Реферат по предмету "История"


Духовная культура Булгарского эмирата: литература, система образования, научные знания

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Камская государственная инженерноэкономическая академия
Кафедра «История»
Контрольная работа
по дисциплине «История Татарстана»
на тему: Духовная культура Булгарского эмирата: литература, системаобразования, научные знания

Выполнил: студент группы 4197с
заочного отделения
Невматуллина Р.С.
Проверил: к. п. н., старший преподаватель
кафедры «История»
Сайфуллин Р.Г.
Набережные Челны — 2008

Содержание
Введение
Глава I.Письменность, просвещение и литература
Глава II.Система образования и научные знания
Заключение
Список литературы
Введение
Последние два столетия I тыс. н.э. в исторической науке справедливо рассматриваются какпереломный этап в истории народов Восточной и Центральной Европы. В это время происходятсущественные изменения в социально экономической и общественной жизни славянских,тюркских и финно-угорских народов, приведшие, в конечном итоге, возникновению раннефеодальныхгосударств. На территории Восточной Европы это были Древняя Русь, Хазария и ВолжскаяБулгария. На протяжении веков они тесно контактировали между сбой в области экономикии культуры, соперничали за расширение сферы влияния на соседние регионы. Это соперничествонередко приводила к серьезным военным столкновениям, которые завершались, как правило,заключением мирных договоров.
Практически с момента своего возникновения Булгар — так коротконазывали страну и ее столицу современники — становится заметным явлением Средневековойцивилизации Евразии, объектом внимания арабо-персидских географов, русских летописцев,западноевропейских путешественников и торговцев. Это вполне объяснима: самая севернаяв тогдашнем мире мусульманская страна — факт сам по себе незаурядный — быстро завоеваласебе славу могущественной торговой державы. И не только благодаря своему удачномугеополитическому положению. Основу экономического могущества страны, способствовавшегоактивной и равноправной международной торговле, составили, в первую очередь, высокоразвитоесельское хозяйство (пашенное земледелие, скотоводство) и ремесленное производство.Их продукция была рассчитана как на удовлетворение внутренних потребностей страны,так и на экспорт.
Равноправные партнерские отношения в торговле, внешней политике,других областях международной деятельности возможны лишь тогда, когда страны, вних участвующие, обладают примерно одинаковым экономическим и духовным потенциалом,стоят примерно на одной ступени социально-экономического развития. Волжская Булгарияпо всем этим показателям практически не уступала своим партнерам — Хазарии, ДревнейРуси и древнерусским княжествам, странам Западной Европы и Ближнего Востока.
Предками современных татар, башкир, чувашей, марийцев, а такжекрымских татар, болгар, балкарцев являются булгары. Булгары — народ, основавшийсвое государство «Великая Булгария» во второй половине V века. Говорили на булгарском языке,относившемся к наиболее к ранней группе языков тюрков. Территория этой страны простираласьот Дуная до Урала.
Волжская Булгария занимает особое место в средневековой историитатарского народа. Она воспринимается современными (в первую очередь, средне-волжскимитатарами) как государство, созданное одним из основных, если не сказать прямых,их предков. Многое связывает нас с булгарским периодом нашей многовековой истории.Именно в этот период завершился полный переход от кочевой жизни к оседлости, возниклистационарные поселения, в том числе и города, среди которых и Казань — столица республикиТатарстан, которая отметила в 2005 году свой 1000летний юбилей. В 922 г., в период правления хана Алмуша сына Шилки, состоялась официальное принятие монотеистической религии- ислама, сыгравшего исключительную, безусловно прогрессивную роль в духовной иобщественно — политическую роль в жизни булгар и их потомков. Всемирно известнаяпоэма «Сказание о Юсуфе», написанная булгарским поэтом Кул Галли в началеХIII в., до сих пор пользуется широкойпопулярностью среди татарских читателей. Отсюда не трудно понять трепетное отношениетатар ко всему, что связано с их булгарскими предками.
Великая Волжская Булгария была весьма развитым и могучим государством.Благодаря водным путям, булгары имели хорошие торговые отношения с Русью, Скандинавией,Прибалтикой, Византией, а также с Китаем, Хорезмом, Индий, Далмацией и Персией.В Х в., площадь столицы Волжской Булгарии — Биляра — была больше современных емуПарижа, Киева и Владимира, вместе взятых, а по уровню развития Биляр превосходилбольшинство средневековых столиц.
