/>инистерствообразованияРоссийскойФедерацииМосковскийгосударственныйуниверситетпечати
Факультеткнижного делаи рекламы
Специальность350700 — Реклама
Формаобучения заочная
КафедраИстории икультурологии
Контрольнаяработа
подисциплине«Отечественнаяистория»
Темаработы: «Эволюцияроссийскойгосударственности:
от сословно-представительноймонархии
кабсолютизму(XVI — нач. XVIII вв.)»
Москва
2002
Содержание
Введение – 3 стр.
Реформы 50-х гг. XVI в. и установление в России сословно-представительной монархии – 4 стр.
Политические особенности Земских Соборов XVI—.XVII вв – 19 стр.
Особенности утверждения абсолютизма в России – 21 стр.
Заключение – 35 стр.
Список используемой литературы – 36.
ЭВОЛЮЦИЯРОССИЙСКОЙГОСУДАРСТВЕННОСТИ:
ОТ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙМОНАРХИИ
КАБСОЛЮТИЗМУ(XVI— НАЧ. XVIIIвв.)Введение
РазвитиеРоссии неотделимосвязано свозрастающейвластью князей, царей, императоровроссийских.В основном всереформы в Россиинаправленыбыли на поддержаниеи усилениевертикалицентральнойвласти. В XVI — нач.XVIII вв. совершиласьэволюция российскойгосударственностиот сословно-представительноймонархии кабсолютизму.
Сословно-представительнаямонархия — этотакой тип власти, где монарх вруководствестраной опираетсяпрежде всегона сословно-представительныеучреждения, существующиев вертикалицентральнойвласти. Этипредставительныеучреждениявыражаютинтересы всехсвободныхсословий общества.Сословно-представительнаямонархия вРоссии сталаскладыватьсяуже в XV в. в периодзавершенияполитическогопроцесса объединенияРуси. Тогда пригосударе всеяРуси Иване IIIв системе верховнойвласти действовалаБоярская Думакак постоянныйсовещательныйорган.
БоярскаяДума представлялаи выражалаинтересы крупныхземлевладельцев.Боярская Думапри Иване IIIи Василии IIIвыполняладве функции.Во-первых, онаобеспечивалаподдержкувластиединого монарха-государявсея Руси. Вовторых, онаспособствовалапреодолениюэлементов итенденцийфеодальнойраздробленностии сепаратизма.
Внаиболее законченномвиде сословно-представительнаямонархияскладываетсяв России в серединеXVIв., когда нарядус БоярскойДумой в системегосударственногоуправленияначинает действоватьновая политическаяструктура —Земские соборыили «советывсея земли», как их называлисовременники.
ПоявлениеЗемских соборовв системеполитическойвласти не былоявлением случайнымили временным.Они стали велениемвременинаряду с реформамисередины XVIв., которые энергичнопроводилаБлижняя Думаили «ИзбраннаяРада» принепосредственномучастии ИванаIV.1
Самоназвание «ИзбраннаяРада» принадлежиткнязю А. Курбскомуи впервыеупотребляетсяв его сочинении«История овеликом князеМосковском».По сути делаэтим терминомон обозначилкруг близкихк царю людей, составлявшихего БлижнююДуму, с которойон постоянносоветовался и участникикоторой являлисьправительствомИвана IV.в составе Радыбыли А. Адашеви М. Воротынский, духовник царя– настоятельБлаговещенскогособора в Кремлепротопоп Сильвестр, князь А. Курбский.2
Политическоеразвитие Россиив XVIв. шло противоречиво.Объединениерусских земельв рамках единогогосударстване привело кнемедленномуисчезновениюмногочисленныхпережитковфеодальнойраздробленности.После смертиВасилия III(1505— 1533 гг.) началасьожесточеннаяборьба боярскихгруппировокза власть прималолетнемнаследнике.Политическиедействия враждующихгруппировок(Шуйских, Бельских, Глинских и др.)мало отличалисьдруг отдруга, но сильноослабили идезорганизовалисистему управлениястраны, что выразилосьв росте произволаправителей-кормленщиковна местах инедовольстватяглового ислужилогонаселения вцеломбоярским правлением.
2.Реформы 50-х гг.
и установлениев Россиисословно-представительноймонархии.
Началоцарствованиямолодого ИванаIVотмечено ужеявным обострениемсоциальныхпротиворечий.Глухое недовольствомасс бесконечнымикняжеско-боярскимиинтригами ираспрями, беззакониемна местах, взяточничествоми иными злоупотреблениямивластивылилось вполосу народныхвосстаний, наиболеезначительнымиз которыхстало московскоевосстаниевесной 1547 г.
Следуетиметь в виду, что в ходеобъединениястраны властьмосковскихгосударейчрезвычайноусилилась, ноне стала неограниченной: монарх делилвласть с боярскойаристократией.Через БоярскуюДуму знатьраспоряжаласьв центре, онакомандовалавойсками, контролировалавсе Местноеуправление(бояре получалив «кормление»крупнейшиегорода и уездыстраны).
Такимобразом, дляукрепленияроссийскойгосударственностинеобходимобыло форсироватьПолитическуюцентрализацию, перестроитьсистему управленияна новых началахс неизбежнымусилениемвласти монарха.Это понималина Руси многие.Характерно, что среди членов«ИзбраннойРады» оказалисьмитрополитМакарий, выходециз низов —мелкийкостромскойвотчинникАлексейАдашев, дворянинИван Пересветов— люди широкообразованныеи страстныепоборникиидеологиисамодержавия.Впервые вистории русскойобщественноймысли И.С.Пересветовымбыла сформулированаидея невозможностипреобразованиясистемы управленияи военной службыв России безограниченияполитическогогосподствазнати, без приобщенияк государственнымделамдворянства.18-летний царьстрастно поддержалэти идеи, сталрупоромреформаторов, когда выступаяна Стоглавомсоборе (1551 г.), онпредложилобширную программупреобразований.
Началасьполоса преобразований, получившаяв историческойнауке название— «реформы 50-хгг.» XVIв. Историкивыделяют шестьреформ: государственногоуправления, местного управления, военную, судебную, налоговуюи церковную.
Центральнойстала реформагосударственногоуправления, в результатекоторой в странеоформиласьследующаявертикальверховнойвласти:
— царь, в деятельностикоторого всеявственнееусиливалисьэлементысамодержавия, т. е. такой власти, которая готоваясотрудничатьс представителямивсех свободныхсословий общества, но несчитает возможныммириться ссословнымипривилегиямибояр икняжат, в томчисле с иммунитетомпоследнихудельных князей, носителейфеодальнойраздвоенности;
Боярская Дума, статус и состав которой существенно изменился:
а) Втечение 1547 — 1549г.состав Думыобновился ипополнился.Числодумских чиноввыросло до 32человек, из них18 стали членамиДумы в эти годы.Так как составДумы утверждалсяи определялсяцарем, нет сомнений, что он пополнилее своимиединомышленниками.Почти все деятелиИзбранной Радыстали ее членами;
б)Изменилсясоциальныйсостав Думы.Если преждев ней заседалис царем думныебояре и окольничие, т.е. существовалодва думныхчина и их получалитолько бояре, то теперь появилисьдва новых чина— думные дворянеи думные дьяки, что усиливалогосударственныйэлемент БоярскойДумы;
в) Думаиз органасовещательногопревратиласьв органсовещательно-законодательный, ведавший обширнымкругом судебныхи административныхдел. Законодательноеправо Думы, поутверждениюВ.О.Ключевского, было впервыеподтверждено«Судебником»(1550г.), где статья98-я гласила: «Акоторые будутдела новые, ав сем Судебникене написаны, и как те делас государевадокладу исо всех боярприговорувершатся, и тодела в сем Судебникеприписывати».Это не означало, что государьне мог без Думырешать делаили издаватьзаконы. Но, какправило, заседанияДумы проходилив присутствиицаря («сиденияцаря с боярамио делах»), либопо указу и полномочиюцаря в егоотсутствие.
