Реферат по предмету "История"


Военные реформы Петра 1

--PAGE_BREAK--
Реформирование  войска.

      До взятия Азова петровские нововведения в армии не были всеобщими, не касались всей армии в целом. И только с 1698-1699 гг. непосредственно начинается всеобъемлющая полномасштабная военная реформа.

        Стрельцы участвовали в обоих петровских походах на Азов. В первом походе – 12 стрелецких полков, во втором – 13 полков. В походах стрельцы участвовали и раньше, но тогда дело ограничивалось летними месяцами, а на зиму они возвращались в Москву к привычным занятиям торговлей и промыслами. После взятия Азова в крепости были оставлены 6 солдатских и 4 стрелецких полка. Общая численность стрельцов: 2659 урядников и рядовых, 8 полковников и подполковников и 30 капитанов.[25]На них возлагались обязанности не только отражать возможные попытки османов вернуть крепость, но и восстановить ее бастионы и построить новые.

        Летом 1697 года стрельцам, перезимовавшим в Азове, было велено идти к Москве. Но уже в пути случилось новое распоряжение: полкам надлежало отправиться на польскую границу – в Великие Луки. Вместо встречи с семьями предстояли новые испытания – жить в малонаселенной местности, терпеть голод и нужду. «А в Луцком уезде для прокормления хлеба по миру многие просились, и нас не отпускали; а которые наша братья ходили кормиться именем Христовым, и те от нас многия батоги биты перед Разрядом»,[24]— писали челобитчики-стрельцы в июне 1698 года.

             Среди стрельцов разносятся слухи о том, что их навсегда вывезли из Москвы и что стрелецкому войску грозит гибель. Виновниками своих бед стрельцы считают бояр и иностранцев (Петр I  в это время в составе «Великого посольства» был в Европе). Стрельцы самовольно идут в Москву. Но по дороге их встретили и разбили регулярные войска под командованием Шеина, Гордона, Кольцова-Мосальского (всего 3700 ратников и 25 пушек). После этого Шеин проводит расследование и казнит 722 бунтовщика. Потом в Москву вернулся Петр, было казнено еще более 1.000 стрельцов. Жизнь сохранили только стрельцам в возрасте от 14 до 20 лет – их били кнутом.[22]

       Этот последний стрелецкий бунт еще больше усилил настоящую ненависть и страх Петра к стрельцам. Поэтому царь решает раз и навсегда уничтожить «воров и изменников и крестопреступников и бунтовщиков». Всего за участие в бунте было казнено более 1.700 стрельцов, остальных разослали по разным городам и записали в другие полки. Стрелецкое войско прекратило существовать.

        Вместо него в конце 1699 года были сформированы сначала 2 дивизии – Автомона Головина и Вейде (состоявшие из 18 пехотных и 2 драгунских полков). Позже создали еще 1 дивизию – под командованием Никиты Репнина. На укомплектования этих дивизий были направлены офицеры и солдаты расформированных рот полков нового строя (в основном 1-го и 2-го Московских выборных полков). Они составили костяк создаваемых дивизий. Остальная часть солдат пополнялась путем набора даточных людей (с 1705 года их стали называть «рекрутами»).

            Рекрутские наборы.

           В 1699-1700 гг. Петр Iпровел централизованный набор рекрутов для пехоты, что явись предпосылкой окончательного перехода к рекрутской системе (введенной в 1705 году). Новая система комплектования армии явилась закономерным итогом развития национальных особенностей русского военного искусства. Ее появление было исторически подготовлено наборами даточных людей еще в XVIIвеке.

             Юридически начало регулярной армии Петра Iположено было указами царя от 8 и 17 ноября 1699 года, где были определены источники формирования новых полков:

     первый источник – «охочие люди» из числа лично свободных подданных разных званий, служивших за высокое звание – 11 рублей в год (это почти вдвое выше бывшего стрелецкого жалования). Это высокое денежное жалование должно было позволить заниматься только военной службой;

           второй источник – «даточные люди», т.е. собственно сами рекруты. По указу от 17 ноября от монастырских крестьян надо было поставлять 1 рекрута с 25 дворов; дворяне, находившиеся на гражданской службе, поставляли 1 рекрута с 30 дворов; с 50 дворов 1 рекрута  давали дворяне, служившие в армии.

           Для проведения наборов, комплектования частей, обучения рекрутов в селе Преображенское была учреждена комиссия («Генеральный двор») во главе с Федором Головиным и Вейде (вместе с ними работал и Иван Суворов – дед будущего полководца). В штатах «Генерального двора» числилось 76 дьяков и подьячих. В итоге из охотников и даточных людей было создано 27 пехотных и 2 драгунских полка (общая численность – 32.000 человека). Их свели в 3 дивизии (командиры – Автомон Головин, Никита Репнин, Адам Вейде). 25 июня 1700 года в селе Преображенском состоялась торжественная передача первых 14 полков командирам дивизий – это день принят русской военно-исторической наукой как дата учреждения регулярной армии России (это официально было подтверждено даже при Николае Iв «Хронике Российской Императорской армии 1852 года»).[23]

            Заметим, что реформа на этом этапе не коснулась конницы: она, как и прежде, состояла из дворянского ополчения.

          «Теперь он (Петр I) весь ушел в дело организации своей армии; свою инфантерию он желает довести до 50.000 человек кавалерию – до 25.000», — писал в 1700 году датский посол Пауль Гейнс.

    Рекрутские наборы проводились по мере надобности, о чем объявлялось в специальных указах.

