Реферат по предмету "История"


Болгария переходного периода 1990-2006 гг.

Болгарияпереходного периода 1990 — 2006 гг.

План
1. Политическаяжизнь Болгарии
2. Экономическоеразвитие постсоциалистической Болгарии
3. Внешняяполитика республики Болгария
4. КультураБолгарии

1. Политическаяжизнь Болгарии
Отставка Т. Живковапозволила в ноябре 1989 г. вывести из руководства БКП представителей такназываемого «консервативного» крыла. Сам Т. Живков в декабре былисключен из партии, а затем подвергнут судебному преследованию.
На состоявшемся вдекабре 1989 г. пленуме обновленный ЦК БКП подтвердил свою приверженность «социалистическомувыбору». Рассматривая вместе с тем необходимость перемен в качественасущной общественной потребности, ЦК постановил разработать новыйизбирательный закон, провести не позднее мая 1990 г. парламентские выборы,создать законодательную базу для осуществления реформ в области экономики ит.д.
Одновременно в декабре1989 г. возникшие оппозиционные партии (БЗНС «Н. Петков», Болгарскаясоциал-демократическая партия, Радикально-демократическая партия) и движения («Экогласность»и др.) объединились в Союз демократических сил (СДС). Выступая сантикоммунистических позиций, СДС поставил вопрос о роли и месте БКП вобщественно-политической системе страны. Под давлением оппозиции Народноесобрание в январе 1990 г. отменило положение ст. 1 конституции, провозглашавшееБКП «руководящей силой в обществе и государстве».
Проблемы разделенияпартийных и государственных структур, проведения парламентских выборов намногопартийной основе, созыва Великого народного собрания явились предметомобсуждения Национального круглого стола (январь-март 1990 г.).
Идея созываНационального круглого стола родилась в ходе событий, развернувшихеся вокругпринятого в декабре 1989 г. постановления о восстановлении гражданских правмусульманского населения Болгарии. Его противники провели многочисленные акциипротеста, кульминационной точкой которых стал организованный 7 января 1990 г.митинг в Софии. СДС на демонстрации 14 января осудил проявления национализма ишовинизма и использовал момент для выдвижения ряда политических требований. Воизбежание усиления конфронтации председатель Народного собрания С. Тодоровпредложил сформировать из представителей БКП, СДС, а также религиозных групп итурецкого меньшинства Общенародный комитет национального примирения. Тем самымбыли заложены необходимые основы для начала работы Национального круглогостола.
Национальный круглыйстол, в котором приняли участие представленные в парламенте БКП и БЗНС,оппозиционный СДС, а также профсоюзные и др. организации, стал определенногорода надпарламентским органом. Он подготовил условия для созыва Великогонародного собрания с целью принятия новой конституции. По договоренности,достигнутой между его участниками, парламентские выборы в были назначены наиюнь 1990 г. До этого момента БКП оставалась правящей партией. В принципе, онаябыла не против разделить власть, а вместе с ней и ответственность с другимиобщественно-политическими силами. На внеочередном XIV съезде БКП (30 января—2февраля 1990 г.) прозвучало предложение образовать «правительствонационального согласия, способное вывести страну из кризиса». Но посколькуданное предложение было отклонено не только оппонентом компартии – СДС, но и еетрадиционным партнером – БЗНС, пришлось сформировать однопартийный кабинет воглаве с Андреем Лукановым.
Предвыборная борьбаразвернулась, главным образом, между двумя ведущими политическими силами: БКП,которая в соответствии с результатами общепартийного референдума в апреле 1990г. была переименована в Болгарскую социалистическую партию (БСП), и СДС.
Хотя к декабрю 1990 г.число членов БСП сократилась наполовину, тем не менее, она продолжалаоставаться наиболее крупной партией. При выработке своей предвыборной платформыею была принята во внимание проявлявшаяся в общественных настроенияхдвойственность: стремление к радикальным переменам и одновременно — ксохранению стабильности. Социалисты попытались представить себя как силу, нетолько начавшую демократические преобразования в обществе, но и единственноспособную довести их до конца, обеспечивая при этом максимальную защитусоциальных интересов населения. При этом, однако, стратегические цели иотдельные аспекты будущей политики конкретно не определялись. Предвыборнаяплатформа СДС, наоборот, являлась программой действий. Ею предусматривалосьутверждение в Болгарии рыночной экономики, демократического парламентаризма,правового государства, гарантирующего гражданские свободы. Тактические линииБСП и СДС в проведении избирательной кампании также существенно различались.Первая демонстрировала умеренность и терпимость, воздерживаясь от резкихнападок на оппозицию, тогда так второй действовал агрессивно-наступательно.
В результате выборов из400 мест в Великом народном собрании БСП получила 211, СДС – 144, БЗНС – 16.Кроме того, 23 депутата прошли от временно зарегистрированного Движения за праваи свободы (ДПС), выражавшего интересы мусульманского, прежде всего турецкого,населения Болгарии. Процесс регистрации ДПС завершился лишь в 1992 г., когдаКонституционный суд признал, что эта организация действительно не построена нарасовой, религиозной или этнической основе, как того требует закон.
Оппозиция, не желаяпризнать поражения, немедленно перешла в наступление. Лидер СДС Желю Желевохарактеризовал выборы как «свободные, но не честные». 12 июня 1990г. студенты высших учебных заведений Софии объявили трехдневную «оккупационную»забастовку в ректорате Софийского университета, требуя предать гласности фактыманипуляций и фальсификаций при проведении выборов, а также разбили в центрестолицы палаточный городок, названный «городом истины».
Главный свой удароппозиция направила на исполняющего функции президента Петра Младенова. Он былобвинен в подстрекательстве в декабре 1989 г. к применению силы противдемонстрантов. Попытки П. Младенова оправдаться ни к чему не привели. В июле1990 г. он оставил пост президента страны, и Великое народное собрание избралоглавой государства Ж. Желева. Таким образом, СДС, используя приемы плебисцитнойдемократии, удалось компенсировать свое поражение на парламентских выборах.
Однако напряжение вобществе, источником которого являлось противостояние между противниками БСП иее сторонниками, не ослабевало.
Осенью 1990 г. напервый план вышли экономические проблемы. За первое полугодие 1990 г. объемпроизводства сократился на 10% по сравнению с 1989 г., инфляция достигла 108%,значительно возросла безработица. В сентябре была введена карточная системараспределения основных продуктов питания. Негативно на положении страныотразился кризис в Персидском заливе. Следуя решениям ООН, Болгарияприостановила отношения с Ираком и в результате в 1990 г. недополучила 600 тыс.тонн нефти. В марте 1990 г. Болгария прекратила выплату своего внешнего долга,а в июне и процентов по нему. В то же самое время разработанный правительствомА. Луканова при содействии специалистов из США и Международного валютного фондапроект программы реформ не был принят ни СДС, ни БЗНС. В сентябре 1990 г.премьер-министр А. Луканов признал, что страна находится на грани экономическойкатастрофы.
В ноябре 1990 г. СДСвыступил с предложением в Великом народном собрании выразить вотум недовериякабинету А. Луканова. Не получив поддержки, фракция СДС покинула парламент.После этого в борьбу вступил профсоюз «Подкрепа». Им была объявленавсеобщая забастовка. 29 ноября А. Луканов вынужден был подать в отставку.
БСП в целяхнормализации обстановки в стране пошла на взаимодействие с СДС в рамкахкоалиционного правительства, которое возглавил беспартийный Димитр Попов.Оппозиция получила четыре наиболее важных с точки зрения формированияэкономической политики портфеля.
В итоге сложилсяпаритет сил между БСП и СДС. Данное равновесие определило компромиссныйхарактер принятой в июле 1991 г. новой конституции. Болгария, согласноконституции 1991 г., является парламентской республикой, базирующейся на такихосновных принципах как гарантия прав и свобод граждан, социально-политическийплюрализм и рыночная экономика. БСП не устраивало отсутствие в основном законеформулировки, определяющей Болгарию как «социальное» государство, аСДС — недостаточный объем полномочий президента.
Утвердив конституцию,Великое народное собрание выполнило свое предназначение. Парламентские иместные выборы были назначены на осень 1991 г.
В феврале 1991 г.Болгария приступила к проведению рда реформ в сфере экономики. Они основывалисьна теории рыночного хозяйства с ее главными принципами — многообразием формсобственности, свободой предпринимательской деятельности, демонополизацией исвободной конкуренцией.
Правительствоподготовило законопроекты, предусматривавшие «деколлективизацию»сельского хозяйства и приватизацию мелких предприятий. Оно отказалось от контроляза ценами, доходами и валютными курсами, изменило условия кредитования нарыночные. Но поскольку у предприятий не было времени для основательнойподготовки к новым условиям хозяйственной деятельности, принятые меры имели дляних шоковые последствия.
Предпринятые кабинетомД. Попова шаги обеспечили ему поддержку со стороны Евросоюза, предоставившегостране помощь в размере 13 млн. долларов на дальнейшее проведение реформ.
