Реферат по предмету "Международные отношения"


Международная деятельность Республики Беларусь в области окружающей среды

Содержание
Этапы становления и развития международного сотрудничества
Современная система международного экологическогосотрудничества
Проблемы окружающей среды и безопасности в Беларуси
Международно-правовая природоохранная практика
Планы Беларуси в международном сотрудничестве по охранеокружающей среды
Заключение
Список используемых источников

Введение
Необходимость международного сотрудничества в области ООСдиктуется все большей и большей экологической зависимостью всех стран друг отдруга. Разрушение озонового слоя земли, загрязнение атмосферного воздуха,Мирового океана, пагубное влияние ядерных взрывов распространяются не только нате государства, где допускаются экологически опасные действия, но и на всемировое сообщество. Поэтому, в настоящее время государства, в том числе иРеспублика Беларусь под эгидой ООН или на двухсторонней основе организуютвзаимодействие с целью охраны среды обитания человека, растительного иживотного мира. В основу такого взаимодействия положен ряд общепризнанныхмировым сообществом принципов человеческой деятельности в области использованияприродной среды. Они содержатся отчасти в межгосударственных договорах и актах,в нормативных документах международных организаций и суммированы в решенияхнаиболее значительных международных конференций, полностью или частичнопосвященных охране окружающей среды и регулированию сотрудничества государств инародов в этой области.
Впервые принципы международного экологическогосотрудничества были обобщены и объединены в декларации Стокгольмскойконференции ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г., но наиболее полно они были изложены в декларации по окружающей среде и развитию, принятойКонференцией ООН, состоявшейся в июне 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия).
В настоящее время международно-правовой механизм ООСзиждется на следующих принципах:
принцип защиты ОС на благо нынешних и будущих поколений,суть которого сводится к обязанности государств сотрудничать на благонастоящего и будущего поколений, принимать все необходимые действия посохранению и поддержанию качества ОС, включая устранение отрицательных для неепоследствий, а также по рационально и научно обоснованному управлениюприродными ресурсами;
принцип недопустимости трансграничного ущерба запрещаеттакие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которыенаносили бы ущерб иностранным системам окружающей среды и районов общегопользования, и подразумевает ответственность государств за нанесениеэкологического ущерба системам ОС других государств и районов общегопользования;
принцип экологически обоснованного, рациональногоиспользования природных ресурсов связан с тем, что исчерпание такихневозобновляемых природных ресурсов, как нефть, газ, уголь, в современныхусловиях неразработанности проектов альтернативных источников энергии можетпривести к краху техногенной цивилизации; истощение же запасов воздуха ипитьевой воды поставит под вопрос само существование человечества. Но, несмотряна очевидную важность этого принципа, его реализация затруднена, прежде всегочрезмерно общим определением его содержания. Суть реализации принципа состоит вподдержании природных ресурсов на оптимально допустимом уровне, а также внаучно обоснованном управлении живыми ресурсами;
принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающейсреды охватывает как военную, так и мирную область использования атомнойэнергии. Формирование и утверждение этого принципа идет как договорным, так иобычным путем, с соблюдением государствами существующей международной практики;
принцип защиты экологических систем Мирового океанаобязывает государства: предпринимать все действия по предотвращению, сокращениюи сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможныхисточников; не переносить прямо или косвенно ущерб или опасность загрязнения изодного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой;обеспечивать, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под ихюрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим государствам и их морскойсреде путем загрязнения, а также чтобы загрязнение, являющееся результатоминцидентов или деятельности под юрисдикцией или контролем государств, нераспространялось за пределы районов, где эти государства осуществляют своисуверенные права;
принцип запрета военного или любого иного враждебногоиспользования средств воздействия на природную среду в концентрированном видевыражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективномузапрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которыеимеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способовразрушения, причинения ущерба или причинения вреда любому государству;
принцип обеспечения экологической безопасности отражаетпрежде всего глобальный и чрезвычайно острый характер международных проблем вобласти защиты окружающей среды. Элементами этого принципа можно считатьобязанность государств осуществлять военно-политическую и экономическуюдеятельность таким образом, чтобы обеспечивать сохранение и поддержаниеадекватного состояния окружающей среды;
принцип контроля за соблюдением международных до говоров поООС предусматривает создание, кроме национальной, также и системымеждународного контроля и мониторинга качества окружающей среды, которые должныосуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основемеждународно признанных критериев и пара метров;
принцип международно-правовой ответственности государств заущерб ОС предполагает ответственность за существенный ущерб экологическимсистемам за пределами национальной юрисдикции или контроля. Пока этот принципокончательно не сложился, но его признание постепенно расширяется.
Основная особенность глобальных проблем состоит в том, чтони одна страна самостоятельно не может с ними справиться. Наша природная средаявляется составной частью планетарной экологической системы, и решение такихглобальных проблем, как охрана озонового слоя, борьба с трансграничнымпереносом загрязняющих веществ, предотвращение антропогенного измененияклимата, сохранение биоразнообразия, лесовосстановление и др., вгосударственном масштабе нереально без объединения усилий всего мировогосообщества. В основе глобальных экологических проблем лежат процессы и явленияпланетарного масштаба, затрагивающие основы существования человеческой цивилизации,поэтому их решение требует участия всего мирового сообщества.
 
Этапы становления и развития международногосотрудничества
В ходе своего становления и развития международное сотрудничествов области охраны окружающей среды претерпело существенные изменения. Выделяютследующие периоды формирования современной системы международногоэкологического сотрудничества:
ü 1913-1948 гг.;
ü 1948-1968 гг.;
ü 1968-1992 гг.;
ü с 1992 г. по настоящее время.
Первый этап связан с попытками объединения усилий различныхстран в целях защиты природы в рамках международных конференций. Впервыеконференция такого рода, собравшая ученых 18 стран, состоялась в 1913 г. в Берне (Швейцария). В 1923 г. в Париже состоялся I Международныйконгресс по охране природы. В 1928 г. в Брюсселе было открыто Международноебюро защиты природы. Но усилия международной общественности на этом этапе непользовались поддержкой правительств, носили информационный, дискуссионныйхарактер, не привели к выработке каких-либо практических мер по охранеприродной среды.