        С 1705 до 1713 года (разгар Северной войны на суше) было проведено 10 рекрутских наборов, которые дали армии 337.196 человек, что полностью удовлетворяло потребности армии в рядовом составе. До 1709 года рекрутские наборы проводились ежегодно – шла изматывающая Северная война. Распространение воинской повинности на самый многочисленный слой населения – крестьянство – необычайно расширило базу комплектования армии. Одновременно служба становится пожизненной и постоянной.

       Новая система комплектования давала большое преимущество русской армии перед западноевропейскими, основанными на базе наемно-вербовочной системы (как правило, вопрос о том, что это преимущество достигалось путем насилия в расчет не принимался – дескать «Россия – страна огромная и люди в ней никогда не кончатся»).  Она позволила создать армию с однородным национальным составом. Надо заметить, что в это время в Западной Европе установился иной взгляд на комплектование армии. [17]

            Рекрутские наборы забирали из народного хозяйства лучшие кадры, ведь набирались только здоровые мужчины в возрасте от 15 до 32 лет, не опороченные никакими преступлениями.

        Новая система комплектования позволила в ходе Северной войны создать не только большую регулярную армию, но и подготовить обученный людской резерв для ведения долгой кровопролитной войны. Так, перед Полтавской битвой, когда Карл XIIиспытывал сильные удары русской армии (Лесная, Веприк), в крупных городах России проходило обучение 40.000 рекрутов для пополнения регулярных полков.

          Для руководства государства и армии рекрутская система была более удобной, чем наемно-вербовочная. Однако рекрутские наборы ежегодно безвозвратно забирали до 40.000 трудоспособных молодых мужчин.

         Судьба рекрутов была тяжелой. В народе возникло сопротивление рекрутским наборам. Поэтому новобранцев заковывали в колодки как преступников, строили для них станции (места сосредоточения войск, мало чем отличавшиеся от этапных тюрем), клеймили специальными наколками, которые староверы называли «печатью антихриста»:

          «А для знаку рекрутам значить на левой руке накалывать иглою кресты и натирать порохом. И сказать всем губерниям, в уездах явственно, в городах и по церквам, и на торгах, кто где увидит такого человека, который имеет на левой руке назначенный крест, чтоб их ловили и приводили в городы. А кто такого человека увидит и не приведет, и за такое противление оной непослушник истязан будет, яко изменник и беглец и может потерять все свое имение и написан будет сам в рекруты. А для образца послать в губернии начертанные руки с назначенными крестами, каков образец вложен в сем письме», — говорилось в правительственном предписании.[20]

Военное обучение.

             Военное обучение Петр Iвозложил на Автомона Головина и Адама Вейде. Обучение офицеров и солдат проводилось уже не по ратному обычаю (как в XVIIвеке), а по  «артикулу», по единому строевому уставу. Таким уставом было составленное Автомоном Головиным «Строевое положение 1699 года». Позже оно было дополнено «Учением для гренадеров», которое уже под названием «Краткое обыкновенное учение и т.д.» служило официальным строевым уставом до 1716 года. Так была сделана первая попытка создания единых строевых правил:

     во-первых, были введены две категории обучения – для старослужащих и новобранцев;

   во-вторых, было значительно уменьшено количество перестроений и ружейных приемов;

    в-третьих, были выработаны простые, четкие команды и доходчивый командный язык.

         В 1699-1700 гг. Автомоном Головиным и Вейде, по поручению Петра, были составлены еще два уставных документа: «Ротные пехотные чины» и  «Статьи воинские, как надлежит солдату в житии себя держать, в строю и учении как обходиться».

   «Ротные чины» отражали идею, несвойственную многим западноевропейским вербовочным армиям, а именно: офицер должен «о солдатах иметь не малое попечение». Одновременно они требовали от офицера, чтобы он во всем был примером для солдат, «доброго жития и смелаго сердца», «себя при знамени дать в части изрубить, нежели знамя оставить, потому что вся рота по нем поступает». «Ротные чины» требовали также от офицеров всех рангов строгой дисциплины и беспрекословного подчинения независимо от знатности происхождения.

     «Статьи воинские» коротко и ясно формулировали основные требования к солдату. Главное требование – «служить с прилежанием». Дисциплинарные взыскания, устанавливаемые статьями, предусматривали не только физические, но и моральные меры воздействия на солдат.

  Этот первый русский строевой устав и положения,        регламентировавшие внутреннюю жизнь армии, в ходе войны против шведов были дополнены тактическими указаниями: в 1704 году Меншиков составил «Статьи во время воинского похода» (трактовались вопросы тактики конницы, организации марша и боевого охранения), фельдмаршал Шереметев составил «Уложение»…

         Теперь от теории перейдем к практике. Соответственно с изменением стратегии и тактики была изменена и концепция подготовки войск к боевым действиям. Рекрутов сразу же начинали обучать ратному делу, стремясь превратить вооруженные толпы в воинские подразделения, легко управляемые и дисциплинированные. На смену прежним смотрам раз в год и редким учебным стрельбам приходит постоянная подготовка, ориентированная на активное ведение боевых действий.

      Большое значение придавалось воспитанию в армии войскового товарищества и поддержанию твердой дисциплины. Особо указывалось на строгое соблюдение дисциплины. Солдаты должны беспрекословно исполнять приказы офицеров. Дисциплина поддерживалась очень сурово: мучительные наказания – шпицрутены (гнали сквозь строй и били); отрезание ушей и носа; каторга.

