Карпов А. Ю.
Брячислав Изяславич (ум. 1044), князь Полоцкий (с 1003).
Сын полоцкого князя Изяслава Владимировича († 1001), внук Владимира Святославича, Крестителя Руси. Провозглашен полоцким князем еще ребенком, после смерти своего старшего брата Всеслава.
К началу междоусобной войны, охватившей Русь после смерти киевского князя Владимира Святославича (1015), Брячислав признавался одним из сильнейших князей Руси. Показательно, что в скандинавской «Пряди об Эймунде Хрингссоне» (сохранилась в составе Саги об Олаве Святом) «конунг Вартилав», то есть князь Брячислав Полоцкий, ошибочно названный сыном Владимира, упомянут в числе трех старших русских князей, будто бы разделивших между собой владения Владимира Киевского (наряду с действительными сыновьями Владимира Святополком Окаянным и Ярославом Мудрым).
Из летописей известно лишь об одной войне, которую вел Брячислав. В 1021 году он напал на Новгород, принадлежавший его дяде Ярославу Владимировичу, и разорил город: "…и зая Новъгород, и поим новгородце (в Ипатьевском списке: «множество новгородець». — А.К.) и именье их" («Повесть временных лет»); или: "…и взя Новъгород, и поим новогородци, и имение их, и весь полон, и скоты" (Софийская Первая летопись). (В Софийской Первой и близких с ней летописях о войне между Ярославом и Брячиславом сообщается дважды: в первый раз под 1020 г. («Того лета победи великии князь Ярослав Брячислава») и затем, уже в виде развернутого рассказа, под 1021 г. Однако можно думать, что мы имеем здесь дело с дублированием под разными годами одного и того же известия, извлеченного составителем летописи из разных источников.) Брячислав с новгородским полоном отправился к Полоцку, однако на реке Судоме, правом притоке Шелони, его нагнал Ярослав. По версии летописей, битва на Судоме закончилась полной победой Ярослава: "…и пришедшю ему (Брячиславу. — А.К.) к Судомири реце, и Ярослав ис Кыева в 7 день (погони? — А.К.) постиже и ту, и победи Ярослав Брячислава, и новгородце вороти Новугороду, а Брячислав бежа Полотьску".
Однако война на этом не была завершена. Новгородско-софийские летописи содержат важное дополнение по сравнению с «Повестью временных лет»: как выясняется, Ярослав заключил мир с Брячиславом, причем вынужден был уступить ему два города — Витебск (на Западной Двине) и Усвят (у истоков реки Усвячи, притока Западной Двины): "…И оттоле призва к себе Брячислава, и да ему два города, Въсвячь и Видьбеск, и рече ему: «Буди же со мною заодин». И воеваше Брячислав с великим князем с Ярославом вся дни живота своего". (Последняя фраза не вполне ясна: ее можно понимать в том смысле, что Брячислав «вся дни живота своего» воевал против Ярослава, однако возможно и другое понимание — кажется, более правильное — Брячислав воевал вместе («заодин») с Ярославом.)
О войне между Ярославом и Брячиславом сообщает еще один источник — упомянутая выше «Прядь об Эймунде», в которой, правда, реальные события, как это обычно бывает в сагах, перемешаны с вымыслом и всему действию придан занимательный и отчасти авантюрный характер. Согласно этому источнику, Эймунд со своими товарищами норвежцами принял самое активное участие в войне, причем сыграл в ней решающую роль и сумел добиться почетного для полоцкого князя мира, захватив в плен жену Ярослава, шведку Ингигерд (Ирину). Насколько можно верить этому известию саги, неясно.
С именем князя Брячислава исследователи связывают основание одного из городов Полоцкой земли — Браслава (первоначально, вероятно, Брячиславль), находящегося на северо-западной окраине Полоцкой земли, у границ с Литвой. Полагают также, что при Брячиславе в Полоцке была сооружена церковь Пресвятой Богородицы (так называемая «Богородица Старая»). Любопытно, между прочим, что при дворе Брячислава (как, возможно, и при дворах других русских князей того времени) пользовались большим влиянием языческие жрецы — волхвы: известно, что сын Брячислава Всеслав был рожден «от волхвования»; по словам летописца, волхвы увидели особый знак в том, что ребенок родился «в рубашке», то есть с плацентой («язвено»), приросшей у него к голове, и по указанию волхвов, жена Брячислава «навязала» плаценту к сыну с тем, чтобы тот носил ее до конца жизни.
Князь Брячислав Изяславчи умер в 1044 г. Ему наследовал сын Всеслав. сумевший еще больше укрепить Полоцкое княжество. Список литературы
«Повесть временных лет», под 1001, 1003, 1021, 1044 гг.; Софийская Первая летопись старшего извода // ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. М., 2000; Новгородская Четвертая летопись // ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. М., 2000.
«Прядь об Эймунде Хрингссоне» — в: Рыдзевская Е. А. Древняя Русь и Скандинавия в IX—XIV вв. М., 1978. С. 89—104; Джаксон Т. Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (Первая треть XI в.)М., 1994. С. 87—119.