Начало второго этапа связано с созданием ООН, которой в настоящеевремя принадлежит ведущая роль в международном экологическом сотрудничестве.Можно сказать без преувеличения, что все органы ООН наряду с политическими,экономическими, социальными и иными проблемами занимаются вопросами охраныокружающей среды. Вместе с тем ООН имеет специальную программу, главной задачейкоторой является исключительно охрана окружающей среды — ЮНЕП.
В 50-е годы происходит изменение концептуального подхода кпроблемам окружающей среды: на смену концепции защиты природы как сохраненияотдельных природных объектов пришла концепция охраны природы, предполагающаярациональное, комплексное использование естественных ресурсов. В связи с этим в 1956 г. Международный союз защиты природы (созданный в 1948 г.) был переименован в Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП).
Третий этап характеризуется чрезвычайной активизацией многостороннегомеждународного экологического сотрудничества, что было обусловлено негативнымипоследствиями научно-технической революции. В 60-е годы воздействие человека наокружающую среду приобретает глобальный характер и все чаще превышает естественныевозможности экосистем к самовосстановлению. В этот период сессия Генеральнойассамблеи ООН 1968 г. приняла резолюцию, установившую роль благоприятнойокружающей среды для соблюдения основных прав человека. Важнейшим этапом вэкологической политике государств и всего международного сообщества принятосчитать состоявшуюся в г. Стокгольме (1972) Международную конференцию поокружающей человека среде, по решению которой и был создан постояннодействующий орган ООН по охране окружающей среды — ЮНЕП. Стокгольмскаяконференция создала прецедент рассмотрения экологических проблем в контекстечеловеческого развития.
Начало четвертого этапа знаменует состоявшаяся 3-14 июня 1992 г. в Рио-де-Жанейро Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Она подвела итогимеждународной деятельности по охране окружающей среды за двадцать лет,прошедших после Стокгольмской конференции, приняла целый ряд программныхдокументов, разработала концепцию устойчивого человеческого развития, открыладля подписания международные конвенции об охране климатических ресурсов и обиологическом разнообразии. Конференция в Рио задала программу дальнейшегомеждународного сотрудничества в области природоохранной деятельности принятиемПовестки дня на ХХ1 век и других итоговых документов.
Современная система международного экологическогосотрудничества
Современная система международного экологического сотрудничестваобъединяет следующие основные направления:
Парламентское сотрудничество, состоящее в координации законодательнойдеятельности и обеспечивающее решение межгосударственных экологических проблемпутем разработки модельных (рекомендательных) законов в сфере экологии.
Взаимодействие исполнительных структур отдельных государств,ориентированное на координацию разработки и реализации экологических программпод эгидой ООН.
Конвенционное регулирование природоохранной деятельностипутем заключения договоров и других видов международных соглашений,предполагающих единый подход разных стран к решению конкретных экологическихпроблем.
Научно-техническое сотрудничество, направленное на обменнаучно-технической информацией, совместную реализацию природоохранных проектов,комплексное использование научных разработок, совместное осуществлениеэкспертиз и т.п.
Экологическое сотрудничество общественных организаций,деловых кругов, проведение международных экологических форумов и т.д.
Наиболее распространенной и действенной формой сотрудничествапо вопросам охраны окружающей среды является заключение международных договорови иных соглашений. Партнерами в таких соглашениях обычно выступаютстраны-соседи или государства, объединенные общностью интересов в сохраненииприродной среды региона или совместного использования некоторых ресурсов.
Проблемы окружающей среды и безопасности в Беларуси
Проблемы окружающей среды ибезопасности в Беларуси можно разделить на три категории: связанные с воднымиресурсами; связанные с земельными угодьями и экосистемами и связанные суправлением опасными объектами и территориями, загрязненными в результатечернобыльской катастрофы.
Главные речные бассейны Беларусиявляются трансграничными. Поэтому международное сотрудничество в сфересовместного управления водными ресурсами является особенно важным. Беларусьучаствует в международных и двухсторонних соглашениях по защите трансграничныхвод и сотрудничает с соседними странами в проектах по мониторингу и управлениюводными ресурсами Днепра (с Россией и Украиной), Западной Двины (с Россией иЛатвией), Немана (с Россией и Литвой) и Западного Буга (с Польшей). Аналогичноесотрудничество по Припяти еще недостаточно развито, но в перспективе может бытьполезно, например, для принятия мер по защите от наводнений, регулярнонаносящих экономический ущерб. Некоторые из проблем Припяти рассматриваются врамках сотрудничества в бассейне Днепра. В Беларуси есть также трансграничныеподземные воды (например обширная мезозойская трансграничная водоноснаясистема, также доходящая до Польши и Украины и взаимодействующая с поверхностнымиводами бассейна реки Буг).
Полесские болота, имеющие статусэкосистемы европейского значения, занимают обширные территории на юге Беларуси(около 30% территории страны), севере Украины и востоке Польши. Это самыйбольшой в Европе водно-болотный массив, родина многих биологических видов,находящихся под угрозой исчезновения, и район расположения несколькихводно-болотных
угодий, охраняемых в рамкахРамсарской конвенции. В середине 60-х годов прошлого столетия в Беларуси,особенно в Полесье, были развернуты крупномасштабные работы по осушительноймелиорации. Особенно велики разливы в центральной части Полесья, где в Припятьвпадают реки Стырь, Пина, Ясельда, Горынь. Вода заливает местность на 20 км, а при сильном половодье все притоки Припяти сливаются вместе, образуя водное пространствошириной до 50 км. В отдельные годы весенние половодья носят катастрофическийхарактер.
Площадь осушенных земельдостигла 16% территории страны, а в отдельных бассейнах — 20-30% от площади ихводосборов. При проведении мелиоративных работ не всегда соблюдалисьэкологические требования, что привело к негативным последствиям длябиологического разнообразия и природных ресурсов территории. Мелиорация Полесьяпривела к климатическим изменениям в регионе, в том числе к повышению частотызасух и заморозков. Усилилась также эрозия легких и торфяных полесских почв.
Последствия экономического спаданачала 1990-х годов и недостаточные инвестиции в поддержание существующихдренажных систем усугубили многие из этих проблем. В дополнение к этомурадиоактивные осадки от чернобыльской аварии выпали на большой части Полесья,что еще больше усложнило использование земельных угодий. Нынешняягосударственная политика в Беларуси направлена не на расширение «мелиорируемых»земель, а скорее на улучшение и регулирование существующих систем. Это можетчастично остановить ускорение деградации земель. Кроме того, существует широкораспространенное мнение, что Полесье должно в большой степени управляться какединая трансграничная экосистема, что предполагает близкое сотрудничество междуБеларусью и Украиной (и возможно Польшей). В настоящее время такоесотрудничество практически отсутствует (за исключением некоторойнаучно-исследовательской деятельности), но может быть развито в перспективе.
В целом в отношении охраны биоразнообразияБеларусь заинтересована в развитии своей системы особо охраняемых природныхтерриторий и укреплении трансграничного сотрудничества по их совместномуиспользованию, в том числе в рамках интеграции в европейскую систему «экологическихкоридоров».
Запасы устаревших пестицидов. Посуществующим оценкам, запасы запрещенных опасных пестицидов в Беларусипревышают 6 тыс. тонн, из которых 718 тонн составляет ДДТ. В дополнении к этомув Беларуси хранится более 2700 тонн неидентифицированных (потенциально опасных)пестицидов. Около двух третей всех пестицидов находится в хранилищах, остальныеразмещены на различных фермах и промышленных объектах, часто внесоответствующих условиях. Пять из семи хранилищ расположены близко отгосударственных границ. При поддержке Глобального экологического фонда идатского правительства проведен учет опасных пестицидов и приняты некоторыезащитные меры. Среди четырех хранилищ, проверенных в 2006-2008 годах, двапредставляют значительную угрозу. Некоторые измерения показывают загрязнениеводы и продуктов питания стойкими органическими загрязнителями, хотя информацияпо этой проблеме остается неполной.
Одним из интересным примеровявляется обсуждение возможности совместного управления водно-болотными угодьямии биологическим разнообразием в белорусском заповеднике «Простырь» исоседнем с ним украинском заповеднике «Припять-Стоход» (ОтделениеПРООН в Беларуси, Министерство охраны окружающей среды Украины).
Сейчас в стране действуют тринациональных парка: один из старейших заповедных массивов Европы «Беловежскаяпуща»; «Браславские озера» с уникальным ледниковым рельефом;«Припятский национальный парк». На территории на юге Полесья, сильнопострадавшей от чернобыльской катастрофы, организован «Полесскийрадиационно-экологический заповедник». Требуется дальнейшие усилия, чтобыполностью оценить опасность и разработать соответствующие защитные меры.
Проблемы промышленных центровв республике в первую очередь связаны с концентрированным воздействиемдеградации окружающей среды на население. Масштабная добыча и переработкакалийных руд в Солигорском районе в бассейне Припяти привела к техногенномуизменению ландшафта, оседанию грунта над отработанным пространством шахт изаболачиванию. Объем накопленных галитовых шламов в 2004 году превысил 778 млн.тонн. Терриконы подвергаются водной и ветровой эрозии. Увеличивается засолениеи загрязнение пресных подземных и поверхностных вод, в том числе колодцев игидрологических скважин. В районах солеотвалов и шламохранилищ Солигорскихкалийных комбинатов на площади более 15 км2 образовалась зонахлоридно-натриевого засоления, которая охватывает подземные воды на глубинуболее 100 м и постоянно расширяется. Оседание земной поверхности ведет кземлетрясениям (5 баллов в районе поселка Погост 15 марта 1998 г.). Статистические данные за последние пять лет показывают увеличение заболеваемости населенияна территории в радиусе 20 км вокруг рудников по сравнению со среднимипоказателями. На этом фоне усложняется социальная ситуация в городе и районе,все более тревожащий характер приобретают проблемы наркомании и заболеваемостиСПИДом. Преодоление последствий применения устаревших технологий добычи ипереработки калийных солей должно стать одним из факторов общего оздоровления иподдержания системы жизнеобеспечения местного населения.
Промышленные объекты,расположенные близко к границе Беларуси, рассматриваются как важнаяпроблема окружающей среды и безопасности. Большинство приграничных областей вБеларуси менее экономически развиты и имеют сельскохозяйственный характер.Присутствие больших индустриальных объектов рядом с границей вызывает у местногонаселения постоянное ощущение опасности, приводит к миграции из этих районов идальнейшему подавлению экономической деятельности в приграничных областях.Беларусь особенно обеспокоена атомными электростанциями, расположенными вРоссии, Украине и Литве. Расстояние между Смоленской АЭС (Россия) до границыБеларуси составляет 75 км, Ровненской АЭС (Украина) — 65 км, Чернобыльской АЭС (Украина) — 10 км и Игналинской АЭС (Литва) — 7 км.
