Реферат по предмету "Культура и искусство"


Ценности и идеалы средневековой культуры Западной Европы

СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение        
2. Античность и средневековье
2. Достижения и ценности культурыСредневековья
3. Заключение
4. Библиографическийсписок

Введение
Средние века в историиЗападной Европы охватывают более тысячелетия – с V века по XVIвек. В этом периоде обычно выделяют тапы раннего (V-IX века), зрелого, или классического (X-XIII века) и позднего (XIV-XVIвека) Средневековья. С точки зрения социально-экономических отношений этотпериод соответствует феодализму.
В средние века, как и вдругие эпохи, на европейском континенте имели место сложные и противоречивыепроцессы, одним из главных результатов которых стало возникновениегосударств и всего Запада в его современном виде. Несомненно, лидероммировой истории и культуры в эту эпоху был не западный мир, а полувосточнаяВизантия и восточный Китай, однако и в западном мире происходили важныесобытия. Что касается соотношения античной и средневековой культур, то вотдельных сферах (наука, философия, искусство) Средневековье уступалоантичности, однако в целом оно означало несомненное продвижение вперёд.
Наиболее трудным и бурнымоказался этап раннего Средневековья, когда рождался новый, западный мир.Его возникновение было обусловлено распадом Западной Римской империи (V век), что в свою очередь было вызвано её глубоким внутреннимкризисом, а также Великим переселением народов, или нашествием варварскихплемён – готов, франков, алеманов и т.д. С IV-IX веков произошёлпереход от «римского мира» к «христианскому миру», вместе с которым возниклаЗападная Европа.
Западный, «христианскиймир» появился на свет не в результате разрушения «римского мира», а в процессеслияния римского и варварского миров, хотя он и сопровождался серьёзнымииздержками – разрушениями, насилием и жестокостью, утратой многих важныхдостижений античной культуры и цивилизации. В частности, серьёзно пострадалранее достигнутый уровень государственности, поскольку возникшее в VI веке варварскиегосударства-королевства вестготов (Испания), остготов (северная Италия),франков (Франция), англосакское королевство (Англия) – были непрочными и потомунедолговечными.
Наиболее сильным из нихоказалось Франкское государство, основанное в конце V века королём Хлодвигом и превратившееся при Карле Великом(800г.) в огромную империю, которая к середине IX века также распалась. Однако на стадии зрелого Средневековьяскладываются все основные европейские государства – Англия, Германия, Франция,Испания, Италия – в их современном виде.
Античностьи Средневековье
 
В некоторых областяхжизни уже на раннем этапе Средневековья имели место прогрессивные изменения.В социальном развитии главным положительным изменением сталоупразднение рабства, благодаря чему было ликвидировано противоестественноеположение, когда огромная часть людей юридически и фактически исключалась изкатегории людей.
Если в античности успешноразвивалось теоретическое знание, то Средневековье открыло миру простор для широкогоприменения машин и технических изобретений. Это стало прямым следствиемотмены рабства. В античности главным источником энергии была мускульная силарабов. Когда данный источник исчез, встал вопрос о поиске других источников.Поэтому уже в VI веке начинает использоваться энергияводы благодаря применению водяного колеса, а в XII веке появляется ветряная мельница, использующаяэнергию ветра.
Водяная и ветрянаямельницы позволили выполнять самые разные виды работ: молоть зерно, просеиватьмуку, поднимать воду для орошения, валять и отбивать сукно в воде, распиливатьбрёвна, применять механических молот в кузнеце, волочить поволоку. Изобретениерулевого колеса ускорило прогресс водного транспорта, что в свою очередьпривело к революции в торговле. Развитию торговли также способствовалостроительство каналов и использование шлюзов с воротами.
Положительные сдвигипроисходили и в других областях культуры. Большинство из них, так или иначе,было связано с христианством, которое составляло фундамент всего укладасредневековой жизни, пронизывало все её стороны. Оно провозглашало равенствовсех людей перед Богом, что во многом способствовало устранению рабства.
Наиболее важнойособенностью культуры Средневековья является характер отношений, которыйсложился с античной культурой.
