Министерствообразования РФ
Урал ГАХА
КафедраСоциальных наук
Рефератпо отечественной истории
Восстаниена броненосце
«КнязьПотемкин — Таврический»1905-1907гг.
Исполнила: ст.гр. …….
Руководитель: ……
Екатеринбург,2009
Содержание
Введение.
I. Глава:Восстание на броненосце « Князь Потемкин – Таврический»
1.1 Созданиеброненосца « Князь Потемкин – Таврический»
1.2 Причинавосстания.
2.3Красный флаг революции.
II. Заключение.
Список литературы.
Введение
Революция1905 — 1907 годов была первой революцией эпохи империализма и среди трехроссийских революций испытала наименьшее внимание со стороны историков. Сменаполитического и экономического строя нашей страны повлекла интерес к пересмотрувзглядов на историю России, в частности на революционные перемены начала XXвека и их последствия. В настоящей работе сделана попытка беспристрастноосветить и осмыслить ключевые вопросы исторического периода, пришедшегося напериод российской буржуазно-демократической революции, основываясь на рядесовременных публикаций. Данная тема представляет немалый интерес для поиска ивыяснения причин возникновения и исторических последствий этого важного событияв отечественной истории.
За последние годы вРоссии произошла смена общественно-политического строя, официальной идеологии,нравственных ценностей. Определились и новые подходы к изучению вопросовистории.
Некоторые историки,такие как Гросул В., Тютюкин С.Л., Т.Л.Шестова и К.Н. Дебихин переключаются намодную, конъюнктурно выгодную тематику, наблюдается погоня за сенсацией истремление вытащить на свет как можно больше исторической грязи. Наблюдаетсяявный парадокс: с одной стороны широкая гласность, отмена цензуры, плюрализммнений и оценок, а с другой — тяга к оплёвыванию собственной истории. Такиенастроения наблюдаются не только у «новых русских» — им не нужны ниновые революции, ни воспоминания о старых революциях, — но и у части народа,включая интеллигенцию. Изменились настроения и у историков революционногодвижения: одни предпочитают молчать, другие спешат отречься от своего прошлого,пытаются в очередной раз переписать историю с точностью наоборот.
Цель: Узнать, почему икак произошло восстание на броненосце «Князь-Потемкин Таврический», заложениеброненосца, ставший сильнейшим в Черноморском флоте.
I. Глава: Восстание на броненосце «Князь Потемкин –Таврический».
2.1Создание броненосца «Князь Потемкин – Таврический»
… Первая встречаброненосца «Князь Потемкин-Таврический» с правительственной эскадрой произошлаутром 17 июня 1905 года. На восставшем корабле все было готово к бою. Подклотиком его фок-мачты развевался красный революционный флаг, сшитый матросамииз двух сигнальных. На грот-мачте алел такой же боевой флаг: на его левойстороне было начертано «Свобода, равенство, братство», на правой — «Даздравствует народное правление!» Этими лозунгами потемкинцы бросали вызовэскадре, давая понять, что идут принять бой с ненавистным царским режимом заидею революции.
При виде движущегосяполным ходом, готового открыть огонь могучего броненосца корабли эскадры,следуя команде флагмана, сбавили ход и повернули в сторону Севастополя.«Потемкин» победителем вернулся в Одессу…
10 октября 1898 года настапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаеве был торжественнозаложен броненосец, ставший сильнейшим в Черноморском флоте. Его созданиеознаменовало собой завершение перехода от традиционных для XIX столетиятехнических решений к целому ряду новшеств, более характерных для векабудущего. Разработку проекта, а впоследствии и руководство строительствомосуществлял корабельный инженер Севастопольского военного порта А. Э. Шотт,работавший ранее под руководством видного кораблестроителя Н. Е. Кутейникова.
Прототипом для«Потемкина» послужил построенный ранее броненосец «ТриСвятителя», однако проект нового корабля вобрал в себя ряд перспективныхконструкторских решений, примененных при строительстве и других броненосцев.Так, его мореходные данные соответствовали ранее построенному броненосцу«Пересвет».
