ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинскийгосударственный педагогический университет»
(ГОУ ВПО«ЧГПУ»)
Профессионально-педагогическийинститут
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ
«Форматирование документов. Работа стаблицами»
(НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «Информатика иИКТ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИИ НПО «Оператор ЭВМ»)
контрольная работа по методике профессионального обучения
Исполнитель:Курманова Лилия Рафаилевна
Преподаватель: НоренковаН.А., к.п.н.,
доцент кафедры. ПППО и ПМППИ ЧГПУ
Челябинск
2009
1. Урок № 5,6
Тема урока: Создание иформатирование таблиц. Графическое оформление таблиц.
Цели преподавания по темеурока:
· Обучающая – Обобщитьматериал по созданию и форматированию текста; закрепить навыки работы синструментами текстового редактора, научить учащихся создавать таблицы втекстовом документе, научить использовать основные способы форматированиятаблиц;
· Развивающая – Формированиемыслительных навыков и умений, доведение их до автоматизма;
· Воспитательная –Воспитать чувство рациональности и конкретности, добросовестного отношения илогического выбора при вставке в текстовый документ таблиц.
Цели учения в рамках темыурока (когнитивные цели):
· повторитьматериал по созданию и форматированию текста; уметь работать с инструментамитекстового редактора
· Знание учащимисяспособов создания и форматирования таблиц
· Пониманиеучащимися пройденного материала
· Демонстрация приобретенныхнавыков работы с таблицами в текстовом редакторе MS Word
· Анализ — учащиесявыделяют главные моменты при изучении темы, записывают, анализируют ходвыполнения практических робот;
· Синтез – учащиесяприводят примеры, в которых необходимо использование таблиц;
· Оценка – учащиесяделают выводы, на сколько усвоен материал, и на сколько важны приобретенныенавыки работы с таблицами в текстовом редакторе MS Word.
Тип урока:комбинированный
Вид занятия: урок –практическая самостоятельная работа
Методы преподавания:репродуктивные
демонстрация действийпедагогом, которые выступают образцом для учащихся, педагог представляетготовый алгоритм создания, форматирования и заполнения таблиц, инструкцию;объясняет правила пользования и выполнения заданий в текстовом редакторе MS Word.
Методы учения: репродуктивныеучащиеся повторяют действия по известному алгоритму, выполняют действия пообразцу.
Учебно-методическоеобеспечение: Презентация «Работа с таблицами в среде текстового редактора MS Word», карточки с практическим заданием.
Материально-техническоеоснащение: ПК, диапроектор, доска.
Программное обеспечениекомпьютера (для информатического профиля обучения студентов): Microsoft Office PowerPoint 2003, Microsoft Office Word 2003.
Основные понятия,подлежащие усвоению: Страница. Абзацы, заголовки. Форматирование, инструментыформатирования, таблица в текстовом документе.
Требования к результатамусвоения темы урока учащимисяУчащийся по теме должен знать Уровень усвоения знаний (цифрой) Учащийся по теме должен уметь Уровень усвоения умений (цифрой)
1. что такое текстовый редактор II 1. создавать и форматировать текст III /> 2. создавать и форматировать таблицу в текстовом документе III /> 2. что такое текстовый документ II /> 3. что такое форматирование II 3. пользоваться инструментами форматирования текста и таблиц II /> 4. что такое инструменты форматирования II /> что такое таблица в текстовом документе II />
План-конспект урока
План изложения изакрепления нового материала (вопросы темы):
1) Создание таблицыв текстовом документе
2) Операции стаблицей
3) Использованиеавтоформатов таблиц и форматирование по собственному дизайну
4) Редактированиеструктуры таблиц
5) Лабораторнаяработа «Создание и форматирование таблицы»
6) Свойства таблицы
7) Обрамлениетаблицы
8) Практическоезадание «Изменение свойств таблицы»
9) Самостоятельнаяпрактическая работа
2. Конспект по теме: Созданиетаблицы в текстовом документе
Преобразовать имеющийсятекст в таблицу можно с помощью команды Таблица/Преобразовать в таблицу, однакочасто бывает удобнее сначала создать таблицу и лишь затем заполнять ее данными.
