План:
1. Введение
2. Формирование и развитиеВеликого шелкового пути (ВШП):
2.1 Возникновение ВШП
2.2 Исторические направленияВеликого шелкового пути
2.3 ВШП и Кушанскоецарство
2.4 ВШП и Арабский халифат
2.5 ВШП и Чингизхан
2.6 ВШП и А. Темур
2.7 Программа «Шелковый путь»
2.8 Великий шелковый путьвозрождается
3. Заключение
Введение
«Прокладываядорогу в новое тысячелетие, мы протягиваем всем руку дружбы и взаимопонимания,символизируя это словами: безопасность,стабильность и устойчивость развития».
И.Каримов.
В истории человеческой цивилизацииесть немало примеров длительного взаимовыгодного культурного и экономического сотрудничествамежду странами и народами с различными политическими, религиозными иэтническими традициями. Например, существовал легендарный путь «из варяг вгреки», довольно длительное время действовавший между Русью искандинавскими странами (Швеция, Норвегия, Дания). Известен в истории и солянойторговый путь, который проходил по Африканскому континенту, пролегая в основномчерез пустыню Сахару.
Но самым значительным, широко известным в мире являлся Великийшелковый путь, протянувшийся от берегов Атлантического океана до береговТихого, пересекавший весь Азиатский континент и соединявший страныСредиземноморья с Дальним Востоком в древности и раннем средневековье. Это былане просто дорога или даже система дорог от океана до океана, это был сложнейшийкультурно—экономический мост между Востоком и Западом, соединявший народы в ихстремлении к миру и сотрудничеству.
Формирование и развитие Великого шелкового пути (ВШП)
Возникновение ВШП
Возникновение Великого шёлкового пути относится коII в. до н. э. А самтермин «Великий шёлковый путь» был введён в историческую наукуучёнымиXIX столетия, после того как в 1877 году немецкий путешественник и историк К.Рихтгофен написал свою работу «Китай», вкоторой он впервые и определил этот торговый путь по восточным странамназванием «шелковый путь».
Следует заметить, что еще задолго до образования Великого шёлковогопути на территории Центральной Азии и Древнего Востока существовали пути,которые служили целям войны и мира. По ним продвигались большие армии и малыеотряды, разгорались кровавые битвы, расположенные вдоль них города подвергалисьнападениям; в мирное же время эти пути служили связующими нитями политической,торговой и культурной жизни. Именно эту их функцию всегда ценили народы.
Один из древнейших путей—«лазуритовый»— сложился еще в3—2 тысячелетиях до н.э.Он начинался в горах Памира, проходил через Иран до Передней Азии и Египта.Полудрагоценный камень лазурит (ляпис-лазурь), добываемый в районе верхней Амударьина Памире (в Бадахшане), высоко ценился ювелирамидревневосточных государств, таких как Шумер (Двуречье)и Египет. При раскопках гробниц в них были обнаружены изделия из бадахшанскоголазурита.
Другой путь— знаменитая«царская дорога» Ахеменидов— связывал вVI—IV вв. до н.э. малоазиискиегорода Эфес и Сарды на берегу Средиземного моря с одной из столиц Ирана игородом Сузы. Ещё один путь вёл из Ирана через Бактрию, Согдиану, Ташкентскийоазис и территорию Казахстана до Алтая.
ВIV в. до н.э.Александр Македонский разгромил армию последнего ахеменидскогоцаря Дария и весной329 г. до н. э. появился на границе СреднейАзии. Несмотря насильное сопротивление, АлександрМакедонский устанавливаетздесь своё господство. Им было основано большое числоАлександрий, самая далёкая из которыхнаходилась на берегах Сырдарьи, где ныне находится г.Ходжент. Огромное историческое значениепоходов Александра Македонского и Селевкидовзаключается главным образом в активном проникновении вСреднюю Азию западной культуры. Если политическое подчинение греческимизавоевателями Маргианы, Бактрии, Согда оказалось недолговечным, то процесс эллинизации,то есть слияние греческой и среднеазиатской культур, способствовал интенсивномуподъему духовной и материальной культуры.