Глава I. Письменность, просвещениеи литература
До принятия ислама и, соответственно, до перехода к арабскойграфике исторические предки булгар и они сами проделали длительный путь развитияписьменности. Начав с письма рисуночных знаков, они перешли к руническому шрифтудревнетюркского типа, а от него к арабской графике. Перевод официальных документовсо старых булгарских знаков «куниг» на арабское письмо был осуществленв 40х — первой половине 80х годов IX в.,когда булгары еще жили в Поднепровье. О широком распространении грамотности средибулгар свидетельствуют как письменные источники, так и вещественные.
Примечателен и такой факт: венгры считают, что история их письманачалась с рунической письменности, которую они восприняли у дунайских болгар. Этолишний раз говорит о разработанности, системности письма, о более универсальномалфавите, то есть руническом алфавите. Руническая письменность до появления арабскойграфики распространилась довольно широко. И видимо, руническое письмо булгар быловытеснено в IX — X веках арабским письмом.
Высокий уровень развития литературы и науки в Волжской Булгариина ходит яркое выражение в творчестве ученых, творивших в различных отраслях науки.Путешествовавшие из арабской Испании в Восточную Европу в XII в.
В XIXII вв. вВолжской Булгарии появляются первые ученые историки, которые обобщают «преданиястарины глубокой», пишут историю булгарского народа. Одним из них был Якубибн Нугман, написавший «Историю Булгара». Эту книгу упоминает в своемсочинении Абу Хамид алГарнати, который дает высокую оценку и приводит из нее отдельныеотрывки. Булгары обладали сведениями и по истории других народов. В частности имбыло известно имя Александра (Искандера) Македонского.
В честь известного в то время знатока мусульманской юриспруденцииХоджи Ахмеда аль Булгари были написаны стихи на персидском языке, а в начале XIII в. ученый Таджетдин ибн Юнус альБулгари прославился своей книгой по фармакологии. В анналах истории зафиксированытакже имена ученых Хасана аль Булгари, Ибрагима аль Булгари, Идриса аль Булгарии другие.
Булгарские хаттаты-каллиграфы, учащиеся медресе с любовью переписывалибессмертные творения титанов мировой поэзии, таких как Фирдауси, Низами, Омар Хайям.Народ Великого Булгарского государства дал из своей среды не только искусных ремесленников,трудолюбивых хлебопашцев, но и целую плеяду поэтов и писателей. На страницах многовековойистории булгаротатарского народа золотыми буквами написаны имена Сулеймана ибн ДаудаСаксани — Сувари, Абуль Галя ибн альБулгари, Кутба, Махмуда ибн Гали ал-Б Булгари,Хуссама Катиба и других писателей.
Вершиной литературного творчества и в целом итогом развития духовной культуры Волжской Булгарии стала поэма Кул Гали «Сказание о Юсуфе»(1223 г). Она увенчала эпоху наивысшего расцвета Булгарского государства, прерваннуюмонгольским нашествием в1236 г. Поэма, основанная на известнейшем и часто трактуемомв восточной литературе библейском сюжете, была оригинально интерпретирована авторомприменительно к самобытным булгарским художественным традициям и написана на местномязыке — булгарском тюрки. Поэма по общему признанию, проникнута гуманизмом.
Кул Гали был современником Низами, Руставели, автора «Словоо полку Игореве». Нет никаких свидетельств о том, что он знал что-либо о своихвыдающихся современниках. Но знаменательно одно: его поэма «Сказание о Юсуфе»,какими-то своими существенными мотивами созвучна тем идеалам, которые выражены втворениях Руставели и Низами.
«Легенда о дочери Шана» поэтический шедевр раннегосредневековья, завершенный в 882 году. Но, пожалуй, самое удивительное, что местомрождения поэмы была не Мекка и не Багдад, ее автор – Микаиль Башту ибн Шамс Тебир,прозванный современниками Шамси Башту. В пещере мусульманского скита близ Киеваон долгие годы записывал и поэтически обрабатывал предания древних булгар, населявшихнекогда берега Днепра, становясь не только поэтом, но и историком, летописцем, бытописателемсвоего народа.