— Земскиесоборы или«советы всеяземли» сталиновым органомцентральногоуправления:
а) Соборыимели совещательно-законодательныйхарактер. Наихрассмотрениевыносилиськардинальныевопросы внутреннейивнешней политики, по которым царьсчитал нужнымпосоветоватьсяс земщиной, найти с нейсогласие, аследовательнорассчитывална поддержкувсего народа;
б) ВСоборах участвовали: Боярская Дума,«Освященныйсобор» (представителивысшего духовенстваво главе смитрополитом), выборныепредставителиот служилыхлюдей (преждевсего — дворянства), от посадского«тяглого»населения(торговцы, ремесленники)и даже представителиот черносотенногокрестьянства.
Сустановлениемсозыва Земскихсоборов в Россиискладываетсясословно-представительнаямонархия, социальнойбазой которойстало служилоесословие (дворянство)и населениегородов, т.е.тесоциальныеслои общества, которые в наибольшейстепени былизаинтересованыв сильномцентрализованномгосударстве.
Напервом Соборе(1549 г.) Иван IVхотел примиритьпредставителейнаселения собластнымиправителями— «кормленщиками».Соборполучил название— «Собор примирения».«Кормленщики»открытозлоупотребляливластью в периодбоярскогоправления, вызываягнев и недовольствослужилых итяглых людей.Иван IVобратился кСобору со следующимисловами: «Людибожьи и намдарованные, молю вашу верук Богу и к намлюбовь: ныненам вашихобид и разоренийисправитьневозможно, молю вас, — оставьтедруг другувражды и тяготысвои». Речь шлао массе исковнаселенияк кормленщикам.Челобитнаяизба, возглавляемаяА.Адашевым, не справляласьс их рассмотрением.Царь просило своеобразнойамнистии поэтим искам, ноне собиралсяпрощать «обид», нанесенныхнаместникамиместному населению.Собор «честнои грозно»(по формулировкетех времен)принял обращениецаря и предложениео составлениинового Судебника, с целью установитьтвердыйпорядок управленияи судопроизводства, ограничиввласть «кормленщиков».Так началосьнаступлениеверховнойвласти и земщинына привилегииобластныхуправителей— родовитойкняжеско-боярскойзнати.1
Земскиесоборы действовалив стране около100 лет и имелиряд особенностей, отличавшихих от подобныхпредставительныхинститутовв ЗападнойЕвропе. Приэтом следуетиметь в виду, что и на Западене было единогоначала в сословномпредставительстве.Исследователивыделяют следующиеспецифическиечерты российскойсословно-представительноймонархии XVI— XVIII— XVIIвв.:
1. Земскиесоборы созывалисьпо воле царя, а потому непериодически, а по мере надобности;
2. Онине имели юридическогостатуса, необладали правомзаконодательнойинициативы; их право — обсуждатьи выноситьрешениепо тем вопросам, которые поставленыперед Соборомцарем;
3. Выборногоизбраниядепутатов-представителейна Соборы непроводилось.В качествепредставителейот сословийприглашалисьпреимущественнолица из местногосамоуправления: главы и выборныеместных дворянскихи посадскихобществ: земскиесудьи, губныеи посадскиестаросты, излюбленныеголовы, целовальники; от крестьянскихобщин — сельскиестаросты.В.О.Ключевскийотмечал, что составСоборов былизменчив, лишентвердой, устойчивойорганизации, а потому Земскиесоборы неограничиваливласть царя, являлись «подачкой, а не уступкой»,«не признаниемнародной воли, какполитическойсилы, а толькомилостивыми временнымрасширениемвласти на подданных, не умалявшихее полноты».
К ЗемскимСоборам В.О.Ключевскийотносится снекой соболезнующейсимпатией, отмечая их«несообразность»в сравнениисорганамизападноевропейскогопредставительства:«Известно, каким деятельнымисточникомнародногопредставительствана Западеслужила правительственнаянужда в деньгах: она заставляласозыватьгосударственныечины и проситьу них воспоможения.
Ночины помогаликазнене даром, онивымогалиуступки».В этом состоялоотличие российскогои Западноевропейскогопредставительства.Народныепредставителитамтянули на себя, в России — нагосударство, а потому наСоборахрешались вопросы, касающиесявсех, всей землии никто не тянулна себя, не вымогалуступок. Тотже В.О.Ключевскийвынужденпризнать: «Какбудто какой-товысший интересцарил надо всемобществом, над счетамии дрязгамивраждовавшихобщественныхсил.Этот интерес— оборона государстваот внешнихврагов… Внутренние, домашние соперникимирились ввидувнешних врагов, политическиеи социальныенесогласияумолкали привстрече снациональнымии религиознымиопасностями...»
— Приказнаясистема в Московскомгосударствестала как бызавершающейструктуройв системе центральнойвласти. Онаокончательнооформиласьв середине 50-хгг. XVIв. Приказыформировалисьпостепенно, по мере надобности, для решениятех или иныхадминистративно-управленческихзадач.
Важнейшимиприказамиобщегосударственногозначения былиследующие: Посольскийприказ, ведавшийвнешними сношениями; Поместныйприказ, ведалпоместнымиземлями, распределялих служилымлюдям, контролировалпоместноеземлевладение; Разрядныйприказ заведовалвоенными деламии назначениемкомандного(воеводского)состава; Холопийприказ занималсярегистрациейхолопов; Разбойныйприказ ведалважнейшимиуголовнымиделамиво всем государстве; было несколькосудных приказов; приказы Большойказны и Большогоприхода занималисьфинансами игосударственнымхозяйствоми др.
Помимообщегосударственныхсоздавалисьтерриториальныеприказы: Казанский, Тверской, Малороссийский(XVIIв.).
Начальникамиили «судьями»важнейшихприказов былибояре и «думныелюди»; с нимив приказахработали дьяки(секретари) иподьячие (писцы).Второстепеннымиприказамиуправлялидворянес дьяками илиодни дьяки.
Такимобразом, в серединеXVIв. системагосударственногоуправленияв ее высшем, центральномзвене былазначительноусилена, в ней впервыезаметен бюрократическийслой управленцев, возрослароль дворянствав решениигосударственныхдел.
Реформаторыпрекраснопонимали, чтоусилениецентрализацииневозможнобез соответствующегоизменениясистемы местногоуправления, без слома институтанаместничества, чреватогосепаратизмом, готового влюбой моментпревратитьсяв открытуюоппозициюдержавнойвласти. Былпредпринятряд решительныхмер, которыепринято рассматриватькак реформуместного управления.
Известно, что со временИвана III(1462— 1505 гг.) местноеуправлениев Московскомгосударственаходилосьв руках наместникови волостелей.Наместникиправили городамис уездами. Волостелиуправляливолостями. Враспоряжениинаместникови волостелейнаходилсянемалый штатслуг и подручных— тиуны, доводчики, праветчики, неделыцики.Не будучи чиновнымаппаратом, ониназначалисьи контролировались, а потому былиответственнымитолькоперед своимихозяевами —наместникамии волостелями.И теи другие былизаинтересованыв своей должностипостольку, посколькуона их «кормила».
Наместникаминазначали попринципу родовитости.Ими становилисьименитые бояре, бывшие удельныекнязья, ставшиеслужилымбоярством.Многие из нихполучали вуправлениеземли.За счетземского обществакормились нетолько наместникии волостелис их семьями, но и их многочисленныеродственники, штат слуг, личнаяохрана. Содержаниенаместническогоаппарата тяжелымбременемложилось наместное общество.
Управлениекормленщиковбыло связанос бесконечнымизлоупотреблениямии судебнымитяжбами земскихлюдей с управителями, разбором которыхвынуждена былазаниматьсяцентральнаявласть.Была созданаспециальнаяЧелобитнаяизба, но она, как было указановыше, не могласправитьсяс потоком жалобна кормленщиков.
Реорганизацияместного управленияпреследоваладве цели: 1) ослабитьроль боярскойаристократиина местах; 2) болеепрочно связатьуезды, волостии станы с центральнымуправлением, подчинивих напрямуюМоскве.