В течение этого периода сохранялись связи между Средней Азией икультурами Индии и восточного Средиземноморья. ОколоIII в. до н.э.стали устанавливаться контакты и с Китаем.
Известно, что Китайский императорBy Див138 г. до н.э. отправил своего посла ЧжанЦяняна поиски союзников в борьбепротив воинственных кочевых племён гуннов, которые опустошали северные окраиныКитая. Путешествуя, посол попал в плен к гуннам на целых десять лет. Ему удалосьбежать и через высокие перевалы Центрального Тянь-Шанявыйти к Иссык-Кулю. Пройдя вдоль берега реки Нарын, он попадает в Ферганскую долину.Для него явилось неожиданностью то, что в долине располагалось множествогородов, объединенных в одно государство. Он попытался договориться с правителемферганской долины, но тот соглашался только на установление торговых отношений,и Чжан Цяньотправился дальше на юг.Возвращаясь из путешествия, он вновь попал в плен к гуннам, но на этот разбежал спустя два года. Чжан Цяньпредставил императору подробный доклад о своёмпребывании в Средней Азии, указал удобные пути для торговли, которыевпоследствии стали основой Великого шелкового пути. Император дал ему титул«Великий путешественник».
Сведения об обмене между Китаем и Средней Азией содержатся, восновном, в китайских хрониках начиная с1в. до н.э. поVII—VIII вв. н.э. Ранние свидетельства повествуют о дарственных подношениях, которыенаправлялись из стран среднеазиатского региона кимператорскому дворцу. Отсюда также посылалисьдары, если Китай хотел привлечь на свою сторону кого-либо из тамошних владетелей. Из среднеазиатских даров особенно ценилисьзнаменитые кони Давани, быстроногие скакуны, которыхкитайцы называли «небесными», «крылатыми». А ценились онипотому, что в Китае существовала легенда: чтобы утвердить свою божественность идостичь бессмертия император должен был вознестись на небо при помощи упряжкинеземных лошадей. Именно Чжан Цяньзавёз в Китай «небесных» коней. Этот предприимчивый путешественниквывез из Средней Азии не только лошадей, но и корм для них— семена люцерны. Вскоре посевы люцерныраспространились по всему Китаю
Постепенно торговые отношения между Средней Азией и Китаем укрепляются.Каждый год императорский двор направлял по меньшей мерепять миссий на запад в сопровождении нескольких сот стражников. Они везли ссобой шелк и металлические изделия, которые обменивали на лошадей, нефрит, коралл и другие товарыиз Средней Азии.
Китайские изделия предназначались не только для Средней Азии.Значительная потребность в уникальных шелковых" тканях била вПерсии и в государствах к западу от неё.
В Европе считали, что шёлк растет на деревьях и что только китайцызнают секрет этой культуры. В период Правления Августа Рим платил за китайскийшёлк шерстяными товарами, специями и стеклянными изделиями.
У китайцев же не было ни малейшего намерения опровергать легендыподобного рода, чем они обеспечили себе монополию и экспорт этой дорогостоящейткани. Парфяне, через территорию которых осуществлялась торговля, точно так жене видели повода для того, чтобы распространять что-либо о технических аспектахизготовления шёлка, однако получали из торговли им значительную прибыль, как имногие последующие династии, через земли которых проходили шёлковые пути.
Первая встреча римлян с этой тканью не увенчалась особой славой.Марк Мициний Красе, член триумвирата, консул иримский наместник в Сирии, мечтал пройти по стопам Александра Македонского иповторить его победы на Востоке. В 53 г.до н.э. он повёл семь легионов через Ефрат в бой против парфян. Однако не весть о победе илисмятение по поводу поражения произвели фурор в Риме, а совершенно случайноесобытие, а именно— открытие шёлка. Онобыло связано с поражением легионов.
Парфяне во время сражения для видимости обратились в бегство длятого, чтобы затем молниеносно развернуться в седле и осыпать преследующихлегионеров дождём из стрел— это былзнаменитый парфянский выстрел. Кроме того они неожиданно развернули огромные, светящиеся и переливающиеся насолнце знамена, напугав солдат настолько, что они сдались. Это стало одним изсамых тяжелых поражений Рима. А вышитые золотом знамена стали первыми шелками,которые когда-либо видели римляне.