/>
В текстовом редактореWord есть две возможности создания таблиц: ввод вручную и ввод по образцу. Впервом случае задается команда Таблица/Вставить/Таблица. Пользователюпредоставляется возможность ввода количества столбцов и строк, с заданиемширины столбцов, либо автоматическим регулированием ширины. По умолчаниютаблица занимает всю ширину страницы, с одинаковой шириной столбцов. Здесь жеможно выбрать подходящий вариант оформления.
/>
На панели инструментов есть кнопка />, благодарякоторой вводится таблица простым выделением необходимых клеток.
Другим способом является созданиетаблицы «вручную». Задается с помощью команды Таблица/Нарисовать таблицу.
Пользователь рисует таблицу сиспользованием предложенной панели инструментов. С помощью карандашаочерчиваются контуры таблицы, строки и столбцы, при необходимости можно стеретьс помощью «ЛАСТИКА». Другие возможности панели:
·форматированиеячеек;
·изменениеформата данных;
·операции надструктурой таблицы;
·сортировкаданных;
·и т.д.
2) Операции с таблицей
Выделение строки/столбца:
Подвести указатель мыши левее строкиили выше столбца и щелкнуть мышью в тот момент, когда указатель примет формустрелки, указывающей на выделяемый участок.
Изменение ширины столбца:
Нужно подвести указатель мыши клинии, разделяющей два столбца и в тот момент, когда указатель примет вид двойнойстрелки, нажать левую клавишу мыши и перенести границу столбца в сторону…
Перемещение столбца таблицы:
Для перемещения столбцов таблицыможно использовать горизонтальную линейку. Щелкнув мышью в любом месте надтаблицей, установить курсор на самую первую левую метку и когда появятсястрелки изменения размеров нажать левую кнопку мыши, и, удерживая ее,переместить границу на необходимое количество делений.
·Вставкастроки/столбца/ячейки:
Используется командаТаблица/Вставить/Строки ниже. Либо воспользоваться возможностями контекстногоменю.
/>
Удаление таблицы:
При использовании выделения ячеектаблицы и нажатия клавиши , удаляется лишь содержимое ячеек. Дляудаления всей таблицы необходимо выделить не только саму таблицу, но ипространство за ее пределами, либо выделить ячейки таблицы 'и выполнить командуТаблица/Удалить/Столбцы.
Правила Оформления таблиц
1.в названии таблицы должныприсутствовать нумерационный и тематический заголовки;
2.текст в таблицах должен быть набранпониженным кеглем в сравнении с основным текстом;
3.строки заголовков должнырасполагаться по центру;
4.заголовки не должны разбиваться начасти;
5.строки, содержащие заголовки, должныбыть отмечены как заголовки (таблица/Заголовки).
3) Использованиеавтоформатов таблиц и форматирование по собственному дизайну
Автоматическое форматированиевнешнего вида таблиц производится с помощью команды Таблица/Автоформат.
/>
Диалоговая панель Автоформат таблицыпредставляет множество вариантов оформления таблицы. В списке Форматы: можновыбирать различные варианты и просматривать их в окне Образец.
Форматирование таблицы вручную можновыполнить с помощью команды Формат/Границы и заливка.
Диалоговая панель Границы и заливкапозволяет выбрать требуемые параметры.
/>
На вкладке Граница можно задать типграницы (Нет, Сетка, Рамка и др.), тип и ширину линий границы. На вкладкеЗаливка можно задать цвет фона ячеек или выбрать узор.
4) Редактированиеструктуры таблиц.
Изменение ширины столбцов или высотыстрок реализуется с помощью мыши (перетаскиванием границ). Задать точную ширинустолбца (высоту строки) можно с помощью команды Таблица/Высота и ширина ячейки.
Вставка или удаление строк и столбцовв имеющейся таблице производится с помощью команд Вставить/Удалить строку(столбец) меню Таблица.
5) Лабораторнаяработа «Создание форматирование таблицы»
Задание: создать таблицу срасписанием занятий на неделю.
1 шаг. Определение структуры таблицы
· По столбцам будутраспределены дни недели (6 дней);
· По строкам будутраспределены номера уроков (7 уроков);
· С учетомзаголовков таблица должна содержать 7 столбцов и 8 строк.