Сначалаэти задачинашли своюреализациюи правовоезакреплениев новом «Судебнике»(1550 г.). Ограничениевласти наместниковвыразилосьв том, что вводилосьобязательноеучастие в наместномсуде выборныхпредставителейместногосамоуправления— старости их помощников— целовальников.
Разницаэтой правовойнормы по сравнениюс «Судебником»1497г. в том, что преждезащитникиместных интересовдолжны былинаблюдать внаместном судеза правильностьюсудопроизводства.В случае несогласияс решениемнаместногосуда они моглижаловаться(подавать челобитные)в более высокуюинстанцию —Челобитнуюизбу в Москве.Теперь же ониполучали правоприниматьучастие в решениисуда.
Результатсказалсянезамедлительно.В.О.Ключевскийуказывает, что к 1551 г. «бояре, приказные людии кормленщикисо всеми землямипомирилисьво всяких делах», что «земскиевыборные судьивели порученныеим дела не толькобеспосульноибезволокитно, но и безвозмездно».
В 1555 г.была завершенагубная реформа, начатая ещеЕленой Глинской.Губы — болеекрупныеадминистративно-территориальныеединицы, включавшиенесколькоуездов, создавалисьв местах, гдебыло сконцентрированопоместноеземлевладениеслужилых людей.В результатегубные учрежденияраспространилисьпо всей стране.Судебные дела, касавшиесяуголовныхпреступлений, перешлиот наместникови волостелейв руки губныхстарост, выбиравшихсяиз местногодворянства.Губные старостынапрямую былиподчиненыРазбойномуприказу.
В 1555—1556 гг. была проведеназемская реформа, в результатекоторойбыла окончательноликвидированасистема кормлений.Смыслэтой реформы, получившейраспространениеглавным образомна черносошенномсевере и в частицентральныхволостей, гдесохранилосьсвободное«государево»крестьянство, сводился кзамененаместникови волостелейорганами земскогоуправления— земскимисудьями и старостами,«излюбленнымиголовами» ицеловальниками, выбиравшимисяиз среды посадскогонаселения изажиточныхкругов черносошенногокрестьянства.
Земскиевласти творилисуд и расправупо делам второстепеннойважности, разверстывалипо местнымобществамналоги (подати)и собирали их.Кормленщикиоказались неу дел, а главное, лишалисьтой части местныхподатей, котораясоставлялаих «кормленныйокуп». Эти податитеперь поступалив царскую казну, а позднее— в особые финансовыеприказы и шлипрежде всегона обеспечениедворянскоговойска.
Судебнаяреформа быланачата обновлениемзаконодательногокодекса1497 г. Ставя основнойцелью укреплениецентральнойвласти,«Судебник»1550 г., как указывалосьвыше, толькоограничилвластьнаместников, а губная и земскаяреформы окончательноликвидировалиинститутнаместничества, заменив егодемократическойсистемой местногосамоуправления.
Новыйзаконодательныйкодекс усилилсистему наказаний, вплотьдо смертнойказни, за покушениена феодальнуюсобственностьи за выступленияпротив власти, которые квалифицировалиськак«разбой лихихлюдей».
«Судебник»отменил некоторыеподатные льготымонастырям, что способствовалопополнениюцарской казны.
Закабалениекрестьян вправовом отношениидальше не пошло.Однако, подтвердив«Юрьев день»,«Судебник»увеличил плату«за пожилое»и установилдля увезенныхкрестьян плату«за повоз».Уход крестьянинаот феодала сновой системойвыплат и расчетастановилсяневозможным.Всякого крестьянина, прожившегоу феодалане менее пятилет, «Судебник»объявлял«старожильцем», которыйтерял правовыхода от феодала.
В общемделе укрепленияцентральнойсистемы управленияважнойзаботой правительстваИвана IVбыла реорганизациявоенных сил.Здесь был проведенряд существенныхпреобразований, позволяющихсуммироватьих как военнуюреформу.
1. В 1550г. стал действовать«Приговор овоеводах», который ограничивалместничествов войске. Отнынеустанавливалосьстрогоеединоначалиеи подчинениевоевод другдругу по указаниюгосударя— «кто с кемпослан, тоттому и повинуется».Новый порядокспособствовализживаниютрадиций феодальнойраздробленностив армии. Ограничениемместничествав военнойорганизациивводиласьсистема должностногоподчинения, повышаласьдисциплинаи боеспособностьполков. Однакополностьюликвидироватьместничество(т.е. право назанятие должностипо знатностии давностислужбы у московскихвеликих князей, а также постаршинствув роду) царь нерешился.
Вограниченииместничествав военной организацииправительствоИвана IVпошло дальше, подведя подместническиесчеты некоторуюзаконную основу.В 1555 г. был составлен«Государевродословец», где содержалисьсведения опроисхождениинаиболее знатныхкняжеских ибоярских фамилий, имевших правона местничество.В 1556 г. появилсяновый обширныйдокумент —«Государевразряд», включавшийзаписи о службекнязей, бояри дворян (своеобразныйпослужнойсписок), начинаяс 70-х гг. XVв. Эти два документастали оригинальнымсправочнымдокументом, позволяющимцарю и БоярскойДуме контролироватьи, если надо, пресекатьспоры феодальнойзнати.
2. В 1556г. одновременнос отменой кормленийвышло «Уложениео службе», вкотором былиточно определенынормы военнойслужбывсех землевладельцев.Согласно «Уложению»каждый феодал— вотчинники помещик —должен былнести военнуюслужбуи выставлятьв случае необходимостиконных воиновв полном вооружениииз расчета: один воин скаждых 150 десятинземли.
Недостачавоинов иливооружениякаралась денежнымштрафом.Службу проходилидети боярскиеи дворянскиес 15 лет.Служба продолжаласьдосамой смертиили увечья ипереходилапо наследству, т.е. «по отечеству».Уравнение вотношениислужбы вотчинникови помещиков, одинакововыходящих наслужбы по формуле«конно, люднои оружно», лишалопривилегийбоярство, котороепо сути превращалосьв служилыхлюдей, обязанныхцарю военнойслужбой завладение землей.
Однакомосковскоебоярско-дворянскоевойско дажев обновленномвиде продолжалооставатьсявооруженнымополчением, котороене знало какого-либосистематическогообучения икоторое, вернувшисьиз военногопохода, разъезжалосьпо домам.
3. Одновременнос реформированиемтрадиционнойформой вооруженныхсил страны, правительство«ИзбраннойРады» предпринялошаги к созданиюболее регулярныхчастей, которыепостояннонаходилисьбы в распоряженииверховнойвласти. В 1550 г.было решено«испоместить»в Московскомуезде «избраннуютысячу» служилыхлюдей. Был составленсписок — «Тысячнаякнига», в которуювошло 1078 человек.Но осуществитьиспомещение(дать поместьяв радиусе 60 —70 верст от Москвы)дворян не удалось: вблизи Москвыне нашлосьнужного количествасвободнойземли.
4. Создатьядро дворянскогоополчения, которое сталобы надежнойвоенной опоройсамодержавнойвласти и государстване удалось, но надо отдатьдолжное дальновидностиправительствареформаторов.Параллельнос упорядочениемслужбы по«отечеству», осуществляласьновая формапрохождениявоенной службы— «по прибору», т.е. по специальномунабору за денежноеи земельноежалование.Так служиликазаки, городскаястража, пушкарии стрельцы.Стрелецкоевойско былоорганизованов 1550 г. на основесозданныхеще при ВасилииIIIотрядов пищальников.Сначала в стрелецкоевойско былонабрано 3000 человек; оно было сведенов отдельные«приказы» по500 человек. К концуXVIв. стрелецкиевойсканасчитывали25000 человек.