Увиденная однажды, эта ткань в последующие столетия повергла Рим внастоящую «шелковую лихорадку»: Эту прохладную ткань, «легкуюкак облако» и «прозрачную как лёд», римляне назвали— «китайская вуаль».
Караваны, выходившие из Китая, направлялись к северным Тянь—Шаньским горам, пересекалитерриторию Средней Азии, а затем через Хорасан (западнее Амударьи) попадали вМесопотамию и к Средиземноморью.
Протяжённость Великого шёлкового пути составляла12 тыс. километров, поэтому мало кто изторговцев проходил всю шёлковую дорогу полностью. В основном они старалисьпутешествовать посменно и обменивать товары где-то на полпути.
На протяжении Великого шёлкового пути в городах и селениях, черезкоторые проходили караваны, находились караван—сараи (постоялые дворы). В нихимелись худжры («комнаты отдыха») длякупцов и обслуживающего караван персонала, помещения для верблюдов, лошадей,мулов и ослов, необходимый фураж и провиант.
Караван-сараи являлись местом, где можно было продать и купить оптоминтересный для купца товар, а главное.—узнать последние коммерческие новости и,прежде всего, цены на товары.
Хорезм, Согдиана и Фергана стали преуспевающими торговымицентрами. Шелковая дорога стимулировалапотребность в среднеазиатских товарах, таких как лошади и кормовые культуры, атакже виноград и хлопок. В городах ремесленники освоили новые виды ремесла:производство металлических изделий, перенятого у Востока, и изделий из стекла— у Запада.[1]
Исторические направления ВШП
Являясь условным названием, ВШП представлял собой сеть дорог, покоторым в древности и средневековье осуществлялись торгово-экономические связистран Востока и Запада, находившихся между тогдашними мировыми цивилизациями- Римской (Византийской) и Ханьской(Китайской) империями.
Охватив практически весь Евразийский континент, включая нынешнюютерриторию России. Закавказья и Центральной Азии, широко разветвленная сеть ВШПразносила по свету мировые религии, письменности к культуры. Этот путь, действовавшийполторы тысячи лет, сыграл огромную роль всближении двух континентов, во взаимном культурном обогащении многихевропейских и азиатских народов.
На грани древней и новой эры торговые караваны чз Китая начинали свой путь от Чаньянии шли к Дукьхуа-городу на границе у Великой стены. Отсюдамаршрут расходился на два пути: северный и южный.
«Северная дорога» проходилавдоль южных склонов Тянь-Шаня и реки Тарим черезТурфан и вела в Кашгар, Алай,а оттуда- в Ферганскую долину (Давань), среднеазиатское Междуречье (Самарканд, Мера),затем поворачивала к низовьям Волги и Северному Причерноморью(по китайским источникам-Лисянь). Она оканчивалась в местных греческих колониях. Этадорога, однако, не была устоявшимся торговым маршрутом.
Таким маршрутом стала «Южная дорога», которая началафункционировать в 115 г. до н.э. благодаря открытию государственного почтового трактапо южной и северной окраинам пустыни Такла-Макан.Как повествуют «Описания Западного края» ханьских династийных хроник, «Южная дорога» вела в Дацинь (восточные провинции Римской империи) через Памир, Хотан, Яркенд, Балх, Мерв, Гекатомпили Экбатану (нынешний Хамадан).Затем она делилась на две ветви.
Одна из ветвей, в то время главная магистраль, вела в Селевкию-Ктесифон на Тигре и далее по древней ахеменидской дороге (царской дороге Дария) в Междуречье(Месопотамию) и Сирию. Ее терминалом была тогдашняя столица Сирии- Антиохия.
Другая ветвь отходила в Армению, ее тогдашнюю столицу Арташат. Она пролегала через Гандзак-Шахастан(Газака), тогдашний центр АтропатеныМидийской (Малая Мидия, нынешний ИранскийАзербайджан). Далее дорога проходила по восточному побережью озера Урмия и пересекала реку Араке у Джуги(Джульфа). Затем через Нахичеван по левобережью рекиАраке она выходила в Араратскую равнину.