Игналинская АЭС— ближайшая к белорусской границе ииспользует трансграничное озеро Дрысвяты в качестве водоема-охладителя.Прилегающие территории Беларуси имеют важное рекреационное значение, таморганизован национальный парк «Браславские озера». Близость атомнойэлектростанции влияет на их туристский потенциал. Игналинский атомный реакторзапланирован к выводу из эксплуатации при поддержке Европейской комиссии,однако в этом же районе планируется строительство хранилища низко — исреднерадиоактивных отходов. Имеются также сведения о возможном строительственового реактора в Игналине. Власти Беларуси обеспокоены тем, что отрицательноевлияние новых объектов на приграничные территории будет по-прежнему тормозитьее развитие. Аналогичное беспокойство вызвано и возможностью строительстваУкраиной склада отработанного топлива Ровненской, Хмельницкой и Южно-УкраинскойАЭС в чернобыльской зоне. Эти же вопросы следует рассматривать и в болеешироком контексте других проблем, связанных с энергоснабжениемБеларуси.Страна покупает электричество на нескольких атомных электростанциях,расположенных в приграничных областях (включая Игналинскую АЭС). В настоящеевремя правительство рассматривает возможность создания собственной атомнойэлектростанции для освобождения от зависимости по импорту ископаемого топлива.Такой проект уже разрабатывался в 1980-1990-х годах (в частности,рассматривался вариант строительства АЭС у с. Дубровно в Витебской области),однако был заморожен вследствие чернобыльских событий и десятилетнегоморатория, рекомендованного правительственной комиссией в 1999 году (UNECE2005a). Если эта инициатива получит развитие, она породит ряд экологическихпроблем, связанных с радиоактивной опасностью и накоплением радиоактивныхотходов. В целом энергетическая политика правительства может оказатьзначительное влияние на окружающую среду.
В настоящее время поставлена задача заменить до 25%импортируемого топлива собственными источниками (торфом, бурым углем идревесиной). В то время как более широкое использование древесной биомассыулучшит «углеродный баланс» национальной энергетики, использованиеторфяников и других видов ископаемого топлива может оказаться менее выгодным сточки зрения воздействия на климат. Из-за быстрого роста лесозаготовок, добычиугля и торфа также возникнут значительные проблемы, связанные с региональным (выделениеокислов серы и азота) и местным воздействием на окружающую среду (разрушениеэкосистем, местное загрязнение воздуха). «Национальная программаэнергосбережения и использования возобновляемых источников энергии на 2006-2010годы» предполагает ряд энергосберегающих мероприятий. В частностипредполагается снижение энергоемкости ВВП на 4.5% ежегодно. Еще одной цельюпрограммы является увеличение производства гидроэнергии. Расположение Беларусина водоразделе и равнинный рельеф ограничивают потенциал этого источника. Темне менее, планируется строительство нескольких гидроэлектростанций. Как минимумодна из них, на реке Неман недалеко от литовской границы, будет способнаоказывать трансграничное воздействие на окружающую среду.
 Международно-правовая природоохранная практика
Международно-правовая природоохранная практика имеет болеечем вековую историю. Начало ей было положено заключением соглашений порегулированию использования и охраны ресурсов животного мира. В 1875 г. Австро-Венгрия и Италия приняли декларацию об охране птиц, а в 1882 г. была заключена конвенция о порядке регулирования рыболовства в Северном море. В том же году вПариже несколькими европейскими странами была подписана первая международнаяконвенция по защите полезных для сельского хозяйства птиц. В 1897 г. Россия, Япония и США подписали соглашение о совместном использовании и охране морских котиковв Тихом океане. Вообще, рыболовство, добыча китов и других морских животных — традиционная сфера международных соглашений. Сейчас в этой области действуетболее 70 договоров.
Важнейшим в истории межгосударственных соглашений являетсяДоговор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическомпространстве и под водой, подписанный более 100 странами в Москве в 1963 г.
Проблема защиты окружающей среды от разрушения в ходе военныхдействий нашла отражение в подписанной в 1977 г. Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природнуюсреду, идея которой была выдвинута СССР. Термин «средства воздействия наприродную среду» относится к любым средствам для изменения динамики,состава или структуры Земли или космического пространства путем преднамеренногоуправления природными процессами. Участники конвенции обязались не прибегать квоенному или иному враждебному использованию средств воздействия на экосистемупланеты, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия вкачестве способов разрушения, нанесения ущерба другому государству. Конвенцияявляется бессрочной.
Современное конвенционное регулирование направлено напредотвращение возможных последствий для окружающей среды опасных видовхозяйственной деятельности. Всеобщую заинтересованность представляет исохранение биологического и ландшафтного разнообразия планеты. С этой цельюмеждународным сообществом были подписаны: Конвенция о водно-болотных угодьях,имеющих международное значение главным образом в качестве местообитанияводоплавающих птиц, Конвенция об охране всемирного культурного и природногонаследия, Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных и др. Но однимиз наиболее существенных достижений международного экологического сотрудничестваявляется заключение в 1992 г. Конвенции о сохранении биологическогоразнообразия. В целях создания материальных стимулов сохранения биоразнообразияКонвенцией закреплено признание биологических ресурсов суверенной собственностьюгосударств, располагающих ими. Кроме того, страны, владеющие большимразнообразием генофонда, согласно Конвенции, имеют право взимать плату задоступ к этому ценному ресурсу.
Другой эффективной формой международного сотрудничестваявляется создание и деятельность межправительственных специализированныхучреждений при Организации Объединенных Наций (ООН).
Реализация конституционного права наших граждан на благоприятнуюокружающую среду сегодня уже невозможна без международного экологическогосотрудничества, поэтому Беларусь является активной его участницей. В развитиимеждународного сотрудничества на многосторонней основе особое внимание в нашейреспублике уделяется обеспечению выполнения международных конвенций иподписанных к ним протоколов, разработке национальных механизмов их реализации,а также активизации сотрудничества с органами управления конвенциями.
Республикой Беларусь подписаны следующие основные конвенциии протоколы в области охраны окружающей среды:
Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большиерасстояния, 17 ноября 1979 г.;
Протокол о сокращении выбросов серы и их трансграничныхпотоков по меньшей мере на 30% к Конвенции 1979 года о трансграничномзагрязнении воздуха на большие расстояния, 13 июля 1985 г.;
Протокол об ограничении выбросов оксидов азота или их трансграничныхпотоков к Конвенции 1979 года о трансграничном загрязнении воздуха на большиерасстояния, 4 ноября 1988 г.;
Венская конвенция об охране озонового слоя, 22 марта, 1985 г.;
Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновыйслой, 16 сентября 1987 г.;
Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду втрансграничном контексте, 25 февраля 1991 г.;
Рамочная Конвенция ООН об изменении климата, 9 мая 1992 г.;
Конвенция ООН о биологическом разнообразии, 5 июня 1992 г.;
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны ифлоры, находящимися под угрозой исчезновения, 3 марта 1993 г. и др.
В рамках конвенций разработан ряд проектов (в частности, проектпрограммы «Охрана атмосферного воздуха» с учетом выполнения Беларусьюмеждународных обязательств, установлены критические нагрузки на экосистемыРеспублики Беларусь под влиянием техногенного фактора, осуществлена работа пооценке эмиссионных факторов по тяжелым металлам и др.), предпринят комплекс мерпо регламентации перемещения озоноразрушающих веществ (ОРВ) черезгосударственную границу, сокращению производства и потребления ОРВ, создан банкданных об их импортерах и потребителях ОРВ в республике и т.д. Благодаря этиммероприятиям выбросы оксидов азота снижены на территории Беларуси до уровня 1987 г., а потребление озоно-разрушающих веществ за последние годы сократилось в 4 раза.
В контексте реализации Конвенции о сохранении биоразнообразияпланеты Беларусь стала полноправным участником процесса созданияОбщеевропейской экологической сети территориальной охраны природы (EECONET), основной целью которой является сохранениепространственных и функциональных связей между природными экосистемами соседнихстран. Большинство европейских стан обязались спланировать и создать такую сетьк 2010 г. Основными функциями экосети является предотвращение увеличенияфрагментарности экосистем, выявление наиболее важных (ключевых) с точки зрениясохранения биоразнообразия территорий в отдельных европейских странах иобеспечение их охраны в рамках единой функционально и территориально связаннойсистемы (путем создания в дальнейшем трансграничных охраняемых природныхтерриторий). Идея создания EECONET оцениваетсяспециалистами как одна из лучших современных макрорегиональных инициатив.
Являясь одним из учредителей ООН, Республика Беларусь напостоянной основе поддерживает контакты с межправительственными организациямиООН: ЮНЕП, ЮНЕСКО, Всемирной метеорологической организацией (ВМО), ВОЗ, ЕЭК попроблемам окружающей среды и водным ресурсам, Международной справочной системойисточников информации по окружающей среде (ИНФОТЕРРА), ОЭСР и др.
Расширяется взаимодействие Беларуси с такими крупнымимеждународными организациями, как Совет Европы, МАГАТЭ, Межгосударственныйэкологический совет (МЭС), Программа ТАСИС Европейского сообщества, Всемирныйбанк, Евробанк, а также органами, созданными для имплементации международныхприродоохранных конвенций и протоколов к ним и др.
В последние годы активизировалось сотрудничество природоохранныхорганов Беларуси с Программой развития ООН (ПРООН) в нашей республике, в рамкахкоторой реализуются проекты по устойчивому развитию на областном, районномуровнях и межсекторные программы устойчивого развития.
За приверженность нашей страны идеям экоразвития и активнуюприродоохранную позицию на 52-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (июнь 1997 г.) Республика Беларусь была избрана в Управляющий совет Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП)на четырехлетний период (начиная с 1998 г.).
В области охраны окружающей среды у Беларуси много общих сдругими странами СНГ проблем, оставшихся в наследство от Советского Союза, и впервую очередь — последствия катастрофы на ЧАЭС. Поэтому одним из первыхдокументов, принятых в рамках СНГ после образования Содружества, явилосьСоглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды,подписанное 8 февраля 1992 г. в Москве представителями 10 из 11 стран СНГ (Украинаприсутствовала в качестве наблюдателя).
Для практической реализации договоренностей, вытекающих изСоглашения, в июле 1992 г. в Минске на заседании руководителей природоохранныхведомств стран СНГ был подписан Протокол о создании и полномочияхМежгосударственного экологического совета (МЭС). В качестве постоянногорабочего органа МЭС был учрежден Секретариат совета со штаб-квартирой в Минске.
За период существования МЭС был принят ряд соглашений вобласти охраны окружающей среды:
Соглашение об охране и использовании мигрирующих видов птици млекопитающих и мест их обитания от 9 сентября 1994 г.;
Соглашение о книге редких, находящихся под угрозой исчезновениявидов животных и растений — Красной книге СНГ от 23 июня 1995 г.;
Соглашение о контроле за трансграничной перевозкой опасных идругих отходов от 12 апреля 1996 г.;
Соглашение об информационном сотрудничестве в области экологиии охраны окружающей природной среды от 6 июня 1997 г.;
Соглашение о принципах взаимодействия в области рациональногоиспользования и охраны трансграничных водных объектов от 6 июня 1997г.
Беларусь развивает и двустороннее сотрудничество в областиохраны природы, прежде всего со странами СНГ, а также с другими сопредельнымигосударствами и потенциальными инвесторами (Германией, Швейцарией, Швецией) идр. Подписаны и реализуются межправительственные соглашения с Латвией,Российской Федерацией, Украиной, а также межведомственные (между природоохраннымиведомствами) — с Польшей, Данией, Молдовой, Литвой, Болгарией, Словакией.
Одним из главных направлений в сотрудничестве с РоссийскойФедерацией является взаимодействие природоохранных органов приграничных территорий(Витебской, Могилевской, Гомельской, Брянской, Смоленской, Псковской областей).Продолжается работа природоохранных ведомств по унификации экологических норм истандартов. С этой целью проведен семинар на тему «Сближение законодательнойи нормативно-методической базы управления качеством окружающей среды в России иБеларуси». Осуществляются совместные меры по оздоровлению и охранетрансграничных рек Днепра и Западной Двины.
Главным направлением взаимодействия Беларуси с Польшей вприродоохранной сфере является охрана вод Западного Буга и его притоков,унификация действий по сохранению биоразнообразия Беловежской пущи и др.
И это лишь малая толика примеров международного природоохранногосотрудничества нашей страны.