Стрелецкоевойско былопостоянным: они не распускалисьмеждупоходами, какдворянскоеополчение.Однако стрелецкоевойсконе было регулярным.Стрельцы жилисо своими семьямив стрелецкихслободах вМоскве, в московскомуезде, в крупныхгородах страны.В свободноеот несениякараулов времястрельцы занималисьремеслами иторговлей.Ведал ими Стрелецкийприказ. Уже всерединеXVIв. постоянноестрелецкоевойско являлосьмощной боевойсилой России.
К концуXVIв. общая численностьрусского войскадостигла 100 тыс.человек, несчитая 2,5 тыс.наемных иностранцев.
Содержаниеи вооружениемногочисленноговойска требовалоогромныхсредств, чтов свою очередьвызвало рядпреобразованийв налоговойсистеме. Налоговаяреформа включаларяд мер:
— зановоописывалисьземли и устанавливаласьединая общерусскаяединица (мера)налоговогообложения земли— «большаясоха». Ее размерзависел откачества землии социальной(сословной)принадлежностиее владельца.В сельскойместностиземельныйналог — «посохе» — платиличерносотенныекрестьяне идуховенство.В городе в «соху»входило определенноеколичестводворов.По расчету«сох» взималисьповинностии выставлялисьратники.
— вводилисьновые налоги:«пищальный»— на содержаниестрелецкоговойска, «полонянечный»— на выкуп пленных.
Общийпроцесс централизациивласти не могне затронутьправославнуюцерковь, посколькуона игралаважную рольво всех сферахжизни тогдашнегообщества игосударства.Сама церковьединогогосударстватоже нуждаласьв более жесткойцентрализации.Нодля властиособое значениеприобреталорешение вопросао церковно-монастырскомземлевладении.Решение общихназревшихпроблемцеркви и государствасоставило сутьцерковнойреформы.
Вопросо церковно-монастырскомземлевладениистал предметомспециальногорассмотренияна заседанияхцерковногособора1551 г., созванногопо инициативеИвана IV.Его решениясведеныв 100 глав, поэтомуон получилназвание Стоглавогособора илиСтоглава.
ПравительствоИвана IVпредполагалоосуществитьс согласияСобораликвидациюцерковно-монастырскогоземлевладения.Эти земли нужныбыли для наделенияпоместьямислужилых людейза военнуюслужбу, преждевсего дворян— опоры централизованногогосударства.Однако иосифлянскоебольшинствоСобора во главес митрополитомМакарием добилосьпринятиякомпромиссногорешения:
1) былопризнано незыблемымправо духовенствана владениенедвижимойсобственностью;
2) монастырскоеземлевладениенесколькосократилось, т.к. аннулировалисьвсе княжеско-боярскиепожалованиямонастырям, сделанныепосле смертиВасилия III(1533 г.);
3) монастырямзапрещалосьбез согласияцаря покупатьземли, заниматьсяростовщичествомкак в натуральной, так и в денежнойформе; потомкам удельныхкнязей запрещалосьпередаватьмонастырямземли «на поминдуши»;
4) духовныефеодалы немогли впредьосновыватьновые «белые»слободыи дворы в городахи должны былиучаствоватьв сборе «полоняничныхденег».
РешенияСобора отразилиперемены, связанныес централизациейгосударства.Были унифицированыцерковныеобряды, былсоставленобщерусскийсписок святых, принят ряд мерпо укреплениюнравственностидуховенства.
Такимобразом, в результатереформ в странебыла завершенаперестройкацентральныхорганов власти, возникла единаяприказнаясистема, отвечающаяпотребностямполитическойцентрализацииРоссийскогогосударства, расширилисьфункции служилойприказнойбюрократии, сложилосьширокое местноесамоуправление, для среднегодворянстваоткрывалисьперспективывоенной ислужилой карьеры.
Однако, по мнению рядаисториков, этиреформы носилив целомкомпромиссныйхарактер. Содной стороны, они усиливалигосударствопутем достижениясогласия всехсословий, чтовызывалонарастаниепока еще скрытойоппозиции состороны земельнойаристократии, с другой — усиливалисамодержавнуювласть царя.«Раздираемоепротиворечиямимежду разнороднымисоциальнымиэлементами, из которых онобыло составлено, правительствокомпромиссане было прочными пало, как толькоперед ИваномГрозным всталвопрос о решительнойборьбе с боярством,— отмечаетисторик А. А.Зимин — Тольков суровые годыопричниныдворянствуудалось нанестирешительныйудар по политическимпрерогативамбоярства иприступитьк окончательномузакрепощениюкрестьян».
Историографияопричниныизобилуетспорными ипротиворечивымисуждениями.Еще бытуеткарамзинскоепредставление, в котором опричнинарассматриваетсялишь сквозьпризму «царя-тирана»как бессмысленноепорождениепсихическибольного монарха.Эту точку зренияв целом разделялВ.О.Ключевский.
ИсторикС.М.Соловьевподошел к этойпроблеме иначе.Следуя своейконцепцииисторическогоразвития Россиикак процессапостепеннойсмены «родовых»начал новыми«государственными», онсчитал, чтоправление ИванаГрозного — этовремя окончательнойпобеды государственныхначал, при этомопричнина былапоследнимрешающим ударомпо родовымотношениям, носителемкоторыхвыступалобоярство. Ипотому при всехжестостяхдеятельностьцаря была шагомвперед.
Всоветскойисториографииосновное вниманиеуделялось лишьсоциально-экономическойсущности опричнойполитики.
Современныеисторики такжепо разномутрактуют опричнину.Одни из нихсчитают ее неслучайным икратковременнымэпизодом, а необходимымэтапом становлениясамодержавия, начальнойформой аппаратаего власти.Другие историкивидят в опричнойполитике стремлениецаря форсироватьцентрализацию, укрепитьрежим личнойвласти, но приотсутствиисоответствующихисторическихпредпосылокдля решенияэтой задачи, ее реализациямогла бытьосуществленана путях насилияи террора.
Приэтом как-тоупускаетсяиз вида тотфон, на которомразворачиваласьтрагедия опричнины, а именно: наличиев странесословно-представительныхучрежденийи широкое местноесамоуправление.Вышеуже было отмечено, что сословно-представительныеучрежденияне ограничиваливласть царя, но они оставалисьего опорой ужетем, что не пыталисьоппонироватьего воле. Отделяяземщину отопричнины царьдолжен был бытьуверен, что онаему не изменит, не станет открытоили скрыто насторону боярства.Так и случилось.Земщина терпела, несла свойтяжелый налоговыйкрест, защищаласьот врагов ивторжений, выполняла свойдолг в Ливонскойвойне, роптала, приспосабливалась, но не изменилацарю и тем самымподтвердилаисторическуюцелесообразностьпредшествующихдеянийИвана Грозного— курса нацентрализацию.
Едвали можно согласитьсяс трактовкойЗемских Соборов1566 г. и1580 г. как формальнойтрадициейначала царствованияИвана IVивидеть в нихтолько демонстрациюпокорности, выражение чутьлине раболепиясо стороныЗемщины. Во-первых, Земские Соборыеще не сталитрадицией, онатолько начиналивырабатыватьсвой политическийресурс. Во-вторых, царь-самодержецмог в условияхразворачивающегоантибоярскоготеррора несчитаться смнениемСобора. И темне менее он ихсобрал. ЗемскийСобор 1566 г. принялрешение продолжатьЛивонскую войнуне только потому, что этогоякобы хотелцарь, но потому, что служилоедворянствоне желалотерять приобретенныев ходе войныземли, потому, что торгово-купеческиеверхи городовнадеялись выйтисо своими товарамичерез Балтикуна европейскиерынки. Не учитыватьих интересовв решении Собораникак нельзя.
Болеетого, Собор1566 г. в лице несколькихего участниковпосмел, подать челобитнуюцарю, где высказалсяпротив опричнойсистемы.
Наиболееемко определилсмысл опричниныисторик Р.Г.Скрынников, который рассматриваетее как результатстолкновениямогущественнойфеодальнойаристократиис поднимающейсясамодержавноймонархией, которая опираласьна дворянствои верхушкуторгово-ремесленногопосада, а именнона плечах этихсословий тогдадержалось всеместное управление.