2 шаг. Создание макета таблицы
· Задать командуТаблица/Вставить/Таблица;
· Задать количествострок и столбцов.
3 шаг. Ввод данных в ячейки таблицы
· Ввести названиястолбцов и строк;
· Ввести данные вкаждую ячейку.
4 шаг. Форматирование данных
· Выделить первуюстроку;
· Позиционироватьпо центру;
· Задать полужирноеначертание;
· Изменить регистр,сделать все буквы прописными;
· Выделить первыйстолбец;
· Позиционироватьпо центру;
· Задать полужирноеначертание;
· Изменить регистр,сделать все буквы прописными.
5 шаг. Сохранение таблицы
· Сохранить таблицупод своим именем.
Вид получившейся таблицы: понедельник вторник среда четверг пятница суббота 1 алгебра физ-ра русс.яз ОБЖ химия геометрия 2 физика история информатика физика литература англ.яз 3 физ-ра литература литература алгебра информатика англ.яз 4 англ.яз. физика технология алгебра литература химия 5 география физика технология биология русс.яз 6 биология обществознание астрономия 7 история
6) Свойства таблицы
Главное, что следуетпомнить, работа с этой командой выполняется после выделения всей таблицы. Послеэто выбираете команду в горизонтальном меню Таблица/Свойства таблицы. Вдиалоговом окне (см. Рис.) выбрана закладка Таблица. Здесь стоит обратитьвнимание на Обтекание. Таблица — это тоже объект и может располагаться в текстеимея обтекание, то есть текст документа может расположиться вокруг таблицы, чтодовольно редко используется в файлах (скорее это полезно при создании таблицына сайте). Поэтому установите команду Обтекание/Нет. В этом случае Вы избежитенеприятностей, например, при больших размерах таблицы. Выравнивание, какправило, у таблицы по левому краю, но если Вы хотите, к примеру, использоватьтаблицу для внесения данных, как в заявлении, то можно установить Выравниваниетаблицы справа. Команда Границы и заливка позволяют Вам выбрать формат граництаблицы, толщину, тип линии, заливку всей таблицы или отдельно взятой ячейки ит.д., что наверняка Вы не раз выполняли. Но подробно остановимся на границах,заливке и параметрах таблицы позднее.
/>
В диалоговом окнеСвойства таблицы можно задать параметры оформления всей таблице, либо столбцу истроке, либо отдельной ячейке. Здесь же даны возможности графическогооформления таблицы.
7) Обрамлениетаблицы
· Нажать кнопкуТаблицы и границы на панели инструментов;
· В окне Таблицы играницы, в котором можно выбрать формат таблицы и параметры ее оформления;
· КнопкойОформление на панели инструментов вывести меню:
/>
Для того чтобы нарисоватьграницу клетки (или группы клеток), надо выделить эту клетку (или группуклеток) и нажать кнопку с необходимой линией.
Для выбора типа и толщинылинии необходимо воспользоваться командами, представленными в окне Таблицы играницы:
/>
Фоновое заполнение
· Выделить ячейкидля фонового заполнения;
· В диалоговом окненажать кнопку Цвет заливки />;
· Выбратьнеобходимый цвет.
8) Практическоезадание «Изменение свойств таблицы»
Измените настройкиимеющейся таблицы по заданному образцу с использованием диалогового окна«Свойства таблицы». Запишите последовательность действий позволяющих выровнятьстроки по высоте.
Рекомендации по работе:
1. сравните дветаблицы;
2. найдитеотличительные элементы таблиц;
3. изменения вноситепоэтапно с пошаговым контролем своих действий;
4. при неудачнойпопытке можно воспользоваться кнопкой откатки.
Образец:
Таблица №1. Расписаниезанятий понедельник вторник среда четверг пятница суббота 1 алгебра физ-ра русс.яз ОБЖ химия геометрия 2 физика история информатика физика литература англ.яз 3 физ-ра литература литература алгебра информатика англ.яз 4 англ.яз. физика технология алгебра литература химия 5 география физика технология биология русс.яз 6 биология обществознание астрономия 7 история
Подводя итог
· дляструктурирования данных можно использовать такое средство как таблица;
· дляформатирования данных можно использовать те же средства, что и дляформатирования любого текста;
· при оформлениитаблиц необходимо придерживаться определенных правил;
· ссылки на таблицудолжны идти раньше самой таблицы;
· при отсутствиизаголовка (названия), таблица должна помещаться сразу после ссылки на нее.