На«Потемкине» предусматривался возвышенный полубак, что позволялоуменьшить заливаемость носовой части корабля при волнении и поднять до 7.6метра над поверхностью воды ось носовых орудий главного калибра. К тому жевпервые было использовано централизованное управление артиллерийским огнем,которое осуществлялось из центрального поста, расположенного в боевой рубке.
Броненосец стал первымкораблем с котлами новой конструкции — вместо огнетрубных были установленыводотрубные, предназначенные для жидкого топлива. Чтобы усилить артиллерийскоевооружение по сравнению с кораблем-прототипом, на «Потемкине»применили более совершенную броню с повышенной сопротивляемостью и за счетэтого добились уменьшения ее толщины, а следовательно и массы. Первым наЧерноморском флоте этот броненосец оснастили кранами для подъема шлюпок икатеров.
В сентябре 1900 года вторжественной обстановке эскадренный броненосец «КнязьПотемкин-Таврический» был спущен на воду, а летом 1902 года переведен вСевастополь — для достройки и вооружения. Первоначальный срок ввода в строй былсорван из-за большого пожара, вспыхнувшего в котельном отделении. Урон, причиненныйогнем, оказался значительным. Особенно пострадали котлы. Пришлось заменить ихдругими, рассчитанными уже под твердое топливо. В том же, 1902 году во времяиспытаний артиллерии главного калибра обнаружились раковины в броне башен.Пришлось заменять их новыми, которые изготовили лишь к концу 1904 года. Все этов итоге чуть ли не на два года задержало ввод корабля в строй.
По тактико-техническимхарактеристикам эскадренный броненосец «Князь Потемкин-Таврический»был мощнейшим в своем классе кораблем Российского военного флота. Кстати, повооружению он превосходил близкий ему по типу эскадренный броненосец«Ретвизан», строившийся в Америке для русского флота, а такжеанглийские броненосцы типа «Куин» значительно большего водоизмещения.«Потемкин», правда, уступал им в скорости полного хода, но русскоевоенно-морское командование считало 16 узлов вполне достаточной скоростью дляброненосцев Черноморского флота.
Проектное водоизмещение«Потемкина» составляло 12,480 тонн, фактическое — 12,900 тонн. Длинакорпуса — 113.2 метра, ширина — 22.2 метра и осадка — 8,4 метра.«Сердцем» энергетической установки являлись три группы паровыхкотлов, причем две из них (14 котлов) работали на жидком топливе, и одна,установленная взамен испорченных пожаром и состоящая из 8 котлов, — на угле. Ихпаропроизводительности было достаточно для привода двух вертикальных паровыхмашин тройного расширения суммарной мощностью 10,600 л.с. Скорость полного ходакорабля составляла 16.7 узла. Гребные валы располагались симметрично, побортнои были оснащены винтами диаметром 4.2 метра каждый, допускавшими частотувращения до 83 оборотов в минуту. Полный запас топлива составлял 950 тонн,усиленный — 1,100 тонн, причем 340 тонн приходилось на уголь, остальное — нефтяное топливо. Корабельные запасы воды рассчитывались на 14-суточноеавтономное плавание, а запасы провизии — на 60 суток. Дальность плаваниясоставляла 3,600 миль при следовании экономическим десятиузловым ходом. (Изд:«Сергей Эйзенштейн» (избр. произв. в 6 тт) «Искусство», М.,1968 )
В носовой части корпускорабля имел таран, располагавшийся ниже конструктивной ватерлинии. По бортам,в подводной части корпуса, устанавливались бортовые скуловые кили — пассивныеуспокоители качки. Основные отсеки корабля отделялись друг от друга водонепроницаемымипереборками. Такими были подбашенные отсеки и котельные, а также машинныеотделения.
Защита корабляпроектировалась с учетом воздействия артиллерийского, минного и торпедногооружия противника. Для этого на нем предусмотрели броневую защиту жизненноважных объектов, включающую вертикальное наружное противоснарядное бронированиебортов и надстроек, и горизонтальное — броневую палубу со скосами из только чтоосвоенной Ижорским заводом новой экстрамягкой никелевой стали, впервыепримененной на крейсере «Диана». Бронировались также артиллерийскиеустановки, шахты, боевые рубки. Предусматривалась и конструктивная подводнаязащита от мин и торпед.
