Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Факторы безопасности труда и их взаимосвязь

Котик М. А.
Цельюданного параграфа является выделение основных факторов, которые создают длячеловека опасность в труде, факторов, которые защищают его от этой опасности, иустановление общей взаимосвязи между ними. Для более четкого представления этойсвязи изобразим ее в виде структурной схемы (рис. 1.7), на базе которой ипроведем рассмотрение интересующего нас вопроса. В основу построения такойсхемы были положены следующие соображения.
Изпроцесса трудовой деятельности можно выделить, с одной стороны, работающегоЧЕЛОВЕКА, с другой — ПРОИЗВОДСТВО, куда включаются предметы и орудия труда, атакже окружающая среда. Заметим, что под производством здесь понимается непроцесс труда, а пространство, в котором протекает трудовая деятельность, возникаеттрудовая опасность и где человек подвергается ее воздействию: им может быть цехпромышленного предприятия, сельскохозяйственный участок, лечебное учреждение, кабиналетательного аппарата и т. п. Данное рассмотрение будет вестись на примерепромышленного предприятия, но в общем случае эта схема применима и к любомудругому производству, связанному с опасностью.
Длязащиты человека от производственной опасности предусмотрена СИСТЕМА (СЛУЖБА)БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА. Эта система включает в себя целый комплекс средстввоздействия на производство и человека, направленных на предупреждениенесчастных случаев. Поэтому систему обеспечения безопасности труда в даннойсхеме мы будем рассматривать в виде третьей самостоятельной подструктуры.
Дляудобства различения элементов указанных подструктур на схеме будем использоватьразличные графические обозначения и изображать блоки подструктуры ЧЕЛОВЕК ввиде эллипсов, блоки подструктуры ПРОИЗВОДСТВО в форме прямоугольников, а блокиСИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА в виде ромбов.
Начнемрассмотрение этой схемы с ее верхней части, где изображена подструктураЧЕЛОВЕК. Здесь в виде отдельных блоков представлены только те основные факторы,которые определяют реакции человека на производственные опасности. Рассмотримкаждый из них отдельно.
Человеку,как известно, присущ целый комплекс безусловных рефлексов (инстинктов), которымион неосознанно отвечает на различные опасности, угрожающие его организму, чтоспособствует самосохранению человека*. Так, при возникновении опасностиповреждения закрывается глаз, отдергивается рука; при нарушении нормальногосостава, давления или температуры окружающей среды в организме возникаютсоответствующие сдвиги, направленные на компенсацию вредных воздействий иприспособление к новым условиям среды и т. д. Эти и многие другие защитныереакции организма, естественно, способствуют повышению защищенности человека отразличных опасностей, в том числе и производственных. Большую надежностьфункционирования организма человека и его биологическую способностьпротиводействовать опасностям обусловливает и его структурная избыточность. Этаизбыточность создается как в материальном плане (дублирование органов, способностьодних органов частично компенсировать функции других, вышедших из строяорганов), так и в информационном (резервирование органов восприятия, хранения ипереработки информации, ее передачи) [141; 6].
*Объективности ради следует заметить, что сторонники психоанализа придерживаютсяиной точки зрения. Так, родоначальник этого направления 3. Фрейд в 1932 г. писал А. Эйнштейну: «Согласно нашей гипотезе, имеются только два вида человеческихинстинктов: одни стремятся сохранять и объединять… А другие стремятсяразрушать и убивать; эти последние мы классифицируем вместе как агрессивный иразрушительный инстинкт… Этот последний инстинкт действует в каждом живомсуществе и старается разрушить его и свести жизнь к ее первоначальномусостоянию неодушевленной материи. Этот инстинкт совершенно серьезно заслуживаетназвание «инстинкта смерти» [по 193, 315]. Предпосылкой для возникновения такойгипотезы мог служить тот факт, что у людей при некоторых условиях можетвозникать потребность в опасности, в риске (более подробно об этом пойдет речьв главе 3 настоящей работы). Абсолютизируя эту потребность, отрывая ее отдругих — ведущих потребностей, Фрейд пришел к заключению о проявлении вживотном мире всеобщего «инстинкта смерти». Это заключение опровергаетсямногочисленными биологическими исследованиями, доказывающими, что представлениео смерти биологически не заложено в живом существе и такой инстинктантибиологичен. Представление о смерти может возникнуть только в результатеразвития способности к абстрактному мышлению и не может расцениваться какврожденная программа.
Вторымвыделенным на схеме фактором, определяющим реакцию человека на опасность, являютсяпсихофизиологические качества и состояния человека. Эти качества проявляются вчувствительности человека к обнаружению сигналов опасности, в его скоростныхвозможностях по реагированию на такие сигналы, в его эмоциональных реакциях наопасность и т. п. Как названные, так и другие подобные показатели, обусловливающиевозможности человека обнаруживать опасную ситуацию и адекватно реагировать нанее, зависят от его индивидуальных особенностей, и в частности от его нервнойсистемы. На поведении человека в опасной ситуации, очевидно, сказывается такжеего психическое и физическое состояние. Так, состояние тревоги обычноспособствует более быстрому обнаружению опасности, состояние же утомления, наоборот,снижает возможности человека по обнаружению опасности и противодействию ей.
Способностьчеловека противодействовать опасности в труде существенно зависит и от третьегофактора — его профессиональных качеств и опыта. Здесь имеются в виду не стольконавыки и умения по достижению трудовой цели, сколько навыки и умения решатьтакие задачи безопасно. Следует отметить, что умение безопасно работать зависитглавным образом от знания рабочим своей профессии и правил безопасности труда, отжизненного опыта, что дает ему возможность гибко использовать эти факторы дляуспешного и безопасного решения различных трудовых задач. Этому в значительноймере способствуют и творческие возможности человека, позволяющие ему изыскиватьновые пути, новые методы безопасного решения трудовой задачи в самых разнообразныхи неожиданных ситуациях.
Ипоследний, четвертый фактор, обусловливающий возможности человека противостоятьопасности, определяется степенью его мотивации к труду и его безопасности. Наразличных мотивах в труде и их влиянии на его результаты и безопасность мыболее подробно остановимся в главе 3. Пока же только отметим, что у разныхлюдей уровень мотивации к выполнению работы и обеспечению ее безопасности неодинаков и последний мотив имеет различный вес среди прочих мотивов, побуждающихчеловека к деятельности.
Итак,в рассматриваемой структурной схеме (рис. 1.7) можно выделить четыре фактора, обусловливающихспособность человека противодействовать опасности в труде:
чистобиологический фактор, вытекающий из природных свойств человека и проявляющийсяв бессознательной регуляции;
фактор,определяющий индивидуальные особенности психического отражения и психическихфункций человека;
фактор,вытекающий из опыта человека, его навыков, знаний, умений;
фактор,характеризующий направленность человека, т. е. его мотивы, интересы, установкии т. п.
Использованиечетырех указанных факторов в качестве показателей способности человекапротивостоять опасности можно рассматривать как частное приложение кинтересующему нас вопросу предложенного К. К. Платоновым общего подхода кописанию и анализу структуры личности [149]. Автор показывает, что на основечетырех названных выше составляющих возможно раскрывать разнообразныеиндивидуальные особенности личности. Человек как личность не является при этомпростой суммой этих факторов, а выступает как сложная система, сложившаяся врезультате их развития и взаимодействия. Рассмотренные факторы подструктурыЧЕЛОВЕК образуют, таким образом, гибкую систему с взаимодополнениями ивзаимными компенсациями, способствующую надежности его существования идеятельности. Поэтому и возможность человека противостоять опасности также неследует рассматривать как простую сумму перечисленных выше факторов.
Какбудет показано далее (в главах 2 и 3), человек является сложнойсаморегулирующейся системой, способной, в зависимости от сложившейся ситуации, гибкоиспользовать свои возможности для достижения требуемого результата и избежанияпри этом опасности. Если у человека оказываются, например, невысокиебиологические и психофизиологические качества по противодействию опасности, онможет обеспечить требуемую безопасность за счет развития профессиональныхумений и высокой мотивации к безопасному труду. И, наоборот, человек с высокимибиологическими, психофизиологическими и профессиональными качествами попротиводействию опасности из-за низкой мотивации к безопасному труду можетоказаться плохо защищенным от опасности.
