СодержаниеВведениеГлава 1. Древние тюрки и первые сведения оних в китайских источникахГлава 2. Арабо-мусульманские источники отюркахГлава 3. Арабское завоевание Средней АзииЗаключениеСписок использованной литературы
Введение
История Древнего Востока и тюрков имеет большую протяженностьво времени. Мы начинаем ее изучение с появления первых государственныхобразований в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV тысячелетия до н.э. и заканчиваем дляБлижнего Востока 30-20-ми гг. IV в.до н.э., когда греко-македонские войска под руководством АлександраМакедонского захватили весь Ближний Восток, Иранское нагорье, южную частьСредней азии и северо-западнуючасть Индии. Что касается Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, то древняяистория этих стран изучается до III-V вв н.э. Эта граница являетсяусловной и определяется тем, что в Европе в конце V в. н.э. пала Западная Римская империя и народы европейскогоконтинента вступили в период средневековья. Географически территория,называемая Древним Востоком, простирается с запада на восток от современногоТуниса, где располагалось одно из древнейших государств — Карфаген, досовременных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север — от современнойЭфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря. В этой обширнойгеографической зоне существовали многочисленные государства, оставившие яркийслед в истории: великое Древнеегипетское царство, Вавилонское государство,Хеттская держава, огромная Ассирийская империя, государство Урарту, мелкиегосударственные образования на территории Финикии, Сирии и Палестины, ТроянскоеФригийское и Лидийское царства, государства Иранского нагорья, в том числе,мировая Персидская монархия, в состав которой входили территории почти всегоБлижнего и частично Среднего Востока, государственные образования Средней Азии,государства на территории Индостана, Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии.
В данной работе мы попытались более глубоко рассказать обарабских источниках о древних тюрках. Исходя из общей цели мы выделяемследующие задачи:
- рассказать опервых сведениях о тюрках в китайских и других источниках;
- осветить историюзавоевания арабами Средней Азии;
- рассказать обарабо-мусульманских авторах и их сочинениях о древних тюрках.
Данная курсовая работа состоит из трех тематически заявленныхглав, введения, заключения и списка использованной литературы.
1. Древние тюрки и первые сведения о них в китайскихисточникахВтечение I—II вв. гунны боролись с Китаем и одновременно с другими соседями:саками, протомонголами и древнекиргизскими племенами бассейна Енисея. В конечномсчете, ослабленные в этой борьбе, гунны в середине II в. н. э. потерпелипоражение от протомонгольских племен сяньби и были оттеснены на запад, впределы современного Казахстана. В этом движении они увлекали за собойпобежденных ими саков, большая часть который подвергалась тюркизации, а такжеугров, являвшихся, по-видимому, союзниками гуннов. Во II в. западные источники(Дионисий и Птолемей) фиксируют гуннов в Прикаспии.Восновном по китайским источникам и данным археологии изучены история Гуннскойдержавы в Центральной Азии, взаимоотношения гуннов с Китаем и западнымисоседями, каковыми были восточноскифские (сакские) племена юэчжей и усуней.Войны гуннов с последними и являются, по сути дела, предысторией гуннскогонашествия на Европу. Именно в последние века до н. э. и первые два столетия н.э. происходили события, плохо освещенные в источниках, но имевшие серьезноезначение для истории Евразии. Речь идет о широкомасштабных этническихизменениях на огромной территории от Монголии до Волги. Раньше здесь в степнойполосе обитали преимущественно иранцы, а в лесостепной — угры. В указанное жевремя ситуация стала меняться. Ныне доказывается, что основная масса племенсобственно Гуннского союза состояла из прототюрок. Единственным остатком их поязыку в наше время являются чуваши, в раннее же средневековье наиболееизвестными прототюркскими этносами были булгары и хазары. Похожена то, что самые первые мусульмане среди Хунгаров появились не ранее второйполовины 3-9 века, в тот исторический период времени, когда племена, входившиев Хунгарскую федерацию, еще вели кочевой образ жизни и обитали между Доном иНижним Дунаем, являясь соседями большого государства Тюркских Хазар (TurkishKhazarr), столица которых Атиль или Идель располагалась чуть восточнее рекиВолги. Население государства составляли различные национальности: чистыехазары, затем иранцы — сарматское племя Аорсы (Aorsi), которые составлялигвардию Хазарского кагана, хорезмийцы (Khwarazmians) и, наконец, многочисленныемусульманские купцы разных национальностей, жившие в столице Хазар, в которойимелись мечети и школы, где изучался Коран. Согласно Risale Ибн Фадлана, вИтели имелась пятничная мечеть, а местные мусульмане являлись поданнымиХазарского кагана.