Реферат по предмету "Исторические личности"


Педагогика эпохи Петра I Святой Учитель Дмитрий Ростовский

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
РЕФЕРАТ
По предмету: История педагогики
На тему:«Педагогикаэпохи ПетраI. Святой УчительДмитрий Ростовский»
Москва,1996 год

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение.

Биография Св.Дмитрия Ростовского.

Школа в Ростовском кремле.

Список литературы.

1. ВВЕДЕНИЕ

17 векознаменовалсяглобальнымиизменениямив Российскомгосударстве.Правление ПетраIпереориентировалонаправлениеразвития Русии в политическоми в светскомсмысле. «Европеизация»коснулась нетолько образажизни дворянскогосословия, нои многих областейжизни всегонаселения.Армия, медицина, науки, искусстваподчинялисьвысочайшимуказам Петра.В частности, трансформациякоснулась ипедагогическоймысли России.Потребностьв новых специалистахпородила созданиеновых учебныхзаведений, способныхудовлетворитьзапросы государственноймашины. Реконструкция, проводимаяПетром по западномуобразцу, требоваларешения многихутилитарныхзадач. Петрпрекрасноосознавалнеобходимостьв подготовкесобственныхкадров и отдавалприоритетотечественнымспециалистам, но выращеннымрусской образовательнойсистемой поподобию западныхобразцов. «ПетрВеликий и егоближайшиепреемникиосновывалиразные училищане для удовлетворенияпотребностивысших классовв образовании(этой потребностине было), но длятого, чтобыиметь лиц, подготовленныхк различнымродам государственнойслужбы» — писалК.Д.Ушинский.Азиатская Русьстала полигономдля Петра длясоздания новогообщества игосударства.Но консерватизм, приверженностьстарым традициямрусского народане были благодатнойпочвой дляподобныхэкспериментов.
Большинствоизмененийкоснулись, восновном, высшихслоев общества– Петр Первыйстремилсяизменить то, что видел. Низшиеслои – крестьяне, весь народ –остались внеполя зренияПетра и этаэпохальнаяреконструкциякасалась ихкосвеннымобразом. В основенародной педагогикилежали, преждевсего, Ветхийи Новый завет.Традиции Домострояпрактическине изменялисьс течение времени.В разрушениистарых представленийо воспитании, поведениипредставляласьбольшая опасностьдля церковногодуховенства.Церковь противилась, как могла«крамольным»нововведениямПетра. Но, какпишет Г.Б.Корнетовв своей работе«Всемирнаяистория педагогики»:«несмотря нато, что в XVIIIвеке церковьпревращаетсяв департаментгосударственногоаппарата илишается своейземельнойсобственности, православиеостается доминантойдуховной жизни, особенно вмассовом сознании.Крестьяне, составляющиебольшинствонаселенияРоссии, продолжаютсохранятьуходящий вглубь столетийпатриархально-общинныйуклад жизни; их социализация(в том числе ивоспитание)носит выраженныйтрадиционныйхарактер».
Петр«поставил»для Россиисвоеобразную«планку» западныхдостижений, до которой онамогла дотянуться, только вырастивсобственныхспециалистов.Предполагалось, что это будутдворянскиедети, и детисреднего сословия– купцов, торговцев.Низшее, крестьянскоесословие оставалось, практически, без внимания.Образованиеи воспитаниестановятсяновым требованиемвремени. Государству, Петру, преждевсего, для выполнениясобственныхзамыслов нужныобразованныелюди.
Двачеловека, жившиев одно время, так или иначезанимавшиесявопросамиобразования– Петр Первыйи Св. ДмитрийРостовский.Царь формировал«растил» себе«помощников»для воплощениясобственныхидей. Св.ДмитрийРостовскийосновал в Ростовенебольшую (понашим меркам)школу, в которойобучались детивсех сословий, и прежде всего– крестьянские.Сам Святой былодним из самыхобразованныхлюдей своеговремени, (а подуховной мощии поныне малокто может с нимсравниться)не мог терпетьвокруг себяпотрясающуюбезграмотность, царившую тогдаповсеместно.«Приехав вРостов… Дмитрийужаснулся. НаУкраине священникиз малообразованныхспросил егокак-то: «Илияпророк был поРождестве лиХристовом илиперед Рождеством?»Здесь ни о чемне спрашивали, а когда самДмитрий спросилсельскогосвященника, где тот хранитДары – ТелоХристово, ответане было, батюшказнал толькослово «запас».Впрочем, Дмитрийнашел в себесилы пошутить:«Иереи словаБожия не проповедуют, а людие не слушают, ниже слушатихотят. От обоюстрану худо: иереи глупы, а люди неразумны».*

2. БИОГРАФИЯСВЯТОГО ДИМИТРИЯРОСТОВСКОГО.

СвятойДимитрий Ростовскийродился в декабре1651 года в семьерядового казакаКиевского полкаСаввы Туптало, в городке Макарово, недалеко отКиева. Мальчиканазвали Даниил.Вскоре послерождения сынаСавву произвелив сотники и он, в подражаниепольскомудворянству, обзавелсягербом. Украинана тот моментбыла в составеРечи Посполитойи была лишенавозможностисамостоятельнорешать своюсудьбу. Но уУкраины быласвоя армия, которая оказаларешающее влияниена дальнейшее«ВоссоединениеУкраины с Россией».В 1654 году сотникСавва Тупталенкоприсутствуетна Переяславскойраде, где казакиприсягнулимосковскомуцарю. После1660 года, когдаКиев находитсяпод властьюмосковскоговоеводы, семьяТуптало поселяетсяв Киеве, купивсобственныйдом.
Украинатого времени, как пишет биографСвятого М.Г.Кротов,«чем-то напоминалаПалестинувремен Христа– не толькогорестнойполитическойсудьбой и Днепром– русским Иорданом.Как во временаоно Иудея, Украинабыла единственнойтерриториейЕвропы, гдесходилисьпредставителисамых разныхкультурныхтрадиций…- игреческойортодоксии, и русскогоправославия, и польскогокатолицизма…Открытостьграниц создаваларедкую открытостьдуха. …. Этойдуховной открытостиДаниил научилсяв Киевскойдуховной школе– Коллегиуме, крупнейшем… учебномзаведенииправославногомира.» В нембудущий святойучился с 1662 по1665 год, когдаректором академиибыл архимандритИоанникийГолятовский.Полный курсбыл рассчитанна 11 лет, так чтоДаниил проучилсятолько начальныеклассы. Возможно, позднее в 1667-1669годах он продолжилсвое обучение, когда Голятовскогозаменил игуменМилетий Дзек.«Даниил зналпольский – нанем он вел дневник(который началвести в 20 лет)и писал письма, латынь – онаоткрывала емумир западногобогословия, а также греческийязык. Наконец, церковнославянскийбыл своеобразнымключем к сокровищницевековой святыниРуси – и Малой, и Белой, и Великой».
* Здесьи до следующейпометки цитатыиз биографииСвятого ДимитрияРостовского, написаннойМ.Г.Кротовым.

9 июля1668 года Даниилприносит монашескиеобеты целомудрия, бедности ипослушания, и принимаетпостриг отигумена КиевскогоКирилловскогомонастыряМилетия Дзека, руководившеготогда Академией.Даниил принялимя Димитрий.Под руководствомсвоего учителяон пробылчетырнадцатьлет. В восемнадцатьлет, в Каневе, Димитрий посвященв первый духовныйсан – дьякона.В 1675 году архиепископЛазарь БарановичрукоположилДимитрия всвященники, после чего двагода Димитрийбыл проповедникомв Черниговепри архиепископскойкафедре. Наставникего, МелетийДзек считал, что при архиепископе Димитрию долгонаходитьсяне следует.«Таланты… его… ктому временивполне определились– широчайшиезнания, проповедническийдар, искусствописателя: вышлапервая книга, посвященнаячудесам БожиейМатери».
В 1677 годусвященник едетсначала в Белоруссию, под Пинск, вНоводворскийУспенскиймонастырь, затем в Вильно, в Святодуховскоймонастырь, гдепроизноситдве проповеди, а затем в Слуцк, где на два годапоселился вПреображенскоммонастыре. Лишьв начале 1679 годаДимитрий возвращаетсяна Укарину, гдеархиепископЛазарь посвятилего в игумены, пошутив приэтом: «Димитриюжелаю митру».В 1684 году, избранныйархимандритВарлаам вместоумершего МелетияДзека, 6 маяблагословляетписать житиясвятых на весьгод. Это становитсяделом всейжизни Димитрия.Собственно, по этим трудамон больше известенправославнымлюдям. До негосуществовалитолько Четьи-Минеи, составленныепри митрополитеМакарии в XVIвеке.
В 1689 годусостоялосьокончательноевоссоединениеУкраины с Россией.В августе 1689 годабольшое посольствово главе с гетманомМазепой прибылов Москву. Былв посольствеи Димитрий.Патриарх Иоакимвыразил недовольствотем, что Жития, написанныеДимитрием, начали печататьне дожидаясьразрешенияиз Москвы. Также отругал занекоторыеогрехи в содержании, но когда Дмитрийпоказал те жесамые спорныеместа в книгах, изданных вМоскве ранее, патриарх несменил гневна милость иприказал выдратьлисты из ужеотпечатанныхтомов.
В своихтрудах Димитрий«…сплавилвоедино тритрадиции: византийскую, латинскую ирусскую». Главное, что описывалосьв Житиях святых — духовный подвиг, глубина веры.
Задумываяреформы, Петр«прежде всего, намеревалсяизменить историческуюРоссию (о духеон, кажется, незадумывался).Он хотел просветитьи оздоровитьее, распахнувокно в Европу.Поэтому, послевозвращенияиз поездки поЕвропе, Петр…. решил импортироватьв Россию, кромепрочего, иевропейскихархиереев.Таковыми онсправедливосчел украинскихепископов –людей и европейскогообразования, и европейскойтерпимости, вполне подвластныхего воле». Поэтому, в числе другихсвященников, Димитрий былпризван царемв 1701 году и определенмитрополитомСибири. Но когдаПетр убедилсявоочию, чтоДимитирий прислабом здоровьевряд ли бы доехалдо Сибири, оннаправил егов начале 1702 годав Ростов.
В РостовеДимитрий сделалряд решительныхизменений: отменил бездушныйобычай постригатьв монахи овдовевшихсвященников, ни кого изпровинившихсяне отправлялв монастырина покаяние.«По мере сил, защищал этозакрепощенноегосударством, нищее и безграмотноедуховенство.

ШКОЛА В РОСТОВСКОМ КРЕМЛЕ.

В 1702 году1 сентября началисьзанятия в школе, которую митрополитоткрыл присвоей резиденции, в кремле.
На своиденьги Димитрийпокупал учебники, два глобусаи карты. Учителяполучали жалованиеиз казны. В ученикинабрали, в основном, детей духовенства, но были детии из другихсословий. Обучениебыло бесплатное, но митрополитсумел настоять на том, чтобыположили поденьге в день«нищим, которые учиться будутрусской грамоте».
Обучениебыло рассчитанона три года исостояло изтаких предметов, как русский, греческий, латынь и риторику.Учителя былиукраинцы.
«Димитрийнанимал учителей, составил дляучеников краткийкатехизис, ана латыни толкованиени книгу Бытия».Причем он былдуховным отцомсвоих двухсотучеников нетолько каксвященник, нои как наставникв учении. Приопределеннойцерковнойнаправленностисодержанияобучения, вшколе царилдух весельяи свободы. Учебныйпроцесс былпостроен насоревновании– успевающихучеников спочестямипровозглашалиимператором.Были в школедаже свои спектакли: учителя переводилис польскогокакую-либошкольную мистерию, а ученики шиликостюмы и устраивалипредставления.
Языкиучили на примерахиз жизни. Такдля переводабрались предложения, подобные следующим:«Градоначальникв Ростове –воевода. Преступниковв России ссылаютв Сибирь. Пресветлейшийвзял Азов, возьмети Ригу». «Кклассическималлегориямгреческогои латыни приделывалисмешной отечественныйхвостик. Например, ученик, лучшевсех написавшийсочинение, уподоблялсякедру ливанскому, второй – кипарису, третий – финику, а прочим обращалсяне упрек и ругань– замечаниена будущее:«Аще кто от васна высшее местоне пересадится, будет простоюракитою илигорькою ракитою».Наказания неприветствовалисьв школе, митрополит, человек остроумныйи любящий пошутит, говорил: «Небуди безумнымслонем! Не дрожи, звероподобнеучениче!».
Каникулыдлились тринедели в августе, но отдыхалии по церковнымпраздниками на святки.Заботливостьи щедростьСвятого проявлялисьво всем, – онвыплачивализ своего кармананебольшиестипендии (погрошу или поалтыну), изархиерейскогосада ученикамотдавали яблоки, груши, вишни.
Пошутитьмитрополитлюбил, но моги выругаться.Одно из распоряженийначинаетсясамым не приличнымобразом. В немДимитрий «… Печалюсязело и гневаюсяна вас, а якожевижду, винаразвращениявашего та, чтовсяк живет посвоей воли –всяк болий.Того ради поставляюнад вами сеньорагосподинаАндрея Юрьева, чтоб вас муштроваляк цыганскихлошадей, а выему будте покорны, послушливы, а кто будетпротивен, тойпожалован будетплетью». Ученикизвали митрополита– «батюшка нашпреосвященный».
В 1703 году, в апреле приехалс инспекциейначальникМонастырскогоприказа И.А.Мусин-Пушкин.Он осталсядоволен результатамипроверки и вмае повелелустроить «трехдневноегульбище».
9 февраля1705 года Димитрийзакончил писаниежития святыхчетвертымтомом.
В 1706 годусостоялсяпервый выпускростовскойшколы. И той жевесной школузакрывают.Димитрий вписьме митрополитуИову пишет ужебез своих шуток:«…Оставишасяучениа, понежевознегодовашапитающие нас, аки бы многаяисходит научители и ученикииздержка, и ужевся та, чем домуархиерейскомупитатися, отнас отнятасуть, не токмоотчины, но ицерковные дани.Оскудевше убово всем, оскудехоми во учениках.Но да не продолжуписаниа, умолчеваюо прочинихповеденияхнаших, satsapienti».
Закрытиешколы создавалонеразрешимуюпроблему, –необученныхдетей духовенствапредписывалиотправлятьв армию, а денегна обучениене давали. Привсем желанииДимитрий немог противостоятьбюрократическоймашине Петра.Священникотстаивалчистоту служителейБога, «обличалсвященников, нарушающихтайну исповеди, Петр указывалдоносить властямоб антиправительственныхнастроениях, на исповедиобнаруженных».Димитрию запретилинабирать священниковиз крестьянскогосословия.
В 1706 году, когда былазакрыта школа, Петр затребовалк себе митрополитаДимитрия, дабынасладитьсяего даром исловом проповедника.Димитрий искреннемолился о победахПетра, хвалилПетра, говоря:«Хвалю добрыйтой нынешнихвремен обычай, что многие людив иныя государстваходят ученияради, из-за морейоб умудрениивозвращаются.Но правдивыймитрополитне угодил царю, с некоторыминововведениямине мог согласиться.Он обличалновые веяния, с горечью говорило том, что многиеотказываютсяставить иконы, а больше вешают«изображенияВенеры илиДианы, или прочихветхих кумиров, или и новых…».Так же с упрекомон говорил оновых порядкахв армии (Петриздал указ, запрещавшийпосты в армии), о том, что привлеченныезападные новшествананосят вредвсему церковномудуху.
Продолжитьначатое –литературныетруды, задуманныеДимитрием послеокончания Житиясвятых, возобновитьобучение вростовскойшколе – не былосуждено. «28 октября1709 года вошедшиев келью нашлиДимитрия… мертвым.Он скончалсяво время молитвы, на коленях».В течение двухстолетий, доцарствованияНиколая II, канонизироваливсего четырехсвятых, средикоторых были митрополитростовскийДимитрий.
Школав Ростовесуществоваладо обидногомало – с 1702 по 1706год. Училисьв ней 200 детей.В основном детидуховенства, но были и издругого сословия, даже нищие. Нафоне преобразованийв России, открытиимногих учебныхзаведений, это– капля в море.Но духовныйподвиг Наставникаи Учителя, ДимитрияРостовского, помог осуществитьжелание, хотьв малом, помочьбезграмотнымлюдям.

Списоклитературы:

«Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. X-XXвв.»
Московскийрабочий, 1992 год

2. Г.Б.Корнетов«Всемирнаяистория педагогики», Москва, 1994 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.