            В регулярной армии Петра Iслужба стала пожизненной. Отставка давалась только больным и увечным. Военная служба тяжким бременем легла на население и уклонение от нее было обычным явлением. Можно считать, что десятая часть рекрутов постоянно была в бегах. Был случай, когда от 23.000 драгун через несколько месяцев осталось только 8.000, остальные – разбежались.

    Первоначальное обучение рекруты проходили на специальных «станциях». Петр требовал учить рекрутов «непрестанно солдатской экзерциции, и читать им Воинский Артикул, дабы в полки не сущими мужиками, но отчасти заобычайными солдатами пришли».

      На «станциях» постоянно находилось от 500 до 1.000 рекрутов. Молодые солдаты поступали под начальство капралов, ефрейторов или старослужащих. Многие раненые офицеры посылались властями на рекрутские «станции», где они передавали молодым солдатам свой боевой опыт. Занятия по Уставу позволяли достичь единообразного обучения солдат.

            Со временем «станции» стали своеобразными центрами подготовки резерва для действующей армии. Они вооружались оружием, которое было и в регулярной армии (так указ от 22 марта 1711 года говорит о сборе на «станциях» 25.000 рекрутов, о вооружении их и обучении строевой службе). Рекрутов, прошедших предварительную подготовку, направляли на пополнение существующих полков и формирование новых.

    Петровская система подготовки солдат устанавливала принцип последовательности и наглядности в обучении. Инструкция «Учреждении к бою» требует раздельного обучения новобранцев и старослужащих. Молодой солдат должен был уметь зарядить ружье и произвести выстрел в 12 темпов; а старослужащий солдат этот же прием проделывал в 3 темпа.

     Устав 1716 года требовал беспощадно наказывать за воинские проступки во время боя, но в то же время запрещал бить солдат за незнание строевых артикулов (приемов). Петр предписывал исправлять ошибки наглядным примером, а не битьем.

         Обучение проходило в условиях, близких к бою, в поле и обязательно офицерами, причем процесс обучения солдат являлся одновременно проверкой подготовки самого офицера. За незнание своего дела предписывалось снижать в должности.

           К офицерам предъявлялись высокие требования. По Уставу офицер был носителем воинской чести. Личная храбрость должна была быть обязательным свойством офицера. В то же время он был обязан учиться и примечать, что во время кампании случилось. Боевой опыт необходимо было дополнять регулярным изучением военного дела. Пехотный офицер должен знать не только Строевую службу, но и артиллерию и фортификацию.

     Петр понимал важность знания военных наук и всегда отдавал предпочтение тем, кто имел военное образование. Поэтому вместе с армией создаются первые военные школы для подготовки офицеров.

         В 1700 году при бомбардирской роте Преображенского полка была учреждена первая военная школа. Будущие офицеры-артиллеристы обучались начальной математике, артиллерии, правилам стрельбы, фортификации (причем теория стрельбы дополнялась практическими занятиями).

         В январе 1701 года в Москве основана школа «математических и навигационных наук», которая, по словам Петра, нужна не только морскому делу, но и артиллерии и инженерству. В 1712 году открылась первая русская военно-инженерная школа, а в 1715 году военно-морская академия в Петербурге.

           В 1716 году опыт русской регулярной армии был обобщен в «Уставе Воинском». Был подведен итог важной исторической эпохе реформирования армии, закреплялась организация регулярного войска, применяемые им оперативно-тактические и стратегические принципы ведения войны. Некоторое время существовало мнение, будто «Воинский Устав» — это сочинение какого-то неизвестного немца.  Но уже в 1880 гг. историк военного права  П.О. Бобровский обнаружил в архиве Главного Штаба подлинную черновую рукопись Устава с более чем 200 собственноручными поправками Петра I. А в 1945 году П.П. Епифанов, автор статьи «Воинский устав Петр I», привлечением нового архивного материала, представляющего русский оригинал книги I  («О должности генералов») и книги III(«О экзерциции») Устава 1716 года с исправлениями Петра, окончательно опроверг легенду о немецком происхождении Устава.

          В 1722 году Петр лично составил дополнения к «Воинскому Уставу». Основной мыслью Устава, в отличие от шаблонных установок многих европейских армий того времени, Петр Iвыражал требование: «В уставах порядки писаны, а время и случаев нет, а посему не следует держаться устава яко слепой стены», т.е. Петр разрешал, чтобы войска проявляли инициативу и действовали самостоятельно согласно обстановке.

         Для поощрения отличившихся в бою в 1700-1705 гг. Петр Iввел ордена и медали. Их получали не только генералы и офицеры, но и солдаты.

         Первый российский орден – святого Андрея Первозванного – был учрежден в 1698 году (рис.2). Награду №1 получил генерал-адмирал Федор Андреевич Головин.  Произошло это 10 марта 1699 года. Тогда планировалось, что число Андреевских кавалеров не превысит 24 человек. Но уже в 1725 году число награжденных выросло до 38, и в дальнейшем власти отказались от лимитирования орденов. Орден №2 получил… Мазепа. Сам Петр Iполучил награду (в 1703 году за взятие шведских кораблей «Астрильд» и «Гедан») только под №7.

              
 Рис. 2Звезда   и   знак ордена св. Андрея Первозванного

       В память о драматическом Прутском походе Сенат в 1711 году учредил орден святой Екатерины – высшую женскую награду страны. Первой ее была удостоена императрица Екатерина Iв 1714 году в день собственных именин. (Латинская надпись на обороте гласила: «Трудами сравнивается с супругом.»)

      Петром был задуман и третий российский орден – святого благоверного князя Александра Невского. Но его официальное утверждение состоялось уже после смерти императора – 21 мая 1725 г. В соответствии с девизом «За труды и Отечество» им награждались военные и гражданские чины за подвиги и верную службу государству.

         Более распространенными наградами были медали, учреждаемые в честь важных исторических событий. Истоки петровских медалей восходят к «золотым» — монетам на цепи – времен Крымских походов 1687 и 1689 гг. князя Василия Голицына.

Офицерский состав армии.

        Готовясь формировать регулярную армию, Петр уделил большое внимание созданию офицерских кадров. Основной базой для организации офицерского корпуса стали командные кадры гвардейских и солдатских полков.  В 1697-1698 гг. значительно расширились штаты офицерского состава Преображенского, Семеновского, 1-го и 2-го Московских выборных полков. Перед отъездом Петра за границу Автомон Головин получил приказ: «Чинить смотры и учения начальных  людей и солдат, пополнять полковые припасы, вновь набирать младших офицеров». К 1699 году унтер-офицерский и офицерский состав намного превышал штатные нормы: так в Преображенском полку было 120 офицеров, в Семеновском – 90 (при норме в 40 офицеров).

        В начале 1696 года началась широкомасштабная подготовка офицеров для пехоты из числа русских дворян. Желябужский, свидетель и участник этих событий, писал, что по царскому указу стольники явились в Преображенское к Головину и после смотра им было указано, чтобы они учились пехотному строю на житном дворе. После 2 месяцев обучения около 300 офицеров было распределено между дивизиями Репнина, Вейде и Головина. Вслед за этим были вызваны дворяне из других городов и отданы в учение.[21]

           При Преображенском и Семеновском полках были созданы школы для подготовки унтер-офицеров, а при бомбардирской роте организовали учебную артиллерийскую команду.

        Надо отметить, что наемничество в то время было обычным явлением для всех европейских армий. Поэтому и в России, одновременно с подготовкой офицеров из русских дворян, практиковалось привлечение на службу иноземцев. В конце XVIIвека Иноземный приказ набрал около 300 таких офицеров. Однако в русской армии наемничество пока не привилось, так как быстро выявилась низкая воинская подготовка иностранцев. В начале 1700 года Автомон Головин доносил Петру: «Начальные, Государь, люди ко мне присланы из Иноземного приказа для учения, и по многим числам учения не приняли и апреля 15 я выкинул из них человек 150, а в остатке учения столько же… Начальных людей не повелишь ли набирать из царедворцев и из заморских, а я истинно то делать рад, лучше их учить нежели тех, которые присланы из Иноземного приказа;   трудов к ним много положено, а иные и ныне за мушкет не умеют приняться».  И Петр согласился и приказал взять в обучение для подготовки в офицеры стольников, дворян и жильцов «московского чина» (отборный полк поместного ополчения). Однако еще более 10 лет после этого Петру приходилось держать иноземцев в армии. Только после Прутского похода в отставку были уволены  более 200 иностранных генералов и офицеров. Теперь их число в полках не должно было превышать 1/3 от всего офицерского состава. Через 3 года офицеры-иностранцы подвергались экзамену, и все, кто не выдерживал его, подлежали увольнению. В итоге в 1720 гг. офицерский корпус на 90%  состоял из русских.

        В то же время, среди офицеров было еще немало неграмотных. В 1720-1721 гг. в зависимости от рода войск насчитывалось от 4,4% до 31,2% неграмотных офицеров.

          Набор дворян в пехотные полки, обучение их пехотному строю были новыми явлениями в истории русской армии, так как в XVIIвеке в солдатские полки записывали дворян только за проступки (как наказание) или за «оскудение воинского чину».

             Петр жестко пресекал нежелание дворян служить в армии, учиться и подчиняться новой неведомой дисциплине. Дворяне от службы скрывались в своих поместьях или в монастырях. В ответ Петр издал указ: «Разобрать и годных в службу написать» и впредь запретил постригать в монахи до достижения 60-летнего возраста. Всех монахов, годных к службе, было приказано высылать в армию. Тут Петру на помощь пришли «прибыльщики и доносители». Так, например, брянский дворянин Безобразов донес, что в Брянске и в уезде «умножилось подьячих и дьяков и прочих нижних чинов, из которых гораздо возможно довольное число набрать на службу в драгуны или в солдаты». Такие же сведения сообщал и князь Трубецкой, за что и получил 500 рублей в награду…

             Дворяне, уклонявшиеся от службы, лишались «кормовых денег» и подвергались суровым наказаниям.

9 июля 1699 года Петр лично осматривал записанных в списки непригодных к строевой службе. Действительно больным давали отставку, а симулянтов били кнутом и ссылали в Азов.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Организационная структура армии.

       Петр Iуспешно провел преобразование всей армии. Регулярное войско получило четкую систему организации, которая была закреплена Воинским Уставом 1716 года. Армия Государства Российского состояла из трех родов войск: пехота, кавалерия, артиллерия.

    Пехота – главный род войск (рис.3). Она делилась на гвардейскую, гренадерскую и линейную. В основу организации пехотных полков была положена организация существовавшая в России с конца XVIIвека. Затем она изменялась в зависимости от изменения  способов ведения войны.

       Первоначально пехотный полк состоял из 10 фузилерных (стрелковых) рот, сведенных в 2 батальона.