Изсказанного следует, что уровень индивидуальной защищенности человека отопасности в труде является результирующей действия сложной системысаморегуляции, базирующейся на четырех указанных выше уровнях. Это положениеотражено в структурной схеме (рис. 1.7). Указывая на наличие различных уровнейв структуре личности, А. Н. Леонтьев обращал внимание на многообразие исложность межуровневых связей, образующихся в процессе предметной деятельности,и подчеркивал, что абстракция, связанная с выделением в человеке отдельныхуровней, «не разрушает целостности конкретного субъекта...», а позволяетрассматривать его таким, «… каким мы встречаем его на работе...» [НО, 232].
Определивфакторы, из которых складывается индивидуальная защищенность, временно прервемрассмотрение подструктуры ЧЕЛОВЕК и обратимся к подструктуре ПРОИЗВОДСТВО.
ПРОИЗВОДСТВО,как уже отмечалось, рассматривается в данной схеме как общий источникопасности. В промышленном производстве таким источником опасности чаще всегоявляются орудия труда (инструмент, специальные приспособления, машины), поройсам предмет труда или окружающая среда. К среде относится, как уже отмечалось, окружающеерабочего производственное пространство со всем его содержимым, исключаяпредметы и орудия труда, с которыми человек непосредственно взаимодействует врассматриваемом трудовом процессе. Поэтому, когда рабочий получает повреждениев результате того, что отскочила деталь от соседнего станка, или этоповреждение ему случайно наносит стоящий рядом человек, источником несчастныхслучаев будем условно считать производственную среду. При более широкомрассмотрении данного вопроса приходится принимать во внимание и тот факт, чтоокружающая производственная среда, и в частности социальное окружение, можетявиться источником психической травмы.
Средиразличных работ, выполняемых на производстве, у нас в стране специальновыделяются работы (и целые профессии) повышенной опасности. К ним относятся всеработы, связанные с подъемными кранами, баллонами высокого давления, электросетью"высокого напряжения и пр. Подобное деление производится в расчете на исправнуюработу техники и обычные нормальные условия и организацию труда. При нарушенияхв указанных сферах может возникнуть дополнительная производственная опасность, котораяпревращает обычную работу в опасную. Поэтому на схеме 1.7 показано, что высокаяопасность существует в работах с повышенной опасностью, но может появиться (привозникновении дополнительной опасности) и в обычных работах.
Разделяяработы на категории высокой и невысокой опасности, следует отметить, чтонесчастные случаи, как показывает опыт, чаще всего возникают при работах сневысокой опасностью. Это объясняется рядом причин. Во-первых, к работам сповышенной опасностью допускаются лишь лица, прошедшие специальнуюдополнительную подготовку по технике безопасности. Во-вторых, на таких работахиспользуется более совершенная техника безопасности. В-третьих, опасных работзначительно меньше, чем обычных. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), высокаяцена ошибки на работе с повышенной опасностью обусловливает более серьезноеотношение рабочего к ее выполнению. К этому вопросу мы еще вернемся в дальнейшемизложении (глава 3). Пока же лишь отметим, что несчастные случаи возникают чащевсего при работах без повышенной производственной опасности, в связи с чем этойнаиболее массовой категории работ следует уделять не меньше внимания, чемработам с повышенной опасностью.
Итак,ПРОИЗВОДСТВО здесь рассматривается как источник разного уровня опасности длячеловека. Теперь временно приостановим также рассмотрение данной подструктуры иперейдем к третьей части схемы.
Третьейподструктурой, выделенной на схеме, является СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА, котораярасположена между блоками подструктур ЧЕЛОВЕК и ПРОИЗВОДСТВО. Исходя из своегоназначения, система безопасности труда призвана решать две главные задачи:снижать уровень производственной опасности и способствовать повышениюзащищенности человека в труде. Остановимся отдельно на рассмотрении каждого изэтих направлений воздействия.
Всфере производства СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА, как видно из структурной схемы, решаетряд важных задач:
способствуетобеспечению общей организации безопасности производства;
способствуетразработке и использованию индивидуальных и стационарных средств защиты отопасных производственных факторов;
способствуеторганизации обучения безопасной работе, выполнению правил по безопасному труду,контролирует готовность техники и людей к безопасной работе;
осуществляетвоспитание и пропаганду безопасной работы.
Подобщей организацией безопасности труда на производстве подразумевается широкийкруг мероприятий, начиная от общего усовершенствования техники итехнологического процесса в целях снижения уровня опасных производственныхфакторов и вплоть до организации различными путями безопасных условий труда наотдельных рабочих местах. При этом предполагается, что безопасность трудадолжна закладываться уже в процессе проектирования техники и условий труда.
Дляограждения человека от опасных производственных факторов или понижения уровняих воздействия технике стационарно придаются или встраиваются в нее специальныеустройства, выполняющие функции средств защиты. В настоящее время в конструкциистационарных средств защиты чаще всего реализуются следующие принципы.
Ограждениеопасной зоны и предупреждение попадания в нее человека. Примером устройств, реализующихэтот принцип, являются защитные кожухи, которыми прикрываются вращающиесядетали машин, защитные щиты, закрывающие доступ к выводам проводов высокогонапряжения, и т. д.
Использованиеавтоматических устройств, отключающих механизмы и вместе с тем устраняющихдействие опасных факторов при нахождении человека или части его тела в опаснойзоне. Примером использования данного принципа может служить штамп, передопусканием которого сбрасывается шторка, зондирующая вход в опасную зону, итолько тогда, когда в опасной зоне не обнаруживается ничего постороннего, в томчисле и руки рабочего, замыкается цепь на опускание пресса.
Использованиетехнических устройств, которые перед включением опасного фактора зондируютопасную зону и автоматически выталкивают из нее все посторонние предметы. Так, например,штамповочное устройство иногда снабжается специальными резиновыми отбойниками, которыеперед опусканием пресса проходят через опасную зону и, если там находятся рукирабочего, инструмент или другие посторонние предметы, выталкивают их оттуда.
Созданиетаких систем управления, при которых для включения опасного фактора человеквынужден покинуть опасную зону. Так, например, для опускания пресса нужнонажать кнопки одновременно правой и левой рукой — этим исключается возможностьнахождения рук в опасной зоне в момент падения пресса.
Использованиесигнальных устройств, оповещающих рабочего о появлении опасногопроизводственного фактора. Например, загорание сигнального табло можетуказывать на рост давления в системе сверх допустимого значения.
Использованиеустройств, которые, в случае появления опасных нарушений в работе техники, автоматическивыключают ее.
Использованиеспециальных систем контроля за управляющими действиями рабочего, которыеотфильтровывают и не пропускают в систему управления команды, ведущие к переходумашины на опасные режимы работы.
Данныйвесьма неполный перечень свидетельствует о наличии целого ряда различныхтехнических подходов к созданию стационарной защиты человека отпроизводственной опасности.
Ковсем средствам защиты предъявляется одно весьма существенное требование:выполняя свои защитные функции, они не должны создавать рабочему помехи привыполнении основной трудовой задачи. Еще в 1930 г. директор Государственного института охраны труда С. И. Каплун писал, что техника безопасностине должна выполнять функции «смирительных рубашек» или «намордников», надевающихсяна работающие механизмы для «обуздания» их опасности, поскольку это будетпорождать «серьезные конфликты ее не только с организаторами производства, но ис самими рабочими» [70, XV]. Автор подчеркивал, что техника безопасности, в томчисле и стационарные средства защиты, должна не придаваться к основной технике,а органически сливаться с технологическим процессом и организацией производства,растворяясь в этой технике.
Поотношению к человеку средства защиты также не могут являться простым «заслоном»,ограждающим его от опасности. Человек должен быть не объектом действия техникибезопасности, а ее субъектом, поскольку зачастую ему приходится использоватьэту технику. Поэтому операции по использованию средств защиты должны быть некакими-то «добавками» к рабочим операциям, а органически вписываться в основнойпроцесс трудовой деятельности. Об этом писал в свое время еще Н. А. Бернштейн:«Нам известны случаи, когда рабочие подвязывали предохранительныеприспособления, выключали их из рабочего процесса и предпочитали риск серьезной,но все же редкой травмы постоянной и назойливой помехе плохо продуманногоограждения» [21, 5].
