Реферат по предмету "Исторические личности"


Эволюция российской государственности от сословно-представительной монархии к абсолютизму

/>инистерствообразованияРоссийскойФедерацииМосковскийгосударственныйуниверситетпечати

Факультеткнижного делаи рекламы
Специальность350700 — Реклама
Формаобучения заочная
КафедраИстории икультурологии
Контрольнаяработа
подисциплине«Отечественнаяистория»
Темаработы: «Эволюцияроссийскойгосударственности:
от сословно-представительноймонархии
кабсолютизму(XVI — нач. XVIII вв.)»

Москва
2002
Содержание

Введение – 3 стр.
Реформы 50-х гг. XVI в. и установление в России сословно-представительной монархии – 4 стр.
Политические особенности Земских Соборов XVI—.XVII вв – 19 стр.
Особенности утверждения абсолютизма в России – 21 стр.
Заключение – 35 стр.
Список используемой литературы – 36.

ЭВОЛЮЦИЯРОССИЙСКОЙГОСУДАРСТВЕННОСТИ:
ОТ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙМОНАРХИИ
КАБСОЛЮТИЗМУ(XVI— НАЧ. XVIIIвв.)Введение
РазвитиеРоссии неотделимосвязано свозрастающейвластью князей, царей, императоровроссийских.В основном всереформы в Россиинаправленыбыли на поддержаниеи усилениевертикалицентральнойвласти. В XVI — нач.XVIII вв. совершиласьэволюция российскойгосударственностиот сословно-представительноймонархии кабсолютизму.
Сословно-представительнаямонархия — этотакой тип власти, где монарх вруководствестраной опираетсяпрежде всегона сословно-представительныеучреждения, существующиев вертика­лицентральнойвласти. Этипредставительныеучреждениявыра­жаютинтересы всехсвободныхсословий общества.Сословно-представительнаямонархия вРоссии сталаскладыватьсяуже в XV в. в пери­одзавершенияполитическогопроцесса объединенияРуси. Тогда пригосударе всеяРуси Иване IIIв системе верховнойвласти дей­ствовалаБоярская Думакак постоянныйсовещательныйорган.
БоярскаяДума представлялаи выражалаинтересы крупныхземлевладельцев.Боярская Думапри Иване IIIи Василии IIIвы­полняладве функции.Во-первых, онаобеспечивалаподдержкувла­стиединого монарха-государявсея Руси. Вовторых, онаспособ­ствовалапреодолениюэлементов итенденцийфеодальнойраздроб­ленностии сепаратизма.
Внаиболее законченномвиде сословно-представительнаямо­нархияскладываетсяв России в серединеXVIв., когда нарядус БоярскойДумой в системегосударственногоуправленияначинает действоватьновая политическаяструктура —Земские соборыили «советывсея земли», как их называлисовременники.
ПоявлениеЗемских соборовв системеполитическойвласти не былоявлением случайнымили временным.Они стали велениемвременинаряду с реформамисередины XVIв., которые энергичнопроводилаБлижняя Думаили «ИзбраннаяРада» принепосредствен­номучастии ИванаIV.1
Самоназвание «ИзбраннаяРада» принадлежиткнязю А. Курбскомуи впервыеупотребляетсяв его сочинении«История овеликом князеМосковском».По сути делаэтим терминомон обозначилкруг близкихк царю людей, составлявшихего БлижнююДуму, с которойон постоянносоветовался и участникикоторой являлисьправительствомИвана IV.в составе Радыбыли А. Адашеви М. Воротынский, духовник царя– настоятельБлаговещенскогособора в Кремлепротопоп Сильвестр, князь А. Курбский.2
Политическоеразвитие Россиив XVIв. шло противоречиво.Объе­динениерусских земельв рамках единогогосударстване привело кнемедленномуисчезновениюмногочисленныхпережитковфеодаль­нойраздробленности.После смертиВасилия III(1505— 1533 гг.) на­чаласьожесточеннаяборьба боярскихгруппировокза власть прималолетнемнаследнике.Политическиедействия враждующихгруп­пировок(Шуйских, Бельских, Глинских и др.)мало отличалисьдруг отдруга, но сильноослабили идезорганизовалисистему управлениястраны, что выразилосьв росте произволаправителей-кормленщи­ковна местах инедовольстватяглового ислужилогонаселения вце­ломбоярским правлением.

2.Реформы 50-х гг.
и установлениев Россиисословно-представительноймонархии.
Началоцарствованиямолодого ИванаIVотмечено ужеявным обострениемсоциальныхпротиворечий.Глухое недовольствомасс бесконечнымикняжеско-боярскимиинтригами ираспрями, безза­кониемна местах, взяточничествоми иными злоупотреблениямивластивылилось вполосу народныхвосстаний, наиболеезначитель­нымиз которыхстало московскоевосстаниевесной 1547 г.
Следуетиметь в виду, что в ходеобъединениястраны властьмосковскихгосударейчрезвычайноусилилась, ноне стала неогра­ниченной: монарх делилвласть с боярскойаристократией.Через БоярскуюДуму знатьраспоряжаласьв центре, онакомандовалавойсками, контролировалавсе Местноеуправление(бояре получа­лив «кормление»крупнейшиегорода и уездыстраны).
Такимобразом, дляукрепленияроссийскойгосударственностинеобходимобыло форсироватьПолитическуюцентрализацию, пе­рестроитьсистему управленияна новых началахс неизбежнымуси­лениемвласти монарха.Это понималина Руси многие.Характер­но, что среди членов«ИзбраннойРады» оказалисьмитрополитМакарий, выходециз низов —мелкийкостромскойвотчинникАлек­сейАдашев, дворянинИван Пересветов— люди широкообразо­ванныеи страстныепоборникиидеологиисамодержавия.Впервые вистории русскойобщественноймысли И.С.Пересветовымбыла сформулированаидея невозможностипреобразованиясистемы управленияи военной службыв России безограниченияполити­ческогогосподствазнати, без приобщенияк государственнымде­ламдворянства.18-летний царьстрастно поддержалэти идеи, сталрупоромреформаторов, когда выступаяна Стоглавомсоборе (1551 г.), онпредложилобширную программупреобразований.
Началасьполоса преобразований, получившаяв историческойнауке название— «реформы 50-хгг.» XVIв. Историкивыделяют шестьреформ: государственногоуправления, местного управления, военную, судебную, налоговуюи церковную.
Центральнойстала реформагосударственногоуправления, в результатекоторой в странеоформиласьследующаявертикальвер­ховнойвласти:
— царь, в деятельностикоторого всеявственнееусиливалисьэлементысамодержавия, т. е. такой власти, которая готоваясотруд­ничатьс представителямивсех свободныхсословий общества, но несчитает возможныммириться ссословнымипривилегиямибояр икняжат, в томчисле с иммунитетомпоследнихудельных князей, носителейфеодальнойраздвоенности;
Боярская Дума, статус и состав которой существенно изменился:
а) Втечение 1547 — 1549г.состав Думыобновился ипополнился.Числодумских чиноввыросло до 32человек, из них18 стали члена­миДумы в эти годы.Так как составДумы утверждалсяи определялсяцарем, нет сомнений, что он пополнилее своимиединомыш­ленниками.Почти все деятелиИзбранной Радыстали ее членами;
б)Изменилсясоциальныйсостав Думы.Если преждев ней засе­далис царем думныебояре и окольничие, т.е. существовалодва дум­ныхчина и их получалитолько бояре, то теперь появилисьдва но­вых чина— думные дворянеи думные дьяки, что усиливалогосу­дарственныйэлемент БоярскойДумы;
в) Думаиз органасовещательногопревратиласьв органсовеща­тельно-законодательный, ведавший обширнымкругом судебныхи административныхдел. Законодательноеправо Думы, поутверж­дениюВ.О.Ключевского, было впервыеподтверждено«Судебни­ком»(1550г.), где статья98-я гласила: «Акоторые будутдела новые, ав сем Судебникене написаны, и как те делас государевадокладу исо всех боярприговорувершатся, и тодела в сем Судебникеприписывати».Это не означало, что государьне мог без Думырешать делаили издаватьзаконы. Но, какправило, заседанияДумы прохо­дилив присутствиицаря («сиденияцаря с боярамио делах»), либопо указу и полномочиюцаря в егоотсутствие.