Протяженность этой первой мировой трансконтинентальной торговойтрассы превышала7000 км. Основноенаправление ВШП никогда не менялось, но локальные изменения на равнинахпроисходили довольно часто. Практически неизменными были горные дороги,пролегавшие по ущельям, перевалам и высокогорным тропам.
С древних времен Тянь-Шань и территорию современного Кыргызстанапересекали три ветви ВШП:
Памиро-Алтайский путь.От Средиземного моря, пересекая Иран, караваны приходили в большой город Мерв, Здесь путь раздваивался. Одни караваны шли в г. Термез,переправлялись через Амударью, затем по берегу ееправого притока Кызыл-Су поднимались на Алтайскоенагорье. Здесь путь их лежал к удобному проходу Иркештами по течению реки Кук-Су направлялисьВ пределы Восточного Туркестана.
Ферганский путь. Другие караваны из Мерванаправлялись через Бухару и Самарканд к Ходженту иприходили в Ферганскую долину. Далее на Восток путь вел по предгорьям собширными богатыми пастбищами. Караваны заходили в города Ош и Узгенд. Затем вверх по реке Яссы предстоял трудный путь вЦентральный Тянь-Шань к г. Атбаши. Отсюда одни двигалисьна юг в пределы Восточного Туркестана, а другие- на озеро Иссык-Куль к г. Барсхан.
Чуйский путь. В раннем средневековье он был самым оживленным.Караваны из Самарканда шли в Ташкент. Затем вдоль предгорий Кыргызского хребта они приходили в Чуйскую долину. Здесь сзапада на восток тянулась цепочка городов, через которые проходили караваны.Самыми крупными из них были Невакет и Суяб. Из Суяба через ущелье Боом торговцы попадали на озеро Иссык-Куль. Вдоль егоюжного побережья, минуя города Яр, Ход и Тон, караваны проходили в г. Барсхан (р-он Кайсары).Из Барсхана было два пути. Один вел на север черезперевал Сан-Таш в степи Монголии и к кыргызам в Южную Сибирь. Другой через перевал Джуук в Центральный Тянь-Шань и через перевал Бедель в Восточный Туркестан. Из Восточного Туркестана всепути вели в Китай.
В серединеII в. н.э. Клавдий Птоломей далописание античного варианта ВШП. По нему дорога вела через Месопотамию (Междуречье), Ассирию (Адиабена)и Мидию в Экбатану, оттуда поворачивала к Кастийским воротам (горный перевал восточнее Рея), затемпроходила через Парфию в Гекатомпил, Арию (Герат), Бактру (Балх) и МаргианскуюАнтиохию(Мерв). Путь, описанный Птоломеем, делился на три отрезка: от переправычерез реку Евфрат до Балха, от Балхадо Каменной башни и от нее до Серы (Чаньянь).Установление контактов и связей между странами, находившимися на всем пространствеот Рима до Китая, привело к активизации тогдашней мировой торговли.
ВIII- первой половинеIV в.в. положение стран Передней Азии на путях мировой торговлиподверглось существенным изменениям. С возникновением Византийской империи этимаршруты стали ориентироваться на Константинополь, превращавшийся в крупнейшийторговый и культурный центр на стыке Европы и Азии. Тогда, наряду с сирийскимучастком «Южной дороги», сформировалась новая континентальная магистраль, направившаясячерез Экбатану и Арташат вКонстантинополь.
В скором времени необходимость дальнейшего сокращения, выпрямленияпути в Константинополь привела к тому, что стали использоваться дороги,проходящие через Рей (близ Тегерана), и дороги из Междуречья (Низибин) в Малую Азию (через Самосату).Дорога от Рея пошла по местам, где впоследствии возникли Казвин,Зенджан, Миане и Тебриз.
ВIV-VI вв.между Византией и Ираном заключались соглашения, по которым обмен товарами и,главным образом, китайским шелком, между персидскими и византийскими купцамипроизводился в специально отведенных местах-Низибине (река Тигр), Калинникуме(река Евфрат) и Арташате (река Араке), впоследствииего функции перешли к Двину.
Оживление мировой торговли. наметившееся вV -началеVII вв., привело к открытию новых путей. Китайскиеисточники того времени описывают три дороги: «Северную», «Среднюю» и «Южную».Последняя вела в Северо-западную Индию. «Северная дорога», минуя ставкутюркского кагана (близ озера Иссык-Куль), огибала Каспийское море и выходила кПричерноморью. Что касается «Средней дороги», то онавыходила через Цунлин (Памир), проходила через страныЦао, Хе, Большую и Малую Ань, Самарканд,Бухару, Мерв, доходила до Босы (Иран) и достигалаЗападного моря.
«Средняя дорога», отходившая от Двина в Константинополь, вела черезКарин (Феодосиополь, Эрзерум), Колонию (Койли, Гисар), от нее в Никию (Езник), Амасию, Гангру и Ангрию (Анкюра, Анкара). Дорога в южном направлении проходила черезХлат, Хлимар, Урфу Одесса) и Дамаск в Иерусалим, а оттуда в Александрию.Другая дорога вела в Басру через Нахичеван, Гандзак-Шахастан, Тизбон (Ктеси-фон), Аколию (Куфа). От Гандзака-Шахастанадорога отходила на Ниневию (Мосул), Мцбин (Низибин) и УрфуОдесса). На северо-восток дорога проходила через города Восточного Закавказьяс выходом к Каспийскому морю. Северо-западное ответвление от Двина вело к Фазису(Поти) и Диоскурии(Сухуми).[2]
ВШП и Кушанскео царство
В1 в. н. э.на территории Средней Азии образуется Кушанское государство,первым правителем которого был Кудзула Кадфиз. Столицей государства, вероятно, был город на месте Дальверзинтепа,вдолине Сурхандарьи. Во время правления Кудзулы Кадфиза в состав Кушанскогогосударства наряду с южными районами Узбекистана и Таджикистана вошли Афганистани Кашмир. В период правления Канишки(78—123 гг. н.э.) Кушанская держава расширяет экспансию на Восток: укрепляетсвои владения в Индии, столица государства была переведена из Бактрии в Пешавар(на севере Индии)[3],а Кушанское государство превратилось в огромнуюимперию, занимавшую территорию от Индии и Хотана доюга Узбекистана и Афганистана. Строятся новые города, развиваются ремесла иустанавливаются торговые связи с Индией, Китаем и Римской империей. В торговлеособенно высоко ценились лошади из Ферганы.
Именно в Кушанский период широкий размахпринимает международная торговля, способствовавшая укреплению Великого шелкового пути.Направление торговых связей определялось следующим образом: на востоке— с Китаем, куда из Средней Азии везлишерстяные ткани, ковры, украшения, лазурит и породистых лошадей: а из Китаядоставлялись шелковые ткани, железо, никель, меха, чай, бумага, порох; на юге— с Индией, откуда вывозили пряности иблаговония. Путь в Индию был назван «висячим перевалом» из-за узких,повисших на большой высоте, карнизов в горах; на западе— через Иран с Сирией и Римом, где китайский шёлк ценился на вес золота;на севере— через Хорезм с ВосточнойЕвропой.[4]
Главная дорога проходила через Дуньхуан,Хами, Турфан, Кашгар, Узген,Ош, Куву, Андижан, Коканд, Самарканд, Бухару и Мерв (см.карту). В Мерве (современный город Мары в Туркменистане) великийшелковый путь разветвлялся.
Одна ветвь вела через Хорезм на Волгу, в Восточную Европу. Такимобразом товары из Китая, Индии, Средней Азии достигали Руси: Киева, Новгорода,а позже и Москвы. В Москве на рынке был особый, как его называли,«индийский» ряд, где торговали в основном восточные, индийские купцы.
Другая ветвь шла через Балх и земли современного Афганистана в Индию.Третья направлялась к Багдаду и далее к Средиземному морю. Здесь товарыперегружались на корабли и попадали в Египет, Византию, Италию.
Примечательно, что кроме основных дорог Великого шёлкового путисуществовали и примыкавшие к ним караванные тропы. Известно, что существовал«золотой» путь. По мнению А.Сагдуллаева, В.Костецкого, Н.Норкулова он былназван так из-за сказочных богатств Кураминскихи Алтайских гор, а также реки Зарафшани шёл в направлении к Папу и Заркенту, к поселениям рудокопов и стоянкамкочевников. А по мнению А.Аскарова— это был путь вСибирь, проходивший через Давань(Фергану) по побережью озера Иссык-Куль, по которому возили золото. Но вполне вероятно, что функционировали оба эти пути.
Существовал и так называемый «серебряный» путь, покоторому шли караваны с центрально-азиатским серебром в те государства, где егоне хватало: через Хазарский каганат, Булгарское государство— в Киевскую Русьи страныЕвропы. Серебро, добываемоев рудниках Шашаи на горе Кухи—сим («Серебряная гора»), шло начеканку монет. Судя по находкам серебряных монет – дирхемов— на территории России, Германии истран Балтики, они вывозились и как деньги, и кактовар. Торговля восновном была меновая, деньгислужили лишь единицей счета. Купцы оценивали свойтовар в определенную сумму и меняли егона другой товар такой же стоимости.
С караванами на Запад и Восток по Великому шелковому пути шли купцы,дипломаты, искатели лёгкой наживы и приключений, простые труженики — ремесленники и земледельцы,а также паломники— пилигримы. Особенно много бродило по караванным путямбуддийских монахов и :служителей культа Будды. Ихдвижение не было бесцельным, по сути они осуществляли распространение религии.Постепенно буддизм из Индии проникает и в страны,расположенные вдоль Великого шёлкового пути. Временем активного проникновения буддизма в Среднюю Азию датируется известноебуддийское святилище Айртам(Северная Бактрия,II в. н.э.).
Особенно сильный центр буддизма был обнаружен археологами прираскопках в Термезе, в местечке Дальверзин-тепа. Здесьнаходится целый комплекс храмов, посвященных Будде.Судя по раскопкам, это был мощный и весьма долговременный центр буддизма на юге Средней Азии, откуда началось широкое распространение этой религии по всей территории СреднейАзии, ставшей в период Кушанскойимперии государственной религией.
Затем по караванному пути буддизм постепеннораспространился в Китай, далее двинулся в Японию, Юга—Восточную Азию и страны Индокитая. Сейчас мызнаем, как глубоко внедрился буддизм во всех этихстранах. Особенно прочно он укоренился в Китае и Японии. То есть самая активнаяи самая непосредственная роль в распространении буддизмапринадлежит именно Великому шелковому пути.
Буддизм был не единственным учением, попавшим в Среднюю Азию и Китайо Запада. Наряду с зороастризмом здесь имели место несторианскоехристианство и манихейство.
Несторианцыбежали в Среднюю Азию и Китай от преследований,которые начались, когда их толкования христианских сюжетов были объявленыправославной церковью в Сирии ересью, в частности, они считали, что Иисус былрожден человеком, а затем уж стал мессией (Христом).
Китайцы называли христианство «учением света» и отличалиего от зороастризма, который они обозначали как «учение огня». ВКитае зороастризм не получил широкого распространения и оставался большейчастью религией чужеземцев.
Манихейство, «учение о двух принципах», имело впротивоположность этому большой успех. Оно сочетает в себе элементы зороастрийских и христианских религиозных представлений. Характерным такжеявляется строгий дуализм, утверждаемый двумянепримиримыми принципами Добра и Зла. Запрещенное вПерсии вIII в., манихейство прочно обосновалось в Согдиане, а начиная сVIII в. нашло многочисленных сторонников вСредней Азии среди уйгуров. Период его расцветадлился вплоть до Х в. Отношение китайцев к манихейцамбольшей частью зависело от ихотношений с уйгурами, а они, в свою очередь, были жизненно важными для функционированияторговли на Великом шёлковом пути.