Достойное место в мусульманском мире занимали булгарские богословыи философы. Естественно, в то время споры, диспуты шли по вопросам толкования Корана.Уже в Х в. булгарские богословы приступают к изучению хадисов — преданий об изреченияхи делах пророка Мухаммеда. О хадисах и их понимании писали Абул Аля Хамид ибн Идрисал-Булгари и Сулейман ибн Дауд ас Саксини-Сувари богослов и писатель, выходец изг. Сувара, жившего в городе Саксине. Он написал на персидском языке труд дидактическогохарактера под названием “Свет лучей правдивость тайн”, затем перевел его на арабскийязык, назвав “Порадующий больных душ”. И наконец, “Цветок сада порадующий больныхдуш" это сокращенный вариант двух первых книг. Сулейман ибн Дауд ас Саксини-Суварипосвятил все свои сочинения своему учителю АбулАля Хамиду ал-Булгари, у которогоучился в медресе. Последний был энциклопедически образованным ученым, широко известнымна Востоке, в тонкостях разбирающимся в научной и богословской литературе мусульманскогомира своего времени. Булгарские ученые и богословы были хорошо известны в СреднейАзии, Хорасане. Некоторые из них жили и творили на Востоке, иногда занимая в техстранах религиозные и административные посты. Так, например, Ходжа Ахмед Булгарибыл учителем и шейхом знаменитого султана газневидского государства, куда входилитерритории современного Афганистана, ряд областей Ирана, Средней Азии, Индии, МахмудаI Газневи (9671030).
булгарский эмират духовная культура
Близость волжскобулгарского языка к другим тюркским языкам (кипчакскому,огузскому, уйгурскому), дала возможность взаимно обмениваться литературными достижениями.Булгарские письменные памятники находили более широкую аудиторию тюркоязычных читателей.
Многие богословские и философские проблемы нашли отражение втаких сочинениях, как «Полезные сущности» и «Всеобъемляющий»Ходжи Ахмеда ал-Булгари, «Трактат» Бурханаддина ал-Булгари и других. Духовнаяжизнь Булгарии протекала на достаточно высоком для своего времени уровне и былавплетена в общую ткань мусульманского мира. Булгарские проповедники ислама оттачивалисвое мастерство богословов не только среди единомышленников в странах востока, нои практически претворяли в жизнь принципы, которым они следовали. Булгарские подвижникираспространяли ислам среди башкир и некоторой части финно-угорских народов. Известно,что со словом пророка Мухаммеда они ездили и в города Руси. Не только богословы,но и ученые мусульманских стран в то время писали свои труды и трактаты на арабскомязыке, на языке науки исламского мира.
Следует отметить, что в Булгарии при эмирах находились летописцы,которые описывали деяния не только правящих эмиров, но их предков, ибо родословныев престолонаследовании были очень важны — они доказывали легитимность правящих монархов.Кроме того, было в традиции даже простых булгар знать своих предков до девятогоколена.
Музыкальные традиции ислама адаптировались к местным условиям,специфике художественного мышления булгарского народа, порождая самобытные формымузыкальной культуры, которые входили в процесс воспитания и образования как привилегированных,так и демократических слоев булгарского общества. Для всех слоев булгарского обществав IXXIII вв. сохраняло актуальность творчество сказителей, продолжавших развитиеболее ранних художественных традиций. Создававшиеся ими эпические произведения звучаливо дворцах правителей и жилищах бедняков и повествовали о важных исторических событиях,подвигах знаменитых батыров, восхваляли правителей. Некоторые из них, сатирическогохарактера, обличали пороки общества. Основной темой творчества создателей эпоса,считавших своей главной задачей воспитание любви и верности родине, была борьбанарода за свою свободу и независимость.