По типу производстваАнтичность и Средневековье представляют одну, аграрную, культуру. Хотяремесленное производство было развито и в древней Греции, и в Риме, впромышленную культуру оно не переросло. И Средневековье покоится на аграрномпроизводстве. Но техническое оснащение труда, специализация и кооперация небыли развиты, приёмы обработки почв были примитивны. Отсюда — систематическинаступающие «голодные» годы вплоть до того периода, когда уже вXVI-XVII вв. из Нового Света не был завезен картофель. Урожайность зерновыхтакже достигла сопоставимых с античной цивилизацией показателей лишь к XIX в.Таким образом, по своей продуктивности средневековая культура не наследует культуруантичности. В других сферах культуры произошёл разрыв с античной традицией:упала градостроительная техника, прекратилось строительство акведуков и дорог,упала грамотность и т. д. Упадок культуры наблюдается повсеместно: и в старыхцивилизациях Греции и Рима, и в новых королевствах франков и германцев.
Многие областиматериальной культуры уступали варварским народам. Например, римляне так и неосвоили выделку качественного железа и изделий из него. В Европе массовоераспространение железа начинается с VIII в. до н. э. Наивысшего мастерства вего обработке достигли кельты, а от них — германцы. К V в. кельты делаютэпохальное открытие — они научились не выжигать углерод полностью из железа,что значительно улучшило ковкость и прочность изделий. Затем они научилисьизбавляться от «слабого» железа методом коррозии. Позднее они открылисекрет выделки стали.
Римляне, кичившиеся своейдоблестью, так и не освоили производства стали. Они закупали стальное оружие узавоёванных ими варваров. Римский короткий колющий меч, гладиус, пасовал передварварским длинным рубящим мечом — спатой.
Средневековая Европаразрабатывает секрет особого метода изготовления оружия, научившисьизготавливать сталь способом дамаскатуры. Меч, сделанный по методу дамаскатуры,переливался всеми цветами радуги! Его длина достигала 75-95 см, ширина — 5-6 см, при толщине не более 5 мм. Вес его достигал 700 г. Это — меч культуры Меровингов. Но и стоил он до 1000 золотых динариев (1 дин = 4,25 г золота, то есть за такой меч надо было выложить 4 кг 250 г золота!).
Меч имел сакральныйхарактер, на нём клялись, ему поклонялись. Он имел имя собственное, как и еговладелец. Знаменитые мечи саг: Грам — меч героя эпоса Сигурда, Хрутинг — мечБеовульфа, Эскалибур — меч мифического короля Артура. Из рыцарского эпоса мызнаем меч Дюрандаль графа Роланда, Жуаез — короля Карла Великого. Но и русскийбылинный эпос и сказочный мир знает меч богатырей — Кладенец.
Варварская Европа многое отвергалав Античной культуре. Взаимодействие культуры Античности и Средневековья — это всвоей основе контакт двух враждебных культур, а враждебные культуры ненаследуются, не заимствуются. Можно освоить чужую культуру в той мере, в какойона не является враждебной, претворив её частично в свою собственную, ачастично в нейтральную, а значит, и излишнюю на данный момент времени. Новраждебная, «вражеская» культура принципиально не заимствуется. Вистории культуры известны трагические страницы, когда чуждая культуравоспринималась как враждебная и уничтожалась: уничтожались конкурирующиерелигии, памятники искусства, домашняя утварь и проч. из-за политической,идеологической вражды, враждебности, охватывающей разные народы. Экономическиеинтересы, политическая вражда переносилась и на произведения искусства, напоэзию, на скульптуру,хотя при иных условиях они могли бы быть сохранены, переданы по наследству.
Культура средневековойЕвропы имеет своё собственное, «варварское» основание и исток. Этасобственная культура народов Европы, которую они отстаивали от разрушенияримлянами, сохраняли её самобытный характер, частично воспринимая культуруантичности, а частично отбрасывая её как ненужную и враждебную.
Так же, как и цивилизацияРима, культура цивилизации Средневековья не стала технической. КультураСредневековья покоится на аграрном производстве, где главной фигурой являетсяземледелец. Но это не раб — «говорящее орудие» античности,вытесняющий свободного работника, это и не свободный общинник периода«военной демократии», варварских походов. Это феодально-зависимыйкрестьянин, с его натуральным производством и продуктом труда.
