Содержание
1.Вассалитет, власть князя, становление княжеской администрации, феодальныесъезды (IX – XI вв.)……………………………………………....…2
2.Административно-территориальное деление Российского государства – губернии,провинции, уезды. Местные органы государственного управления – канцелярии –основной административный, финансовый и судебный орган в губерниях и провинции(XVIII в.)…………………..………….…….………..9
3.Табель о рангах представлял собой……………………………….…....……16
4. Прикаком российском императоре был введен «Устав о службе гражданской».........................................................................................................16
5. Приведитеназвание кодекса законов Русского государства, принятого Земским Собором вцарствование Алексея Михайловича, завершившего юридическое оформлениекрепостного права…………………….……......….17
6. Изпредложенных Вам реформ выберите те, которые были проведены в годыправления…………………………………………….………….................17
7.Приведите термин, которым обозначалось народное собрание в древней исредневековой Руси для обсуждения и решения важных общих дел………..17
Списокиспользуемой литературы……………………………………...……....18
1. Вассалитет, власть князя, становление княжескойадминистрации, феодальные съезды (IX – XI вв.).
Вассалитет — система отношений личной зависимости однихфеодалов (вассалов) от других (сеньоров) в средние века. В странах ЗападнойЕвропы вассалитет как развитый институт сформировался в 8—9 вв. во Франкскомгосударстве, где короли и крупные феодалы давали за службу землю, движимостьили какой-либо др. источник дохода. Переворот в аграрных отношениях в этотпериод создал предпосылки для всё более широкой раздачи вассалам земельныхвладений. Таким образом, материальной основой личных отношений вассалов стали вбольшинстве случаев поземельные отношения, служба вассалов начала сводиться,как правило, к военной. Земли, предоставлявшиеся вначале пожизненно, то есть вкачестве бенефиция, постепенно превратились в условное наследственное владение.Крупные феодалы, становясь вассалами верховного сеньора (сюзерена) — короля иполучая от него земли, в свою очередь имели вассалов — более мелких феодалов — и жаловали им земельные владения. Главной обязанностью вассала было несение засвой счёт военной службы в течение определённого срока (обычно — 40 дней вгоду). Вассал должен был участвовать в суде и совете (курии) сеньора, содержатьего со свитой (в известных случаях) и вносить некоторые платежиэкстраординарного характера, прежде всего «помощь» (auxilium) для выкупасеньора, попавшего в плен, и др., а также уплачивать рельеф (при сменевладельца феода). Сеньор был обязан, кроме передачи феода, защищать вассала иего имущество. Договор о В. оформлялся особым обрядом — оммажем исопровождавшей его клятвой верности (фуа) вассала сеньору. Неисполнениеобязанностей со стороны вассала или сеньора влекло за собой расторжениедоговора и нередко войну.
С распространением отношений вассалов, покоившихся наиерархической структуре земельной собственности, оформилась феодальнаяиерархическая лестница — политическая, в первую очередь военная, организациягосподствующего класса. Подобная организация была обусловлена главным образомнеобходимостью охранять в период слабости центральной власти монопольнуюсобственность класса феодалов на землю и осуществлять внеэкономическоепринуждение по отношению к феодально-зависимому крестьянству. С образованиемцентрализованных феодальных государств, постепенным вытеснением вассальнойвоенной службы системой наёмных отрядов, многочисленными переходами феодов (вусловиях роста товарно-денежных отношений) в руки новых владельцев вассалов постепенноутратил военное и политическое значение.
Наиболее завершенные формы вассалитета и феодальнаяиерархическая лестница получили в странах Западной Европы. В странах Востока онв общем был менее развит (хотя в некоторых из них, например в Японии, в странах,подвергшихся монгольским завоеваниям, также сложилась многоступенчатаяиерархическая лестница внутри господствующего класса). На Руси вассальныеотношения существовали лишь между великими и удельными князьями.
Слово князь заимствовано праславянами из прагерманскогоили готского языков и родственно словам конунг, Konig, king (король). Судя позначениям, которые это слово приобрело в западнославянских языках (словацк.Knaz; польск. ksiadz – «священник») первоначально князья выполняли функции нетолько светского, но и духовного правителя. О том же говорят и некоторыекосвенные данные, связанные с погребением умерших князей-язычников в курганныхнасыпях. Скорее всего, князь руководил войском и был верховным жрецом, что иобеспечивало его высокое положение в обществе.