      В 1704 году, в результате полученного боевого опыта, в штат пехотного полка была введена 1 гренадерская рота, а количество обычных фузилерных рот уменьшили до 8.

        В 1708 году гренадерские роты вывели из состава линейных пехотных полков и свели в отдельные гренадерские полки.

           По штатам 1711 года пехотные полки состояли из 1 гренадерской и 7 фузилерных рот, сведенных в 2 батальона. Численность полка была постоянной в мирное и военное время: полк насчитывал 40 офицеров, 80 унтер-офицеров, 1367 рядовых (из них 247 — нестроевых). Таким был штат и линейного, и гренадерского полка.

        Гренадерские полки были созданы накануне решающих полтавских сражений. Они обладали большой ударной силой (которая определялась тем, что каждый гренадер был вооружен не только ружьем и штыком, но и ручными гранатами, а некоторые – и ручными мортирками). В то время как обычный пехотный полк имел на вооружении 4-6 орудий, гренадерский – до 12 орудий. Образование гренадерских полков было вызвано стремлением увеличить ударную силу армии, избежать слабости линейного порядка (которая была результатом равномерного распределения всех сил по фронту). Гренадерские полки придавались дивизиям и в бою выдвигались на самые ответственные участки. Состояли гренадерские полки из 8 рот, сведенных в 2 батальона.

      Основной боевой единицей пехоты был полк. Он состоял из 2 батальонов. В каждом батальоне – по 4 роты. В каждой роте – по 4 плутонга (взвода). Полком командовал полковник (в заместителях у него был подполковник), батальоном командовал майор, ротой – капитан, а плутонгом – капрал. Помощники капитана: капитан-поручик (штабс-капитан), поручик и прапорщик (он же был и знаменосцем).

             Кавалерия.

        В 1699-1700 гг. Петр Iвосстановил полки регулярной конницы – драгун – которые с 1702 года состояли из даточных людей, а с 1705 года комплектовались рекрутами. Весь офицерский и унтер-офицерский состав кавалерии пополнялся русскими людьми.

          Были выработаны более совершенные приемы применения конницы (по сравнению с остальными европейскими армиями, где кавалерия решала в основном пассивные задачи – защищала фланги пехоты. Это привязывало ее к своей же пехоте и не давало возможность использовать свой главный козырь — скорость).

              Состав русской кавалерии при Петре I:

1. Драгуны-фузилеры (рис.4):

    В 1701 году созданы – Новгородский, Псковский, Вятский, Владимирский, Казанский, Троицкий, Нижегородский, Черниговский, Рязанский, Пермский, Тверской, Ярославский, Невский, Ингерманландский, Белозерский, Вологодский, Ямбургский, Астраханский и Лейб-Регимент драгунские фузилерные полки.

             В 1706 году созданы – Архангелогородский, Азовский, Ростовский, Олонецкий, Каргопольский, Санкт-Петербургский полки кавалерии.

       В 1708 году созданы – Новотроицкий, Тобольский полки и Рославский «шквадрон» кавалерии.

             В 1711 году сформированы – Сибирский полк и Лейб-Шквадрон.

2. Драгуны-гренадеры:

       В 1708 году созданы полки (по именам командиров): Кропотова, Рожнова, Роппа, Гудовича.

3. Драгунские гарнизонные полки:

     В 1711 году созданы – Казанский, Астраханский, Воронежский, Сибирский полки.         

      В 1709 году Петр имел до 40.000 конницы драгунского типа, т.е. способной действовать как в конном, так и в пешем строю. Русская конница могла действовать самостоятельно, крупными соединениями в 12.000 – 15.000 сабель, совершая глубокие рейды по тылам противника.

            С 1701-1702 гг. на вооружении конницы появилась и легкая конная артиллерия.

         Драгунский полк состоял из 10 рот. С 1704 до 1709 гг. в каждый драгунский полк входили еще и по 1 гренадерской роте. Каждые 2 драгунские роты составляли 1 эскадрон. По штату 1711 года драгунский полк насчитывал: 38 офицеров, 80 унтер-офицеров, 1210 рядовых (из них – 290 нестроевых). Драгуны были вооружены ударно-кремневым ружьем без штыка, палашом и 2 пистолетами.

            
  Рис.3  Пехотный офицер                     Рис.4 Драгунский офицер

Артиллерия.

          Петр Iсоздал стройную организационную систему и для артиллерии. Артиллерия делилась на: полковую, полевую, осадную (брештовую или проломную), крепостную (гарнизонную).

       При Петре был положен конец хаотическому состоянию материальной части артиллерии и установлено единообразие систем. С этой целью на литейные заводы посылались одинаковые чертежи орудий.

    В 1701-1702 гг. была введена шкала орудийных калибров и наименование по калибрам. Вместо 20 – 25 различных калибров оставили только 8: 3-, 4-, 6-, 8-, 12- и 24-фунтовые пушки и полупудовые и пудовые гаубицы. Петр Iот артиллерии требовал, наряду с огневой мощью, большой тактической мобильности и подвижности. Поэтому в артиллерийской мастерской под руководством русского инженера-артиллериста Василия Корчмина развернулись большие работы по облегчению орудий за счет модернизации лафета.

         Полковая 3-фунтовая пушка была облегчена с 12 до 9 пудов весом, а полевая 6-фунтовая – с 46 до 36 пудов (рис.5). В то же время не удалось облегчить 12-фунтовые полевые орудия (вес – 150 пудов) и 9-пудовые осадные мортиры (вес – 300 пудов), для перевозки которых требовалось около 15 лошадей.

 
                                        Рис.5 Чугунная 3-фунтовая пушка

         Были созданы новые нарезные («винтовальные») орудия, орудия с коническими каморами, новые образцы зажигательных ядер… В Семеновском под большим секретом велись работы по созданию первых образцов легкой дальнобойной мортиры. Отливали ее русские мастера-литейщики Борис Волков и Яким Моляров. Русские артиллеристы первыми исследовали проблему изготовления и использования нарезного оружия.

         В 1705-1706 гг., в связи с изменением тактики войны (армия от осады крепостей переходит к полевым сражениям), главное внимание уделяется развитию полевой и полковой артиллерии. Артиллерия, по мысли Петра I, во время боя должна осуществлять маневр, не теряя взаимодействия с пехотой и кавалерией.

         Блестящим достижением русского военного искусства стало создание конной артиллерии. Для нее были облегчены полковые 3-фунтовые пушки и полупудовые гаубицы. Весь обслуживающий персонал посадили на лошадей. Каждый драгунский полк получал по 2 пушки и несколько мортир.

           Важным событием в истории русской армии стала организация в 1701 году первого артиллерийского полка. В состав полка вошли 4 пушечные роты с (12 бомбардами и 92 пушками), а также 1 пионерная (саперная) рота – так родились русские инженерно-саперные войска.

             В 1702 году впервые были введены двухколесные зарядные ящики, в которых помещались подготовленные заряды и снаряды. До 1705 года орудия перевозились крестьянами, набранными перед началом военной кампании. Подобный порядок перевозки орудий не обеспечивал необходимой дисциплины и маневренности в бою. Поэтому Петр Iввел постоянные команды для перевозки пушек. Прислуга артиллерийского обоза из гражданского населения была заменена солдатами.

  То, что было сделано Петром в русской артиллерии, в западноевропейских армиях появилось только в середине XVIIIвека. Такие мероприятия, как введение конной артиллерии, отделение полковой артиллерии от осадной и крепостной, облегчение пушек с целью повышения их маневренности, боевые порядки артиллерии – впервые появились именно в русской армии.

            Всего же в 1706 году насчитывалось: 48 пехотных, 28 драгунских и 2 гвардейских регулярных полка.

            К 1710 году было создано еще 10 драгунских полков, но количество пехотных уменьшилось до 32 (т.к. 16 полков, размещенных на Ижорской земле, были переведены на гарнизонную службу).

            В 1711 году пехотных полков было 45, гвардейских – 2, драгунских – 33 (это только полевые войска).

         После окончания Северной войны в 1724 году в России было: 49 пехотных и 4 драгунских полка.

        Весь боевой состав русской армии – 170.000 человек (не считая личного состава артиллерийского полка и центральных управлений и 28.500 нестроевых солдат). Русская армия была самой многочисленной в Европе. Прусская армия в 1740 году насчитывала 86.000 человек, австрийская и французская – около 150.000, шведская – 144.000.

Управление армией.

            В начале XVIIIвека русская армия обрела стройную организацию и систему управления. Организационные формы армии Петра Iне были плодом кабинетного творчества военных теоретиков, а были выработаны на основе полученного боевого опыта в ходе продолжительных войн.

         Высшим соединением, способным решать стратегические задачи, была Армия. Ее состав не определялся точно и единообразно. Количественный состав армии зависел от обстановки, сил противника, его намерений и от задач, стоящих перед армией. Устав отвергал догматизм, шаблон и требовал: «нужно есть сочинять армию свою, смотря неприятельской силы и онаго намерения, дабы его во всех делах упреждать и всячески искать неприятеля опровергнуть».

            Для управления регулярной армией создавались особые должности и ведомства:

     Генералитет – прообраз будущего Генерального Штаба, в нем сосредоточилось общее управление военными делами.

             Генерал-комиссар – высший военный судья.

             Генерал-провиантмейстер – ведал заготовками провианта, обозами, тылом армии.

          Во главе полевой армии стоял генерал-фельдмаршал. Командующий армии по Уставу должен был быть «не только муж великаго искусства и храбрости, но и добраго кондувита, (сиречь всякия годности) котораго бы квалитеты (качества) с добродеянием и благочестивою справедливостию связаны были. Ибо храбрость его неприятелю страх творит, искусство его подвизает людей на него твердо уповать и о виктории и о благосостоянии весьма обнадеживающим быть. Добрые его кондувиты возбуждают послушание и умножают сильно ауторитет (или власть его) с учтивостью, которою отдавать ему все должны». Командующий должен уметь инициативно распоряжаться силами и средствами своей армии, не дожидаясь «беспристанных» инструкций свыше. «Ежели чего в инструкции не изображено, а увидит что надежно возможно авантаж получить, то Воинского совета конечно чинить и такого случая не пропускать», — сказано в Уставе.

          Важную роль в управлении армией играл и генерал-квартирмейстер. Устав подчеркивал, что «сей чин требует мудраго, разумнаго, искусснаго человека в Географии и Фортификации… А ежели таковый генерал-квартирмейстер и Артиллерию при том же разумеет, то он может по случаю и оною командовать. А особливо надлежит ему генерально оную землю знать, в которой свое и неприятельское войско обретается…». Генерал-квартирмейстер подчинялся только командующему армией.

