Реферат по предмету "История"


Возникновение российской государственности. Древняя Русь. Киевская Русь

Контрольнаяработа № 1
Возникновениероссийской государственности. Древняя Русь. Киевская Русь
 

Содержание
Введение
1 Происхождение ирасселение восточных славян
1.1 Природные условия иих роль в жизни славян
1.2 Общественный строй
1.3 Развитие торговли и появление первых городов
2 Образование Древнерусского государства в IX в.
2.1 Обычаи, нравы и верования
3 Создание единого государства – Киевская Русь
Заключение
Список использованной литературы

Введение
 
Попробуемпредставить, что к нашим современникам (не историкам) обратились с вопросом:кто были предки русского народа? Наверняка большинство ответит — славяне.Нередким будет уточнение — восточные славяне. Многие добавят, что от тех жепредков произошли также украинцы и белорусы. Кажется, что ответ на этот вопроспрост до очевидности. Но тем и увлекательна историческая наука, что очевидныйответ не обязательно правильный.Если вдуматься, то за этим, простым на первыйвзгляд, вопросом обнаружится множество других — «спрятанных». Всегдали жили славяне в Восточной Европе или пришли из других земель? Если они былиздесь коренным, исконным населением, то с какого времени отсчитывать эту «исконность»?А если пришли, то откуда?
Увы, намногие из этих вопросов наука способна ответить лишь предположительно. Решающимотличительным признаком народа служит язык. Но узнать, на каком языке говорилиобитатели Восточной Европы первых веков нашей эры, не касаясь уже болееотдаленных эпох, не так-то просто. Ведь первобытные племена не зналиписьменности, а археологические памятники не позволяют судить о языке ихсоздателей. Историк, пытающийся воссоздать этническую карту полутора-двухтысячелетнейдавности, вынужден пользоваться иными источниками.
В контрольнойработе мы рассмотрим подробнее вопросы возникновения российскойгосударственности и возникновении Древней Руси. Изучим устройствавосточнославянских племен, их быт и нравы.
 

1Происхождение и расселение восточных славян
Многоев науке остается спорным. Так, одни историки полагают, что еще в I-м тысячелетий до н. э.на территории Восточной Европы проживали славянские племена, с которыми онисвязывают зарубинецкую и черняховскую археологические культуры. Другиевозражают: обнаруживается несходство керамики этих культур с позднейшейславянской. Некоторые ученые отождествляют со славянами скифов-пахарей, окоторых рассказывал еще «отец истории» Геродот. Но и это мнение вызываетвозражения, поскольку большинство исследователей относят скифов к иранскойязыковой группе.
Вто же время на территории Восточной Европы мы встречаем множество неславянскихназваний, особенно среди гидронимов. Так, привычные и кажущиеся сегодня вполнерусскими названия Дон, Днепр, Днестр — иранского происхождения, наследие скифови сарматов. А в междуречье Оки и Волги обнаруживаются названия на языкахфинниоугорской группы. Таковы все гидронимы, оканчивающиеся на «ва»:Москва, Протва, Лысьва. «Ва» — вода по-фински. Даже название «Ока» являетсяискажением финского слова, означающего «река» в Белоруссии, наСмоленщине, в западных районах Московской области нередки названия, характерныедля балтских языков.
Первые, бесспорно, славянские памятники появляются в Восточной Европе на берегахДнепра в VIв. н. э, древнейшая русская летопись — «Повесть временных лет» (XII в.)сохранила рассказ о приходе славян на Днепр с Дуная через Карпаты, где в VI в. существовал сильныйплеменной союз дулебов.
Помнению современных ученых, путь славян в Восточную Европу лежал не только черезКарпаты на Днепр. Второй (одновременный, а может быть, и более ранний) потокшел с южных берегов Балтики к берегам Волхова и Ладоги — туда, где позжевстанет Новгород. А древнейшую общеславянскую прародину большинство специалистовсклонны искать в Центральной Европе — в верховьях Дуная, Вислы, Одера и Эльбы(Лабы). Распространенная в прошлом веке гипотеза о приходе славян из Азии нынеотвергнута наукой.
ВVП — VIII вв. славянесоставляли уже значительную часть населения Восточной Европы. Постепенно ониосваивали покрытые густыми лесами пространства центра европейской части нашейстраны. Здесь славянские поселенцы встретились с более ранним балтским иугро-финским населением. Однако эта встреча не превратилась в завоевание, не вызвалакрупных столкновений между пришельцами и туземцами. Как писал великий русскийисторик В. О. Ключевский, «могли случаться соседские ссоры и драки, нопамятники не помнят, ни завоевательных нашествий, ни оборонительных восстаний».