С X в. в эпическое творчество булгар в гораздо большей степени,нежели ранее, проникает нравоучительный, назидательный стиль повествования. В легендах,мифах, сказаниях и наиболее распространенном повествовательном жанре байта проявляласьзаметная переориентация на решение воспитательных и образовательных задач в соответствиис требованиями нравственных и эстетических критериев ислама («Жизнь Алыпа истроительство города Булгар», «Сражение Булгар с Константинией»,«Камари и его сыновья», «Удивительные небесные явления»). Вних воспевались природа и жители страны, причем не только правители, но и землепашцы.Музыка в Булгаре составляла комплекс разнообразных видов, форм и жанров, которыесопровождали каждого человека на протяжении всего жизненного цикла. Народное творчествосоставляли песни, инструментальные и танцевальные мелодии, занимавшие большое местов повседневной жизни.
Те войны, которые пронеслись по Булгари огненным смерчем в XIII и XVI веках, уничтожили, прежде всего, такие культурные достижениябулгар, как книги, написанные на бумаге иногда в нескольких экземплярах, архивыэмиров и ханов, а также летописи, которые велись при них. Горели деревянные города- горели книги. К сожалению, у булгарских мусульман не было даже ничего похожегона русские православные монастыри, где велись бы летописи и хранились книги. Этимобъясняется малочисленность и отрывочность доходящих до нас образцов литературныхпамятников булгар. Принятие ислама предками татар — волжскими булгарами включилота тарскую культуру в обширный мир мусульманской цивилизации, под влиянием которойпроисходило формирование и развитие ее духовно — эстетических ценностей. В национальномискусстве, наряду с этническими традициями, получи ли развитие традиции мусульманскогоискусства, оказавшего влияние на художественно — идейное содержание и стилевую направленностьпроизведений.Глава II. Система образованияи научные знания
Широкое распространение письменности среди населения опиралосьна развитую систему просвещения. Еще в XI веке в булгарских городах и селах существовали начальные школы.Они были открыты при махаллинских (квартальных) мечетях. Большой вклад в дело просвещениябулгар внес мулла Микаиль Башту. Благодоря его стараниям в период правления царяДжилки (865-882) было открыто 42 мектебе, т.е. начальных школ. За время с 882 годапо 900 год было основана 182 мектебе. Итак, за 35 лет основали 222 мектебе. В нихдетей учили читать и писать. Они читали хадисы, книги религиозного содержания, звучалиотдельные аяты — небольшие отрывки из Корана.
Наиболее способные ученики продолжали свое образование в медресе.Медресе — это средние и высшие учебные заведения. Иными словами, одни из них давалисреднее образование, а другие — высшее. Медресе открывали при крупных, как правило,соборных мечетях. Много внимания уделялось изучению арабского и персидского языка.Наиболее способные выпускники медресе среднего типа продолжали свое образованиев научных и культурных центрах востока: в Самарканде, Бухаре, Багдаде, Балхе и другихгородах. Медресе высшего типа назывались Дар аль-улюм. т. е Дом науки или университет.Они следовали заповеди мусульман: «За знаниями не ленись идти даже в далекийКитай, потому что приобретение знаний есть главная обязанность мусульманина»В 1080 году по инициативе сеида Якуба ибн-Нугманм такой Дар аль-улюм был основанв г. Биляре. Шакирды (студенты) из булгар получали образование не только в своихмедресе, но и в восточных странах — в Средней Азии и на Ближнем Востоке. В то жевремя шакирты из этих стран обучались в учебных заведениях Волжской Булгарии. Спринятием ислама в страну начинает проникать из Средней Азии литература, написаннаяна бумаге. С появлением бумаги в Булгарии получают распространение рукописные книги,а также появляется возможность обучать письму более широкие слои населения. В распространенииграмотности среди широких слоев населения, было заинтересовано и мусульманское духовенства,ибо умение читать и писать по-арабски давало возможность непосредственно познакомитсяс Кораном, религиозными книгами, осваивать дидактическую литературу, направленную,главным образом, против языческих традиций. В результате социально — экономического,политического и культурного развития в булгарском государстве возникла потребностьв научных знаниях. Крупнейшими научными центрами страны были города Булгар, Сувари нижнее-булгарский город Саксин. Наиболее образованной частью населения являлисьбогословы и проповедники, судии и другие государственные чиновники. В какой-то степенипредставление о духовной жизни булгарских городов дает арабский автор XII в. альГарнати, говоря о городе Саксине:«В середине города живет эмир жителей Булгара, у них есть большая соборнаямечеть, в которой совершается пятничное моление, и вокруг нее живут булгарцы. Иесть еще соборная мечеть, другая, в которой молится народность, которую называют»жители Сувара", она тоже многочисленна". И далее: «А в деньпраздника выносят многочисленные мимбары (возвышение, с которого в мечети произносятпро поведи) и каждый эмир молится с многочисленными народностями. У каждой народностиесть кадии (мусульманский судья), и факихи (правовед), и хатибы (проповедники).В городах практиковали табибы, слава о которых иногда бывала широко известна.