Идействительно, если, например, стационарные защитные кожухи создают неудобства,то рабочие зачастую снимают эти кожухи и работают без них, несмотря навозросшую опасность. Если стационарные защитные устройства с автоматическимиблокировками увеличивают время трудовой операции, то рабочие просто-напростоотключают такие средства защиты. Так, работая с описанной в пункте 4автоматической защитой, рабочие нередко закорачивают контакты одной кнопки, посколькупри управлении прессом одной рукой существенно ускоряется трудовой процесс и повышаетсяпроизводительность.
Досих пор мы анализировали воздействие системы безопасности труда напроизводство. Теперь перейдем к оценке ее воздействия непосредственно наработающего человека.
Вернемсяк рассмотрению подструктуры ЧЕЛОВЕК, но теперь уже с учетом воздействия на негоСИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА. Как видно из структурной схемы (рис. 1.7), имеетсятри направления такого воздействия:
созданиеи использование индивидуальных средств защиты,
разработкаправил по безопасности труда, обучение и контроль,
пропагандаи воспитание безопасного поведения в труде.
Короткоостановимся на каждом из этих направлений.
Индивидуальныесредства защиты, наряду со стационарными, являются частью техники безопасности.Их отличие от стационарных средств защиты заключается лишь в том, что онипридаются не машинам, а непосредственно работающему человеку. К индивидуальнымсредствам относятся: защитные каски, защитные очки, защитная одежда (комбинезон,перчатки, специальная обувь, фартук), страховочные ремни и прочее снаряжение.Выше мы отмечали, что стационарные средства защиты должны органически входить вструктуру производственной деятельности. Это требование еще в большей мереотносится к индивидуальным средствам защиты. Если стационарные средства защитывключает в себя машина, то индивидуальные средства полностью ложатся (в самомпрямом смысле) на человека, в той или иной мере ограничивая, а порой стесняяего действия. Поэтому разработка средств индивидуальной защиты, которыеохраняли бы рабочего и при этом не только не мешали, но и содействовалиосновному трудовому процессу, является наиболее сложной психологической итехнической проблемой безопасности труда.
Примеромтакого средства индивидуальной защиты, которое органически входит в трудовойпроцесс, могут служить защитные очки с корригирующими стеклами. Подобные очки, улучшаязрение, способствуют большей эффективности работы и одновременно защищают глазаот воздействия опасных производственных факторов. Рабочий с недостатком зренияощущает потребность в использовании такого средства индивидуальной защиты, посколькуоно является не только «защитником», но и хорошим «помощником» в его труде. Вэтой двойной функции таких очков и заключается их притягательная сила длярабочего.
Важнымнаправлением практического приложения системы безопасности труда являетсяразработка и внедрение правил безопасности труда, обучение им рабочих иконтроль за знанием и выполнением этих правил.
Приразрешении любой трудовой задачи рабочему приходится руководствоватьсяправилами — соответствующими ограничениями, налагаемыми на негопроизводственным процессом. Эти ограничения рабочий обычно принимает какобъективную необходимость, без соблюдения которой не может быть достигнута цельего трудовой деятельности. Правила по технике безопасности налагают на рабочегосвои ограничения. Там, где эти ограничения оказываются незначительными илисовпадают с ограничениями производственного процесса, они не создают длярабочего каких-либо дополнительных трудностей. Однако чаще всего с правиламитехники безопасности связаны свои дополнительные ограничения, которые в той илииной мере усложняют его работу. Поэтому очень важно, чтобы обучение рабочих ивыработка трудовых навыков осуществлялись, как уже отмечалось, одновременно сучетом как правил производственного процесса, так и безопасности труда. Врезультате у рабочего будут одновременно вырабатываться навыки выполнениятрудовой операции и учета правил техники безопасности. Тогда наиболее удобным иприемлемым для него станет именно тот способ выполнения действий, которыйучитывает правила техники безопасности.
