Введение
ГосударствоБохай (698-926 гг.), включавшеев себя частьтерриториисовременногоприморскогокрая, СевернуюКорею, а такжезначительнуючасть Северо-ВосточногоКитая (Маньчжурии), было созданодревнимитунгусоязычнымиплеменамимукри, или уцзи, мохэ, в результатеих поступательногосоциально-экономическогоразвития. Историяэтого государстванеразрывносвязана с историейсредневековыхгосударственныхродоплеменныхобъединенийДальнего востокаи ЦентральнойАзии, в судьбахмногих из которыхоно сыграловесьма важнуюположительнуюроль.
В свете сказанногостановитсяпонятным тотповышенныйинтерес, которыйпроявляютученые разныхстран к историии культуреБохая. К сожалению, сведения о нем, сохранившиесяна страницахкитайских ияпонских историческиххроник, крайнеотрывочны инеполны, в связис чем труднопереоценитьзначение данныхархиологическихисследованийв раскрытиипроисходившихв пределахграниц государстваБохай социально-экономических, политическихи этнокультурныхпроцессов иих влияния насоседние народыи государства, а тем более напоследующееразвитие потомкови преемниковбохайцев-чжурчжэней.
В XIXв., особенно совторой половины, интерес к археологии Дальнего востокарезко возрастает, так как начинаетсяинтенсивноеосвоение этогорегиона. Участникиэкспедиций, которые снаряжаютсясюда из центраРоссии-людичаще всего стехническимобразованием-проявили большойинтерес кархеологическимпамятникам, сохранив длянауки ценнейшиесведения обих местонахождениии первоначальномсостоянии.экономических, политическихи этнокультурныхп
Общая характеристикакультуры Бохая
Еще в серединеXIXв. русский востоковедВ. Горский отметил, что «Бохай былодним из самыхцветущих государствна берегу Восточногоморя, страноюпросвещенияи ученых». Такаяхарактеристикаэтого государстваполностьюсоответствуеткак даннымписьменныхисточников, так и материаламархеологическихисследований
По даннымписьменныхи археологическихисточниковстановитсятакже очевидным, что бохайцыпользовалисьпо крайней меретремя видамиписьменности,среди которыхнаибольшеераспространениеполучила китайскаяиероглифическаяписьменность.К настоящемувремени известноуже несколькописьменныхбохайскихпамятниковна китайскомязыке. К их числу принадлежит, в частности, надгробиебохайскойпринцессыЧженхуй, тексткоторого составленв литературномстиле, использовавшемсяв Китае придинастии Тан.Как следуетиз текста надгробия, оно было воздвигнутов 780 г. отцом принцессыкоролем ДаЦиньмао. Содержаниетекста, стиль, в котором онсоставлен, рядаллегорическихсравненийсвидетельствуето том, что в Бохаеуже в VIIIв. прекраснознали китайскуюклассическуюи историческуюлитературуи мифологию.
На Николаевскомгородище вПартизанскомрайоне приморскогокрая обнаруженавертикальнаябирка в видеполовинкиотлитой избронзы рыбкис текстом накитайскомязыке.
Считалосьтакже, что кбохайскимизделиям относятсябронзоваяпечать и дискис надписямина китайскомязыке, найденныев прошлом столетиив Приморскомкрае, но какоказалось, онибыли изготовленыв начале XIIIв.На территориисозданногочжурчженьскимвоеноначальникомЦусянь ВаньнугосударстваВосточная Ся.
Вторым видомписьменности, получившемраспространениев Бохае, былодревнетюргское руническоеписьмо, которое в VIII-IXвв. применялосьв соседнемУйгурскомкаганате.
При раскопкахостатков Верхнейстолицы Бохаявблизи Дунцзинчэнав Северо-ВосточномКитае былообнаруженобольшое числокровельнойчерепицы, накоторой имелисьоттиски знаков, напоминающихкитайскиеиероглифы илизнаки большогокиданьскогописьма.Но, как оказалось, в действительностиони не имеютс ними ничегообщего. Этообстоятельствопозволяетвысказатьпредположение, что в данномслучае речьидет о третьемвиде бохайскойписьменности, берущей, очевидно, свое началоот так называемогописьма «иду», изобретенногов конце VIв в древнекорейскомгосударствеСилла. В основуэтого письмабыли положенынесколькоизмененныепо начертаниюкитайскиеиероглифы, которые посвоему звуковомуи смысловомузначению позволяливести записина силланскомязыке. По такомуже принципу, надо полагать, создали своюписьменностьи бохайцы, северныесоседи силланцев.
Оба последнихвида письменности, более соответствующиенормам и фонетическимособенностямязыка бохайцевпо сравнениюс иероглифическойписьменностьюкитайцев, применялись, очевидно, широкимимассами городскогонаселения Бохаяпри составленииразличныхдоговоров, обязательстви других документовподобногохарактера, тогда как китайскийязык и письменностьупотребляласьпреимущественноузким кругомпридворнойзнати и чиновничества.Это был язык, на которомсоставлялисьофициальныедокументы, втом числедипломатическогохарактера, языкзаконов ипостановленийкоролевскогодвора, наконец, язык великосветскойпоэзии и литературы.
Наряду страдиционнымиформами религиозныхпредставленийв Бохае не безвлияния проживавшихсяна его территориикогуресцевсреди привелегерованныхкругов обществабольшое распространениеполучает буддизм, о чем свидетельствуетмногочисленныеостатки буддийскиххрамов и кумирен, обнаруженныхво время раскопкеВерхней столицывблизи Дунцзинчэнав Северо-ВосточномКитае, а такжев Приморскомкрае. Интересноотметить, чтопри раскопкахбуддийскойкумирни налевом берегур. Кроуновкиу подножьясопки Абрикосовойв Уссурийскомр-не зафиксированакерамическаяпродолговато-овальнойформы плакеткас изображениемнесторианскогокреста. Конечно, на основанииэтой покаединственнойнаходки трудносделать какие-либоопределенныевыводы, однаконе исключено, что в Бохайнаряду с буддизмомпроникает инесторианство, имевшее в VIIвв. широкоераспространениев странах ЦентарльнойАзии и ДальнегоВостока, в томчисле и в соседнихс Бохаем китайскойимперии Тани Уйгурскомкаганате.
Внедрениев Бохае буддизмаи несторианстваспособствовало, естественно, распространениюсоответствующейрелигиознойлитературы, а также утверждениюопределенныхархитектурныхи декоративно-изобразительныхканонов, существовавшихв соседнихстранах. Всеэто свидетельствуето том, что формированиеи дальнейшееразвитие культурыБохая проходиливо взаимодействии с культурамидругих народови стран.
В свою очередь, Бохай такжеоказывал немалоевоздействиена культурусоседних страни народов, чтоможно проиллюстрироватьна примереЯпонии. Известно, например, чтов 822 г. Прибывшиев Японию бохайцыприняли участиев матче верховойигры в поло.
Под влияниемБохайцев вЯпонии утверждаетсяособый жанртеатральногопредставления–« боккай гаку», т.е. бохайскаямузыка, которыйисполнялсяеще в нынешнемстолетии. отних же японцызаимствовалихудожественноисполненныебрелоки в видеминиатюрныхскульптурныхизображенийживотных, людей, птиц, рыб и цветов, с помощью которыхк поясу крепилиськисеты и коробочкис письменнымипринадлежностями, лекарствами, огнивом и другимипредметамиповседневногообихода.
Большоеразвитие вБохае получаютпоэтическоетворчествои музыка.Так, приезжавшиев Японию бохайскиепослы принималиактивное участиев специальноорганизуемыхв их честьсостязанияхяпонских придворныхпоэтов и музыкантов.Положительнаясторона этихсостязанийзаключаласьв том, что ониспособствоваливзаимообогащениюкультур обеихсторон. Такимобразом, наоснованиинемногихсохранившихсяна страницахдревних хроникразрозненныхданных о Бохае, а также исходяиз восстанавливаемогопо результатамархиологическихисследованийобщего уровняматриальнойкультуры материальнойкультуры егонаселения наткрриторииПриморья, становитсяочевидным, чтоэто государствообладало высокойдля своеговремени самобытной, хотя еще и недор конца изученнойкультурой.
Декоративно-изобразительноеискусство.
Верования
Как уже отмечалось, Бохай былполиэтническимгосударством, на территориикоторого нарядус тунгусоязычнымиплеменамипроживаликогуресцы, уйгуры, шибэлы, согнийцы идругие народы.Это, естественно, не могло наналожитьопределенногоотпечатка накультуру Бохая, что и нашлосвое отражениев декоративно-изобразительномискусствебохайцев, в томчисле проживавшихна территорииПриморскогокрая.
Одним изважных элементоводежды бохайцевПриморья, каки у большинствасредневековыхнародов Евразии, был наборныйпояс, представленныймногочисленныминаходкамиизготовленныхиз бронзы, железаи кости бляшеки пряжек.