Экологическая деятельность Республики Беларусь находит активнуюподдержку международных финансовых институтов. Так, из общей суммы займов (171,2млн.долл.), выделенных Беларуси Всемирным банком (ВБ) за годы сотрудничества,четвертая часть была направлена на нужды, так или иначе связанные с экологией (заемна развитие лесного хозяйства, кредитный аванс на подготовку проектаэнергосбережения на объектах социальной сферы). Еще 14 млн.долл. составилагрантовая поддержка со стороны ВБ экопроектов Беларуси. Половина этой суммыпошла на реализацию проекта по прекращению применения озоноразрушающих веществпутем технического переоснащения предприятий; 1 млн.долл — на проект сохранениябиоразнообразия лесов Беловежской пущи и Березинского заповедника, значительныесуммы — на разработку проекта модернизации системы городского водоснабжения ипроекта по созданию противопаводковой инфраструктуры в пойме р. Припяти. Однакоусловием дальнейшего кредитования экологической сферы республики ВБ определилсерьезные изменения макроэкономической ситуации в Беларуси. Во всяком случае,перспективы дальнейшего экологического сотрудничества изучаются обеимисторонами. И среди них такие направления, как внедрение экономическихинструментов в природоохранную деятельность, проблемы переработки промышленныхотходов, введение налогов на товары, загрязняющие окружающую среду (ПЭТ-бутылки,аккумуляторы, асбест и т.п.), управление водными ресурсами и др.
Активное участие Беларуси в процессе международного экологическогосотрудничества дает надежду на то, что наше возвращение на общемировые путисоциально-экономического развития будет способствовать выходу из экологическогокризиса совместно с другими странами. Для этого существуют реальныепредпосылки. Беларусь имеет определенный материально-технический и интеллектуальныйпотенциал для совершенствования технологий в целях экологизации хозяйственнойдеятельности, поскольку очевидно, что спасение биосферы планеты — вповсеместном переходе на передовые мало — и безотходные технологии.
Обеспечение экологической безопасности страны тесно связанос интегрированием Беларуси в систему международного экологическогосотрудничества. В Концепции государственной природоохранной политики РеспубликиБеларусь поставлена задача участия республики в решении глобальныхэкологических проблем, в том числе: сохранении биологического разнообразия;охране озонового слоя; предотвращении антропогенного изменения климата; охранеи восстановлении лесов; развитии и совершенствовании системы охраняемыхприродных территорий; регламентации международной торговли редкими инаходящимися на грани исчезновения видами животных и растений.
По оценкам международных экспертов, благодаря своим лесным иводным ресурсам территория Беларуси выступает в качестве «компенсатора»трансграничных загрязнений, «поставляемых» из Европейского региона.Проводя сбалансированную экологическую политику на международной арене,Республика Беларусь исходит из необходимости нового, более справедливогомеждународного экологического порядка, который позволит рассчитывать напредоставление существенной экологической «ренты» за сохранение«зеленых легких» Европы.
Национальные и международные эксперты считают, чтопривлечение в Беларусь передовых малоотходных и природоохранных технологий, атакже масштабная реабилитация экосистем, пострадавших от Чернобыльскойкатастрофы, способны кардинально укрепить экологическую безопасность нашейстраны. Ввиду сложной экономической ситуации в настоящее время этистратегические задачи вынужденно отодвигаются на второй план. Их решение станетвозможным после поступления в страну крупных международных кредитов или целевых«экологических» инвестиций из внешних источников.
В нынешних условиях важное значение приобретают тактическиезадачи, включая реализацию так называемых программ «скорой экологическойпомощи». В числе наиболее неотложных оперативных проблем — мониторингопасных природных и техногенных процессов, обеспечение руководства страныпрогнозно-аналитической информацией о потенциальных экологических угрозах.
Для обеспечения мониторинга природных процессов зачастуютребуется незначительная внешняя помощь, достаточно лишь получение разовыхзарубежных грантов. Необходимо отметить, что международные доноры, как правило,с пониманием реагируют на просьбы Республики Беларусь о содействии в оснащениинациональной системы мониторинга. Помогая нашей стране, зарубежные донорыставят целью уменьшение собственных экономических потерь из — за возможныхтрансграничных катастроф и стихийных бедствий.
Министерство иностранных дел Республики Беларусь вовзаимодействии с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды,Государственным комитетом по гидрометеорологии и другими органамигосударственного управления значительное внимание уделяют работе по продвижениюбелорусских проектов по линии международных и региональных межправительственныхорганизаций.
Разблокированы предназначенные для белорусских экологическихпроектов средства программы технического содействия Европейского Союза (ЕС)странам СНГ (Программа «ТАСИС»).
Республика Беларусь присоединилась к значительному числуважнейших природоохранных конвенций и протоколов ООН, ряду европейскихдоговоров и соглашений СНГ, а также подписала двусторонние документы ссопредельными государствами в области охраны и рационального использованияприграничных природных ресурсов и комплексов.
С учетом принципов и норм международного экологическогоправа и обязательств приняты в новой редакции законы: «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (2000 г.), «Об отходах» (2000 г.), «О государственной экологической экспертизе» (2000 г.), «Об охране окружающей среды» (2002 г.), «Об охране атмосферного воздуха»(1997 г.), Водный кодекс Республики Беларусь (1998 г.), Кодекс Республики Беларусь о земле (1999 г.), а также впервые разработанные законы: «Орадиационной безопасности населения» (1998 г.), «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера» (1998 г.), «О питьевом водоснабжении» (1999 г.), «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» (2000 г.), «О гидрометеорологической деятельности» (1999 г.), «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (2001 г.), «Об охране озонового слоя» (2001 г.), «О растительном мире» (2003 г.) и значительное число подзаконных актов. В стране заложены правовые основы достаточно гибкойсистемы экологического лицензирования; экологической экспертизы; системынормативов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ; экологической сертификации.
Для выполнения обязательств Беларуси после присоединения кОрхусской Конвенции необходимо принять нормативные правовые акты, которыепозволяли бы общественности реализовать свое право на получение доступа кэкологической информации, касались бы процедур общественных слушаний повопросам окружающей среды. Важно также создать юридические условия дляформирования системы субрегионального сотрудничества по обмену экологическойинформацией с соседними государствами. В целях реализации международныхобязательств целесообразно разработать и принять специальный законодательныйакт «Об экологической информации».
В связи с присоединением Беларуси к Рамочной Конвенции ООНоб изменении климата назрела необходимость создания нормативно-правовой базы попредотвращению последствий опасных изменений климата, адаптации развитияэкономики страны к изменениям климата; разработки системы нормативных актов,регламентирующих взаимоотношения субъектов энергетического рынка между собой, сорганами государственного управления и общественностью.Планы Беларуси в международном сотрудничестве поохране окружающей среды
На V-ой Конференции «Окружающая среда для Европы» 12стран бывшего СССР, в том числе Беларусь, подписали Экологическую стратегию длярегиона ВЕКЦА (Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии). Применительно кРеспублике Беларусь работа по улучшению национального законодательства должнапроводиться на фоне углубления сотрудничества со странами ВЕКЦА прииспользованием опыта стран Центральной и Восточной Европы. В период с 2006 г. по 2010 г. предстоит осуществить следующие меры по согласованию национальногозаконодательства с международными правовыми актами в данной сфере:
присоединиться к Конвенции об оценке воздействия наокружающую среду (1992 г.) в целях ускорения создания национальнойприродоохранной нормативно-правовой базы, а также ратифицировать Протокол постратегической экологической оценке, принятый на V-ой Конференции «Окружающаясреда для Европы» (май 2003 г.);
учитывая возрастающую роль общественности и органов местногосамоуправления в решении глобальных, региональных и местных проблем охраныокружающей среды, целесообразно присоединиться к Протоколу о регистрах выбросови переносах загрязнителей к Орхусской конвенции, принятому на V-ой Конференции«Окружающая среда для Европы» в мае 2003 г.;
подготовить обоснования для присоединения РеспубликиБеларусь к Киотскому протоколу к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата;
расширить международное сотрудничество в области решенияпроблем защиты озонового слоя планеты путем принятия дополнительныхобязательств в рамках Монреальского протокола по веществам, разрушающимозоновый слой;
учитывая существенное значение для Беларуси проблемывозмещения трансграничного вреда, создать условия для присоединения кГетеборгскому Протоколу к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха набольшие расстояния;
обеспечить включение в национальное водное законодательствомеждународных обязательств, предусмотренных Конвенцией по охране ииспользованию трансграничных водотоков, а также создание механизма ихреализации для охраны и устойчивого использования трансграничных вод (реки:Буг, Днепр, Западная Двина, Неман и др.) и водных объектов, а также усилениярегиональной водной политики;
в целях выполнения обязательств, предусмотренных Конвенциейо трансграничном воздействии промышленных аварий, ратифицированной РеспубликойБеларусь в мае 2003 г., необходимо провести переговоры по выработке системы мерпо предотвращению промышленных аварий, обеспечению готовности к ним иликвидации их последствий и заключить двусторонние договоры в отношении опасныхпромышленных объектов, расположенных на территории сопредельных государств, атакже внести соответствующие изменения в закон «О промышленнойбезопасности опасных производственных объектов»;
обеспечить совершенствование правового и экономическогомеханизмов охраны земель от деградации и выбытия наиболее плодородных земель изсельскохозяйственного оборота, а также разработку и внедрение мер по выполнениюрешений Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием;
создать правовые и организационные условия для разработки ипринятия национального ландшафтного законодательного акта с последующимприсоединением к Европейской ландшафтной конвенции (Флоренция, 2000 г.);
в целях реализации Картахенского протокола к Конвенции обиоразнообразии ускорить принятие Закона «О безопасности вгенно-инженерной деятельности» и системы подзаконных актов, обеспечивающихисключение неблагоприятного воздействия на сохранение биоразнообразиясовременных биотехнологий и осуществление эффективного контроля затрансграничным перемещением, ввозом и вывозом генно-инженерных организмов;
ввести законодательный запрет на использованиеавтомобильного топлива, содержащего свинцовые добавки, что позволит ускоритьприведение состояния транспортного комплекса страны в соответствие европейскимстандартам и снизит уровень загрязнения окружающей среды.
В среднесрочный период (2011-2015 гг.) предполагаетсяосуществить следующие меры по обеспечению согласования национальногоприродоохранного законодательства:
совершенствование системы государственных стандартовкачества атмосферного воздуха с учетом международного опыта и рекомендаций вцелях унификации со стандартами ЕС;
завершение создания экономико-правового механизма охраныокружающей среды, соответствующего требованиям устойчивого развития иобеспечивающего реализацию принципа «загрязнитель платит»;
совершенствование правового механизма государственногоконтроля за трансграничным перемещением промышленных и опасных отходов;
формирование рынка экологических услуг, развитие страхованияэкологических рисков, аудита и предпринимательства;
создание эффективной системы стимулирования производстваэкологически чистой и безопасной продукции.
В долгосрочной перспективе (2016-2020 гг.) следуетактивизировать участие Республики Беларусь в международных усилиях по выработкенорм, критериев и процедур в области ответственности государств за причинениеущерба здоровью населения и окружающей среде теми видами человеческойдеятельности, которые оказывают или создают реальную угрозу причинениятрансграничного ущерба.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей средыведет активное сотрудничество с рядом международных, финансовых организаций, атакже государственных агентств по охране окружающей среды среди которых:
ü Всемирный Банк
ü Программа Тасис Европейского Союза
ü Европейская Экономическая Комиссия Организации Объединенных Наций(ЕЭК ООН)
ü Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР)
ü Организация безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ)
ü Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН)
ü Программа по окружающей среде Организации Объединенных Наций (ЮНЕП)
ü Шведское агентство охраны окружающей среды
ü Датское агентство охраны окружающей среды и др.
В течение этих лет были задействованы практически все каналыполучения финансовой помощи — от институционального и реабилитационного займов,до грантовой помощи, — с помощью которой был реализован ряд совместных проектовв области:
ü охраны биоразнообразия лесов Беловежской пущи
ü вывода из обращения озоноразрушающих веществ
ü развития лесного хозяйства
ü укрепления институционального потенциала в области обеспечениясоблюдения экологического законодательства
ü изменения климата (подготовка первого национального сообщения)
Экспертами Всемирного Банка были подготовлены дваосновополагающих исследования «Обзор стратегии Республики Беларусь вобласти охраны окружающей среды» в 1993 и 2001 годах. В обзореанализируется взаимосвязь основных макроэкономических тенденций и экологическихаспектов развития, дается характеристика системы управления в области охраныокружающей среды, приводится всесторонний анализ экологических аспектовэффективности потребления энергии и положение дел в секторе водоснабжения иканализации, рассматриваются вопросы управления природными ресурсами, особеннов контексте сельского и лесного хозяйства, а также биоразнообразия. Особоевнимание в обзоре уделено изучению экологических последствий аварии наЧернобыльской АЭС, а также возможным мерам по уменьшению степенипродолжающегося воздействия радиоактивного загрязнения.
Минприроды принимает активное участие в работе целого рядарабочих групп:
ü Специальной Рабочей Группы по экологическому мониторингу
ü Рабочей группе старших должностных лиц
ü Рабочей группе Сторон Орхусской Конвенции
ü Целевой группе по доступу к правосудию
ü Рабочей группе по электронным средствам массовой информации и др.
Минприроды имеет налаженные связи с Директоратом по охранеокружающей среды (ОЭСР) и Специальной Рабочей группой по реализации Программыдействий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной Европы (СРГПДООС).
Деятельность отдела стран, не входящих в ОЭСР, директоратапо охране окружающей среды сосредоточена на трех основных направлениях:реформировании в секторе городского водоснабжения и канализации, финансированииприродоохранной деятельности и реформировании политики в области охраныокружающей среды.
Основным органом, работающим между заседаниями рабочейгруппы, является Бюро СРГ ПДООС. Оно собирается два раза в год и дает СРГ ПДООСрекомендации по деятельности, связанной с составлением и реализацией программее работы, а также с организацией различных встреч. На ближайшие 3 года в составданного Бюро вошли представители пяти стран региона ВЕКЦА и пяти стран-доноров.Впервые в состав Бюро вошли представители Республики Беларусь.
Одним из наиболее важных результатов сотрудничества СРГПДООС со странами ВЕКЦА, в том числе с Республикой Беларусь является Стратегияэкологического партнерства для стран Восточной Европы, Кавказа и ЦентральнойАзии (ВЕКЦА). Стратегия была создана непосредственно экспертами стран ВЕКЦА.Она ставит своей целью поиск решений для общих экологических проблем этих странна основе тесного сотрудничества и содержит семь ключевых областей действий:
Совершенствование экологического законодательства, политикии институциональной базы;
Уменьшение риска для здоровья людей посредствомпредотвращение и ограничения загрязнения окружающей среды;
Устойчивое управление природными ресурсами;
Комплексный учет экологических соображений в процессеразвития ключевых экономических секторов;
Создание и укрепление механизмов мобилизации и распределенияфинансовых ресурсов для достижения экологических целей;
Предоставление информации для принятия экологическихрешений, содействие участию общественности и экологическое образование;
Выявление и решение трансграничных проблем и укреплениесотрудничества в рамках международных конвенций.
Республика Беларусь принимала активное участие в разработкеданной стратегии, и ее основные положения и заложенные в ней ключевые областидействий во многом совпадают с основными направлениями государственнойэкологической политики нашей страны.
В январе 2009 года в Верхнедвинском районе Витебской областиБеларуси начались работы в рамках проекта Программы развития ООН (ПРООН) повосстановлению нарушенного торфяного болота Освейское. Восстановитьгидрологический режим территории планируется путем каскадного перекрытияперемычками осушительной сети. Проектом предусмотрено строительство 11перемычек на дренажных каналах, а также создание системы мелководных водоемов срегулируемой глубиной. Верховое болото Освейское — уникальная территория, гдеобитает много редких и занесенных в Красную книгу Республики Беларусь видовживотных и растений.
Заключение
Международное сотрудничество — все направления и формымежгосударственных и межучрежденческих контактов — в области охраны окружающейприродной среды с 70-х гг. развивалось весьма активно. Оно стало болееинтенсивным как по линии прямого политического сотрудничества государств, так ипо линии экономического, культурного и научно-технического сотрудничества врамках правительственных и неправительственных организаций на всех уровнях.
Отношение государств, организаций, политических деятелей,ученых, представителей всех профессий и слоев населения к охране окружающейсреды стало более квалифицированным, научно обоснованным, сбалансированным. Этопроявилось в том, что в многочисленных международно-правовых актах, принятых запоследние десятилетия, в решениях и резолюциях международных организаций,конференций, совещаний, в планах, проектах и программах совместнойдеятельности, а также в конкретной практической природоохранительной работерегулярно уделяется должное внимание как защите отдельных природных объектов иэкологических систем, так и разработке и осуществлению мер всесторонней охраныприродной среды в целом.
Список используемых источников
1. Балашенко С.А., Макарова Т.И. Международно-правовая охрана окружающейсреды и права человека: Учеб. пособие. — Мн., 1999.
2. Кабушко А.М. Экономика природопользования: Учеб. пособие. — Мн.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2000.
3. Национальный доклад: Состояние окружающей среды Республики Беларусь. — Мн.:БелНИЦ «Экология» и др., 2001.
4. Национальный план действий по рациональному использованию природныхресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2006-2010 годы. — Мн.,2005
5. Шимова О.С. Экология и экономика природопользования: Часть 2. Курслекций.2-e стер. изд. — Мн.: Академия управления приПрезиденте Республики Беларусь, 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.