В силу разнородного происхождения древнерусскогоправительства, администрация каждого княжества имела двойственную природу.Некоторые должностные лица получали свои полномочия исключительно от князя, вто время как предполагалось, что другие представляют народ, хотя вдействительности назначались князем. Первоначально, должностные лица второйкатегории избирались народом. Эти служащие располагались по рангу всоответствии с математическим принципом. Это были: тысяцкий — глава тысячи,сотский — глава сотни, десяцкий — глава подразделения в десять человек.Происхождение такой системы и ее отношение к организации власти в клане иплемени остается спорным вопросом.
Десятичная система в группировании населения итерриториальном делении существовала среди многих народов, включаяангло-саксонские. Она, вероятно, возникала в связи с примитивной военнойорганизацией. В кампании, привлекавшей к совместным действиям много кланов инесколько племен, она оказывалась предпочтительней с военной точки зрения, посколькупредполагала разделение армии на отряды, равные по составу. При таком порядкезадача планирования и проведения военных операций намного облегчалась. Болеетого, чтобы проще проводить военную мобилизацию, целесообразно было сохранятьразделение живой силы на десятичные отряды и в мирное время. Затем такиедесятичные подразделения стали и территориальными делениями, что было удобнодля взимания налогов.
Десятичная система подразделений на Руси, возможно,возникла в сарматскую эпоху, но более вероятно, что начало этой системы связанос гуннской империей. Гунны были тюрками с некоторой примесью монголов, адесятичная система представляется старой традицией как тюрков, так и монголов.Название города Тмутаракани может быть использовано в качестве подходящейиллюстрации. Это название, должно быть, происходит от титула тюркскоговоеначальника, разбившего лагерь на Таманском полуострове в 568 г. Тма-Тархан — значит глава десяти тысяч. Позднее армия Чингисхана была сформирована всоответствии с той же самой десятичной системой. Еще позднее казакиорганизовывались в отряды по десяткам и по сотням.
И хазары, и мадьяры, видимо, тоже применяли десятичнуюсистему разделения в управлении своими асо-славянскими подданными — враспределении их вспомогательных войск, как и в собирании с них дани. Не ясно,как эта система была приспособлена к клановому и племенному делению у славян.По-видимому, племя исчислялось как тысяча, клан — как сотня, а семейная община(задруга) — как десяток.
В киевский период в каждом главном городе, то есть, вкаждой столице княжества, был тысяцкий. Хотя эта должность первоначальноявлялась выборной со временем князь взял на себя прерогативу выдвижения на неекандидата, за исключением Новгорода. Обычно это положение занимал кто-то извлиятельных бояр, и постепенно среди них возникла тенденция сделать этудолжность передающейся по наследству. Так, при Ярославе тысяцким в Киевесначала был Вышата, а затем его сын Ян. В общее правило это, однако, возведеноне было, и системе наследования должности не удалось пустить прочные корни вКиевской Руси.
Хотя тысяцкий и получал должность от князя, он всегдасчитался командующим городским ополчением («тысячей»), котороепротивопоставлялось княжеской свите. В некоторых случаях он выступал от лицанарода, выражая несогласие с князем. К примеру, когда князь Всеволод IIКиевский, который принадлежал к ветви Ольговичей в киевской княжеской семье,намеревался завещать киевский стол своему брату, тысяцкий Глеб выразил протестот лица киевлян в том, что последние не хотят, чтобы дом Ольговичей оставался увласти, и настоял, чтобы их следующим правителем стал Мономашич, наследовавшийВсеволоду после его смерти (1146 г.).
Если тысяцкий пренебрегал мнением народа, горожанепризывали его к ответственности за действия, направленные против их интересов,и в некоторых случаях выражали свое недовольство достаточно сильно. Во времякиевского восстания 1113 г. простой народ разграбил дом тысяцкого. Междупрочим, в тот раз были разграблены и дома сотских, и это указывает на то, чтобунтовщики считали их доверенными лицами тысяцкого. Этих городских сотских,находившихся в подчинении тысяцкому, не следует путать с сотскими в сельскойместности, которые всегда избирались.