Сопричниныначался историческийпуть царизмак самодержавной, т.е. неограниченнойвласти монарха.Начал этот путьИван Грозный, завершил ПетрI, который высокоценил предшественника.
Висторическойперспективевторая половинаправления ИванаIV— кровавойзигзаг самодержавноймонархии, ноэтот зигзагне выражаетсути тогогосударственно-политическогои социальногоустройства, которое сложилосьв стране в 50-егг. XVIв.1
3.Политическиеособенностиземских соборов XVI— XVIIIвв.
Ополитическихвозможностяхсословно-представительноймонархииможно судитьпо совокупноститех вопросов, которые решалисьЗемскими СоборамиXIV—XVIIвв. и роли земскихпредставительныхучрежденийи системы земскогосамоуправленияв преодоленииСмутного времении его последствий.
На ЗемскихСоборах рассматривалисьи решалисьвопросы войныи мира:
Соборы1566 г., 1580 г. — каждыйпо-своемупредопределилпродолжениеи окончаниеЛивонскойвойны;
Собор1632 г. — 1634г. одобрил намерениеверховнойвласти вернутьсмоленскиеземли и он жепоставил точкув завершениивойны за Смоленскс РечьюПосполитою;
Собор1642 г. высказалсяза снятие осадытурецкойкрепости Азовдонскими казаками, удерживавшимиее в течениепяти лет, таккак сил длявойны с Турциейу России неимелось;
Собор1653 г. согласилсяпринять украинскийнарод в составроссийскойдержавы и объявилвойну РечиПосполитой.
НаЗемских Соборахпринималисьрешения обобновлениизаконодательства.Это сделалиСоборы 1549 г. и 1649г. Результатомпервогоиз них стал«Судебник»1550 г., а второго— обширный, обновленныйсвод «Соборноеуложение», покоторому странажила до1832 г.
НаЗемских Соборахрешались финансовыепроблемыгосударства—1616г., 1619г., 1621 г., 1628г. Наэтих соборахземщина даваласогласиена новые налогии повинности, на чрезвычайныеденежныесборы, тем самымспособствовалапреодолениюпоследствийСмутноговремени, возводилапрочный фундаментпод правлениепервогоцаря из династииРомановых —Михаила Федоровича.
Инаконец, авторитетЗемских Соборовособенно нагляднопроявился, когда именноих согласиемставились напрестол новыемонархипосле того, каксо смертьюФедора Ивановича(1584 —1598 гг.) пресекласьна русскомпрестоле династияРюриковичей.
ЗемскийСобор1598 г. проголосовалза «поставлениена царство»Бориса Годунова;
Собор 1613г.утвердил новуюдинастию —Романовых.
РешениеСоборов былобезусловным, оспорить егоникому не былодано. Иначе быбояре не стализатеватьсамозванческуюинтригу, чтобы именемякобы «законного»наследникаубрать с престолане угодногоим Бориса Годунова.
Политическаясила земскогосамоуправлениястала очевиднав самые критическиемоменты в историиРоссийскогогосударства.Следует иметьв виду, чтопреодолениесмуты сталовозможным, когдаземщина осозналаглавную грозящуюопасностьпервой гражданскойвойны в России— потерю государственностикак таковой.Ееначальнаявоенная самоорганизация— это первоенародное ополчение, которое сделалопервые шагипо путинационально-освободительнойборьбы противполяков и шведов, не оставляяборьбыпротив боярскогоправительствав Москве. Завершилоэто правоедело второенародное ополчениево главе с посадскимстаростойКузьмой Мининым.1
4. Особенностиутверждения абсолютизмав России.
Классоваяборьба крестьяни посадскогонаселения взначительноймере обусловилаэволюциюгосударственногостроя в России.Совторой половиныXVIIв. начался переходк абсолютизму.Абсолютизм— неограниченнаямонархия, прикоторой всяполитическаявласть принадлежитодному лицу.
Установлениеабсолютизмасопровождалосьпостепеннымотмираниемсредневековыхпредставительныхучреждений, которые в периодсословно-представительноймонархии действовалинаряду сцарской властью, а также ослаблениемроли церквив управлениигосударством.
БоярскаяДума на протяженииXVIIв. превратиласьиз законодательно-совещательногооргана в совещательныйпри царе. Боярство, напуганноеразмахом классовойборьбы, уже непротивопоставлялосебя самодержавию, не пыталосьоказыватьдавление намонархаили оспориватьего решения.При АлексееМихайловиче(1645—1676 гг.) более половинысостава Думысоставилидворяне. Царьпредпочиталвыбирать людейумных и даровитых, возвышать поспособностям, а не только познатности рода.Так, его любимейшийбоярин, начальникпосольскогоприказа А.Л.Ордин-Нащокинпроисходилиз бедной семьипсковскихслужилых людей.На заседанияхБоярской Думыцарь зачастуюприсутствовалсам, руководилсовещаниями, заранее записывална листочкебумаги вопросы, окоторых нужнобыло посоветоватьсяс боярами. Выслушавсоветы, решения принималсамостоятельно, если согласияне находил. Ночаще всегобояре соглашалисьс царем.
Правительствопродолжительноевремя опиралосьна поддержкутакого сословно-представительногоучреждения, как ЗемскиеСоборы, прибегая кпомощи выборныхлюдей из дворянстваи верхушкипосадскогообщества, преимущественнов тяжелые годыборьбыс внешнимиврагами и привнутреннихзатруднениях, связанныхсо сбором денегна экстренныенужды. Земскиесоборы действовалипочти непрерывнов течение первых10 лет царствованияМихаила Романова, получив нанекоторое времязначение постоянногопредставительскогоучрежденияпри правительстве.Собор, избравший нацарство Михаила(1613г.), заседалпочти три года.СледующиеСоборы былисозваны в 1616, 1619и 1621 гг.
После1623 г. наступилдлительныйперерыв вдеятельностиСоборов, связанных сукреплениемцарской власти.Новый Соборбыл созванв связи с необходимостьюустановитьчрезвычайныеденежныесборы с населения, так как веласьподготовкак войне с Польшей.ЭтотСобор не расходилсяв течение трехлет (1632 — 1634 гг.). ВцарствованиеМихаила ФедоровичаЗемские Соборысобиралисьеще несколькораз.
ПолитическийавторитетЗемских Соборов, стоявший высоков первойполовине XVIIв., не был долговечным.Правительствов дальнейшемнеохотно прибегалок созыву земскихсоборов, накоторых выборныелюди иногдавыступали скритикойправительственныхмероприятий.
ПоследнийЗемской Соборсобрался в 1653г. для решениявопросао воссоединенииУкраины. Послеэтого правительствосозывалотолько совещанияотдельныхсословных групп(служилых людей, торговых людей, гостей и пр.).Однако утверждение«всей земли»признавалосьнеобходимымдля избраниягосударей.Поэтому собраниемосковскихчинов в 1682 г. дваждызаменяло собойЗемскийСобор — вначалепри избраниина престолПетра, а затемпри избраниидвух царейПетра и Ивана, которые должныбыли правитьсовместно.
ЗемскиеСоборы, какорганы сословногопредставительства, былиупраздненыкрепнущимабсолютизмом, подобно тому, как это имеломесто в странахЗападной Европы.
Ноотказ самодержавнойвласти от поискасогласия ссословнымпредставительствомпри решениикардинальныхвопросов внутреннейполитики небыл безболезненнымдля власти. НарешениеправительстваАлексея Михайловичао введенииналога на соль, о взысканиинедоимок запрошлые годы, на сокращениежалованияслужилым людям«по прибору»и т.п. без «советавсея земли»народ ответилмассовымивосстаниями(соляной бунт, хлебный бунт, медный бунт).Это была естественнаяреакция земщины, привыкшей ктому, что с еемнением монархисчитались. Длясломаэтой земскойпривычки пришлосьприменятьвооруженныесилыи массовыерасправы.