          Артиллерией армии и инженерно-саперными частями командовал генерал-фельдцейхмейстер (рис 6). Устав говорил, что начальник артиллерии «есть глава всей артиллерии: ему подобает оную совершенно и основательно разумети, ибо он имеет надзирательство над всем огненным снарядом, порохом и свинцом, и подобает ему смету чинить сколько снаряду, зелья и свинцу и иных вещей к войску принадлежит. Тако же бывает ему благо фортификацию разуметь…».


                                         

Рис.6 Яков Виллимович Брюс – первый генерал-фельдцейхмейстер русской армии.

В  1702  году  была  централизована  военно-судебная служба во главе с генерал-аудитором.

            Была установлена должность генерал-гевальдигера, возглавлявшего военно-полицейскую службу в армии.

         Наконец, к главнокомандующему армией фельдмаршалу Шереметеву были назначены 3 генерал-адъютанта и генеральный писарь.

      Одновременно с зарождением Генштаба создаются и войсковые штабы. В решении вопросов управления войсками Петр Iнесомненно намного опередил своего противника Карла XII. Шведский король накануне Полтавы сам управлял армией, имея при себе 5 адъютантов и небольшое количество специалистов-техников.[17]

          Большое значение Петр придавал и военным советам (консилиям). Воинский Устав требовал «главныя и великия дела и всякия начинания без консилии Генералов никогда чинити надлежит…». Военный совет при том не ограничивал власть командующего и не снимал с него ответственность за результат сражения. Совет был исключительно совещательным органом. Решающий голос в совете принадлежал командующему. В «консилиях» Петр видел средство всестороннего обсуждения планов войны. Военные советы конечно не были нововведением Петра Iи существовали еще во времена Киевской Руси, но только сейчас они получили такую поддержку со стороны официального армейского руководства.

      Регулярная петровская армия состояла из дивизий (генеральств), которые являлись временными тактическими соединениями, делившимися на бригады или полки. На Западе такие дивизии появились только в конце XVIIIвека. В мирное время полки также объединялись в дивизии, которые являлись дальнейшим развитием системы разрядных полков (возникших еще при Иване Грозном). Их состав не был постоянным, а зависел от принятой дислокации: каждая дивизия включала в себя установленные правительством города и уезды, где и располагались ее полки.

      В 1707 году условия войны изменились. Русская армия стала готовиться к масштабному наступлению, к активным полевым сражениям. Это привело к появлению нового, более тактически гибкого войскового соединения – бригады. Состав дивизий и бригад не был постоянным.

          Таким образом, органического соединения всех родов войск Петр Iне создал. Не было их и в западноевропейских армиях. Впервые подобные соединения появились только в конце XVIIIвека – в армии французской буржуазной революции 1789-1794 гг.

     В вопросах управления армии Петр стремился к строгой централизации. Большинство приказов, ведавших военными делами, ликвидируется. Все управление войсками сосредоточилось в 4 приказах: Разряд, Военный приказ, Артиллерийский приказ и Комиссариат. Объединяющим и руководящим началом для этих ведомств служили распоряжения царя и сената. В 1718 году создается высший военный орган – Военная Коллегия.

             Членами Военной Коллегии стали все высшие генералы. В ведении Коллегии находились армия и гарнизоны и все воинския дела, которые были ведомы в Военном Приказе, и которыя получаются во всем Государстве.  Для этого в подчинении Военной Коллегии находились:                    канцелярия главной артиллерии, ведомство главной фортификации,                     главный комиссариат (с приданной ему продовольственной частью).

Изменение тактики.

       Петр Iликвидировал раздробленность центрального управления, создал четкую систему командования всем русским войском. Главная черта этой системы – сочетание строгой централизации управления с частной инициативой командиров всех уровней.

        Анализируя причины поражения русской армии под Нарвой 19 ноября 1700 года, Петр Iписал в своем «Журнале»: «искусство ниже вида», т.е. крайне неудовлетворительное состояние боевой подготовки войск и искусства ведения боевых действий (тактики).

    Русские войска XVIIвека не привыкли к полевым сражениям, предпочитая отсиживаться за стенами крепостей или в укрепленных лагерях. Учитывая огромные русские пространства, такая тактика была вполне оправданной. Тем самым инициатива отдавалась противнику. Так было и под Нарвой, когда, зная о приближении шведов, войска не вышли из палисадов и не встретили противника в полевом сражении, хотя по численности превосходили врага почти в 3 раза.

         Петр понял порочность такой тактики. И главной целью военных действий становится не захват крепостей (как было раньше), а разгром армии противника в непосредственном быстротечном контакте – в бою. В разговоре с Брюсом Петр сказал: «Правда, крепость дает неприятелю отпуг, однако у европейцев ненадолго. Победу решит военное искусство и храбрость полководцев и неустрашимость солдат. Грудь их – защита и крепость Отечеству. Сидеть за стеною – удобно против азиатцев».

     В европейских армиях того времени окончательно оформилась линейная тактика. Стремление наиболее полно использовать возможности огнестрельного оружия приводило ко все более тонким построениям боевых линий и упразднению промежутков между частями боевого порядка. В результате этого боевой порядок был мало маневренным и хрупким.

    Введение более скорострельного, чем мушкет, ружья явилось дальнейшим мощным толчком к развитию линейного боевого порядка.

            Рукопашный бой в западных армиях почти полностью отвергался. В австрийской армии в начале XVIIIвека даже сняли с вооружения штык.

