сералы были видными акынами своего времени. Имя его отца Сералы Еруалыулы занесено в антологию казахской поэзии «Бес гасыр жырлайды» («Песнь пяти веков»). Песня его отца «Сулуагаш», написанная против колонизаторской политики, переходила из уст в уста, ее поют по сегодняшний день.
М. Сералин (1872—1929 гг.) — организатор и издатель, идейный руководитель и редактор, ранее занимался педагогической и журналистской деятельностью, был известным к тому времени поэтом, литератором, общественным деятелем.
Мухамеджан сначала учился у муллы. Когда Сералину было 5 лет, он с матерью переехал в Троицк, к родственникам матери. Там он поступил в русскую школу. Затем жил у бая Арыстана, ухаживал за его детьми, которые учились в Костанайской русско-казахской школе. В свободное время он тоже посещал уроки, являясь как бы вольнослушателем. Затем при помощи учителя Ильиных поступает в эту школу и в 1891 году оканчивает ее с отличием. После этого сдает экзамены для поступления в Оренбургское училище, где готовили учителей. Он успешно сдает экзамены, но из-за отсутствия средств для учебы возвращается в свой аул. Здесь несколько лет работает учителем, обучая одновременно и казахскому и русскому языкам. Это и все его образование. В тот период почти у всех казахских интеллигентов образование было только средним. А. Байтурсынов окончил учительскую семинарию. У Сералина и этого не было. Но он учился у жизни. В 1897 году Сералин возвращается в Троицк и устраивается на завод сортировщиком шерсти.
Работая на заводе, он прочитывает всю русскую классическую литературу, имевшуюся в библиотеке города. Кроме этого он изучает казахское устное народное творчество, сам начинает писать стихи. В совершенстве овладевает русским, татарским и персидскими языками. Первая поэма Сералина называлась «Гулькашима» и была издана в Оренбурге в 1903 году. Поэма «Топжарган», написанная в 1903 году была издана в Троицке в 1907 году.
В 1905 году Сералин участвует в подпольной работе костанайских большевиков, которыми руководил Иван Федорович Голованов. Об этом говорится в воспоминаниях журналиста С. Ужгина, который тоже участвовал в работе большевиков. Он говорил, что Сералин хотя и рисковал, но не отказывался от подпольной деятельности, ибо твердо верил в учение марксизма. Он переводил на казахский язык прокламации большевиков и в рукописном виде распространял их среди населения. Кандидатура Сералина была выдвинута в депутаты первой государственной думы, но потом снята из-за ложных обвинений в его адрес.
Отмечая заслуги М. Сералина, исследователи справедливо подчеркивают, что он был «первым, наладившим издание национального журнала демократического направления в Казахстане. Журнал «Айкап» стал окном в просвещенный мир» (Зиманов С. З., Идрисов К. З. Общественно – политические взгляды Мухамеджана Сералина). Следует лишь добавить, что М. Сералину после казахского набата «Оян» М. Дулатова удалось на деле консолидировать демократическую интеллигенцию, либерально — революционно настроенную студенческую молодежь, сконцентрировать их внимание и силы на решение общенациональных проблем. «Айкап» будировал казахское общество после реакции царизма, газета «Казах», продолжая лучшие его традиции, поднялась на новую высоту.
Этот журнал для казахского общества того времени был особым явлением. Социальное неравенство казахского народа угнетало душу великого Абая. Многие с болью в сердце думали об этом. Но они не в силах были что-нибудь изменить. Голоса одиночек не были слышны на бескрайних просторах казахской степи. Поэтому новая интеллигенция избрала другой путь. Они научились у русских, что можно добиться цели путем создания своей печати, которая явилась бы гласом народа. Таким рупором стал журнал «Айкап». Сералин сумел найти корреспондентов, журналистов, информаторов и сплотить их вокруг журнала.
В своей статье «Господам чиновникам», опубликованной в первом номере, он писал следующее: «Мы постоянно упрекали друг друга в лени и тупости и от досады часто разводили руками. Увы-увы, к сожалению, ошибки нам не шли впрок. Это дало и название журналу («Ай-кап» — дословно — как жаль, возглас досады, сожаления, увы-увы)» (Зиманов С. З., Идрисов К. З. Общественно – политические взгляды Мухамеджана Сералина).