Церковнаяреформа ипоследовавшийза ней расколправославногообщества, учреждениеМонастырскогоприказа, взявшегопод контрольдеятельностьцеркви, поставилисаму церковьв полную зависимостьот государства, свели на нетее участие врешении государственныхвопросов.
Затонеуклонновозрасталароль приказов, что свидетельствовалооб усложнениигосударственногоуправления.В XVIIв. их общеечисло доходилопорой до 80. Функцииприказов чрезвычайнозапутывались, даже переплеталисьмежду собой, что порождаловолокиту вделах, способствоваловзяточничествудьяков и подьячих.
Стольже неуклонновозрасталароль и численностьбюрократическогослоя в управленческихструктурах.Если в 1640 г. насчитывалось837 приказныхлюдей, то к концустолетия —почти 3 тыс. человек.
Меняласьсистема местногоуправления.Все более сужаласьроль выборных(земских) старост, зато усиливаласьроль назначаемыхМосквоювоевод. Странабыла поделенана уезды, которыев свою очередьделились наволости и станы.Во главе каждойтерриториальнойединицы стояливоеводы, которыенаходясь на«государевомжаловании», собирали налогис населения, обирая его приэтом.
«Время, следовавшеенепосредственноза Смутой, —пишет историкС.Г.Пушкарев,— требовалосильной правительственнойвластина местах, ивот «воеводы», которые преждебыли преимущественнов пограничныхобластях «длябереженья»от неприятелей, вXVIIв. являются вовсех городахМосковскогогосударства, на всем необъятномего пространстве, от Новгородаи Пскова доЯкутска и Нерчинска! Воеводы сосредоточиваютв своих рукахвсю власть, военнуюи гражданскую.Воеводы действуютпо «наказам»(инструкциям)московскихприказов, которымони подчиняются.Лишь «губные»учреждения, с губными старостамиво главе сохраняются, как особое, формальносамостоятельноеведомство.Земские учрежденияв посадах иволостях такжесохраняются, но они в течениеXVIIв. все болеетеряют своюсамостоятельность, все болеепревращаютсяв подчиненные, вспомогательныеи исполнительныеорганыприказноговоеводскогоуправления.В период с половиныXVIв. до половиныXVIIв. «Московскоегосударствоможет бытьназваносамодержавно-земским.С половины XVIIв. оно становитсясамодержавно-бюрократическим»(Богословский).В северныхобластяхи в XVIIв. сохраняетсякрестьянский«мир» — волостнойсходс его выборнымиорганами, носфера их компетенциивсе болеесуживается.Волостной судподчиняетсянадзору воеводыи решаеттеперь толькомелкие дела.Правительствоначинает вмешиватьсяи в хозяйственнуюжизнь крестьян, ограничивая(или пытаясьограничить)их право свободногораспоряженияих землями. Напосадскихи крестьянскихмирах лежитколлективнаяответственностьза исправныйсбор государственныхподатей, и главнойобязанностьювыборных крестьянскихвластей становитсясвоевременныйи «бездоимочный»сбор этих податей, а главной заботойвоеводстановитсяпонуждениеи наказаниетех, кто своею«оплошкою инерадением»допустит недоборыи опозданияв платежах.
Такимобразом, втораяполовина XVIIв. являетсявременем упадказемского началаи растущейбюрократизациии в центральноми местном управленииМосковскогогосударства».
В XVIIв. менялисьпринципы организацииармии, ее личногосоставаи функций. Ееглавной обязанностьюстановиласьне только защитатерриториигосударстваот нападенияизвне, но иподдержаниевнутреннегопорядка и повиновениянародных массцарю. Хотябоеспособностьстрелецкоговойска быласравнительноневысокой, при АлексееМихайловичечисленностьстрельцовдостигла 40 тысяч.Но эта силабыла не главной.Параллельноидет созданиедругоготипа армии. Ужепри МихаилеФедоровичесоздаютсяпервыеполки новогостроя — или«иноземногостроя» — солдатские(пехота), рейтарские(конница) идрагунские(смешанногостроя). Этиполки комплектовалисьза счет детейбоярских (рейтары)и разногорода вольных«охочих» людей(солдаты и драгуны).Обучение новыхформированийвели наемныеиностранныеофицеры. Казнаобеспечивалаэти полкивооружением, экипировкойи платила жалование.В XVIIв. полки новогостроя создавалисьвременно, навремявойны, и распускалисьпо окончаниивоенных действий.Толькоиностранныеофицеры-наемникиоставалисьна службе и нажалованиимосковскогоправительства, жили они в немецкойслободе подМосквой. Но ужек концу векасолдатскиеполки сталикомплектоватьсяиз числа «даточныхлюдей», т.е. крестьяни посадских.Каждые20 — 25 дворов давалиодного мужчинуна пожизненнуюслужбув солдаты. Этасистема и леглав основу формированияармиипри Петре I(рекрутскийнабор).
К 1680 г.в русской армиинасчитывались41 солдатскийполк (61288человек) и 26рейтарскихи копейныхполков (30472 человека).Численностьбоярскогоополченияснизилась до27927 человек, стрельцовоставалосьоколо 20 тысяч.Таким образом, зарождающаясярегулярнаяармия приобреталавсе большеезначениев поддержаниии укреплениив Россиисамодержавно-монархическогостроя.
Соборноеуложение 1649 г.—еще одно свидетельствоо движениик абсолютному, об усилениицентральнойвласти, о возрастаниироли дворянства.1
Утверждениеабсолютизма
К первойчетверти XVIIIв. относитсяокончательноеутверждениеи оформлениеабсолютизмав России. Оносвязано срадикальнымипреобразованиямивсей политическойсистемы государства, предпринятымиПетром I.
Врезультатереформы государственногоуправлениясложилась новаявертикальцентральныхучреждений: император —Сенат какисполнительно-распорядительныйорган — коллегиикак общегосударственныеисполнительныеорганы, ведающиенаиболее важнымисферами государственногоуправления.ДеятельностьСената и коллегийрегламентироваласьстрогими правовыминормами идолжностнымиинструкциями.В этой вертикалевласти четкоосуществлялсяпринцип подчиненностинизших учрежденийвысшим, азамыкалисьони на императоре.
С началомСеверной войныгосударственнаямашина оказываетсявсе менее именее способнойвыдерживатьвсе увеличивающийсягруз проблем.Уездная администрацияоказываласьбеспомощнойв обеспечениивыполнениянаселениемуездов различногорода повинностей(рекрутских, натуральных, отработочных), в сбореналогов.1
Губернскаяреформа 1708— 1710гг. измениласистему местныхорганов власти.Было ликвидированоместное самоуправление, а во главевсех административно-территориальныхединиц былипоставленылица, несущиегосударевуслужбу и получающиеза нее жалование— губернаторы, провинциальныекомиссары, уездные и волостныевоеводы. Принципвзаимодействияэтих представителейвластина местах тотже — подчиненностьснизу доверху.
Образованиемгуберний наносилсямощный ударпо традиционнойприказнойсистеме управления.Появлениегуберний влеклоза собой ликвидациютерриториальныхприказов. Рядобщероссийскихприказов (Поместный, Земский, Ратушаи др.) трансформировалсяв отделенияМосковскойгубернскойканцелярии, поскольку ранеевластные полномочияэтих приказовохватывалиглавным образомгустонаселенныйЦентр, которыйтеперь оказывалсяв составевнушительнойпо масштабамМосковскойгубернии.
Совершенноочевидно, чтореформа местногоуправленияподчиняласьвоенной необходимости.Преобразованноеуправление, преждевсего, нацеливалосьна всемерноеудовлетворениевоенных потребностей.При определениигубернскихбюджетов учитывалисьважнейшиестатьи общегосударственныхрасходов: дипломатия, армия, артиллерия, флот. Соответствующиерасходы пропорциональновозлагалисьна ту или инуюгубернию. Крометого, в феврале1711 года было решеноразделить погуберниямполки. В каждомполку имелсясвой губернскийкомиссар, отвечавшийза обмундирование, припасы, штатноеналичие людей, лошадей. В еговедениинаходиласьполковая касса, в которую вливалисьналоговыепоступленияиз губернии, к которой былприписансоответствующийполк. Упомянутыевыше губернскиекомиссарывыступали вкачественизших чиновниковкригс-комиссариатскойконторы. Возглавлявшийпоследнююобер-штерн-кригс-комиссаробычно пребывалв действующейармии, но самыйинституткригс-комис-сариатасуществовалпри Сенате.Обратим вниманиена то, что появиласькригс-комиссариатскаяконтора весной1711 года, когдабыл создани Сенат. С образованиемСената губерниибыли поставленыв подчинениепоследнему, также как иважнейшие изоставшихсяприказов, ведавшихвооруженнымисилами, внешнейполитикой.Оформившаясяк 1711 году военно-административнаясистема, внесомнения, способствоваладостижениюпобеды в Севернойвойне.1
Еслина первом этапереформ довлелавоенная необходимость, тов последующем, с конца 1717г. —начала 1718г., ПетрIначинаеториентироватьсяна ряд теоретическихпринципов, почерпнутыхиз западноевропейскойрационалистическойфилософии, юриспруденции, учения о государстве.Особое распространениекначалу XVIIIв. получила«договорнаятеория» Гоббса, основывавшаягосударствоне на божественномначале, а насоглашениилюдей, ради мира игармонии вобществе передававшихвласть государству.Однако подобнаяконцепциявозникновениягосударстваоткрывалаширокое поледля экспериментированияс самим государством, при этом цельлюбых преобразованийначиналаусматриватьсяв совершенствованиигосударственногоорганизма.Государствовоспринимаетсяв качествеидеальногообщественногоинструмента, благодарякоторому можнопреобразоватьи природу, исамого человека.
ПетрIбыл знаком сомногими идеямизападноевропейскихмыслителей, касающихсяорганизациигосударства.Не случайноже, что царьсчел необходимымиздать на русскомязыке такпонравившуюсяему книгу Пуффендорфа«О должностигражданинаи человека».Особое вниманиеПетра Iпривлекал опытШвеции, еегосударственныеинституты.Можно полагать, что ШвецияпредставляладляПетра Iсвоего родагосударство-образец.
ПетрIбыл убежденв том, что слаженность, действенностьработыгосударственногомеханизмазависят оттщательнойразработкирегламентирующегодокумента, которым быопределялисьи общиефункции учреждения, режим его работы, обязанностиконкретногочиновника, порядок делопроизводства.Не приходитсяпоэтомуудивлятьсятому, что ПетрIс такими упорствоми настойчивостью, не считаясьсо временем, составлял, неодин раз ихпереписывая, как раз регламенты, стремясь кдетальнойрегламентациидеятельностиотдельногоучреждения, каждого конкретногочиновника.Более того, поинициативеПетра Iбыл подготовлен«Генеральныйрегламент», заключавшийв себе наиболееобщие принципыи правила работывсех учрежденийи чиновников.Заметим, чтотогда в Европеаналогов данномудокументу небыло. В Швецииподобныйдокумент былсоздан толькопо прошествии50 лет.
В 1722 г.был разработанРегламентАдмиралтейскойколлегии, которыйвключал такжерегламентыне менее 56 отдельныхдолжностей.Следует обратитьвнимание нато, что Петр Iдал распоряжениеприменять егов деятельностисозданныхколлегий. Важноотметить, что, в представлениицаря-реформатора, государствостановилосьвариантомармейскойорганизации.Государственноеучреждениерассматривалосьнаподобиевоинской части, регламентсоотносилсяс военным уставом, а чиновникаприравнивалик военнослужащему.В 1716 году нормыВоинскогоустава распоряжениемПетра Iбыли признаныосновополагающимиприменительноковсем гражданскимучреждениям.
Конечно, нужно учитывать, что преобразовательнаядеятельностьПетра Iпротекала вусловиях войны.Как замечалВ.О.Ключевский,«Петр почтине знал мира: весь свой векон воевал скем-нибудь: то с сестрой, то с Турцией, Швецией, дажес Персией. Сосени1689 г., когда кончилосьправлениецаревны Софьи, из 35 лет егоцарствованиятолько один1724-йгодпрошел вполнемирно. Да издругих летможно набратьне более 13 мирныхмесяцев ». Нодело нетолько в этом.Для Петра Iармия представлялажеланную модельустройстваобщества, наиболеесовершенныйобщественныйинститут.Важно понятьментальностьтого времени, когда граньвоеннойи гражданскойслужбы вовсене выгляделанепроницаемой.Гражданскаяслужба вполнемогла бытьвозложена навоенного человека.Особенно активнопривлекалиськ выполнениюфункций государственногоуправлениягвардейцы. НасержантаПреображенскогополка Украинцевабыла возложенадаже организациястроительстваметаллургическогозавода на Урале.
Воинскиечины получалипреимуществов сравнениис прочими взнаменитойТабели о рангах, утвержденной24 января 1722 г. Полноеназвание данногодокументавыглядит так:«Табель о рангахвсех чиноввоинских, статскихи придворных, которые в которомклассе чины: и которые водном классе, те имеют постаршинствувременивступленияв чин междусобою, однакож, воинскиевыше прочих, хотя б и стареекто в том классепожалован был».Табель о рангахзакрепляларационализациюадминистративнойслужбы, устанавливаяновое чиновноеделение, в основекоторого лежалпринципслужебнойвыслуги, годности.В приложенномк Табели поясненииотмечалось, что знатностьсама по себебез службы, ничего незначит, не создаваячеловеку никакогоположения.Людям знатногорода никакогоранга не дается, пока они государюи отечествузаслугне покажут. Всеэто означалоразрыв с предшествующейтрадициейуправления.1
Табельо рангах2 Воинские Статские Сухопутные Гвардия Артиллерийские Морские 1. Генерал — фельдмаршал
Генерал-адмирал Канцлер 2. Генералы от кавалерии, инфантерии и штатгальтер
Генерал — фельдцейгмейстер Адмиралы прочих флагов Действительные тайные советники 3. Генерал – лейтенанты
Генерал – лейтенант Вице-адмирал Генерал-прокурор 4. Генерал — майоры Полковник Генерал-майор, генерал-майор от фортификации Шаутбенахты Президенты коллегий, тайные советники, обер-прокурор 5. Бригадиры; оберштеркригскомиссар, генерал — провиантмейстер Подполковники Полковники от артиллерии Капитаны-командоры, капитан над портом, обер-сарваер, интендант Вице-президенты коллегий, обер-вальдмейстер, генерал-полицмейстер, почтдиректор, директор от строениев, архиатер 6. Полковники-казначеи, генералы-адьютанты, генералы-квартирмейстеры, обер-провиантмейстер Майоры Подполковники от артиллерии, полковники-инженеры Капитаны первого ранга, сарваер корабельный, прокурор Прокуроры в коллегиях, тайные советники, обер секретарь Сената, советники в коллегиях 7. Подполковники, генерал-аудиторы, провиантмейстеры-вагенмейстеры Капитаны Майоры, подполковники-инженеры Капитаны второго ранга Вице-президенты в надворныз судах, обер-секретари Иностранной коллегии и адмиралтейства 8. Майоры-оберквартирмейстеры, цалмейстер Капитан-лейтенанты Майор-инженер Капитаны третьего ранга. Корабельные мастера Президент в Магистрате в Резиденции, обер-комиссары, асессоры в коллегиях, обер-секретари в прочих коллегиях, обер-бергмейстер, надворный советник 9. Капитаны, обер-провиантмейстер, генерал-штабквартемистр, обер-аудиторы, полевые почтместеры Лейтенанты Капитаны-лейтенанты, капитаны-инженеры, комиссары у пороховых и селитренных заводов Капитаны-лейтенанты, галерные мастера Титулярный советник, полицмейстер в Резиденции, бургомистры от Магистрата, профессоры при Академиях, докторы при всяких факультетах, переводчик и протоколист Сенатские 10. Капитан-лейтенанты Унтер-лейтенанты Лейтенанты, лейтенанты инженерские, аудитор, обер-вагенмейстер, капитаны над мастеровыми людьми Лейтенанты Секретари прочих коллегий, бургомистры от Магистрата в губерниях, переводчик и протоколисты в Воинской, иностранной коллегии и Адмиралтейства, бергмейстер 11. -- -- -- Секретари корабельные -- 12. Лейтенанты Фендрики Унтер-лейтенанты, лейтенанты инженерские, вагенмейстеры, штык-юнкеры, унтер-лейтенанты инженерские Унтер-лейтенанты, шхиперы первого ранга Секретари в надворных судах и канцеляриях в губерниях, ратманы в Резиденции 13. Унтер-лейтенанты -- Штык-юнкеры, унтер-лейтенанты инженерские -- Секретари в провинциях, механикус, коллежские: переводчики, протоколисты 14. Фендрики, штаб-фуриеры -- Инженерские фендрики Комиссары корабельные, шхиперы второго ранга, констапели Комиссары при Коллегиях, архивариус, регистратор и бухгалтеры при коллегиях, почтмейстеры в Москве и в прочих городах
Вреальной жизнисозданнаяадминистративнаясистема страдаламногими слабостями.В стране определенноне имелосьдостаточногочисла опытныхквалифицированныхкадров, способныхусвоить камералистскиепринципы.Отсутствовалостабильноефинансированиегосударственногоаппарата, чиновникигодами моглине видеть своегонебольшогожалования, предпочитая«кормитьсяот дел». ПетрIуповал на репрессии, строжайшиенаказания, полагая, чтонедостатокразума егоподданныхдолжен компенсироватьсястрахом. В указеот 11 мая 1721г. президентуКамер-коллегииДмитрию МихайловичуГолицынуПетр Iотмечал: «… самизнаете, хотячто добро инадобно, а новоедело, то нашилюди без принужденияне сделают».Чиновниковколлегий заоднодневныйпрогул лишалимесячногожалования, акаждый часпреждевременногоухода из коллегииоборачивалсяпотерейнедельногожалования.
Ориентируясьна иностранныеобразцы в своейреформаторскойдеятельности, Петр Iстремился кприспособлениюиностранныхинститутовк русскомуобычаю, которыйдля царя означалсуществованиенеограниченнойверховнойвласти, отсутствиесословно-представительногооргана, развитогосамоуправленияв городах, всельской местности.Петр Iстремилсявоспроизвестив российскихусловиях толькошведский институтколлегий. Характерно, что вконце 1718г. Сенатпри рассмотрениивопроса обиспользованиивРоссии шведскойсистемы местногоуправленияпринял решениео неприемлемоститаковой дляРоссии.
Церковнаяреформа завершилапроцесс огосударствлениярелигии, превративцерковнуюорганизациюв часть государственногоаппарата.Синод, как высшийорган церковнойорганизации, современникиПетра Iуже воспринималикак 13-ю коллегию.
ПетрIпри всей своейстрасти к составлениюрегламентовтем неменее не задавалсяцелью точногоопределенияхарактера своейвластиимператора, своих обязанностей.Думается, ПетрIпризнавалединственновозможной дляРоссии самодержавнуюформу правления.Токарь ПетраА.К.Нартов слышалоднажды, какцарь беседовалс Я.Брюсом иА.Остерманом:«Говорят чужестранцы, что яповелеваюрабами, какневольниками.Я повелеваюподданными, повинующимисямоим указам.Сии указы содержатв себе добро, а невред государству.Английскаявольность здесьне у места, какк стенегорох. Надлежитзнать народ, как оным управлять».В Воинскомуставе 1716г. заявлялось, что «его величествоесть самовластныймонарх, которыйникому на светео своих делахответа датьне должен, но силу и властьимеет своигосударстваи земли, якохристианскийгосударь, посвоей воле иблагомнениюуправлять».С аналогичнойконстатациеймы встречаемсяи в Духовномрегламенте:«Монарховвласть естьсамодержавная, которым повиноватьсясам Богповелевает».
Принимаятитул ОтцаОтечества, Императораи Великого, Петр Iсказал: «БлагодатьБожия черездвадцать летвенчает тяжкиетруды и утверждаетблагополучиегосударства…Надеясь на мир, не подлежитослабеватьв воинскомделе… Надлежиттрудиться опользе прибыткеобщем… отчегооблегчен будетнарод».1
В 1721году в связис триумфальнымокончаниемСеверной войныи заключениемзакреплявшегопобеду Ништадтскогомирного договорав сентябре встолице началисьграндиозныепразднества, завершившиесяв октябре церемониейпринятия ПетромIтитула ПетраВеликого, отцаотечества иимператоравсероссийского.Все сенаторы, адресуя царюсвою просьбупринять этоттитул, ссылалисьна то, что «обыкновенноу римскогоСената за знатныедела императорових такие титулыпублично имв дар приношены».
ТитулованиеПетра Iимператоромвсероссийским, провозглашениеРоссийскогогосударстваимперией сталипроявлениемсущественныхсдвигов, отражениемнового положениястраны в системеевропейскихгосударств, ее прочноговхождения вкруг европейскихдержав. Характерно, что дипломатическаяслужба приобрелановыеорганизационныеформы. Периодическиепосольства, направлявшиесяв Англию, Францию, Голландию, Австрию, сменилипостоянныедипломатическиепредставительствав ведущихзападноевропейскихстранах, послыкоторых, в своюочередь, получилиаккредитациюпри царскомдворе в Петербурге.Впрочем, следуетучитывать, что при жизниПетра Великогоимператорскийтитул за нимбыл признанВенецией, Пруссией, Голландией, Швецией, Данией.Однако это неменяет того, что мощь Россиизаставляласчитатьсяс ней при решениивсех значимыхвопросов вЕвропе.
Петрназвал себяПервым, чтобыло новым, необычным вроссийскойистории. Ведьранее русскиемонархи не«нумеровали»себя, признаваяименование«по отчеству», что должно былоподчеркиватьверность традиции, заветам старины.Называя себяПервым, Петр тем самымпоказывал, чтопреобразованиеРоссии при немносит решительныйи бесповоротныйхарактер.1
Административныепреобразованиязавершилиоформлениеабсолютноймонархии вполитическомстрое России, Принятие ПетромIтитула императораявлялось нетолько внешнимвыражением, но и подтверждениемутвердившегосяв России абсолютизма:«… его величествоесть самовластныймонарх, которыйникому насвыше о своихделах ответудать не должен, но и силу и властьимеетсвои государствуи земель, якохристианскийгосударь, посвоейволе и благомнениюуправлять»,— так гласил20-й артикулВоинскогоустава.2
5. Заключение
Эволюцияроссийскойгосударственностиот сословно-представительноймонархии кабсолютизмубыла историческинеизбежна иоправдана. Этоестественноеисторическоеразвитие страны, переход отфеодализмак буржуазнымотношениям.Окончательноеутверждениеи оформлениеабсолютизмав России относитсяк первой четвертиXVIIIв. На протяжениивсего рассмотренногопериода огромноезначение наразвитие Россииоказали русскиесамодержцы-реформаторыИван IVи Петр I.Они провели, каждый в своевремя, радикальныепреобразованиявсей политическойсистемы России, выводя ее навсе более высокийуровень.
Будем надеяться, что Россия ещеподтвердитсвое правоназыватьсясильнейшейстраной в мире, с которой будутсчитаться всеближние и дальниегосударства.
6.Список используемойлитературы:
«История отечества. Учебное пособие для студентов заочного отделения» Под общей редакцией М. В. Зотовой. М, Издательство МГУП, 2000 г.
И. Ю. Заорская, М. В. Зотова «Становление и подъем российской державы XV – XVIII вв.(Позиции, комментарии, документы). Учебное пособие.» М, Издательство МГАП «Мир книги», 1994 г.
М. В. Зотова «Энциклопедический словарь. Хронология российской истории (IX – XIX). Выпуск 1» М. Издательство МГУП «Мир книги», 1998 г.