Французский исследователь культурыЖак де Гофф (Париж, 1965) отмечал, что сознание средневековья было«антитехнично» и повинен в этом господствующий класс — рыцарство.Рыцарство было заинтересовано в развитии техники военного дела, а не в еёпроизводительном применении. Но и трудящееся население не было заинтересовано вприменении техники. Прибавочный продукт, который производился земледельцем,поступал в полное распоряжение феодала, которого не интересовало оснащениетруда. А у земледельца не хватало ни времени, ни знаний для техническогоперевооружения аграрного производства. Поэтому технические достижения Рима вобласти сельскохозяйственного труда оказались невостребованными.
Культура Средневековья — это культурацивилизации. А для цивилизации характерен раскол на противоположности, вчастности, на классы. В древнем Риме это привело к появлению «культурыхлеба» — тех, кто производит, и «культуры зрелищ» — тех, ктоправит, распределяет этот хлеб. В культуре Средневековья также наблюдаетсяраскол, дифференциация на социально-противоположные виды.
Характерной чертой Средневековойкультуры является её раздел на два вида:
культура господствующего меньшинстваи культура «безмолвствующего большинства». Культура господствующегоменьшинства — это культура господствующего класса феодалов, это придворная,рыцарская культура. Она выступает в двух формах — светской, мирской, ирелигиозной, клерикальной. Эти две формы господствующей культуры противостоятдруг другу как мир и «клир», государство и церковь.
3. Достижения и ценности культуры Средневековья
 
Среди важнейшихценностей, утверждаемых культурой, находится отношение к труду. Любое обществовынуждено культивировать особое отношение к труду, в противном случае оно немогло бы существовать.
В Античной культуре,человек — это, прежде всего, свободный человек, гражданин, то есть человек — основатель полиса, города, а значит, человек политический. Для этого человекаглавное — «республика», общее дело, управление, следовательно, трудумственный, а не физический, деятельность по сбору, сохранению и распределениюприбавочного продукта, а не его производству. Поэтому в античной культуре«труд» несёт в себе отрицательное определение: лат.«negotium» — беспокойство. Отсюда современный термин«негоциант» — торговец, делец. Труд воспринимался античностью какотсутствие покоя, досуга, как деятельность, приносящая «беспокойство»,заботу. Этой деятельности противопоставлялась другая — «otium», чтоозначало — «покой, досуг, отдых». Античность ценила положительное — покой, и деятельность, осуществляемую свободно, как отдых, то есть умственнуюдеятельность. Античность ценила наиболее абстрактные, всеобщие формы умственнойдеятельности: философию, математику, музыку, политику. Она не ценила, илиценила, но меньше, конкретные виды умственной деятельности — например,секретарское дело, бухгалтерское, труд надсмотрщиков, приказчиков и т. п. Но неценился и труд скульпторов, так как античность рассматривала деятельностьскульптора как физический труд, схожий с трудом каменотёса.
Варварская культура,лежащая в основе Средневековья, также относилась к труду противоречиво, но это- иное противоречие, чем в Античности. В период крушения Рима, варварскоеобщество в Европе само переживает переходный период, связанный со становлениемклассов и переходом к цивилизации. Для Европы характерен был особый типклассообразования — «аристократический», где верхушка родов и племёнприватизирует общинное достояние. При «плутократическом» типе частнаясобственность утверждается за счёт накопления богатства в личном труде.Приватизация приводит к появлению излишней рабочей силы в аграрномпроизводстве, возникновению «деклассированных» элементов. Ониобъединяются в «дружины» и занимаются грабежом. Поэтому утверждаетсясвоеобразное отношение к труду, для верхушки варварского общества труд — недостойное занятие для благородного и свободного. Труд унижает достоинстводружинника, это — удел «чёрной кости», «простонародья»,«черни», а не «лучших людей». Иное дело — ратный труд. Ондостоин всяческого воспевания и возвеличивания. На место мифологии приходитгероический эпос как сознание и осознание периода военной демократии иразложения варварской культуры. Для античности — это период, воспетый Гомером в«Илиаде» и «Одиссее». Для Средневековья — это«Беовульф» (VIII в.), ирландский эпос «Изгнание