Если перелистать все его номера до 1915 года, вплоть до закрытия, становится ясным, что журнал был высококачественным изданием того времени. Наш предок Сералин ни в чем не уступает профессиональным журналистам с высшим образованием. Содержание и тематика каждого материала глубоко и всесторонне продуманны. На первой странице публиковались новости внутренней жизни страны, официальные сообщения, на второй и третьей страницах под рубрикой «Открытое письмо» — письма читателей. Материалы о земле, съездах, выборах и др. расположены на 4-6 страницах. Материалам под рубрикой «Фельетон», «Сообщения» отведено место в середине журнала. На последних страницах журнала можно прочитать зарубежные новости, рецензии, соболезнования. В журнале публиковались материалы из всех уголков Казахстана. У него были постоянные корреспонденты в Шымкенте, Зайсане, Торгае, Каркаралы, Кзылжаре, Кокшетау, Астраханской губернии, Букеевской Орде, Актюбинске, Семипалатинске, Таразе, Костанае и других населенных пунктах. Радует и полиграфическое оформление журнала.
В передовице, озаглавленной «Что нам делать?» («Бізге не iстey керек?») «Айкап» так определил свою программу:
«1. Переход к оседлости, возведение городов, не отрываться от земли.
2. Открыть школы и медресе, стать образованными и культурными.
3. Взять религиозные дела в свои руки, избрать своего муфтия.
4. Иметь депутатов с тем, чтобы они могли отстаивать с трибуны Государственной Думы народные интересы и донести их до правительства.
5. Иметь постоянное представительство в Петербурге» (Айкап, 1911, № 6).
Ответственным секретарем журнала в 1911-1912 годах работал Акрам Галимов, в 1913-1914 годах — Султанмахмут Торайгыров. В качестве сотрудников, корреспондентов и авторов принимали активное участие Жиханша Сейдалин, Спандияр Кубеев, Сакен Сейфуллин, Беимбет Майлин, Сабит Дунентаев, Бахитжан Каралдин, Молдагали Жолдыбаев, Бекмурза Бекжанов, Нуралдин Айтмухамбетов, Есенгали Хасболатов и другие.
Ведущими идеологами журнала, наряду с М. Сералиным, стали Б. Каратаев, Жанша Сейдалин, С. Торайгыров. Вокруг «Айкапа» сплотились представители разночинной казахской демократической интеллигенции, талантливой студенческой молодежи. Активно сотрудничали в журнале А. Галимов, М. Жолдыбаев, Т. Жомартбаев, М. Кашимов, К.Кеменгеров, М. Ж. Копеев, А. Мусагалиев, Б. Сыртанов, С. Лапин, Н. Манаев и др. Росту престижа журнала способствовало участие в его работе на начальном этапе А. Байтурсынова, М. Дулатова. Широкая демократическая общественность Степного края смогла познакомиться с творчеством одаренных личностей, ставших впоследствии выдающимися деятелями казахской культуры, литературы: С. Сейфуллина, Ш. Кудайбердиева, Б. Майлина, С. Донентаева, С. Торайгырова, М. Жумабаева. На страницах журнала выступали кыргыз И. Арабаев, ногаец С. Габбасов, туркмен Ш. Назари и др. Проблему женского равноправия, эмансипации казахских женщин, охраны детства и материнства поднимали на страницах журнала женщины-казашки: Сакыпжамал Тлеубайкызы, Марьям Сейдалина, Куляйым Утегенкызы, Назипа Кульжанова.
Группа демократов-просветителей поддерживала Сералина, а вышедшая на арену новая интеллигенция стояла на противоположной платформе. Среди них разгорелся спор не только о земельном вопросе, но также долго длилась дискуссия по вопросам просвещения, религии и по другим социальным вопросам. Потом дискуссии продолжались на страницах газеты «Казах». Именно этим ценна печать. Великий журналист Сералин это понимал. Дело даже не в том, кто победит, кто окажется побежденным, а в том, что в печати высвечивались злободневные проблемы. Наверное, будет ошибочным утверждать, что между журналом Сералина и газетой Байтурсынова шла непримиримая борьба. Сералин сумел организовать политическую дискуссию, столкновение различных мнений, — и это свидетельствует о нем, как об умелом редакторе.
«Айкап» из номера в номер огромное внимание уделял земельному вопросу. Это и понятно. Царизм в целях расширения темпов переселенческого движения русских и украинских крестьян создавал «переселенческий фонд» путем насильственного изъятия плодородных казахских земель. Лидеры «Айкала» в этих условиях считали необходимым оседание кочевников и полукочевников, строительство «аульных деревень», изменение на основе земледелия образа жизни казахских шаруа. Иную точку зрения занимали лидеры газеты «Казах», прежде всего А. Букейханов. Дискуссия по земельному вопросу между журналом и газетой отнимала много сил у обеих сторон.
Журнал «Айкап» писал и о произволе царской власти. Одна из статей, разоблачающая колонизаторскую политику царской администрации, была опубликована в № 31 за 1912 год. В ней говорится о том, что Положение, появившееся в 1867-1868 годах, служит интересам только правящего класса, а волостные, бии преследуют свои личные корыстные цели. В корреспонденции «Букеевская орда» (№ 4, 1911 г.) речь идет о том, что прежние 700 десятин земли теперь сократилось до 20 десятин, и это ведет к дальнейшему обеднению; если так будет продолжаться и дальше, то может наступить полное обнищание.
В период всевластия советской историографии многие исследователи в угоду идеологии стремились поставить М. Сералина в начале XX века в круг революционных социал-демократов Южного Урала.
Все это предпринималось с целью противопоставления журнала «Айкап» газете «Казах», которую советская власть обвиняла в
контрреволюционном национализме. Посвидетельству самого же М. Сералина, журнал «не был органом трудящегося класса.
Он, будучи народным, не придерживался определенной классовой, политической и экономической ориентации» (Аул (Кустанай), 1924, 10 мая). Не случайно газета «Оренбургский край» назвала журнал «туземно — народным изданием».
Журнал «Айкап» выходил с января 1911г. по сентябрь 1915 г., сначала один раз, а затем два раза в месяц. Всего вышло 88 номеров, тираж доходил до 1000 экземпляров (Айкап, 1912, № 4).
Журнал «Айкап» стал глашатаем просвещения и культуры. М. Сералин считал, что «наш век — век науки» (Айкап, 1912, № 3). Он был последователем Ш. Марджани, И. Алтынсарина. И. Гаспринского, родоначальника джадидизма, новометодного звукового обучения, он считал своим учителем и наставником (Айкап, А.,1995).
В конце XIX века сложился джадидизм как идейно-политическое течение, его последователей называли джадидами («новые»). Джадиды выступали против засилья мусульманской религии, были сторонниками приобщения своих народов к европейской культуре, прежде всего к европейскому звуковому методу обучения в мектебе и медресе. В Казахстане джадидизм не сложился, хотя деятелей-джадидов было достаточно. Джадидизм, предложенный И. Гаспринским, считал главным препятствием на пути к цивилизации засилье ислама, средневековые традиции и нравы. Степень влияния ислама на духовную жизнь казахов была значительно слабее по сравнению с Татарстаном, Башкирией, Крымом и Туркестаном. В Казахстане просветительское движение главной преградой на пути национального возрождения считало колониализм. И. Гаспринский выступал под знаменем тюрко-татарского единства. Просветители же в Казахстане стали стеной против гегемонии татарских и бухарских теологов, тюрко-татарской письменности. «Труды видных просветителей Востока убедили нас, — писал М. Сералин, — в полезности обучения и образования и уважения языка родного народа» (Айкап, 1914, № 17).
Тем не менее, М. Сералин, по свидетельству С.Д. Асфендиярова, «пожалуй, в наибольшей степени был связан с татарской культурой и ее прогрессивной традицией».
М. Сералин, последователи «Айкапа» были сторонниками классического джадидизма. Они считали, что основная причина отсталости, архаичности казахского общества кроется в неграмотности населения (надандык), невежестве мулл, расточительстве и жестокости богатых (кайырымсыздык), грабеже казахских крестьян колонизаторами. Выход во всем этом они видели в просвещении общества, новометодном обучении по системе И. Гаспринского, в реформировании системы духовного обучения в переходе казахов на оседлый образ жизни (кала салу). Для своего времени эти идеи были прогрессивными. Заслуга М. Сералина и айкаповцев состоит в том, что они пошли дальше джадидизма, просветительства, поднялись до уровня революционных демократов, отражавших в своих идеях разрозненные и стихийные чаяния и думы казахских шаруа, трудящихся масс. Айкаповцев по типу младотюрков можно было бы назвать младоказахами, участниками младонационального буржуазно-демократического движения. Вместе с тем, в отличие от младобухарцев — джадидов М. Сералин и его последователи, будучи свободными от клерикализма, скорее были либеральными демократами, пропагандистами оседлого фермерского способа хозяйствования, передовой русской культуры. После выхода в свет газеты «Казах» в рядах айкаповцев произошел раскол. Одни примкнули к сторонникам мусульманского движения (М.Каратаев), другие шли от просветительства к идее ломки колониальной системы, создания казахской национальной государственности, национальной системы образования. История доказала правоту тех, кто последовательно шел вперед, отстаивая коренные общенациональные интересы.
Просветительскому движению начала XX в. мы обязаны тем, что в Казахстане появилась целая плеяда замечательных кадров, ставших во главе национального возрождения, подготовивших реальную основу для осуществления уже после революции широкого наступления в области народного образования. Так же как и великие представители эпохи Просвещения Запада, «просвещая головы», расчистили путь для новых общественно-политических отношений, так и первые казахские просветители заложили в сознание своего народа идеи свободы, равенства и братства, справедливости, дух борьбы с тиранией.
М. Сералин являлся ярким представителем нового поколения казахских просветителей и сделал очень много в области просвещения народа и воспитания целого поколения казахов. Он писал, что его «радует переход на новометодное обучение детей, открытие в Актюбинске учительской школы, появление на местах школ и медресе, обучение казахских детей в городских школах и медресе, увеличение обучающихся в них» (Антология педагогической мысли Казахстана. А., 1995). Твердо отстаивая свои просветительские идеи, он писал: «Из того, что мы постоянно и без устали обсуждаем, можно сделать два вывода: возводи города, живи компактно и только тогда можно распоряжаться хотя бы небольшим участком плодородных земель. Возводи мектебы и медресе, открывай школы, учи детей, овладевай искусством ремесла, только тогда ты станешь человеком, составляющим народность. Иначе тебя сотрут с лица земли» (Айкап, 1912, № 3).
В статье «Наше положение в прошлом и теперь» М. Сералин подчеркивал, что ученые уподобляют «развитие мира боевым сражениям… В этой войне побеждает не тот, у кого много людей, а побеждает тот народ, у кого выше наука, искусство. Поэтому, если мы не хотим попасть под пяту в соревновании с другими народами, нам надо вооружать детей знаниями». «Раздумывая о современности, — продолжал далее автор, — приходишь к мысли: чтобы действовать и жить счастливо в Российском государстве, необходимо овладевать наукой, искусством и знать русский язык. Для этого нужна школа, а она не под силу четырем-пяти семьям. Нет другого выхода, кроме основания села, поселка» (Антология педагогической мысли Казахстана. А., 1995).
Вместе с тем М. Сералин публиковал на страницах «Айкапа» статьи авторов, пытавшихся в форме переложения, в доступной форме изложить содержание священной книги мусульман.
Велика роль журнала «Айкап» в изучении казахского фольклора, становлении абаеведения, пропаганде духовного наследия русской и мировой классической литературы.
Вместе с тем на страницах журнала порой печатались публикации, проповедующие тюрко-татарский подход к новометодному обучению. Налет религиозности и приверженности шариату содержался в статьях М. Ж. Копеева, Д. Кашкымбайулы и др. На страницах «Айкапа» организованно публиковались авторы, отдававшие предпочтение новометодному обучению на тюрко-татарском языке, выступавшие против реформаторских поисков А. Байтурсынова в области казахской письменности.
Большие финансовые затруднения, значительно обострившиеся в условиях начавшейся первой мировой империалистической войны, отход некоторой части интеллигенции на сторону газеты «Казах», завоевавшей к тому времени популярность своей художественной зрелостью, возрождением казахской словесности, стройностью стиля и самое главное — постановкой назревших общенациональных проблем, обусловили прекращение выхода в августе 1915 г. журнала «Айкап».
Так служил Сералин казахскому народу. Правда, по высказываниям прежних и современных исследователей его творчества, было у него и немало ошибок, однобоких рассуждений. Конечно, об известных личностях в соответствии с эпохой высказываются разные мнения. Например, кого любила Советская власть? С точки зрения Советской власти среди казахской интеллигенции до Октябрьской революции не было ни одного достойного представителя.
Главную заслугу Сералина — выпуск журнала «Айкап», — никто не может зачеркнуть. Он был первым редактором первого казахского журнала. Он же был и издателем. Редактор Мухамеджан Сералин в журналистике оставил свой неизгладимый след. Его по праву можно назвать отцом казахской журналистики.
После закрытия журнала «Айкап» Сералин некоторое время работал в русской газете «Степь», издававшейся в Троицке. В 1918 году вступает в ряды большевистской партии и принимает активное участие в социально-политической работе. В этом же году он работает в ревкоме и земкоме. Был членом редколлегии газеты «Ушкын» (затем переименованной в «Енбекши казах»), которая начала выходить в 1919 году, как орган краевого ревкома. Затем в Костанае в 1920-1921 годах трудился ответработником губкома партии. В 1921-1925 годах был редактором костанайской газеты «Аул».
На работу в газету Сералин пригласил Беимбета Майлина. Затем к работе в редакции был привлечен Абдрахман Мустафин, тоже неплохо владевший пером. Сералин сделал все, чтобы газета «Аул» стала одним из лучших изданий в Костанае. В том, что сегодняшняя «Костанай таны», рожденная от «Аула», является одним из лучших изданий республики, несомненно, большая заслуга Мухамеджана Сералина, который дал ей путевку в жизнь.
В 1926-1928 годах Сералина поразил паралич, и он возвратился в свой аул. Он основывает село Аксор и открывает в нем школу, клуб, баню, организовывает водохранилище, сажает деревья и выращивает фрукты. Таким способом он пытался показать образец культуры нового аула. Следы этих его творений до сих пор сохранились на месте бывшего поселения. В 1928 году его здоровье улучшилось, и он возвратился в Костанай. Крайком партии хотел перевести его на работу в газету «Енбекши казах». Но его здоровье вновь ухудшилось, он совсем слег, и ему больше не суждено было встать на ноги. В мае 1929 года он скончался.
Мухамеджан Сералин является также одним из основоположников современной республиканской газеты «Егемен Казахстан», первым редактором костанайской газеты «Аул» (ныне «Костанай таны»). Он через печать бескорыстно служил своему народу. Его журнал «Айкап» учил немногочисленную интеллигенцию своей эпохи думать по-казахски и свои мысли письменно излагать на казахском языке.
Русский мыслитель Белинский говорил: «Я родился в журнале, вырос в журнале, и мечтаю умереть в журнале». Это мог про себя сказать и Сералин, ибо вся его жизнь прошла в журнале и газете.
Глава III. Газета «Казах».
Газета «Казах» выходила как еженедельное издание. За период с февраля 1913 по январь 1918 г. вышло 265 номеров тиражом 3000 экземпляров. Отдельные номера выходили тиражом до 8000 экземпляров. «Созданная почти из нечего и существовавшая в тяжелых условиях царско-полицейского режима, — писал М. Дулатов, — благодаря умелому руководству и самоотверженному труду А. Байтурсынова газета перед закрытием имела свою собственную типографию, большой запас бумаги, небольшую библиотеку, тираж превышал 8000» (Дулатов М. Шыгармалары. А., 1991). Редколлегия в новогоднем 45 номере за 1914 год сообщала, что газету выписывают казахи 10 областей. Кроме того, ее получают читатели из Оренбурга, Уфы, Казани, Петербурга, Москвы, Томска, ряда других городов, а также Турции и Китая.
Редактором газеты «Казах» во время оренбургской ссылки стал Ахмет Байтурсынов, к тому времени признанный лидер просветительского движения, выдающийся поэт, публицист, ученый-тюрколог, по определению М. Дулатова, «творец школы казахской словесности», но, прежде всего — пламенный общественный деятель с широчайшим кругозором и видением путей национального развития.
Ахмет Байтурсынов (1873-1937) — поэт, обогативший казахскую литературу начала ХХ века идеей борьбы за свободу и независимость. Он родился в Тургайском уезде, в волости Тосын. В 1886-1891 годах Ахмет учился в русско-казахском училище, в 1891-1895 годах обучался в учительской семинарии в Оренбурге. Годы учебы были для него трудными в материальном смысле. Свою педагогическую деятельность Байтурсынов начал в аульных школах Актюбинска, Костаная и Каркаралы, там он преподавал в двухклассных училищах.
Педагог и просветитель Ахмет Байтурсынов хотел избавить народ от безграмотности и нужды, все силы отдавал тому, чтобы вытащить казахов из темноты. Он видел, что путь к свободе народа лежит через знания, просвещение, науку, культуру и литературу. За то, что вместе с группой казахских интеллигентов из Каркаралы написал и отправил царю петицию, Ахмет был заключен под стражу (1909 г.). Восемь месяцев он провел в тюрьме без суда и следствия. После освобождения из тюрьмы ему было разрешено жить и работать лишь за пределами Казахстана, что было равносильно ссылке. Как политически неблагонадежный, он постоянно находился под надзором полиции.
Его поэтический сборник «Маса» («Комар»), Оренбург, 1911 г., посвящен тяжелому бесправному положению казахского народа. Байтурсынов — реформатор казахского языка. Им был создан алфавит на основе арабской графики. Начатая в 1912 году работа была официально принята в 1924 году как «Жаңа ереже» («Новое правило»). А. Байтурсыновым написаны учебники «Оқу қуралы» («Чтение») в 1912 году и «Тiл қуралы» («Учебник по языку»), состоящий из трех частей: фонетики, морфологии, синтаксиса. Учебники являлись новшеством не только для казахов, но и для всего тюркоязычного мира. Позднее он выпустил книги методического характера «Баяншы» (1920 г.) и «Тiл жумсар» (1925 г.). Первая работа по литературоведению «Әдебиет танытқыш» (1926 г.) также принадлежит Байтурсынову.
Ахмет Байтурсынов первым в казахской литературе определил роль и значение Абая Кунанбаева как поэта, философа и просветителя. Он призывал других изучать и широко пропагандировать духовное и творческое наследие великого казахского поэта.
С 1910 по 1917 год Байтурсынов жил в Оренбурге. В 1900 году в Петербурге вышла в свет его книга «Сорок басен». В ней, кроме его собственных стихов, были опубликованы на казахском языке басни русского поэта Ивана Крылова. В 1911 году в Оренбурге вышла его книга «Маса» («Комар»). В этот период он занимался педагогикой и методикой преподавания. В 1913 году Байтурсынов стал редактором газеты «Казах».
Преданность идеалам освободительного движения, интересам консолидации и духовного взлета казахского народа, необыкновенный талант и энциклопедические знания во многих областях науки поставили его в первые ряды просветителей духовных отцов нации. 19 мая 1914 года канцелярия Главного управления по делам печати разрешила исполнять обязанности второго ответственного редактора газеты «Казах» М. Дулатову. Страстный, кипучий, бескомпромиссный во многих отношениях, пламенный публицист, поэт-трибун, М. Дулатов со своей героической и трагической судьбой во многом напоминал Махамбета Утемисова XX века. Газету «Казах» в 1918 году (№№261-265) редактировал Жанузак Жаныбеков.
Огромную роль в определении ведущей линии этой газеты, как и всего освободительного движения демократической казахской интеллигенции начала XX в. сыграл выдающийся борец за свободу казахского народа, политик, экономист, историк, этнограф, литературовед, статистик-социолог, публицист, человек энциклопедического склада ума А. Букейханов.
Великолепная троица — А. Байтурсынов, М. Дулатов, А. Букейханов, составлявшая единое целое, сумела создать национальную газету века.117 Им удалось сплотить вокруг газеты «Казах» весь цвет казахской демократической интеллигенции, в том числе таких видных деятелей, как Шакарим Кудайбердиев, Магжан Жумабаев, Гумар Карашев, Султанмахмут Торайгыров, Жусипбек Аймаутов, Беимбет Майлин, Жакып Акпаев, Халел Досмухамедов, Сабит Донентаев, Мустафа Чокай, Мухаметжаи Тынышбаев и многих других. Тем не менее, основную идейно-теоретическую нагрузку несли на себе А. Байтурсынов, М. Дулатов, А. Букейханов. Как свидетельствует подсчет исследователя К. Атабаева, больше половины опубликованных материалов на страницах газеты «Казах», на сегодняшний день имеющихся и представленных в энциклопедическом сборнике «Казах», написаны ими продолжение
--PAGE_BREAK--