В октябре 1991 г.состоялись парламентские выборы. В них приняло участие 38 партий. Но только трииз них сумели преодолеть 4% избирательный порог и провести своих депутатов вНародное собрание: СДС – 110, БСП – 106 и ДПС – 24.
В ноябре 1991 г. былообразовано правительство СДС во главе с Филиппом Димитровым. При сложившемсясоотношении сил в парламенте оно могло функционировать только опираясь наподдержку фракции ДПС. В январе 1992 г. в стране прошли президентские выборы,победу на которых одержал Ж. Желев.
Несмотря на то, чтовласть в стране сконцентрировалась в руках СДС, политической стабилизациидостичь не удалось. В основном это было связано с начатой правительствомкампанией по «декоммунизации». Из государственного аппарата и другихуправленческих структур удалялись бывшие партийные функционеры и сотрудникигосбезопасности. В ноябре 1992 г. группа депутатов от СДС внесла в парламентзаконопроект о запрете БСП, но он не был принят.
Наиболее острымоказался вопрос о сотрудничестве общественных и политических деятелей сорганами госбезопасности. Под ударом оказались не только функционеры БСП, но иСДС, а также ДПС.
Сложившаяся ситуацияпотребовала вмешательства президента страны, который осудил применявшиесяправительством методы «декоммунизации». Кабинет СДС Ф. Димитрова былсменен так называемым «служебным» правительством, которое возглавилбывший советник президента Ж. Желева, профессор Любен Беров.
Кабинет «экспертов»Л. Берова продолжил начинания правительства Ф. Димитрова, успевшего провестичерез парламент законы о приватизации, частных национальных и иностранныхкапиталовложениях, возвращении конфискованной в 1947-1962 гг. собственности еебывшим владельцам. В 1993 г. была утверждена принципиальная схема «массовой»приватизации, к осуществлению которой намечалось приступить в первой половине1994 г.
Ход и темпыприватизации вызвали множество нареканий. Особое недовольство вызывал фактпередачи доходных предприятий в собственность представителей бывшейноменклатуры, что создало предпосылки для последовавшего обособления такназываемой экономической элиты в отдельную группу.
В то же время анархия всфере экономики и связанная с ней организованная преступность значительноусилились. Необходимость присоединения Болгарии к санкциям ООН по отношению кСербии и Черногории только способствовала росту трудностей.
Экономическиетрудности, больно ударившие по основной массе населения, особенно остроощущались на фоне незначительной, но весьма заметной группы нуворишей. В странескладывалась взрывоопасная ситуация, разрядить которую помогли досрочныепарламентские выборы в декабре 1994 г.
В обстановке широкогораспространения ностальгических настроений по стабильности времен социализма иверы в возможность осуществления плавного реформирования победа возглавлявшейсяБСП коалиции ни для кого не стала неожиданностью. Левые получили 43,5% голосов,а СДС —почти в два раза меньше.
Голосуя за БСП,избиратели ожидали главным образом: снижения цен на основные продукты питания,сокращения коммунальных платежей, нормализации отношений с Россией, котораядолжна была по всеобщему убеждению облегчить доступ традиционных болгарскихэкспортных товаров на российский рынок и помочь решению топливно-энергетическихпроблем Болгарии. Жизнь развеяла эти надежды. В результате некомпетентныхдействий в области финансов правительства БСП, возглавляемого Ж. Виденовым,произошел обвал национальной валюты, возникла гиперинфляция, резко снизилсяуровень жизни населения.
Затянувшийсяэкономический кризис имел своими последствиями не только разочарование в способностиБСП эффективно управлять страной, но, прежде всего, развеивание иллюзийотносительно возможности безболезненного перехода к рыночной экономике.
Новое колебаниенастроений избирателей выявили президентские выборы в ноябре 1996 г.Большинство голосов избирателей получил Петр Стоянов, представитель коалицииСДС, Народного союза (БЗНС и Демократической партии), ДПС, названнойОбъединенными демократическими силами (ОДС).
Воодушевленные успехомсторонники ОДС, выступавшие за радикальные перемены, выдвинули требованияотставки правительства Ж. Виденова и проведения досрочных парламентскихвыборов. По стране прошли митинги и забастовки. БСП пыталась различными мерамиудержать свои позиции, однако, в конечном итоге, вынуждена была уступить. Напериод до выборов П. Стоянов назначил «служебное» правительство.Неудачи 1995-1996 гг. предопределили поражение БСП на парламентских выборах вапреле 1997 г.
Победившая на выборахкоалиция Объединенных демократических сил, головной силой которой являлся СДС,взяла курс на углубление реформ. Основными элементами экономической политикиправительства ОДС во главе с Иваном Костовым стали оздоровление финансов имасштабная приватизация.