сыновейУснеха», саги «Старшая Эдда» («Прорицание вёльвы»,«Речи Высокого») и др. Но и для свободного общинника труд — второстепенное занятие, дело ленивых и малодушных. Тацит так описывает ценностигерманских племён: «гораздо труднее убедить их распахать поле и ждатьцелый год урожая, чем склонить сразиться с врагом и претерпеть раны; большетого, по их представлению, потом добывать то, что может быть приобретено кровью- леность и малодушие». Необходимо было утвердить новые ценности для того,чтобы общество могло существовать и развиваться. И эту задачу стало решатьхристианство. В христианской теологии — труд необходим. Он освещаетсябиблейской историей как наказание за грехи. Труд — проклятие бога: «Ибудешь в поте лица своего добывать хлеб свой насущный», — свидетельствуетБиблия. Труд — неизбежность в этой жизни, на этой земле. За прилежный трудверующего ждёт на том свете воздаяние, спасение для жизни вечной. Уже апостолПавел утверждал: «Не трудящийся — да не ест». Но труд — труду рознь.Поскольку Средневековье утверждает иерархию собственности, оно утверждаетиерархию культуры и её ценностей. В труде также есть иерархия его различныхвидов. На первом месте стоит труд аграрный, а не ремесленный, промышленный. Всвоём знаменитом произведении, названном «Беседа», епископ Эльфрикписал: «Мы все предпочтём жить с тобою, пахарь, чем с тобою, кузнец; ибопахарь даёт нам хлеб и питьё, а что ты, кузнец, в своей кузнице, можешь нампредложить, кроме искр, стука молотов и ветра из мехов?» Но и аграрныйтруд объявлялся более ценным, чем иные виды деятельности, в том числе и в областиискусства. Епископ Гонорий в «Светильнике» (XI в.) обещает крестьянам«по большей части» спасение в раю, тогда как ремесленники,неправедные священники, рыцари-грабители, купцы-обманщики, жонглёры — слугиСатаны попадут в ад. Таким образом, Средневековье противопоставляет культуры — аграрную и индустриальную, праведную (то есть религиозную, соответствующуюхристианским догматам) и «неправедную», куда относится иартистическая, поэтическая деятельность. Разделение общества на два класса — господствующий, феодалов, и зависимое население, крестьянство, — приводит кразделению культур. Первую известный историк культуры А.Я. Гуревич назвалкультурой «господствующего меньшинства», вторую — «культуройбезмолвствующего большинства». Соответственно, в глазах господствующегокласса ценилась «своя» культура. И ценность людей определялась ихстатусом, а последний — владением землей. Так, в Англии в VI в. выкуп заубийство кэрла, богатого общинника, был равен половине вергельда (выкупа) эрла,представителя знати, и в дальнейшем этот разрыв увеличивается.
Было бы упрощениемсчитать, что Средневековье из-за своего консерватизма и традиционализма ничегоне создало, не изобрело, не придумало. Одним из первых, кто пересмотрел взглядына Средневековье как на перерыв в ходе истории, вызванный тысячелетием«варварства», был А. Тюрго. Он отметил, что в Средневековье на фонеупадка наук и порчи вкуса механические искусства под влиянием потребностейлюдей совершенствовались во всех областях: «Какая масса изобретений, неизвестных древним и обязанных своим появлением варварской эпохе! Ноты, векселя,бумага, оконное стекло, большие зеркальные стёкла, ветряные мельницы, часы,порох, компас, усовершенствованное мореходное искусство, упорядоченный торговыйобмен и т. д. и т. п.».
Наиболее яркий видкультуры образует культура рыцарей. Рыцарская культура — это воинскаякультура. Средневековье утверждалось в ходе непрерывных войн, сперваварварских, против римлян, потом феодальных. Это наложило отпечаток на культуругосподствующего класса — это, прежде всего, милитаризованная, военная культура.
Культура рыцарей — этокультура воинских дел, «боевых искусств». Правда, от нас этообстоятельство скрыто более поздними явлениями в культуре, когда романтизм«облагородил» рыцарскую культуру, придал ей куртуазный характер, сталабсолютизировать рыцарскую этику. Рыцари — это сословие профессиональныхвоенных средневековья. Многие из них — верхушка, сами были крупнейшимифеодалами. У них сложился своеобразный образ жизни: турниры, ловы, придворныеприёмы и балы и, время от времени, — военные походы. Их отличала особаяпрофессиональная этика — верность сеньору, служение «прекрасной даме». Наличие определенного«обета» — обещания, которое рыцарь обязан выполнить и т. д.