[1] Согласно al-Istakhri вИтели проживало 10 000 мусульман, имелось 30 мечетей.Самоеранее упоминание встречается в " Kitab al — Alak al nafisa", у ИбнРуста (Ibn Rosteh) иранского хронографа, написанную между 290-300 (араб.летоисчисление) или 903-913 гг. на основании географических заметок иранскогоученого – al Diayhani (900?), который в свою очередь, использовал как источникидля своего исторического труда анонимные исторические свидетельства оЦентральной Азии и Восточной Европе. В этих источниках венгры называютсяMadjghariyya или Мадьяры. В тот исторический период Мадьяры проживали недалекоот Черного моря между Доном и Дунаем. Их соседями являлись сильное племяБаджняков (Босняки-Боснийцы, печенеги) Badjanak- Pechenegs. Именно, под ихдавлением Мадьяры около 889 –92 гг. были вынуждены, переселится к Карпатам, гдеосновали свое государство просуществовавшее до окончания I Мировой войны… Весьмавероятно, что тот же самый " Anonymous account" (9 в.) явилсяисточником для «Kitab al Masalik wa manalik» иранского ученого AlBakri, в которой описывается страна Al-Madjghariyya (460/1068). В этомисточнике говорится, что Мадьяры ведут кочевой образ жизни, а их землирасположены по берегу Черного моря Madjghariyya и граничат с Византией (biladal-RumСложностьизучения событий этого времени в запутанности и неопределенности этническойтерминологии византийских источников. Например, кочевников Восточной Европы онитрадиционно называют гуннами, иногда тюрками. Феофилакт Симокатта пишет, что северныесоседи персов — гунны, которых привыкли называть (в его время) тюрки. То же уФеофана и других авторов. [2]Да и армянские писателидаже в VII в. охотно применяют наименование «хоны» ко всем севернымкочевникам/ не обязательно тюркам.Уже говорилось о различении в источникахбулгар и утигуров, но Никифор называет Куврата государем уногундуров, хотя этои не означает тождества уногундуров с оногурами и утигурами, как полагает,например, А.В. Гадло. 2. Арабо-мусульманские источники одревних тюркахОписаниенарода al-Madjghariyya также встречается в Tabai al hауаwan (514/1120 гг.),написанную иранским ученым Sharaf al Zaman Tahir al Marwazi. Анализ текстапоказывает, что в период до 889-92 гг. Хунгары обитали в южных степях России,между Доном (Dune, в тексте иранца Ibn Rosteh) и Atil (Идель прим. Автора) Etul(Don?). Описание страны Al- Madjghariyya в труд al Marwazi, также взято изработы al- Diayhani. АнонимныйПерсидский источник называемый – «Hudud al alam», написанный в 982 г.упоминает Хунгар под именем Madjghari. Согласно «Hudud al alam»,страна — Madjghari располагалась к западу и граничила с Карпатами, а с севераграница проходила со страной Христианского народа названного – Wanandar. Этоплемя, возможно, идентифицировать с племенем Булгар – Onugundurs (Онугуры),которые в 6-7 веках заселили северо-западную часть Кавказа в регионе Кубани. ИзВизантийских источников известно, что под командованием хана Аспаруха частьэтого племени покинула район Кубани и двинулось к нижнему Дунаю, которыйпересекла в 679 г., и где обосновалось. С юга Онугуры граничили с государствомБулгар. Новоприбывшие Оногуры приняли христианское крещение в 864 г. Издругого " Anonymus account" написанного в 10 веке мы узнаем, чтоХунгары завоевали Карпаты в 889-92 гг. [3]ИмяMadjghari или точнее Madjghariyan, (множественное число от ПерсидскогоMadjghari) также встречается в труде «Zayn al-akhbar»(414-4/1048-52), принадлежащего перу иранского ученого Gardizi или Gurdezi(Гардизи). Гардизи относил их к тюркам. В «Zayn al-akhbar» впараграфе посвященного Булгарам (Bulgars) Дуная, они названы Nandar (Нандар). Al-Marvaziв своем труде «Tabai al-hayawan», также называет Хунгар (которых онзнал по их древней родине к северу от Черного моря между двух рек, которыеможно отождествить с Доном и Дунаем) – Al Madjghariyya. AlMarvazi считал Мадьяр по происхождению (origin) тюркским народом, как и IbnRosten (Ибн Руста), он использовал как источник – Anonymous accountсоставленный Al-Diayhani. Имяal-Madjghariyya также упоминается Abu Al-Fida (732-1331) в его географическойработе – Takwim al-buldan. Возможно, Abu Al-Fida использовал как источник трудисторика Al-Bakri под именем Kitab al Masalik wa L-mamalik.Возможно поэтому AbuAl-Fida называл столицу Хунгаров Madjghari. Вдругом отрывке своего труда Abu Al-Fida упоминает Magyar под именем – Madjar.