Значительное развитие в Волжской Булгарии получили такие науки,математика, астрономия, химия, медицина, география, история и др. В Булгарии былоизвестно несколько календарей. Астрономические знания булгарские ученые приобреталив Средней Азии и в странах Ближнего и Среднего Востока, где астрономия и другиеестественные науки получили в то время наибольшее развитие. Рост ремесленного производстваи возникновение фармакологии потребовали знаний в области химии. Булгары были знакомыи умели применять такие металлы и металлоиды, как железо, медь, никель, свинец,олово, ртуть, серебро, золото, сурьма, сера и т.д. Булгарские кузнецы производилисталь повышенного качества, владели основами сварки и пайки, а также изготовленияразличных сплавов на основе меди бронзы, латуни и др. Высокого совершенства достиглимастера, изготовляющие украшения и предметы быта из меди, золота и серебра. Золотыхдел мастера-алтынчии, а также медники-бакырчии, металлисты-тимерчии очень хорошознали свойства металлов и благодаря этому умело управляли процессом литья. Они смачивалиметаллы ртутью и таким способом отделяли их от пустой породы. Ртуть хранили в сфероконическихсосудах. Такие сосуды изготовляли из огнеупорной глины.
Знания по химии нужны были и при изготовлении стекла. Гончары- чулмекчии изготовляли глазурь синего, зеленого, коричневого цветов, а также соттенками темно-зеленого. Глазурь коричневого цвета получали, смешав в определеннойпропорции железо и марганец.
Булгары умели изготовлять различные по химическому составу красители,а также яды. Ядом смазывали наконечники стрел. Таким образом, все изложенное вышеговорит о том, что в Х-ХП вв. булгары владели знаниями соответствующими уровню развитиясвоего времени.
Булгарские ученые-медики также получили широкое признание нетолько в Булгарии, но и в странах Востока. Одними из них были братья Таджетдин иХасан ибн Йунус ал-Булгари. Таджетдин ал-Булгари написал сочинение “Лучшие лекарстваот отравления”, а его брат Хасан по просьбе известного врача Бадраддина Махмудаибн Усмана в 122021 гг. переписал его. Трактат по фармакологии “О простых лекарствах”написал также Бурханаддин Ибрагим ибн Йусуф Булгари, имя которого было известнов мусульманских странах. Всему Востоку было известно имя целителя Ходжы Булгарив Газни. Он был усыновлен поэтом Хакимом Санаи, но прожил недолго умер в возрасте39 лет. Поэт же построил на его могиле надгробие, воспел его талант врача в стихах.“Это может быть тот самый Ходжа Ахмед Булгари, который был учителем и шейхом знаменитогосултана Махмуда Газневи, делает предположение Г.М. Давлетшин. И в наши дни мусульманесо всех концов мира приходят к могиле булгарского лекаря и к источнику с его именем,надеясь избавиться от недугов. В 1971 г. на его могиле был воздвигнут мавзолей избелого мрамора”.
Широкое распространение в Булгарии получила книга таджикскогоученого медика Авиценны “Каноны врачебной науки”. Под именем Абу Галисина он известенбулгаро-татарам до сего дня, прежде всего через прекрасную легенду о нем, написаннуюбулгаро-татарским просветителем XIX в. Каюмом Насыри, которая, видимо, восходитк народным сказаниям.
Для лечения самых разных болезней использовали белемниты. Белемниты — это вымершие окаменевшие беспозвоночные моллюски. Их применяли в виде порошка.Если нужно было применить белемниты внутрь, то порошок смешивали с дождевой водой.При наружном применении порошок присыпали на раны. Булгарские табибы обладали научнымисведениями о возникновении и стадиях развития человеческого зародыша, умели ставитьдиагноз больным путем прощупывания пульса. Они использовали ланцеты и пинцеты. Онимогли изготовить лекарство против ядов.