Кроме культурных видов деятельности,предназначенных для рыцарей, тех, где они играли первые роли, складывается ипридворная культура, где главными актёрами выступали гражданские лица;утверждалась куртуазная культура: танцы, музыка, поэзия — обслуживающиеобитателей королевского двора или замок крупного феодала. При дворескладывается определённый этикет, церемониал, ритуал — то есть порядокорганизации жизни, очерёдность проведения действий, речей, событий.
В этикет входила и церемония«вставания короля», его одевание, туалет, питание, и приёмыпридворных и гостей, и пиры, балы. Всё подвергалось регламентации,культивированию.
Определённойразновидностью феодальной культуры была культура религиозная. Церковьдавно уже превратилась в крупнейшего феодала и руководители церкви были самымибогатыми людьми Европы. Религия, а значит, и церковь, играли в Средневековьеисключительную роль: христианство создавало единую идеологическую основукультуры Средневековья, способствовало созданию крупных единых средневековыхгосударств. Но христианство — это и определенное мировоззрение, формирующеедуховную основу культуры. В центре любой религии — вера, убеждённость всуществовании сверхъестественных, то есть неестественных, явлений. Иногда этиявления персонифицируются, и тогда религия выступает как богословие — учение оБоге.
Для варварской культурыхарактерен геноцентризм. Здесь человек важен лишь постольку, посколькуза ним стоит его род, а он — представитель рода. Отсюда огромное значениеприобретает генеалогия — учение о роде. Герой всегда имеет и знает своихпредков. Чем больше предков он может назвать, чем более «великие» ихдела он может перечислить, тем более «знатным» он сам становится, азначит, тем больших почестей и славы он сам заслуживает. Средневековьеутверждает иную точку отсчета, для него характерен теоцентризм: в центрставится личность Бога, им оценивается человек, к нему человек и все вещиустремлены, везде человек ищет следы пребывания и деяния бога. Это приводит кпоявлению «Вертикального» мышления, «вертикальной культуры».
А.В. Михайлов предлагалназвать средневековый «способ мышления», или «норму видениямира», существенно «вертикальным» мышлением. Эта«вертикальность» означает, во-первых, что мышление постоянно имеетдело с верхом и низом, как задающими всему меру границами мира. По-настоящемублизкими оказываются для средневекового сознания смысловые начала и концы мира;так, близки сотворение и гибель мира, рождение и суд — вместо близости тогобытового окружения, что так естественно для восприятия XIX-XX вв., которое всёэто окружающее окутывает туманами самого интенсивного эмоциональногопереживания.
Многие исследователиопределяют культуру Средневековья как "культуру текста", каккомментаторскую культуру, в которой слово — её начало и конец — все еёсодержание. Для Средневековья текст — это и Евангелие, и Священное Писание иПредание, но это и ритуал, и храм, и небеса. Средневековый человек всюду видити пытается распознать письмена, письма Бога. И небеса — это «текст,читаемый астрологом».
В отличие от культурыРима, где занятия искусством, литературой превратились в источник дохода, былизакреплены за человеком как его профессия и, более того, были образованысоответствующие институты — театр, ипподром, стадион и т. д., например,Колизей, в ранней Средневековой Европе артист, поэт не имели постоянного местатворчества и постоянной аудитории — придворной или народной. Поэтому жонглёры,артисты, скоморохи, слуги-поэты, менестрели, музыканты передвигались вгеографическом и социальном пространстве. У них не было закреплённого места всоциальной нише. Они переходили из города в город, из страны в страну (ваганты- бродячие поэты, певцы) от одного двора — королевского, к другому — графскомудвору или двору крестьянина. Но, значит, в социальном плане они переходили отобслуживания одного социального слоя к другому. Отсюда народность этойкультуры, её эклектизм (заимствование), обогащение и элитарной, и народнойтематикой, симбиоз (то есть сосуществование, взаимообогащение). Таким образом, артистов, писателей ит. д. отличал универсализм (энциклопедизм, широта кругозора). В фаблио«Два жонглёра» (XIII в.) перечислялись умения артиста. Жонглёр долженбыл: уметь играть на духовых и струнных инструментах — ситоле, виоле, жиге; исполнятьпоэмы о героических деяниях — сирвенты, пасторелы, фаблио, декламироватьрыцарские романы, рассказывать истории на латыни и родном языке, знатьгеральдическую науку и все «прекрасные игры на свете» — демонстрировать фокусы, балансировать стульями и столами, быть умелымакробатом, играть ножами и ходить по канату.
Средневековая символика — исторична. В процессе её развития значение символа менялось: один и тот жесимвол на разных исторических этапах изображал разные объекты. Например, рыба — это и символ мироздания, и символ ранних христиан. Крест — это и солярный знак,символ солнца, и символ христианства, как страдания, и единства (все крещёные),и символ мирового дерева в языческой мифологии
Символика — разноуровневое явление: для одних, профанов, символ означал одно, для других,посвящённых, — другое.
Следует учитыватьамбивалентность символа — в зависимости от контекста он может олицетворять какотрицательные, так и положительные свойства. Например, лев можетсимволизировать: Христа, Евангелиста Марка, Воскресение верующих, Сатану,дьявола. Таким образом, при трактовке символа важен исторический и культурныйконтекст.
Для раннего Средневековьяхарактерно творчество монахов — писателей, поэтов, учёных. Альдхельм(640-709), брат короля Уэссекса в Англии Инэ, аббат монастыря в Мальмсбери,сочинял на древнеанглийском языке, его поэзия до нас не дошла, мы знаем о ней визложении других авторов. В основном он разрабатывает тему наставлений:монахам, монахиням, священникам. Выдающимся писателем, учёным былмонах-бенедиктинец Бэда Достопочтенный (672-735) Известны его труды: «Оприроде вещей» — военно-медицинский трактат, «Церковная историяанглов» — посвящён происхождению англосаксов и истории Англии. Здесьвпервые используется новая схема летоисчисления — от рождества Христова,которая была предложена в 525 г. Дионисием Экзегетом, римским диаконом.Во-вторых, Бэда первым провозгласил идею единства английского народа,объединяющего и англов, и саксов, и ютов. Бэда включил в свою историю многиедокументы, народные предания, легенды, что сделало его имя весьма авторитетным.
Литературараннего Средневековья
Крушение римской культурысопровождалось глубоким кризисом в культуре средневековой Европы. Но этопадение было не повсеместным: и в Европе сохранились очаги культуры,продолжающие или часто заимствующие римские традиции, а с другой стороны,кодифицирующие народные произведения предшествующей, языческой культуры.
Так, на континентевыделяется Каролингское Возрождение, связанное с созданием централизованногогосударства Карла Великого. Здесь следует, прежде всего, отметить творчествопоэтическое, продолжающее традиции народного эпического жанра. Это Алкуин(730-804) англосакс, Павел Диакон, Теодульф Седулий Скотт и др. Развиваютсяразнообразные жанры. Это и «учёная поэзия» (Алкуин и др.), поэзиявагантов (VIII-XII вв.), бродячих певцов и поэтов, «Видения» — дидактико-повествовательная проза (VIII-XIII вв.), Exempla (притча),«Хроники» — «Саксон Грамматик», «Деяния датчан»,«Сага о Гамлете» и др. Обрабатывается и записывается ирландский эпос- например, «Изгнание сыновей Уснеха» и другие саги. В Скандинавииобрабатывается ряд эпических сказаний и собирается «Старшая Эдда»(«Прорицание вёльвы», «Речи Высокого», «Песнь оТрюме», «Песнь о Велюнде»), «Младшая Эдда» (… Второйсын Одина — это Бальдр), обрабатываются и саги. В Провансе развивается лирикатрубадуров, известность получают: Маркабрюн, Бернарт де Вентадорн, Берторн деБорн и др. Делается попытка возродить эпический жанр — создаются«Беовульф» (VIII в.), «Песнь о Роланде» (XI в.).
Поэма «Беовульф»(VIII в.) — образец средневекового героического эпоса англосаксов. Она возниклана основе обработки германских преданий родового общества.
В Средневековьеразвиваются образование и наука.
Для средневековой наукихарактерно было выделение свободных искусств, что составляет заимствование издревнеримской культуры. Марциан Капелла (V в.) в книге «Сатирикон, или обракосочетании филологии и Меркурия» выделяет 7 искусств: грамматика,риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
Все свободныеискусства делились на две части, образуя «тривиум» и«квадривиум». В тривиум входили: грамматика, риторика, диалектика(логика). Квадривиум образовывали арифметика, геометрия, астрономия, музыка.Следующий шаг в развитии образования делает Кассиодор (487-575) — придворныйкороля Теодориха. В своём трактате «Руководство к божественной и мирскойсловесности, или об искусствах и научных дисциплинах» он предлагаетсоединить все науки с христианством. Они должны превратиться в частьобразования клириков. Точное понимание Писания возможно только при обладанииначальным знанием. Поэтому церковь должна контролировать развитие науки иобразования. Происходит подчинение науки религией, идеологизация науки.
В условиях упадкагородской культуры и централизованных государств наука может сохраниться тольков монастырях. Монастыри становятся убежищем культуры, а монахи занимаютсянаучной деятельностью. Здесь можно назвать Бонифация (?-755 г., Англия), Бэду Достопочтенного (673-735), Алкуина (735-804) — монахов, много сделавших длясохранения научной традиции. Иосидор Севильский добавляет к семи свободнымискусствам ещё два — юриспруденцию и медицину.
Карл Великий, создаваяимперию и централизованное государство, стремился привлечь к своему двору идеятелей науки, культуры: Павла Диакона (лангобарда), Алкуина (англосакса),Эйнхарда (франка). При дворе создавались школы по изучению Вульгаты — Библии налатинском языке.
IX в. — век Каролингскогоренессанса. Появляется «Академия» в Париже, основанная КарломВеликим. Наука соединяется со светским образованием. В дворцовой школеруководил Иоанн Скот Эриугена (810-877). В основном в этот период наукаориентировалась на освоение греко-римского наследия, приспособление его кпотребностям религии (идеологии) христианства. Со временем школы превратились вфакультеты искусств, факультеты университетов.
Одновременнозакладывались и противоречия в научно-христианский синтез. Дело в том, чтохристианство, Библия весьма скудно трактуют космологию и естественнонаучнуюкартину мира. Из Библии мы можем узнать только, что земля плоская, круглая, онанаходится в окружении вод, а над ней нависает твёрдый шатер неба, а над небоместь ещё воды, которые могут пролиться. К небесному шатру прикреплены светила.Из такого рода представлений не много можно почерпнуть для объяснения природныхявлений.
В самом начале VIII в.арабы завоёвывают Пиренейский полуостров и вступают в прямые контакты сварварскими государствами Европы. Культурный обмен начинается не ранее IX в. ипродолжается вплоть до реконкисты (1085 г.). Значительную часть арабской культуры составляет греко-римское наследие, заимствованное арабами. Другую частьсоставляют сведения, усвоенные арабами в ходе завоевательных походов на Востоке,в частности, у индийских математиков. Так, у индийских учёных Ариабхаты (476 г.-?) и Брахмагупты (598-660) арабы заимствуют десятеричную систему исчисления, понятие нуля (0),умение извлекать кубический и квадратный корни, решать определённые инеопределённые уравнения. Составной частью арабской науки являются собственныеновации арабских учёных: Али Аббаса (?-994 г.), Ибн Сины (980-1037), Аль Хорезми (783-850), Аль Фергани (IX в.), Ибн Туффейля (1110-1185), Ибн Рушда(Аверроэса, 1126-1198). Но в это время обнаруживается другой канал связисредневековой науки Европы с Востоком — крестовые походы. В XIII в. врезультате IV крестового похода захватывается Византия. Начинается активноеусвоение греческой и арабской культуры. Это вторая встреча христианства сантичностью и арабской культурой.
Парижский университетстал центром культурной и идейной жизни Средневековья. У истоков его образования стоялиПьер Абеляр (1079-1142), Пётр Ломбардский, Жильбер де ля Порре (1076 — 1154) идр. Обучение в Университете было длительным. Студент ещё в молодые годы (в 12лет) должен был поступить на факультет свободных искусств. В 18 лет он получалзвание «бакалавр свободных искусств». После этого он мог обучаться натеологическом факультете и после 8 лет обучения получить звание «бакалавратеологии». Затем бакалавр теологии под руководством магистра 2 года долженбыл заниматься комментированием Священного Писания и 2 года — комментированием«Сентенций» — свода теологического знания (Священного Предания).После этого (в 30 лет) он становился «полным бакалавром». Затем 4года он должен был принимать участие в диспутах и произносить проповеди. Толькопосле этого он получал (в 34 года) право на чтение лекций и из бакалаврастановился магистром теологии.