Согласно этому отрывку Madjars проживали по соседству с Сербами (al- Sarb),Влахи (Vlachs- араб. Al-Awlak) и другими «неверными» (infidel) тоесть христианами в горах называемые Kashka – Tagh (Кашка-дар, Кашкадар), гдеDanube (Дунай) начинается и течет, а с другой стороны его Альпы, а с другой –Балканский полуостров. [4]AlDimashki в своей космографической работе " Nukhbat al-dahr fiadjaibal-barr wa l-bahr", упоминает Madjar или Хунгаров среди племен населявшихстрану – Nahral – Sakaliba wa L-Rus (где Al-Dimashki ошибочно посчитал Дунай иТиссу притоками Днепра). ПомимоМадьяр Al-Dimashki также упоминает племя Bashkirsd-Bashkord –Башкорд.Персидскиеи арабские имена al-Madjghariyya, Madjghari, Madjghariyan и Madjar – Мадьярыпроисходят из финно-угорского этнонима – Magyar, который также был известен посредневековым европейским источникам. Например, Византийский автор КонстантинПорфирородный писал (в 949-52 гг.), что среди Хунгар поселившихся при СреднемДунае имеется клан meyepn (по венгерски Meger). В «Венгерскойхронике» — Симона Гезы (написанную в 1285-5) «Gesta Hungarorum»говорится, что предки Хунгаров носили имя – Mogor. ВGesta Hungarorum автора Belae regis Notarius (са.1200) говориться, чтотерритория, которую занимали хунгары до своего прихода в Карпаты, называлась-Dentumogor (по-венгерски -Donto magyar). Вторая часть этого имени – mogor,соответствует имени предков венгров из хроники Simona of keza, в то время какпервая часть- Dentu, по всей видимости, восходит к имени Dana, известной поKitab al-Buldan, написанной Ibn al-Fakih 290/902), как территория,расположенная в нижнем течении Дона, также известно под именем TanaT,упоминаемой в письме хазарского кагана Иосифа (10 в.). Итальянскиегеографические карты 13-14 веков также называют этот регион – Thanatia. Bashkirsявляются вторым этнонимом, которым арабские географы 4-8/10-14 веков называлиХунгаров. Другоеимя, каким арабские географы 4-8/10-14 вв. называли Хунгаров, было имя Bashkirs,которые на самом деле были не Мадьярами и проживали с 9 в., если не ранее, натерритории, соответствующей провинциям старой России, простиравшимся от Пензыдо Оренбурга, они (башкиры) не имеют ничего общего с Хунгарами, которыеговорили и говорят на языке финно-угорской группы. Употребление имени –Bashkirs для обозначения Хунгаров загадка, которую предстоит решить несмотря напредыдущие многочисленные попытки историков и лингвистов, как венгерских так идругих, которые не смогли ее разрешить. [5]Первыйарабский автор, у которого встречается имя Bashkirs для обозначения Хунгар, былal- Masudi (345/956), которой в своей книге " Murudi al-dhahab описалвойну Хунгар и их союзников Pechenegs (Печенегов) с Византией в 320-32/932-944годах. Al-Masudi в своей книге назвал Хунгар двумя различными, но близкимиименами — Badjghird и Bazkirda, которыми обозначил два многочисленных племени. ИсторикAL Istakhri в своей книге " Kitab Masalik al Mamalik" также именемBasdjirt назвал подлинных Bashkirs и Хунгаров (Hungarians). Basdjirt(подлинные) Башкиры проживали, согласно этому географу, между Огуз-Тюрками(al-Ghuziyya) и Булгарами Камы (Bulghar) и подчинялись последним, тогда какBasdjirt Hungarians проживали по соседству со страной Al-Rum или Византийскойимперией. Они были соседями Badjanak или Печенегов, которые проживали междуДоном и Дунаем. Исторический труд al-Istakhri явился главным источником принаписании ученым Ibn Hawkal своего географического исследования, озаглавленного«Kitab al- Masalik wa L- Mamalik» или " Kitab Suratal Ard"(первое издание до 356/967, второе издание 367/977, и окончательная версия378/988). В этой книге Ibn Hawkal, как и все, называл Хунгар именем Basdjirt. ИмяBashkirs (написано Bashghird) встречается в книге арабского путешественника иписателя Abu Hamid al Andalusi al Gharnati (565/1169 –70), называемой «alMurib an bad adja-ib al Maghrib», в которой именем Badjghird названыжители страны – Unkuriyya. Abu Hamid al-Gharnati посетил страну Unkuriyya в545-547/1150-1153 гг., где прожил три года, а покинув ее, оставил в этой странесвоего старшего сына, который женился на дочери местного мусульманина. Этот жеавтор в другой своей книге – Tuhfat al-albab также описывает Хунгар под именем Bashghurd.Другойавтор Yakut (626/1229) также описывает и называет Хунгар именем Bashkirs, а ихстрану Bashghirdiyya. Yakut сам встретил группу башкир в городе Алеппо (Халеб)в Сирии изучающих мусульманское право по канону, созданномуфилософом-правоведом Абу-Ханифа Денавери, кордом по национальности. Йакуталь-Хамави (Yakut) также упоминает европейское имя Хунгар как al-Hunkar(al-Hungar)[6]. Огромныйгеографико-описательный труд Ибн Саида Магреби, в котором содержится эта идея(о двух религиях Хунгар), был использован как источник историком Abu L-Fida принаписании им своей книги «Takwim al buldan». Арабскийкосмограф Abu Shams Abd Allah al-Dimashki (727/1327) в своей книге "Nukhbat al-dahr fi adjaib al-barr wa L-bahr" говорит, что народ Bashghirdпроживает на юго-востоке от Европы вдоль Madjar или Хунгаров (Hungarians). Онтакже не понял, что эти имена представляют один народ. Возможно, Al-Dimashkiназывая венгров двумя именами Хунгары-Мадьяры и Башкорды отделял мусульман –венгров от венгров – христиан, как это сделал Ibn Said al-Maghribi. Bissermini,Bezzermini, Bisirmani, Bezermeni, Buzurman – Бессермяне — Басурмане. Это естькалька с древнего хунгарского слова – Bosormeny «мусульманин» употребляемогов хунгарских хрониках, написанных на латыни. Однако это слово употреблялось нетолько в центральной и восточной Европе, но встречается (с тем же значением) впольском, старо-чешском и русском языках, в которых слова – bisurman(busurman), besermen и basurman (busurman) — басурман, бесермен означало –мусульманин. Важно, что Джон Пауль Карпини, известный посол Римского ПапыИннокентия IV к монгольскому хану (1245-7), в своих путевых записях упоминаетнарод называвшей себя – Bisermini, которые отождествлялись ученым I. Hrbek(1955 г.) с Khwazarmians – хорезмийцами, жившими возле Аму-Дарьи. Также, вполневозможно, что Bisermini — бисермяне Хунгарии могут быть частью этих –Khazarmians – хорезмийцев в Хунгарии. Во всяком случае, термины – Ysmaelita (исмаилиты)и beserman (биссермян), ismaeliticus означали только мусульман в целом.Необходимо к этому добавить, что имя Boszormeny отмечено как топоним в пятиадминистративных единицах Хунгарии (Венгрии) в пределах ее исторических границ,а также в ряде средневековых документов. Например, в документе датируемый 1248годом упоминается город – villa Nogbezerman (на венгерском Nagy Boszormeny«great Boszormeny» «Великие Бесермяны»), которыйрасполагался к востоку от среднего течения р. Тиссы в районе Ниир – Nyir (Nyr).[7]Caliz(1114 г.) Kalez (1156 г.), Qualis (1212 г.) на современномхунгарском (венгерском) Kalis и немецкиххрониках – Kotzel, Koltzens, Khwarazmians. Это имя впервые в Хунгарских источниках налатыни упоминается в 1111 г. как народ называемый «хунгарами» — Calis, византийский эквивалент этого имени Khalisioi. Согласно византийскомуисторику Sohn Kinnamos (писавшему между 1150-65 годами), эти — Khalisioi былиподчиненными короля Хунгар и воевали вместе с Dalmatoians (Далмация) противармии византийского императора Manuel Comnenus (Мануил Комнин). Мнение историкаотносительно религии этих Khalisioi очень различается; в одном месте он пишет,что они придерживаются религии персов (islam?), тогда как в другом отрывкесвоего сочинения говорит, что они придерживаются религии Моисея (mosaic).Хунгарское имя — Kaliz, как и византийское — Khalisi соответствуют Khvalisi — хвалисы, как на старо-русском языке называли Khwarazmians — хорезмийцев иKhwarazm – Хорезм, что встречается в летописи Нестора написанной в начале 12века. Хунгарское имя хорезмийцев – Kalis, соответствует этнониму al–Khazar, alKhalis или, — khazar–khalis, которым именовались этническая группа людейблизких по своему происхождению к хорезмийцам и проживавших, согласно историкамal-Istarhi и Ibn Hawkal, в западной части хазарской столицы города Итиля(Atil). Хорезмийцы (Chwarazmians) появились в хазарском царстве в 8 веке,поскольку имя «епископа» хорезмийцев-Khonales упоминается в спискеимен, записаннвх ранее 787 года. Это был список имен «епископов» всейхазарской империи, которые подчинялись своей метрополии в г.Doros (Дорос) вКрыму. Имя — Khonales стоит в списке сразу после имени – Astel (Итиль) столицыХазарии. Согласно Кулаковскому и Васильеву А. (The Goths in Grimea, Cambridje Mass.1936 г.) — Khonales был город расположенный в Хазарском царстве, к востоку отр. Волги, неподалеку от Каспийского моря, которое в летописи Нестора (12 в.)носит название – Хвалынское море. Возможно также, что имя Khvalinsk, носилавосточная часть Хазарской столицы, тогда как Западная часть называлась Итиль(Atel). Согласно«Al-Murib», в Хунгарии (страна Башкерд) существовало два типамусульман. Так там имелись «awlad al Maghariba», «потомкинародов Запада» и «awlad al-Khwarazmiyyin», т.е. «потомкиХорезмийцев». В первом случае имя «awlad al Maghariba» (Магриб — запад на курд. яз.) остается загадочным. МусульманеХунгарии в то время были еще многочисленны, так как в папском письме от 1221года говорится о многочисленности сарацинов Хунгарии «multitudo SaracenorumHungariae». В период правления Андрея II появилось предписание омусульманах Хунгарии, известное по книге Йакута аль Хамави «Mudjamal-buldan». Эти сведения были получены им от al-Bashghirdyya — башкордов,которых он встретил в г. Haleb (Алеппо). [8]Дата этой встречи точнонеизвестна, но, тем не менее, известно, что Йакут провел некоторое время здесь(Алеппо) в 613/1216, 614/1217, в 621/1224 и в 626/1229 гг. незадолго до своейсмерти. Согласно этому автору, Башкорды «al Bashghirdyya» были людьмис очень красными волосами (блондины), лицом и телом розового (здесь – белогоцвета, Йакут употребляет здесь арабский термин – в обоих значениях), ониисповедовали мусульманское юридическо-религиозное право, каноны, следуя школеАбу Ханифы. Йакут Аль Хамави спросил одного их этих Башкордов об их стране иобразе жизни, и ему объяснили, что страна – Башкерд-Bashghirdyya находится заКонстантинополем и принадлежит Франкам или стране франков (другими словами — западные христиане) которых эти башкорды называли al-Hunkar или Хунгария. ЭтиБашкерды подчинялись (араб. raiyya) королю Хунгар и проживали в тридцатиместах, удаленных друг от друга. Башкерды были вовлечены в Священную войну — джихад (djihad). Учитывая тот факт, что Хунгария была окружена врагамимусульманской религии, Йакут Аль Хамави также спросил у встреченных имБашкердов, как они попали в Хунгарию, те ему объяснили, что прибыли в странуal-Hunkar из Булгар (bilad Bulgar); в древние времена семь мусульманских ученых(проповедников), которые поселились среди них al-Bashghirdyya — Башкердовобратили их в Ислам. Эта традиция, услышанная Йакутом аль Хамави опроисхождении башкордов Хунгарии от Булгар, соответствует Хунгарской хронике«Anonymi gesta Hungarorum», написанной 1196-1203 годах, согласнокоторой, во время правления царя Таксони (Taksony) в Хунгарию переселиласьгруппа Ishmaelites (исмаилиты) из terra Bulgar. 3. Арабское завоевание Средней АзииНаюге Восточной Европы в VI в. утверждается верховная власть сначала единого Тюркского,а затем, с 588 г. (приблизительно), Западнотюркского каганатов. Центрпоследнего располагался в Семиречье, а главная арена деятельности находилась вСредней Азии, где тюрки постоянно конфликтовали с Ираном. Но и племенаПредкавказья, по крайней мере восточной его части, зависели от хакана тюрок ивовлекались в войны с Ираном. Ранниеарабские авторы для событий VI в. использовали вполне достоверные для этоговремени сасанидские «Хвадай-намак». Именно из них они почерпнулиизвестие о разгроме тюрками государства эфталитов (хейталитов), когда хакантюрок убил Варза, царя эфталитов, и овладел его страной. Расцвет Тюркскогокаганата они связывали с хаканом (маликом, царем) Сенджибу (Сенджиу). Длязащиты от орд этого владыки Хосров I Ануширван заново укрепил Дербент ипоставил там на условиях военного поселения 5 тыс. воинов-персов для защитырубежей Армении. В тоже время, говоря о хакане западных тюрок, арабские источники изображают его наКавказе как некоего верховного сюзерена многих местных племен. Среди последнихже для 60—80-х годов упоминаются бурджан (т. е. булгары), баланджар, банджар,аланы выглядит лишь как самое видное. Особенного внимания заслуживает упоминаниевойны Ануширвана с булгарами в районе Дербента, если это, конечно, не позднейшаяинтерполяция. [9]Такимобразом, во второй половине VI в. на Северном Кавказе функционировали несколькополитических объединений, одним из которых было Хазарское. Но все они, видимо,в той или иной мере признавали верховную власть Тюркского каганата. Последворцового переворота в Константинополе 602 г., когда император Маврикий былубит Фокой, персы под предлогом мести за убитого перешли в наступление наВизантию. Началась длительная война, продолжавшаяся более 25 лет. Предлог квойне был, конечно, надуманным, поскольку Хосров II не прекратил военныхдействий и после того, как Фока был свергнут и казнен Ираклием. Почти 20 летвоенный успех сопутствовал Ирану, чьи войска овладели Сирией, Палестиной,Египтом, дважды достигали Константинополя.Нозатем военное счастье перешло к Ираклию. Знаменитый рейд императора черезМесопотамию и Армению стал возможен не только благодаря его внезапности, но ипотому, что Ираклий сумел найти себе союзников в тылу врага. [10]Ал-Мас'удиупоминает в качестве союзников Ираклия алан, хазар, абхазов, сарир, грузин,армян и других (не названных). На стороне Хосрова в Закавказье остались албаны и,по-видимому, часть армянских князей. Есть основания полагать, что и правитель(эрисмтавари) Картли остался верен Ирану, за что позже жестоко поплатился.Персы были вынуждены покинуть Закавказье, исключая некоторые укрепленные пункты(Тбилиси, Дербент). Однако Хосров в следующем 625 г. заключил союз с аварами,булгарами и славянами, и те в 626 г. осадили Константинополь. В ответ Ираклийобратился к хазарам, и те стали опустошать ЗакавказьеИсторияЗападнотюркского каганата известна нам плохо, По армянским и отчасти арабскимисточникам мы знаем о событиях конца VI — начала VII в. на восточной границеИрана Себеос подробно рассказывает об армянском князе Смбате Багра туни,которого Хосров II назначил мирзпаном пограничной области Гиркании. Вопрекимнению некоторых историков это происходило не в правление хакана Тун-шеху(618—630 гг.), а в последние годы VI в. и в первые годы VII в. Затем сведения отюрках на востоке Ирана из источников исчезают, и, как уже сказано, в 20-хгодах VII в. союзниками Ираклия выступают хазары. а Хосрова — булгары, авары,славяне и др. Из китайских источников известно, что Тун-шеху «покорилПерсию». Очевидно, здесь какая-то путаница. Или Тун-шеху правил раньше, вконце VI — начале VII в., или к 20-м годам VII в. ошибочно отнесены событияболее раннего времени. Исследователиотносят к 30-м годам VII в. смуту в Западнотюркском каганате и именно с ней илиже с крушением этого государства под ударами китайцев в 50-х годах VII в.связывают возникновение Хазарского государства. Мне представляется этонеточным. Выше приведены данные источников о практически самостоятельнойхазарской политике в 20-х годах VII в., и это позволяет датировать образованиеХазарского государства приблизительно первой четвертью VII в. Правда, хазарскийправитель еще признавал верховную власть хакана тюрок, с которым он был вродстве. Но двойной титул хазарского правителя, джебу-хакан, кажется, говорит отом, что он считал себя не ниже своего официального сюзерена. На практике жехазары действовали полностью самостоятельно. Принимаяза дату основания Хазарского государства первую четверть VII в., в то же времяподчеркнем, что речь идет о начальной дате, за которой последовал довольнозначительный период становления Хазарского каганата как уже во всех отношенияхсамостоятельного государства, ставшего главной политической силой ВосточнойЕвропы. И в этом периоде вырисовываются два главных момента: принятие хазарскимвладыкой высшего в кочевом мире титула «хакан» и победоносная борьбас другим прикавказским политическим объединением — Булгарским союзом. ВозвышениеВеликой Булгарии источники связывают с правлением хана Куврата. Очевидно, егоимеет в виду эфиопский источник, упоминающий о крещении булгарского правителя вКонстантинополе в 619г. Полагают, что в начале 30-х годов VII в. (632 г.)булгары освободились от (номинальной) зависимости от Западнотюркского каганата.Куврат умер во времена императора Константа II (641—668 гг.), оставив пятерыхсыновей, которым завещал жить вместе и не враждовать друг с другом. Но детиКуврата нарушили завет отца, и Булгарское объединение распалось. Из возникших«дочерних» орд лучше всего известны две: та, что вместе с ханомАспарухом ушла на Балканы, и орда старшего сына Куврата Батбаяна (Баяна),оставшаяся в Приазовье. Согласно византийским источникам, уже после распадаБулгарского объединения из глубин Берзилии (Верилии} вышел великий народ хазари сделал орду Батбаяна-Баяна своим данником. Иначепредставлены эти события в хазарских сказаниях. Отвечая на вопрос Хасдая ибнШафрута, царь Иосиф рассказал, очевидно, предание из тех, что, по его словам,«известны всем старикам нашей страны». Согласно этому преданию,хазары некогда были малочисленны и воевали с народами, которые былимногочисленнее и сильнее их. Здесь надо обратить внимание на два момента. Во-первых,на указание о малочисленности хазар. Во-вторых, на то, что они воевали сдругими народами, без указания на подчинение хазар последним. Имя этих враговхазар упомянуто лишь в пространной редакции письма Иосифа, где оно обозначенокак вннтр. Исследователи давно пришли к выводу, что под вннтр следует пониматьплемена Булгарского союза. События эти происходили где-то в 40—70-х годах VIIв. после смерти Куврата. [11]Но в отличие от византийскихисточников хазарские предания говорят о преследовании хазарами врагов до р.Дуна, т. е. Дуная, с дополнительной констатацией факта поселения беглых вннтр,т. е. булгар Аспаруха, вблизи Константинополя. И этому надо верить, так какстепные (и частично лесостепные) районы Восточной Европы попали под властьхазар.Нокак все-таки малочисленные хазары сумели победить многочисленных, «какпесок у моря», булгар? Несомненно, здесь большую роль сыграла вражда междусыновьями Куврата. Но ведь Аспарух ушел на запад, преследуемый хазарами, и,следовательно, до этого булгары — плохо ли, хорошо ли — действовали противврага вместе! Следовательно, надо искать и другие причины победы хазар.Думается, источники при их внимательном рассмотрении дают ответ и на этотвопрос. Земляалан занимала центральную часть Предкавказья и вклинивалась на запад, т. е. втерриторию, контролируемую булгарами. Следовательно, для алан было важноосвободиться от власти булгар, а потому они и могли пойти на союз с хазарами,жившими на восток от их территории. Именносоюз с аланами помог хазарам сокрушить булгар, изгнать часть их на запад иподчинить остальных. В укреплении этого союза наверняка сыграли роль иподвластные хазарам родственные аланам маскутские племена Каспийского побережья,даже абхазы и, наконец, хазары. Хазары упоминаются чаще других племен, и этодает основания думать, что именно их политическое объединение постепенно, к90-м годам VI в. (события, связанные с восстанием Бахрама Гура в 590-591 гг. ),выдвигается на первый план в Восточном Предкавказье. Правитель хазар уже вначале 90-х годов VI в. титулуется «малик» («царь»). В тоже время упоминание рядом с хазарами и других племен свидетельствует онеустойчивости политической ситуации в этом районе, наличии там и другихполитических объединений, среди которых Хазарское Печенеги,прибывшие в Хунгарию в несколько этапов в течение — 10, 11, 12 веков, былиязычниками, исповедовавшими примитивную религию древних тюрков. Однако имеласьв их составе и внушительная группа мусульман, о чем можно судить по работеal-Masudi, описавшей войну Badjana/Badjanak в союзе с Хунгарами против Византиив 320-32/932-943 годах. Позднее ислам исчез бесследно среди печенегов, живших вюжных степях Руси и, согласно al-Bakri (460/1068г.), как сообщалирабы-мусульмане, вернувшиеся из плена в Константинополе, до 400/1009 годапеченеги оставались язычниками (din al –Madjusiyya). Сразу после этой даты кним прибыл ученый, мусульманский фатих, который преуспел в обращении печенеговв мусульманство. Согласно al-Bakri, начало этой активной компании«мусульманизации» печенегов привела немедленно к войне междуновообращенными и печенегами, оставшимися язычниками. Согласно информаторамal-Bakri, принявших ислам было только 12 000 человек, но им удалось победитьязычников, большинство которых было вырезано, тогда как уцелевшие принялиислам. По al-Bakri это событие имело место около 460/1068 года. Уже в этовремя, если верить al-Bakri, среди печенегов имелись богословы-fakihs и школыпо чтению Корана. Если сведения, изложенные у al-Bakri верны, то надо признать,что большинство печенегов приняло ислам только внешне, сохраняя множествоязыческих обычаев и обрядов. Вполне возможно, что захваченные в плен печенеги,в войне Хунгар с Византией в 1072 г., которых затем поселили на границе страныдля ее охраны, могли исповедовать ислам. [12]Также вероятно, чтопоследнюю волну печенегов, переселившихся в Хунгарию в 1122-3 годах, составляличастично обращенные в ислам люди, факихи и чтецы Корана. Этот факт, чтопеченеги только частично приняли ислам, подтверждается описанием MagharibaBajana «Печенеги» у Аль-Гарнати в 1151-3 годах. Эти люди имели толькообщие представления об обрядах, ритуалах и требованиях в Исламе. Например, онипили вино, что запретил им делать Аль-Гарнати. До его прибытия они не зналипятничный намаз и Хутбу, о которых узнали только от Аль-Гарнати. Печенеги такжене практиковали многоженства и конкубинаж, разрешаемые исламом.
ЗаключениеУпоминаниео древних тюрках в арабских и других источниках весьма широко, и сложновместить его в рамки курсовой работы. Однако попытка сделать это все же намипредпринята была. Как мы уже говорили, основная сложность исследования даннойпроблемы в том, что разные источники повествуют о произошедшем по-разному, сосвоей точки зрения.Maghariba/Badjana,баджняки, как и большинство хорезмийцев-воинов, как говорит Аль-Гарнати,принимали участие в войнах Хунгарии с Византией. Они были очень многочисленны«тысячи людей», согласно Аль-Гарнати, который имел ввиду и скрытыхмусульман и тех, кто исповедовал Ислам открыто. Число местечек, в которых проживалиэти две группы мусульман, согласно Аль-Гарнати, составляло «более 10 тысяч», которое кажется сильно преувеличенным. Взаключении мы решили также в данной работе вкратце коснуться вопроса оКыргызстане в данном ключе. Северо-западная часть Киргизии как урбанизированныйрайон Семиречья раннесредневекового времени неоднократно упоминается вкитайских, арабских и персидских письменных источников VI — XVI вв. Описаниегородов носит трафаретный характер: это “большое селение” или “селение”.Сведения о названиях городов сопровождаются данными о расстояниях между ними,что и послужило определению этих источников как дорожников. Однако в настоящее времялокализация городов и идентификация их с археологическими памятниками наместности сопряжена с определенными трудностями. Выявление особыхстилистических особенностей дорожников как жанра письменного творчества своейэпохи позволило бы повысить информативную ценность их какисторическогоисточника.Количественныйрост городов в Чуйской долине в VI — X вв. предполагает подвижность социальныхструктур, в формировании которых участвовали различные этносы. Качественно этотпроцесс проявился в многообразии топографических характеристик поселений. Удельный вес последнихтерриториально и социально регламентировался и не имел избыточности.Отличительной чертой восприятия современниками этого многообразия городов иэтносов было осмысление и х средствами пространственных характеристик. Вупоминаниях о правителях городов не подчеркивается их родоплеменнаяпринадлежность, а определяется территориально, в связи с конкретным городом,т.е. социологизируется.[13] Структураорганизации торговых связей, определяясь социально-экономическими целями, подчиняет себе игеографические условия, взаимодействуя с ними. Свое внешнее оформление онаполучает в системе урбанизированных поселений с четко выраженнымикоммуникативными функциями. Примеромтому может служить Аксуйская линия – ответвление от широтной, основной длясеверо-западной Киргизии трассы Великого шелкового пути. Аксуйскоенаправление в отличии от основного характеризуется более разнообразнымитополандшафтными условиями, что отразилось в градообразующих структурах. Напервом жилые кварталы радиально расположены вокруг центрального здания цитадельили храма, предполагая круглую планировку города. В отличие от городищ спрямоугольной планировкой, здесь ширина улицы уменьшается и приобретает видпроулка, здания смыкаются, образуя сплошной массив. Однако эти и другие отличияне имеют самостоятельного значения, а лишь дополняют всю систему и дают ейвозможность функционировать как целости. Законченное оформление Аксуйской линиитрассы Великого шелкового пути приобрела в средневековье. Освоение же этогопути можно считать традиционным: раскопки на городище Беловодская крепость внижних слоях дали единичные находки эпохи камня, керамику эпохи бронзы; впредгорных районах, ориентированных на перевал Тюз-Ашуу, сосредоточеныкрупнейшие могильники, как ранних кочевников, так и древних тюрок. Здесьнайдены многочисленные тюркские святилища, состоящие из оградок и каменныхизваяний. Выявление локальной линии с памятниками, принадлежащим разным эпохами культурным типам, позволяет выделить и охарактеризовать в пределах одногоареала культурно-географические зоны в контексте международных торговых связей.
Списокиспользованной литературы1. См.: Ал-Мас'уди. Китаб ат-танбих. Лейден,1894. С, 83. 2. Чичуров И. С. Указ. соч. С. 37. 3. Мовсес Каланкатваци. Патмутюн алваницашхарh. Ереван, 1983. С. 1.18, 133, 171, 186, 187. 249 и др.; Левонд. Патмутюн.СПб., 1887. С. 16, 17 и др. 4. ПСРЛ. М., 1962. Т. 1. С. 17, 24, 65; СПб.,1908. Т. 2. С. 12, 17, 53. 5. Картлис цховрэба. Тбилиси, 1955. Т. 1. С.11, 12, 19, 27, 59 и т. д. 6. Коковцов П. К. Указ. соч. С. 17. 7. Ат-Табари. Тарих ар-русул ва-л-мулук. Сер.1. С. 216—218. 8. Там же. С. 227. 9. Моджмал ат-таварих, Тегеран, 1939. С.98—105. 10. См. перевод отрывков: Новосельцев А. П. идр. Древнерусское государство и его международное значение, М., 1965. С. 391,401. 11. Моджмал ат-таварих. С. 99—100. 12. Ибн ал-Факих. Китаб ал-булдан. Лейден,1885. С. 7, 13. Ибн Русте. Ал-А'лак ан-нафиса. Лейден,1892. С. 120—121. 14. Ал-Истахри. Китаб ал-масалик ва-л-мамалик.Лейден, 1870. С. 222. 15. Ибн Хаукаль. Китаб сурат ал-ард. Лейден,1938. Т. 1. С. 15. 16. Там же. Лейден, 1939. Т. 2. С. 396. 17. Ал-Мукаддаси. Китаб ахсан ал-такасим.Лейден, 1877. С. 368. 18. Ал-Мас'уди. Указ. соч. С. 83. 19. Там же, С. 184. 20. Там же. С. 83. 21. См., напр.: Йакут ар-Руми. Муджамал-булдан. Бейрут, 1956. Ч. 2. С. 367—369. 22. Ибн Халдун. Китаб ал-ибар ва диванал-мубада, ва-л-хабар фи айам ал-араб ва-л-аджам ва-л-барбар ва ман асарахуммин зави-с-султан ал-акбар. Булак, 1867, Т. 1. С. 63.23. MarquartJ. Ostcuropaische und ostasiatische Streifzuge. Leipzig, 1903. S. 490; Артамонов М. И. Указ. соч. С. 130. i24. Патканов К. Указ. соч. С. 16; Сукри А.Указ. соч. С. 26. 25. Артамонов М. Я. Указ. соч. С. 130, 132; ФедоровA. Я., Федоров Г. С. Ранние тюрки на Северном Кавказе. М., 1978. С. 70, 26. Ал-Бвлазури. Китаб футух ал-булдан.Лейден, 1866. С. 195. 27. Мовсес Каланкатваци. Патмутюн… С. 239, 255, 260. 28. ConstantinePorphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 174—175. 29. Между Днепром и Прутом. 30. ConstantinePorphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 170—173. 31. Michelle Syrien. Op. cit. T. 2. P;363—364. 32. Суири Л. Указ. соч. С. 26. Бушхи (бшихи)—очевидно, булгары. Ср.: Ludwig D. Struktur und Gesellschaft des Chazaren-Reichesim Licht der Schriftlichen Quellien. Munster, 1982. S. 86. 33. Сукри А. Указ. соч. С. 27.