В период после Х в. манихейство в западной части Центральной Азиибыло окончательно вытеснено исламом, а в восточной части— буддизмом.
Но этот путь, соединявший многие страны, способствовал только миграции религий, параллельно с этимшёл столь же активный культурный взаимообмен, в том числе письменности и музыки.
Средняя Азия всегда отличалась своеобразием музыкального искусства. А её выгодное географическоеположение в период функционирования Великого шёлкового пути способствовалооживлению и в сфере её музыкальной жизни. Средняя Азия выступала не толькопосредником, но и активным участником процесса музыкального взаимообогащениянародов. Политическая обстановка, сложившаяся врегионе, в результате которой Средняя Азия, Восточный Туркестан и СевернаяИндия вошли в государственное объединение Кушанскойимперии(I— IV вв.),государства эфталитов(V—сер.VI вв.), Тюркского каганата (сер.VI— VII вв.), способствовала установлениюнаиболее тесных контактов с восточными странами. В этот период усиливается ихэтническая и культурная общность, укрепляются связи с Китаем.
В монографии Э.Шефера«Золотые персикиСамарканда» приведены данные о разнообразныхдарах императорскому дворцу, а также о широкой торговле. Это знаменитыесреднеазиатские кони и собаки— очевидно охотничьи, пользовавшиеся широким спросом впридворной среде. С охотничьими забавами связан был привоз в Китай ловчих соколов, а также гепардов. Из Хорезмапоступали меха пушных зверей— соболей,белок, лисиц, куниц, бобров, зайцев, ' привозились также выделанные шкурыкозлов, а из тюркских стран— войлочныеизделия и доспехи из лошадиной кожи. В Китае ценили иноземное вино, и хотя кVIII в. изготовление его уже было здесьосвоено, из Чача (Ташкентский оазис) в эту пору привозилось вино,приготовленное «по иранскому способу». Из Тохаристанадоставляли лекарство "читрагандха"— средство от ран и кровотечений,представлявшее смесь целебных смол и трав. В качестве лекарственных препаратовупоминается «терновый мед»—всем известная верблюжья колючка, сладкий сок которой обладает целебнымисвойствами.
Значение Великого шелкового пути не исчерпывалось торговым обменом иоседанием вдоль его магистралей тех или иных изделий в качестве посольскихдаров или предметов рынка. Шелковый путь в огромной мере способствовалретрансляции технологических достижений. Так, шелководство и шелкоткачество,которые долгое время были монополией Китая, вV—VI вв, продвинулись в Среднюю Азию, Иран и Византию. И, наоборот, техника изготовления стекла, поступавшегоиз стран Средиземноморья, проникла в Иран и Среднюю Азию, а вV в. её освоили в Китае.
Существует версия приобретения западныммиром знаний об изготовлении шёлка. Это произошло посредством того, что насовременном языке можно было бы назвать промышленным шпионажем. Китайскаяпринцесса в420 или440 гг. должна была выйти замуж за правителя Хотанаи не хотела отказываться от шёлкавдали от своей родины. Поэтому спрятав личинки. шелкопряда в своей прическе, она пронесла их контрабандойвХотан.Так началось изготовление шёлка за пределами Китая, хотя поначалу и в маломобъёме. Из Средней Азии в Византию личинки шелкопряда, а вместе с ними основыизготовления шёлка, попали, спрятанные в дорожном посохе несторианского монаха. Таким образом была разрушенамонополия Китая на производство шёлка.
ВШП и Арабский халифат
ВVII в. н.э.на Аравийском полуострове образовалось новое государство— Арабский халифат, начавшее вести завоевания, благодаря которымуже вVIII в. н.э.оно занимало территорию от берегов Атлантики до Средней Азии. Буддийские храмы в Средней Азии были превращены вмечети. Арабский язык стал государственным и литературным языком. Обязанностькаждого мусульманина совершить в течение жизни хадж(паломничество) в священный город Мекку помогала развивать пешеходные иторговые дороги. Базируясь сначала в Дамаске, а затем в Багдаде новая империядобилась высоко р