Вместе с темвстречаютсянамеренныенакладки изкости, декорированныесюжетнымирисунками, которым нетаналогов запределамиБохая, в связис чем их следуетотнести к разрядутипично бохайских по происхождению.Это преждевсего обнаруженнаяна Марьяновскомгородищедвухпластинчатаяпрямоугольнойформы намереннаянакладка изкости с двумяотверстиямипо краям длязаклепок (сохраниласьтолько одна, железная).
Вторая намереннаянакладка изкости найденана городищеНиколаевскоеIIи имеет подпрямоугольнуюформу. Судя повсему, эта накладкаеще находилась в стадии изготовления, так как онадекорирована далеко не полностьюи у нее нет отверстийдля заклепок.Как и на второйпластинкенакладки изМарьяновскогогородища, эта находка в центреразделена надве половинкиантиподальнорасположеннымипо отношениюдруг к другув нижней частитреугольниками, а в верхней-тремя вписаннымиполуокружностями, или дугами.
Обращаетна себя вниманиетот факт, чтовсе накладки, хотя и былиобнаруженына двух далеко отстоящихпамятниках, имеют однуобщую для нихдеталь в виде«разделительной»фигуры в центретреугольниковили дуг.
К намереннойгарнитуреотносятся иобнаруженныйна НиколаевскомIIгородище костянойоконечникподпрямоугольнойформы, один изконцов заострен.У него имеютсядва отверстиядля крепленияк ремню с помощьюзаклепок.
Декорировантремя парамиантиподальнорасположенныхпо отношениюдруг к другутреугольников, помещенныхсвоими основаниямина край продольныхсторон оконечников.Треугольникивыполненытехникойвыскабливания поверхностногослоя кости.
Большойинтерес представляютдве вырезанныеиз кости фигуркиживотных, обнаруженныхво время раскопокКонтантиновскогоIселища. Перваяиз них-плоскостноеизображение, скорее всегочерепахи. Спинкадекорированакосо, пересекающимисярезными линиями, образующимиромбовидныеячейки и какбы имитирующимиузор на панцире.
Головка уфигурки небольшая.Вторая фигуркаочень напоминаетбезногую ящерицу.Хвост длинный, шилообразный.Головка подтреугольнойформы, со сквознымотверстием, очевидно, дляшнурка. Недекоративныеукрашения изкости представленыполусферныминамеренныминакладками, подвеснымиамулетами изклыков медведя, зубов марала.
Свою одежду, а также пояса, бохайцы украшалибронзовымиполусферойформы бляшками, нередко позолоченными, на обратнойстороне которыхимеется петелька, что придаетим сходствос некоторымисовременнымипуговицами, хотя к ним ещене имеют никакогоотношения. Былиу них и пуговицыв виде выточенныхиз кости штифовидныхзастежек.
Наиболеебогатодекоративно-изобразительноеискусствобохайцев Приморьяпредставленоразличногорода керамическимиизделиями, прежде всегокровельнойчерепицей.
Декоративномуоформлениюподвергалисьлишь те верхниеи нижние кровельныечерепицы, которыепредназначалисьдля выкладкифронтальногокрая крыши.Наиболеераспространеннымвидом орнаментана нижней черепицеявляютсяпоследовательнорасположенныевдоль ее фронтальногокрая вдавленияпальцев руки.Расположениеи направлениеэтих вдавленийносит произвольныйхарактер.
Второй вид-врезные, иливдавленныепо центруфронтальногосреза кружочки, которые наносилисьпри помощиполого стеблятростника.Окантовка могласостоять изпрочерченныхпо обе стороныцепочки линий.Встречаютсятакже экземплярынижней черепицы, на которыхцепочка образованаиз сгруппированныхмежду собойв виде треугольникатрех кружочков.
Более сложныйдекор с точкизрения технологииизготовленияимеется наконцевых дискахверхней черепицы.В композиционномотношении онпредставляетсобой розетки, в основе которыхлежит стилизованноеизображениецветка лотоса, оттиснутогопо сырой глинес помощьюспециальногоштампа. Дискиизготавливалисьотдельно изатем крепилисьв кольцевиднойрамке, составляющейединое целоес туловом черепицы.
Возвращаяськ концевомудиску черепицыиз Корсаковскогоселища с перемещеннымивы нем изображениямифениксов, можнопредположит, что, как этоуже отмечалосьвыше, будучиимитациейбронзовыхзеркал, такиедиски призваныбыли служитьсвоеобразнымиоберегамисвятости ичистоты буддийскойверы, оберегамисамой кумирниили пагоды, азаодно и находящихсявнутри прихожан.На такую мысль наводит существовавшийв XI-XII вв. у киданейи чжурчженейобычай помещатьна стенах второгояруса буддийскихпагод накладныеимитации бронзовыхзеркал, которые, как предполагалось, должны были, подобно настоящимзеркалам, отражатьгубительныйдля всякойнечисти солнечныйсвет. При этомсчиталась, чтосакральныесвойства зеркалможно былозначительноусилить за счетпомещаемыхна них тыльнойстороне благопожелательныхрисунков-символов.То же самое, очевидно, можносказать и оконцевых дискахбохайской черепицы. Анализдекора на концевомдиске черепицыиз Корсаковскогоселища даетоснованиепредположить, что на языкесимволов онвыражал благопожеланиемира, благоденствия, любви и стойкостив вере Будде.
Касаясь декоракерамическойпосуде бохайцевПриморья, следуетотметить чтоон довольнооднообразени к тому жевстречаетсяне так уж и часто.По техникеисполненияего можноподразделить на прочерченный, лощеный, штампованный, профилированныйи налетной.
Прочерченныйдекорпредставленпреимущественногоризонтальнорасположеннымивдоль туловасосуда прямымилиниями в количествеот одной довосьми, волнистой, арочным орнаментом.
Лощеныйдекор представленпоясами излинейно-волнистогоорнамента, атак же в видезигзага, растянутойпружины, короткихвертикальныхили косых полос, перекрещивающихсямежду собойкосых полос, образующихсетку с с ромбическимиячейками.
К штампованномудекору преждевсего следуетотнести гребенчатыйи вафельныйорнаменты.Первый можетсостоять изодного и болеепоясков. Чтокасается вафельного, то им моглодекорироватьсякак все туловососуда, так ив виде поясков, причем ячейкивафельногоорнамента могутиметь формуквадратов, ромбов и треугольников
Профилированныйдекор обычносостоит изодного илиболее горизонтальныхваликов, иногдарассеченных, а также из такогоже количестважелобков. Туловонекоторыхсосудов благодаряналичию вертикальныхжелобков разделенона дольки. Этотак называемыедольчатыесосуды.
Налепной декор имеетсяна фарфоровомполивном сосудеиз Абрикосовскойкумирни, накотором были, судя по сохранившимсяфрагментам, налепные изображениякаких-то птиц, возможно феникса.
Более сложнымдекором бохайцыПриморья украшаликерамическиепостаментыскульптур Будд, облицованныекерамическиеплиты и стеныкумирен, о чемсвидетельствуютматериалыраскопок Копытинскойи Абрикосовскойкумирен.
На памятникеобнаруженобольшое числоналетных украшений, которыми когда-тобыли декорированыпостаментыкерамическихстатуй Будд, представленных, к сожалению, лишь отдельныминебольшимифрагментами.К их числу относятсяпрежде всегорозетки-медальоныв виде обрамленныхжемчужникомсильно усеченныхсфероидныхвыступов таковоже типа, что ина упоминавшейсявыше керамическойтрубе от жаровнисКраскинскогогородища. Нелишнеотметить, чтоэтот декоративныйэлемент в первойполовине- началевторой половиныIтысячелетиян.э был широкораспространену народов СреднейАзии и восточногоТуркестана, откуда онвпоследствии, очевидно, попали к бохайцам.
На территорииАбрикосовскойкумерни обнаруженытакже фрагментыдругих налепныхкерамическихукрашений, втом числе ввиде жемчужника.
Украшениябохайцев представленыхотя и не многочисленными, но зато весьмаразнообразнымиизделиями.Преобладающимисреди них являютсястеклянные, керамическиеи каменныебусины. Раскопкивблизи Абрикосовскойкумирни позволиливыявить целуюроссыпь каменныхбусин от ожерельяиз числа которыхособо выделяютсяоригинальностьюформы так называемыесекирообразныебусины. Такиеже бусины обнаруженыи на поселенииСиние скалыв Ольгинскомрайоне Приморскогокрая, верхнийслой которогодатируетсяЖ.В.Андреевой VIII-IXвв., т.е. по сутидела временемсуществованиягосударстваБохай. Отсюдастановитсяочевидным, чтосекирообразныебусины, неизвестныепока в болееранних памятникахПриморья, являютсяодним из этноразличительныхпризнаковбохайскойкультуры.
Довольнопопулярнымвидом украшенийу бохайцевбылибронзовыебубенчикипреимущественношаровиднойформы, опоясанныев средней частиих лицевойстороны рассеченнымваликом, и сдвумя сильновыступающиминаружу «глазками», благодарякоторым ониприобретаютнекотороесходство сголовастиками.
Среди обнаруженныхна бохайскихпамятникахПриморья браслетов, преимущественнофрагментированных, преобладаютбронзовые, тогда как железныесоставляютнезначительнуюих часть. Большинствобраслетовпластинчатые, с несомкнутымиокруглымиконцами, накоторых иногдаимеются круглыеотверстия длясоединенияс другой половинкойбраслета.Декорированныхэкземпляровмало. Имеютсябраслеты, изготовленныеиз круглой всечении бронзовойпроволоки.
Серьги покапредставленытремя типами: кольчатыми, т.е в виде согнутойили скрученнойв кольцо бронзовойпроволоки; комбинированными, состоящимииз бронзовогоили серебряногокольца, но намного большего, чем первый тип, диаметра, сподвешеннымна него черезспециальноеотверстиеплоским каменным, чаще всегонефритовыми сердоликовымдиском, литым, с боковымивыступами-отростками.
--PAGE_BREAK--
Изображениестатуи Буддывыполненотехникой литьяв низком рельефе.Будда сидитна скрещенных«по-турецки»ногах на цветкелотоса. Ладонирук вложеныодна в другуюи покоятся навывернутыхвверх ступняхног. Лицо у негокруглое, явномонголоидноготипа: с широкопоставленнымичуть наискосокглазами, широкимприплюснутымносом, толстымигубами. Мочкиушей сильнооттянуты вниз.Волосы пышной, но невысокойшапкой обрамляютголову. Буддаоблачен в халатс широкимирукавами, егоборта отороченыширокой лентой.На груди прослеживаетсячто-то наподобиепомочей.
Судя по всему, рассматриваемаяплакетка представляетсобой буддийскуюиконку домашнегоалтаря. Подобныеиконки с вращающимисяна вставленныхв специальныепазы или петелькиштырьках сдвухстворчатымидверцами былираспространеныв средневековойКорее. Такаяже двустворчатаядверца когда-тобыла и у бохайскойплакетки, о чемможно судитьпо наличиюпетелек на еебоковых сторонах.
Иконографически Будда с плакеткиимеет многообщих черт, особенно еслиучесть ко всемупрочему и наличиештырька в еенижней части, с бронзовойстатуэткойБудды из Краскинскогогородища. Подобныештырьки имеютсяи на двух другихдатируемыхбохайскимвременем статуэткахБудд, обнаруженныхво время раскопокразвалин буддийскойкумирни вблизис. Борисовкив Уссурийскомр-не Приморскогокрая, что, повсей видимости, можно считатьодним из отличительныхпризнаков статуэток Буддбохайскогопроисхождения.
Самой жеинтереснойчастью рассматриваемойплакетки являетсякрыша кумирни.На обоих концахкрыши установленыхарактерныедля средневековыхбуддийскихсооруженийДальнего Востокаи ЦентральнойАзии архитектурныеукрашения ввиде противостоящихдруг другускульптурныхизображенийголов дракона.Оба драконадержат в широкораскрытыхклыкастыхпастях концыконька крыши.Глаза широкораскрыты, носкургузый. Надголовой, крутоизогнувшись, нависаетклювообразныйхвост, обрамленныйсзади рифленымгребнем.
Интереснынаходки изваянных из песчаникагорельефныхизображенийБудд сделаныво время раскопокбуддийскойкумирни наКраскинскомгородище. Однойиз них представленолишь верхнейчастью, т.е. безног, которыебыли очевидноотбиты во времягибели кумирниот пожара. Буддасидит на фонетреугольногощитка, или нимба.Руки у неговложены однав другую и покоятсяна животе. Поверхтела накинутатог7а, края которойобшиты широкойполосой материи.Голова овальнопродолговатая, с сильно оттянутымивниз мочкамиушей с полуоткрытымрезко очерченнымртом и прикрытымиглазами. Волосына голове тугостянуты жгутомв виде усеченнойверхней в частипирамидки.Спокойное иотрешенноевыражение лиц3аБудды и егостатичная позаговорят о том, что он глубокопогружен всамосозерцание своего внутреннегомира. Это пакаединственнаястатуэткаБудды, выгодноотличающеесявысоким профессионализмомисполнения, тщательностьюпроработкидеталей, наконец, реализмом ппередачи еговнутреннегосостояния, которые поправу позволяютотнести этопроизведениек шедеврамсредневековогоискусства странДальнего Востокавообще и Бохайскогов частности.
БронзовыхскульптурокБудд на бохайскихпамятникахприморья обнаруженотри экземпляра: один в Краскинскойи два в Борисовскойкумирнях.
Бронзоваястатуэтка Буддыиз Краснинскойкумирни имелапозолоту, следыкоторой наизъеденнойкоррозиейповерхностейвидны еще исейчас. Иконографическиона очень близкаизображениюБудды на бронзовойплакетке с мысаШульца, т.е.всидящей нацветке лотосапозе, с одинаковойпрической наголове и характернымдля северныхмонголоидовфизическимтипом лица-круглым, с широкопоставленнымиузкими косымиглазами и сильнонависающейнад ними складкойверхнего века, широким приплюснутымносом. Такойтип лица ненаблюдаетсяна статуэткахБудд китайскогоили индо-тибетскогопроисхождения, что служитодним из доказательствместного, т.е.бохайскогопроисхождениярассматриваемыхБронзовыхстатуэток Буддиз бохайскихпамятников.Отличительнойособенностьюбронзовойстатуэтки изКраскинскогогородища, каквпрочем, и другихбохайскихбронзовыхстатуэток, отболее позднихявляется наличиев их нижнейчасти длинногостержня, припомощи которогоони крепилисьна алтаре.
Статуэткииз Борисовскойкумирни выполненыв полный рост, облаченнымив длиннополоеодеяние, с вложеннымиодна в другуюна груди руками.Сохранностьих плохая, поверхностейслой сильнокоррозирован.Прическа упервой фигуркитакая же каки у описанныхвыше статуэтокБудд. Внизу унего находитсяштыре от которогосохранилсялишь небольшойвыступ. На грудина тесьме подвешеночто-то вродекисти. У второйфигурки головаи штырек отбиты, ноги босые.
Еще одна явнобохайскогопроисхождениябохайскаястатуэткаобнаруженана датируемойвторой половинойXIIв. –первой третьюXIIIв. Шайгинскомгородище вжилище № 154. онатакже сильнокоррозированаи с точки зренияиконографиинапоминаетсобой статуэткииз Борисовскойкумирни.
В целом же, как сточкизрении общейиконографии, так и с учетомналичия сильнойкоррозии, статуэткаиз Шайгинскогогородища ненаходит себеаналогов средиподобного родаизделий XII-XIIIвв. что касается вопроса о том, как она могла попасть начжурчженское городище тоон решаетсяпросто. Ряднаходок болеедревнегопроисхождения, сделанных наШайгикскомгородище являетсяоднослойнымпамятником, свидетельствуето том, что чжурчженидовольно частоприносили ссобой случайнонайденные ими древние изделия, особенно, еслиони были избронзы, которуюможно былопустить напереплавку.
К произведениямизобразительногоискусствабохайцев сполным основаниемможно отнестислучайно найденнуюв Партизанскомрайоне приморскогокрая на Николаевскоммногослойномгородище отлитуюиз бронзы вформе рыбкиверительнуюбирку, выдававшуюсяособо уполномоченнымлицам с важнымиправительственнымипоручениями.
К изделиям шаманскогокульта относитсяи случайнонайденная вЛазовском р-не вблизи с. Кишеневкаличина-черепиз серовато-голубогостеатита. Внастоящее времяпочти вся ееповерхностьпокрыто коричневато-0серойпатиной. Лишьпередняя частьбольшее чемна половинуимеет темную, а местами почтисерную окраску, которую обычноприобретаюткамни,, длительноевремя подвергавшиесявоздействиюогня и копоти.Личина имеетформу перевернутогооснованиемвверх подтрапециевидногобруска высотой8,5 см.
Наличие наличине-черепеизображенийрозетки и косогокреста символизирующих, как известно, солнце илиогонь с ихочистительнымсветом, а такжеследов на еетыльной сторонекрасной краски, имитирующей, надо полагать, жертвеннуюкровь, указываетна использованиеличины в каких-торитуальныхцелях. В пользутакого предположенияговорит и наличиеследов закопченостинад глазницами, в которой, повсей вероятностивставлялисьпропитанныежиром толстыефитили и поджигалисьс целью отпугиванияогнем находящейсяпоблизостинечестии, злыхдухов.
Судя по всему, в данном случаемы сталкиваемсясо своеобразнымпроявлениемкульта черепов, которые ещесравнительнонедавно впережиточномвиде был распространенсреди нанайцев.Последние, вчастностисчитали черепвместилищемдуши покойного, если она покаким либопричинам немогла попастьв буни, т.е. находящийсяпод землейзагробный мир.В таких случаяхчерепа наиболеепочитаемыхродичей нанайцыхранили в большихкерамическихсосудах, на днекоторых изосоки сооружалосьспециальноегнездо. Нечтоподобное имеломесто у народовИндонезии, Полинезии иМеланезии, укоторых черептакже считалсявместилищемдуши умершего, настелем еготаинственнойдуховной силы, в связи с чемчерепа помещалисьв специальныехранилища иизвлекалисьоттуда дляисполнениянекоторыхритуалов. Приэтом известныслучаи, когдавместо череповво время отправленияритуаловупотреблялисьразличные ихимитации. Кчислу такогородо имитацийотносится вневсякого сомнения, и рассматриваемаякаменнаяличина-череп, а также возможно, довольно частовстречающиесяна бохайскихпамятникахПриморья керамическиенавершия, которыепо целому рядупризнаковсовпадают скишиневскойличиной –черепом.
О существованииу бохайцевкульта череповсвидетельствуети находка нарасположенномна Круглойсопке долинер. АрсеневкиНовогордеевскогогородищакерамическогобрелока типанэцке в видеобъемногоизображениячерепа.
Возвращаясьвновь к черепу, нельзя не сказатьоб имеющемсяна ее тыльнойстороне изображенииголовы и черепакакой-то птицы, тем более есливспомнить осуществованииу нанайцевобычая помещатьчерепа почитаемыхими родичейв специальносооружаемыев сосудах гнезда, что, несомненно, свидетельствуето какой-то междукультом черепови образом птицы.
И действительно, согласно широкораспространенномукогда-то срединародов мирапредставлению, душа человекамыслилась ввиде птицы, которая, какполагали теженанайцы, сосмертью человекавскоре покидалоего телеснуюоболочку иулетало в царстводуш, где местомее обитаниястановилосьросшая тамогромное родовоедерево. Впоследствииэта птица душа, спустившисьна землю, попадалав лоно женщиныи в виде новорожденноговновь воплощаласьв человеке.Сходные предоставления существовалив XIIв. И у чжурчжэней, о чем можносудить по находкена Шейкенскомгородище отлитогоиз бронзы изображенияродового деревас сидящими наего ветвяхптицами.
Сказанноевыше позволяет, таким образом, не только подтвердитьсуществованиепричинной связимежду культомчерепов и птицей, как мифическойносительницейчеловеческойдуши, но и пролитьдополнительныйсвет на религиозныепредставлениябохайцев. Становитсяочевидным, чтобохайцы, как, впрочем, и ихпреемники влице чжурчжэней, мыслили душучеловека в видемифическойптицы, постояннымместом обитаниякоторой прижизни человекаи даже спустянекоторое времяпосле его смертисчитался череп.Этим, собственноговоря, и объясняетсятот факт, почемудля черепапочитаемыхродичей сооружалосьнечто наподобиегнезда. Вскорепосле смертичеловека егодуша в видептицы, выбравшисьиз черепа, улеталав царство душ, где она до порыдо времениобитала напринадлежащемданному родудереве. Приэтом, очевидно, считалось, чтона первых порах, обессиленнаятрудным перелетом, птица-душанаходиласьна нижних ветвяхродового дерева, но затем, поперенакоплениясил, она, увеличиваясьв размерах, постепенноначинала перелетатьс нижних ветокна верхние, аоттуда- на землю, причем обязательново владениясвоего рода, где, попадаяв лоно женщины, птица-душавновь обреталачеловеческуюплоть. Этоткруговоротчеловеческойдуши мог, попредставлениямбохайцев, совершатьсябеспрерывно, подобно чередованиювремен года, вселяя темсамым надеждукаждому членурода на то, чтокогда-нибудьон сможет вновьвозродитьсяиз тлена к жизнина земле в своемже роду и племени.Отсюда понятната чрезмернаязабота ор душеусопшего убохайцев, поскольку это было и заботой о продлениисамого рода.Кстати, такиеже примернопредставлениябытовали средипоклонниковбуддизма, который, как свидетельствуетархеологическийматериал, мирнососуществовалу бохайцев сшаманизмом.
В связи сзатронутымвыше вопросомо религиозныхвоззренияхбохайцев следуетподчеркнуть, что к настоящемувремени можноконстатироватьналичие у нихпо крайней меретрех видоврелигиозныхидеологий –буддизма, несторианстваи шаманизма.Существованиетакого количестваидеологий врамках одногоэтносоциальногоорганизмаобъясняетсяне сколько егополиэтничностью, сколько социальноймногоукладностью, где, с однойстороны, какая-точасть населенияБохая уже достиглауровня классовых, т.е. антагонистическихпо своей сущностиотношений, ас другой, значительнаячасть его населениявсе еще пребывалана стадиипервобытнообщинныхотношений илиже находиласьв процессеклассообразования.
В первомслучае сложившаясяв Бохаефеодально-аристократическаяверхушка обществаначинает всеострее испытыватьпотребностьв таком видерелигиознойидеологии, которая смоглабы защититьих узко-классовыеинтересы. Этомутребованиювполне отвечалибуддизм инесторианство.
Во второмже случае основнаямасса населенияв силу неразвитостиклассовыхотношенийотвергалабуддизм, а темболее несторианство, как чуждые длянее форм религиознойидеологии, ипродолжаласохранятьтрадиционныеверования, т.е.шаманизм.
Вместе с тем, было бы, конечно, ошибкой считать, что буддизми другие видырелигиозныхидеологийклассовогообщества, которыеисповыедываливысшгие социальныеслои бохайскогообщества и, надо полагать, некоторыеэтническиеобщности, напримеркогуресцы исогдийскиеколонисты, неоказываливлияния нашаманизм и, наоборот неиспытывалина себе воздействиясо сторонышаманизма.
В принципе, то же самоеможно сказатьи о культуреБохая в целом, характер формированиякоторой вомногом предопределялсякак многократностью, так и полиэтничностьюбохайскогообщества.
Так, в процессесозданиягосударственногоаппарата исвязной с ниматрибутики, бохайцы многоепереняли изтого, что ужедавно былоапробированов соседних сним классовыхобществах-королевствеКогуре, Восточно-тюркскоми Уйгурскомканаганах, танском Китае.Это нашло своеотражение враспространениисреди правящихкругов обществабуддизма идругих формрелигиозныхидеологийклассовыхобществ, в следованииими определеннымистереотипамив областифундаментальнойдворцово-храмовойархитектуры, во внедренииу себя китайскойиероглифическойписьменностии литературы, а наряду с этимдревнетюркскойруническойи силланской силлабическойписьменности.
Но особенномного заимствованийбыло сделанобохайцами укогуресцев, которые составлялизначительныйпроцент населенияюжных районовБохая, особеннонат территориивключенногов его составсеверной частиКорейскогоп-ва. Влияниекогуресцевпрослеживаетсяпрежде всегов областипроизводствакровельнойчерепицы, декорировкакоторой находитсебе множествосоответствийсреди когурескойкровельнойчерепицы. Этоже влияниепрослеживаетсяв области гончарногопроизводства, о чем можносудить как поналичию у бохайцеводинаковыхс когурескимиформ керамическойпосуды, в частностикорчаг с полутрубчатымв разрезе венчикоми ленточнымигоризонтальнымипетельчатымиручками, таки по одинаковойих декорировкев виде волнистогоили линейцно-волнистогоорнамента.Заметное влияниеоказали когуресцыв областипроизводстванаконечниковстрел, а также, на что ужеобращалосьвнимание выше, в развитииземледелия.
Вместе с теманализ архиологическогоматериаласвидетельствует, что в культуреБохая естьнемало элементов, свойственныхкультурамдревних тюркови уйгуров, атакже согдийцеви иранцев, киданейи шиберов. Всеэто, выражаясьсловами китайскогоисследователяЧжан Цзюня, говорит об «открытости»бохайскойкультуры сточки зренияее доступностидля внедренияэлементов, свойственныхкультурамдругих страни народов.
Наряду с этимследует отметить, что в областикультурныхконтактов изаимствованийсуществовалаи обратнаясвязь. Известно, например, чтобохайскаямузыка высокоценилась иполучила широкоераспространениев Китае и Японии.Более того, японцы дажеспециальноприезжали вБохайс цельюобучениятам бохайскоймузыке, однимиз результатовчего можносчитать внедрениев Японии особоготеатральногопредставления, известногодо сих пор подназванием«боккай гаку», т.е.бохайскоймузыки. Подвличяниембохайцев вЯпонии получают, о чем уже говорилосьвыше, распространениеи особые брелокитипа нэцке. Припосредничествебохайцев вЯпонии в 862г. Былвнедрен танскийкалендарь«Сюань-мин», который применялсятам на протяжениивосьмисот лет.В японскихисторическихисточникахсохранилисьзаписи стихотворныхбуддийскихмолитв бохайцев, что свидетельствуето миссионерскойдеятельностибохайскихбуддистов вЯпонии.
Сегодня покаеще труднооценить полномобъеме тотвклад, которыйвнесли бохайцыв развитиекультур шибэров, киданей и родственныхим чжурчжэней, а через них –в культурынынешнихмонголоязычныхи тунгусоязычныхнародов Дальнеговостока и ЦентральнойАзии. Во всякомслучае, этотвклад, каксвидетельствуетфактическийматериал, былвесьма значительныйи благотворный.Так, вначалекиданями, азатем и чжурчжэнямибыла заимствованасистема Пятистолиц, слоговая, иначе силлабическаяписьменность, агротехника, гончарствои многие другиевиды ремесленныхпроизводств, о чем можносудить поидентичностиразличных видоворудий трудаи вооружения.