— Земскиесоборы или«советы всеяземли» сталиновым орга­номцентральногоуправления:
а) Соборыимели совещательно-законодательныйхарактер. Наихрассмотрениевыносилиськардинальныевопросы внутреннейивнешней политики, по которым царьсчитал нужнымпосовето­ватьсяс земщиной, найти с нейсогласие, аследовательнорассчи­тывална поддержкувсего народа;
б) ВСоборах участвовали: Боярская Дума,«Освященныйсобор» (представителивысшего духовенстваво главе смитрополитом), выборныепредставителиот служилыхлюдей (преждевсего — дворянства), от посадского«тяглого»населения(торговцы, ремесленники)и даже представителиот черносотенногокрестьянства.
Сустановлениемсозыва Земскихсоборов в Россиискладывает­сясословно-представительнаямонархия, социальнойбазой кото­ройстало служилоесословие (дворянство)и населениегородов, т.е.тесоциальныеслои общества, которые в наибольшейстепени былизаинтересованыв сильномцентрализованномгосударстве.
Напервом Соборе(1549 г.) Иван IVхотел примиритьпредстави­телейнаселения собластнымиправителями— «кормленщиками».Соборполучил название— «Собор примирения».«Кормленщики»открытозлоупотребляливластью в периодбоярскогоправления, вызываягнев и недовольствослужилых итяглых людей.Иван IVобратился кСобору со следующимисловами: «Людибожьи и намдарованные, молю вашу верук Богу и к намлюбовь: ныненам вашихобид и разоренийисправитьневозможно, молю вас, — оставь­тедруг другувражды и тяготысвои». Речь шлао массе исковнасе­ленияк кормленщикам.Челобитнаяизба, возглавляемаяА.Адашевым, не справляласьс их рассмотрением.Царь просило своеобраз­нойамнистии поэтим искам, ноне собиралсяпрощать «обид», на­несенныхнаместникамиместному населению.Собор «честнои грозно»(по формулировкетех времен)принял обращениецаря и предложениео составлениинового Судебника, с целью установитьтвердыйпорядок управленияи судопроизводства, ограничиввласть «кормленщиков».Так началосьнаступлениеверховнойвласти и земщинына привилегииобластныхуправителей— родовитойкняжеско-боярскойзнати.1
Земскиесоборы действовалив стране около100 лет и имелиряд особенностей, отличавшихих от подобныхпредставительныхин­ститутовв ЗападнойЕвропе. Приэтом следуетиметь в виду, что и на Западене было единогоначала в сословномпредставительстве.Исследователивыделяют следующиеспецифическиечерты россий­скойсословно-представительноймонархии XVI— XVIII— XVIIвв.:
1. Земскиесоборы созывалисьпо воле царя, а потому неперио­дически, а по мере надобности;
2. Онине имели юридическогостатуса, необладали правомзако­нодательнойинициативы; их право — обсуждатьи выноситьреше­ниепо тем вопросам, которые поставленыперед Соборомцарем;
3. Выборногоизбраниядепутатов-представителейна Соборы непроводилось.В качествепредставителейот сословийприглашалисьпреимущественнолица из местногосамоуправления: главы и выбор­ныеместных дворянскихи посадскихобществ: земскиесудьи, губ­ныеи посадскиестаросты, излюбленныеголовы, целовальники; от крестьянскихобщин — сельскиестаросты.В.О.Ключевскийотме­чал, что составСоборов былизменчив, лишентвердой, устойчивойорганизации, а потому Земскиесоборы неограничиваливласть царя, являлись «подачкой, а не уступкой»,«не признаниемнародной воли, какполитическойсилы, а толькомилостивыми временнымрасши­рениемвласти на подданных, не умалявшихее полноты».
К ЗемскимСоборам В.О.Ключевскийотносится снекой соболезнующейсимпатией, отмечая их«несообразность»в сравнениисорганамизападноевропейскогопредставительства:«Известно, каким деятельнымисточникомнародногопредставительствана Западеслужила правительственнаянужда в деньгах: она заставля­ласозыватьгосударственныечины и проситьу них воспоможения.
Ночины помогаликазнене даром, онивымогалиуступки».В этом состоялоотличие российскогои За­падноевропейскогопредставительства.Народныепредставителитамтянули на себя, в России — нагосударство, а потому наСобо­рахрешались вопросы, касающиесявсех, всей землии никто не тянулна себя, не вымогалуступок. Тотже В.О.Ключевскийвынуж­денпризнать: «Какбудто какой-товысший интересцарил надо всемобществом, над счетамии дрязгамивраждовавшихобщественныхсил.Этот интерес— оборона государстваот внешнихврагов… Внут­ренние, домашние соперникимирились ввидувнешних врагов, по­литическиеи социальныенесогласияумолкали привстрече снаци­ональнымии религиознымиопасностями...»
— Приказнаясистема в Московскомгосударствестала как бызавершающейструктуройв системе центральнойвласти. Онаокон­чательнооформиласьв середине 50-хгг. XVIв. Приказыформиро­валисьпостепенно, по мере надобности, для решениятех или иныхадминистративно-управленческихзадач.
Важнейшимиприказамиобщегосударственногозначения былиследующие: Посольскийприказ, ведавшийвнешними сношения­ми; Поместныйприказ, ведалпоместнымиземлями, распределялих служилымлюдям, контролировалпоместноеземлевладение; Разряд­ныйприказ заведовалвоенными деламии назначениемкомандно­го(воеводского)состава; Холопийприказ занималсярегистрациейхолопов; Разбойныйприказ ведалважнейшимиуголовнымидела­миво всем государстве; было несколькосудных приказов; приказы Большойказны и Большогоприхода занималисьфинансами игосу­дарственнымхозяйствоми др.
Помимообщегосударственныхсоздавалисьтерриториальныеприказы: Казанский, Тверской, Малороссийский(XVIIв.).
Начальникамиили «судьями»важнейшихприказов былибояре и «думныелюди»; с нимив приказахработали дьяки(секретари) иподьячие (писцы).Второстепеннымиприказамиуправлялидворя­нес дьяками илиодни дьяки.
Такимобразом, в серединеXVIв. системагосударственногоуп­равленияв ее высшем, центральномзвене былазначительноуси­лена, в ней впервыезаметен бюрократическийслой управленцев, возрослароль дворянствав решениигосударственныхдел.
Реформаторыпрекраснопонимали, чтоусилениецентрализацииневозможнобез соответствующегоизменениясистемы местногоуправления, без слома институтанаместничества, чреватогосепаратизмом, готового влюбой моментпревратитьсяв открытуюоп­позициюдержавнойвласти. Былпредпринятряд решительныхмер, которыепринято рассматриватькак реформуместного управления.
Известно, что со временИвана III(1462— 1505 гг.) местноеуп­равлениев Московскомгосударственаходилосьв руках наместни­кови волостелей.Наместникиправили городамис уездами. Волос­телиуправляливолостями. Враспоряжениинаместникови волос­телейнаходилсянемалый штатслуг и подручных— тиуны, довод­чики, праветчики, неделыцики.Не будучи чиновнымаппаратом, ониназначалисьи контролировались, а потому былиответственнымитолькоперед своимихозяевами —наместникамии волостелями.И теи другие былизаинтересованыв своей должностипостольку, посколькуона их «кормила».
Наместникаминазначали попринципу родовитости.Ими стано­вилисьименитые бояре, бывшие удельныекнязья, ставшиеслужи­лымбоярством.Многие из нихполучали вуправлениеземли.За счетземского обществакормились нетолько наместникии волос­телис их семьями, но и их многочисленныеродственники, штат слуг, личнаяохрана. Содержаниенаместническогоаппарата тяжелымбременемложилось наместное общество.
Управлениекормленщиковбыло связанос бесконечнымизлоупотреблениямии судебнымитяжбами земскихлюдей с управите­лями, разбором которыхвынуждена былазаниматьсяцентральнаявласть.Была созданаспециальнаяЧелобитнаяизба, но она, как было указановыше, не могласправитьсяс потоком жалобна кормлен­щиков.
Реорганизацияместного управленияпреследоваладве цели: 1) ослабитьроль боярскойаристократиина местах; 2) болеепрочно связатьуезды, волостии станы с центральнымуправлением, под­чинивих напрямуюМоскве.