      Боевой порядок строился по шаблону, почти во всех случаях одинаково: в центре – 2-3 линии пехоты, на флангах – конница. Силы по фронту распределялись равномерно, на направлении главного удара концентрации войск не создавалось, маневр в бою почти отсутствовал. Сражение носило характер фронтального огневого состязания.

      Боевой порядок петровской армии отличался простотой и давал возможность войскам маневрировать на поле битвы. Петр Iстремился создавать превосходство сил на решающем направлении и этим ломал господствовавший тогда в Европе принцип равномерного распределения сил по фронту.

           В западноевропейских армиях считалось незыблемым правилом, что для успешного ведения боя и возможности маневрировать войска должны действовать непременно на ровной, открытой местности. Петр же предпочитал для боя пересеченную местность, на которой успешно могли действовать инициативные командиры. Петр писал Апраксину: «Только зело прошу, чтобы не гораздо на чистом поле, но при лесах, в чем превеликая польза есть, как я сам видел, ибо и на сей баталии (в битве при Лесной), ежели б не леса, то б оныя выиграли, понеже их 6 тысяч больше было нас».

     Характерной особенностью тактики русской пехоты было ее стремление завершить бои решительным штыковым ударом.

        Тактика русской кавалерии отличалась от тактики других европейских армий (кроме шведской) тем, что русская конница атаковала противника на полном аллюре, применяя холодное оружие. Конница западноевропейских стран в бою вела огонь из пистолетов и довольно редко, предварительно расстроив огнем боевые порядки противника, бралась за палаши. В атаку она ходила на рысях и очень редко галопом (французская кавалерия).

    В русской армии быстро поняли, что простой механической исполнительностью трудно добиться победы, так как «дела воинския не в великом равном порядке обретаютца». Поэтому в бою следует руководствоваться случаем и временем, чтобы «Отечеству прибыль, а неприятелю убыток сыскать». Свои указания генералам Петр Iобычно заканчивал так: «В протчем полагаюсь на ваш добрый труд и рассмотрение» или «на ваше рассуждение».
Вооружение и обмундирование.

         На вооружении пехоты до 1709 года находилось ружье (с ударно-кремневым замком) с багинетом (трехгранный штык), а позже – ружье со штыком и шпага. Дальность ружейного огня – 200 метров, с действительной дистанцией огня в 50 метров. Скорострельность – 1 выстрел в минуту. Солдат имел 30 зарядов при себе и 20 – в обозе. Ружье называлось фузеей, а солдаты – фузилерами (рис.7).


     

рис. 7 Фузилер                 Рис.8 Рядовой гвардеец      Рис.9 Бомбардир     

В армиях Западной Европы ружье рассматривалось в основном как охотничье оружие. Там предпочитали вооружать пехоту дальнобойными и тяжелыми мушкетами. В обращении ружье было намного удобнее громоздкого мушкета с его длинным стволом. Но дальнобойность ружья была меньше, чем у мушкета почти в 2 раза.

    Надо заметить, что штык состоял на вооружении и в западноевропейских армиях. Но там штык был исключительно оборонительным оружием, тогда как в русской армии его чаще применяли как наступательное оружие – для проведения штыковой атаки.

           Петр Iбольшое внимание уделял форме и качеству обмундирования. Пехота и конница были одеты в кафтаны: зеленые с красными обшлагами – у пехоты, синие – кавалерии. Солдаты носили также войлочную шляпу – треуголку (у гренадеров – кожаные каски); чулки и башмаки с медной пряжкой, в походе заменявшиеся высокими сапогами; суконные плащи в ненастную погоду; волосы носили длинные, в парадные дни припудривая их мукой.

             Подобное обмундирование не было удобным в условиях русского климата. Солдаты задыхались в своих толстых кафтанах летом и мерзли зимой под суконными плащами. А Петр мирился со всем этим, видимо, желая подчеркнуть новым обмундированием отличие своей армии от старого, дореформенного московского войска.

         В воинской символики особо выделяется внимание Петра к знаменам. При Петре I в знамённой символике часто использовались косые (андреевские) кресты, пальмовые ветви, монограммы царя.

        В 1707 году были введены знамена меньшего размера для конного строя гвардейских полков (эти знамена получили название "карволантов").  

     Например, знамя конного строя Преображенского полка было чёрного цвета с косым крестом под короной в окружении пальмовых ветвей; кайма знамени состояла из белых, синих и красных треугольников. Популярны в знаменной символике были аллегории, изображения мечей, лавровых и пальмовых ветвей, Андреевскихкрестов, кораблей.

       


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные характеристики сканера
Реферат А. И. Филюшкин Niendorf, Mathias. Das Großfürstentum Litauen: Studien zur Nationsbildung in der Frühen Neuzeit (1569-1795)
Реферат Правовой режим национальных и природных парков
Реферат Поиски истины по роману Булгакова "Мастер и Маргарита"
Реферат Эстетическое воспитание младших школьников на уроках трудового обучения
Реферат Технико-экономические показатели участка по ремонту двигателей автомобиля ЗИЛ–508
Реферат Виды поражения электрическим током
Реферат Rasin In The Sun Essay Research Paper
Реферат Кредитування підприємств та забезпечення кредитів
Реферат «Почему в лесу нужно соблюдать тишину, и не нужно рвать цветы и ловить бабочек»
Реферат Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина
Реферат Расчет затрат на техническую подготовку производства по модернизации токарно-револьверного станка
Реферат Polarization Essay Research Paper On Tuesday November
Реферат Многопостовые сварочные выпрямители
Реферат Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина