Реферат по предмету "История"


Возникновение и развитие потребительской кооперации Беларуси

План
Введение.

Экономические и социальные предпосылки возникновения первых кооперативов на Беларуси.

Потребительская кооперация Беларуси в конце 19 в.-1917 гг.

Советская потребительская кооперация в 1918 -1991гг.

Заключение.

Литература.


Введение
Актуальность темы. Потребительская кооперация является универсальной общественно-хозяйственной системой. Более чем за столетний период она сформировалась в крупный социально-ориентированный сектор экономики, стала органической частью народнохозяйственного комплекса страны. Потребительская кооперация является основной системой, обеспечивающей торговое обслуживание сельского населения. Сегодня для сельского населения она стала неотъемлемой частью повседневной жизни.

В настоящее время она осуществляет свою деятельность по 14 отраслевым направлениям. Потребительская кооперация обслуживает 38 % населения республики, главным образом — сельского. На ее долю приходится 57 % магазинов, 48 % предприятий общественного питания, 57 % складов и хранилищ, 52 % — овощекартофелехранилищ. Она имеет на своем балансе 116 оптовых баз, 13,5 тысяч розничных торговых предприятий, 3,8 тысячи объектов общественного питания, 109 хлебозаводов, 25 консервных предприятий, 121 цех по производству колбасных изделий, 76 цехов по производству безалкогольных напитков и минеральной воды, 66 цехов рыбной продукции. Системой потребительской кооперации республики выпускается 26 % хлебобулочных изделий, 22 % плодоовощных консервов, 14 % колбасных изделий, 10 % макаронных изделий и безалкогольных напитков от общего объема их производства в республике. Потребительская кооперация заготавливает более 40 видов сельскохозяйственной продукции и сырья: мяса, овощей, картофеля, кожевенного сырья, шерсти, дикорастущих грибов и ягод и Др.

Для оценки сложившейся в системе потребительской кооперации ситуации и перспектив ее дальнейшего развития необходимо обратиться к прошлому потребкооперации. Представляется актуальным исследование исторических аспектов развития потребительской кооперации Республики Беларусь. Именно через изучение истоков возникновения кооперации можно понять существующие проблемы. В связи с вышеизложенным тема реферата представляется актуальной.

Цель реферата заключалась в изучении развития и роли потребительской кооперации как формы хозяйственной и общественной деятельности во взаимосвязи с историческими событиями второй половины XIX века и XX века.

Объект исследования
— потребительская кооперация Беларуси в период со второй половины XIX века по 1991 г. XX века.

В реферате рассмотрены и решены следующие задачи:

• показаны истоки возникновения потребительской кооперации Беларуси и функционирование кооперативного движения в эпоху капитализма;

• определены причины и предпосылки возникновения потребительской кооперации в Беларуси.

• рассмотрено развитие потребительской кооперации БССР как элемента командно-административной системы;

• освещены условия и некоторые проблемы потребительской кооперации на момент перехода к рынку.

• В заключении проанализированы также современные проблемы

потребительской кооперации.

При написании реферата использовались методы анализа, изучения исторической ретроспективы. В частности, использованы научные и методические работы таких авторов как К.И.Вахитов, С.З. Мильштейн, А.И.Савинский, А.П.Макаренко, Х.Ю.Бейлькин и др. Для иллюстрации тенденций развития потребительской кооперации использовались ежегодные статистические сборники «Потребительская кооперация», аналитические обзоры по Белкоопсоюзу.

Реферат состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Экономические и социальные предпосылки возникновения

первых кооперативов в Белоруссии.
Процесс кооперации труда (от латинского cooperation — сотрудничество) начался ещё в глубокой древности. На Беларуси, как и во всей дореволюционной России, кооперирование крестьян в разных формах активизировалось после реформы 1861 года. Реформа, открывшая в России эпоху капитализма, привела к оживлению экономической жизни, формированию рыночных отношений, росту эксплуатации широких слоев трудящихся. В этих условиях началось формироваться кооперативное движение как реакция рабочих, крестьян и других слоев населения на ухудшение материального положения.

Для определения причин возникновения кооперативного движения в Беларуси необходимо определить, что же есть кооператив, кооперация, кооперативное движение.

Под кооперацией обычно подразумевают два понятия:

1. Форма организации труда., при которой группа людей совместно участвует в целенаправленной трудовой деятельности.

2. Система устойчивых хозяйственных связей между предприятиями, специализирующимися на выпуске какой-либо продукции или оказанию услуг.

Кооперативное общество (товарищество), кооператив — это добровольное объединение на равноправной основе граждан для достижения общих целей в различных отраслях социально-экономической деятельности. Они представляют первичный уровень кооперации. Кооперативные общества, в свою очередь объединяются в союзы, представляющие вторичный уровень кооперации. Такие объединения осуществляются преимущественно по региональному принципу в пределах районов, областей, республики, а также по профилю деятельности (потребительские, сельскохозяйственные, кредитные и

др.).

Кооперативное движение — это вид общественной и хозяйственной

деятельности по развитию и совершенствованию теории и практики кооперации, популяризации её идеи, созданию кооперативных обществ.

Создание кооперативов и их союзов, улучшение на этой основе социально-экономических условий жизни их членов является главной целью кооперативного движения.[10, с. 4-7]

Основными причинами, побудившими людей к созданию кооперативов, явились экономические и социальные последствия перехода к капитализму.

1. Бурный рост городского населения. Он сопровождался значительным увеличением спроса на потребительские товары, жилища, транспортные и иные услуги. А повышение спроса над предложением в условиях рынка приводило к росту цен.

2. Отставание темпов развития сферы услуг от темпов роста крупной промышленности. Аппарат личного потребления в больших городах принадлежал купцам и ростовщикам. Будучи владельцами мелких магазинов, трактиров, ремонтных и т.п. заведений, они привычно обслуживали состоятельных потребителей и имели приличные прибыли, а строить аналогичные предприятия для обслуживания хлынувшей в города новой клиентуры — рабочих и членов их семей — не спешили.

3. Выдача заработной платы рабочим товарами из так называемых фабричных лавок. Открыв лавку при своей фабрике или заводе промышленные капиталисты навязывали своим рабочим вместо денег товары, причем не всегда качественные по завышенным ценам. Они же строили и сдавали рабочим в наем дома. Зависимость рабочих от предпринимателей усиливалась.

4. Ухудшение экономического положения ремесленников, кустарей, крестьян как мелких товаропроизводителей. Их мелкое индивидуальное производство теперь не выдерживало конкуренции, и эти слои стали делать выбор в пользу создания собственных, но уже совместных предприятий на кооперативной основе. Кустари, ремесленники, крестьяне испытывали острую нужду в денежных средствах для поддержания своего хозяйства, в выгодном приобретении орудий труда и выгодном сбыте своей продукции.[4, с. 30 — 33]

Приведенные здесь экономические причины побуждали промышленных рабочих и мелких товаропроизводителей к объединению в различные кооперативы.

Таким образом, возникшие при капитализме кооперативы явились порождением не просто бедности, а потребностей, вернее, необходимости кооперативных способов их удовлетворения.

Ранние кооперативные общества, бесспорно, возникали стихийно и разрозненно, но это происходило не на пустом месте и, конечно, не вдруг. Опыт коллективного быта, совместного труда и управления хозяйством люди накапливали постепенно с незапамятных времен.

Еще в древних государствах существовали религиозные общины, ассоциации свободных ремесленников и другие формы объединения. В средние века широкое распространение получили цеха ремесленников, сельские крестьянские общины, гильдии купцов, возникли отдельные кредитные ассоциации, которые обладали некоторыми чертами будущих кооперативов, но таковыми не являлись. Впоследствии под влиянием изменившихся экономических условий, прежде всего рыночной конкуренции, они стали перерождаться, исчезать.

Уже в период разложения феодализма и становления капитализма появились переходные формы к образованию кооперативов. Возникали они несмотря на препоны властей, объединяли главным образом ремесленников, крестьян, рабочих и зачастую носили полукооперативный, предкооперативный характер. По некоторым принципам своей деятельности, выполняемым функциям и внутреннему устройству переходные формы напоминали коопера­тивы в том виде как они сложились впоследствии.

К их организации трудовое население побуждали жизненные условия. Союзы подмастерьев создавались для обеспечения их работой, когда им был закрыт доступ в цеха. Универсальные функции выполняли синдикаты сельских кустарей и крестьян. В разных станах наиболее широко практиковалась складчина. Мелкие товаропроизводители применяли складчину для преимущественно в своей предпринимательской деятельности — для покупки орудий производства, сырья и материалов. А потребители — с целью выгодного приобретения продуктов питания и других товаров. Первоначально складчина оформлялась простым письменным соглашением, а позднее ее стали оформлять

уставами. Историк кооперации Михаил Первушин писал: «С начала оформле­ния складчины уставами возникают кооперативы. Образование складчин среди потребителей, с перерастанием их в потребительские общества, наблюдается почти во всех странах Европы, например, в Германии, Швейцарии, Италии, России. В зародыше каждого кооператива лежит складчина. Она является хозяйственной основой (паевого капитала и вступительных взносов) любого кооператива, начальным актом возникновения каждого из них»'.

.Одни ранние кооперативы возникали внутри обществ взаимопомощи, другие — из переходных форм, третьи создавались непосредственно, минуя эту ступень, участниками кооперативного движения. Но во всех случаях кооперативы рождались как результат общественного прогресса, развития человеческой культуры, настойчивых поисков.

Таким образом, можно сказать, что основной предпосылкой возникновения кооперации в Беларуси стало трудное финансовое положение населения. Так как основной идеей кооперации является удовлетворение потребностей пайщиков эта форма организации производства получила широкое распространение. Об этом свидетельствуют так же уставы первых кооперативов в Беларуси.[9, с. 39 — 45]
2. Потребительская кооперация Беларуси в конце 19 в. — 1917 г.

Потребительская кооперация является старейшей ветвью кооперативного движения. Она возникла и получила широкое развитие на основе опыта Рочдельского потребительского общества. «Кооперативы возникли как реакция рабочих, крестьян, кустарей и ремесленников на капиталистическую эксплуатацию в различных областях производства и обращения». Семена идеологии этого общества дали всходы и на белорусской земле.

Потребительская кооперация на территории Белоруссии возникла во второй половине девятнадцатого века как добровольное объединение граждан для организации своего торгового обслуживания. Главным побудительным мотивом образования потребительских обществ явилась необходимость противостоять на рынке крупному торговому капиталу.

В 1869 г. в Могилеве была сделана попытка организовать потребительский кооператив с целью удешевления предметов потребления первой необходимости.

Вторая зафиксированная попытка создания потребительского общества отмечена в 1875 г. Чиновники г. Минска обратились к губернатору с проектом устава «Минского общества потребителей». Задачами общества являлось открытие в различных местах Минской губернии лавок, складов, погребов, столовых, пекарен и других заведений. Планировался довольно демократичный состав общества, что выразилось в ограничении возможности приобретения паев. Одно лицо не могло приобрести более 100 паев. Сведений о том, что проект общества был утвержден, нет.

В 1886 г. служащие всех служб станции Поречье Гродненского уезда обратились к гродненскому губернатору с просьбой об открытии потребительского общества. Однако данная просьба была отклонена. При этом была сделана ссылка на то, что большая часть потребителей принадлежит к лицам польского происхождения, круг действий общества может распространиться на другие станции, а Поречье может стать местом собраний. Отказ в регистрации потребительского общества в Поречье подтверждает тот факт, что царское правительство тормозило кооперативное движение в Беларуси.[4, с. 30]

В 1896 г. 36 крестьян и помещиков Дисненского уезда Виленской губернии выступили с инициативой создать потребительское общество с целью доставлять свои членам предметы потребления хорошего качества и по дешевой цене. Однако и в этот раз губернатор отказался поддержать идею создания общества. Губернатор опасался, что могут обсуждаться вопросы, не только связанные с уставом общества, но и другие нежелательные для правительства вопросы.

Реально потребительские общества в Беларуси начали функционировать в 90-х годах XIX века. В соответствии со списком потребительских кооперативов на 1 января 1912 года в Беларуси действовали 17 обществ.

Бейлькин Х.Ю. предполагает, что эта цифра занижена, «так как некоторые общества, возникшие в 90-х годах, к 1912 г. могли прекратить свое существование».

На территории Беларуси первое общественное объединение граждан из числа служащих казенных учреждений было образовано в Витебске в 1883 г. Оно долгое время работало, не имея устава. Лишь в 1893 г. Министерством внутренних дел России был утвержден Устав Витебского потребительского общества.

Одним из первых потребительское общество было создано среди железнодорожников Московско-Брестской дороги в Орше в 1892 году. Из 17 обществ 10 находились в Минской и Могилевской губернии.

В белорусских уездах Виленской губернии было два кооператива, а в белорусских уездах Гродненской губернии — 5 кооперативов. 4 общества из 5 в этих уездах принадлежали к офицерским или чиновничьим кооперативам.

Выстоять можно было только сообща, т.е. объединившись в кооперативы. Деятельность первых потребительских обществ на Беларуси имела четко выраженную социальную направленность. Кооперативы делились на городские, чиновничьи, железнодорожные, сельские, местечковые и др. например, существовали городские потребительские общества в Кобрине, Витебске, Минске, Речице. Железнодорожные кооперативы были организованы служащими Либаво-Роменской дороги в Минске, Гомеле, Московско-Бретской дороги в Орше, Полесских дорог в Пинске. Офицерские потребительские общества существовали в этот период в Бресте, Осовце Кобринского уезда, Могилеве, Кобрине и Витебске.[4, с. 32]

60-90-е годы XIX века представляют собой первый этап в развитии дореволюционной потребительской кооперации Беларуси.

В 1901-1906 г. развитие потребительских обществ Беларуси шло довольно вяло. Было открыто 24 кооператива, а всего насчитывалось 41 потребительское общество. В то же время в этот период произошли качественные изменения в развитии кооперативного движения, выразившиеся в его демократизации. Среди вновь открытых обществ преобладает городские (11), сельские и местечковые (9) общества.

Были открыты городские кооперативы в Волковыске, Слониме, Ошмянах, Полоцке, Пинске, Гомеле, Орше, Рогачеве. Созданы также Глубокское, Горкинское, Шарковщинско сельские потребительские общества в Дисненском уезде, Грицевичское — в Пинском уезде.

Быстрый рост потребительской кооперации Беларуси начался в годы столыпинской реформы. За период с 1907 по 1911 годы в Беларуси открылось около сотни потребительских обществ (это второй период в развитии потребительской кооперации в эпоху капитализма).

По количеству членов городские потребительские общества значительно превосходили сельские. Бейлькин Х.Ю. приводит пример, что в среднем на одно городское потребительское общество в Могилевской губернии приходилось 325 человек. При этом на каждое сельское потребительское общество приходилось 47 человек. По товарообороту наиболее крупным было Минское общество чиновников гражданских ведомств (125 тыс. р.) и общество служащих Либаво-Роменской железной дороги в Минске (272 тыс. р.). В среднем на один кооператив приходилось 46 тыс. р. товарооборота. Наиболее прибыльными были кооперативы чиновников и офицеров. В целом накануне первой мировой войны потребительская кооперация не отличалась высокой эффективностью. Розничный товарооборот в расчете на душу населения в 1913 г. в Беларуси составлял всего 23,6 р., что в 1,8 раза меньше, чем в среднем по России. На долю потребительской кооперации приходилось только 1,2 % розничного товарооборота, в то время как на частнокапиталистическую торговлю приходилось соответственно 78,9 %, а на государственную торговлю 19,9%.[12, с. 27]

В начальный период немногочисленные и экономически слабые кооперативы Белоруссии работали разобщенно, их хозяйственные связи носили спорадический характер. Этот период характерен тем, что государство фактически не оказывало кооперативному движению никакой поддержки. Более того, со стороны правительства России проявлялось политическое недоверие к кооперации, боязнь крупных кооперативных объединений и союзов. До первой мировой войны число кооперативов оставалось примерно на уровне 1912 года. В то же время 16 делегатов Беларуси принимали участие в работе Первого Всероссийского кооперативного съезда, который состоялся в апреле 1908 г.

Белорусская кооперация, как и зарубежная, зарождалась в период затяжного экономического кризиса. Толчком для активизации кооперативного движения в Беларуси послужили трудности с продовольствием, обусловленные началом мировой войны.

Хозяйственная разруха в годы первой мировой войны, рост цен на товары первой необходимости, засилье частной спекулятивной торговли стимулировали развитие потребительской кооперации как средства выживания трудовой части населения. Накануне первой мировой войны в потребительских обществах наблюдался процесс политизации. Это не способствовало развитию кооперации, отвлекало внимание ее членов от непосредственных задач и вызывало ограничительные меры со стороны государства.

Кооперативное движение активизировалось с началом первой мировой войны. Рост цен, инфляция, развал народного хозяйства и другие бедствия, вызванные войной, стали в экстремальных условиях дополнительным стимулом роста численности потребительских кооперативов как средства выживания. Последний завершающий этап в истории потребительской кооперации Беларуси эпохи капитализма охватывает время от начала первой мировой войны до победы Октябрьской революции.

Если в 1906 г. в Белоруссии насчитывалось 41 потребительское общество, в 1912 г. —137, на 1 января 1916 г. — 260, в 1917 г. их стало 359. В 1916 г., например, на долю потребительской кооперации приходилось 35 % розничного товарооборота. Потребительская кооперация в годы войны сыграла исключительно важную роль. Проявились такие ее черты, как способность к самообеспечению населения продовольствием и промышленными товарами, преодолению отрицательных последствий разгула инфляции.

Потребительская кооперация стала превращаться в массовую организацию. В.И. Ленин в известной статье «О кооперации» характеризовал дореволюционную потребительскую кооперацию как «аппарат снабжения, рассчитанный не на частную инициативу капиталистов, а на массовое участие самих трудящихся...».

Созрели объективные предпосылки объединения потребобществ для более эффективного решения своих задач. Союзы потребительских обществ в Беларуси стали возникать во время войны. Так, в 1909 г. 9 потребительских обществ из 15 кооперативов Гродненской губернии решили создать союз. Но этот союз просуществовал только несколько месяцев.

В феврале 1913 г. в Двинске состоялся районный съезд потребительских обществ, где рассматривался вопрос о создании союза 7 губерний. Однако союз на съезде не был создан.

В апреле 1915 г. было создано «Торгово-промышленное товарищество Гомельского района». Его действие распространялось на ряд уездов Черниговской, Минской и Могилевской губерний. На 15 февраля 1916 г. это был единственный союз потребительских обществ Беларуси.

В 1916-1917 гг. был создан ряд союзов потребительских обществ в Минской и Могилевской губернии (Полесский союз кооператоров с центром в Ленинце, «Речицкий союз потребительских обществ», «Союз потребителей Минского района» и др.). Всего было создано на 1 октября 1917 г. 10 союзов кооператоров.

Объединению благоприятствовал изданный Временным правительством России 20 марта 1917 г. «Закон о кооперативных товариществах и их союзах». Он значительно упростил процедуру утверждения уставов. Закон о кооперации усилил объединительные тенденции в кооперативном движении.

18 июня 1917 г. (по некоторым источникам 20-22 июня 1917 г.) в г. Минске состоялся съезд представителей кооперативных обществ. Было принято решение об образовании союза потребительских обществ Минского района. Район в то время охватывал всю Минскую и часть Виленской губернии, Полоцкий уезд Витебской и часть Могилевской губернии. В 1918 г. союз потребительских обществ Минского района был переименован в Центральный союз потребительских обществ Белорусского края. Дата 22 июня 1917 г. является днем основания Белкоопсоюза, который в дальнейшем развивался как единая кооперативная система, объединяющая все потребительские общества на территории республики.[4, с. 39]

Исторический опыт потребительской кооперации Беларуси эпохи капитализма свидетельствует о следующем: 1) с самого начала своего существования она развивалась и в годы второй мировой войны превратилась в массовую организацию трудящихся; 2) в условиях резкого ухудшения положения населения в годы войны потребительская кооперация смогла оказать реальную помощь трудящимся; 3) в деятельности потребительской кооперации использовались принципы самофинансирования и самоокупаемости, а также кооперативной демократии.
3. Советская потребительская кооперация в 1918 — 1991 гг.

Этапы развития кооперативного сектора экономики получили достаточно широкое отражение в специализированных изданиях, в том числе в книге «Потребительская кооперация Белорусской ССР», а также в документах Правления Белкоопсоюза информационного характера.

Принятый вариант периодизации исторического развития потребительской кооперации Белоруссии базируется на объективных факторах общественного развития, осмысленных с позиции современного уровня знаний, а также на учете специфики социально-экономической природы кооперативного движения.

Исходя из специфики реализации кооперативных принципов под воздействием внешних факторов, в том числе в зависимости от отношений с государством развитие потребительской кооперации Белоруссии можно подразделить на следующие семь периодов (таблица 2.1.).

Первый и второй периоды развития (с выделением трех этапов) рассмотрены нами. Рассмотрим развитие потребительской кооперации на начальном этапе создания основ социализма.

С Октябрьской революцией началось переустройство общества. Оно осуществлялось в условиях разрухи экономики. Продолжалось обесценивание денег, не хватало продовольствия. Был образован Народный комиссариат продовольствия (Наркомпрод). Был введен строгий учет и контроль за производством и распределением продуктов. Собственного аппарата распределения Советское правительство не имело. Поэтому «для налаживания снабжения населения было решено использовать уже существовавший аппарат потребительской кооперации». 10 апреля 1918 г. Совнаркомом был издан декрет «О потребительских кооперативных организациях». Декрет гарантировал сохранение и дальнейшее развитие потребительской кооперации. Советское государство возложило на потребительскую кооперацию функции снабжения всего населения. После национализации частной торговли начался бурный рост кооперативов. С.З. Милыптейн приводит пример, что «только в одной Гомельской губернии за 1918-1919 гг. было создано 1181 потребительское общество, а численность пайщиков составляла 87 % всего населения страны».[6, с. 69]

Потребительская кооперация в период с 1918 по 1920 годы работает под непосредственным управлением и контролем органов Наркомпрода, пользуется налоговыми и иными льготами от государства. Через кооперацию осуществлялось нормированное снабжение населения городов на основе карточной системы. Частная торговля в этот период была ликвидирована. В условиях Белоруссии действовал и такой специфический внешний фактор, как оккупация, вначале германская, а затем польская.

На IX съезде партии был одобрен декрет СНК от 27 января 1920 г. «О слиянии сельскохозяйственной и промысловой кооперации с потребительской кооперацией». В Беларуси были объединены все виды кооперативов и образованы губернские (областные) союзы. На базе Центрального союза потребительских обществ Белоруссии был образован Центробелсоюз. В это время в его состав входило 311 сельских потребительских обществ, 3 союза рабочих кооперативов и 3 центральных' рабочих кооператива. Общая численность пайщиков составляла около 1,7 млн. человек.[10, с. 22 — 23]

После гражданской войны страна приступила к восстановлению экономики. Был выдвинут лозунг «учиться торговать». Произошла смена политики «военного коммунизма» новой экономической политикой (НЭП). В соответствии с декретом Совнаркома от 7 апреля 1921 г. потребительская кооперация была выведена из подчинения Народного комиссариата продовольствия. Ей было разрешено создавать добровольные союзы потребителей. На основании принятого 23 декабря 1923 г. постановления ЦИК и СНК СССР «О реорганизации потребительской кооперации на началах добровольного членства» был восстановлен принцип добровольности членства в кооперативах в сочетании с оставшейся еще системой нормированного снабжения населения. Восстановление принципа внесения паевых взносов дало возможность укрепления кооперации за счет средств самих потребителей. Развитию потребительской кооперации способствовали восстановление экономики страны и связанный с этим рост покупательской способности трудящихся.

В соответствии с декретом СНК от 07.04.1921 г. из потребительской были выделены сельскохозяйственная, кредитная и промысловая кооперация. В 1921 г. низовая сеть потребительской кооперации состояла из 820 сельских и 126 городских потребительских обществ.

Расширение хозяйственной деятельности, рост кооперативов, а также укрупнение Белорусской ССР потребовали реорганизации потребительской кооперации.
ТАБЛИЦА в рисунках
Таблица 2.1. Периоды развития потребительской кооперации Белоруссии

Период

1) Вторая половина 19 века до февральской революции 1917 года

2) От Февральской революции до Октябрьской революции 1917 г.

3) 1918 —1920гг..

Основные черты

Зарождение первых кооперативов в 90-х годах. Разрозненность кооперативов на первом этапе. Постепенное нарастание массовости кооперации. Попытки объединения.

Издание в марте 1917 г. Временным правительством России закона «О кооперативных товариществах и их союзах». Наличие внешних социально-экономических факторов, связанных с продолжением войны. Создание 22 июня 1917 г. союза потребительских обществ Минского района, преобразованного затем в Центральный союз потребительских обществ Белорусского края, а позднее в Белкоопсоюз.

Революционная ломка и переустройство общества. Гражданская

война. Возложение на потребительскую кооперацию функций снабжения населения.

4) 1921 середина 1930 годов.

Смена политики «военного коммунизма» новой экономической политикой (НЭП). Выход потребительской кооперации из подчинения Народного комиссариата продовольствия. Восстановление принципа добровольности членства в кооперативах в сочетании с оставшейся еще системой нормированного снабжения населения. Всесторонняя государственная поддержка кооперации как коллективной формы хозяйствования в конкурентной борьбе с частным предпринимательством.

5) Середина 1930 годов — 1985 г.

Окончательное включение потребительской кооперации в систему централизованно планируемого народного хозяйства страны. Государственная поддержка кооперации и контроль за ее деятельностью со стороны государства в рамках советского законодательства. Поэтапная отмена в стране в 1934 -1935 гг. карточной системы снабжения населения. Сосредоточение деятельности потребительской кооперации в основном на обслуживании сельского населения. 6) 1986— 1991 г.

7) 1192 г. — до настоящего времени

Нарастание кризисных явлений в экономике в целом и потребительской кооперации в частности.

Распад СССР, упразднение Центросоюза СССР, разрыв хозяйственных связей, попытки следовать шоковой либерализации экономики, гиперинфляция, обнищание основной массы населения.
Таблицу посмотреть в рисунках
В 1924 г. в связи с присоединением к Беларуси части юго-восточных территорий собрание учредителей приняло постановление об объединении всех организаций потребительской кооперации в единую национальную систему -Белорусский союз кооперативных объединений. Тем самым был завершен процесс формирования крупного сектора экономики. Если «в 1927 г. на его долю приходилось 51 % розничного товарооборота республики, в 1928 г. — 61 %, в 1929 г. — 69,5 %, в 1930 г. — 83,6 %».[12, с. 30]

Вахитов К.И. приводит высказывание главы Советского правительства А.И. Рыкова о роли потребительской кооперации в этот период: «Значение потребительской кооперации в отношении регулирования рыночных цен едва ли можно оспаривать. Без кооперации мы едва ли с таким успехом провели бы нашу компанию за удержание цен в период проведения денежной реформы; без ее помощи регулирование внутреннего рынка было бы неизмеримо сложнее».

В период с 1920 до середины 30-х годов 19 века осуществлялась всесторонняя государственная поддержка кооперации как коллективной формы хозяйствования в конкурентной борьбе с частным предпринимательством. В борьбе с частным торговым капиталом кооперативные организации с одной стороны, опирались на помощь государства, а с другой стороны, расширяли сеть лавок, снижали торговые расходы, формировали ассортимент товаров с учетом спроса рабочих и крестьян. Удельный вес частного сектора снизился с 75,3 % в 1922 г. до 43 % в 1925 г. В Беларуси удельный вес потребительской кооперации в товарообороте составлял в 1923-1924 гг. — 23,8 %, в 1924-1925 гг. — 27,7 %, в 1925-1926 гг. — 45 %. Доля частной торговли во всем товарообороте республики снизилась к 1926 г. до 46,3 %.

В этот период получила дальнейшее развитие материально-техническая база кооперативной торговли. Если в 1921-1922 гг. в ее состав входило только 847 предприятий, то уже в 1925-1926 гг. их число возросло до 3213 предприятий. Быстро развивалась в этот период сельская торговая сеть. Ее доля составляла 24,2 %.[10, с. 24 — 25]

Характер деятельности потребительской кооперации менялся под воздействием развития экономики республики. В период с середины 30-х годов 19 века до 1985 г. произошло окончательное включение потребительской кооперации в систему централизованно планируемого народного хозяйства страны. Государственная поддержка кооперации и контроль за ее деятельностью со стороны государства осуществлялись в рамках советского законодательства. В 1934 -1935 гг. в стране была проведена поэтапная отмена карточной системы снабжения населения. Существенно сократился разрыв между уровнем потребления товаров городским и сельским населением. Если в 1926-1927 гг. этот разрыв составлял 19,4 раза, то в 1935 г. — 5,5 раза. Значительно укрепились торговые отношения между потребительской кооперацией и государственной промышленностью, которые носили планомерный характер. Более 96 % общего поступления товаров потребительская кооперация получала по таким договорам.

В 1931 г. удельный вес кооперативного сектора в розничном товарообороте республики составлял 74%, государственного — 26 %; кооперативный сектор обеспечивал в 1934 г. 51,7 % розничного товарооборота. Вместе с тем, потребительская кооперация осуществляла преимущественно торговлю в городах. На долю городов в 1934 г. приходилось 51,7 % ее розничного товарооборота. В 1935 году потребительскую кооперацию административным путем на основании Постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКПб от 29 сентября 1935 г. " О работе потребкооперации в деревне" устранили из городов.

Две трети ее предприятий, созданных на средства пайщиков, были безвозмездно изъяты и переданы государственным организациям, в том числе магазины, склады, хлебопекарни, предприятия общественного питания и другие объекты. При этом паевые взносы пайщикам не были возвращены. В городах остались лишь магазины по торговле сельхозпродуктами. Это существенно ослабило экономический потенциал потребительской кооперации, так как торговля в сельской местности требовала больших затрат и приносила меньше доходов, чем городская.

Хотя само по себе внимание к сельской торговле было справедливым, неприемлем был факт ликвидации городской потребительской кооперации.

В 1935 г. правительство акцентировало внимание на усиление заготовительной работы потребительской кооперации. Возросла роль потребительских обществ в заготовительной деятельности.

Новый характер приобрело собственное промышленное производство потребительской кооперации. В 1935-1936 гг. у нее были изъяты наиболее крупные промышленные предприятия, принадлежавшие главным образом городским организациям, и остались мелкие предприятия.

В 1939 г. произошло воссоединение западных областей Беларуси с восточными. После присоединения были образованы Брестский, Барановичский, Пинский, Вилейский и Белостокский потребсоюзы, которые вошли в состав Белорусского потребсоюза.

К 1940 г. потребительская кооперация республики имела уже 12,9 тыс. магазинов и 564 предприятия общественного питания. Все это оказалось на оккупированной территории. В 1942 г. была создана в Москве оперативная рабочая группа Белкоопсоюза, которая осуществляла подготовку кадров потребительской кооперации для областей и районов, временно оккупированных врагом. Уже к 1943 г. деятельность потребительской кооперации республики была восстановлена на освобожденных территориях республики. «К концу 1943 г. возобновили работу 217 сельских и городских потребительских обществ, объединяющих 16,2 тыс. пайщиков, а в 1944 г. после освобождения всей территории республики численность потребительских обществ выросла до 894, а пайщиков до 522 тыс.».

К 1950 г. был достигнут послевоенный уровень средне душевого товарооборота в сопоставимых ценах. Восстановление торговой сети проходило медленно. Например, в 1955 г. в розничной торговле было 11208 предприятий против 12079 в 1940 г. Более 35 % всех предприятий составляла мелкорозничная сеть. Число магазинов и палаток достигло довоенного уровня только в 1959 г.

В 1951 г. возобновилась система заказов товаров промышленности, что позволило обеспечить рост товарооборота. Розничный товарооборот потребительской кооперации Беларуси «за 1950-1960 гг. возрос в 3,1 раза и составил в 1960 г. 834,1 млн. руб......

Однако темпы развития сети отставали от роста товарооборота. Количество магазинов за 1950-1960 гг. увеличилось только в 1,4 раза.

Повысилась роль потребительской кооперации в заготовках и продукции сельского хозяйства, пушнины, мехового сырья. В то же время в 1965 году у потребительской кооперации была безвозмездно изъята целая отрасль — 2312 мастерских бытового обслуживания населения.

Аналогичным способом была ликвидирована промысловая кооперация, а ее предприятия переданы государственной местной промышленности. Это существенно обеднило инфраструктуру рынка.

В 1970 г. потребительская кооперация республики объединяла в своих рядах 3,5 млн. пайщиков. Товарооборот превысил 2 млрд. руб. и возрос по сравнению с 1960 г. в 2,3 раза. Кроме хлебопечения крупной отраслью кооперативной промышленности становится консервная промышленность.

В период с 1970 по 1980 г. товарооборот потребкооперации увеличился в 1,6 раза и достиг 3,3 млрд. рублей. «Реализация товаров в расчете на душу населения в потребительской кооперации составила 674 руб., в то время как в государственной торговле — 1389 руб.». Причинами такого разрыва были диспропорции в распределении товарных ресурсов между торгующими системами, более высокие расходы по доставке товаров в сельские магазины, преждевременная ликвидация мелкой розничной сети в сельской местности.

В 1970-1980 гг. заметно укрепилась материальная база потребительской кооперации. Так, в 1980 г. имелось 14210 магазинов, 1493 единицы мелкорозничной сети, 1153 общетоварных склада, 5770 предприятий общественного питания. Усилилась специализация розничной сети в сельской местности, увеличилась доля прогрессивных форм обслуживания, возросли объемы заготовительной деятельности.

На различных исторических этапах развития потребительской кооперации применялись различные формы и организационные структуры управления как во всей потребительской кооперации, так и в основном ее звене -потребительских обществах, а также райпотребсоюзах.

Рассмотрим один из аспектов развития потребительской кооперации в рамках административно-командной системы, который заключается в непрерывном совершенствовании организационных структур управления в потребительской кооперации.

Такое совершенствование обычно преследовало цель сокращения звенности всей системы управления, уменьшения численности работников и повышения эффективности деятельности органов кооперативного управления и всего кооперативного хозяйства в целом. Чаще всего оно осуществлялось путем укрупнения и сокращения численности потребительских обществ и развитием разных структур в отраслевом управлении кооперативным хозяйством.

Такая реорганизация основного звена потребкооперации зачастую проводилась в директивном порядке, на основе решений вышестоящих потребсоюзов или даже решений партийных и государственных органов, без предварительного согласия пайщиков соответствующих потребительских обществ.

Указанные реорганизации основного звена потребкооперации в той или иной степени осуществлялись с момента становления потребительской кооперации как многоотраслевой и единой системы, произошедшего в целом в 20-е годы. В 1921 г. основное звено потребкооперации республики состояло из 820 сельских и 126 городских потребобществ. Во второй половине 20-х годов для борьбы с лидировавшей на потребительском рынке страны частной торговлей и массового вовлечения крестьян в пайщики потребкооперации потребобщества (кооперативы) стали укрепляться и объединяться в райпотребсоюзы.

В период коллективизации сельского хозяйства в СССР и БССР райпотребсоюзы впервые почти повсеместно были реорганизованы в районные потребительские общества — райпо. За небольшой период их массового существования финансовое состояние основного звена потребкооперации заметно ухудшилось.

В 1930 г. Пленум ЦК ВКП(б) рекомендовал Центросоюзу восстановить и расширить сеть сельских потребительских обществ и к 1935 г. процесс восстановления существовавших ранее райпотребсоюзов в СССР и БССР был завершен.

В 50-е годы с целью, главным образом уменьшения числа убыточных потребобществ, было начато укрупнение сельских потребительских обществ и временное возрождение в ряде регионов СССР райпо.

В 60-е годы снова практически повсеместно функционировали райпотребсоюзы. За последующие три десятилетия существования СССР и БССР организационная структура основного звена потребительской кооперации также неоднократно изменялась.[2, с. 116 — 129]

Происходившие преобразования далеко не всегда приносили ожидаемые результаты. Так, периодическое преобразование райпотребсоюзов в райпо в ряде мест, особенно в небольших районах, повышало эффективность деятельности районных кооперативных организаций. В то же время в крупных районах, а также в районах, не имевших развитую сеть дорог и другой инфраструктуры, массовое создание райпо снизило эффективность работы их отраслей, особенно уровень организационно-кооперативной работы с пайщиками, а также связи с владельцами личных подсобных хозяйств и другими сдатчиками сельхозпродукции и сырья. Попытки повысить эффективность кооперативной экономики за счет реорганизации основного звена потребкооперации, не подкрепленные другими мерами, тормозили развитие потребительской кооперации.

Тенденции, которые происходили в системе потребительской кооперации Беларуси, характеризуют данные, приведенные в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Динамика организационной структуры основного звена потребительской кооперации Беларуси за 1968-1998 гг.

Органи










1968г


1980г


1985г


1990г.


1995г.


1998г


20001


зации









Райпо



4




2


1


1



_



2


3







•"•»




7


15


18


РПС


1


7


1


1


9










3


_



17


4


15


15


1




Всего









районных










1








кооператив










17


1


1


1


1 1


1


ных











17


17


18


18


18


18


организаци









и









Удельн









ый вес в









районных









кооператив









ных









организация









X, %









Райпо



3


1


2,


2


8


1




6,8


,7


5


2,9


3,1


00


РПС


1


6


9


9


7


1




00,0


3,2


8,3


7,5


7,1


6,9



Как видно из приведенных данных, райпо в системе Белкоопсоюза начали возникать в конце 60-х годов. Их количество возрастало до начала 80х- годов. К середине 80-х годов райпо в системе Белкоопсоюза почти не было. Это наблюдалось до начала 90-х годов. С начала 90-х годов количество и удельный вес райпотребсоюзов начал существенно сокращаться, а в 1995 г. произошло их резкое сокращение. В 1998 г. райпотребсоюзы функционировали только в трех районах, а в настоящее время их в системе Белкоопсоюза нет, как известно, вообще. Последним прошло преобразование из райпотребсоюза в райпо в Сталинском районе.

При этом с 1987 г. в системе Белкоопсоюза начал развиваться новый тип заготовительно – перерабатывающих нехозрасчетных предприятий -селькоопзпготпромы, которые к началу 90-х годов имелись примерно у трети сельских и городских потребительских обществ. С середины 90~х годов при постоянном уменьшении числа райпотребсоюзов и соответственно указанных потребительских обществ численность селькоопзаготпромов также неизбежно сокращалась.[7, с. 85 — 96]

Таким образом, в предыдущие десятилетия в потребительской кооперации системы Белкоопсоюза происходили существенные изменения организационной структуры как основного звена потребкооперации, так и в целом кооперативного хозяйства. Многие из процессов такого реформирования осуществлялись директивным путем, без должного предварительного анализа и обоснования по каждому конкретному административному району.

Вывод. Современное многоотраслевое кооперативное хозяйство Белкоопсоюза по своим масштабам и техническому уровню не сравнимо с тем, что оно представляло собой в двадцатых годах. Однако и сейчас по характеру деятельности, по набору отраслей первостепенная ее цель — обслужить население. Это вытекает из главной социальной функции кооперации.

Потребительская кооперация на всех этапах становления и роста представляла собой социально ориентированный динамично развивающийся сектор экономики и в этом качестве сыграла выдающуюся роль в преодолении хозяйственной разрухи, вызванной войнами и революциями. Она стала одним из необходимых элементов системы жизнеобеспечения населения страны.

Социальная направленность деятельности потребительской кооперации прослеживается на всех этапах ее развития как главный признак. На начальном этапе своего развития потребительская кооперация ставила своей целью обеспечить членов кооператива более дешевыми товарами приемлемого качества. В годы хозяйственной разрухи кооперативы пытались поддерживать своих членов путем прямого товарного распределения скудных товарных ресурсов.

Потребительская кооперация Белоруссии проявила высокую степень адаптации к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям. На различных этапах исторического развития ее деятельность несет отпечаток своего времени, однако сохраняется кооперативная сущность. Кооперация всегда оставалась кооперацией. Свойственные ее природе ориентация на человека и социальная ответственность — залог ее востребованное™ и в будущем.

Факт векового существования кооперации в Белоруссии, ее массового распространения во всем мире свидетельствует о высокой жизненной стойкости кооперативных форм хозяйствования. Потребительской кооперации не раз приходилось отстаивать свою независимость и собственность.

Изъятие кооперативной собственности осуществлялось, как правило, безвозмездно, до 1987 года. Отдельные мелкие нерентабельные предприятия, например, Бобруйский тарный завод Минторга БССР, Борисовская сортировочно-моечная фабрика Минлегпрома БССР передавались Белкоопсоюзу с оплатой их стоимости. Лишь колхозные рынки, которые пришли в упадок, в 1967 г. были переданы потребительской кооперации безвозмездно. Когда впоследствии у потребкооперации забрали Червенский рынок в Минске, то прирост стоимости основных фондов также не был возмещен.

В докладе Генерального секретаря ООН господина Бутро Гали подчеркивалось: «Правительства должны стремиться к созданию условий, по меньшей мере настолько же благоприятных для кооперативов, как и для других частных, стремящихся к получению прибыли, предприятий; условий, которые никоим образом не являются враждебными по отношению к ним только лишь потому, что кооперативы представляют собой находящиеся во владении своих членов и самоуправляемые формы частного предпринимательства. Там, где кооперативы считаются чрезвычайно ценным средством содействия решению общественных проблем, правительства могут осуществлять особые виды поддержки в качестве инвестиций в развитие и оказание услуг гражданам и налогоплательщикам. Однако такие меры должны в полной мере уважать независимый статус кооператива».

В условиях тотального огосударствления экономики, принижения роли пайщика и принципа демократического самоуправления кооперативных организаций государство стремилось взять непосредственно на себя всю полноту социального обслуживания своих граждан.

При директивных методах управления на подавляющее большинство товаров социальная функция потребительской кооперации, ранее появлявшаяся в заботе о своих членах, в значительной мере была переориентирована на решение задачи улучшения жизнеобеспечения всего обслуживаемого ею населения. В период существования административно-командной системы потребительская кооперация, сохраняя внешние демократические формы, испытывала на себе мощное давление государства. Она являлась частью распределительной системы, подвергалась основательному огосударствлению. По решению государственных органов потребительская кооперация была вытеснена из городов, и у нее было изъято в общей сложности более 70 тысяч розничных торговых предприятий, 25 тысяч предприятий общественного питания, значительное количество заготовительных, производственных и других предприятий.
Заключение

В заключении необходимо сказать, что основной предпосылкой возникновения кооперации в Беларуси стало трудное финансовое положение населения. Так как основной идеей кооперации является удовлетворение потребностей пайщиков эта форма организации производства получила широкое распространение. Об этом свидетельствуют так же уставы первых кооперативов в Беларуси.

Исторический опыт потребительской кооперации Беларуси эпохи капитализма свидетельствует о следующем: 1) с самого начала своего существования она развивалась и в годы второй мировой войны превратилась в массовую организацию трудящихся; 2) в условиях резкого ухудшения положения населения в годы войны потребительская кооперация смогла оказать реальную помощь трудящимся; 3) в деятельности потребительской кооперации использовались принципы самофинансирования и самоокупаемости, а также кооперативной демократии.

Современное многоотраслевое кооперативное хозяйство Белкоопсоюза по своим масштабам и техническому уровню не сравнимо с тем, что оно представляло собой в двадцатых годах. Однако и сейчас по характеру деятельности, по набору отраслей первостепенная ее цель — обслужить население. Это вытекает из главной социальной функции кооперации.

Анализ развития потребительской кооперации за более чем столетний период свидетельствует о ее особом социально-экономическом значении в экономике республики. Она переживала те же трудности, что и страна в целом.

Хотелось бы остановиться также на современном состоянии потребительской кооперации республики. Основные существующие проблемы ее развития вытекают из прошлого. Потребительская кооперация в настоящее время является основной системой, обеспечивающей торговое обслуживание сельского населения. Она осуществляет свою деятельности по 14 отраслевым направлениям. Потребительская кооперация обслуживает 38 % населения республики, главным образом — сельского. В системе потребительской кооперации Республики Беларусь в настоящее время действуют 120 потребительских обществ (из них 118 районных), 6 областных и 1 республиканский союзы потребительских обществ, 493 унитарных предприятий, 11 учреждений, в т.ч. 9 учреждений образования -всего 631 юридическое лицо. Потребительскими обществами и унитарными предприятиями создано 500 обособленных структурных подразделений.

По состоянию на 01.01.1999 г. в системе потребительской кооперации действовало более 3200 юридических лиц; при этом каждое потребительское, каждый союз потребительских обществ имели учрежденные ими предприятия.

В среднем на одно потребительское общество приходилось от 3 до 8 предприятий, облпотребсоюзы имели в среднем по 21-22 предприятия, Белкоопсоюз был учредителем 35 предприятий.

Важной проблемой потребительской кооперации в условиях перехода к рынку является обеспечение конкурентоспособности всех отраслей, сохранение имеющейся доли рынка, выход по основным экономическим показателям на уровень 1990 года.

После распада СССР потребительская кооперация республики сохранила целостность и управляемость системой, продолжила работу по стабилизации кооперативной экономики и обеспечила выполнение обязательств, принимаемых Соглашениями между Правительством и Белкоопсоюзом о взаимодействии.

25 мая 1999 г. было принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь №777 «О программе выхода потребительской кооперации Республики Беларусь в 1999-2000 годах по основным показателям хозяйственной деятельности на уровень 1990 года». Этим постановлением были определены цели и задачи развития отраслей деятельности потребительской кооперации.

Важнейшими отраслями потребительской кооперации являются торговля, общественное питание, заготовки. Рассмотрим проблемы развития системы потребительской кооперации на примере двух отраслей: заготовок и общественного питания.

Потребительская кооперация закупает почти 60 видов сельскохозяйственной продукции и сырья. В 2001 г. в стоимостном выражении заготовительный оборот по системе Белкоопсоюза составил 60051 млн. р. По отношению к 1999 г. он составил 95,8 %., т.е. уменьшился. Распад Советского Союза и, как следствие, нарушение сложившихся хозяйственных связей привели к падению объемов деятельности во всех отраслях потребительской кооперации, в том числе и в заготовках. По отношению к 1990 году объем заготовительного оборота составил лишь 89 %. Это означает, что объемы 1990 года не восстановлены.

По отношению к 1990 году перекрыты лишь объемы заготовок фруктов. Темп роста за 1990-2000 гг. составил по фруктам 179,0 %. В системе потребительской кооперации значительное внимание уделяется закупкам мясопродуктов, которые являются сырьем для колбасного производства системы потребительской кооперации, а также реализуются через розничную сеть. В 2000 году было закуплено 44 тысячи тонн мясопродуктов. Это на 11,5 % меньше, чем в 1999 году. По сравнению с 1990 годом объемы закупок уменьшились вдвое (52,6 %).

Традиционно заготовительными организациями потребительской кооперации осуществляется закупка лекарственно-технического сырья, дикорастущих ягод и грибов. Эти виды сырья не только используются на производственных предприятиях системы Белкоопсоюза, но и выступают важным источником увеличения экспортного потенциала системы. В 2000 г. было закуплено 5,1 тысяч тонн дикорастущих ягод, по сравнению с 1990 годом объемы закупок были перекрыты.

В 2000 г. системой Белкоопсоюза было закуплено 360 тонн грибов, хотя по сравнению с 1999 г. объемы закупок увеличились в 1,5 раза, однако они составляют лишь 25,4 % от объема закупок 1990 года.

В структуре закупок системы потребительской кооперации важное место принадлежит закупкам кожевенного сырья (шкур крупного рогатого скота, коз, овец, свиней). Их закупка осуществляется как в хозяйствах, так и у населения. По сравнению с 1990 г. на 22,9 % увеличилась закупка крупного кожевенного сырья и составила в 2000 г. 241 тыс.штук.

Проанализируем прибыль по заготовкам за 2000 год. В 2000 г. заготовительной отраслью было получено 1121,8 млн. р. прибыли, что на 22,5 млн.р. больше, чем в 1999 году. Темп роста прибыли по сумме составил в заготовках 102,1 %. Однако, поскольку цены увеличились почти в 2,7 раза, то реальная прибыль по заготовкам составила в 2000 г. только 38 % от прибыли 1999 г. Белкоопсоюзом по всем отраслям было получено в 2000 г. 12676,9 млн р. прибыли. Удельный вес заготовок в общей сумме полученной прибыли составил 8,8 %. В 1999 г. аналогичный показатель был равен 15,2 %. Рентабельность заготовок остается по-прежнему невысокой. Так, при сумме полученной прибыли 1121,8 млн р. и объеме заготовительного оборота 60100 млн. р. рентабельность составила 1,87 %. Выше изложенное свидетельствует о необходимости наращивания объемов деятельности заготовок с целью увеличения прибыли.

Остановимся также на проблемах, которые существуют в общественном питании потребительской кооперации. Эта отрасль играет особую социально-экономическую роль как в экономике Республике Беларусь, так и в системе Белкоопсоюза.

В настоящее время в целом по Белкоопсоюзу имеется 3754 предприятия на 220 тысяч мест. Удельный вес потребительской кооперации в Республике Беларусь по количеству предприятий составляет 45%, по числу мест — 35,5 %. 61,3 % всей сети составляют предприятия, расположенные в сельской местности.

Из общего количества предприятий 1810 единиц, или 48 % составляют предприятия школьного питания. Вклад Белкоопсоюза в организацию питания школьников весьма значителен: 63% от числа предприятий при школах в целом по республике. На начало 2000 года потребительская кооперация обслуживала 1876 школ с число учащихся 437 тысяч, или 66,8 % от общего количества школьников в зоне деятельности потребительской кооперации. 577 школ с числом учащихся 113 тысяч обслуживалось в зоне радиоактивного загрязнения. Удельный вес школьных столовых в обороте общественного питания системы Белкоопсоюза составляет 39,1 %.

Потребительская кооперация организует также питание в колхозах и совхозах. На начало 2001 года в республике функционировало 2495 хозяйств. 610 из них имеют столовые потребительской кооперации почти на 28 тысяч мест. Процент охвата хозяйств питанием, организуемым потребительской кооперацией — 24,4 %.

Следует заметить, что 40 % обслуживаемого потребительской кооперацией населения составляют пенсионеры с низким уровнем доходов. В 1990 году их было 35 %. Этот фактор, а также общее снижение численности обслуживаемого системой населения привели к некоторому снижению удельного веса системы Белкоопсоюза в товарообороте общественного питания республики. В 1994 году этот показатель составлял 37,9 %, в 1999 году — 37,1 %.

В то же время, если в целом по республике удельный вес оборота общественного питания в розничном обороте составляет 8,4 %, то по системе Белкоопсоюза -11,8%.

В 1999 году весь оборот общественного питания системы Белкоопсоюза составил 29,3 триллиона рублей, рост в сопоставимых ценах к прошлому году 10,1 %. Однако к уровню 1990 года товарооборот составляет лишь 47,7 %. Это объясняется снижением численности обслуживаемого населения, уменьшением сети предприятий, снижением реальных доходов населения. Если в 1990 году различия в заработной плате рабочих и в сельском хозяйстве составляли 7 %, то в 2000 году разрыв увеличился до 45,1 %.

Весом вклад отрасли общественного питания в формирование товарных ресурсов системы потребительской кооперации. Из общего оборота оборот по собственной продукции составляет 58,2 %. Из общего выпуска отдельных видов продукции по системе Белкоопсоюза удельный вес общественного питания составляет по макаронным изделиям — 51 %, кондитерским изделиям -34 %, горчице и майонезу — 80 %, рыбе соленой — 54 %, колбасным изделиям и копченостям — 7 %. Развитие финансовых показателей по отрасли характеризуется следующими тенденциями.

Уровень валового дохода в последние годы падал, хотя в 1999 году он составил 27,87 %, что на 0,38 пункта выше, чем в 1998 году. Этому способствовал рост удельного веса собственной продукции в обороте. За последний год снизился с 25 до 24,83 % уровень издержек обращения и производства, а также на 0,03 пункта уровень косвенных налогов и платежей. Эти факторы способствовали ликвидации убыточности по реализации.

Если в 1998 году она составляла -0,12 %, то в 1999 году реализация была прибыльной 0,46 % к обороту. С учетом положительного сальдо внереализационных доходов и расходов по отрасли была получена балансовая прибыль 427,9 млрд. р., что составило 1,46% к обороту

В то же время конечные финансовые результаты отрасли недостаточны для обеспечения развития предприятий на уровне современных требований.

По рассмотренной нами отрасли заготовок с целью выхода на уровень 1990 года предусматриваются:

> организация повсеместного учета имеющихся у населения ресурсов сельскохозяйственной продукции и их беспрепятственной приемки от сдатчиков;

> оказание содействия колхозам, фермерским хозяйствам в хранении и реализации картофеля, овощей и другой продукции;

> увеличение заготовок дикорастущих ягод, грибов, лекарственно-технического сырья с целью поставки их на экспорт;

^ более полное освоение ресурсов сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и фермерских хозяйствах граждан, садово-огородных товариществах;

> активизация работы по привлечению к заготовкам предприятий розничной и оптовой торговли, общественного питания, промышленности, разъездных и нештатных заготовителей;

о расширение числа приемозаготовительных и грибоварочных пунктов в сезон массовых заготовок; > дальнейшее развитие откорма скота и птицы в подсобных сельских хозяйствах системы;

У проведение аттестации скотоубойных пунктов на предмет внедрения безотходной технологии переработки скота.

С целью выхода в
общественном питании на уровень 1990 года предусматривается:

> сохранение и дальнейшее развитие сети предприятий общественного питания в областных центрах и городах областного подчинения, на автомагистралях, оптимизация режимов их работы;

> повышение конкурентоспособности предприятий питания за счет диверсификации деятельности;

> более эффективное использование производственной базы общественного питания для расширения ассортимента полуфабрикатов, кулинарных изделий, нетрадиционных видов продукции и увеличение отпуска блюд в залах, буфетах, кулинариях и через розничную торговую сеть;

> развитие предприятий быстрого питания, основанных на новых технологиях и традициях белорусской кухни в районных центрах, местах массового отдыха граждан, на вокзалах, оживленных транспортных магистралях.

Потребительская кооперация Белоруссии проявила высокую степень адаптации к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям. На различных этапах исторического развития ее деятельность несет отпечаток своего времени, однако сохраняется кооперативная сущность. Свойственные ее природе ориентация на человека и социальная ответственность — залог ее востребованное™ и в будущем.
ЛИТЕРАТУРА

1. Ленин В.И. О кооперации. Поли.собр.соч. Т.37.

2. Актуальные проблемы развития потребительской кооперации в условиях рынка. Учеб.пособие. Гомель, ГКИ, 1995. — 240 с.

3. Бланк Г.Я. Основы теории и истории потребительской кооперации СССР. -М.: Центросоюз, 1963. — 220 с.

4. Бейлькин Х.Ю. Кооперативное движение в Беларуси (эпоха капитализма): Пособие для студентов всех специальностей. Гомель, ГКИ, 1998.

5. Буздалов И.Н. Возрождение кооперации. — М.: Экономика, 1990. — 174 с.

6. Вахитов К.И. Потребительская кооперация СССР. М.: Эконгомика, 1991.

7. Грищенков Г.З и др. Потребительская кооперация БССР. — МН.:, 1989. — 144 с.

8. Крашенинников А.И. Кооперация в современном мире. — М.: Экономика. 1987. — 143 с.

9. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное

пособие для студентов высших и средних кооперативных учебных

заведений. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. — 328 с. Ю.Милынтейн С.З. Основы кооперативного строительства. Мн.: Ураджай,

1996. Н.Савинский А.И. и др. Актуальные проблемы развития потребительской

кооперации в условиях рынка. — Гомель: Гомельский кооперативный

институт, 1995. — 237 с. ^.Потребительская кооперация и сельский рынок/ А.И.Савинский, Н.С.Шелег,

С.Е.Пушкина и др.- Мн.: МП 1993. 13. Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности

потребительской кооперации Республики Беларусь за 2000 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Философия истории в романе Л.Н. Толстого Война и мир роль личности и роль массы
Реферат Теневой сектор Российской экономики природа, формы, последствия
Реферат Анализ международного маркетинга на предприятии ОАО "Витебские ковры"
Реферат Анализ материальных ресурсов ОАО Фабрика 2
Реферат Анализ маркетинговой программы ОАО "Сибирский лес"
Реферат The Political Carreers Of Huey Long And
Реферат Договор аренды по современному российскому гражданскому праву
Реферат Проблематика романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»
Реферат Кейль, Альфредо
Реферат Природа процесса принятия решений
Реферат Лексика английского языка
Реферат Переход к политике "Реформ и внешней открытости" в Китае
Реферат Занятость и безработица в аграрном секторе России
Реферат Вакцинация и права человека
Реферат Дидактическая игра в учебном процессе