Сначалаэти задачинашли своюреализациюи правовоезакреп­лениев новом «Судебнике»(1550 г.). Ограничениевласти намест­никоввыразилосьв том, что вводилосьобязательноеучастие в наместномсуде выборныхпредставителейместногосамоуправления— старости их помощников— целовальников.
Разницаэтой правовойнормы по сравнениюс «Судебником»1497г. в том, что преждезащитникиместных интересовдолжны былинаблюдать внаместном судеза правильностьюсудопроизвод­ства.В случае несогласияс решениемнаместногосуда они моглижаловаться(подавать челобитные)в более высокуюинстанцию —Челобитнуюизбу в Москве.Теперь же ониполучали правоприни­матьучастие в решениисуда.
Результатсказалсянезамедлительно.В.О.Ключевскийуказыва­ет, что к 1551 г. «бояре, приказные людии кормленщикисо всеми землямипомирилисьво всяких делах», что «земскиевыборные су­дьивели порученныеим дела не толькобеспосульноибезволокитно, но и безвозмездно».
В 1555 г.была завершенагубная реформа, начатая ещеЕленой Глинской.Губы — болеекрупныеадминистративно-территориаль­ныеединицы, включавшиенесколькоуездов, создавалисьв местах, гдебыло сконцентрированопоместноеземлевладениеслужилых людей.В результатегубные учрежденияраспространилисьпо всей стране.Судебные дела, касавшиесяуголовныхпреступлений, пе­решлиот наместникови волостелейв руки губныхстарост, выби­равшихсяиз местногодворянства.Губные старостынапрямую былиподчиненыРазбойномуприказу.
В 1555—1556 гг. была проведеназемская реформа, в результатекоторойбыла окончательноликвидированасистема кормлений.Смыслэтой реформы, получившейраспространениеглавным об­разомна черносошенномсевере и в частицентральныхволостей, гдесохранилосьсвободное«государево»крестьянство, сводился кзамененаместникови волостелейорганами земскогоуправления— земскимисудьями и старостами,«излюбленнымиголовами» ице­ловальниками, выбиравшимисяиз среды посадскогонаселения изажиточныхкругов черносошенногокрестьянства.
Земскиевласти творилисуд и расправупо делам второстепен­нойважности, разверстывалипо местнымобществамналоги (подати)и собирали их.Кормленщикиоказались неу дел, а главное, лишалисьтой части местныхподатей, котораясоставлялаих «кор­мленныйокуп». Эти податитеперь поступалив царскую казну, а позднее— в особые финансовыеприказы и шлипрежде всегона обеспечениедворянскоговойска.
Судебнаяреформа быланачата обновлениемзаконодательногокодекса1497 г. Ставя основнойцелью укреплениецентральнойвла­сти,«Судебник»1550 г., как указывалосьвыше, толькоограничилвластьнаместников, а губная и земскаяреформы окончательнолик­видировалиинститутнаместничества, заменив егодемократичес­койсистемой местногосамоуправления.
Новыйзаконодательныйкодекс усилилсистему наказаний, вплотьдо смертнойказни, за покушениена феодальнуюсобствен­ностьи за выступленияпротив власти, которые квалифицировалиськак«разбой лихихлюдей».
«Судебник»отменил некоторыеподатные льготымонастырям, что способствовалопополнениюцарской казны.
Закабалениекрестьян вправовом отношениидальше не пошло.Однако, подтвердив«Юрьев день»,«Судебник»увеличил плату«за пожилое»и установилдля увезенныхкрестьян плату«за повоз».Уход крестьянинаот феодала сновой системойвыплат и расчетастановилсяневозможным.Всякого крестьянина, прожившегоу фе­одалане менее пятилет, «Судебник»объявлял«старожильцем», ко­торыйтерял правовыхода от феодала.
В общемделе укрепленияцентральнойсистемы управленияваж­нойзаботой правительстваИвана IVбыла реорганизациявоенных сил.Здесь был проведенряд существенныхпреобразований, позво­ляющихсуммироватьих как военнуюреформу.
1. В 1550г. стал действовать«Приговор овоеводах», который ограничивалместничествов войске. Отнынеустанавливалосьстро­гоеединоначалиеи подчинениевоевод другдругу по указаниюго­сударя— «кто с кемпослан, тоттому и повинуется».Новый поря­докспособствовализживаниютрадиций феодальнойраздроблен­ностив армии. Ограничениемместничествав военнойорганиза­циивводиласьсистема должностногоподчинения, повышаласьдис­циплинаи боеспособностьполков. Однакополностьюликвидиро­ватьместничество(т.е. право назанятие должностипо знатностии давностислужбы у московскихвеликих князей, а также постар­шинствув роду) царь нерешился.
Вограниченииместничествав военной организацииправитель­ствоИвана IVпошло дальше, подведя подместническиесчеты не­которуюзаконную основу.В 1555 г. был составлен«Государевро­дословец», где содержалисьсведения опроисхождениинаиболее знатныхкняжеских ибоярских фамилий, имевших правона мест­ничество.В 1556 г. появилсяновый обширныйдокумент —«Государевразряд», включавшийзаписи о службекнязей, бояри дворян (своеобразныйпослужнойсписок), начинаяс 70-х гг. XVв. Эти два документастали оригинальнымсправочнымдокументом, позволя­ющимцарю и БоярскойДуме контролироватьи, если надо, пресе­катьспоры феодальнойзнати.
2. В 1556г. одновременнос отменой кормленийвышло «Уложе­ниео службе», вкотором былиточно определенынормы военнойслужбывсех землевладельцев.Согласно «Уложению»каждый фе­одал— вотчинники помещик —должен былнести военнуюслуж­буи выставлятьв случае необходимостиконных воиновв полном вооружениииз расчета: один воин скаждых 150 десятинземли.
Недостачавоинов иливооружениякаралась денежнымштра­фом.Службу проходилидети боярскиеи дворянскиес 15 лет.Служба продолжаласьдосамой смертиили увечья ипереходилапо наследству, т.е. «по отечеству».Уравнение вотношениислужбы вотчинникови поме­щиков, одинакововыходящих наслужбы по формуле«конно, люд­нои оружно», лишалопривилегийбоярство, котороепо сути пре­вращалосьв служилыхлюдей, обязанныхцарю военнойслужбой завладение землей.
Однакомосковскоебоярско-дворянскоевойско дажев обнов­ленномвиде продолжалооставатьсявооруженнымополчением, котороене знало какого-либосистематическогообучения икото­рое, вернувшисьиз военногопохода, разъезжалосьпо домам.
3. Одновременнос реформированиемтрадиционнойформой во­оруженныхсил страны, правительство«ИзбраннойРады» предпри­нялошаги к созданиюболее регулярныхчастей, которыепостояннонаходилисьбы в распоряженииверховнойвласти. В 1550 г.было ре­шено«испоместить»в Московскомуезде «избраннуютысячу» слу­жилыхлюдей. Был составленсписок — «Тысячнаякнига», в кото­руювошло 1078 человек.Но осуществитьиспомещение(дать помес­тьяв радиусе 60 —70 верст от Москвы)дворян не удалось: вблизи Москвыне нашлосьнужного количествасвободнойземли.
4. Создатьядро дворянскогоополчения, которое сталобы надеж­нойвоенной опоройсамодержавнойвласти и государстване уда­лось, но надо отдатьдолжное дальновидностиправительстварефор­маторов.Параллельнос упорядочениемслужбы по«отечеству», осу­ществляласьновая формапрохождениявоенной службы— «по при­бору», т.е. по специальномунабору за денежноеи земельноежало­вание.Так служиликазаки, городскаястража, пушкарии стрельцы.Стрелецкоевойско былоорганизованов 1550 г. на основесо­зданныхеще при ВасилииIIIотрядов пищальников.Сначала в стре­лецкоевойско былонабрано 3000 человек; оно было сведенов от­дельные«приказы» по500 человек. К концуXVIв. стрелецкиевой­сканасчитывали25000 человек.
Стрелецкоевойско былопостоянным: они не распускалисьмеж­дупоходами, какдворянскоеополчение.Однако стрелецкоевойс­коне было регулярным.Стрельцы жилисо своими семьямив стре­лецкихслободах вМоскве, в московскомуезде, в крупныхгородах страны.В свободноеот несениякараулов времястрельцы занима­лисьремеслами иторговлей.Ведал ими Стрелецкийприказ. Уже всерединеXVIв. постоянноестрелецкоевойско являлосьмощной боевойсилой России.
К концуXVIв. общая численностьрусского войскадостигла 100 тыс.человек, несчитая 2,5 тыс.наемных иностранцев.
Содержаниеи вооружениемногочисленноговойска требовалоогромныхсредств, чтов свою очередьвызвало рядпреобразова­нийв налоговойсистеме. Налоговаяреформа включаларяд мер:
— зановоописывалисьземли и устанавливаласьединая обще­русскаяединица (мера)налоговогообложения земли— «большаясоха». Ее размерзависел откачества землии социальной(сослов­ной)принадлежностиее владельца.В сельскойместностиземель­ныйналог — «посохе» — платиличерносотенныекрестьяне идуховенство.В городе в «соху»входило определенноеколичестводворов.По расчету«сох» взималисьповинностии выставлялисьратники.
— вводилисьновые налоги:«пищальный»— на содержаниестре­лецкоговойска, «полонянечный»— на выкуп пленных.
Общийпроцесс централизациивласти не могне затронутьпра­вославнуюцерковь, посколькуона игралаважную рольво всех сфе­рахжизни тогдашнегообщества игосударства.Сама церковьеди­ногогосударстватоже нуждаласьв более жесткойцентрализации.Нодля властиособое значениеприобреталорешение вопросао церковно-монастырскомземлевладении.Решение общихназревшихпроблемцеркви и государствасоставило сутьцерковнойреформы.
Вопросо церковно-монастырскомземлевладениистал предме­томспециальногорассмотренияна заседанияхцерковногособо­ра1551 г., созванногопо инициативеИвана IV.Его решениясве­деныв 100 глав, поэтомуон получилназвание Стоглавогособора илиСтоглава.
ПравительствоИвана IVпредполагалоосуществитьс согласияСобораликвидациюцерковно-монастырскогоземлевладения.Эти земли нужныбыли для наделенияпоместьямислужилых людейза военнуюслужбу, преждевсего дворян— опоры централизованно­гогосударства.Однако иосифлянскоебольшинствоСобора во гла­вес митрополитомМакарием добилосьпринятиякомпромиссногорешения:
1) былопризнано незыблемымправо духовенствана владениенедвижимойсобственностью;
2) монастырскоеземлевладениенесколькосократилось, т.к. ан­нулировалисьвсе княжеско-боярскиепожалованиямонастырям, сделанныепосле смертиВасилия III(1533 г.);
3) монастырямзапрещалосьбез согласияцаря покупатьземли, заниматьсяростовщичествомкак в натуральной, так и в денежнойформе; потомкам удельныхкнязей запрещалосьпередаватьмонас­тырямземли «на поминдуши»;
4) духовныефеодалы немогли впредьосновыватьновые «белые»слободыи дворы в городахи должны былиучаствоватьв сборе «полоняничныхденег».
РешенияСобора отразилиперемены, связанныес централиза­циейгосударства.Были унифицированыцерковныеобряды, былсоставленобщерусскийсписок святых, принят ряд мерпо укреп­лениюнравственностидуховенства.
Такимобразом, в результатереформ в странебыла завершенаперестройкацентральныхорганов власти, возникла единаяприказ­наясистема, отвечающаяпотребностямполитическойцентрализа­цииРоссийскогогосударства, расширилисьфункции служилойприказнойбюрократии, сложилосьширокое местноесамоуправ­ление, для среднегодворянстваоткрывалисьперспективывоенной ислужилой карьеры.
Однако, по мнению рядаисториков, этиреформы носилив це­ломкомпромиссныйхарактер. Содной стороны, они усиливалигосударствопутем достижениясогласия всехсословий, чтовызы­валонарастаниепока еще скрытойоппозиции состороны земель­нойаристократии, с другой — усиливалисамодержавнуювласть царя.«Раздираемоепротиворечиямимежду разнороднымисоци­альнымиэлементами, из которых онобыло составлено, правитель­ствокомпромиссане было прочными пало, как толькоперед Ива­номГрозным всталвопрос о решительнойборьбе с боярством,— отмечаетисторик А. А.Зимин — Тольков суровые годыопричниныдворянствуудалось нанестирешительныйудар по политическимпрерогативамбоярства иприступитьк окончательномузакрепоще­ниюкрестьян».
Историографияопричниныизобилуетспорными ипротиворе­чивымисуждениями.Еще бытуеткарамзинскоепредставление, в котором опричнинарассматриваетсялишь сквозьпризму «царя-тирана»как бессмысленноепорождениепсихическибольного мо­нарха.Эту точку зренияв целом разделялВ.О.Ключевский.
ИсторикС.М.Соловьевподошел к этойпроблеме иначе.Следуя своейконцепцииисторическогоразвития Россиикак процессапо­степеннойсмены «родовых»начал новыми«государственными», онсчитал, чтоправление ИванаГрозного — этовремя окончатель­нойпобеды государственныхначал, при этомопричнина былапос­леднимрешающим ударомпо родовымотношениям, носителемкоторыхвыступалобоярство. Ипотому при всехжестостяхдея­тельностьцаря была шагомвперед.
Всоветскойисториографииосновное вниманиеуделялось лишьсоциально-экономическойсущности опричнойполитики.
Современныеисторики такжепо разномутрактуют опрични­ну.Одни из нихсчитают ее неслучайным икратковременнымэпи­зодом, а необходимымэтапом становлениясамодержавия, началь­нойформой аппаратаего власти.Другие историкивидят в оприч­нойполитике стремлениецаря форсироватьцентрализацию, укре­питьрежим личнойвласти, но приотсутствиисоответствующихисторическихпредпосылокдля решенияэтой задачи, ее реализа­циямогла бытьосуществленана путях насилияи террора.
Приэтом как-тоупускаетсяиз вида тотфон, на которомразвора­чиваласьтрагедия опричнины, а именно: наличиев странесословно-представительныхучрежденийи широкое местноесамоуправление.Вышеуже было отмечено, что сословно-представительныеучреж­денияне ограничиваливласть царя, но они оставалисьего опорой ужетем, что не пыталисьоппонироватьего воле. Отделяяземщину отопричнины царьдолжен был бытьуверен, что онаему не изме­нит, не станет открытоили скрыто насторону боярства.Так и случи­лось.Земщина терпела, несла свойтяжелый налоговыйкрест, защи­щаласьот врагов ивторжений, выполняла свойдолг в Ливонскойвойне, роптала, приспосабливалась, но не изменилацарю и тем са­мымподтвердилаисторическуюцелесообразностьпредшествующихдеянийИвана Грозного— курса нацентрализацию.
Едвали можно согласитьсяс трактовкойЗемских Соборов1566 г. и1580 г. как формальнойтрадициейначала царствованияИвана IVивидеть в нихтолько демонстрациюпокорности, выражение чутьлине раболепиясо стороныЗемщины. Во-первых, Земские Собо­рыеще не сталитрадицией, онатолько начиналивырабатыватьсвой политическийресурс. Во-вторых, царь-самодержецмог в условияхразворачивающегоантибоярскоготеррора несчитаться смнени­емСобора. И темне менее он ихсобрал. ЗемскийСобор 1566 г. при­нялрешение продолжатьЛивонскую войнуне только потому, что этогоякобы хотелцарь, но потому, что служилоедворянствоне желалотерять приобретенныев ходе войныземли, потому, что торгово-купеческиеверхи городовнадеялись выйтисо своими товара­мичерез Балтикуна европейскиерынки. Не учитыватьих интере­совв решении Собораникак нельзя.
Болеетого, Собор1566 г. в лице несколькихего участниковпо­смел, подать челобитнуюцарю, где высказалсяпротив опричнойсистемы.
Наиболееемко определилсмысл опричниныисторик Р.Г.Скрынников, который рассматриваетее как результатстолкновениямо­гущественнойфеодальнойаристократиис поднимающейсясамодержавноймонархией, которая опираласьна дворянствои верхуш­куторгово-ремесленногопосада, а именнона плечах этихсословий тогдадержалось всеместное управление.
Сопричниныначался историческийпуть царизмак самодержав­ной, т.е. неограниченнойвласти монарха.Начал этот путьИван Гроз­ный, завершил ПетрI, который высокоценил предшественника.
Висторическойперспективевторая половинаправления ИванаIV— кровавойзигзаг самодержавноймонархии, ноэтот зигзагне выражаетсути тогогосударственно-политическогои социальногоустройства, которое сложилосьв стране в 50-егг. XVIв.1
3.Политическиеособенностиземских соборов XVI— XVIIIвв.