Инструменом,дисциплинирующим финансово-кредитную форму управления экономикой, сталвведенный в 1997 г. валютный борд. Были установлены твердый курс национальнойвалюты по отношению сначала к немецкой марке (1000 левов = 1 марка), а с 1999г. — к евро (1,95 лева = 1 евро), соотношение между валютными резервами иденежной массой, а также жестко ограничены государственные расходы.
Введение валютногоборда благоприятно отразилось на развитии экономики. Удалось значительноснизить уровень инфляции, которая до 1997 г. формировалась за счет не толькосвободного ценообразования, но и манипуляции валютными курсами, сократитьдефицит бюджета, достичь экономического роста: в 1998—2002 гг. среднегодовойрост ВВП составил 4,1% против –4,6% в 1990—1997 гг.
Правительство И.Костова завершило в целом начавшийся в 1990 г. процесс приватизации: к середине2000 г. было приватизировано более половины активов государственнойсобственности, в том числе 82,2% промышленных предприятий, доля частногосектора в создании ВВП в 2000 г. составила приблизительно 70%.
Происшедшие в странеперемены позволили в октябре 2002 г. Европейской Комиссии констатировать, что вБолгарии налицо «функционирующая рыночная экономика».
И. Костов стал первымпремьер-министром после 1989 г., который сумел полностью реализовать своймандат. Но это объяснялось не столько общественной поддержкой правительственныхначинаний, сколько отсутствием какой-либо альтернативы. Кабинет И. Костовапостоянно сотрясали разоблачения, связанные с коррупцией. В декабре 1999 г. И.Костов вынужден был реконструировать правительство, сменив 10 наиболее одиозныхминистров. В сентябре 2000 г. сам премьер попал под удар, поскольку в центреразразившегося скандала оказался возглавлявшийся его женой фонд «БудущееБолгарии», который, в частности, финансировался российскимипредпринимателями.
Неприятие властивыражалось в характеристике сложившихся экономических отношений как «мафиозногокапитализма», в объяснении появления класса имущих как результатаискажений в ходе приватизации госсобственности, как следствия получившихширокий размах теневого предпринимательства, контрабанды, организованнойпреступности и т.д.
Необычайно сильноесоциальное расслоение, доминирование бедности, когда, например, оплата толькоза отопление двухкомнатной квартиры привышала среднюю пенсию, не позволялидостичь общественного согласия. Болгары большн не хотели верить ни БСП, ни СДС,десять лет управлявших страной по очереди.
В этой обстановке в2001 г. для участия в очередных парламентских выборах вернулся СимеонСакскобургготский, вынужденно покинувший родину в 1946 г. И сделал он это некак монарх, а как обычный гражданин Болгарии.
В глазах многихизбирателей Симеон Сакскобургготский олицетворял собой успешного западногобизнесмена, богатого и честного, а значит чуждого коррупции, с широкимимеждународными связями. То есть он представлялся антиподом сложившегосястереотипа болгарского предпринимателя и политика, думающих только особственной выгоде и наживе, а не о всеобщем благе.
Предвыборные обещаниясформированной Симеоном Сакскобургготским партии «Национальное движениеСимеон Второй» (НДСВ) имели социальную направленность. НДСВ выступало подлозунгами улучшения жизненных стандартов и оздоровления экономики за 800 дней,борьбы с коррупцией, организованной преступностью, утверждения толерантности вполитике.
В июне 2001 г. НДСВодержало победу на парламентских выборах. На последовавших за парламентскимипрезидентских выборах НДСВ не стало выдвигать своего кандидата. При общейнизкой активности избирателей в ноябре 2001 г. президентом страны был избранпредставитель БСП Георгий Пырванов. Таким образом было восстановлено нарушенноесобытиями 1995—1996 гг. равновесие сил между БСП и СДС, но уже при лидерствеНДСВ.
С тем, чтобы обеспечитьсебе абсолютную поддержку парламента НДСВ вступило в коалицию с ДПС. ОднакоСимеон Сакскобургготский, в соответствии с предвыборными обещаниями,сформировал свой кабинет, основываясь на принципе компетентности,профессионализма, а не партийности. По этой причине в правительство оказалисьвключенными и деятели БСП.
Во время нахождениякабинета Симеона Сакскобургготского у власти в основном были реализованыприоритетные задачи внешней политики – в марте 2004 г. страна вступила в НАТО,а в апреле 2005 г. президент Г. Пырванов и премьер-министр СимеонСакскобургготский подписали договор о присоединении Болгарии к ЕС.