Княжеский двор был собственно центром княжескойадминистрации. Любой управляющий княжеским имуществом (тиун) также имел правозанимать должность в государственной администрации. Главный управляющий (тиундворский) со временем стал главой финансовой администрации в каждом княжестве.Другие управляющие служили судьями, и сам термин «тиун» постепенно приобреталдополнительное значение «судья».
В местной администрации князь был представлен своимзаместителем — посадником. Следует заметить, что термин «посадник» означалтакже «городской глава»; не следует путать эти два типа посадников. Княжескиезаместители выбирались или из числа младших членов Дома Рюрика, или из бояр.Они имели право на долю с той дани, которую собирали для князя, а также особыйналог с населения данного места для обеспечения их существования. Позднее, вранний московский период, такая система оплаты местным правителям сталаизвестна как «кормление» — «кормление с земли» как таковой. В этом термине естьдоля иронии, потому что в древнерусском языке у него было дополнительноезначение правления; дело в том, что эти два одинаково звучащих слова происходятот разных корней.
Местные общины, как городские, так и сельские, поднаблюдением посадника вели свои собственные дела через выборных должностныхлиц.
Довольно долгий, но до сих пор актуальный спор о родовойили же феодальной природе верховной власти династии Рюриковичей на Русикоснулся, между прочим, и такого сравнительно малоизученного феномена, каксъезды князей. Именно так совещательные встречи представителей Рюриковичскогодома обозначались в дореволюционной историографии. Но после работ Н.П.Павлова-Сильванского, Б.Д. Грекова, С.В. Юшкова и целого ряда последующихавторов феодальность власти древнерусских князей представлялась вполнедоказанной. Поэтому в советской исторической литературе прочно утвердилсятермин «феодальные съезды». Изобретателем данного определения выступил, скореевсего, С.В.Юшков. В конце концов П.П.Толочко объединил оба термина в один,признав тем самым двойственность такого явления, как «княжеские феодальныесъезды».
Недавние исследования А.В.Назаренко и В.Я.Петрухина возродилии углубили понимание «родового сюзеренитета» в качестве ведущего принципапостроения древнерусской государственности, по крайней мере в XI – начале XIIв… Вместе с тем, нельзя не признать, что в дальнейшем именно феодальныеэлементы в социально-политической жизни Руси всё больше выходят на первый план,вытесняя патриархально-родовые ее начала. Соответственно, фамильно-родовойгенезис междукняжеских отношений сказывается скорее во внешней форме ихвыражения, отходит в область декоративно-знакового представительства уже попреимуществу феодальных по сути феноменов власти, права, собственности.
Однако именно съезды русских князей отличались повышеннойритуализацией процедуры своего проведения, выступали в роли древней традициивластвования. Поэтому архаичные семейно-родовые черты оказалисьзаконсервированы на данном участке общественно-политической практики. Вотличие, скажем, от веча, полюдья, совета князя со старшей дружиной и т.п.вариантов коллективного, даже демократического управления, рассматриваемаятрадиция совета верховных вождей резко элитаризирована у самых разных народов.Упомяну для сравнения такие харизматические кланы — наследственные имонопольные носители верховной власти, как Инклинги в Скандинавии, Ашина утюрок, Чингизиды у монголов, т.п. Принадлежность к подобному роду гарантировалаего лидерам решающий голос при обсуждении политических проблем, что неисключало права на совещательные голоса у прочей знати.
То же самое наблюдается у Рюриковичей в Киевском государстве.И ранние прецеденты их «снемов» (1026, 1067, 1072 гг.), и великие, классическиесъезды эпохи Владимира Мономаха (1097, 1100, 1101, 1103 гг.), и многочисленныевстречи с ханами половцев и прочих «поганых» из Степи, неизменно формулируютсяи описываются летописцами в терминологии именно семейно-родовых отношений, спостоянным подчеркиванием мотивов «братства» и «старшинства» междупредставителями расплодившегося княжеского дома. Реплики таких внутриклановыхсборов князей встречаются и в XII, и даже в XIII вв. (за 1159, 1160, 1206, 1228гг., некоторые др.). Попытки ввести в снемный контекст некняжеские элементы(церковные, боярские, градские) поначалу жестко пресекаются (Показателен отказОлега Святославича в 1096 г. участвовать в подобном — расширенном снеме).