Ополитическихвозможностяхсословно-представительноймо­нархииможно судитьпо совокупноститех вопросов, которые ре­шалисьЗемскими СоборамиXIV—XVIIвв. и роли земскихпредста­вительныхучрежденийи системы земскогосамоуправленияв пре­одоленииСмутного времении его последствий.
На ЗемскихСоборах рассматривалисьи решалисьвопросы вой­ныи мира:
Соборы1566 г., 1580 г. — каждыйпо-своемупредопределилпродолжениеи окончаниеЛивонскойвойны;
Собор1632 г. — 1634г. одобрил намерениеверховнойвласти вернутьсмоленскиеземли и он жепоставил точкув завершениивойны за Смоленскс РечьюПосполитою;
Собор1642 г. высказалсяза снятие осадыту­рецкойкрепости Азовдонскими казаками, удерживавшимиее в течениепяти лет, таккак сил длявойны с Турциейу России неиме­лось;
Собор1653 г. согласилсяпринять украинскийнарод в составроссийскойдержавы и объявилвойну РечиПосполитой.
НаЗемских Соборахпринималисьрешения обобновленииза­конодательства.Это сделалиСоборы 1549 г. и 1649г. Результатомпервогоиз них стал«Судебник»1550 г., а второго— обширный, об­новленныйсвод «Соборноеуложение», покоторому странажила до1832 г.
НаЗемских Соборахрешались финансовыепроблемыгосудар­ства—1616г., 1619г., 1621 г., 1628г. Наэтих соборахземщина даваласогласиена новые налогии повинности, на чрезвычайныеденеж­ныесборы, тем самымспособствовалапреодолениюпоследствийСмутноговремени, возводилапрочный фундаментпод правлениепервогоцаря из династииРомановых —Михаила Федоровича.
Инаконец, авторитетЗемских Соборовособенно нагляднопро­явился, когда именноих согласиемставились напрестол новыемонархипосле того, каксо смертьюФедора Ивановича(1584 —1598 гг.) пресекласьна русскомпрестоле династияРюриковичей.
ЗемскийСобор1598 г. проголосовалза «поставлениена царство»Бориса Годунова;
Собор 1613г.утвердил новуюдинастию —Романовых.
РешениеСоборов былобезусловным, оспорить егоникому не былодано. Иначе быбояре не стализатеватьсамозванческуюинт­ригу, чтобы именемякобы «законного»наследникаубрать с пре­столане угодногоим Бориса Годунова.
Политическаясила земскогосамоуправлениястала очевиднав самые критическиемоменты в историиРоссийскогогосударства.Следует иметьв виду, чтопреодолениесмуты сталовозможным, когдаземщина осозналаглавную грозящуюопасностьпервой граж­данскойвойны в России— потерю государственностикак таковой.Ееначальнаявоенная самоорганизация— это первоенародное ополчение, которое сделалопервые шагипо путинационально-ос­вободительнойборьбы противполяков и шведов, не оставляяборь­быпротив боярскогоправительствав Москве. Завершилоэто пра­воедело второенародное ополчениево главе с посадскимстаро­стойКузьмой Мининым.1
4. Особенностиутверждения абсолютизмав России.
Классоваяборьба крестьяни посадскогонаселения взначитель­ноймере обусловилаэволюциюгосударственногостроя в России.Совторой половиныXVIIв. начался переходк абсолютизму.Абсо­лютизм— неограниченнаямонархия, прикоторой всяполитичес­каявласть принадлежитодному лицу.
Установлениеабсолютизмасопровождалосьпостепеннымотми­раниемсредневековыхпредставительныхучреждений, которые в периодсословно-представительноймонархии действовалинаряду сцарской властью, а также ослаблениемроли церквив управлениигосударством.
БоярскаяДума на протяженииXVIIв. превратиласьиз законо­дательно-совещательногооргана в совещательныйпри царе. Бояр­ство, напуганноеразмахом классовойборьбы, уже непротивопос­тавлялосебя самодержавию, не пыталосьоказыватьдавление намонархаили оспориватьего решения.При АлексееМихайловиче(1645—1676 гг.) более половинысостава Думысоставилидворяне. Царьпредпочиталвыбирать людейумных и даровитых, возвышать поспособностям, а не только познатности рода.Так, его любимей­шийбоярин, начальникпосольскогоприказа А.Л.Ордин-Нащокинпроисходилиз бедной семьипсковскихслужилых людей.На засе­данияхБоярской Думыцарь зачастуюприсутствовалсам, руково­дилсовещаниями, заранее записывална листочкебумаги вопросы, окоторых нужнобыло посоветоватьсяс боярами. Выслушавсове­ты, решения принималсамостоятельно, если согласияне находил. Ночаще всегобояре соглашалисьс царем.
Правительствопродолжительноевремя опиралосьна поддерж­кутакого сословно-представительногоучреждения, как ЗемскиеСоборы, прибегая кпомощи выборныхлюдей из дворянстваи вер­хушкипосадскогообщества, преимущественнов тяжелые годыборьбыс внешнимиврагами и привнутреннихзатруднениях, свя­занныхсо сбором денегна экстренныенужды. Земскиесоборы действовалипочти непрерывнов течение первых10 лет царствова­нияМихаила Романова, получив нанекоторое времязначение по­стоянногопредставительскогоучрежденияпри правительстве.Со­бор, избравший нацарство Михаила(1613г.), заседалпочти три года.СледующиеСоборы былисозваны в 1616, 1619и 1621 гг.
После1623 г. наступилдлительныйперерыв вдеятельностиСо­боров, связанных сукреплениемцарской власти.Новый Соборбыл созванв связи с необходимостьюустановитьчрезвычайныеденеж­ныесборы с населения, так как веласьподготовкак войне с Польшей.ЭтотСобор не расходилсяв течение трехлет (1632 — 1634 гг.). Вцар­ствованиеМихаила ФедоровичаЗемские Соборысобиралисьеще несколькораз.
ПолитическийавторитетЗемских Соборов, стоявший высоков первойполовине XVIIв., не был долговечным.Правительствов даль­нейшемнеохотно прибегалок созыву земскихсоборов, накоторых выборныелюди иногдавыступали скритикойправительственныхмероприятий.
ПоследнийЗемской Соборсобрался в 1653г. для решениявоп­росао воссоединенииУкраины. Послеэтого правительствосозы­валотолько совещанияотдельныхсословных групп(служилых лю­дей, торговых людей, гостей и пр.).Однако утверждение«всей зем­ли»признавалосьнеобходимымдля избраниягосударей.Поэтому собраниемосковскихчинов в 1682 г. дваждызаменяло собойЗемс­кийСобор — вначалепри избраниина престолПетра, а затемпри избраниидвух царейПетра и Ивана, которые должныбыли пра­витьсовместно.
ЗемскиеСоборы, какорганы сословногопредставительства, былиупраздненыкрепнущимабсолютизмом, подобно тому, как это имеломесто в странахЗападной Европы.
Ноотказ самодержавнойвласти от поискасогласия ссослов­нымпредставительствомпри решениикардинальныхвопросов внутреннейполитики небыл безболезненнымдля власти. Наре­шениеправительстваАлексея Михайловичао введенииналога на соль, о взысканиинедоимок запрошлые годы, на сокращениежа­лованияслужилым людям«по прибору»и т.п. без «советавсея зем­ли»народ ответилмассовымивосстаниями(соляной бунт, хлеб­ный бунт, медный бунт).Это была естественнаяреакция земщи­ны, привыкшей ктому, что с еемнением монархисчитались. Длясломаэтой земскойпривычки пришлосьприменятьвооруженныесилыи массовыерасправы.
Церковнаяреформа ипоследовавшийза ней расколправослав­ногообщества, учреждениеМонастырскогоприказа, взявшегопод контрольдеятельностьцеркви, поставилисаму церковьв полную зависимостьот государства, свели на нетее участие врешении го­сударственныхвопросов.
Затонеуклонновозрасталароль приказов, что свидетельствова­лооб усложнениигосударственногоуправления.В XVIIв. их общеечисло доходилопорой до 80. Функцииприказов чрезвычайнозапутывались, даже переплеталисьмежду собой, что порождалово­локиту вделах, способствоваловзяточничествудьяков и подьячих.
Стольже неуклонновозрасталароль и численностьбюрократи­ческогослоя в управленческихструктурах.Если в 1640 г. насчиты­валось837 приказныхлюдей, то к концустолетия —почти 3 тыс. человек.
Меняласьсистема местногоуправления.Все более сужаласьроль выборных(земских) старост, зато усиливаласьроль назначаемыхМосквоювоевод. Странабыла поделенана уезды, которыев свою очередьделились наволости и станы.Во главе каждойтерритори­альнойединицы стояливоеводы, которыенаходясь на«государе­вомжаловании», собирали налогис населения, обирая его приэтом.
«Время, следовавшеенепосредственноза Смутой, —пишет ис­торикС.Г.Пушкарев,— требовалосильной правительственнойвла­стина местах, ивот «воеводы», которые преждебыли преимуще­ственнов пограничныхобластях «длябереженья»от неприятелей, вXVIIв. являются вовсех городахМосковскогогосударства, на всем необъятномего пространстве, от Новгородаи Пскова доЯкутска и Нерчинска! Воеводы сосредоточиваютв своих рукахвсю власть, военнуюи гражданскую.Воеводы действуютпо «наказам»(инст­рукциям)московскихприказов, которымони подчиняются.Лишь «губные»учреждения, с губными старостамиво главе сохраняют­ся, как особое, формальносамостоятельноеведомство.Земские учрежденияв посадах иволостях такжесохраняются, но они в те­чениеXVIIв. все болеетеряют своюсамостоятельность, все болеепревращаютсяв подчиненные, вспомогательныеи исполнительныеорганыприказноговоеводскогоуправления.В период с половиныXVIв. до половиныXVIIв. «Московскоегосударствоможет бытьназваносамодержавно-земским.С половины XVIIв. оно становит­сясамодержавно-бюрократическим»(Богословский).В северныхобластяхи в XVIIв. сохраняетсякрестьянский«мир» — волостнойсходс его выборнымиорганами, носфера их компетенциивсе бо­леесуживается.Волостной судподчиняетсянадзору воеводыи ре­шаеттеперь толькомелкие дела.Правительствоначинает вмеши­ватьсяи в хозяйственнуюжизнь крестьян, ограничивая(или пыта­ясьограничить)их право свободногораспоряженияих землями. Напосадскихи крестьянскихмирах лежитколлективнаяответствен­ностьза исправныйсбор государственныхподатей, и главнойобя­занностьювыборных крестьянскихвластей становитсясвоевременныйи «бездоимочный»сбор этих податей, а главной заботойвое­водстановитсяпонуждениеи наказаниетех, кто своею«оплошкою инерадением»допустит недоборыи опозданияв платежах.
Такимобразом, втораяполовина XVIIв. являетсявременем упад­каземского началаи растущейбюрократизациии в центральноми местном управленииМосковскогогосударства».
В XVIIв. менялисьпринципы организацииармии, ее личногосо­ставаи функций. Ееглавной обязанностьюстановиласьне только защитатерриториигосударстваот нападенияизвне, но иподдер­жаниевнутреннегопорядка и повиновениянародных массцарю. Хотябоеспособностьстрелецкоговойска быласравнительноневы­сокой, при АлексееМихайловичечисленностьстрельцовдостигла 40 тысяч.Но эта силабыла не главной.Параллельноидет созданиедругоготипа армии. Ужепри МихаилеФедоровичесоздаютсяпер­выеполки новогостроя — или«иноземногостроя» — солдатские(пехота), рейтарские(конница) идрагунские(смешанногостроя). Этиполки комплектовалисьза счет детейбоярских (рейтары)и раз­ногорода вольных«охочих» людей(солдаты и драгуны).Обучение новыхформированийвели наемныеиностранныеофицеры. Казнаобеспечивалаэти полкивооружением, экипировкойи платила жа­лование.В XVIIв. полки новогостроя создавалисьвременно, навремявойны, и распускалисьпо окончаниивоенных действий.Толь­коиностранныеофицеры-наемникиоставалисьна службе и нажа­лованиимосковскогоправительства, жили они в немецкойслободе подМосквой. Но ужек концу векасолдатскиеполки сталикомп­лектоватьсяиз числа «даточныхлюдей», т.е. крестьяни посадских.Каждые20 — 25 дворов давалиодного мужчинуна пожизненнуюслужбув солдаты. Этасистема и леглав основу формированияар­миипри Петре I(рекрутскийнабор).
К 1680 г.в русской армиинасчитывались41 солдатскийполк (61288человек) и 26рейтарскихи копейныхполков (30472 чело­века).Численностьбоярскогоополченияснизилась до27927 че­ловек, стрельцовоставалосьоколо 20 тысяч.Таким образом, за­рождающаясярегулярнаяармия приобреталавсе большеезначе­ниев поддержаниии укреплениив Россиисамодержавно-монар­хическогостроя.
Соборноеуложение 1649 г.—еще одно свидетельствоо движе­ниик абсолютному, об усилениицентральнойвласти, о возраста­ниироли дворянства.1
Утверждениеабсолютизма
К первойчетверти XVIIIв. относитсяокончательноеутвержде­ниеи оформлениеабсолютизмав России. Оносвязано срадикаль­нымипреобразованиямивсей политическойсистемы государства, предпринятымиПетром I.
Врезультатереформы государственногоуправлениясложилась новаявертикальцентральныхучреждений: император —Сенат какисполнительно-распорядительныйорган — коллегиикак общего­сударственныеисполнительныеорганы, ведающиенаиболее важ­нымисферами государственногоуправления.ДеятельностьСена­та и коллегийрегламентироваласьстрогими правовыминормами идолжностнымиинструкциями.В этой вертикалевласти четкоосу­ществлялсяпринцип подчиненностинизших учрежденийвысшим, азамыкалисьони на императоре.
С началомСеверной войныгосударственнаямашина оказыва­етсявсе менее именее способнойвыдерживатьвсе увеличиваю­щийсягруз проблем.Уездная администрацияоказываласьбеспо­мощнойв обеспечениивыполнениянаселениемуездов различно­города повинностей(рекрутских, натуральных, отработочных), в сбореналогов.1
Губернскаяреформа 1708— 1710гг. измениласистему местныхорганов власти.Было ликвидированоместное самоуправление, а во главевсех административно-территориальныхединиц былипостав­ленылица, несущиегосударевуслужбу и получающиеза нее жало­вание— губернаторы, провинциальныекомиссары, уездные и во­лостныевоеводы. Принципвзаимодействияэтих представителейвластина местах тотже — подчиненностьснизу доверху.
Образованиемгуберний на­носилсямощный ударпо традиционнойприказнойсистеме уп­равления.Появлениегуберний влеклоза собой ликвидациютер­риториальныхприказов. Рядобщероссийскихприказов (Помест­ный, Земский, Ратушаи др.) трансформировалсяв отделенияМос­ковскойгубернскойканцелярии, поскольку ранеевластные полно­мочияэтих приказовохватывалиглавным образомгустонаселен­ныйЦентр, которыйтеперь оказывалсяв составевнушительнойпо масштабамМосковскойгубернии.
Совершенноочевидно, чтореформа местногоуправленияпод­чиняласьвоенной необходимости.Преобразованноеуправление, преждевсего, нацеливалосьна всемерноеудовлетворениевоенных потребностей.При определениигубернскихбюджетов учитыва­лисьважнейшиестатьи общегосударственныхрасходов: диплома­тия, армия, артиллерия, флот. Соответствующиерасходы пропор­циональновозлагалисьна ту или инуюгубернию. Крометого, в феврале1711 года было решеноразделить погуберниямполки. В каждомполку имелсясвой губернскийкомиссар, отвечавшийза обмундирование, припасы, штатноеналичие людей, лошадей. В еговедениинаходиласьполковая касса, в которую вливалисьналого­выепоступленияиз губернии, к которой былприписансоответству­ющийполк. Упомянутыевыше губернскиекомиссарывыступали вкачественизших чиновниковкригс-комиссариатскойконторы. Возглавлявшийпоследнююобер-штерн-кригс-комиссаробычно пребывалв действующейармии, но самыйинституткригс-комис-сариатасуществовалпри Сенате.Обратим вниманиена то, что по­явиласькригс-комиссариатскаяконтора весной1711 года, когдабыл создани Сенат. С образованиемСената губерниибыли поставле­ныв подчинениепоследнему, также как иважнейшие изоставших­сяприказов, ведавшихвооруженнымисилами, внешнейполитикой.Оформившаясяк 1711 году военно-административнаясистема, внесомнения, способствоваладостижениюпобеды в Севернойвойне.1
Еслина первом этапереформ довлелавоенная необходимость, тов последующем, с конца 1717г. —начала 1718г., ПетрIначина­еториентироватьсяна ряд теоретическихпринципов, почерпну­тыхиз западноевропейскойрационалистическойфилософии, юриспруденции, учения о государстве.Особое распространениекначалу XVIIIв. получила«договорнаятеория» Гоббса, основы­вавшаягосударствоне на божественномначале, а насоглашениилюдей, ради мира игармонии вобществе передававшихвласть государству.Однако подобнаяконцепциявозникновениягосудар­стваоткрывалаширокое поледля экспериментированияс самим государством, при этом цельлюбых преобразованийначиналаус­матриватьсяв совершенствованиигосударственногоорганизма.Государствовоспринимаетсяв качествеидеальногообщественно­гоинструмента, благодарякоторому можнопреобразоватьи при­роду, исамого человека.
ПетрIбыл знаком сомногими идеямизападноевропейскихмыс­лителей, касающихсяорганизациигосударства.Не случайноже, что царьсчел необходимымиздать на русскомязыке такпонравившу­юсяему книгу Пуффендорфа«О должностигражданинаи челове­ка».Особое вниманиеПетра Iпривлекал опытШвеции, еегосудар­ственныеинституты.Можно полагать, что ШвецияпредставляладляПетра Iсвоего родагосударство-образец.
ПетрIбыл убежденв том, что слаженность, действенностьра­ботыгосударственногомеханизмазависят оттщательнойразработ­кирегламентирующегодокумента, которым быопределялисьи об­щиефункции учреждения, режим его работы, обязанностиконк­ретногочиновника, порядок делопроизводства.Не приходитсяпо­этомуудивлятьсятому, что ПетрIс такими упорствоми настойчи­востью, не считаясьсо временем, составлял, неодин раз ихперепи­сывая, как раз регламенты, стремясь кдетальнойрегламентациидеятельностиотдельногоучреждения, каждого конкретногочинов­ника.Более того, поинициативеПетра Iбыл подготовлен«Гене­ральныйрегламент», заключавшийв себе наиболееобщие прин­ципыи правила работывсех учрежденийи чиновников.Заметим, чтотогда в Европеаналогов данномудокументу небыло. В Швецииподобныйдокумент былсоздан толькопо прошествии50 лет.
В 1722 г.был разработанРегламентАдмиралтейскойколлегии, которыйвключал такжерегламентыне менее 56 отдельныхдолж­ностей.Следует обратитьвнимание нато, что Петр Iдал распоря­жениеприменять егов деятельностисозданныхколлегий. Важноотметить, что, в представлениицаря-реформатора, государствоста­новилосьвариантомармейскойорганизации.Государственноеуч­реждениерассматривалосьнаподобиевоинской части, регламентсоотносилсяс военным уставом, а чиновникаприравнивалик во­еннослужащему.В 1716 году нормыВоинскогоустава распоряже­ниемПетра Iбыли признаныосновополагающимиприменительноковсем гражданскимучреждениям.
Конечно, нужно учитывать, что преобразовательнаядеятель­ностьПетра Iпротекала вусловиях войны.Как замечалВ.О.Клю­чевский,«Петр почтине знал мира: весь свой векон воевал скем-нибудь: то с сестрой, то с Турцией, Швецией, дажес Персией. Сосени1689 г., когда кончилосьправлениецаревны Софьи, из 35 лет егоцарствованиятолько один1724-йгодпрошел вполнемирно. Да издругих летможно набратьне более 13 мирныхмесяцев ». Нодело нетолько в этом.Для Петра Iармия представлялажеланную модельустройстваобщества, наиболеесовершенныйобщественныйин­ститут.Важно понятьментальностьтого времени, когда граньво­еннойи гражданскойслужбы вовсене выгляделанепроницаемой.Гражданскаяслужба вполнемогла бытьвозложена навоенного че­ловека.Особенно активнопривлекалиськ выполнениюфункций государственногоуправлениягвардейцы. НасержантаПреобра­женскогополка Украинцевабыла возложенадаже организациястроительстваметаллургическогозавода на Урале.
Воинскиечины получалипреимуществов сравнениис прочими взнаменитойТабели о рангах, утвержденной24 января 1722 г. Пол­ноеназвание данногодокументавыглядит так:«Табель о рангахвсех чиноввоинских, статскихи придворных, которые в которомклас­се чины: и которые водном классе, те имеют постаршинствувре­менивступленияв чин междусобою, однакож, воинскиевыше про­чих, хотя б и стареекто в том классепожалован был».Табель о рангахзакрепляларационализациюадминистративнойслужбы, уста­навливаяновое чиновноеделение, в основекоторого лежалприн­ципслужебнойвыслуги, годности.В приложенномк Табели пояс­ненииотмечалось, что знатностьсама по себебез службы, ничего незначит, не создаваячеловеку никакогоположения.Людям знат­ногорода никакогоранга не дается, пока они государюи отечествузаслугне покажут. Всеэто означалоразрыв с предшествующейтра­дициейуправления.1
Табельо рангах2 Воинские Статские Сухопутные Гвардия Артиллерийские Морские 1. Генерал — фельдмаршал

Генерал-адмирал Канцлер 2. Генералы от кавалерии, инфантерии и штатгальтер
Генерал — фельдцейгмейстер Адмиралы прочих флагов Действительные тайные советники 3. Генерал – лейтенанты
Генерал – лейтенант Вице-адмирал Генерал-прокурор 4. Генерал — майоры Полковник Генерал-майор, генерал-майор от фортификации Шаутбенахты Президенты коллегий, тайные советники, обер-прокурор 5. Бригадиры; оберштеркригскомиссар, генерал — провиантмейстер Подполковники Полковники от артиллерии Капитаны-командоры, капитан над портом, обер-сарваер, интендант Вице-президенты коллегий, обер-вальдмейстер, генерал-полицмейстер, почтдиректор, директор от строениев, архиатер 6. Полковники-казначеи, генералы-адьютанты, генералы-квартирмейстеры, обер-провиантмейстер Майоры Подполковники от артиллерии, полковники-инженеры Капитаны первого ранга, сарваер корабельный, прокурор Прокуроры в коллегиях, тайные советники, обер секретарь Сената, советники в коллегиях 7. Подполковники, генерал-аудиторы, провиантмейстеры-вагенмейстеры Капитаны Майоры, подполковники-инженеры Капитаны второго ранга Вице-президенты в надворныз судах, обер-секретари Иностранной коллегии и адмиралтейства 8. Майоры-оберквартирмейстеры, цалмейстер Капитан-лейтенанты Майор-инженер Капитаны третьего ранга. Корабельные мастера Президент в Магистрате в Резиденции, обер-комиссары, асессоры в коллегиях, обер-секретари в прочих коллегиях, обер-бергмейстер, надворный советник 9. Капитаны, обер-провиантмейстер, генерал-штабквартемистр, обер-аудиторы, полевые почтместеры Лейтенанты Капитаны-лейтенанты, капитаны-инженеры, комиссары у пороховых и селитренных заводов Капитаны-лейтенанты, галерные мастера Титулярный советник, полицмейстер в Резиденции, бургомистры от Магистрата, профессоры при Академиях, докторы при всяких факультетах, переводчик и протоколист Сенатские 10. Капитан-лейтенанты Унтер-лейтенанты Лейтенанты, лейтенанты инженерские, аудитор, обер-вагенмейстер, капитаны над мастеровыми людьми Лейтенанты Секретари прочих коллегий, бургомистры от Магистрата в губерниях, переводчик и протоколисты в Воинской, иностранной коллегии и Адмиралтейства, бергмейстер 11. -- -- -- Секретари корабельные -- 12. Лейтенанты Фендрики Унтер-лейтенанты, лейтенанты инженерские, вагенмейстеры, штык-юнкеры, унтер-лейтенанты инженерские Унтер-лейтенанты, шхиперы первого ранга Секретари в надворных судах и канцеляриях в губерниях, ратманы в Резиденции 13. Унтер-лейтенанты -- Штык-юнкеры, унтер-лейтенанты инженерские -- Секретари в провинциях, механикус, коллежские: переводчики, протоколисты 14. Фендрики, штаб-фуриеры -- Инженерские фендрики Комиссары корабельные, шхиперы второго ранга, констапели Комиссары при Коллегиях, архивариус, регистратор и бухгалтеры при коллегиях, почтмейстеры в Москве и в прочих городах

Вреальной жизнисозданнаяад­министративнаясистема страдаламногими слабостями.В стране определенноне имелосьдостаточногочисла опытныхквалифици­рованныхкадров, способныхусвоить камералистскиепринципы.Отсутствовалостабильноефинансированиегосударственногоап­парата, чиновникигодами моглине видеть своегонебольшогожа­лования, предпочитая«кормитьсяот дел». ПетрIуповал на репрес­сии, строжайшиенаказания, полагая, чтонедостатокразума егоподданныхдолжен компенсироватьсястрахом. В указеот 11 мая 1721г. президентуКамер-коллегииДмитрию МихайловичуГоли­цынуПетр Iотмечал: «… самизнаете, хотячто добро инадобно, а новоедело, то нашилюди без принужденияне сделают».Чиновни­ковколлегий заоднодневныйпрогул лишалимесячногожалования, акаждый часпреждевременногоухода из коллегииоборачивалсяпотерейнедельногожалования.
Ориентируясьна иностранныеобразцы в своейреформаторс­койдеятельности, Петр Iстремился кприспособлениюиностран­ныхинститутовк русскомуобычаю, которыйдля царя означалсу­ществованиенеограниченнойверховнойвласти, отсутствиесословно-представительногооргана, развитогосамоуправленияв городах, всельской местности.Петр Iстремилсявоспроизвестив российс­кихусловиях толькошведский институтколлегий. Характерно, что вконце 1718г. Сенатпри рассмотрениивопроса обиспользованиивРоссии шведскойсистемы местногоуправленияпринял решениео неприемлемоститаковой дляРоссии.
Церковнаяреформа завершилапроцесс огосударствлениярели­гии, превративцерковнуюорганизациюв часть государственногоаппарата.Синод, как высшийорган церковнойорганизации, совре­менникиПетра Iуже воспринималикак 13-ю коллегию.
ПетрIпри всей своейстрасти к составлениюрегламентовтем неменее не задавалсяцелью точногоопределенияхарактера своейвластиимператора, своих обязанностей.Думается, ПетрIпризна­валединственновозможной дляРоссии самодержавнуюформу правления.Токарь ПетраА.К.Нартов слышалоднажды, какцарь беседовалс Я.Брюсом иА.Остерманом:«Говорят чужестранцы, что яповелеваюрабами, какневольниками.Я повелеваюподданными, повинующимисямоим указам.Сии указы содержатв себе добро, а невред государству.Английскаявольность здесьне у места, какк стенегорох. Надлежитзнать народ, как оным управлять».В Воинс­комуставе 1716г. заявлялось, что «его величествоесть самовласт­ныймонарх, которыйникому на светео своих делахответа датьне должен, но силу и властьимеет своигосударстваи земли, якохрис­тианскийгосударь, посвоей воле иблагомнениюуправлять».С ана­логичнойконстатациеймы встречаемсяи в Духовномрегламенте:«Монарховвласть естьсамодержавная, которым повиноватьсясам Богповелевает».
Принимаятитул ОтцаОтечества, Императораи Великого, Петр Iсказал: «БлагодатьБожия черездвадцать летвенчает тяжкиетруды и утверждаетблагополучиегосударства…Надеясь на мир, не подлежитослабеватьв воинскомделе… Надлежиттрудиться опользе прибыткеобщем… отчегооблегчен будетнарод».1
В 1721году в связис триумфальнымокончаниемСеверной вой­ныи заключениемзакреплявшегопобеду Ништадтскогомирного договорав сентябре встолице началисьграндиозныепразднества, завершившиесяв октябре церемониейпринятия ПетромIтитула ПетраВеликого, отцаотечества иимператоравсероссийского.Все сенаторы, адресуя царюсвою просьбупринять этоттитул, ссыла­лисьна то, что «обыкновенноу римскогоСената за знатныедела императорових такие титулыпублично имв дар приношены».
ТитулованиеПетра Iимператоромвсероссийским, провозглаше­ниеРоссийскогогосударстваимперией сталипроявлениемсуще­ственныхсдвигов, отражениемнового положениястраны в систе­меевропейскихгосударств, ее прочноговхождения вкруг европей­скихдержав. Характерно, что дипломатическаяслужба приобрелановыеорганизационныеформы. Периодическиепосольства, на­правлявшиесяв Англию, Францию, Голландию, Австрию, сменилипостоянныедипломатическиепредставительствав ведущихзапад­ноевропейскихстранах, послыкоторых, в своюочередь, получилиаккредитациюпри царскомдворе в Петербурге.Впрочем, следуетучитывать, что при жизниПетра Великогоимператорскийтитул за нимбыл признанВенецией, Пруссией, Голландией, Швецией, Да­нией.Однако это неменяет того, что мощь Россиизаставляласчи­татьсяс ней при решениивсех значимыхвопросов вЕвропе.
Петрназвал себяПервым, чтобыло новым, необычным врос­сийскойистории. Ведьранее русскиемонархи не«нумеровали»себя, признаваяименование«по отчеству», что должно былопод­черкиватьверность традиции, заветам старины.Называя себяПер­вым, Петр тем самымпоказывал, чтопреобразованиеРоссии при немносит решительныйи бесповоротныйхарактер.1
Административныепреобразованиязавершилиоформлениеабсолютноймонархии вполитическомстрое России, Принятие ПетромIтитула императораявлялось нетолько внешнимвыраже­нием, но и подтверждениемутвердившегосяв России абсолютиз­ма:«… его величествоесть самовластныймонарх, которыйникому насвыше о своихделах ответудать не должен, но и силу и властьимеетсвои государствуи земель, якохристианскийгосударь, посвоейволе и благомнениюуправлять»,— так гласил20-й артикулВоинскогоустава.2

5. Заключение
Эволюцияроссийскойгосударственностиот сословно-представительноймонархии кабсолютизмубыла историческинеизбежна иоправдана. Этоестественноеисторическоеразвитие страны, переход отфеодализмак буржуазнымотношениям.Окончательноеутвержде­ниеи оформлениеабсолютизмав России относитсяк первой четвертиXVIIIв. На протяжениивсего рассмотренногопериода огромноезначение наразвитие Россииоказали русскиесамодержцы-реформаторыИван IVи Петр I.Они провели, каждый в своевремя, радикаль­ныепреобразованиявсей политическойсистемы России, выводя ее навсе более высокийуровень.
Будем надеяться, что Россия ещеподтвердитсвое правоназыватьсясильнейшейстраной в мире, с которой будутсчитаться всеближние и дальниегосударства.

6.Список используемойлитературы:

«История отечества. Учебное пособие для студентов заочного отделения» Под общей редакцией М. В. Зотовой. М, Издательство МГУП, 2000 г.
И. Ю. Заорская, М. В. Зотова «Становление и подъем российской державы XV – XVIII вв.(Позиции, комментарии, документы). Учебное пособие.» М, Издательство МГАП «Мир книги», 1994 г.
М. В. Зотова «Энциклопедический словарь. Хронология российской истории (IX – XIX). Выпуск 1» М. Издательство МГУП «Мир книги», 1998 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проектирование систем электроснабжения сельскохозяйственного назначения
Реферат Определение величины влияния отдельных факторов на прирост результативных показателей
Реферат Педагогічні ідеї Гринченка
Реферат Організація реклами продукціі на ЗАТ Forte Україна
Реферат Оценка конкурентоспособности товара 2
Реферат Культура речи предмет и задачи дисципины
Реферат Отражение реального мира в культуре и религии
Реферат Сделки с недвижимостью (ознакомительная практика по специальности 060800: операции с недвижимым имуществом)
Реферат Технология производства стройматериалов
Реферат Модель творческого педагога на современном этапе
Реферат Аудит правильности отражения в учёте операций по приобретению и реализации ценных бумаг инвестиционного фонда
Реферат Концепция налоговой стратегии компании
Реферат Конспект нескольких глав Лосева
Реферат Классическая философия
Реферат Консерватизм в России в XIX веке