Реферат по предмету "Культура и искусство"


Скульптура Рима

СОДЕРЖАНИЕ
 
1. ВВЕДЕНИЕ
2. КАК ЗАРОЖДАЛИСЬ ПЕРВЫЕ СКУЛЬПТУРЫ
3. СКУЛЬПТУРА ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ
4. СКУЛЬПТУРА ПЕРИОДА ИМПЕРИИ
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
7. ПРИЛОЖЕНИЯ
 

1.ВВЕДЕНИЕ
 
Памятникиримской культуры II-I вв. до н. э. весьма не многочисленны.Это, например, так называемый «Брут», выполненный из бронзы. Главныеулицы города Рима в позднереспубликанский период украсились великолепнымимраморными статуями, в основном копиями греческих мастеров. Благодаря этому донас дошли произведения знаменитых греческих скульпторов: Мирона, Поликлега,Праксителя, Лисиппа.
С конца IIIв. до н.э. на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияниезамечательная греческая скульптура. При грабеже греческих городов римлянезахватывают большое количество скульптур, которые вызывают восторг даже упрактичных и консервативных римлян.
Скульптурный портрет современем меняется. Со времени Адриана (2 в. н.э.) римские скульпторы перестаютраскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаютсярезцом. Поверхность обнаженных частей тела полируется до яркого блеска, аволосы и одежда остаются матовыми. На многофигурных рельефах раскраскапродолжала сохраняться.
Римскиескульптуры намного отличались от греческих. Греки изображали очень часто Боговв виде статуй, а римляне старались придать образ человека: его внешность. Ониделали бюсты и статуи огромные во весь рост. Во II в. до н.э. форум былнастолько загроможден бронзовыми статуями, что было издано специальное решение,по которому многие из них были сняты.
Целью моегореферата является: описание скульптур – зарождение и скульптуры в разныепериоды Рима (республиканский и имперский).
 

2.КАК ЗАРОЖДАЛИСЬ ПЕРВЫЕ СКУЛЬПТУРЫ
 
По преданию,первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, который украсилглиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма Юпитерана Капитолии. В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в ихпортретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (вотличие от идеализированных греческих статуй). В то же время римской скульптуререспубликанского периода свойственны некоторая упрощенность и угловатость форм.Первой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Цереры, отлитая вначале V в. до н.э. С IV в. до н.э. начинают ставить статуи римским магистратами даже частным лицам. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своимпредкам на форуме. Во II в. до н. э. форум был настолько загроможден бронзовымистатуями, что было издано специальное решение, по которому многие из них былисняты. Бронзовые статуи, как правило, отливались, в раннюю эпоху этрусскимимастерами, а начиная со II в. до н.э. — греческими скульпторами. Массовоепроизводство статуй не способствовало созданию хороших работ, да римляне кэтому и не стремились. Для них самым важным в статуе представлялось портретноесходство с оригиналом. Статуя должна была прославить данного человека, егопотомков, и поэтому было важно, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудьдругим. Памятники римской культуры II-I вв. до н. э. весьма немногочисленны. Это, например, так называемый «Брут», выполненный избронзы. Главные улицы города Рима в позднереспубликанский период украсилисьвеликолепными мраморными статуями, в основном копиями греческих мастеров.
На развитиеримского индивидуального портрета повлиял обычай снимать с умерших восковыемаски, которые затем хранились в главной комнате римского дома. Эти маскивыносились из дома во время торжественных похорон, и чем больше было такихмасок, тем знатнее считался род. При скульптурных работах мастера, видимо,широко использовали эти восковые маски. На появление и развитие римскогореалистического портрета оказала влияние этрусская традиция, которойруководствовались этрусские мастера, работавшие на римских заказчиков.
С конца IIIв. до н.э. на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияниезамечательная греческая скульптура. При грабеже греческих городов римлянезахватывают большое количество скульптур, которые вызывают восторг даже упрактичных и консервативных римлян. В Рим буквально хлынул поток греческихстатуй. Например, один из римских полководцев привез в Рим после своего похода285 бронзовых и 230 мраморных скульптур, другой вез в триумфе 250 телег сгреческими статуями. Греческие статуи выставляются везде: на форуме, в храмах,термах, виллах, в городских домах. Несмотря на обилие подлинников, вывезенныхиз Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. В Римпереселяется большое число греческих скульпторов, которые копируют подлинникизнаменитых мастеров. Обильный приток греческих шедевров и массовое копированиетормозили расцвет собственно римской скульптуры. Только в областиреалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли свойвклад в развитие скульптуры и создали несколько превосходных работ(капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). Под влияниемгреческого искусства римский портрет начинает терять черты натурализма,свойственные этрусской школе, и приобретает черты некоторой обобщенности, т.е.является подлинно реалистическим.
 
3.СКУЛЬПТУРАПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ
Первоначально римлянеполностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, частоделали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодарякоторым мы можем судить о существовавших подлинниках). Но если греки ваялибогов и мифологических героев, то у римлян появляются скульптурные портретыконкретных людей. Римский скульптурный портрет считается выдающимся достижениемдревней культуры. На его создание повлиял обычай времен республики сниматьгипсовую маску с лица умершего.
В траурных процессияхродственники несли маски предков, казалось, что в похоронах участвуют всестарейшины рода. Знатные римляне, гордясь своим происхождением, заказывалискульпторам свои статуи с портретами предков (ил.63). Раннереспубликанскихскульптурных портретов сохранилось очень немного. Мастера 1 в. до н.э., работаянад портретом, точно следовали натуре, часто, вероятно, уже по мертвому лицу,ничего не изменяя, сохраняя все мелкие подробности. Великолепен портретростовщика из Помпей. Правдиво передан характер хитрого и злого человека, незнавшего сочувствия к людям.
Завоевание Греции иэллинистических государств сопровождалось грандиозным грабежом греческихгородов. Наряду с рабами, разного рода материальными ценностями вывозились вРим в огромном количестве греческие статуи и картины. Так были перевезены в Римпроизведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа и многих других великих греческих мастеров.
 
4.СКУЛЬПТУРАПЕРИОДА ИМПЕРИИ
С установлением империиодной из главных тем в римском искусстве становится прославление императора.Сам первый император Октавиан Август и его помощники заботливо поддерживали тенаправления в литературе и искусстве, которые отвечали духу официальнойидеологии. Прославление «божественного Августа», воспевание римскогомира, идеализация старины становятся главными мотивами творчества римскихпоэтов и художников. Величественный стиль Фидия, идеальная атлетическая красотастатуй Поликлета лучше всего подходили для выражения новых идей. Скульптурныеизображения этого периода значительно отличаются от скульптурных портретовреспубликанского периода.
В известныхизображениях Октавиан Август изображен в военных доспехах полководца. Амур надельфине у его ног напоминает о божественном происхождении Августа (дельфин — атрибут Венеры, которую род Юлиев считал своей божественной прародительницей).Лицо императора и фигура слишком приукрашены. Известно, что у Августа былибольшие уши, впалые щеки, слабое и сутулое тело. Лицо лишено признаковвозраста. Герой, полубог, обращаясь к войскам уверен в их преданности. Напанцире императора изображены боги неба и земли, аллегорические фигурыобозначают покоренные провинции Галлии и Испании — повествовательный рельеф.
Август, хотя и показанв парадном вооружении, изображен босым, как греческий бог и герой. Статуя как игреческая была раскрашена. В основе статуи Августа лежит классическаяскульптура школы Поликлета. Эта статуя находилась близ алтаря храма Марса вовремя строительства Августом своего форума.
А вот Августвосседающий на троне с богиней победы Нике в правой руке и жезлом в левой взнак власти над миром. Это известная композиция в античном мире: композициястатуи Зевса Олимпийского (5 в. до н.э.) из золота и слоновой кости,исполненная Фидием. Август полуобнажен, так как было принято изображать вгреческом искусстве богов и героев.
Скульптурный портрет современем меняется. Со времени Адриана (2 в. н.э.) римские скульпторы перестают раскрашиватьмрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом.Поверхность обнаженных частей тела полируется до яркого блеска, а волосы иодежда остаются матовыми. На многофигурных рельефах раскраска продолжаласохраняться.
В многочисленныхпортретах императоров, их жен, членов их семей и частных лиц всегда строгособлюдаются портретное сходство, индивидуальные особенности склада лица ипрически. Но всем портретам присущи и общие черты: это выражение грустногораздумья, самоуглубленность, иногда печаль. Идеи официальной философиистоицизма были проникнуты пессимизмом и разочарованием в земных благах. Эточитается в лице Марка Аврелия в его портретной статуе (конная статуя 160-е — 170-е гг. н.э.).
Считалось особой честьюзапечатлеть императора, военачальника или другого политического деятеля на коне(конь был древним символом солнца). Судьба конной статуи Марка Аврелияинтересна тем, что принятая в средневековье за изображение императораКонстантина, чтимого христианской церковью святым, она не была уничтожена какязыческая, бережно хранилась и сделалась образцом для конных статуй эпохиВозрождения.
Мечтательноймеланхолией полон образ Коммода, представленного в виде Геркулеса (190 г. н.э.,ил.64), хотя такое выражение совсем не соответствует грубому и жестокомухарактеру этого последнего правителя из династии Антонинов. На плечах у негольвиная шкура, в правой руке дубина, в левой волшебные яблоки, возвращающиемолодость.
Особого блеска во 2 в.достиг рельеф. Рельефы украшали форум Траяна и знаменитую мемориальную колонну(ил.61). Колонна с капителью дорического типа стоит на цоколе с ионическойбазой, обрамленной лавровым венком. Вершину колонны венчала бронзоваяпозолоченная статуя императора, в цоколе колонны был захоронен его прах в золотойурне. Рельефы на колонне делают 23 витка и достигают 200 м в длину. Рельефколонны Траяна протокольно точно рассказывает о всех подробностях походовримских войск на Дунай в 101-102 и 105-106 гг. против даков.
Композиция всегорельефа принадлежит одному автору, но исполнителей было много, все мастерапрошли школу греческого, точнее, эллинистического искусства, но разныхнаправлений, что особенно заметно в трактовке фигур и голов даков. Весьмногофигурный фриз (более 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы,организованности, выдержки и дисциплины римского войска — победителя. Траян былизображен 90 раз. Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, номалоорганизованными варварами. Образы даков получились более выразительными,чем образы римлян, их эмоции открыто выступают наружу.
Рельеф был пестрораскрашен, детали позолочены; он смотрелся как яркая живописная лента, полнаяживых динамических картин. В последней трети столетия в рельефах колонны МаркаАврелия уже ясно выступают черты изменения стиля, его «варваризации».Этот процесс получает интенсивное развитие в 3-4 вв.
Только волевыеэнергичные суровые правители могли удержать власть в своих руках в наступившийпериод кризиса и распада империи. Портреты с изображением мягкой грусти,меланхолии уступают место не изображению какого-либо настроения, а раскрытиюхарактера. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (3 в. н.э.). Этотправитель убил своего предшественника и, опираясь на преданные ему войска,пришел к власти. Выдающийся скульптор передал мрачное выражение лица ФилиппаАравитянина, его энергично сомкнутые губы, обветренную кожу солдата. Портретраскрывает храбрость и силу, а также подозрительность и недоверие к окружающим.Столь же выразителен портрет императора Каракаллы.
Торжество христианскойцеркви сопровождалось гибелью многих памятников античной скульптуры.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
скульптураримский статуя церера
Первоначальноримляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхомсовершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческихстатуй. Но все же римские скульптуры намного отличались от греческих. Грекиизображали очень часто Богов в виде статуй, а римляне старались придать образчеловека: его внешность. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. Во IIв. до н. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что былоиздано специальное решение, по которому многие из них были сняты.
Первойбронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Цереры, отлитая в начале Vв. до н.э. С IV в. до н.э. начинают ставить статуи римским магистратам и дажечастным лицам. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своимпредкам на форуме. Для римлян самым важным в статуе представлялось портретноесходство с оригиналом. Статуя должна была прославить данного человека, егопотомков, и поэтому было важно, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудьдругим.
Вмногочисленных портретах императоров, их жен, членов их семей и частных лицвсегда строго соблюдаются портретное сходство, индивидуальные особенностисклада лица и прически.
Считалось особой честьюзапечатлеть императора, военачальника или другого политическогодеятеля на коне. Завоевание Греции и эллинистическихгосударств сопровождалось грандиозным грабежом греческих городов. Наряду с рабами,разного рода материальными ценностями вывозились в Рим в огромном количествегреческие статуи и картины. Так были перевезены в Рим произведения Скопаса,Праксителя, Лисиппа и многих других великих греческих мастеров.

6. СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Учебное пособие по культурологи,издательство Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова, Москва,1994.
2. Быт и история в античности / Подред. Г.С. Кнабе. М., 1988.
3. История Древнего Рима / Под ред.В.И. Кузицин. М., 1982.
4. Кебе Г.С. Древний Рим — история исовременность. М., 1986.
5. Культура Древнего Рима / Под ред.Е.С. Голубцова. М., 1986. Т. 1 и 2.
6. Трухит И.11. Политика и политики «золотоговека» Римской республики. М., 1986.
7. Штаерман ЕМ. Социальные основырелигии Древнего Рима. М., 1987.
 

7.ПРИЛОЖЕНИЯ
 
/>
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.