Последнее,но не менее важное назначение системы безопасности — пропаганда безопасноготруда и воспитание в этом направлении человека. Здесь имеется в видуиспользование наглядной агитации (плакатов, кинофильмов), методов убеждения(лекций, бесед), методов стимуляции (наказаний за нарушения правил и поощренийза безопасный труд). Все эти мероприятия, как видно из схемы, направлены наусиление мотивации рабочего к безопасному труду и на повышение его профессиональногоуровня.
Итак,резюмируя воздействие СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА на ЧЕЛОВЕКА, можно заключить, чтоона, с одной стороны, способствует повышению его профессиональных уменийпроизводительно и безопасно работать, а также повышению мотивации к безопасномутруду и, с другой — обеспечивает человека правилами, индивидуальными средствамизащиты и таким путем дополнительно увеличивает его результирующую защищенность.
ВоздействиеСИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА на ПРОИЗВОДСТВО проявляется как в уменьшении производственныхопасностей, так и в снижении уровней их действия благодаря применению средствстационарной защиты. Исходя из существующих опасных факторов и указанных мерпротиводействия им формируется результирующая производственная опасность.
Набазе взаимодействия всех трех рассмотренных подструктур (ЧЕЛОВЕК, ПРОИЗВОДСТВО,СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА) складывается фактический уровень безопасноститруда. Если возникает несчастный случай, то он обычно оставляет свойотрицательный след на человеке и в той или иной мере негативно отражается напроизводстве; безопасный труд тоже оказывает свое обратное, но ужеположительное воздействие на ту или другую подструктуру. Кроме того, фактическийтравматизм постоянно контролируется системой безопасности. Поэтому на схеме указаныи обратные связи, учитывающие влияние фактического уровня безопасности труда наработающего ЧЕЛОВЕКА, на ПРОИЗВОДСТВО и СИСТЕМУ БЕЗОПАСНОСТИ.
Следуетобратить внимание на характер таких обратных связей. С одной стороны, ростфактического травматизма отрицательно сказывается как на человеке, так и напроизводстве. И в этом смысле данная обратная связь является положительной. Но,как уже говорилось выше и более детально будет показано в главе 3, несчастныеслучаи оказываются поучительными для человека. Они являются поучительными и дляслужбы безопасности труда. С этой точки зрения такая обратная связь являетсяуже отрицательной (когда плохой результат на выходе системы способствуетулучшению качества ее функционирования). Таким образом, создается сложноеобратное влияние фактического уровня безопасности труда на рассматриваемуюсистему. Нужно заметить, что подструктуры ЧЕЛОВЕК и ПРОИЗВОДСТВО находятся подпостоянным контролем СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА — этот факт отмечен на схемеотрицательной обратной связью первых двух подструктур с третьей.
Вописанной выше схеме были выделены два главных обобщающих фактора, которыеобусловливают фактическую безопасность труда: результирующая производственнаяопасность и результирующая защищенность человека от этой опасности. Однако обеэти образующие в рассматриваемой системе не могут считаться равноценнымикомпонентами. Производственная опасность, казалось бы, является активным, «наступающим»фактором, а человек здесь выступает в роли «обороняющегося». Между тем на практикеполучается как раз наоборот. Не производство, а именно человек оказываетсяактивным и ведущим компонентом этой схемы. Данное заключение вытекает изследующих соображений.
Врассматриваемой схеме мы имеем дело с человеком определенной степени защищенностии с производственной опасностью, возникающей главным образом в результате егодеятельности. Причем, как следует из приведенного рассмотрения, подзащищенностью здесь понимается способность человека не толькопротиводействовать производственным опасностям, но главным образом и непорождать своей деятельностью проявления этих опасностей и их реализации.Однако и в тех случаях, когда производственная опасность возникает независимоот деятельности человека, безопасность труда не может считаться функцией только«слепой» стихии производства, поскольку высокие приспособительные и творческиевозможности человека нередко позволяют ему своевременно обнаруживать этиопасности и находить возможности противодействия им в самых, казалось бы, безвыходныхситуациях.
Извсего сказанного вытекает, что безопасность труда следует рассматривать преждевсего как результат активной предметной деятельности человека. Именно с этихпозиций и будет вестись дальнейшее изложение материала.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bezopasnost.edu66.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.