9) Самостоятельнаяпрактическая работа
Создать таблицупоказателей учеников класса по физической культуре (группу из 10 человек) так,чтобы в строках находились фамилии с инициалами, в столбцах располагалисьпоказатели по прыжкам в длину, прыжкам в высоту, плавания на 100 м., отжимания.Таблица и данные должны быть соответствующим образом отформатированы.
3. Этапы проведениякомбинированного урока
1. Организацияначала занятия (1 мин)
Приветствие. Объявлениетемы и вопросов урока.
Тема: Создание иформатирование таблиц. Графическое оформление таблиц
1) Создание таблицыв текстовом документе
2) Операции стаблицей
3) Использованиеавтоформатов таблиц и форматирование по собственному дизайну
4) Редактированиеструктуры таблиц
5) Лабораторнаяработа «Создание и форматирование таблицы»
6) Свойства таблицы
7) Обрамлениетаблицы
8) Практическоезадание «Изменение свойств таблицы»
9) Самостоятельнаяпрактическая работа
2. Проверкадомашнего задания (4 мин)
Преподаватель задаетвопросы по пройденному ранее материалу:
Вопросы:
1) Какие программныесредства используются для работы с текстом?
2) Перечислитеосновные области текстового редактора.
3) Какие действиявыполняют кнопки панели «Стандартная»?
4) Какие действиявыполняют кнопки панели «Форматирование»?
5) Какие данныеотображаются в строке состояния?
6) Что такоеформатирование?
7) Что такоередактирование?
(ученики отвечают устно)
3. Подготовкаучащихся к усвоению нового материала (актуализация знаний) (3 мин)
· Какие способыструктурирования текста могут использоваться в текстовом документе?
· Какие видысписков вы знаете?
· Чем отличаетсямаркированный список от нумерованного?
Другим способомструктурирования данных, позволяющим наглядно их представить, является таблица.
4. Изучение новогоматериала (20 мин)
Преподаватель объясняет идемонстрирует, с помощью презентации «Таблица в текстовом редакторе MS Word», тему по вопросам:
1) Создание таблицыв текстовом документе
2) Операции с таблицей
3) Использованиеавтоформатов таблиц и форматирование по собственному дизайну
4) Редактированиеструктуры таблиц
5. Инструкция по ТБи правилам поведения в компьютерном классе (2 мин)
Запускается презентация«Техника безопасности в компьютерном классе»
6. Закреплениезнаний (7 мин)
Выдаются карточки сЛабораторной работой:
Лабораторная работа«Создание форматирование таблицы» (Приложение 1)
7. Углубление ирасширение знаний (25 мин)
Демонстрация презентации«Свойства таблицы»
Практическое задание «Изменениесвойств таблицы»
8. Обобщение исистематизация знаний (5 мин)
Преподаватель задаетвопросы:
1) Перечислитевозможные способы создания таблицы.
2) Для чегоиспользуются таблицы?
3) Какие действияможно осуществлять с таблицей?
4) Каких правилнеобходимо придерживаться при создании таблицы?
5) С помощью какихкоманд можно выравнивать данные в ячейке?
9. Контроль исамопроверка знаний (15 мин)
Выполнениесамостоятельной практической работы (Приложение 3)
10. Подведение итоговзанятия, рефлексия. (3 мин)
Учащиеся должны знать иуметь:
Страница, абзац, список.Понятие текста и его обработки, таблицы, форматирования и редактирования.Текстовый редактор: назначение и основные возможности. Редактирование иформатирование текста. Вставка таблицы в текстовый документ. Редактирование иформатирование таблиц.
11. Выдача иобъяснение домашнего задания (5 мин)
Повторить весь пройденныйматериал, выучить основные понятия
План хода урока по этапам(предложен для комбинированного урока)