Булгарские аптекари и знахари при изготовлении целебных напитковиспользовали особый сосуд, который назывался „самабар“,что в переводе означало „сосуд для приготовления снадобий“. Этот сосудимел крышку особой конструкции и ставился на специальную подставку.
Развитие торговых связей Булгарии со многими странами Востокаи Восточной Европы требовало совершенствования географических знаний. Прежде всегобулгарские купцы, путешественники и проповедники знакомились с другими странамипо сочинениям таких мусульманских географов, как ал-Балхи, алМасуди, алМарвази,алИдриси и другие, которые традиционно делили известные земли на семь климатов совходящими в них странами. Сведения о седьмом климате, т.е. о северных странах инародах, арабские географы получали в Булгарии, что видно из сочинений Ибн Фадлана(X в.), алГарнати (XII в.), Ибн анНугмана (XIII в.) и др. Булгары хорошо знали иимели связи с народами, которые жили от них на север вплоть до Северного Ледовитогоокеана. К северу от удмуртов (чирмеш, ар) жил народ вису (ису), за ни ми югра (юра),а на берегу Темного моря за горами обитали, по представлениям булгар, дикари. Естественно,булгары имели ясное представление о Руси и ее городах, о землях, лежащих к Востокуи югу. Они никогда не забывали о Кавказских горах, Каспийском, Черном, Азовскомморях, рядом с которыми когда-то жили их предки, и рассказы о них передавались изпоколения в поколение.
Тягу к изучению звездно-планетной системы сохранили и булгары.Счет времени у них основывался на многолетних наблюдениях за движением солнца, луны,звезд и планет. Булгары пользовались всеми существующими в те времена календарями:солнечным, лунным и лунно-солнечным.
До принятия ислама булгары называли дни недели по-своему. Так,например, в древних книгах сохранились названия следующих дней недели: понедельник- эрне баши, среда — кан кон, четверг — кече эрнэ, пятница — эрнэ кон. После принятияислама тюркская двенадцатидневная неделя была заменена семидневной.
С принятием ислама у булгар закрепился лунный календарь, которыйиспользовался для определения различных праздников, при написании официальных документов.По этому календарю датировали время чеканки монет. Луну и месяц года булгары обозначалиодним и тем же словом „айных“. Количество месяцев в году было столькоже, сколько раз Луна оборачивается за год вокруг Земли. Таких оборотов Луна совершает12 раз. Следовательно, по лунному календарю в году 12 месяцев. Каждый месяц начинаетсяс новолуния и длится 2930 суток. Значит, лунный год состоит из 354 суток. По солнечномукалендарю в году 365 суток. Иначе говоря, год по лунному календарю короче солнечного.Булгары пользовались как лунным, так и солнечным календарем.
Использование арабского и иранского календарей свидетельствовалоо высоком уровне культуры населения и о тесных связях Волжской Булгарии со странамиВостока.
Принятие Ислама, связанное со становлением одного из первых вВосточной Европе средневековых государств — Волжской Булгарии, ознаменовалось высокимрасцветом его культуры. „Болгары соседи наши и суть вельми богаты и сильны“,писал X веке владимирский князьВсеволод киевскому князю Святославу. Во многих аспектах культурного развития в XXII вв. Волжская Булгария была на самыхпередовых позициях среди стран Восточной Европы, достигла больших успехов в развитиихудожественных ремесел, в строительстве города, замков, мечетей. Один из столичныхгородов — Великий Биляр, занимавший территорию около тысячи гектар, был крупнейшимгородом не только Восточной, но и Западной Европы. Первые мечети булгар, построенныев Биляре были деревянными, позднее их возводили из белого камня и булгары были известныйкак опытные мастера по возведению белокаменных сооружений культового и оборонногоназначения.
Заключение
Основополагающим этапом в историческом становлении татарскогонарода стала эпоха формирования и укрепления государства Волжская Булгария в IXXIIIвв., когда окончательный переход к оседлости, развитие земледелия и ремесел, строительствогородов, интенсивный товарообмен и многосторонние взаимосвязи со многими регионамисредневекового мира возвели на качественно новый уровень все стороны жизнедеятельностипредков татар булгар. Все это, а также географическое расположение страны на перекресткесухопутных и водных дорог Европы и Азии, позволило Волжской Булгарии обрести высокиймеждународный статус и выполнять миссию культурного посредника между цивилизациямиВостока и Запада.
Отмеченные факторы определили систему идеологических и нравственно-эстетическихценностей булгар. Их мировоззрение характеризовалось гуманистической направленностью,открытостью и широтой взглядов, терпимостью и восприимчивостью к обычаям и верованиямдругих народов. Булгарская духовная культура испытывала постоянное воздействие разнообразныхтрадиций, привносимых извне. Вместе с тем она отличалась прочным самобытным наследиемпредшествующих эпох. Особое значение при этом имело общетюркское, поскольку волжскиебулгары, несмотря на то, что встали на самостоятельный путь развития, продолжалиоставаться неотъемлемой частью обширной семьи народов с общими прототюркскими корнями.
Другим основополагающим фактором исторического развития булгар,внесшим глубокие изменения в развитие булгарской культуры, было принятие исламаи признание багдадским халифом Волжской Булгарии исламским государством. В результатеэтого события в культуре булгар произошли следующие перемены:
1. Произошел переход от рунической системы письменности»куниг" к арабской системе. Это позволило булгарам использовать культурныедостижения мусульманских народов арабского Востока, Ирана, Средней Азии, включитьсяв единую систему мусульманской цивилизации.
2. Была создана единая система образования: начальные школы мектебе,средние учебные заведения — медресе и высшие учебные заведения — Дар альулюмы, т.е.«Дома науки» или университеты.
3. Высокого уровня достигло богословие. Волжская Булгария даламусульманскому миру много всемирно известных богословов.
4. Историческое самосознание волжских булгар нашло отражениев трудах историков Микаиля Башту, Абдуллаха ибн Башту, Хаджи Омара и Якуба ибн Нугмана.
5. Выдающимся образцом повествовательного, литературного искусствабулгар является поэма Кул Гали «Сказание о Юсуфе».
6. В библиотеках хранились богослужебные, исторические, литературныесочинения, труды по географии, химии, медицине, фармакологии. Среди них было многопроизведений мировой литературы на арабском, персидском языках.
Таким образом, булгарская культура и наука достигли высокогоуровня развития в X — XII вв. Достижения в области богословия, литературы, науки, монументальногои прикладного искусства и. т.д. и. т.п. имели международное значение и общечеловеческуюценность.
Список литературы
1. Бариев Р.Х. Волжские Булгары. История и культура. СанктПетербург, 2005.
2. Давлетшин Г.М. Волжская Булгария. Духовная культура. Домонгольский периодX — XII в.,Казань, 1990.
3. Раимова С.И. История татарской музыки. Казань, 1986.
4. Смирнов А.П. Волжские Булгары. М., 1951.
5. Хасанов М. Поэтгуманист Кул Гали. Казань, 1987.
6. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу. ПубликацияО.Г. Большакова, А.Л. Монгайта. М., 1971.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Налоги как инструмент регулирования национальных экономик
Реферат Cairo Air Pollution Essay Research Paper A
Реферат Both Nina In The Seagull And Oedipus
Реферат Экзаменационные билеты и вариант вопросов за весенний семестр 2001 года по предмету МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТРАКТ
Реферат Взаимопроникновение русского и таджикского языков в разговорной речи населения Душанбе
Реферат Международный арбитраж
Реферат Summary Of Dante
Реферат Прощание Катерины с Тихоном. Анализ сцены из II действия драмы А.Н.Островского Гроза.
Реферат Эффективность применения игровых приемов в психологической коррекции внимания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Реферат Нагірно-Карабахський конфлікт причини розвиток політичні наслідки
Реферат Испытания РЭСИ на механические воздействия: обнаружение резонансных частот, вибропрочность и виброустойчивость
Реферат Sexually Transmitted Diseases Essay Research Paper Kim
Реферат Корпоративная культура и этапы жизненного цикла компании
Реферат Политика Лесото
Реферат Gutter=47> "Подол Авто" ООО «Олмакс Бизнес Групп»