Стремясь предотвратить революцию в России, особое внимание Николай I уделял укреплению репрессивного аппарата. Существовавшая в стране в первой четверти XIX в. система политического сыска нуждалась, как показало восстание декабристов, в реорганизации. По мысли императора, всему противозаконному в обществе должна была противостоять секретная служба, обязанная вскрывать факты нарушения законности, контролировать антиправительственные течения, революционные общества и кружки.
После подавления восстания декабристов с 1826 г. обеспечивать «безопасность престола и спокойствие в государстве» и органом политического сыска становится Третье Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. При образовании Отделения в качестве исходных составных частей в него вошли особенная канцелярия Министерства внутренних дел, тайная агентура и Отдельный Корпус Жандармов, образованный в 1827 г. Страна делилась на жандармские округа, возглавлявшиеся жандармскими генералами.
В каждой губернии вопросами охраны государственной безопасности ведал специально назначенный штаб-офицер (старший офицер) жандармерии. Общая численность Корпуса была, впрочем, невелика. В 1850 г. в его составе насчитывалось 210 офицеров и более 5 тыс. нижних чинов. Это, однако, не мешало III отделению развернуть чрезвычайно активную деятельность по защите существующего строя. Оно располагало обширной сетью тайной агентуры, организовывало секретный надзор за частными лицами, правительственными учреждениями, литературой и т.п.
Любые проблески свободомыслия, оппозиционности привлекали внимание жандармского ведомства, стремившегося держать под своим контролем всю жизнь русского общества.
Обязанности жандармов регламентировались нечетко: им предписывалось наблюдение за исполнением законов, преследование разбойников, рассеяние запрещенных собраний, усмирение бунтов, преследование тайных обществ, конвоирование арестованных, производство обысков и дознаний, приведение в исполнение приговоров. Деятельность жандармерии законодательно не ограничивалась и регламентировалась распоряжениями руководства в виде устных и письменных инструкций.
С момента основания и до своей кончины (в 1844 г.) шефом жандармов и начальником III Отделения являлся Александр Христофорович Бенкендорф. Непосредственным организатором и управляющим III Отделением являлся Максим Яковлевич фон Фок, ранее бывший директором особенной канцелярии Министерства полиции.
Аппарат Отделения первоначально насчитывал всего 16 человек, организационно объединенных в четыре экспедиции: первую (политические дела), вторую (ересь, фальшивомонетничество, убийства, места заключения, крестьянский вопрос), третью (контроль за иностранцами), четвертую (делопроизводство, личный состав).
В 1842 году появляется пятая экспедиция, специализирующаяся в области театральной цензуры. Штат служащих постепенно увеличивался и к моменту ликвидации III Отделения (1880) превысил 70 человек.
Политическая полиция того времени начинает активно использовать возможности агентуры. Тайный агент И.В. Шервуд-Верный вскрыл подготовку заговора декабристов, П.Д. Антонелли (студент Петербургского университета) способствовал разоблачению кружка М.В. Буташевича-Петрашевского. После подавления польского восстания (1830-1831 гг.) и формирования польской эмиграции, стала формироваться и заграничная агентура.
Отношение к Третьему отделению и корпусу жандармов в стране было неоднозначное. В целом авторитет этих служб постепенно падал. Хотя формально их власть значительно выросла. Это объяснялось тем, что крепостническая система, которую главным образом защищало ведомство, полностью изжила себя, а надежды на реформы и установление в стране законности с помощью жандармов не оправдывались. Не смогли жандармы покончить и с коррупцией, лихоимством, произволом чиновников и помещиков. Троицкий И.М. Ш отделение при Николае I. Лениздат, 1990.
На протяжении различных этапов развития Российской государственности предлагались многоаспектные решения накопившихся полицейских проблем, предопределившие рождение реформы правоохранительных органов во второй половине XIX в.
Мощным катализатором освободительного движения в России стали преобразования 60-х гг. XIX в. и, прежде всего, - "дарование крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей". Характер "эмансипации" общеизвестен. "Облагодетельствованные" крестьяне ответили на объявление "царской милости" взрывом возмущения весной 1861 г. Общество же, переболев той "лихорадкой мысли", которую вызвала подготовка аграрной реформы, и окончательно уяснив непоследовательность планов верховных преобразователей, чувствовало себя обманутым.
Для политической полиции это беспокойное время обернулось серьёзными проблемами. Мало того, что "переходное состояние, в которое Россия вступила по случаю изменения одной из главных основ её гражданского установления", - было "сопряжено с неизбежным болезненным ощущением, проявляющимся с различными оттенками, во всех слоях общества".
С выходом на политическую арену массы разночинцев, "наименее заинтересованных в охранении существующего государственного порядка", круг объектов наблюдения "высшего надзора" расширился настолько, что уследить за "расположением умов" в этой взрывоопасной среде становилось всё сложнее. К тому же, политической полиции предстояло разобраться, что представляет собой этот новый потенциальный противник, каковы условия его существования и стиль мышления, круг идей и мотивы действий интеллигента-разночинца. Щербакова Е.И. Политическая полиция и политический терроризм в России (вторая половина XIX - начало XX вв.). - М.: АИРО-ХХ, 2001.
Разночинскую среду невозможно было охватить наблюдением старыми методами - "через чинов Корпуса жандармов" и "известного свойства" услуги почтового ведомства, новые же ещё не сложились. Требовалась и определённая структурная реорганизация органов политического сыска.
28 апреля 1866 г. П.А. Шувалов, принявший пост главноуправляющего III отделением и шефа Корпуса жандармов, подал на Высочайшее имя докладную записку о мерах к восстановлению порядка в империи, которая предусматривала, прежде всего, реформирование системы политического розыска. Чтобы защитить страну от "разрушительного действия вредных элементов", следовало "устроить полицию так, чтобы она была в состоянии обнаруживать то, что совершается в среде общества".
Должное внимание было уделено агентурной работе. В III отделении появился секретный архив, где сосредоточивались политические дела и материалы перлюстрации, систематически пополнялась фототека и "Алфавит лиц, политически неблагонадёжных".
"Главная цель преобразования, - писал Шувалов, - состоит в том, чтобы по мере возможности, образовать политические полиции там, где они не существуют, и сосредоточить существующую полицию в III отделении Вашего Императорского Величества канцелярии, для единства их действий и для того, чтобы можно было точно и однообразно для целой империи определять, какие стремления признаются правительством вредными и какие способы надлежит принимать для противодействия им". Мупукаев Р.С. Полиция В России (IX - нач. XX вв.). - Н. Новгород, 1993.
В подчинение III отделению поступила "Охранная стража", создание которой было вызвано необходимостью оберегать священную особу Государя Императора. Персонал этого подразделения принимал участие и в работе политического сыска.
Новый руководитель "высшего надзора" обнаружил "полное расстройство столичных полиций", добился ликвидации Санкт-Петербургского генерал-губернаторства и передачи его функций градоначальству, подчинённому III отделению. При канцелярии Петербургского градоначальника возникло, в свою очередь, ещё одно новое учреждение - Отделение по охране общественного порядка и спокойствия, ставшее прообразом позднейшей "охранки", неотъемлемой части структуры политического сыска Российской империи.
П.А.Шувалов подготовил также новое "Положение о Корпусе жандармов", утверждённое царем в сентябре 1867 г. и в неизменности дожившее до Февраля 1917г. "Единство действий" всех жандармских управлений на железных дорогах, а также на Кавказе и в Варшаве, усиление надзора на местах обеспечивались созданием дробной системы губернских управлений и уездных наблюдательных пунктов вместо громоздких жандармских округов.
Шеф жандармов озаботился и состоянием кадрового состава "лазоревого ведомства". Чтобы успешно уловлять крамолу, нельзя было сильно отставать от своего противника - интеллигента. Для повышения образовательного уровня и теоретического знакомства с идеологией основного объекта наблюдения жандармы могли пользоваться ведомственной библиотекой, включавшей и коллекцию нелегальных изданий. При Корпусе появилась особая школа для подготовки к "сознательному использованию обязанностей службы по наблюдательной части".
Повышение роли полицейского ведомства в государственном механизме пореформенной России предопределило концептуальные изменения в процессе комплектования органов полиции. Они связывались, прежде всего, с возможностью вольного найма на службу (начиная с 1873 г.), установлением порядка и правил поступления на полицейские должности.
Слабая организация полицейской службы до начала проведения государственных реформ второй половины XIX в. находилась в прямой зависимости от неопределенной политики правительства Российской империи по отношению к проблеме формирования кадров полицейских учреждений.
В пореформенный период получили дальнейшее развитие правовые основы деятельности полиции Российской империи и их кадровое обеспечение. Радикальные изменения в полицейском законодательстве произошли под прямым воздействием социально-экономических и политических факторов, осложнивших криминальную обстановку в государстве.
Стремление правительства Российской империи к укреплению полицейских рядов, особенно в условиях назревавшего внутригосударственного кризиса конца XIX - начала XX вв., привело к необходимости актуализации внимания на разрешении социальных проблем для полицейских чинов.
Социальная защищенность служащих полиции в пореформенный период осуществлялась по трем направлениям: нормативно-правовому, законодательно обеспечивавшему нормальное несение полицейской службы, а также материальному и моральному, способствовавшим достойной жизни полицейских чинов и членов их семей. Полиция и милиция России: страницы истории /А В. Борисов, АН. Дугин, А.Я. Малыгин и др. - М, 1995.
Покушение А.К.Соловьева на Александра II (2 апреля 1879г.) вызвало к жизни Высочайший указ 5 апреля 1879г. - Европейская Россия была разделена на 6 временных генерал-губернаторств, население которых попадало в полнейшую зависимость от произвола местных властей.
По официальным данным, с апреля 1879 г. по июль 1880 г. за "неблагонадёжность" под надзор полиции было выслано без суда, административным порядком, 575 человек.
Политическая полиция продолжала действовать по старинке, усиливая наружное наблюдение, проводя опросы дворников "о подозрительных личностях, в их домах проживающих", повальные обыски и аресты среди этих личностей.
Новая тактика антиправительственной борьбы вызывала в верхах панику, новые организационные формы революционного движения загоняли политическую полицию в тупик. С каждым дерзким покушением террористов очевидней становилась беспомощность органов сыска перед лицом сплочённой, строго законспирированной партии.
Политическая полиция всё более утрачивала контроль над ситуацией. Как "предупреждать преступления" при неосведомлённости о планах и личном составе тайной организации? Принять превентивные меры невозможно, остаётся лишь реагировать на свершившийся факт. Основным методом жандармов старой школы оставалось "систематическое наблюдение и последовательные аресты членов сообщества". Для освещения непроницаемой тьмы подполья нужна была внутренняя агентура.
Попытки распутать клубок противоречий, создающих столь бесперспективную ситуацию, предприняла "Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия" под руководством графа М.Т. Лорис-Меликова, которая была учреждена императором Александром II 12 февраля 1880 г. после очередного теракта (взрыв в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г.) "в твёрдом решении положить предел беспрерывно повторяющимся в последнее время покушениям дерзких злоумышленников поколебать в России государственный и общественный порядок".
В подчинение этому временному органу переходило и III отделение. Первоочередной задачей Комиссии её главный начальник объявлял "принятие решительных мер к подавлению возмутительных действий анархистов".
Орган этот задумывался в качестве чрезвычайно-административного, поскольку ему поручались и контроль, и непосредственное ведение всех уголовных дел по государственным преступлениям, находящимся в производстве по всей Империи, а также принятие мер обеспечения государственной безопасности, обязательных к исполнению всеми губернаторами и ведомствами. Главный Начальник Комиссии подчинялся непосредственно императору.
Прежде всего, необходимо было удостовериться в боеспособности армии политического сыска. Ревизия, предпринятая летом 1880 г. сенатором И.И. Шамшиным, привела к неутешительным выводам. Органам сыска нужно было дать возможность сконцентрировать усилия на борьбе с самой серьёзной угрозой, избавив от несвойственных им функций. Глубина проникновения в революционное подполье могла быть обеспечена только за счёт сужения круга полномочий "высшей полиции".
1 августа 1880 г. Лорис-Меликов подал на Высочайшее имя докладную записку о преобразовании полиции. 6 августа Указом о закрытии Верховной распорядительной комиссии упразднялось и III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии "с передачей дел оного в ведение Министерства внутренних дел". История полиции России. Краткий исторический очерк и основные документы: Учеб. пособие. - М., 1998
В составе последнего был создан Департамент государственной полиции (в 1883 году переименован в Департамент полиции), призванный сосредоточить все нити "политического розыска и наблюдения". Согласованность работы полиции тайной и явной должна была достигаться тем, что товарищ министра внутренних дел, на которого было возложено (с 1882 г.) руководство Департаментом, являлся также командиром Отдельного корпуса жандармов (шефом жандармов был сам министр).
Организационно Департамент Полиции состоял из семи делопроизводств, двух отделов и агентурной части.
Распорядительное делопроизводство вело кадровую работу.
Законодательное - ведало строительством полицейских органов по всей территории страны, предупреждением антиобщественного поведения обывателей (пьянства, нищенства, “разврата”).
Третье - занималось негласным сбором информации о гражданах, желающих поступить на государственную службу, а также о ведущих активную общественную деятельность. Кроме того, на него возлагался контроль за розыском преступников.
Четвертое - контролировало проведение дознаний по делам о государственных преступлениях.
Пятое - наблюдало за исполнением решений, принятых в отношении государственных преступников.
Шестое - наблюдало за производством и хранением взрывчатых веществ, контролировало соблюдение законов о винной монополии и евреях, регулировало отношения между предпринимателями и рабочими.
Седьмое - руководило деятельностью сыскных отделений Иванова Е.А. «Правовые основы организации и деятельности общей полиции России (XVIII - начало XX в.)». Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2003. .
Преемником функций ведомства А.Х. Бенкендорфа стали поначалу “Отделения по охранению порядка и общественного спокойствия”, существовавшие первоначально только в столицах и Варшаве (Санкт-Петербургское с 1866 г. и Московское с 1880 г.).
Этим учреждениям суждено было сыграть роль своеобразных лабораторий политического сыска, в которых возникали и отрабатывались приемы и методы работы, позволявшие не отставать от развития антиправительственной борьбы. Именно благодаря этим нововведениям удалось на некоторое время обуздать революционный террор.
После смерти Александра II аналогичные отделения создаются во всех крупных городах. Главной целью, ставящейся перед ними, являлись предупреждение и пресечение государственных преступлений посредством проведения гласных и негласных розыскных мероприятий. Под пристальным вниманием указанных органов оказались рабочее движение, учебные заведения, клубы, центры общественной жизни, собрания и демонстрации подданных империи.
Начальник отделения действовал под руководством градоначальника и Директора Департамента полиции. Первого он обязан был информировать обо всех предпринимаемых действиях, пусть даже по указанию Департамента; второй руководил оперативной работой отделения. Все без исключения мероприятия осуществлялись от имени градоначальника, обладавшего также единоличным правом назначения и увольнения чинов отделения.
Секретная агентура находилась в исключительном ведении начальника отделения. Тогда же в составе отделений появляется наружная служба (охранная агентура), в обязанность которой вменялось наблюдение за подозрительными лицами во время их перемещения по городу.
Если в результате оперативной деятельности отделение получало материалы, достаточные для проведения дознания, оно передавало их для дальнейшей разработки в губернские жандармские управления с обязательным продолжением самостоятельного розыска.
Данное разделение труда сохранялось и в будущем после трансформации “отделений по охранению...” (к тому времени революционеры уже закрепили за ними название “охранка”) в розыскные отделения: жандармерия - дознание по политическим делам, розыскные отделения - розыск по делам, находящимся в производстве жандармерии.
Организационно отделение включало в себя канцелярию, отделы наружного и внутреннего наблюдения. Но, несмотря на кажущееся несовершенство, розыскные отделения работали эффективно.
Особый отдел (организован в 1898 году) обобщал результаты перлюстрации писем, а также вел агентурную работу за пределами Империи. С образованием в России политических партий его подразделяют на два самостоятельных подразделения: первый отдел (сбор сведений о деятельности партий) и второй отдел (сбор сведений, касающихся общественных организаций). Мушкет И.И. Полиция в механизме Российского государства: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - СПб., 1997.
Заключение
Карательно-розыскной аппарат Российской империи, одной из центральных задач которого являлась борьба с революционным терроризмом, действовал в течение многих лет более или менее эффективно. Менялась политическая обстановка, эволюционировало антиправительственное движение, трансформировались структура и методы работы органов сыска.
Но, устраняя недовольных, политическая полиция не устраняла причины недовольства. Глобальное изменение внутриполитического курса не входило в компетенцию III отделения или Департамента полиции. Сохранялись и политико-экономические и социально-психологические факторы, вызывавшие постоянное воспроизведение такой формы политического протеста как терроризм.
Необходимость проведения радикальной реформы политической полиции во второй половине XIX века была обусловлена усилением революционного движения и увеличением количества случаев совершения уголовных преступлений.
Важнейшее место в исторической действительности России занимает пореформенный период, который был связан с кардинальной перестройкой полицейских учреждений. Полицейская реформа способствовала изменению организационно-правовых основ деятельности русской полиции. Они были направлены, прежде всего, на совершенствование комплектования, профессиональной подготовки, развитие преимуществ социального характера для чиновников полиции.
Полицейская функция являлась и является в большей степени вынужденной государственной мерой. Занятие ею всегда сопряжено с определенными трудностями, лишениями, необходимостью проявления лучших нравственных качеств, силы воли, преданности профессии. Несмотря на это, полицейская служба во многих государствах, в том числе и в России, считалась не престижной.
3. Демин В.А. Очерки истории органов внутренних дел Российского государства. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2001.
4. Иванова Е.А. Правовые основы организации и деятельности общей полиции России (XVIII - начало XX в.). - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2003.
5. История полиции дореволюционной России (Сборник документов и материалов по истории государства и права). - М., 1981.
6. История полиции России. Краткий исторический очерк и основные документы: Учеб. пособие. - М., 1998.
7. Курицын В.М. История полиции России. Краткий исторический очерк и основные документы. Учебное пособие. - М.: «Щит-М», 1998.
8. Лурье Ф. М. Полицейские и провокаторы: Политический сыск в России. 1649 - 1917. - М.: “ ИнКА ”, 1992.
9. Мупукаев Р.С. Полиция В России (IX - нач. XX вв.). - Н. Новгород, 1993.
10. Мушкет И.И. Полиция в механизме Российского государства - СПб., 1997.
11. Полиция и милиция России: страницы истории /А. В. Борисов, А. Н. Дугин, А.Я. Малыгин и др. - М, 1996.
12. Троицкий И.М. Ш отделение при Николае I. Лениздат, 1990.
13. Щербакова Е.И. Политическая полиция и политический терроризм в России (вторая половина XIX - начало XX вв.). - М.: АИРО-ХХ, 2001.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |