План
Введение
Глава I Первобытнообщинныйстрой и древний Чосон
1.1 Первобытнообщинный строй на территории Корей и процессего разложения
1.2. Древний Чосон
Глава 2 Формирование трех государств их развитие
2.1 Государство Когурё.
2.2 Создание и развитие государство Пэкче.
2.3 Государство Силла.
Заключение
Список литературы
Ввдение
Корейский народ имеетбольшую историю созидательного труда, воплотившегося в его богатой самобытнойкультуре, и уходящую в века историю упорной борьбы за свободу и независимостьсвоей страны.
В период господства встране японских империалистов, стремившихся к духовному закабалению корейскогонарода и монополизировавших в своих руках дело составления и издания обобщающихтрудов по истории Кореи, история Кореи всячески фальсифицировалась в угодуколонизаторам. Немногочисленные работы прогрессивных корейских ученых терялисьв массе фальсифицированных сочинений японских официальных историков иоставались неизвестными для массы читателей.
Только с освобождениемКореи Советской Армией (в августе 1945 года) открылись небывалые возможностидля развития исторической науки. Уже в самые первые месяцы после освобождениястраны прогрессивные ученые создали в Сеуле «Союз ученых», «Институт изученияобщественных наук», «Институт изучения национальной культуры» и другиеорганизации, которые приступили к изданию трудов по актуальным вопросамкорейской истории. Однако установление в Южной Корее террористического режимаамериканских оккупантов и лисьшмановской клики прервало деятельностьпрогрессивных корейских историков, и большинство их вынуждено было переехать вСеверную Корею, ставшую оплотом демократического развития корейского народа.Здесь были созданы им благоприятные условия для научного творчества.
В возникновении иразвитии корейской государственности можно выделить несколько этапов. Самымраним этапом следует считать эпоху Древнего Чосона — первого государственногообразования в истории корейского этноса, которое просуществовало около шестивеков (VIII—II вв. до н. э.). История Древнего Чосона свидетельствует отом, что, несмотря на полуостровное положение, Корея с глубокой древности былатесно связана, и экономически, и политически, с материковыми странами Азии,главным образом с Китаем. Довольно часто дело доходило до вооруженныхконфликтов между Чосоном и древнекитайскими государствами.
Несомненно, тогда ужесуществовала определенная политическая организация, но по сравнению с развитымаппаратом классового государства она была крайне несовершенной, и по мере того,как ван усиливал свои позиции в экономическом, политическом и военномотношениях, это общество быстро перерастало в классовое государство. В этовремя древний Чосон находился как раз на пороге цивилизации. Таким образом,Чосон рассматривается как один из союзов корейских племен который предшествовалобразованию государства. Однако в последнее время среди корейских историков,сложилось иное мнение: они считают, что Чосон был первым государственнымобразованием, возникшим у корейских племен, что государство это по своемухарактеру являлось рабовладельческим. Причем некоторые историки, полагаясь намифологические данные, стремятся даже отнести возникновение Чосона к весьмаотдаленной древности, -чуть ли не к концу первого тысячелетия до новой эры.Хотя, конечно, и можно предположить существование в глубокой древности такогорабовладельческого государства, как Чосон, но для доказательства этогоположения пока еще слишком мало фактических данных. Основные китайскиеисточники («Шицзи» и «Ханьшу»), говорящие об истории Чосона, почти не содержатсведений, которые позволяли бы судить об уровне социально-экономического развитияЧосона, поэтому вопрос о социально-экономической сущности Чосона и сегодняостается в числе нерешенных проблем корейской истории.
Так же, в моей работебудут рассмотрены процесс формирования первых государств в Корее на материалахистории государств Когурё, Пэкче и Силла.
Глава I. Первобытнообщинныйстрой и Древний Чосон
1.1Первобытнообщинный строй на территории Кореи и процесс его разложения
Следы и памятникиматериальной культуры первобытного общества на территории Кореи. Следыпервобытного человека на территории Кореи сохранились главным образом в видекультурных слоев раковинных куч (пхэчхон), возникших в местах его стоянок.
Стоянки первобытногочеловека на территории Кореи обнаружены в провинции Северная Хамгёндо, вбассейне реки Туманган, а также в ряде мест по восточному побережью и наблизлежащих островах. Среди них следует отметить обнаруженные ранее стоянки впровинции Северная Хамгёндо, в уездах Чонсон и Кёнхын, а также открытые впоследнее время в результате раскопок, проведенных корейскими археологами,древние стоянки на острове Чходо и в уезде Хверён. Эти поселения представляютсобой группы землянок шириной от 3 до 6 метров и глубиной от 30 сантиметров до2 метров. В центре каждой землянки сохранились остатки очага, а вокруг очагаразбросанные в беспорядке глиняная утварь, каменные и костяные орудия. Землянкиимеют форму квадрата, круга, эллипса или тыквообразную форму; вокруг нихсохранились остатки столбов, что дает возможность представить внешний ивнутренний вид жилища первобытного человека. В старинных записях (см. «Историютроецарствия» («Саньгочжи»), «Историю династии Вэй», «Описание восточныхварваров») следующим образом описывается такай землянка-жилище первобытногочеловека, обитавшего на территории Кореи: «Крыша у них круглая, и на однойстороне ее имеется дверь, через которую можно попасть в нижнюю часть жилья»[1].
Раковинные кучираспространены на весьма значительном пространстве, начиная от провинцииСеверная Хамгёндо на побережье Японского моря, по побережью Желтого моря и наостровах к югу от провинции Южная Кёнсандо, а также разбросаны в бассейнах рекТэдонган, Ханган и Нактонган.
Культурные слои ссодержавшимися в них остатками орудий труда и домашней утвари первобытногочеловека также часто встречаются в местах распространения раковинных куч. Онисохранились главным образом по южным склонам побережья морей и рек. В отдельныхслучаях раковинные кучи образуют целые холмы. Это свидетельствует о том, что вкакой-то определенный период здесь были довольно продолжительные стоянкипервобытного человека.
Таким образом, хотя следыстоянок первобытного человека чаще всего встречаются в местах, расположенныхвблизи удобных водных путей, их немало найдено также на южных склонах холмов вглубине полуострова. Таким образом, поселения первобытного человека былираспространены на весьма значительной части полуострова. На месте указанныхстоянок в результате раскопок были найдены различные памятники периодапервобытнообщинного строя — каменные и костяные орудия, изделия из раковин, атакже глиняная посуда.[2]
Для выделки каменныхорудий употреблялись сравнительно твердые породы камня, например обсидиан,силикатный камень и кремень, но иногда и более мягкие— сланец и другие. Похарактеру обработки они различаются на сколотые, полушлифованные и шлифованные.Среди найденных каменных орудий меньше всего изготовленных методом обивки, иглавным образом они встречаются в провинции Северная Хамгёндо (в провинцииСеверная Хамгёндо каменные орудия- этого вида были найдены при раскопках вместес гладкошлифованными каменными орудиями). Основную массу найденных каменныхорудий составляют шлифованные орудия. Из них следует назвать топоры, ножи,копья,
Наконечники для стрел,шила, пилы, лопаты, ручные жернова, прялки, мелкие орудия из камня, различныеукрашения, а также ряд каменных инструментов, употреблявшихся для изготовленияорудий из камня. Костяные орудия, как правило, сделаны из костей или роговоленя, кабана, волка, косули, зайца и других животных, что дает возможностьузнать, на какого зверя охотился в те времена первобытный человек и какиеживотные разводились им. Найденные при раскопках костяные орудия весьма разнообразны:рыболовные крючки, иглы, наконечники для стрел, копья, шила, ручки дляразличных орудий. Они являлись важнейшими орудиями труда, и прежде всегорыболовства.[3]
Наряду с рыболовствомважным способом добывания пищи в то время был сбор моллюсков. Раковинымоллюсков шли на изготовление простых украшений, а иногда употреблялись вкачестве черпаков и пр.
Обнаруженные прираскопках глиняные сосуды весьма разнообразны по форме, цвету и орнаменту.Лепные глиняные сосуды различаются на остродонные и на сосуды со сплющенным(какими-то приспособлениями) дном. Они различаются как по способу изготовления,так и но характеру украшений. Встречаются толстостенные сосуды без орнамента,сосуды с гребенчатым орнаментом, а также сосуды, полированная поверхностькоторых покрыта красным лаком.
Толстостенные глиняныесосуды без орнамента, вероятно, относятся к более раннему периоду. Сосудытакого типа, желто-коричневого и темно-пепельного цвета, имеющие толстые стенкис большим содержанием песка, найдены при раскопках во многих местах. Глиняныесосуды с гребенчатым орнаментом имеют по сравнению с ними тонкие стенки, а наих внешней поверхности нанесены узоры в виде параллельных, волнистых иизломанных линий и точек. Полированные краснолаковые сосуды аналогичны сосудам,найденным в Северном Китае, поэтому есть основание говорить о связи между ними.
Исследование памятниковпервобытной эпохи на территории Кореи показывает в общем принадлежность их кодной культуре. Однако разнообразие глиняной утвари и размещение памятниковпоказывает различный уровень развития культуры (так, памятники, обнаруженные впровинции Северная Хамгёндо, кажутся относящимися по времени к более зрелойступени, а находки южнее — сравнительно более примитивными), а также сложнуюкартину ее развития, связанную, вероятно, с внешним влиянием, котороеоказывалось как на направление, так и на темпы развития культуры.
Первобытнообщинный стройна территории Кореи в период каменного века. По указанным выше следам стоянок ипамятникам периода применения каменных орудий можно проследить черты оседлойжизни и производственной деятельности человека той эпохи.
Копья, ножи, наконечникидля стрел, топоры, мелкие орудия и другие изделия являлись важнейшими орудиямитруда в период, когда первобытные люди занимались охотой. И среди этих орудийпервое место принадлежало луку, причем обитавшие на территории Кореипервобытные племена изготавливали большие луки, которые, согласно письменнымисточникам, назывались тангун (луки из черной березы) и мэкгун (мэкские луки),и издавна передавали китайцам свое превосходное искусство изготовления их.
В ряде районов получилиизвестное развитие земледелие и скотоводство. Об этом можно судить попримитивным сельскохозяйственным орудиям, которыми пользовался первобытныйземледелец: каменному лемеху, лопате, ножу в форме полумесяца (нож в формеполумесяца или серп представляет собой режущее орудие, изготовленное из сланцаили камня другой породы; в центре его было просверлено одно или два отверстиядля прикрепления ручки, которая в зависимости от назначения приставлялась попрямой или под углом), каменным жерновам для помола зерна, мотыге,изготовленной из оленьих рогов, и др. В том, что это действительно были орудияземледелия, не может быть сомнения: во время раскопок, проведенных в уездеХверён, они обнаружены вместе с соевыми бобами, мелкими красными бобами,гаоляном и просом.
О развитии скотоводства втот период свидетельствуют обнаруженные при раскопках костяные орудия и костиживотных, съеденных человеком, и особенно — большое количество орудий из рогов;об этом же свидетельствуют, в частности, и найденные кости крупного рогатогоскота, лошади и собаки.
Найденные при раскопкахпрялки, изготовленные из камня или глины, дают нам представление о производстветканей, причем тканевые узоры, обнаруженные на глиняных сосудах, говорят означительном развитии этого искусства в тот период. Для изготовления тканейприменялись прялки двух видов; в форме диска с отверстием в центре и в формеостроугольной счетной фишки.
Люди того периода жилипервобытными общинами. Это обусловливалось тем, что при крайне примитивныхорудиях производства в одиночку невозможно было добыть средства ксуществованию, защитить себя от нападения хищных зверей и прочих опасностей. Заисключением мелких вещей, все являлось собственностью общины, о частнойсобственности еще не могло быть и речи. Люди работали сообща, распределениедобытых продуктов производилось на основе примитивного равенства,следовательно, не было ни эксплуатации, ни классового деления.
При первобытнообщинномстрое люди жили родовыми общинами, образованными по признаку кровного родства,причем счет родства велся по материнской линии, о чем говорят нам, хотя идовольно скупо, древние мифы, сказания и обычаи. Об этом свидетельствуютрассказы о солнечных лучах-отцах в древних мифах и сказаниях племен пуё икогурё, а также факты поклонения духам женщин, являвшихся прародительницамидревних корейских племен: например, поклонение «духу Пуё» у племени когурё,поклонение «святой матери Сосуль» в силланской общине, поклонение «справедливойродоначальнице» (чонгён-мочжу) у кая и т. д. Это подтверждается такженекоторыми обычаями в государстве Силла, где продолжительное время сохранялосьдовольно много пережитков первобытнообщинного строя: так, например,наследование там велось по материнской линии, и жители счет родства вели поматеринской линии.
1.2Древний Чосон
Первобытные корейскиеплемена, жившие в южной части Северо-Восточного Китая и на Корейскомполуострове, имели различный уровень общественно-экономического развития.Наиболее высокий уровень общественно-экономического развития был у населения,обитавшего на территории современного Ляодунского полуострова, в бассейне рекиЛяохэ, и оно первым проложило путь к цивилизации. Именно у проживавших здесьплемен древних чосонцов раньше других произошел переход от первобытнообщинногостроя к классовому обществу. Согласно древним китайским письменным источникам,уже в VII веке до нашей эры название Чосонбыло известно в древнем Китае, и тогдашнее племя древних чосонцев вело торговлюс материковым Китаем, продавая тигровые шкуры, шерстяные ткани (ёльбок) и др. Вэто время землю древних госонцев стали часто посещать купцы из Китая.[4]
Благодаря этим связям ипроникала в древний Чосон высокоразвитая китайская культура, что способствовалобыстрому его развитию. Распространение влияния могущественной Китайской империии расширение ее границ, в результате чего устанавливается непосредственныйконтакт чосонцев с Китаем, ускорило процесс консолидации древнечосонских племени укрепление их союза.
Наиболее важнымисточником для изучения социальных отношений того периода являетсядревнечосонский свод законов, или «Восемь запретительных статей» («Помгымпхальчо»). Из них нам теперь известно лишь содержание трех: 1) убийцанемедленно должен быть казнен; 2) за нанесение раны виновный должен возместитьпострадавшему зерном; 3) человек, укравший чужое имущество, становится рабомдома, которому нанес ущерб. Чтобы избежать рабства, вор должен внестисоответствующий выкуп.
В «Истории Ханьскойдинастии» («Ханьшу»), повествующей об этих «Восьми запретительных статьях»,рассказывается о существовании такого обычая: «Если внесший выкуп и избегалрабства, то за ним все равно сохранялась кличка вора, поэтому с ним никто невступал в брак».
Далее говорится, что«… жены соблюдали верность и не предавались разврату». На основании этойзаписи можно установить, что среди «Восьми запретительных статей», вероятно, быластатья, карающая измену как со стороны жены, так и со стороны мужа. Означительном развитии института частной собственности свидетельствуютсодержание статей древнечосонских законов, охранявших интересы богачей, а такжеразличные установления о рабах. Однако рабство, по-видимому, играло в тотпериод незначительную роль, что ясно из статьи, согласно которой вор избегалрабства, если уплачивал возмещение за украденное имущество.
В III веке до нашей эры, в период, когдапосле падения государства Чжоу на территории Китая образовалось нескольковоюющих друг с другом государств, древнечосонский князь (ху) стал называть себяваном (королем). Ван располагал соответствующим бюрократическим аппаратом ивесьма значительными вооруженными силами.
В III веке до нашей эры, когда древнийЧосон подвергся нашествию со стороны северокитайского царства Янь, границеймежду ними служила река Маньфаыьхан (вблизи современной реки Ляохэ). Когдаимперия Цинь, объединив Поднебесную, приступила к строительству Великой стены(214 год до н. э.), правитель древнего Чосона, ван Пу, решил воспользоватьсяэтим для расширения своего влияния, а позднее его сын, ван Чун, стал приниматьбежавших от тяжелых повинностей или просто переселявшихся жителейсеверокитайских государств Янь, Ци, Чжао и заселял ими западные области Чосона,расширяя таким путем его границы.
В древнем Чосоне, которыйнаходился на высшей стадии первобытнообщинного строя и представлял собой союзплемен, опирающийся на деревенские общины, князь (ху или ван) являлся верховнымвождем союза племен, выступавшим в качестве представителя вождей отдельныхплемен. Несомненно, тогда уже существовала определенная политическаяорганизация, но по сравнению с развитым аппаратом классового государства онабыла крайне несовершенной. По мере того как ван усиливал свои позиции вэкономическом, политическом и военном отношениях, это общество быстро„перерастало в классовое государство. В это время древний Чосон находился какраз на пороге цивилизации.
В 206 году до нашей эры,когда империя Хань вновь объединила Китай и восстановила древние ляодунскиекрепости за Великой стеной и назначила Лу Гуана правителем царства Янь, границас древним Чосоном была установлена по реке Пхэсу. А когда в 195 году до нашейэры Лу Гуан, выступивший против империи Хань, был разбит и бежал к гуннам, еговассал Ви Ман вместе с более чем тысячей слуг перешел реку Пхэсу и вступил вЧосон. Правитель Чун присвоил ему титул пакса, выделил более 100 ли земли иотдал под его управление жителей империи Хань, бежавших из Китая и поселившихсяв западных пограничных землях древнего Чосона.
Расширивший свое влияниев западных пограничных землях Чосона Ви Ман в 194 году до нашей эры напал накрепость Вангомсон, изгнал вана Чун.а и сам занял место правителя древнегоЧосона, Ви Ман продолжал вести войны в целях ограбления азличных чосонскихплемен. Именно в это время племена чинбон и имдун находились под властью домаВи. Древнечосонский ван Уго (внук Ви Мана) закрыл торный путь Ханьской империик восточным племенам. 1-128 году до нашей эры ханьский император Уди наравилкупца Пэн У к Намё, правителю земель (кун) Е, находившихся к югу от Ляодунскогополуострова, и тот поручению императора убедил Намё покориться империи иучредить на своей территории округ Чханхэ, чтобы проложить дорогу для торговлис восточными пионами. Но от этого плана вскоре пришлось отказаться, так какосуществление его требовало много сил больших затрат. Однако проникновениеХаньской империи в восточном направлении не прекратилось, потому что различные чосонскиеплемена представляли объект эксплуатации для китайских императоров.
Впоследствии, в 109 годудо нашей эры, император Уди начал войну с целью захвата Чосона. В течение двухлет Чосон упорно сражался против 50-тысячной армии империи Хань. Однако послетого, как внутри господствующего класса древнего Чосона произошел раскол и былубит ван Уго, древний Чосон пал.
На завоеванной территорииХаньская империя образовала 4 округа: на месте древнего Чосона — округ Акнан(Лолан), а на соседних к Чосону землях —Имдун (Линьтун), Чинбон (Чэньфань), Хёнтхо(Сюаньту). В округе Акнан был сосредоточен политический аппарат, и, главное, онбыл центром экономического господства Ханьской империи. Во главе каждого округабыл поставлен начальник (тхэсу, в китайском чтении — тайшоу), возглавлявший чиновничийаппарат. Каждый из округов подразделялся на несколько уездов, управление которымиосуществляли не только присланные из Китая чиновники, но также и бывшиестарейшины местных племен, носившие ханьские титулы ху (хоу) и сотрудничавшие сзахватчиками. Центры округов и уездов часто посещались чиновниками и купцамиХаньской империи, а некоторые из них поселялись и на постоянное жительство. А в«Истории Ханьской династии» — «Хань-шу» (кн. 28, «Географические описания», ч.8, 2, «Округ Акнан») рассказывается о том, что в связи с появлением хадьских купцовувеличилось воровство, а количество статей законов (вместо «Восьмизапретительных статей») увеличилось до 60 с лишним.[5]
Учреждение четырехханьских округов оказало большое влияние на политическое, экономическое икультурное развитие корейских племен. Расширялись торговые связи междукорейскими племенами, особенно оживленная торговля шла через округ Акнан. Обэтом говорят относящиеся к эпохе династии Хань предметы материальной культуры,найденные во время археологических раскопок (кроме территории Ляодуна) вбассейне реки Тэдонган, в провинции Хванхэдо и даже в провинции Кен сан до.
Политическое иэкономическое влияние Ханьской империи ускоряло процесс консолидации различныхкорейских племен. Жившие на территории современного Северо-Восточного Китая ина Корейском полуострове племена стали на путь развития примитивнойцентрализованной монархии, что соответствовало степени их социально-экономическойзрелости, а также неотложным политическим требованиям. Четыре округа Ханьскойимперии, столкнувшись с упорным сопротивлением всех восточных племен, уже на26-м году своего существования претерпели существенные изменения.
Округа Чинбон и Имдунбыли упразднены, а Округ Хёнтхо, неоднократно подвергавшийся нападениям ссеверо-запада, в конце концов был объединен с округом Акнан.
Глава 2. Формированиетрех государств их развитие
Первым возникло на рубеженовой эры государство Когурё, затем произошло формирование государств Пэкче иСилла. Эти три государства существовали раздельно до VII века нашей эры.
Государство Когурёзанимало северную часть Корейского полуострова, а также большую частьтерритории Северо-Восточного Китая к востоку от Ляодунского полуострова. Пэкче находилосьв юго-западной части Корейского полуострова, а государство Силла — в егоюго-восточной части. К сожалению, до сих пор остаются нерешенными важные проблемы,касающиеся времени возникновения трех государств и характера ихобщественно-экономического строя.
2.1Государство Когурё
Государство Когурё, развившеесяранее Пэкче и Силла, сложилось в сильную державу в результате объединения различныхплемен по среднему течению реки Амноккан (с центром в районе современного Цзианя)и вытеснения на северо-западе агрессивных сил ханьцев (китайцев). К началуновой эры процесс объединения под эгидой Когурё ряда родоплеменных групп —пирю, хэнин, окчо, рянмэк, кальса, кэма, куда, чбна, чуна — происходил особеннобыстро благодаря наличию у них общих интересов, и прежде всего в деле сплочениясил для борьбы с захватническими устремлениями ханьцев.
Когурёский ван посылал впокоренные области представителей когурёской знати (тэга), которые занималисьсбором дани, Согласно «Описанию восточных варваров» в «Истории государства\Вэй»(см. «Саньгочжи», «История государства Вэй», «рписание восточных варваров»,(«Восточные окчо»), Покоренное когурёсцами племя окчо вынуждено было доставлятьв Когурё, расположенное за тысячу ли, в качестве дани пеньковые холсты(мэк-пхо), соленую рыбу и другие продукты морского промысла.[6]
Таким образом, покоренныеКогурё племена превращались в зависимое от государства Когурё население,обязанное платить дань.
Территории, объединенныеплеменем когурё, делились на следующие административные единицы: сонып(крепости), кун (округа) и хён (уезды). Территория государства Когурё особенноувеличилась после II века нашей эры.Именно в этот период государство Когурё так усилилось, что не только успешноотражало вторжения с северо-запада ханьских сил и северных кочевых племен, но иначало захватывать западные районы Ляодунского полуострова за рекой Ляохэ.
Господствующий класс вгосударстве Когурё складывался из родоплеменной аристократии.
Расположенные по среднемутечению реки Амноккан, где формировался союз когурёских племен, пять общин (пу)Когурё в политическом, экономическом, военном и культурном отношениипредставляли в свою очередь маленькие центры, непосредственно связанные сместными сельскими общинами. Столица государства Когурё, крепость Кукнэсон(позднее столица была перенесена в крепость Хвандо), процветала как центрэксплуатации покоренных сельских общин и как центр дележа награбленныхбогатств.
Государство Когурё неотносится к числу тех, которые возникли на обломках сельской общины врезультате окончательного разложения сельских общинных отношений. Напротив, оносформировалось в условиях сохранения этих отношений, поэтому правители Когурёдля господства над сельскими общинами в пределах подвластной им территории идля эксплуатации их нуждались в сильной самодержавной (деспотической) власти. Впроцессе отражения вторжений северных кочевых племен, а также ханьцев сматерикового Китая происходило быстрое усиление этой деспотической власти.
Энгельс писал, что«Древние общины там, где они про должали существовать, составляли в течениетысячелетий основу самой грубой государственной формы, восточного деспотизма»1.
В древних китайскихлетописях, имеются записи о примитивной форме деспотии, существовавшей вгосударстве Когурё. «Каждый тэга из чирла племенных старейшин осуществлялвоенную и политическую власть над определенным районом, но все тэга в своюочередь подчинялись вану» (см. «История троецарствия», «История государстваВэй», «Описание восточных варваров», «Когурё»). Из числа тэга назначалсяминистр государства Когурё (тэтэро) сроком на три года. В период смены тэтэромежду тэга — претендентами на этот пост — разгорались войны. Король в это времязапирался в крепости и ждал исхода борьбы, а затем назначал победителя тэтэро(см. «История государства Чжоу» («Чжоушу»), кн. 49; «Биографии и описания»(Леч-жуань»), ч. 41; «Описание чужих земель» («Гаоли»); «История государстваТан» («Таншу»), кн. 220, «Леч-жуань», ч. 145, «Описание восточных варваров»).
Правители деспотическогогосударства считали, что вся земля в стране и все живое и неживое имуществоявляется собственностью государства, то есть вана. Следовательно, всенаграбленные как внутри государства, так и за его пределами ценностисосредоточивались в руках деспотического государства. Правители деспотическогогосударства ограничивали стремления отдельных тэга увеличить земельные владенияи число рабов, полученных ими по системе сикып. По системе сикып ван временно отдавал«на кормление» определенную часть находившихся под его верховной властьюземельных владений (включая и население этих земель), вернее, уступал властьнад сельскими общинами вместе с их населением.
Сведения о системе сикып,имеющиеся в древних письменных источниках, отрывочны, по ним невозможно узнатьее подробное содержание. Из «Исторических записей трех государств» («Самкуксаги») нам известно, что сикып давался только полководцам за большие военныезаслуги, то есть ограниченному кругу лиц.
В случае смерт лица,получившего сикып, государство отбирало его. Оставлялось лишь несколько дворовпри могиле умершегоув качестве сумёно (рабы, охраняющие могилу).
Ремесло в целомразвивалось довольно быстрыми темпами, однако это развитие в условияхсуществования натурального хозяйства аристократии носило весьма ограниченныйхарактер. В то же время при сохранении пережитков общинных отношений, когдаремесло было тесно связано с земледелием, оно носило характер домашнейпромышленности и не могло выйти за рамки удовлетворения собственныхпотребностей и, следовательно, не могло открыть путь к оживленному развитиюобмена. Это было связано с тем, что/ широкие массы трудового населенияобразовали вчерашние общинники, перешедшие к ведению мелкого крестьянскогохозяйства. Маркс указывал, что «как мелкое крестьянское хозяйство, гак инезависимое ремесленное производство… представляют экономическую основуклассического общества в наиболее цветущую пору его существования, после тогокак первоначальная восточная общинная собственность уже разложилась, а рабствоеще не успело овладеть производством в сколько-нибудь значительной степени».Это положение Маркса, видимо, можно применить и к государству Когурё, основойкоторого являлась община.
В Когурё хозяйстваосновных производителей можно разделить на два типа: к первому относилисьмелкие хозяйства свободных крестьян-землевладельцев, являвшихся полноправнымичленами общин, а ко второму — хозяйства порабощенного и зависимого населения,всей общиной ставшего объектом эксплуатации со стороны завоевателей.
Правители Когурёподвергли обложению и хозяйства свободных крестьян. Размер налога с каждогодвора в зависимости от имущественного положения определялся в 1 сок, 7 ту или 5ту [сок равен 10 ту] («История Суйской династии» («Суйшу»), кн. 81, «Лечжуань»,ч. 46, «Восточные варвары» («Когурё»). Это обложение носило форму сборов,которые издавна делались каждой семьей общины «на общие нужды» (на самом жеделе это была эксплуатация, осуществляемая племенной аристократией).[7]
В процессе развитияклассового общества лишь крайне незначительная часть свободного населениястановилась богатой и вливалась в ряды господствующего класса; подавляющая жемасса свободного населения попадала в положение обедневших малоземельныхкрестьян. Причем положение свободных малоземельных крестьян особенно ухудшалосьвследствие частых мобилизаций их на войну.
В то же время богатыетэга путем выдачи ростовщических ссуд захватывали земельные наделы мелкихкрестьян, а их детей обращали в рабов (ноби). Описывая положение, сложившееся вконце II века, «Исторические записи трехгосударств» («Самкук саги», кн. 16, Летописи Когурё, ч. 4, 16-й год правлениявана Когук-чхон, десятый месяц) повествуют о том, что свободные крестьяне,лишившиеся своей земли и сделавшиеся батраками, в неурожайные, голодные годы немогли даже найти работы по найму и становились бродягами.
Правители Когурё подпредлогом оказания помощи разоряющимся мелким свободным крестьянам расширялисферу действия системы чиндэ (система выдачи населению зерновой ссуды изгосударственных складов во время неурожаев). Система чиндэ являлась по существугосударственным ростовщичеством и, конечно, не могла улучшить положения мелкогокрестьянства. Все большее число мелких крестьян выбывало из сферынепосредственной производственной деятельности. Но даже это вытесненное изсферы производства население облагалось налогами; оно должно было раз в тригода сдавать государству один кусок материи («История Суйской династии» («Суйшу»),кн. 81, «Биографии и описания», 46, «Восточные варвары» («Когурё»).
Население покоренныхобластей подвергалось еще более жестокой эксплуатации. У них сохраниласьобщинная форма организации, и община выплачивала государству дань продуктами,специфичными для данной местности. Согласно «Истории государства Чжоу»(«Чжоушу», кн. 49, «Биографии и описания», 41, «Описание восточных варваров»),количество поставляемых общиной продуктов для различных районов былонеодинаковым, а из «Истории Суйской династии» («Суйшу», цитированный раздел) мыузнаем, что обложению подвергалось все работоспособное население и размер егосоставлял пять кусков ткани и пять сок зерна с человека. Мы также узнаем, чтодань, собиравшаяся при посредничестве вождей зависимых племен, все болееувеличивается и становится узаконенным и регулярным побором.
«Исторические записи трехгосударств» («Самкук саги», кн. 14, «Летописи Когурё», 2, 15-й год правлениявана Тэмусина, третий месяц) повествуют о том, что в середине I века когурёская аристократия,осуществлявшая власть над сельскими общинами на захваченных территориях,требовала от жителей общин поставлять крупный рогатый скот, лошадей и другоеимущество, а в случае отказа пускала в ход бичи. Жителей попавших в зависимостьот Когурё общин иногда даже заставляли отдавать своих детей в рабство каристократам. Их дочери были наложницами у аристократов, а с ними самимиобращались как с рабами.
Проблеме увеличения числарабов постоянно уделяла внимание вся когурёская аристократия и сам ван, являвшийсявыразителем ее интересов. И это определялось политико-экономическимитребованиями развивающегося рабовладельческого хозяйства. Рабами становились нетолько пленные. Порабощено было и немалое число жителей покоренных территорий.Положение об обращении свободных людей в рабов являлось одним из основных вгосударственном законодательстве того времени. В рабство обращался не толькотот, кто совершил преступление, но и его семья, рабами становились также детилиц, которые не могли уплатить долги государству или частному лицу. Так,человек, убивший корову или лошадь, должен стать рабом хозяина убитогоживотного («Старая история Танской династии» («Цзютаншу»), кн. 199, «.Биографиии описания», т. 149, «Восточные варвары» («Когурё»). Это свидетельствует о том,что раб, считавшийся в тот период рабочим скотом, по цене был приравнен ккрупному рогатому скоту или лошади.
У нас нет подробныхсведений о купле-продаже рабов в государстве Когурё, однако такой факт, какпокупка и продажа немалого числа людей на рынках Северного Китая («Историягосударства Цзинь» («Цзиньшу»), кн. 97, «Биографии и описания», 67,«Восточныеварвары», «Государство Пуё), или то,-что в середине II века, когда речь зашла о выкупе пленных ханьцев, каждыйвзрослый был оценен в 40 кусков шелковой материи, а дети — в 20 кусков(«История поздней династии Хань» — «Хоухонылу», кн. 85, «Биографии и описания»,75, «Восточные варвары», «Когурё»), дает некоторое представление осуществовавшей в то время работорговле и ценах на рабов.
С III века нашей эры происходит быстроеусиление государства Когурё. Дважды страна оказывалась в чрезвычайно тяжеломположении — дважды, в 246 и 342 году, она подвергалась нашествию внешних врагов— государства Вэй и племен сяньби. И несмотря на то, что даже столица государства— Хвандосон — была разрушена врагами до основания, народ Когурё, развернувповсеместно партизанскую войну, сумел изгнать врагов из страны. Изгнав врагов иукрепив свои северо-западные границы, государство Когурё перешло кнаступательным действиям. К этому времени относится отражение последней атакигосударства Цзинь на округ Акнан (Лолан), который со времен Ханьской династиислужил опорным пунктом для завоевательных устремлений на Корею.
Продвижение на юг иколонизация южных земель представляли важный аспект деятельности государстваКогурё, соответствовавший его социально-экономическому развитию в тот период.
При освоении плодородных земельк югу от реки Чхончхонган широко применялся труд государственных рабов. В серединеIII века ван Когурё издал закон, строго запрещающийпри похоронах совершать обряд принесения в жертву рабов. Именно в этот периодгосподствующий класс государства Когурё ведет много войн с целью захвата рабов.В 280 году на востоке было совершено нападение на племя суксин, в результате которогобыло захвачено в качестве военной добычи 600 семей (дворов); много пленных былозахвачено во время походов против крепости Хёнтхосон и округа Акнан, находившихсяпод властью государства Вэй. О том, что пленные использовались главным образомдля освоения южных районов, свидетельствует, например, такой факт: в 302 годуван Когурё напал с 30-ты-с.ячным войском на крепость Хёнтхосон, а захваченных вбою более 8 тысяч пленных угнал в окрестности Пхеньяна. Много пленныхзахватывали и в дальнейшем; например, в округе Акнан было захвачено в пленболее 2 тысяч мужчин и женщин.
В своем продвижении на юггосударство Когурё неизбежно должно было столкнуться с государством Пэкче,расширявшим свои владения в северном направлении. Ван Когурё в 369 году началвойну против Пэкче, но потерпел поражение, а в 371 году более чем 30-тысячнаяармия Пэкче осадила крепость Пхеньян.
В 391 году на когурёскийпрестол, вступил молодой ван Квангэтхо («расширитель земель»). В высеченной имстеле (сохранившейся до настоящего времени в уезде Цзиань, Северо-ВосточныйКитай) следующим образом описываются его подвиги в завоевательных войнах: «За20 лет своего правления завоевал 64 крепости и 1400 деревень; перейдя насеверо-западе реку Ляохэ, занял земли Ляоси (земли к западу от Ляохэ), насевере окончательно присоединил оставшиеся деревни пуё; и на самом полуострове,напав на государство Пэкче, заставил уплатить дань — тысячу рабов и тысячукусков материи; захватил земли Пэкче к северу от реки Хан-ган; на юго-востоке,оказав сильное давление на Силла, взял в заложники сына правителя и принудилуплатить дань; разбил и прогнал японцев, вторгшихся во владения племени кая,обитавшего по нижнему течению реки Нактонган»[8].
В результате этихзахватнических войн государство Когурё не только расширяет свою территорию —победители захватывают также большие трофеи, различное имущество, стадакрупного рогатого скота, овец, лошадей, а также десятки тысяч пленных.
Сын Квангэтхо, ван Чансу,в 427 году сделал столицей государства крепость Пхеньян. Поставив цельюобъединение трех государств, он повел войну против Силла и Пэкче. Основные силыван Чансу направил против государства Пэкче. Одновременно ом нападает напограничные районы Силла. В этот период сближаются два южных государства —Силла и Пэкче, между ними устанавливаются союзные отношения для борьбы противгосударства Когурё, продвигавшегося на юг.
Так, в 475 году ванЧансу, перейдя с 30-тысячной армией реку Ханган, захватил и разрушил столицугосударства Пэкче Хансон (совр, Кванчжу), убил вана государства Пэкче изахватил более 8 тысяч пленных. Ван Чансу рассчитывал одним ударом разбить государствоПэкче. Однако это ему не удалось, так как сын пэкческого вана, Мунчу, которому удалосьбежать в Унчжин (совр. Кончжу), сумел преодолеть политические и военныезатруднения и вернуть себе престол. Кроме того, как только о захвате столицыПэкче стало известно в союзном государстве Силла, последнее направило на помощьПэкче более чем 10-тысячную армию. В результате ван Когурё Чансу был вынужденотказаться от завоевания Пзкче. Однако в ходе этой войны Когурё сумелооттеснить Пэкче и расширить свои владения за счет территории к югу от реки Ханган.В дальнейшем военные стычки между Когурё и Пэкче происходили в пограничных районахпо течению реки Ханган.
2.2Создание и развитие государства Пэкче
Объединение различных родоплеменныхгрупп махана было осуществлено под главенством племени пэкче. Столичная областьгосударства Пэкче была расположена в современном уезде Кванчжу провинцииКёнгидо, где находился центр первоначального расселения племени пэкче. Столицагосударства Пэкче, крепость Хансон, была расположена в плодородном районе понижнему течению реки Ханган.
Сравнительно мягкийклимат и плодородные земли благоприятствовали развитию сельского хозяйства.Здесь очень рано развилось поливное земледелие, и уже во II-—III веках широко развернулись работы по освоению иорошению полей на Хонамской равнине. В связи с этим одним из важных аспектовгосударственной деятельности правителей Пэкче были строительство и ремонторосительных сооружений на реках Ханган и Кымган.
Государство Пэкче, как игосударство Когурё, представляло собой грубую форму деспотии, основой которойявлялась община. В середине IIIвека происходит совершенствование и укрепление политического аппаратагосударства Пэкче, чиновничество подразделяется на 16 рангов, и вырабатываютсяуставы их внутренней организации. Согласно этим установлениям, чиновник,получивший взятку или присвоивший государственное имущество, должен былвозместить нанесенный ущерб в трехкратном размере, после чего подвергалсяпожизненному тюремному заключению. Центральный правительственный аппаратвозглавляли министр двора (нэсин чвапхён), министр финансов (нэду чвапхён), министробрядов (нэпоп чвапхён), начальник гвардии (виса чвапхён), министр внутреннихдел (чочон чвапхён), военный министр (пёнкван чвапхён). Согласно «Историигосударства Лян» («Ляншу», кн. 54, «Биографии и описания», 48, «Варвары»,«Пэкче»), правитель государства «разделил страну на 22 части (куёк) и роздал ихв управление своим родственникам», вероятно, подобно тому, как в государствеКогурё сельские общины отдавали под управление аристократам (тэга). Сменаминистров и местных управителей осуществлялась один раз в три года («ИсторияСуйской династии» («Суйшу»), кн. 81, «Биографии и описания», 46, «Восточныеварвары», «Пэкче»).
Государство Пэкчесобирало налог тканями, шелковыми коконами, коноплей и зерновыми культурами,причем количество продуктов устанавливалось в зависимости от урожая в данномгоду («История государства Чжоу» («Чжоушу»), кн. 49, «Биографии и описания»,41, «Описание чужих земель», «Пэкче»).
И здесь в Пэкче массымелких свободных крестьян не выдерживали тяжести непомерных государственных повинностей:налогов и военной службы, и разорялись, в связи с чем росло число людей,выброшенных из сферы производственной деятельности. Такие меры, как выдачагосударством обнищавшим, не имеющим возможности прокормить себя людям продуктов(зерна) в размере 2—3 сок на душу или отпуск государственного зерна тем, кто,попав в бедственное положение, продавал в рабство своих детей, не моглиулучшить положения разорившихся крестьян. В начале VI века, ввиду резкого увеличения числа лиц, вытесненных изсферы производства, правители страны стали изыскивать способы возвращения их ксельскохозяйственному труду («Исторические записи трех государств» («Самкуксаги»), кн. 26, «Летописи Пэкче» 4, 10-й год правления вана Мурена, первыймесяц).
О положении в покоренныхПэкче землях мы имеем крайне отрывочные сведения (см. «Историческиезаписи трех государств» — «Самкук саги», кн. 26, «Летописи Пэкче» 1, 26—27-йгоды «основателя»). Мы знаем, например, что, когда в начале новой эры былоподавлено восстание против Пэкче в двух южных сельских общинах—Вонсан и Кымхён,— все их жители были угнаны на север, к крепости Хансон. Хотя это было сделанов связи с потребностью в рабочей силе для освоения земель в районерасположенного по течению реки Хан-ган стольного города (Сеул), где велисьстроительные работы, этот факт вместе с тем характеризует отношение правящегокласса государства Пэкче к населению покоренных земель.
О рабовладении вгосударстве Пэкче можно узнать по следующим, хотя и отрывочным, сообщениям.Прежде захваченные на войне пленные распределялись между старейшинами и знатьюплемен, затем их стали раздавать от имени короля военачальникам и воинам. Более5 тысяч пленных, захваченных во время войны с государством Когурё в середине IV века, роздали военачальникам.
Правящий классгосударства Пэкче часто вел войны в целях захвата рабов. Проблема захвата рабовнаходилась в центре внимания аристократии. В погоне за пленными велись войны нетолько с государствами Когурё и Силла, но и осуществлялись походы на территориюокруга Акнан. Захваченные во время войн сотни, тысячи, а иногда и десятки тысячпленных превращались в рабов господствующего класса Пэкче.
В «Истории государства Лян»(«Ляншу», кн. 54, «Лечжуань» 48, «Чжуи», «Байцзи») имеется сообщение о том, чтоаристократия государства Пэкче в IV—V веках вывозила рабов в материковыйКитай. В «Старой истории Танской династии» («Цзютаншу», кн. 199, ч. I, «Лечжуань» 149, «Дунъи», «Байцзиго»)имеются следующие сведения об уголовном законодательстве в государстве Пэкче. «Убийцаможет избежать наказанш если он внесет в качестве выкупа трех рабов». Присравнении этих данных с относящимися к более раннему периоду записями в «Историигосударства Чжоу» («Чжоушу», кн. 49, «Лечжуань» 41, «Иишан», «Байцзи») о том,что «человек, совершивший убийство, приговаривается к смертной казни черезобезглавливание», можно заключить, что в соответствии собщественно-экономическими сдвигами все больше возрастала потребностьгосподствующего класса Пэкче в рабах.[9]
После IV века нашей эры государство Пэкчебыстро усиливается. В связи с этим правители государства Пэкче, замышлявшиепоходы в северные земли, часто устраивали в бассейне реки Ханган внушительныевоенные парады, поднимая боевой дух своих войск. В то время войска Пэкчевыступали под желтым флагом, который должен был символизировать доблесть исовершенство. Как уже говорилось выше, именно в это время (371 год) более чем30-тысячная армия Пэкче захватила и разрушила когурёскую крепость Пхеньян.
Однако после нападенияКогурё в 475 году и перевода столицы в Унчжин военное и политическое положениегосударства Пэкче становится неустойчивым. Войны против Когурё приводят врасстройство финансы Пэкче, увеличивают бремя военных повинностей, взваливаемоена плечи народных масс. Участились случаи массового бегства (по нескольку сотенили тысяч дворов) за пределы государства населения, доведенного до крайностивоенными поборами. Правители Пэкче рассчитывали при помощи войны преодолетьтяжелый общественно-экономический и политический кризис, однако война ещебольше углубила его.
В 538 году правительПэкче ван Сон перенес столицу в Саби (совр. уезд Пуё), расположенный в устьереки Кымган; он старается навести порядок в хозяйственной и политической жизнистраны, а также укрепить дружественные отношения с Силла, установить тесныедипломатические отношения с китайским государством Лян и Японией. В результатеэтих усилий Пэкче временно восстановило свои силы.
2.3Государство Силла
Племя силла, обитавшее в юго-восточнойчасти Кореи с центром в современном уезде Кёнчжу, уже во II—III веках нашей эры вступает на путь завоевательных войнпротив соседних родоплеменных групп (составлявших союз племен чинхана), таких,как сисан, кочхильсан, исо (совр. Чхондо), ымчибполь, апток (совр. Кёнсан),сильчик (совр. Самчхок), пичжи, таболь (совр. Тэгу), чхопхаль, сомун (совр.Ысон), кольпхо (совр. Хаппхо), чхильпхо, кочжа (совр. Косон), самуль (совр.Сачжу), кульбуль (совр. Ульсан), каммун (совр. Кэнён), саболь (совр. Санчжу), ипринуждает их к уплате дани. Для контроля над завоеванной территорией итранспортировки дани важнейшее значение приобретает строительство дорог.Государство Силла построило дороги, проходящие через перевалы Керипрён и Чукрёнв горах Сопэксан и уходящие далеко на север. Таким образом, уже довольно рано вСилла развивается широкая сеть государственных дорог (квандо), центром которойбыла столица Кёнчжу. На этой основе стало возможным создание в 475 году системыпочтовых станций, размещенных в различных направлениях от Кёнчжу.
В период захватническихвойн внутри племен происходил быстрый процесс классовой дифференциации. Всеболее резким становится контраст между положением разбогатевшей племеннойаристократии, позиции которой как в политическом, так и в экономическомотношении все более усиливались, и положением остального свободного населения;увеличивается также число рабов.
В плодородном районе юго-восточнойчасти Корейского полуострова довольно рано начинает развиваться земледелие. В «Саньгочжи»(«История государства Вэй», «Описание восточных варваров») говорится, что в этойместности «земля плодородная, хорошо растут все пять хлебов и рис, разводяттутовый шелкопряд и ткут шелка». В «Истории Суйской династии» («Суйшу», кн. 81,«Лечжуань» 46, «Дунъи», «Синло») упоминается о «снятии двух урожаев в годпопеременно с поливных и суходольных полей».
«В дополнении к историитрех государств» («Самкук юса», «Разные летописи», кн. 2—3, «О ване Норе»)среди фактов, относящихся к раннему периоду существования государства Силла,упоминается об усовершенствовании металлического плуга.[10]
В связи с развитиемземледелия в Силла строительство оросительных систем и полезащитных сооруженийиздавна стало предметом особых забот всего населения. Начиная со второйполовины II века нашей эры на реках быливозведены плотины. Расширение работ по строительству оросительных иводозащитных сооружений способствовало сплочению соседних родоплеменных общин ипослужило одной из предпосылок развития политической организации племени силлав централизованную деспотию.
Племенная аристократияСилла образовалась из числа старейшин трех родов Пак, Сок и Ким, которыепроживали в районе современного Кёнчжу. Вначале доминирующее положение занималипредставители рода Пак, но во II—III веках в ходе ожесточенныхзахватнических войн более влиятельным стал род Кимов.
Аристократия государстваСилла делилась по своему общественному положению на несколько групп (системакольпхум). Система кольпхум использовалась для закрепления аристократическихпривилегий путем консервации и освящения кровнородственных групп — коль.Аристократы первой коль могли занять королевский трон. Ко второй кольотносилась аристократия, которая могла занимать министерские посты. Положениезнати ниже двух указанных коль определялось принадлежностью к группам юктупхум(«шестиголовые»), одупхум («пятиголовые»), садупхум («четырехголовые»). Всистеме деления аристократии на эти сословные группы первая и вторая кольназывались чинголь («истинная кость»), или сонголь {«священная кость»). Взависимости от принадлежности к той или иной аристократической группераспределялись и 17 государственных рангов. Так, ранги ибольчхан, ичхан,чапчхан, пхачинчхан, тэачхан можно было присваивать только лицам, принадлежащимк чинголь или к сонголь, и только эти лица могли занимать пост министра вгосударстве Силла.
Вопрос о наследованиикоролевского (ванского) престола решался рекомендациями министров,принадлежащих к первой или второй коль, причем ваном мог стать представительодного из трех аристократических родов Пак, Сок или Ким. Однако со второйполовины IV века, когда представитель рода Кимзанял королевский престол, род Кимов утвердил право передачи престола понаследству и усилил самодержавную власть вана.
Государственные дела вСилла решались на верховном совещании (Хвабэк), при этом требовалосьединогласное утверждение всех министров (тэсин) государства. В «Самкук юса» обэтом имеется следующая запись: «В государстве Силла имелось четыре священных места,и если возникали важные государственные дела, то в одном из этих местсозывалось верховное совещание, которое обсуждало его и принимало решения». Всередине III века на площади перед дворцом ванабыл установлен Южный павильон (Намдан) или Общий павильон (Тодан), гдеводворялся глава центрального административного управления (пхумчжу, иличочжу), а в важных провинциальных центрах были учреждены административныецентры области (чжу), куда из центра направлялись администраторы — кунчжу(буквально — военачальник), которые осуществляли управление сельскими общинами,так называемыми чхон, хян и пугок.
В «Самкук саги» хян ипугок названы лишь «разными поселениями», и этот источник ничего не сообщает овнутренней организации этих хян и пугок. Но зато в географической энциклопедии«Синчжын тонгук ёчжи сыннам» («Новое дополненное обозрение всех земельВосточного государства», то есть Кореи) упоминаются названия более чем 530 хяни пугок, расположенных к югу от реки Тэдонган. Число их значительно возрастет,если прибавить к ним все хян и пугок, встречающиеся в различных «Географическихописаниях» («Чйричжи») и в «Истории Коре» («Корёса»). Около 50 процентов хян ипугок находилось в провинции Кёнсандо, до 20 процентов —в провинциях Чолладо иЧхунчхондо, остальные были разбросаны по провинциям Кёнгидо Канвондо. Причем ксеверу их число убывает. Если принять во внимание, что более 30 процентовназваний и пугок переданы на иду, то есть имеют в корня: местную основу, томожно считать, что они существовали- на обширной территории еще до применениякитайской иероглифической письменности.
Очень важные сведения охян и пугок имеютс; в «Корёса». Согласно этому источнику, хян и пугогпредставляли собой групповые поселения людей низшего (презираемого) сословия, ккоторым относились так же, как к ноби. Это имеет определенную
с сообщениями «Историитроецарствия» («Саньгочжи», кн. 30, «История государства Вэй», 30, «Описаниевосточных варваров», 30, «Хан») о положении племени хан, где люди, «загнанные вотдаленные [от округа Лолан] места, жили там, словно рабы или преступники». Вобоих случаях речь шла, несомненно, о порабощенном населении, жившем сельскимиобщинами. Хотя нам не известны формы эксплуатации жителей хян и пугокгосподствующим классом государства Силла, однако, судя по тому, что там, как ив государствах Когурё и Пзкче, в то время сохранилась незыблемой общиннаяоснова хян и пугок, можно предположить, что и в Силла объектом эксплуатацииявлялись целые общины. Основанием для такого утверждения может служить такжесообщение в «Истории Суйской династии» («Суйшу», кн. 81, «Лечжуань» 46,«Дунъи», «Синло») о том, что Когурё, Пэкче и Силла имели одинаковые обычаи иуголовное законодательство.
Государство Силла вначале и середине II века, подавиввосстания покоренных общин сильчик и апток (в районе современного Самчхока),переселило жителей этих общин в район к югу от Кёнчжу, что имело прямую связь сопределенным развитием рабовладельческого хозяйства.
О росте применениярабского труда в Силла свидетельствует такой факт: во II и IIIвеках, когда усиленно
Заключение
Приступая к даннойработе, автор, как сказано в предисловии, ставил своей целью воссозданиеобщеполитической обстановки в Южной Маньчжурии и на Корейском полуострове во II в. до н. э.— IV в. н. э., в частности освещениеистории создания и разрушения ханьской колониальной системы в данном регионе иодновременно происходившего процесса консолидации древнекорейских народов пановой стадии развития, на стадии возрождения и у крепления древнекорейскойгосударственности.
Прежде всего следуетотметить, что ханьское вторжение, несмотря на отдельные положительные стороны,например распространение письменности и проникновение других элементовкитайской культуры, в целом сыграло отрицательную роль в древнекорейскойистории. Во-первых, самое главное, был прерван нормальный поступательныйпроцесс развития древнекорейского общества, в частности формированиягосударства. Древнекорейское общество оказалось отброшенным ханьской аннексиейпа целую эпоху назад — не только было уничтожено первое корейское государствона территории Юлшой Маньчжурии и Северной Кореи (Древний Чосон), по и прервалсятакже естественный ход формирования классового общества и ранних государств вЮжной Корее. Хотя ханьские войска не заняли Южную Корею, но они в лице ханьскихокругов вели непрерывные войны с политическими объединениями народов хан страныЧиигук, иногда захватывая до десятка владений Южной Кореи.
Во-вторых, ханьскаяадминистрация, центральная и местная, всячески старалась посеять рознь,разобщить уже складывавшиеся крупные владения, расчленить их на более мелкиесамоуправляющиеся единицы, чтобы легче было бороться с местным населением,чтобы можно было сохранить свое господство. Для достижения этой цели обычноприменялась политика подкупа и. разложения местных; правителей, наделения ихрегалиями и атрибутами самостоятельности.
В-третьих, были нарушенысложившиеся к этому времени хозяйственные связи — торговля даже Южной Кореиориентировалась главным образом на Китай, а хлынувшая с севера волна беженцев ипереселенцев также в немалой степени способствовала дезорганизации и деформацииюжно-корейского общества.
К началу нашей эры врассматриваемом регионе сложилась весьма любопытная обстановка, представляющаясобой довольно неустойчивое равновесие двух противоборствующих сил: ханьскаяколониальная система, с одной стороны, и самостоятельные местные государства, атакже разобщенные мелкие государства-владения — с другой. Чаша весов временамисклонялась то в одну, то в другую сторону, но при том преобладала главнаятенденция: со временем все большая часть населения и территории освобождаласьот ханьского влияния.
Этот процесс можнопроследить наглядно на истории каждого округа. Так, всего через 26 лет послеучреждения ханьских округов были ликвидированы округа Чннбон и Имдун, хотяформально якобы происходило объединение округов с целью «сокращенияадминистративных расходов». Неоднократно менялся и политико-административныйсостав оставшихся двух округов — Наннана и Хёндо. В составе Наштана в 30 г. н.э. были образованы два воеводства (ду-вэй) — Южное и Восточное — длясдерживания натиска местного населения на юге и на востоке. Временнаястабилизация политической обстановки в Наннапе в округах имела место в конце II — начале III в., в период существования самостоятельногогосударства Ляодун, когда был даже образован новый округ Тэбан в бассейнеХангана. Однако после падения династии Вэй в Китае, уничтожившей государствоЛяодун, снова возобладал процесс распада колониальной системы, чему в немалойстепени способствовала активная внешняя политика древнекорейского государстваКогурё. Округ Хёндо неоднократно переносился па запад, с каждым разом все ближек границам собственно Китая, и к началу IV в. он оказался в среднем течении р. Ляохэ, т. е. отпервоначального округа сохранилось только название.
Округ Наннан такженеоднократно, полностью или частично, выпадал из ханьской колониальной системы,и ханьцам приходилось посылать. свои войска для восстановления своегогосподства. В конце концов в начале IV в. были ликвидированы остатки ханьской колониальной системы — округаНаннан и Тэбап были захвачены когу-рёсцами.
Из краткого обзораистории хаиьских округов, созданных на территории Кореи, видно, что упорнаяборьба древне-корейских пародов привела сначала к ослаблению ханьской власти, азатем — к полной ликвидации ханьского господства на Корейском полуострове и вЮжной Маньчжурия. Ликвидация ханьского владычества означала наступлениекачественно нового периода в истории корейского народа. С этого времени иначинается тот утаи в истории Кореи, который называется периодом ТрехГосударств и который можно считать началом наступления феодализма.
В-борьбе за освобождениеот ханьского господства участвовали практически все народы, вошедшие потом всостав корейской нации — емэк, окчо, восточные, самхан. Однако еслиполитическая структура Северной Кореи и Южной Маньчжурии в этот периодпредставляется более или менее ясной (с одной стороны, ханьские округа, сдругой — самостоятельные государства Когурё н Цуё'), то определение социально-экономическогоустройства народов Южной Кореи, особенно их политической организации,представляется довольно сложной проблемой, поскольку имеющиеся на этот счетточки зрения весьма противоречивы. С определенной степенью уверенности можносказать только одно — это общество уже миновало стадию первобытнообщинногостроя. В то же время совершенно очевидно, что оно по приобрело еще все признакиобщества, вступившего па стадию государственности. Поэтому совершеннозакономерным кажется появление в специальной литературе, особенно в работахкорейских и японских авторов, различных терминов и определений данного этапа:тут и племенное государство, и племенной союз, и районное государство, и т. д.
Эти новые термины иопределения отражают попытки исследователей глубже разобраться всоциально-политической структуре южно-корейского общества на данном этане. Нанаш взгляд, этот этап можно считать периодом зарождения ранних государств, т.е. отнести его к эпохе классового общества. Тем не менее окончательное решение данноговопроса можно считать задачей будущего, поскольку еще не накоплено достаточноархеологического материала, не произведено его настоящее глубокое осмысливаниеи обобщение. Привязка этого материала к дошедшим до нас сообщениям письменныхисточников только начинается.
Несмотря на то, чтонормальный ход развития древнекорейского общества был нарушен, несмотря напостоянную угрозу агрессии со стороны ханьских округов, главным образомПаннана, продоV7Iжался, хотя и более замедленно, процесс сплочения иконсолидации народов и владений Южной Кореи, что способствовало к объединениюмелких владений, а затем — и к возникновению классовых государств, сначала —Пэкче на юго-западе Корейского полуострова, а затем и Силла на юго-востоке.
Точное время появленияэтих государств определить пока трудно, поскольку образование государства —процесс длительный. Тем не менее можно сказать, что конец III — начало IV в. можно считать переломным моментом — вступлениемюжно-корейского общества в эпоху классовых государств. Таким образом, данныйпериод не только представляет собой очень важный, сложный и интересный этап вистории Кореи. Его можно также считать наглядным примером того, как-древнекитайская цивилизация, несмотря па отдельные положительные моменты,препятствовала нормальному развитию соседних народов, оказавшихся временно подвластью «Поднебесной империи». Причем замедленность развития проявлялась преждевсего в общественных отношениях. Так, начало применения железных орудий в ЮжнойКорее относится к V—III вв. до н. э., а на рубеже нашей эрыпроизводство железа получило настолько широкое распространенно, что Южная Кореявывозила его в соседние страны. Получается, что, па первый взгляд,южно-корейское общество в течение семи — восьми веков, применяя железныеорудия, не смогло создать своей государственности. Довольно редкий случай вистории. Таковыми оказались в конечном счете последствия ханьской агрессии… Вэтом свете не кажется случайным обстоятельство, что формирование государства вЮжной Корее совпало по времени с ликвидацией остатков ханьской колониальнойсистемы на Корейском полуострове.
Списоклитературы
1. Бутин Ю.М. Корея:от Чосона к Трем Государствам. М., 1984 г.
2. История Кореи.Под ред. М. Пака. М., 1960 г.
3. История Востока.Под ред. Васильева. М., 2000 г.