В целом, можно сказать,что средневековая наука лишь восстановила те знания, которые открыл античныймир. Но по многим позициям: в области математики, астрономии — она лишьприблизилась к античной науке, но так и не превзошла её. Во многом тормозомразвития науки выступила идеология — религия, христианство. Попыткиосвободиться от влияния христианства предпринимались на всём протяженииСредневековья, особенно в период его упадка, но эти попытки былинепоследовательными. Одной из таких попыток выступало учение о двойственностиистин: есть истины божественные, истины Писания, и есть истины научные. Новысшие истины — истины теологии.

Заключение
 
Культура Средневековья –при всей своей неоднозначности её содержания – занимает достойное место вистории мировой культуры. Эпоха Возрождения давала Средневековью весьмакритическую и суровую оценку. Однако последующие эпохи вносили в эту оценкусущественные поправки. Романтизм XVIII-XIX веков черпал своё вдохновение всредневековом рыцарстве, видя в нём подлинно человеческие идеалы и ценности.Женщины всех последующих эпох, включая нашу, испытывают неизбывную ностальгиюпо настоящим мужчинам-рыцарям, по рыцарскому благородству, щедрости иучтивости. Современный кризис духовности побуждает нас обращаться к опытуСредневековья, вновь и вновь решать вечную проблему соотношения духа и плоти.
Основныминравственными ценностями христианства являются Вера, Надежда и Любовь. Они тесно связанымежду собой и переходят одна в другую. Однако главной среди них выступаетЛюбовь, которая означает прежде всего духовную связь и любовь к Богу и котораяпротивостоит физической и плотской любви, объявляемой греховной и низменной. Вто же время христианская любовь распространяется на всех «ближних», включаятех, которые не только не отвечают взаимностью, но и проявляют ненависть авраждебность. Античность стремилась к идеалу человека, в котором душа итело находились в гармонии. В Средневековье провозглашался безусловный приматнад телесным, делая акцент на внутреннем мире человека, христианствомногое сделало для формирования глубокой духовности человека, его нравственноговозвышения.

Библиографический список
 
1. Бицилли П.М. Элементысредневековой культуры [Текст] / П. М. Бицилли. – СПб.: Мифрил, 1995. – 231 с.
2. Виппер Р.Ю.История средних веков [Текст] / Р.Ю. Виппер. – Киев: AirLand, 1996. – 68 с.
3. Грановский Г.Н. Лекциипо истории Средневековья [Текст] / Г.Н. Грановский. – М.: Искусство, 1984. –122 с.
4. Гуревич А.Я. Категориисредневековой культуры [Текст] / А.Я. Гуревич. – М.: Искусство, 1984. – 88 с.
5. Гуревич, А.Я. Лекциипо истории Средневековья [Текст] / А.Я. Гуревич – М.: Наука, 1987. – 94 с.
6. Гуревич, А.Я.Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства [Текст] / А.Я.Гуревич. – М.: Искусство, 1990. – 122 с.
7. Иванов, В.Г.История этики Средних веков [Текст] / В.Г. Иванов. – Л.: ЛГУ, 1984. – 322 с.
8. Карсавин, Л.П.Культура средних веков [Текст] /Л.П. Карсавин. – Киев: Символ, 1995. – 471 с.
9. Круглова, Л.К.Основы культурологи [Текст]: учебник /Л.К. Круглова. – СПб.: СПГУВК, 1994. –264с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат John Calvin Essay Research Paper Many people
Реферат Використання педагогічних технологій розвитку творчих здібностей в процесі трудового навчання
Реферат Обучение умственно-отсталых детей
Реферат Методологічні та гносеологічні основи вивчення феномена безсмертя
Реферат Ортоироидная культура
Реферат Юридическая ответственность за налоговые правонарушения в Российской Федерации
Реферат Американская трагедия. Драйзер Теодор
Реферат Князь Ярослав Мудрий. Колективізація на Україні причини, суть, методи, наслідки
Реферат Фразеологизмы в обзорах Михаила Идова журнал Сноб
Реферат Роль руководителя в системе управления
Реферат Основні етапи матеріально-технічної підготовки проекту
Реферат Abs, 4 Air-Bag, гур, климат-контроль, сигнализация, иммобилайзер, центральный замок, cd-проигрыватель, dvd-проигрыватель, tv, 4 эл стеклоподъемника, эл
Реферат Понятие и строение человеческой деятельности
Реферат Основные проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию
Реферат Инвестиционный процесс и его участники