Чемже объяснить столь мирный характер славянской колонизации? Причина здесь нестолько в каких-то особенностях душевного склада славян и встреченных имиплемен, сколько, в условиях в которых проходило расселение. Плотность населенияв лесных чащобах была очень мала. Пришельцам не приходилось захватыватьосвоенные туземцами места. Поэтому и не было причин для кровавых конфликтов.Ученые уже давно обратили внимание, что финские и русские названия рек инаселенных пунктов чередуются между собой, свидетельствуя не о вторжении, а о медленномпросачивании славянских поселенцев, занимавших пространства между редкимитуземными поселениями, Славяне принесли в этот таежный край более высокуюземледельческую культуру, выработанную на плодородном юге. Постепеннососедство, обмен опытом, заимствование достижений привели к взаимнойассимиляции (смешиванию) угро-финов и славян.
Вотмы и пришли к ответу на вопрос, кто же были предки русского народа. Как видите,он не столы очевидный. Но зато — и не поверхностный. Оказывается, предкамирусских, украинцев и белорусов были наряду со славянами угро-фины и Балты.Более того, их соотношение в разных районах страны было различным. Этоподтверждают и антропологические данные. Даже сегодня внешний облик русскихлюдей, живущих в удаленных друг от друга областях, неодинаков.
Летописьповествует о расселении славян в Восточной Европе. Составленная в Киеве, она сособой симпатией рассказывает о живших на Днепре предках киевлян — полянах. Ихсоседями, получившими свое название именно по расположению относительно полян,были северяне. Неподалеку располагались древляне, обитавшие, судя по названию вглухих лесах (среди деревьев). Между Припятью и Западной Двиной жили дреговичи,названные так по болотистой местности («дрягва» — болото), вдоль берегов рекиПолеты-полочане, главным городом которых стал Полоцк, а в районе Смоленска –кривичи. На берегах Ильмень – озера возникли поселения ильменских словен(будущих новгородцев). Территорию к востоку от Днепра осваивали радимичи,жившие по реке Сож, и самое отдаленное славянское племя – вятичи, поселившиесяв бассейне Оки, наконец, к юго-западу от Киева, в Предкорпатье, расположилисьволыняне, уличи и тиверцы.
 
1.1Природные условия и их роль в жизни славян
Сприродно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелиявосточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых являетсяБеловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. Впервый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и,используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокийдля того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить нановый участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха,борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай.Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.
Вюжных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земельбыло много и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. Систощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качествеосновных орудий труда здесь использовали соху, рало( деревянный плуг с железнымлемехом), т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.
СреднееПоднепровье было наиболее развитым районом среди других восточнославянскихземель. Именно здесь на привольных черноземных землях, в условиях сравнительноблагоприятного климата, на торговой «днепровской» дороге, преждевсего, сосредоточивалось наибольшее количество населения. Именно здесьсохранялись и развивались древние традиции пашенного земледелия, сочетаемого соскотоводством, коневодством и огородничеством. Совершенствовалисьжелезоделательное, гончарное производства, зарождались другие ремесленныеспециальности.
Вземлях новгородских словен, где было обилие рек, озер, хорошо разветвленнаяводная транспортная система, ориентированная, с одной стороны, на Балтику, а сдругой — на днепровскую и волжскую «дороги», бурно развивалисьмореходство, торговля, различные ремесла, производящие продукцию для обмена.Новгородско-ильменский край был богат лесами, там расцветал пушной промысел;важной отраслью хозяйства здесь издревне была рыбная ловля. В лесных чащах,вдоль берегов рек, на лесных опушках, где жили древляне, вятичи, дреговичи,ритм хозяйственной жизни был замедленным, здесь люди особенно тяжело осваивалиприроду, отвоевывая у нее каждую пядь земли для пашни, лугов.
Земливосточных славян были весьма различны по своему уровню развития, хотя людимедленно, но верно осваивали весь комплекс основных хозяйственных занятий ипроизводственных навыков. Но вот быстрота их внедрения зависела от природныхусловий, от количества населения, наличия ресурсов, скажем, железной руды.
Поэтомукогда мы говорим об основных чертах хозяйства восточнославянских племенныхсоюзов, то имеем в виду прежде всего уровень развития Среднего Поднепровья,которое становилось в те дни хозяйственным лидером среди восточнославянскихземель. Именно здесь в силу природных условий, выгодных путей сообщения, относительнойблизости к мировым культурным центрам быстрее, чем в иных местах, развивалисьвсе основные виды хозяйства, характерные для восточнославянских земель в целом.
Особенноинтенсивно продолжало совершенствоваться земледелие — этот основной видхозяйства раннесредневекового мира. Улучшались орудия труда. Широкораспространенным видом сельскохозяйственной техники стало «рало сполозом», с железным лемехом или плуг. Жернова заменили древниезернотерки, при уборке урожая использовались железные серпы. Каменные ибронзовые орудия труда отошли в прошлое. Высокого уровня достиглиагрономические наблюдения. Восточные славяне этого времени прекрасно зналинаиболее удобное время тех или иных полевых работ и сделали эти знаниядостижением всех здешних земледельцев.
Аглавное, в землях восточных славян в эти сравнительно «спокойныевека», когда опустошительные нашествия кочевников не очень тревожилижителей Поднепровья, с каждым годом расширялись пахотные земли. Широкоосваивались удобные для земледелия, лежащие неподалеку от жилищ, степные илесостепные земли. Железными топорами рубили славяне вековые деревья, выжигалимелкую поросль, выкорчевывали пни в тех местах, где господствовал лес.
Двухпольныеи трехпольные севообороты стали распространенным явлением в славянских земляхVII — VIII вв., заменяя собой подсечное земледелие, которое характеризовалосьочищением земли из-под леса, использованием ее до истощения, а потомзабрасыванием. Широко стало практиковаться унавоживание почвы. А это делалоурожаи более высокими, обеспечение жизни людей более прочным. Поднепровскиеславяне занимались не только земледелием. Рядом с их селениями лежалипрекрасные заливные луга, на которых пасли крупный рогатый скот, овец. Здешниежители разводили свиней, кур. Тягловой силой в хозяйстве стали волы и лошади.Коневодство превратилось в одно из важных хозяйственных занятий. А рядомнаходились река, озера, богатые рыбой. Рыболовство являлось для славян важнымподсобным промыслом. Особенно они ценили богатые рыбные днепровские лиманы, гдеблагодаря мягкому причерноморскому климату почти полгода можно было вести ловлюрыбы.
Пахотныеучастки перемежались лесами, которые становились все гуще и суровее к северу,реже и веселее на границе со степью. Каждый славянин был не только прилежным иупорным земледельцем, но и опытным охотником. Шла охота на лосей, оленей, серн,лесную и озерную птицу — лебедей, гусей, уток. Уже в это время сложился и такойвид охоты, как добыча пушного зверя. Леса, особенно северные, изобиловалимедведями, волками, лисами, куницами, бобрами, соболями, белками. Ценные меха(скора) шли на обмен, на продажу в близлежащие страны, в том числе в Византию;они являлись мерой обложения данью славянских, балтских и угро-финских племен,поначалу, до введения металлических денег, являлись их эквивалентом. Неслучайно и позднее один из видов металлической монеты на Руси называли кунами,т. е. куницами.
Начинаяс весны и до глубокой осени восточные славяне, как и их соседи балты иугро-финны, занимались бортничеством (от слова «борть» — леснойулей). Оно давало предприимчивым промысловикам много меда, воска, который такжевысоко ценился при обмене. А из меда делали хмельные напитки, использовали приизготовлении пищи в качестве сладкой приправы.
Сземледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводилисвиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали наюге волов, в лесной полосе — лошадей. Из других занятий славян следует назватьрыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большойудельный вес в северных регионах.Выращивались и технические культуры (лен,конопля).
1.2 Общественный строй
 
Расселившисьпо Восточно-Европейской равнине, восточные славяне жили вначале родовымиобщинами, об этом свидетельствует и летопись: «Живяху кождо со своим родом и насвоих местах, владеюще кождо родом своим».
Русскийисторик В.О. Ключевский писал: «Родовой союз держался на двух опорах: на властиродового старшины и нераздельности родового имущества. Родовой культ, почитаниепредков освящало и скрепляло обе эти опоры».
С VI в.родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлениемметаллических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию,так как уже требовались совместные усилия всех членов рода для веденияхозяйства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.
Постепенно,вначале на юге, в лесостепной зоне, а затем и в лесной, на севере происходитзамена родовой общины соседской, территориальной, которая называлась «мир» – наюге, и «вервь» – на севере. В соседской общине сохранялась общиннаясобственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы, пахотную землю,но семье уже выделяются в пользование участки пахотной земли(наделы). Этиучастки обрабатывала своими орудиями труда каждая семья, которая получала всобственность собранный ею урожай. Со временем переделы пахотной землипрекращались, и наделы переходили в постоянную собственность отдельных семей.
Совершенствованиеорудий труда привело к производству не только необходимого как в натуральномхозяйстве, но и прибавочного продукта. Происходило накопление прибавочногопродукта, а на его основе – развитие обмена между отдельными семьями. Этопривело к дифференциации общины, росту имущественного неравенства, накоплениюбогатства старейшинами и другой знатью. Высшим органом управления у славянпродолжало оставаться вече (народное правление), сообща решавшее все важнейшиевопросы. Но постепенно значение его падало.
Восточныеславяне вели многочисленные войны со своими соседями, отражая натиск кочевыхнародов. В то же время они совершали походы на Балканы и в Византию. В этихусловиях чрезвычайно возрастала роль военачальника – князя, который зачастуюявлялся главным лицом в управлении племени. Когда войны были редки, в нихучаствовали все мужчины племени. В условиях частых войн это становилосьэкономически невыгодным. Рост прибавочного продукта позволял содержать князя иего дружину – группу воинов, преданных только князю. Так, в VIII-IX вв.формировалась в племенах и племенных союзах военнодружинная знать,сосредотачивавшая и власть и богатство. Они объявляли себя собственникамиземель племени или племенного союза, облагая соплеменников данью (налогом).
Князь идружинники богатели и за счет военной добычи: захваченных военнопленных они превращалив рабов, заставляя работать на своих землях.
В VI-VIII вв.рабами у восточных славян были в основном захваченные на войне пленники. В товремя у славян существовало обычное право, по которому запрещалось порабощатьсвоих соплеменников, например, за долги и т.п. Рабы из военнопленныхиспользовались в основном в домашнем хозяйстве, на самых тяжелых работах.Принципиального различия между свободным общинником и рабом не было. Рабство уславян носило патриархальную форму, когда рабы не образуют класса, а считаютсямладшими неполноправными членами семьи.
Такимобразом, у восточных славян происходила резкая дифференциация (расслоение)общества, оно вплотную подошло к образованию государства.
1.3 Развитие торговли ипоявление первых городов
Появление излишковпродукции способствовало активному обмену, а позже появлению и развитиюторговли, которая шла в основном по многочисленным рекам и их притокам.Особенно активно использовали великие водные пути – «из варяг в греки» и поВолге к Каспийскому морю – «из варяг в персы».
Путем «изваряг в греки» активно пользовались скандинавские народы, которых славяненазывали варягами (отсюда и название самого пути). Варяги торговали сприбрежными племенами, в том числе и со славянами. Доходили они и до греческихпричерноморских колоний, и до Византии. Варяги не только мирно торговали, нозачастую и грабили, а иногда нанимались на службу в дружины, в том числе и кславянским князьям, и на службу в Византию.
Главнымипредметами внешней торговли были меха, воск, мед, челядь (рабы). С Востока иВизантии шли шелка, серебряные и золотые изделия, предметы роскоши, благовония,оружие, пряности.
Успехамторговли способствовало распространение по южнорусским степям кочевоготюркского племени хазаров. В отличие от других азиатских народов, хазары вскорестали оседать на земле. Они заняли степи по берегам Волги и Днепра, создалисвое государство, центром которого стал город Итиль на Нижней Волге. Хазарыподчинили себе восточнославянские племена полян, северян, вятичей, с которых бралидань. В то же время славяне использовали протекавшие по территории хазар Дон иВолгу для торговли.
В.О.Ключевский, ссылаясь на арабские источники, писал, что русские купцы возяттовары из отдаленных краев страны к Черному морю в греческие города, где византийскийимператор берет с них торговую пошлину – десятину. По Волге купцы спускаются кхазарской столице, выходят в Каспийское море, проникают на его юговосточныеберега и даже провозят свои товары на верблюдах до Багдада. Найденныеархеологам клады арабских монет в районе Днепра свидетельствуют, что этаторговля велась с конца VIIVIII вв.
С развитиемторговли связано у славян появлении городов. Большинство городов возникало поводному пути Днепр – Волхов. Чаще при слиянии двух рек появлялось место обменатоварами, куда сходились звероловы и бортники для торговли, как тогда говорилидля гостьбы. На их месте, сложились будущие русские города. Города служилиторговыми центрами и главными складскими пунктами, где хранились товары.
В «Повестивременных лет» уже называются города Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород,Псков, Полоцк, Витебск, Ростов, Суздаль, Муром и др. Всего к IX в.насчитывалось около 24 крупных городов. Поэтому варяжские пришельцы называлиславянскую землю Гардарикой – страной городов.
Летописидонесли до нас предание о возникновении Киева. Кий, его братья Щек и Хорив исестра их Лыбедь основали на трех холмах на Днепре свои городища (дворы). Потомони объединились в один город, который и назвали Киевом в честь Кия.
Появилисьпервые княжества. Из арабских источников VIII в. мы узнаем, что в то время увосточных славян существовали такие княжества: Куявия (Куяба – вокруг Киева),Славия (в районе озера Ильмень с центром в Новгороде) и Артания. Появлениетаких центров свидетельствовало о возникновении новых внутриплеменных отношенийв организации восточных славян, которые создали предпосылки для появления у нихгосударства.
2 ОбразованиеДревнерусского государства в IX в.
Объединенныев единое государство земли восточнославянских племен получили название Руси.Доводы историков-«норманнистов», пытавшихся объявить создателями Древнерусскогогосударства норманнов, называвшихся тогда на Руси варягами, неубедительны. Этиисторики заявляли, что под Русью летописи подразумевали варягов. Но как уже былопоказано, предпосылки для образования государств у славян складывались напротяжении многих веков и к IX в. дали заметный результат не только взападнославянских землях, куда никогда не проникали норманны и где возниклаВеликоморавская держава, но и в землях восточнославянских (в Киевской Руси),где норманны появлялись, грабили, уничтожали представителей местных княжескихдинастий и иногда сами становились князьями. Очевидно, что норманны не могли нисодействовать, ни серьезно мешать процессу феодализации. Название же Русь сталоупотребляться в источниках применительно к части славянства за 300 лет допоявления варягов.
Известны двеформы этого слова — «рос» и «рус». Древнейшие памятники предпочитают первуюформу «росские письмена», «Правда росьская»), в византийских источникахсохранились — оба наиболее архаичные названия. Впервые упоминание о народе росвстречается в середине VI в., когда сведения о нем достигли уже Сирии. Поляне,называемые, по словам летописца, русью, становятся основой будущей древнерусскойнародности, а их земля — ядром территории будущего государства — Киевской Руси.Как протекал процесс объединения славянских и неславянских племен вокруг Руси,в точности не известно. По счастью, в «Повести временных лет», первоначальныйтекст которой, составленный Нестором, был искажен последующими авторами, средиизвестий, принадлежащих Нестору, уцелел один отрывок, в котором описываетсяРусь до появления там варягов. «Вот те славянские области, — пишет Нестор, —которые входят в состав Руси: поляне, древляне, дреговичи, полочане,новгородские словене, северяне...». Этот список включает только половинувосточнославянских областей. В состав Руси, следовательно, в то время еще невходили кривичи, радимичи, вятичи, хорваты, уличи и тиверцы. Датировать известия,содержащиеся в этом исключительно ценном отрывке, можно временем не позднеесередины IX в., так как в конце IX и в X в. географические очертания Руси были,согласно той же летописи, уже иными.
Такимобразом, имеются основания говорить о нескольких этапах роста территории Руси:в VI в. земля полян-руси была ограничена рамками Среднего Приднепровья, а ксередине IX в. она включила целый ряд областей, в которых имелись «своикняжения». В состав Руси теперь вошла широкая полоса славянских земель от рекиРоси на юге до озера Ильмень на севере. Нестор упомянул и ряд финно-угорских ибалтийских племен, подвластных Руси и обязанных уплачивать ей дань.
Об этомгосударстве сохранился ряд сведений и в иностранных источниках, относящихся кIX в., подтверждающих и уточняющих данные Нестора.
В 839г. послырусского «хакана» побывали у императора Людовика Благочестивого. В начале IX в.русское войско воевало в Крыму «от Сурожа до Корчева» (от Судака до Керчи).Примерно в это же время русы совершили поход на южное побережье Черного моря. Всередине IX в., по сообщению арабского писателя Ибн Хордадбеха, русы («племя изславян») плавали через Керченский пролив в Азовское море, поднимались Доном доего сближения с Волгой и спускались в Каспийское море, доходя сухим путем доБагдада. Другие восточные авторы различают для этого времени русов и славян,подразумевая, очевидно, под русами дружины государства Руси, а под славянами —другие славянские племена, еще не вошедшие в состав этого государства. Первымгородом Русской державы они называют Куябе — Киев.
Давноначавшаяся колонизация южных областей славянами облегчала утверждениеДревнерусского государства на Черном море. Здесь русы приходили в столкновениес Византией, хазарами, печенегами. «Русы воюют с окрестными народами ипобеждают их»,— пишет упомянутый уже среднеазиатский автор.
В 860г.русское войско, мстя за нарушение византийцами какого-то договора и за убийстворусских, осадило Константинополь и едва не взяло город. Вскоре нападения русовна Византию возобновились. После одного из таких походов византийский императорнаправил на Русь епископа, который крестил часть русов. Степень христианизацииславян в IX в. не следует преувеличивать. Тогда, очевидно, только небольшаячасть дружинников приняла христианство. Но и в самом язычестве наблюдалисьновые явления, свидетельствующие о рождении феодального строя. Среди языческихбожеств на первое место выдвинулся Перун, бог грозы, превратившийся в богавойны и покровителя дружинников.
В некоторыхпоздних русских летописях (например, в Никоновском своде XVI в.) сохранилсятекст, возможно, представляющий собой утраченную часть труда Нестора ипосвященный Руси IX столетия, до того времени, когда туда проникли варяги. Вэтом интересном отрывке рассказывается о киевском князе Оскольде (Аскольде),или о двух князьях — Аскольде и Дире, которые, как можно предполагать, не быливарягами. Славянский князь Дир известен и арабскому автору X в. Масуди. Когданорманны после некоторой борьбы проникли в Новгород (где захватил властьваряжский конунг Рюрик) и стали собирать дань с полочан и кривичей, киевскийкнязь Оскольд (происходивший, вероятно, из династии Кия) организовал два похода— в Полоцкую и Кривичскую земли. Таким образом, летописи сохранили рассказ оборганизованном отпоре варягам со стороны Киевской Руси.
 

2.1 Обычаи, нравы иверования
Восточные славяне были язычниками, обожествляющими силы природы иумерших предков. Среди сил природы солнце и огонь занимали главное место. Богоммолний был Перун. Даждьбог олицетворял солнце. Солнечными богами были так-же Ярилои Хорс, богом огня – Сварог, ветра и бури – Стрибог. Покровителем скотасчитался Велес, божеством плодородия – Семаргл. Мокошь была единственнымженским божеством в этом пантеоне и, очевидно, олицетворяла собой женскоеначало природы и женскую часть хозяйства (стрижку овец, прядение и т.д.).
В то времяеще не было общественных богослужений, не было ни храмов, ни жрецов. Обычноизображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились наопределенных открытых местах – капищах, богам приносились жертвоприношения –требы.
Большоеразвитие получил культ предков. Он связан с охранителем рода, семьи,родначальником жизни – Родом и с его Рожаницами, т.е. дедом с бабушками. Предканазывали еще «чур», по церковнославянски – «щур». Сохранившееся и поныневыражение «чур меня» означает «храни меня дед». Иногда этот хранитель родаявляется под именем домового, хранителя не всего рода, а отдельного двора,дома. Вся природа представлялась славянам одушевленной и населенной множествомдухов, в лесах жили лешие, в реках – водяные, русалки.
У славян былисвои языческие праздники, связанные со временами года, с земледельческимиработами. В конце декабря – колядовали ходили по домам ряженые с песнями иприбаутками, славили хозяев, которые должны были ряженых одаривать. Большимпраздником были проводы зимы и встреча весны – масленица. В ночь на 24 июня (постарому стилю) отмечался праздник Ивана Купалы – проходили обряды с огнем иводой, гадания, водили хороводы, пели песни. Осенью после окончания полевыхработ отмечали праздник урожая: пекли огромный медовый каравай.
С развитием государственности, усложнением общественной жизни исоциальной структуры общества язычество как религиозная система оказывалосьнеспособным идеологически обосновать происходящие перемены. Налицо былопротиворечие между установившимся государственным единством и оченьразнородными языческими культами отдельных восточнославянских народностей.Единому государству должен был соответствовать единый культ. Помимо этогоязыческое мировоззрение негативно отражалось на внешнеполитических связях Руси,мешало заключению династических браков, сковывало развитие торговли схристианским миром.
С принятием христианства Русью связан ряд версий. Так называемая «болгарская»версия состоит в том, что Владимир, стремясь якобы добиться независимости от Константинополяи Рима, обратился за поддержкой к Болгарии (на ее территории находилосьОрхидское архиепископство). После же того, как Болгария лишилась церковнойсамостоятельности, Русская церковь перешла под юрисдикцию Константинопольскойпатриархии. «Византийская» версия реконструирует крещение Руси следующимобразом. В сентябре 987г. Византийские императоры Василий и Константин обратилиськ киевскому князю за военной помощью для подавления мятежа в одной из своихпровинций. Владимир потребовал за это отдать ему в жены их сестру Анну.Византийцы ответили согласием, выставив в качестве дополнительного условиякрещение Владимира.
Подавив мятеж, но не дождавшись невесты, князь захватил византийскуюкрепость Херсонес. В конце концов царевна прибыла, и в 988 – 989г. христианствостало государственной религией Руси.
Русь рано стала торговать с другими странами. Уже СвятославИгоревич в мотивировке своего стремления на Дунай отметил заинтересованностьРуси в торговле с Чехией – «Русь получает от Чех серебро и кони». Источникиговорят о торговых связях Руси с Краковом. О торговле с немецкими землямиупоминают ранние таможенные уставы, фиксирующие пошлины для русских купцов.Важнейшим центром торговли Руси с германскими государствами был Регенсбург, гдебыла образована особая корпорация купцов, торгующих с Русью, – так называемых русариев.
На Русь отовсюду иноземные купцы везли свои товары: из Византии –дорогие ткани, церковную утварь, драгоценные камни, золотую и серебрянуюпосуду, украшения; из стран Кавказа, Персии, Прикаспия – благовония и пряности,бисер, который так ценили русские женщины, вино; из Фландрии – тонкие сукна. Вторговых делах участвовали и представители княжеских домов: они либо доверялисвои товары купцам, либо имели своих торговых представителей в многочисленныхторговых караванах, которые под усиленной охраной шли из русских земель во всеконцы света.
Наши далекиепредки, заселявшие Восточно-Европейскую равнину, прошли сложный путь развития.Трудные природногеографические условия и постоянная необходимость отражатьнабеги на свои земли различных племен и народов, возникновение городов удревних славян задержало на несколько столетий по сравнению сзападноевропейскими государствами складывание отдельных княжеств всамостоятельное государство. В то же время, вступив на путь разложения родовогостроя, зарождения земельного и имущественного неравенства и создания племенныхкняжеств, развития международной торговли и внешних экономических и культурныхсвязей, восточные славяне в IX в. вплотную приблизились к созданию единогогосударства – Киевской Руси.
 

3 Создание единогогосударства – Киевская Русь
Первыесведения о Державе Киевской Руси мы имеем из летописей. Принято считать чтопервоначальной летописью была так называемая „Начальная Летопись",написанная иноком Киево-Печерской Лавры Нестором. Но это не совсем точно, впервоначальном виде она до нас не дошла.
То, чемрасполагает русская историческая наука как древнейшим источником, естьлетописный свод, составленный на основе „Начальной Летописи" Нестора,игуменом Киевского-Выдубицкого монастыря Сильвестром.
Изучениеэтого свода приводит нас к заключению, что игумен Сильвестр в своем сводеобъединил и отредактировал целый ряд первоначальных источников: устные народныепредания, письменные повествования, в том числе вся летопись Нестора, исобственные наблюдения. Составляя свой свод, Сильвестр, надо полагать,сознательно подчеркивал как единство Руси, так и объединяющую роль правящейкняжеской династии и ее заслуги в создании государства.
Естьпредположенная что Сильвестр сознательно не коснулся периода до созданияКиевского Государства, чтобы подчеркнуть роль династии и христианства в егосоздании.
Период же доее прихода к власти обрисовал как неорганизованную жизнь первобытных людей.
Первоначальная,подлинная летопись инока Нестора была увезена вместе с другими историческимидокументами, в Польшу в 1018-19 годах, когда в Киеве распоряжался польскийкороль Болеслав вместе со своим союзником и зятем — Святополком Окаянным.Значительная же часть уцелевших древнейших летописей погибла в 1812-м году припожаре Москвы во время вторжения в Россию французов.
УвезеннымиБолеславом, русскими историческими документами имели возможность воспользоватьсяранние польские историки (Стрыйковский, Богухвал, Длугаш и др.) и из их трудов,на основании приводимых ими цитат и данных, можно до известной степенивосстановить содержание первоначальных киевских летописей. В частности, естьоснование полагать, что эти летописи содержали немало данных об организованнойжизни славянских племен задолго до „призвания варягов", а основание Киева,как уже упомянуто, надо отнести к 430-м году, что подтверждаетсяархеологическими раскопками последних лет.
По версиинормандской школы — сын Рюрика (варяга, княжившего в Новгороде) — Игорь, закоторого по малолетству правил его дядя — опекун Олег („Вещий"), подчинилсебе группу южных славянских племен, создавший таким образом единое огромноегосударство и сделал Киев его столицей. Так образовалось великое КиевскоеГосударство.
Совсем иначеописывают создание этого государства противники нормандской историческойтеории. На основании новейших исторических данных — Игорь вовсе не был сыномРюрика и варягом, а одним из антских князей, равно, как и Олег.
Одна весьмадревняя новгородская летопись говорит, что новгородцы послали послов „к Руси, кморю Панетскому, еже славеть Рускому" (Черному) за помощью противтворивших насилия варяжских „находников", которые, по словам летописца, „ толи насилье деяху Руси, Славенам, Кривичам и Мерям".
Еслисопоставить данные этой летописи с данными о том, что Олег занял Киев, войдя внего с юга, то более чем вероятным надо считать, что Олег — не варяг, аант-славянин, по просьбе новгородцев двинулся освобождать их отварягов-насильников, которые уже успели проникнуть до Киева, где правили варягиАскольд и Дир.
Олег изгоняетиз Киева варягов-„находников" (пришельцев), без боя занимает Любечь,Чернигов, Смоленск. С боем освобождает Новгород и тем завершает объединение подсвоей властью всех славянских племен северной группы — „словен" и южной —„антов".
Зная все это,мы неизбежно приходим к заключению, что Киевская княжеская династия была вовсене варяжского, а славянского происхождения, родоначальником которой надосчитать отпрыска одного из антских княжеских родов — Игоря.
 

Заключение
Древняя Русьпросуществовала более трех столетий. Она сыграла важную роль в истории Европы,преградив путь на Запад бесчисленным ордам кочевников.
Восточныеславяне, объединенные в сильное единое государство, сумели отбить их натиск исохранить свою независимость. Киевская Русь явилась колыбелью древнерусскойнародности.
Усилениефеодальных отношений привело к распаду Киевской Руси. В стране возникли крупныеземельные владения бояр. Их хозяйство было натуральным. Все необходимое длябоярина производили зависимые от него крестьяне. Экономические и торговые связимежду отдельными землями Руси почти отсутствовали. Выросли новые города;центры ремесла и местной торговли, соперничавшие с Киевом. Великому киевскомукнязю трудно было управлять огромной страной. Местные феодалы нуждались в болееблизкой власти, способной оказать им активную помощь в управлении крестьянами ижителями городов.
Великиекиевские князья выделяли своим сыновьям уделы с городами и селами внаследственное владение. В результате этого внутри Киевской Руси возникло многоудельных княжеств. Потомки Владимира I, Ярослава Мудрого, Владимира Мономахаобразовали местные княжеские династии, которые стремились отделиться от Киева.

Список использованнойлитературы :
1.  Л.А.Кацва, А.Л.Юрганов«История России VIII-XVвв.»(10-13с.)
2.  Г.Б. Поляк, А.Н. Маркова.Всемирная история
3.  Восточные славяне напороге образования государства (VI — IX вв.)
4. О.Э.Проценко,М.Я.Колоцей
5.  История восточных славянс древнейших времен до конца XVII 2002г. (7с-9с)
6.  Всемирная история.Энциклопедия. Том 3. (1957 год)
7.  Глава XV. Разложениепервобытно-общинного строя и развитие феодальных отношений у восточных славян.Киевская Русь (VI — начало XII в.)
8.  Андрей Дикий.«Неизвращенная история Украины-Руси» том 1(1960г.)
9.  Р.Г. Скрынников « Русь IX-XVII» 1999г. (11с-14с)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :