Реферат по предмету "Культура и искусство"


Советская культура в 1917-1940 гг.

Советскаякультура в 1917–1940 гг.
Составнойчастью проходивших в послеоктябрьские годы преобразований являлись перемены всфере культуры («культурная революция»). Они затронули образование, науку,технику, литературу, искусство, всю духовную жизнь общества. Направление ихарактер начавшихся в культурной сфере изменений определялись установками наформирование новой, социалистической художественной культуры. С ее созданиемпартийно-государственное руководство страны связывало построениесоциалистического общества.
Культурав первое послеоктябрьское десятилетие
Культурав период гражданской войны. Одну из важнейших задач в области культурысоветское правительство видело в ликвидации культурной отсталости населения.Была сформирована новая система управления культурой. Руководство всей духовнойжизнью общества передавалось в руки Наркомата просвещения. Его возглавлял А.В. Луначарскийвидный деятель РКП(б), литературный критик и публицист. При местных Советахсоздавались отделы народного образования. Позднее был организованагитационно-пропагандистский отдел при ЦК РКП(б). В его обязанность входилопартийное руководство развитием культуры.
Спервых дней существования Наркомпроса одним из направлений его деятельностистала работа по охране художественных и исторических ценностей. К ней былипривлечены многие известные деятели искусства, в частности, художники А.Н. Бенуа,А.М. Васнецов и В.Д. Поленов, архитекторы Р.И. Клейн и В.А. Щуко.При их участии проводилась национализация частных художественных собраний,театров, предприятий фотокинопромышленности. Государственными музеямиобъявлялись Зимний дворец (Эрмитаж), Третьяковская галерея, Музей изящныхискусств. Были закрыты частные издательства и создано государственноеиздательство.
Революционныесобытия 1917 г. и гражданская война не остановили процессы художественногоразвития. Они оказали глубокое и неоднозначное воздействие на все сферытворческой деятельности. В области культуры появились новые тенденции. Ранеевозникшие группы футуристов и имажинистов объявили себя представителямиреволюционного искусства. Со страниц газеты «Искусство коммуны» поэты-имахинистыпризывали к разрушению литературного «старья», к диктатуре «левого искусства».Во многих городах получило распространение пролеткультовское движение.Пролеткульт (пролетарская культура) представлю собой культурно-просветительнуюи литературно-художественную организацию, возникшую осенью 1917 г.Руководители Пролеткульта (А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев и др.) виделиглавную цель его деятельности в создании пролетарской культуры,противопоставляя ее всей художественной культуре. Кружки и студии Пролеткультаприобщали к литературе, театральному и изобразительному искусству широкие массытрудящихся, выявляли среди них будущих поэтов, писателей, художников, актеров.Пролеткультовцы издавали свои журналы «Гудки», «Пролетарская культура» и др.Публиковались сборники стихов пролетарских поэтов; например, были изданы книги А.К. Гастева«Поэзия рабочего удара» и В.Т. Кириллова «Зори грядущего». В 1920 г.в пролеткультовском движении участвовали около 400 тыс. человек.
Создавалисьи довольно быстро распадались другие литературные группировки. Так, например, втечение 1917–1918 гг. действовала группа «Скифы», в рядах которойнаходились М.М. Пришвин, Н.А. Клюев, С.А. Есенин. Осмыслитьпроисшедшие события пытались в своем творчестве поэты А.А. Блок (поэма «Двенадцать»)и В.В. Маяковский (поэма «Мистерия-буфф»), художники К.С. Петров-Водкин(картина «1918 год в Петрограде») и К.Ф. Юон («Новая планета»).
Заметнымявлением в художественной жизни первых послереволюционных лет быламонументальная пропаганда. Принятый в 1918 г. декрет о монументальной пропагандепредусматривал уничтожение сооруженных до 1917 г. памятников «в честьцарей и их слуг» и возведение памятников революционерам, деятелям русской имировой культуры. Авторами новых монументов были известные скульпторы Н.А. Андреев(Обелиск советской Конституции в Москве), С.Д. Меркуров (памятники К.А. Тимирязевуи Ф.М. Достоевскому), Л.В. Шервуд (памятник А.Н. Радищеву).
Представителироссийской интеллигенции по-разному восприняли революционные события 1917 г.и последовавшие вслед за тем политические и социально-экономические изменения.Интеллигенция, составлявшая 2,2% общего состава населения страны, быланеоднородна по своему социальному положению и общественно-политическимвоззрениям. Вопрос о сущности революции, о судьбах культурного наследия, оботношении к новой власти рассматривался в ее кругах по-разному. РазгонУчредительного собрания, система чрезвычаек оттолкнули от большевиков многихпредставителей культуры. Не выдержали лишений либо не приняли нового режима ипокинули Россию писатели И.А. Бунин и Д.С. Мережковский,авиаконструктор И.И. Сикорский и академик Петербургской Академии наукхимик П.И. Вальден. В то же время часть леворадикальной интеллигенцииподдержала новую власть, встала на путь профессионального сотрудничества с ней(естествоиспытатель К.А. Тимирязев, поэты В.В. Маяковский и В.Я. Брюсов).Руководители страны понимали необходимость совместной работы с деятелями наукии искусства и принимали меры по вовлечению их в органы государственной власти.
Условияразвития культуры в годы НЭПа. С завершением гражданской войны и переходом кнэпу наметились новые тенденции в развитии культуры. В условиях либерализацииобщественной сферы повысилась активность интеллигенции. Проводились публичныедиспуты по вопросам о роли религии, о судьбах интеллигенции в новой России.Оживилась деятельность ранее созданных научных обществ (философских,исторических). Возникали новые общественные объединения – научные, творческие,культурно-просветительные. Тысячи людей участвовали, например, в работе Международнойорганизации помощи борцам революции (МОПР), в шефских рабочих организациях,обществе друзей радио и т.п.
Вкрупных городах действовали частные и кооперативные издательства (в 1924 г.их насчитывалось 28). В них печатались философские и экономические журналы,литературные альманахи и сборники, книги для детей и учебная литература. Быладенационализирована часть зрелищных предприятий. Коллективам и частным лицамбыли переданы около 30% общего числа действующих кинотеатров, театров,художественных школ.
Процесслиберализации общественной жизни был непоследовательным и противоречивым.Руководители страны опасались, что свобода мнений может привести к расширениюдеятельности противников советского режима. С целью противостояния буржуазнойидеологии были организованы политшколы, совпартшколы, комуниверситеты. Дляпропаганды марксистской философии и борьбы с философским идеализмом былосоздано общество воинствующих материалистов (1924 г.). С середины 20-хгодов работа частных издательств, так же как и общественных организаций, сталаограничиваться. Был установлен контроль над печатью, деятельностью издательств,репертуаром кино и театров.
Образованиеи наука. Одним из центральных направлений политики в области культуры быларабота по ликвидации неграмотности среди населения. Накануне Октября 1917 г.примерно три четверти всего взрослого населения России не умели ни читать, ниписать. Особенно много неграмотных было в сельской местности и национальныхрайонах.
Сконца 1918 г. началась реорганизация системы народного образования.Ликвидировались гимназии, реальные училища, церковноприходские и земские школы.На их месте создавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней(со сроком обучения пять лет и четыре года). Плата за обучение отменялась.
Вконце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотностисреди населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет,не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языке.Уклоняющиеся от этой обязанности могли быть привлечены к уголовнойответственности.
Быласоздана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.Вместе с Наркомпросом она возглавила развернувшуюся в стране работу по обучениюграмоте населения. В городах и сельской местности создавались пункты ликбезадля обучения неграмотных чтению и письму. Однако эта работа осложняласьнедостатком финансовых средств, слабостью материальной базы, нехваткойпедагогических кадров. В этих условиях большую помощь в борьбе с неграмотностьюоказали общественные организации. В 1923 г. возникло общество «Долойнеграмотность». Свыше 1,2 млн. человек объединяли городские шефскиеорганизации, призванные помогать деревне в подъеме культуры.
Вусловиях нэпа были увеличены ассигнования на развитие образования и на работупо ликвидации неграмотности. В 1925 г. правительство приняло закон,предусматривающий введение в стране всеобщего начального обучения и расширениесети школ. Проведенная в 1926 г. Всесоюзная перепись населениязафиксировала значительное увеличение числа лиц, умеющих читать и писать.Численность грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигла 51,1% (в 1897 г.24%). Несколько сократился разрыв в уровне грамотности между жителями города идеревни.
Преобразованиякоснулись высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачислениестудентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании.Преимуществами при поступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих икрестьян. В 1919 г. с целью повышения общеобразовательной подготовки дляпоступающих в вузы создавались рабочие факультеты (рабфаки). Реформа высшейшколы должна была способствовать созданию новой, рабочекрестьянскойинтеллигенции.
Уделялосьвнимание восстановлению научного потенциала страны. Были открыты новыенаучно-исследовательские институты. Среди них – действующие понынеФизико-химический, Физико-технический (сейчас имени А.Ф. Иоффе),Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ) институты. Участие в организации новыхисследовательских центров приняли известные ученые: крупный теоретик в областиавиации Н.Б. Жуковский, физик А.Ф. Иоффе и др. Создавалась библиотекаСоциалистической академии общественных наук, преобразованная позднее вФундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 г. Институтнаучной информации по общественным наукам ИНИОН). В условиях гражданской войны,голода и нехватки ресурсов отдача от работы исследовательских институтов быланевелика. Правительство предпринимало попытки по улучшению быта ученых путемвведения натуральных пайков, повышенных окладов. Но меры эти были эпизодичны ине могли изменить тяжелого положения научных кадров. Лишь после окончаниягражданской войны появились условия для становления науки. Были основаны новыеинституты в системе Российской Академии наук. которая с 1925 г. сталаименоваться Академией наук СССР.
Литератураи искусство. Художественная жизнь 20-х годов развивалась сложно, в борьбехудожественных взглядов и систем. Со своими декларациями выступили литературныегруппировки футуристов, лефовцев, конструктивистов. Общим для них был взгляд наискусство как на средство преобразования мира. Порвавшие с Пролеткультомписатели и поэты (М.П. Герасимов, В.В. Казин, И.Н. Садофьев идр.) организовали литературное объединение «Кузница» (по названию одноименногожурнала). Группа объявила себя единственной организацией, выражающей интересыреволюционного рабочего класса.
Вначале 20-х годов возникли российская и московская пролетарские писательскиеассоциации (РАПП и МАПП). Руководители обеих организаций видели одну из задачобъединяемых ими литераторов в воздействии на читателя в «сторонукоммунистических задач пролетариата».
Идентичныепроцессы происходили в сфере музыкальной жизни. За отражение в творчествекомпозиторов тем, связанных с созданием нового общества, выступала Российскаяассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ). Ассоциации проявляли нетерпимость вотношении так называемых непролетарских писателей и композиторов. Борьбу за «чистоту»пролетарского искусства вела Российская ассоциация пролетарских художников(РАПХ).
Входившиев состав пролетарских творческих групп музыканты, литераторы, художникистремились отразить в своем творчестве современную им действительность. Нахудожественных выставках демонстрировались картины «Тяжелая индустрия» Ю.И. Пименоваи «Тачанка» М.Б. Грекова. В театрах ставилась политическая оперетта «Белыеи черные» В. Шмидтгофа и С. Тимошенко; «Мистерия-буфф» В. Маяковского.Деятели искусства стремились к утверждению агитационнопропагандистских форм натеатральной сцене. Поиски нового зрелищного театра отразились наиболее полно впостановках режиссера В.Э. Мейерхольда.
Многиеписатели и драматурги 20-х годов обращались к историческому прошлому страны(романы А.П. Чапыгина «Разин Степан» и О.Д. Форш «Одеты камнем»).Тема минувшей гражданской войны заняла большое место в творчестве писателя М.А. Булгакова(роман «Белая гвардия», пьеса «Бег») и драматурга К.А. Тренева (пьеса «ЛюбовьЯровая»).
Внутренняяперестройка произошла в поэзии С.А. Есенина и Н.Н. Асеева. В ихпроизведения прочно вошла тема повседневной жизни.
Кконцу 20-х годов в творчестве подавляющей части художественной интеллигенциитвердо определилась новая тематика. Наметился отход от прежнего негативногоотношения ко всему предшествующему искусству.

Культурнаяжизнь в конце 20-х 30-е годы
Идеологизациякультуры. С конца 20-х годов усилился контроль со стороны органовгосударственной власти за развитием духовной жизни общества. Произошлиизменения в структуре органов управления культурой. Руководство отдельными ееотраслями передавалось специализированным комитетам (по делам высшей школы, порадиофикации и радиовещанию и т.д.). Новым наркомом просвещения был назначен А.С. Бубнов,находившийся ранее на руководящей работе в системе РККА. Перспективы развитиякультуры стали определяться пятилетними народнохозяйственными планами.Обсуждение вопросов культурного! строительства проходило на съездах и пленумахЦК партии. В деятельности партийно-государственных органов большое местозанимала работа, направленная на преодоление буржуазной идеологии и утверждениемарксизма в сознании людей. Главная роль в развернувшейсяобщественно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печати,литературе и искусству.
Впостановлениях ЦК партии «О журнале «Под знаменем марксизма» и «О работеКомакадемии» (1931 г.) были намечены задачи и основные направленияразвития общественных наук. От них требовалось преодолеть отставание науки отпрактики социалистического строительства. В постановлениях был сформулировантезис об «обострении классовой борьбы на теоретическом фронте». Вслед за темначались поиски «классовых врагов» на «историческом фронте», на музыкальном илитературных «фронтах». В «контрреволюционном вредительстве» были обвиненыисторики Е.В. Тарле и С.Ф. Платонов, литературовед Д.С. Лихачев.В 30-е годы были репрессированы многие талантливые писатели, поэты, художники (П.Н. Васильев,О.Э. Мандельштам и др.).
Перенесениев сферу культуры форм и методов классовой борьбы оказывало негативноевоздействие на духовную жизнь общества.
Образованиеи наука. В годы предвоенных пятилеток продолжалась работа по ликвидациинеграмотности и малограмотности, по повышению культурного уровня советскихлюдей. Был составлен единый план обучения чтению и письму взрослогонеграмотного населения.
1930год явился важной вехой в работе, направленной на превращение СССР в грамотнуюстрану. Было введено обязательное всеобщее начальное (четырехклассное)образование. Значительные средства были выделены на школьное строительство.Только в годы второй пятилетки в городах и рабочих поселках открылись свыше 3,6тыс. новых школ. Более 15 тыс. школ начали действовать в сельской местности.
Задачииндустриального развития страны требовали все большего числа грамотных иквалифицированных кадров. Вместе с.тем образовательный уровень рабочих былневысок: средняя продолжительность их школьного обучения составляла 3,5 года.Процент неграмотных рабочих достигал почти 14%. Сложился разрыв междуобщеобразовательной подготовкой рабочих, уровнем их общей культуры ипотребностями народного хозяйства. Для улучшения подготовки кадров была созданасеть производственного обучения: технические школы, курсы и кружки по повышениютехнической грамотности.
Принималисьмеры по развитию системы среднего специального и высшего образования. Былиотменены ограничения для «классово чуждых элементов» при поступлении в вузы.Ликвидировались рабфаки. Расширилась сеть высших учебных заведений. К началу 40-хгодов в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Осуществление плановнароднохозяйственного развития потребовало увеличения подготовки специалистовдля всех отраслей экономики. За период с 1928 по 1940 г. численностьспециалистов с высшим образованием возросла с 233 тыс. до 909 тыс., со среднимспециальным с 288 тыс. до 1,5 млн.
Однойиз черт общественного сознания 30-х годов, отражавшейся на развитии высшей исредней школы, было осмысление своего времени как определенного этапа вотечественной истории. СНК СССР и ЦК ВКЩб) приняли постановление о преподаваниигражданской истории в школах (1934 г.). На его основании восстанавливалисьисторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. Другоепостановление касалось подготовки учебников по истории.
Продолжаласьработа по созданию' научно-исследовательских центров, развивалась отраслеваянаука. В Москве открылись Институты органической химии, геофизики. Всесоюзнаяакадемия сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ). Проводилисьисследования по проблемам микрофизики (П-Л. Капица), физикиполупроводников (А.Ф. Иоффе), атомного ядра (И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров,А.И. Алиханов и др.). Работы К.Э. Циолковского в областиракетной техники стали научной основой для создания первых опытных ракет.Исследования ученого-химика С.В. Лебедева позволили организоватьпромышленный способ получения синтетического каучука. Незадолго до началаВеликой Отечественной войны были созданы под руководством А.П. Александроваспособы зашиты кораблей от магнитных мин.
Врегионах РСФСР и союзных республиках создавались отделения Академии наук СССР,научно-исследовательские институты. Во второй половине 30-х годов в странеработали свыше 850 НИИ и их филиалов.
Художественнаяжизнь. Начиная со второй половины 20-х годов литература и искусстворассматривались как одно из средств коммунистического просвещения и воспитаниямасс. Именно этим объяснялось усиление борьбы с «контрреволюционными» идеями и «буржуазнымитеориями» в сфере художественной жизни.
Нарубеже 20-х 30-х годов увеличилось число литературных объединений. Действовалигруппы «Перевал», «Леф» (Левый фронт искусства), Всероссийский союз писателей.Союз крестьянских писателей. Литературный центр конструктивистов (ЛЦК) идругие. Они проводили свои съезды, имели печатные органы.
В1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройкелитературно-художественных организаций». В соответствии с ним были упраздненывсе литературные группировки. Писатели и поэты объединялись в единый творческийсоюз (он насчитывал 2,5 тыс. человек). В августе 1934 г. состоялся IВсесоюзный съезд советских писателей. На нем с докладом о задачах литературывыступил A.M. Горький. Вслед за общесоюзным прошли писательские съезды и былисозданы союзы писателей в некоторых союзных республиках. В числе руководителейСП СССР в 30-е годы находились A.M. Горький и А.А. Фадеев. Был создан Союзсоветских композиторов. С возникновением творческих союзов ликвидироваласьотносительная свобода художественного творчества. Вопросы литературы иискусства обсуждались на страницах газет как дело принципиальной важности.Основным творческим методом литературы и искусства становился социалистическийреализм, важнейшим принципом которого являлась партийность.
Регламентацияхудожественного творчества сдерживала, но не остановила развития литературы,живописи, театрального и музыкального искусства. Музыкальная культура этих летбыла представлена произведениями Д.Д. Шостаковича (оперы «Нос» и «КатеринаИзмайлова»), С.С. Прокофьева (опера «Семен Котко») и др.
Нарубеже 20–30-х годов в литературу и искусство пришло новое поколение поэтов,композиторов. Многие из них участвовали в развитии песенного творчества.Авторами песен выступали поэты В.И. Лебедев-Кумач, М.В. Исаковский, А.А. Прокофьев.В песенном жанре работали композиторы И.О. Дунаевский, братья Покрасс, А.В. Александров.В 30-е годы широкое признание получила поэзия А.А. Ахматовой, БЛ.Пастернака, К.М. Симонова, В.А. Луговского, Н.С. Тихонова, Б.П. Корнилова,А.А. Прокофьева. Лучшие традиции русской поэзии продолжали в своемтворчестве П.Н. Васильев (поэмы «Христолюбовские ситцы» и «Соляной бунт»)и А.Т. Твардовский (поэма «Страна Моравия»). Заметным явлением влитературной жизни стали произведения А.Н. Толстого, А.А. Фадеева.
Повысилсяинтерес к культурному и историческому прошлому страны. В 1937 г. былоторжественно отмечено столетие со дня гибели А.С. Пушкина. Большойпопулярностью пользовались фильмы на исторические темы («Александр Невский» режиссераС.М. Эйзенштейна, «Петр Первый» В.М. Петрова, «Суворов» В.И. Пудовкинаи др.). Значительных успехов достигло театральное искусство. В репертуаретеатров прочно утвердились произведения отечественной и зарубежной классики,пьесы советских драматургов (Н.Ф. Погодина, Н.Р. Эрдмана и др.).Бессмертные творения были созданы художниками П.Д. Кориным и М.В. Нестеровым,P.P. Фальком и П.Н. Филоновым.
Индустриализацияконца 20-х начала 30-х годов способствовала развиваю массовогоградостроительства и становлению советской архитектуры. Близ заводовсооружались рабочие поселки с системой культурно-бытового обслуживания, школамии детскими учреждениями. Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы издравницы. В проектировании их участвовали архитекторы И.В. Жолтовский, И.А. Фомин,А.В. Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к созданию новыхархитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения новогообщества. Результатом поисков новых выразительных средств стали общественныездания, внешний облик которых напоминал то гигантскую шестерню – Дом культурыимени Русакова в Москве (архитектор К.С. Мельников), то пятиконечнуюзвезду театр Красной (ныне Российской) Армии в Москве (архитекторы К.С. Алабяни В.Н. Симбирпев).
Широкийразмах приобрели работы по реконструкции Москвы столицы СССР и другихпромышленных центров. Стремление к созданию городов нового быта, городов-садовприводило во многих случаях к большим потерям. В ходе строительных работуничтожались ценнейшие исторические и культурные памятники (Сухарева башня иКрасные ворота в Москве, многочисленные храмы и т.д.).
Русскоезарубежье. Составной частью отечественной культуры 20-х 30-х годов являетсятворчество представителей художественной и научной интеллигенции, оказавшихсяза рубежом. К концу гражданской войны численность эмигрантов из СоветскойРоссии достигла 1,5 млн. человек. В последующие годы эмиграция продолжалась.Почти две трети от общего числа покинувших Россию лиц обосновались во Франции,Германии и Польше. Многие эмигранты поселились в странах Северной и ЮжнойАмерики, в Австралии. Оторванные от родины, они стремились сохранить своикультурные традиции. За рубежом были основаны несколько русских издательств. ВПариже, Берлине, Праге и некоторых других городах печатались газеты и журналына русском языке. Выходили в свет книги И.А. Бунина, М.И. Цветаевой, В.Ф. Ходасевича,И.В. Одоевцевой, Г.В. Иванова.
Вэмиграции оказались многие крупные ученые-философы. Находясь далеко от родины,они пытались осмыслить место и роль России в истории и культуре человечества. Н.С. Трубецкой,Л.П. Карсавин и другие стали основоположниками евразийского движения. Впрограммном документе евразийцев «Исход к Востоку» говорилось о принадлежностиРоссии двум культурам и двум мирам Европе и Азии. В силу особогогеополитического положения, считали они, Россия (Евразия) представляла особуюисторическую и культурную общность, отличную и от Востока, и от Запада. Однимиз научных центров российской эмиграции был Экономический кабинет С.Н. Прокоповича.Объединившиеся вокруг него ученые-экономисты занимались анализомсоциально-экономических процессов в Советской России 20-х годов, публиковалинаучные труды по этой теме.
Многиепредставители эмиграции вернулись в конце 30-х годов на родину. Другие осталисьза рубежом, и творчество их стало известным в России лишь спустя несколькодесятилетий.
Итогикоренных преобразований в культурной сфере были неоднозначны. В результате этихпреобразований были созданы непреходящие ценности в области духовной иматериальной культуры. Повысилась грамотность населения, увеличиласьчисленность специалистов. И в то же время идеологический нажим на общественнуюжизнь, регламентация художественного творчества тяжело отражались на развитиивсех сфер культуры.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.