Эскадренный броненосецобладал достаточно мощной по тому времени артиллерией: орудиями главного, среднего(противоминного) и малого калибров, установленными по всей длине корабля наполубаке, главной палубе, в носовых и кормовых срезах, а также на боевом марсефок-мачты. Пулемет находился на специальной платформе грот-мачты.
Главный калибр былпредставлен четырмя 305-мм орудиями со стволами длиной 40 калибров,установленными в двух башнях — носовой и кормовой. Носовая располагалась наполубаке, перед средней надстройкой, а кормовая — позади надстройки на главнойпалубе. Масса одного такого орудия составляла 43 тонны. Скорострельность — 0.75выстрела в минуту, начальная скорость снаряда — 792.5 м/с, масса снаряда — 331.7 килограмма. Предельный угол возвышения орудий составлял 15 градусов.Заряжали их с помощью электромеханизмов — в мирных условиях практически за двеминуты, а в соответствии с контрактными требованиями это время должно былосоставлять 1.25-1.5 минуты. Боекомплект одного орудия главного калибра состоялиз 60 305-мм снарядов: 18 бронебойных, 18 фугасных, 4 сегментных, 18 чугунных и2 картечных.
В артиллерию среднегокалибра входили 152-мм орудия: причем 4 из них размещались на верхней палубе и12 — на главной. Для защиты обслуживающей прислуги орудия размещались вбронированных казематах. По углам средней надстройки для установки 152-мморудий были сделаны специальные выгородки с выходами из шахт элеваторов подачибоеприпасов. Ниже, на главной палубе, под надстройкой и до носовой башниглавного калибра ставились только 152-мм орудия.
Несколько слов о 152-мми 75-мм орудиях. Первые имели ствол длиной 45 калибров и массу 5 тонн.Скорострельность 152-мм орудий составляла 3 выстрела в минуту, начальнаяскорость снаряда — 792 м/с. Параметры вторых следующие: длина ствола 29.5калибра, масса — 0.9 тонны, скорострельность — 4-6 выстрелов в минуту, начальнаяскорость снаряда — 823 м/с. Боекомплект в расчете на один ствол составлял: для152-мм орудий — 180 снарядов (47 бронебойных, 47 фугасных, 31 сегментный, 47чугунных и 8 картечных), для 75-мм — 300 снарядов (125 бронебойных, 50сегментных и 125 картечных). Оба типа орудий являлись артиллерийскими системамипатронного заряжания. Масса 152-мм снаряда — 41.3 килограмма, а 75-мм — 4.9килограмма.
Помимо этого, накорабле было четыре 47-мм пушки Гочкиса на боевом марсе фок-мачты, две 37-ммпушки Гочкиса, две десантные пушки Барановского и пулемет. Таким образом,полное вооружение эскадренного броненосца «КнязьПотемкин-Таврический» состояло из четырех 305-мм, шестнадцати 152-мм,четырнадцати 74-мм орудий, а также из четырех 47-мм, двух 37-мм пушек ипулемета. Помимо этого, корабль имел пять торпедных аппаратов, установленныхниже ватерлинии.
Броневая защита врайоне ватерлинии состояла из листов толщиной 229 мм в средней части (междубашнями главного калибра) и 203 мм в районе самих башен. Бронирование казематовартиллерии среднего калибра достигало 127 мм (бортовое, между палубой полубакаи главной). Подбашенные отделения артиллерии главного калибра и внутренниепомещения корабля, находившиеся под надстройкой между башнями, защищалисьбортовой 152 мм броней, а также носовой и кормовой броневыми 178 ммпереборками, располагавшимися под углом к диаметральной плоскости корпуса.Артиллерийские башенные установки имели вертикальное 254 мм бронирование игоризонтальное (крыша) толщиной 51 мм. 75-мм орудия, установленные в носукорабля и на срезах полубака (побортно по одному), а также в корме ниже главнойпалубы, броневой защиты не имели.
К формированию командыброненосца приступили практически одновременно с его закладкой. Для этого былсоздан 36-й флотский экипаж, в котором готовили корабельных специалистовразличного профиля — артиллеристов, машинистов, минеров. При вступленииброненосца в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в том числе26 офицеров. (Изд: «Сергей Эйзенштейн» (избр. произв. в 6 тт)«Искусство», М., 1968)
Вывод: Его созданиеознаменовало собой завершение перехода от традиционных для XIX столетиятехнических решений к целому ряду новшеств, более характерных для векабудущего. Броненосец стал первым кораблем с котлами новой конструкции, этотброненосец оснастили кранами для подъема шлюпок и катеров. Потактико-техническим характеристикам эскадренный броненосец «КнязьПотемкин-Таврический» был мощнейшим в своем классе кораблем Российскоговоенного флота.
2.2 Причина восстания
«Почему и какпроизошло восстание на броненосце „Потемкин“, вспыхнувшее летом 1905года, всем нам хорошо известно из школьных учебников. Матросы российского флотаотказались, есть борщ с червивым мясом. Командир приказал караулу окружитьгруппу „отказников“ и накрыть их брезентом, что означало расстрел. Нокараул отказался стрелять в своих же. Матрос Григорий Вакуленчук вслух выразилпротест. Старший офицер Гиляровский застрелил Вакуленчука. Началось восстание,в ходе которого наиболее ненавистные офицеры были убиты…
Сегодня многое в этойистории может показаться странным. Понятно, что служба на корабле определяетсяуставом. И расстрел трех десятков матросов непременно должен был бы вызватьрасследование. Как бы эту казнь объяснил командир корабля? Дескать, матросикине пожелали есть борщ, поэтому пришлось их расстрелять? И зачем нужно былоприговоренных к расстрелу накрывать брезентом?…
Командир пообещалотправить пробу борща на исследование в Севастополь Инженер-механик АлександрКоваленко, который присоединился к восставшим, в своих воспоминаниях,опубликованных в „Лiтературно-науковому вiснику“ во Львове в 1906году, писал: »… Вообще матросу живется совсем неплохо… обычная едакоманды хорошая. Я, как и много кто из офицеров, часто охотно ел матросский борщ.Правда, бывали иногда, как я заметил, случаи неудовольствия команды мясом илимаслом, но они были отдельные и всегда происходили от случайного недосмотра.
Тяжелым трудом матросыне обременены: обычный рабочий день не более восьми часов. В отношенияхофицеров к команде постепенно завелся тот тон, который не только не позволяетим прибегать к кулачной расправе, но и вынуждает их оставаться в определенныхрамках корректности. Даже те, которых очень немного между ними и которые,безусловно, являются исключением из них, что были бы не прочь припомнить иногдастарину, вынуждены сдерживать себя: во-первых, из страха перед высшимначальством, которое скорее из осторожности, чем из каких-либо гуманныхмотивов, обуславливает офицерам необходимость некой тактичности в отношениях к«нижнему чину», а во-вторых, из чувства неловкости передтоварищами".
Обратимся теперь кличности командира «Потемкина», капитана первого ранга Голикова. В1903 году Голиков командовал крейсером «Березань». Во время переходаиз Сухуми в Севастополь матросы отказались есть мясо, провисевшее на солнцепекепять дней и ставшее червивым, и даже угрожали затопить корабль. Командирприказал выдать новую провизию, и инцидент был исчерпан. Следовательно, Голиковуже имел опыт поведения в такой ситуации.
Вообще-то, посколькухолодильников на кораблях не было, мясо с червями изредка появлялось наразличных кораблях, но всегда удавалось избежать серьезных конфликтов.
А было ли червивое мясона «Потемкине»? Утром 27 июня 1905 года во время уборки один изматросов заявил, что мясо, купленное накануне в Одессе, уже червивое. Вматериалах следствия значилось, что действительно на одном куске мяса былиобнаружены личинки мухи. Судя по тому, что не все матросы в своих воспоминанияхпридают значение этому обстоятельству, именно так и было. Корабельный врачСмирнов заявил, что достаточно помыть мясо соленой водой, и его можноупотреблять в пищу. Матросы вспоминали, что когда прозвучал сигнал «квину», то выполнять его пошли пьющие. Значит, на корабле были и непьющиематросы. Вполне возможно, что непьющие отдавали свои порции пьющим.
В материалах следствияуказывалось также, что Панас Матюшенко и еще несколько матросов запрещалидругим есть борщ — именно под их влиянием команда отказалась от еды.
Голиков приказалвыстроить команду на палубе. Он пообещал запечатать пробу борща и послать вСевастополь на исследования. И приказал перейти на другое место тем, ктосогласен есть. Матросы начали переходить. Перешли почти все. Но вдруг старшийофицер Гиляровский задержал группу матросов, вызвал караул и приказал принестибрезент. Большая часть команды отнеслась к восстанию неодобрительно С.Эйзенштейнписал, что сцена с накрытием матросов брезентом была режиссерской находкой.Бывший морской офицер, консультировавший съемочную группу, был в отчаянии отэтой идеи. Он потом объяснил, что брезент расстилали под ногами приговоренных красстрелу, чтобы кровь не испачкала палубу.
Интересно, что о началевосстания остались свидетельства только матросов. Офицеры, пытавшиеся егопогасить, были убиты. Остались в живых только те офицеры, которые в моментвспышки восстания находились в каюте. О нем они потом рассказывали со слов техже матросов. Корреспондент «Русского слова» И.Горелик в 1917 году вброшюре «Потемкинские дни», используя воспоминания участниковвосстания, утверждал, будто командир Голиков скомандовал: «Накрыть ихбрезентом. Расстрелять!» Но очевидцы свидетельствуют, что приказал податьбрезент не Голиков, а Гиляровский. (Корреспондент «Русского слова»И.Горелик, в брошюре «Потемкинские дни»)
Вывод:… каковы жебыли причины восстания? Александр Коваленко вспоминал, что в матросской среде скаждым днем возрастала неприязнь к офицерам, к начальству.
Политический стройРоссийской Империи тормозил развитие общества, в стране нарастало недовольство.«Может ли матрос или солдат быть доволен тем, что он накормлен, — писалКоваленко, — если знает, что семья его голодает?»
После расстрела мирнойдемонстрации 9 января 1905 года матросы стали осознавать, что вскоре офицерыповедут их с оружием в руках против восставшего народа. Все это и сталоглубинными причинами восстания. А в условиях матросского быта причин для мятежане было.
Во всем мире восставшимсочувствовали. Когда Максименко и еще несколько человек отправились на родину,люди помогали им всем, чем могли. На границе русские пограничники, узнав, чтоперед ними потемкинцы, демонстративно отвернулись: мол, проходите, мы ничего невидим. Потемкинцев арестовали в Полтавской губернии и посадили всевастопольскую тюрьму. Они были освобождены только после Февральскойреволюции."
2.3Красный флаг революции
Тесные связи экипажаброненосца с революционно настроенными рабочими Николаева завязалисьпрактически с момента закладки корабля. Когда же командование узнало, что средиморяков распространяется нелегальная большевистская литература, корабльперевели на достройку в Севастополь.
Именно в этот период наЧерноморском флоте стали появляться социал-демократические кружки, руководствокоторыми осуществлял подпольный Центральный военно-морской исполнительныйкомитет РСДРП во главе с большевиками А.М. Петровым, И.Т. Яхновским, А.И.Гладковым и другими. В его состав входил и организатор социал-демократическойгруппы на «Потемкине» артиллерийский унтер-офицер Г.Н. Вакуленчук.Комитет поддерживал постоянные контакты с организациями РСДРП многих городовРоссии и принимал деятельное участие в революционных событиях.
На Черноморском флотеготовилось вооруженное восстание, причем комитет планировал осуществить егоосенью 1905 года. Это выступление должно было стать составной частью всеобщеговосстания в России. Но получилось так, что на «Потемкине» оновспыхнуло раньше — 14 июня, когда броненосец проводил опробование орудий наТендеровском рейде. Поводом к нему послужила попытка командования броненосцаучинить расправу над зачинщиками выступления команды, отказавшейся от обеда изиспорченного мяса. В ответ на репрессии матросы захватили винтовки и разоружилиофицеров.
Вспыхнула перестрелка.Были убиты командир корабля, старший офицер и несколько наиболее ненавистныхкоманде офицеров. Остальных офицеров арестовали.
Следует отметить, чтоГ.Н. Вакуленчук был против восстания только на одном корабле. Однако обстановказаставила его принять руководство выступлением матросов на себя. Но случилось так,что в самом начале восстания Вакуленчук был смертельно ранен. Во главереволюционных матросов встал другой большевик — А.Н. Матюшенко.
Овладев броненосцем,моряки избрали судовую комиссию и командный состав, приняли необходимые меры поохране оружия, механизмов корабля и арестованных. К восставшим присоединиласькоманда миноносца N 267, находившегося тогда на Тендеровском рейде иобеспечивавшего броненосец на стрельбах. На обоих кораблях были подняты красныереволюционные флаги. В 14.00 14 июня 1905 года команда новейшего корабляцарского флота эскадренного броненосца «Князь Потемкин-Таврический»объявила его кораблем революции.
Вечером того же дня обакорабля пришли в Одессу, где происходила всеобщая стачка рабочих. Потемкинцы иодесские рабочие организовали массовую демонстрацию и траурный митинг во времяпохорон Вакуленчука. После этого броненосец произвел несколько боевых выстреловпо скоплениям царских войск и полиции. И такие ограниченные, скорее дажедемонстративные действия, произвели ошеломляющий эффект, но:
17 июня 1905 года наусмирение восставших была послана правительственная эскадра кораблейЧерноморского флота. В ее состав вошли броненосцы «ДвенадцатьАпостолов», «Георгий Победоносец», «Три Святителя», атакже минный крейсер «Казарский». Царь Николай II счел восстание на«Потемкине» опасным и, не желая допустить, чтобы этот кораблькрейсировал в Черном море под революционным красным флагом, отдал приказкомандующему Черноморским флотом вице-адмиралу Чухнину немедленно подавитьвосстание — в крайнем случае потопить броненосец со всей командой. Однакопервая встреча эскадры с революционным кораблем окончилась победой потемкинцев,но судьба готовила ему новые, еще более трудные испытания.
Утром 18 июня с«Потемкина», стоявшего на внешнем рейде Одессы, заметилиприближающуюся к городу усиленную эскадру, в которую уже входило 11 кораблей — пять броненосцев и шесть миноносцев. Развернутым строем шли они к рейду,намереваясь торпедами и снарядами уничтожить восставших.
И вновь готовый к боюброненосец вышел навстречу эскадре, которую на этот раз возглавил старшийфлагман вице-адмирал Кригер. На «Потемкине» решили огонь первыми неоткрывать — матросы надеялись, что к восстанию примкнут экипажи кораблейэскадры. На предложения идти на переговоры потемкинцы ответили отказом и, всвою очередь, пригласили самого командующего флотом прибыть на их корабль дляпереговоров. На «Ростиславе» — флагманском корабле Кригера — поднялисигнал «Стать на якорь». В ответ на это «Потемкин» пошел натаран «Ростислава», однако в последний момент изменил курс и прошелмежду ним и броненосцем «Три Святителя» — кораблем контр-адмиралаВишневецкого. Последний, опасаясь тарана, ушел в сторону. Революционныйброненосец прорезал строй эскадры, держа оба адмиральских корабля в прицелахсвоих орудий. Выстрелов, однако, не потребовалось. Команды кораблей эскадрыотказались стрелять в восставших товарищей и вопреки запретам командиров вышлина палубы и приветствовали проходящий «Потемкин» криками«ура!». И на этот раз царским адмиралам не удалось расправиться свосставшим кораблем. Учитывая настроение экипажей, Кригер приказал дать полныйход и на большой скорости стал уводить эскадру в открытое море. Рядом с«Потемкиным» остался броненосец «Георгий Победоносец»:после переговоров с потемкинцами его команда также арестовала офицеров иприсоединилась к восставшим. Позднее среди моряков «Победоносца»произошел раскол, он отстал от «Потемкина» и сдался властям. Этопроизвело тяжелое впечатление на потемкинцев — в команде началось брожение.
В Одессе, кудаброненосец вернулся после второй встречи с эскадрой, не удалось получить нипровизии, ни воды. После долгих совещаний решено было идти в Румынию. 19 июня«Потемкин» в сопровождении миноносца N 267 прибыл в Констанцу. Но итам местные власти отказались выдать морякам необходимые запасы. Революционныекорабли вынуждены были идти в Феодосию. Перед уходом из румынского портапотемкинцы опубликовали в местных газетах воззвание «Ко всем европейскимдержавам» и «Ко всему цивилизованному миру», объяснив в нихпричины и цели восстания.
После отказа румынскихвластей обеспечить «Потемкин» продовольствием, топливом и водойположение сложилось критическое. Пришлось питать котлы забортной водой, чтовело к их разрушению. После восстания А.Н. Матюшенко говорил: «Мы знали,какие надежды возлагает на нас русский народ, и положили: лучше умереть сголоду, чем бросить такую крепость».
В Феодосию броненосецпришел в 6 часов утра 22 июня 1905 года. Там его уже ждали регулярные частицарской армии и жандармы. Группа матросов, высадившаяся на берег, былаобстреляна ружейным огнем… Пришлось снова идти в Констанцу.
Прибыв туда 24 июня,матросы сдали свой корабль румынским властям, и на следующий день, спустивкрасный флаг непобежденного корабля революции, сошли на берег в качествеполитэмигрантов. Команда миноносца N 267 не пожелала сдаваться местным властями поставила корабль на якорь на внутреннем рейде.
26 июня в Констанцуприбыл отряд кораблей Черноморского флота. А на следующий день Румыния вернулаэскадренный броненосец «Князь Потемкин-Таврический» России.
Стремясь зачеркнуть внародной памяти даже само название корабля, в конце сентября 1905 года царскоеправительство переименовало его в «Пантелеймон». Но традициипотемкинцев продолжали жить на этом корабле. Экипаж «Пантелеймона»одним из первых на флоте поддержал восставших очаковцев, присоединившись к ним13 ноября 1905 года.
Вывод: Послефевральской революции 1917 года кораблю вернули прежнее название, правда внесколько усеченном виде — он стал называться «Потемкин-Таврический».А месяцем позже, учитывая революционные заслуги его экипажа, присвоили новоеимя — «Борец за свободу».
В годы первой мировойвойны линейный корабль (с 10 декабря 1907 года в соответствии с новойклассификацией эскадренные броненосцы отнесли к линейным кораблям) участвовал вбоевых действиях в составе бригады линейных кораблей. Потемкинцы были активнымиучастниками установления Советской власти в Крыму, многие из них позднеевоевали и за Республику Советов.
В мае 1918 годалинейный корабль «Борец за свободу» был захвачен кайзеровскимивойсками. Позднее он перешел в руки деникинцев, а накануне прихода в КрымКрасной Армии был взорван уходившими из Севастополя англо-французскимиинтервентами.
Заключение
Восстание на “Потемкине”имело историческое значение. Впервые большой военный корабль открыто перешел насторону революционного народа. Восстание на броненосце показало, что армия,считавшаяся оплотом царизма, начала колебаться.
В. И. Ленин придавалгромадное значение восстанию на броненосце «Потемкин». В статье «Революционнаяармия и революционное правительство» В. И. Ленин писал: «… Броненосец«Потемкин» остался непобежденной территорией революции и, какова бы ни была егосудьба, перед нами налицо несомненный и знаменательнейший факт: попыткаобразования ядра революционной армии». (Изд: «Сергей Эйзенштейн»(избр. произв. в 6 тт) «Искусство», М., 1968)
По примеру потемкинцев,на основе их героического опыта в 1906-1907 годах последовал целый ряд мощныхвооруженных выступлений революционных солдат и матросов, слившихся совсенародной борьбой против царского самодержавия. Этот опыт пригодился и позже,в ходе подготовки большевиками Февральской, а затем Великой Октябрьскойсоциалистической революции…
Всякое явление имеетслучайную, поверхностную видимость. И оно же имеет под собой глубоко таящуюсязакономерность. Так было и с фильмом. «Потемкин». К двадцатилетнемуюбилею годовщины 1905 года была задумана Агаджановой-Шутко и мною большаяэпопея «1905», куда эпизод восстания на броненосце«Потемкин» входил наравне с другими эпизодами, которыми был так богатэтот год революционной борьбы.
Начались«случайности». Подготовительные работы юбилейной комиссии затянулись.Наконец возникли осложнения со съемками картины в целом. Наступил август, аюбилей был назначен в декабре. Оставалось одно: из всей эпопеи выхватить одинэпизод, но такой эпизод, чтобы в нем не утерять ощущение целостности дыханияэтого замечательного года.
Еще беглая случайность.В сентябре есть съемочное солнце только в Одессе и Севастополе. В Севастополе иОдессе разыгралось восстание «Потемкина». Но здесь уже вступает изакономерность: эпизод восстания на «Потемкине», эпизод, которомуВладимир Ильич уделял в свое время особое внимание, вместе с тем является однимиз наиболее собирательных эпизодов для всего года. И вместе с тем любопытновспомнить сейчас, что этот исторический эпизод как-то был в забытьи: где бы икогда бы мы ни говорили о восстании в Черноморском флоте, нам сейчас женачинали рассказывать о лейтенанте Шмидте, об «Очакове».«Потемкинское» восстание как-то более изгладилось из памяти. Егопомнили хуже. О нем говорили меньше. Тем более важно было поднять его заново,приковать к нему внимание, напомнить об этом эпизоде, вобравшем в себя столькопоучительных элементов техники революционного восстания, столь типичного дляэпохи «генеральной репетиции Октября». ' А эпизод действительнотаков, что в нем звучат почти все мотивы, характерные для великого года.Восторженность на Одесской лестнице и зверская расправа перекликаются с Девятымянваря. Отказ стрелять в «братьев», эскадра, пропускающая мятежныйброненосец, общие настроения поголовной солидарности — все это перекликается сбесчисленными эпизодами этого года в & всех концах Российской империи,передающими потрясение ее основ.
Один эпизод отсутствуетв фильме — финальный рейс «Потемкина» в Констанцу. Тот эпизод,который к «Потемкину» сугубо приковал внимание всего мира. Но этотэпизод доигрался уже за пределами фильма — доигрался в судьбе самого фильма, втом рейсе по враждебным нам капиталистическим странам, до которого дожил фильм.
Авторы картины дожилидо того величайшего удовлетворения, которое может дать работа над историческимреволюционным полотном, когда событие с экрана сходит в жизнь. Героическое восстаниена голландском военном судне «Цевен провин-сиен», матросы которого насуде показали, что все они видели фильм «Потемкин»,- вот то, о чемхочется вспомнить сейчас.
О тех броненосцах, накоторых кипит такая же революционная энергия, такая же ненависть кэксплуататорской власти, такая же смертельная злоба к тем, кто, вооружаясь,зовет не к миру, а к новой бойне, к новой войне. О том величайшем зле, имякоторому фашизм. И твердо хочется верить, что на приказ фашизма наступать насоциалистическую родину пролетариата всего мира его стальные дредноуты исверхдредиоуты ответят подобным же отказом стрелять, ответят не огнем орудий, аогнем восстаний, как это сделали великие герои революционной борьбы — «Князь Потемкин Таврический» тридцать лет тому назад и славныйголландский «Цевен провинсиен» на наших глазах.
Списоклитературы
1. Гросул В. Истоки трёхрусских революций — //Отечественная история, 1997. — № 6. — С.420.
2. ДебихинК.Н. и ШестоваТ.Л. История России-//История России, 1997- С. 360.
3. Тютюкин С.Л. Первая Российскаяреволюция в Отечественной историографии 90-х годов — //Отечественная история,1996. — № 4. — С. 320.