Тем не менее, с середины XII в. появляется и всёотчетливее прослеживается противоположная родовой — феодальная тенденция и вснемной практике. Самыми яркими образцами уже несомненно феодальных по своемусоциально-политическому содержанию съездов являются встречи 1175 (даже вовсебез участия князей) и 1191 гг. Не умаляя вовсе возможного вечевого влияния наэти мероприятия, замечу явную подчиненность этого фактора в отмеченныхэпизодах. Ведь каждое вече в среднем насчитывало несколько сотен человек (вНовгороде, по В.Л.Янину, до 400–500) и представить перемещение такогоколичества «мужей» сразу из двух-трех городов на условленное место съездазатруднительно. В случае выбора представителей интересов того или иного городана съезде, в число делегатов неминуемо попали бы те же самые представителиаристократии — феодалы каждой городовой волости. Снемы — изначально и навсегдасуть личные встречи носителей высшей власти, что автоматически устанавливалопредельно высокий сословно-имущественный, властный ценз для их участников,полномочных принимать судьбоносные для всей страны, народа решения. Именноуказанные признаки позволяют причислить те или иные прецедентывстреч-переговоров властителей к сложной и длительной съездовской традиции на Руси.
Окончательная феодализация древнерусских снемов произошлалишь после монгольского удара, на первых этапах становления Московскогогосударства. Этот факт мельком отметил еще Н.М.Карамзин, но никто изпоследующих исследователей не обратил на эту мысль должного внимания.Своеобразный симбиоз русско-феодально-родового и восточно-родового принципа«снемности» представляли собой поздние съезды русских князей при участиимитрополита и при контроле представителей Золотой Орды.
Как и многие другие формы ранней государственности,съездовская традиция на Руси сохранялась в феодализировавшемся обществе. Причемв отличие он других потестарных пережитков, снемы довольно долго сохраняли своеизначальное качество в новой этативной системе, оставались автономны от воздействияфеодальных институтов. Проникновение феодальных элементов на княжеские снемыозначало скорое вырождение этой традиции. Поэтому, учтясравнительно-исторические и синхро-стадиальные аналогии, а также абсолютныйприоритет «братьев»-Рюриковичей на такого рода сборах почти на всей дистанцииих проведения, стоит сохранить за рассмотренным явлением определение «княжескийсъезд». А термин «феодальный съезд» применять точности ради лишь к позднимпроявлениям подобной традиции.
2. Административно-территориальное деление Российскогогосударства – губернии, провинции, уезды. Местные органы государственногоуправления – канцелярии – основной административный, финансовый и судебныйорган в губерниях и провинции (XVIII в.)
В конце 1708 года Петр Великий издал указ о разделенииРоссии на 8 обширных административных округов, названных губерниями:Московская, Ингерманляндская, Киевская, Смоленская, Архангелогородская,Казанская, Азовская и Сибирская (позже до 11). Губернии были чрезвычайнонеравномерны (в Московской губерннии было 39 городов, в Киевской — 56,Сибирской — 30). По мнению Буданова, власть губернаторов можно назватьцентрально-местной, так как в городах по прежнему управляли обер-коменданты икоменданты (прежние воеводы). Изначально губернии делились на уезды, но в 1711году появились провинции — промежуточное деление между губерниями и уездами. Воглаве провинций стояли воеводы.
По штатам 1715 года при губернаторе состояливице-губернатор как его помощник и управитель части губернии, ландрихтер длясудебных дел, обер-провиантмейстер и провиантмейстеры для сбора хлебных доходови различные комиссары. Власть губернатора была не единоличной. Указ 1713 годапредписывал «быть при губернаторах «ландраторам» от 8 до 12 человек» взависимости от величины губернии. Из них составляется коллегиальное учреждениепод председательством губернатора.
Ландраты — должность, заимствованная из присоединенногоОстзейского края. Они назначались сенатом по кандидатуре губернатора «издвойного числа кандидаторов». С 1714 года они стали избираться дворянами.Ландраторы так и не стали выборными лицами, в 1716 году Петр Великий отменилранее принятое решение избирать ландраторов в городах и указал Сенату назначатьв ландраторы офицеров в отставке и с боевыми ранениями. В 1718-1720 гг. Числогуберний увеличивается до 10. Губернии были поделены на провинции с неравнымчислом в каждой губернии. Всего было 47 провинций. Они делились на дистрикты,которые управлялись воеводами. Воеводам вверялась полицейская власть.
Для управления финансами были образованы земские камерирыили бухгалтеры. Им подчинялись земские комиссары.
Для судебной функции установлены сначала единоличныеландрихтеры, а потом коллегиальные надворные суды из президентов и асессоров. Вбольших городах были установлены коллегиальные «провинциальные» суды подпредседательством обер-ландрихтеров и городовые судьи — в малых городах. В 1722суд вновь соединен с администрацией, в надворных судах председательствуетгубернатор, в провинциальных — воевода с одним или двумя асессорами. Асессорыиногда откомандировавылаись в отдаленные города для единоличного суда.
Местные учреждения Екатерины основаны на сослвономсамоуправлении. Губернии были уменьшены в объеме и увеличены в численности. Вкаждой губернии проживало 300000-400000 человек. В Европейской части былоучреждено 50 губерний, по 300-400 тыс. жителей в каждой губернии. Губернииделились на уезды, численность от 20 до 30 тысяч человек. Губерния управляласьнаместником или генерал-губернатором и правителями наместничества или губернаторами.Впоследствии наместники сатли назначаться сразу на несколько губерний.Губернатор управлял при помощи наместничьего правления, которое имело при немсовещательное значение. Губернии по общему правилу делились га уезды (хотямогли делится у на провинции). Уездом управлял земский исправник, или капитан.Он избирался дворянством уезда. Он был председателем нижннего земского суда, вкотором также было по два заседателя по выбору от дворянства. Исправник ведалвсей полицией безопасности и благосостояния в уезде.
Города управлялись городничими. Следующие специальныеветви управления:
— для казенного управления — казенная палата в губернии(состав: вице-губернатор, директор экономии, советник, два асессора и казначей)
— для дел призрения и народного образования — приказобщественного призрения (состав: 6 членов по 2 выборных от каждого сословия).
— для суда
— для целой губернии — коронные палаты для гражданского иуголовного суда и выборные верхний земский суд и уездный земский суд в каждомуезде
— для суда над крестьянами учреждаются нижние расправы ивысшая инстанция для них — верхняя расправа в губернии.
— суд на городскими жителями сосредоточен в магистратах
— установлен совместный суд из выборных от трех сословийдля решения дел неформальным порядком.
Надзор над судами вверяется прокурорам (нададминистрацией) и стряпчим (над казенным управлением и судом).
Период 1702 — 1708 гг. может быть охарактеризованналичием многочисленных попыток комбинирования прежних элементов местногоуправления.
По указу Петра от 1702 г. вместо двух отдельныхуправлений — губных старост и воевод — было поручено «ведать всякие дела своеводы дворянам — тем городов помещикам и вотчинникам, добрым и знатным людям,по выбору тех городов, помещиков и вотчинников». В больших городах выбиралисьпо 3 или 4 человека, малые — по 2. Воевода был лишен права принимать какие-либорешения единолично, отдельно от «дворянских заседателей».
Однако, согласно императорскому указу, с 1705 годавоевода мог сам выбирать таких заседателей из числа местных дворян.
В 1708 г. вся Российская Империя была разделена на 8больших губерний, которые в свою очередь делились на провинции, а затем — науезды. По словам М. А. Исаева, подобное административно-территориальное делениеимело своей целью финансовое обеспечение различных «отраслей государства». Вкачестве примера можно взять Смоленскую, Полтавскую и Архангельскую губернии,которые должны были финансировать балтийский флот, сухопутную армию игосударственную бюрократию соответственно.
По мнению Владимирского-Буданова, подобного рода губерниибыли слишком крупны и слишком неравномерно разделены для того, чтобысосредоточить там по-настоящему местное управление. Таким образом, вследствиеогромной власти, которой обладали губернаторы, такое управление территориямиможно назвать центрально-местным. Главные административные органы оставались вгородах.
Города управлялись обер-комендантами и комендантами, т.е.прежними воеводами.
Губернское управление представляли губернаторы ивице-губернаторы (в их основную компетенцию входил надзор за военной ифинансовой сферами управления ).
Ландраты были учреждены по лифляндскому образцу в большихгуберниях по 12, в средних — по 10, в меньших — по 8. При обер-комендантах — ихбыло на половину меньше. Они также составляли коллегиальное учреждение подпредседательством губернатора. Назначались же ландраты сенатом по представлениюгубернатора. С 1714 г. они избирались местными дворянами.
В 1710 г. число губерний было увеличено до 10. При этом вкаждой губернии было неодинаковое число провинций. Всего провинций было 45.
Провинции делились на дистрикты (старинные уезды ) иуправлялись воеводами ( вице-губернаторами). Администрация провинцийподчинялась непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контораЮстиции, Вотчинная) имели на местах собственный разветвленный аппарат изкамериров, комендантов, казначеев. Важную роль выполняли конторы камерирскихдел ( раскладка и сбор податей ) и рентерн-казначейства (прием и расходованиеденежных сумм по указам воеводы и камериров ).
По указу императора от 1719 г. воеводам поручалосьнаблюдение «за хранением государственного интереса», принятие мергосударственной безопасности, укрепление церкви, оборона территории, надзор заместной администрацией, торгами, ремеслами, учреждением школ, надзор за путямисообщения, надзор за помещиками, разоряющими своих крестьян, а также и засоблюдением царских указов.
Степень зависимости воевод от губернаторов не былаопределена, что на практике приводило к полной беспорядочности.
Отдельные ветви управления для финансов ( земскиекамериры ) с подчиненными им земским комиссарами. Они назначалиськамер-коллегией до 1724 г., а с того года выбирались дворянами по дистриктамдля сбора податей и для полицейского управления под надзором губернаторов и воеводи под отчетностью своих избирателей.
Судебной функцией обладали единоличные ландрихтеры, азатем (8 января 1719 г.) — коллегиальные надворные суды под председательствомобер-ландрихтеров.
В малых городах были учреждены городовые судьи.
Петр I стремился осуществить принцип (правда, не до концавоплощенный в жизнь ) отделения суда от администрации. Губернаторы, невмешиваясь в судопроизводство, могли остановить исполнение решений суда, хотя иотвечали за неосновательный протест.
В 1718 -1719 г. была проведена реформа городскогосамоуправления. Были созданы новые подчиненные губернаторам органы — магистраты. Общее руководство осуществлял Главный магистрат. В 1727 г.магистраты были преобразованы в ратуши.
В 1722 г. — суд был вновь соединен с администрацией. Теперьгубернатор должен был председательствовать в надворных судах. Что касаетсяпровинциальных судов, то там в качестве судей выступали воевода и один или дваасессора. Иногда последние откомандировывались в отдаленные города даннойпровинции для единоличного суда.
При Петре I сложилась полностью бюрократизированнаясистема местного управления. Участие местного, земского элемента недопускалось.
Учреждения о губерниях 1775 г. Местные учрежденияекатерининского периода были основаны на самоуправлении, но не земском, а чистосословном.
При заметном увеличении числа губерний, последние были существенноуменьшены в объеме (по 300 — 400 тыс. душ в одной губернии ).
Такие губернии управлялись наместниками илигенерал-губернаторами (впоследствии наместники иногда, не повсеместно,назначались сразу на несколько губерний). Губернатор управлял с помощьюнаместничьего правления. Такое правление имело лишь совещательное значение. Пообщему правилу губернии делились на уезды по20-30душ ( иногда могло иметь местоделение сначала на провинции).
Уездом управлял земский исправник или капитан ( избиралсядворянством уезда ).
В нижнем земском суде заседали исправник и два заседателяпо выбору от дворянства. Города управлялись городничими.
Специальные ветви местного управления в эпоху Екатеринывыглядели следующим образом:
В казенном управлении — казенной палатепредседательствовали вице-губернатор, директор экономии, советник, два асессораи казначей ).
Дела призрения и народного образования был создан приказобщественного призрения ( 6 членов: 2 выборных от каждого из 3-х сословий).
Суд. Для губерний были сформированы коронные палаты — гражданский и уголовный суд ( это уже относится к вопросу о судебныхучреждениях ).
При Петре существовала Бурмистрская палата (выборные г.Москвы), которая являлась одновременно и местным, и центральный органомгородового управления. По городам создавались земские избы председателями вкоторых были земские бурмистры.
В отличие от петровских учреждений, при Екатеринедворянству отводилась большая роль в местном управлении.
В 1775 г. было установлено новое губернское делениероссийских территорий.
Согласно жалованной грамоте городам магистраты сохранялиза собой лишь судебную функцию.
Городское управление теперь представлял городской голова;и Дума (общая и шестигласная ).
Общая — представительное собрание (в случае нужды).Созывалась из представителей всех 6 разрядов городских обывателей.
Шестигласная дума — постоянно действующая управа. Еечлены избирались общей думой.
Ведомство думы было весьма узким, так как большинствополномочий отошло к государственным общим, бюрократическим органам.
Для управления сельским населением существовалаопределенная волостная организация. До Павла она игнорировалась законом. При Павлеволости казенных крестьян (каждая по 3000 душ ) управлялись выборным головой,которому помогал волостной писарь. Отдельные поселения управлялись старшинами.
3. Табель о рангах представлял собой
1). иерархическую систему чинов, титулов, званий,определявшую продвижение по служебной лестнице;
2). систему наказаний государственных служащих;
3). систему вознаграждений на государственной службе;
4). феодально-иерархическую систему, заменившую местничество?
Ответ 1). иерархическую систему чинов, титулов, званий,определявшую продвижение по служебной лестнице.
4 При каком российском императоре был введен «Устав ослужбе гражданской»
1). при Петре I;
2). при Павле I;
3). при Александре I;
4). при Николае I.
Ответ: 4). при Николае I.
5. Приведите название кодекса законов Русскогогосударства, принятого Земским Собором в царствование Алексея Михайловича, завершившегоюридическое оформление крепостного права
Соборное Уложение — свод законов, принятый Земскимсобором в 1648-1649 гг. при Алексее Михайловиче.
6. Из предложенных Вам реформ выберите те, которые былипроведены в годы правления
Ивана IV Васильевича:
1). Губернская;
2). Земская;
3). Губная;
4). Церковная (автокефалия русской церкви).
Ответ: 2). Земская; 3). Губная.
7. Приведите термин, которым обозначалось народноесобрание в древней и средневековой Руси для обсуждения и решения важных общихдел.
Ве́че (общеславянское; от славянского «вѣтъ» — совет) — народноесобрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел инепосредственного решения насущных вопросов общественной, политической икультурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территорииславянских государств. Участниками веча могли быть «мужи» — главы всехсвободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их правана вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социальногостатуса. Функции веча сближают его со скандинавским тингом и англосаксонским витенагемотом.
Список используемой литературы
1.Бессмертный Ю. Л., Феодальная деревня и рынок в Западной Европе XII—XIII вв.,М., 1999, гл. 2.
2.Назаренко А.В. Родовой сюзеренитет Рюриковичей над Русью // Древнейшиегосударства на территории СССР. М., 1996.
3. ТолочкоП.П. Древняя Русь. Очерки социально-политической истории. Киев, 1999.
4. ПетрухинВ.Я. Начало этнокультурной истории Руси. IX–XI вв. М.– Смоленск, 1998.
5.Колесницкий Н. Ф., Феодальное государство, М., 1967:
6. ЩавелевА.С., Щавелев С.П. Антураж княжеских съездов на Руси: замечания покультурно-исторической семантике // Любецький з’iзд князiв 1097 р. в iсторичнiйдолi Киiвськой Русi. Чернiгiв, 1997.
7.Юшков С.В. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси. М.–Л., 1999.
8.Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М.,1998.