Во внутренней жизнипроизошла стабилизация экономического роста, возрос кредитный рейтинг страны,снизились инфляция и безработица. Однако правительство СимеонаСакскобургготского кончно же не смогло уберечь общество от ряда тяжелыхпоследствий трансформации, особенно в социальной области. И это отразилось нарезультатах парламентских выборов 2005 г.
На них последесятилетнего перерыва успех сопутствовал Болгарской социалистической партии,выступившей в блоке «Коалиция во имя Болгарии» с другими партиямилевого толка (Болгарской социал-демократической партией, Политическим движениемсоциал-демократов и др.).
Не обладая большинствомв Народном собрании, «Коалиция во имя Болгарии» (82 места впарламенте) обратилась за поддержкой к НДСВ (53 места) и ДПС (34 места). Если ДПСсразу присоединилось к коалиции, то НДСВ первоначально отказалось.
При такой расстановкесил в конце июля 2005 г. Народное собрание перевесом в один голос утвердило напост премьер-министра лидера БСП, выпускника исторического факультета МГУСергея Станишева (1966 г. р.), но не одобрило предложенный им составправительства. Только после того, как С. Станишеву удалось добиться от НДСВсогласия на партнерское сотрудничество, в августе 2005 г. приступил кисполнению своих обязанностей кабинет, составленный из представителей «Коалицииво имя Болгарии», НДСВ и ДПС.
Кредо своей политикипремьер-министр С. Станишев сформулировал следующим образом: евроинтеграция,экономический рост, социальная ответственность.
Опыт функционированияполитической сцены Болгарии после падения «реального социализма»,свидетельствует, что главными его направлениями были становление многопартийнойсистемы, правового государства и гражданского общества.
Начало трансформациисуществовавшей до 1989 г. формально двухпартийной, а реально однопартийнойсистемы, сопровождалось образованием огромного числа (более 200) партий, союзови движений.
Ведущими силами воформлявшейся многопартийной системе в 1989-2001 гг. выступали Болгарскаясоциалистическая партия (БСП) и Союз демократических сил (СДС), сложившийся в1989 г. как коалиционный блок сил антикоммунистической оппозиции. БСП и СДСразличали, главным образом, предлагавшиеся ими подходы к решениюсоциально-экономических задач страны. Что же касается политических лозунгов, тоони практически были идентичными.
Особняком средивозникших партий стояло Движение за права и свободы (ДПС). Движение возникло вначале 1990 г. как организация, выражающая интересы мусульманского, преждевсего турецкого населения Болгарии. Но официально ДПС выступало как общегражданскоедвижение, не отдающее каких-либо предпочтений ни одной из наций или конфессий.Только таким образом ДПС добилось в 1992 г. признания Конституционным судом каклегитимной партии. Дело в том, что болгарское законодательство запрещаетсоздание политических партий на этнической, расовой или религиозной основе.
ДПС в политическойжизни Болгарии представляло собой партию своеобразного «конформистского»типа, вступавшую в коалиции с теми силами, которые находились у власти.
Фактически, сложившаясяв Болгарии в 1989—2001 гг. партийная система функционировала как системабиполярного плюрализма.
Взаимоотношения двухполюсов партийной системы — БСП и СДС — отличало отсутствие толерантности,неотъемлемой составляющей плюрализма. Причем острота конфронтации со временемвсе более отвращала от них избирателей.
В 2001 г. в Болгариипоявилась новая партия «Национальное движение Симеон Второй». То, чтодвижение было названо именем его лидера выказывает природу большинстваболгарских партий, строящихся на основе лидерства.
Идейный облик НДСВопределял его лозунг необходимости утверждения новой морали в политике с ееосновными принципами – открытостью и терпимостью.
НДСВ утвердило себя вкачестве третьего центра в партийной системе, создав тем самым предпосылки длятрансформации биполярной системы в систему многополярного плюрализма.
Поставив задачусоздания правового государства, Болгария, как и другие страны с переходнойэкономикой, столкнулась с проблемой ослабления государства, его неспособностьювыполнять элементарные функции, обеспечивать соблюдение общественного порядка иустановленных правил. Но постепенно определяющей тенденцией стало усилениегосударства с одновременным утверждением таких принципов его деятельности, какпрозрачность и легитимность. С данной тенденцией связаны и попытки созданиякомпетентной, ответственной, эффективной и некоррумпированной государственнойадминистрации.

2. Экономическоеразвитие постсоциалистической Болгарии
Переходный период вБолгарии долгое время характеризовался резким ухудшением всех важнейшихэкономических показателей: сокращением объема ВВП, устойчивым спадом объемовпромышленного и сельскохозяйственного производства, внешней и внутреннейторговли, ростом безработицы и т.д.
Положениестабилизировалось только к 2000 г., когда рыночная экономика стала в Болгарииреальностью. С этого времени наблюдаются неуклонный рост ВВП (в 2003 г. онсоставил 5%, в 2005 г. —6%), улучшение кредитного рейтинга страны (в 2004 г.сумма иностранных инвестиций достигла 2 млрд. евро), снижение уровня инфляции(если в 2000 г. инфляция в Болгарии равнялась 10,3%, то в 2003 г. — 2,4%),сокращение внешней задолженности.
В процессе перехода крыночной экономике некоторые отрасли промышленности из-за отсутствия внешнихрынков сбыта и сокращения спроса на внутреннем рынке были свернуты, убыточныепредприятия ликвидированы (на это, в частности, был использован выделенныйБолгарии в сентябре 1998 г. Международным валютным фондом кредит в 900 млндолларов). В результате, в 2005 гг. основной удельный вес в промышленностиприходился не на тяжелую, а, главным образом, на перерабатывающую и пищевуюотрасли.
Одним из ведущихнаправлений болгарской экономики осталась энергетика. Для Болгарии, котораяимеет один из наиболее низких в Европе ВВП (ВВП на душу населения в 2000 г.составил 1459 долларов, в то время как в ЕС – 21800 долларов), характерныдостаточно высокие показатели производства электроэнергии на душу населения –приблизительно 4900 киловатт против 6470 в ЕС. Производство электроэнергииимеет сбалансированную структуру: 48% приходится на ТЭЦ, работающие на местноми привозном топливе, 44% – на АЭС и 8% – на ГЭС.
Болгария обладает однойатомной станцией «Козлодуй», выстроенной при технологической помощиСоветского Союза. В настоящее время на станции работают на российском ядерномтопливе четыре энергоблока.
Под давлениемЕвросоюза, считающего советские ядерные технологии небезопасными, Болгариявзяла на себя обязательство остановить в 2006 г. третий и четвертыйэнергоблоки. Однако с целью сохранения позиций ведущего экспортераэлектроэнергии на Балканах София приняла решение о возобновлении прерванного в1992 г. строительства АЭС «Белене». Строительство планируетсязавершить к 2010-2011 г. и запустить в эксплуатацию два энергоблока суммарноймощностью 1600-2000 МВт.
К наиболее динамичноразвивающимся отраслям болгарской экономики относится туризм (только в 2002 г.был достигнут 20% рост продаж в туристическом бизнесе, и эта тенденциясохранилась и в последующие годы).
В период трансформацииявственно обозначилась тенденция снижения удельного веса аграрного сектора всоздании ВВП. Если в 1997 г. он составил 26,6%, то в 2000 г. — только 14,5%.При этом на фоне отрицательного общего внешнеторгового сальдо, внешнеторговоесальдо для аграрной отрасли являлось положительным.
В аграрном секторепреобладают частные хозяйства (65,9%), занимающиеся, в основном,растениеводством. Сельскохозяйственные производственные предприятия,базирующиеся на кооперативной форме собственности, составляют 28,8%.
К актуальным задачамправительства в аграрной отрасли относятся: создание условий для реальногорынка земельной собственности и ее укрупнения, повышения конкурентоспособностипродуктов сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, улучшениеусловий жизни и труда крестьян и др.
Процесс трансформации вобласти экономики изменил структуру занятости населения в Болгарии. Значительновозросло число работающих в сфере услуг (с 37% в 1990 г. до 57,1% в 2003 г.)при одновременном сокращении доли работников промышленности (с 45% в 1990 г. до32,8% в 2003 г.) и сельского хозяйства (с 18% в 1990 г. до 10,1%). Доля лиц,живущих за счет частного сектора, в 2003 г. достигла 74,8% всегосамодеятельного населения.
3. Внешняяполитика республики Болгария
Приоритетами внешнейполитики Болгарии периода трансформации являлись вступление в НАТО иЕвропейский союз.
Путь страны отзаявления о желании вступить в НАТО до ее присоединения к Североатлантическомуальянсу растянулся более чем на 10 лет. За это время Болгария осуществилареорганизацию и привела в соответствие со стандартами и потребностями НАТО своивооруженные силы и вооружения, военную инфраструктуру и военный бюджет,установила гражданский контроль над военным ведомством.
Дипломатическиеотношения с НАТО Болгария установила в 1990 г. В 1994 г. она присоединилась кпрограмме «Партнерство во имя мира». В мае 1997 г. Народное собраниеприняло декларацию о национальном согласии, согласно которой присоединениестраны к НАТО определялось в качестве основного национального приоритета.Парламент дважды, в 1998 г. и 1999 г., вопреки общественному мнению страныподдержал политику НАТО в Косово, предоставив НАТО возможность использоватьвоздушное пространство и территорию Болгарии для транзита вооруженных сил,техники и т.д. В мае 2003 г. Народное собрание приняло решение об участиивоеннослужащих Болгарии в многонациональных оперативных силах в Ираке. Наконец,в марте 2004 г. вступил в силу протокол о присоединении Болгарии к НАТО,подписанный в марте 2003 г.
Вступление в Евросоюзрассматривалось и рассматривается Софией как шанс ускорить модернизацию страны.Именно поэтому данный выбор представлялся безальтернативным, несмотря наимевшие место негативные общественные настроения. Доводы скептиков,отстаивавших тезис о возможности успешного развития Болгарии вне ЕС на основеукрепления военной промышленности и атомной энергетики, отвергалисьбольшинством политиков как неубедительные.
Задача вступления в ЕСпотребовала от Болгарии, как и от других стран, создания рыночной экономики,способной выдержать конкуренцию, в том числе и в рамках ЕС; стабильныхинститутов, гарантирующих демократию, верховенство закона, соблюдения прав исвобод человека, защиты прав меньшинств; включения в единое правовое полеЕвросоюза, связанного с освоением правового массива, состоявшего приблизительноиз 25 тыс. различных нормативных актов.
Дипломатическиеотношения с Европейским сообществом Болгария установила в 1988 г. В 1990 г.было подписано соглашение о торговле и торгово-экономическом сотрудничестве,предусматривавшее постепенную ликвидацию количественных ограничений наболгарский экспорт и взаимные уступки в торговле сельскохозяйственнымипродуктами. Тогда же Болгария была подключена к программе ФАРЕ и началаполучать ежегодную безвозмездную помощь от Евросоюза на поддержку реформ и дляподготовки страны к полноправному членству.
В 1993 г. вступили всилу соглашение об ассоциировании Болгарии в Европейский союз, обеспечившееусловия для развития политического диалога, и временный договор о торговле,предусматривавший создание зоны свободной торговли между Болгарией и ЕС.
В декабре 1995 г.болгарское правительство приняло решение официально подать заявление ополноправном членстве в ЕС (при голосовании в парламенте оно было поддержано212 голосами при 1 «против»).
Поскольку в 1997 г.Болгария в качестве страны-кандидата получила оценку как недостаточноподготовленной к началу переговоров о присоединении, было решено приступитьтолько к их подготовке. Переговоры Болгарии с ЕС о присоединении начались вфеврале 2000 г.
В опубликованном в 2002г. годовом докладе Европейская Комиссия констатировала, что в Болгарии налицо «функционирующаярыночная экономика» и что Комиссия поддерживает желание страныприсоединиться к ЕС в 2007 г.
В соответствии с даннымвыводом и решением Совета Европы, Еврокомиссия в 2002 г. разработала и приняладокумент, названный «дорожной картой», на период до 2007 г. В феврале2005 г. Болгарии был вручен проект договора о присоединении. В апреле 2005 г.Европарламент поддержал Болгарию в вопросе ее присоединения к ЕС («за»высказалось 522 депутата, 70 проголосовали «против», а 69 – «воздержались»).
После этого, 25 апреля2005 г. президент Болгарии Г. Пырванов и премьер-министр СимеонСакскобургготский подписали договор о присоединении Болгарии к ЕС. Онпредусматривает, что если страна окажется неподготовленной к полноправномучленству в ЕС к 1 января 2007 г., то ЕС может отложить присоединение на одингод.
В связи с рядомобъективных обстоятельств, а также вследсвие восприятия России болгарскимполитическим классом как силы, находящейся в оппозиции НАТО и ЕС, вболгаро-российских отношениях имел место достаточно продолжительный периодвзаимного отчуждения. Для преодоления предубеждения в отношении РФпотребовалось время. Немало усилий для налаживания добрососедских,взаимовыгодных отношений между двумя странами приложили президент Болгарии Г.Пырванов и премьер-министр Симеон Сакскобургготский. Главным итогом этойдеятельности стали «Совместная декларация Президента Российской Федерациии Президента Болгарии о дальнейшем углублении дружественных отношений ипартнерства между Российской Федерацией и Республикой Болгарией» и 10двусторонних документов, которые были подписаны во время визита в Болгарию вмарте 2003 г. российского президента В. В. Путина.
Доминирующими вболгаро-российских отношениях являются торгово-экономические связи. Преждевсего, это сотрудничество в области энергетики. Так, в 2003 г. стороныдоговорились продлить действующий до 2010 г. контракт о транзите российскогогаза в Грецию, Македонию, Сербию, Черногорию и Турцию на 10-15 лет, а такжеувеличить объем поставок голубого топлива в Болгарию. Российский партнервыразил готовность принять участие в развитии трубопроводного транспорта игазификации территории Болгарии. Согласно заявлению В. В. Путина во времяпосещения Болгарии в марте 2003 г., правительство Российской Федерации принялорешение выделить кредит в размере 150 млн долларов на сотрудничество сБолгарией в газовой сфере.
Ведущим российскиминвестором в болгарскую экономику является компания «Лукойл», еекапиталовложения только в 1999—2002 гг. составили 340 млн долларов (болгарскиеинвестиции в России в виде оборудования, технологий и материалов в совместныхпредприятиях, преимущественно в табачной и пищевой промышленности, исчисляютсяв размере 70 млн долларов). Сохраняется сотрудничество в области атомнойэнергетики.
В 2003 г. наметилисьсдвиги в области военно-технического сотрудничества. Была достигнутадоговоренность, что свои долговые обязательства российское министерство обороныбудет погашать за счет ремонта некоторых судов на болгарских предприятиях. Вчисле нерешенных остается вопрос об использовании Болгарией более чем 670лицензий на производство систем вооружения, переданных ей Советским Союзом.
Еще одним болезненным вопросомявляется дисбаланс в двусторонней торговле. Так, в 2002 г. отрицательное дляБолгарии сальдо торгового баланса с Россией достигло 1,2 млрд. долларов. Причемпроблемы в торговле носят структурный, а не только конъюнктурный характер.Российская сторона обеспокоена, что около 80—90% ее экспорта приходится наэнергоносители, сырье и полуфабрикаты, тогда как доля машин и оборудованиянеуклонно сокращается. Причиной последнего является, с одной стороны,недостаточная конкурентоспособность российской продукции, а с другой, – высокиеставки болгарских таможенных пошлин. Например, в 2002 г. ставки таможенныхпошлин при импорте тракторов из России составляли 7,5 и 11,3%, легковыхавтомобилей — 10 и 11,5%, грузовиков — 10 и 17,5%, а из ЕС — 0%. Дело в том, чтов результате либерализации торговых отношений Болгарии с ЕС и членами ЦЕССТ спромышленных товаров этих стран таможенные пошлины не взимаются. Сходныедвусторонние соглашения были заключены Болгарией с Турцией, Македонией,Албанией, Сербией и Черногорией. Решения же о мерах по либерализации взаимнойболгаро-российской торговли, принятые в 1997 г., практически не реализуются,хотя в марте 1999 г. Болгария была включена в национальную схему преференцийРоссии и пошлины на товары традиционного болгарского экспорта были снижены на25%. Существуют и другие причины, сдерживающие развитие двусторонней торговли.
4. КультураБолгарии
В современной Болгарии.Наиболее зримые изменения в постсоциалистической Болгарии наблюдались в системевысшего образования. В 90-е гг. XX в. они были связаны, главным образом, сколичественным ростом частных высших школ. В 2002/2003 учебном году их числосоставило 14 (7 университетов и специализированных высших школ, и столько же независимыхколледжей).
Кроме того, в 1996 г.был совершен переход к новой нормативной системе: бакалавр, магистр, доктор.Что же касается качества образования, то проблемы не только остались, но иусугубились.
В сфере науки шлосокращение научно-исследовательских институтов, главным образом отраслевых, атакже численности занятых в ней сотрудников. За десять лет, начиная с 1991 г., количествонаучно-исследовательских институтов уменьшилось в 6 раз, а числосотрудников—почти в 4 раза.
К 2000 г. по уровнюфинансирования науки Болгария занимала одно из последних мест в Европе (в 2000г. — 0,30% ВВП, тогда как на модернизацию армии выделялось 2,5-3% ВВП).Единственным эффективным источником финансирования являлись международныепрограммы и гранты. В 1991—1998 гг. болгарские ученые были задействованы в 250научных проектах ЕС. По уровню своей активности они занимали четвертое местосреди стран Центральной и Юго-Восточной Европы, пропустив вперед только коллегиз Польши, Чехии и Венгрии. Участие в совместных прикладных исследованиях заданный период увеличилось приблизительно в три раза. Этим были созданыпредпосылки для развития в Болгарии индустрии высоких технологий.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.