ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕИСПОЛЬЗУЕМОЙ ПРОГРАММЫ
2. ПОДГОТОВКА ФОТОГРАФИИ И РАБОЧЕГО ОКНА
3. ИЗУЧЕНИЕ ЦВЕТОВОЙ ГАММЫ СНИМКА
4. ПРИЕМ АВТОКОРРЕКЦИИ ЦВЕТОВОЙ ГАММЫ
5. ПРИЕМ РУЧНОЙ КОРРЕКЦИИ ЦВЕТОВ НАФОТОГРАФИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Использованиетехнических средств обучения является полезнейшим приемом для изучения учебногоматериала. Одним из главных преимуществ такого способа приобретения навыков и усвоениякакого-либо предмета является наглядность и удобство работы с материалом урока,а также ощутимое облегчение выполнения упражнений. ТСО представляют собой некийучебный материал в виде наглядной демонстрации по той или иной теме. В отличиеот обычных носителей информации, такие средства могут представлять собойразличные формы: от плакатов и моделей до электронных презентаций. Также вкачестве обучающего компонента для закрепления материала и проверки знаний, ТСОмогут включать в себя тесты, составленные по конкретной изучаемой теме.
Иллюстрации, применениеанимации и других мультимедийных средств непроизвольно вовлекает в процессузнавания нового материала, изучения темы. Почему, потому что в настоящее времяучебный процесс активно внимает в себя компьютеризированные или другиепривычные для современности способы получения информации. Вспомнить хотя бы связкуучебников, которую носили ученики во времена Союза. Теперь сложно – а иногда иневозможно — увидеть что-либо подобное с теперешними учениками и студентами.
В данной работе будетрассматриваться одна из возможностей всем известной программы для работы сфотографиями – больше, конечно, она знакома специалистам по этому мастерству,но часто и любители не прочь попробовать себя в качестве мастера фотоателье. Однойиз возможностей программы (и она часто подходит ко многим снимкам) являетсяцветовая коррекция фотографии. Иными словами – придание объектам картинки своихестественных цветов и оттенков. Это не значит, что большинство наших фотографийиспорченные, нет – это игра оптики, электроники и автоматического режима съемкицифровым фотоаппаратом.
В работе мы рассмотримдва варианта коррекции, сопровождаемые подробными иллюстрациями, а также рассмотримпрезентационный вариант ознакомления с данной операцией. Для закрепления знанийв работе имеется тест, который позволит вам оценить, насколько вы усвоилиматериал. Курс лекций технических средств обучений, программа разработки исоздания тестов, открытые источники сети Интернет, видеоуроки Игоря Ульмана, атакже сама программа «Photoshop»и средства MicrosoftOffice – вот по сути дела ивсе, что нам понадобится. Я забыл про ваше желание? Поверьте, оно появится ужескоро [1]!
1. КРАТКОЕОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ПРОГРАММЫ
Adobe Photoshop —графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems.Этот продукт является лидером рынка в области коммерческих средствредактирования растровых изображений, и наиболее известным продуктом фирмыAdobe. Часто эту программу называют просто Photoshop (Фотошоп). В настоящеевремя Photoshop доступен на платформах Mac OS X/Mac OS и Microsoft Windows.Ранние версии редактора были портированы под SGI IRIX, но официальная поддержкабыла прекращена, начиная с третьей версии продукта. Несмотря на то, чтоизначально программа была разработана как редактор изображений для полиграфии,в данное время она широко используется и в веб-дизайне. В более ранней версиибыла включена специальная программа для этих целей — Adobe ImageReady, котораябыла исключена из версии CS3 за счёт интеграции её функций в сам Photoshop, атакже включения в линейку программных продуктов Adobe Fireworks, перешедшего всобственность Adobe после приобретения компании Macromedia.
Photoshop тесно связанс другими программами для обработки медиафайлов, анимации и другого творчества.Совместно с такими программами, как Adobe ImageReady, Adobe Illustrator, AdobePremiere, Adobe After Effects и Adobe Encore DVD, он может использоваться длясоздания профессиональных DVD, обеспечивает средства нелинейного монтажа исоздания таких спецэффектов, как фоны, текстуры и т. д. для телевидения,кинематографа и всемирной паутины. Основной формат Photoshop, PSD, может бытьэкспортирован и импортирован всеми программными продуктами, перечисленнымивыше. Photoshop CS поддерживает создание меню для DVD. Photoshop CS3 в версииExtended поддерживает также работу с трёхмерными слоями. Последние версиипрограммы, пятая и четвертая, отличаются от предыдущих версий упрощенныминтерфейсом и дополнительным набором операций. Новые операции существенноповышают возможности работы [2].
2. ПОДГОТОВКАФОТОГРАФИИ И РАБОЧЕГО ОКНА/> />
Длятого, чтобы подготовить снимок к обработке, нам необходимо сначала такойразыскать. Это делается визуально путем перебора фотографий. Вы обязательнозаметите такую картинку, в которой что-то не то: не те цвета, например, траване естественная, телесный цвет красноват или, попросту говоря, снимок выглядитне так, если бы вы смотрели на него вживую. Бывает, что кажется снимок неплох,но при анализе выявляется обратное – коррекция все же нужна. Итак, фотографиянайдена. В качестве примера, выберем такую:
Рисунок 1 – исходнаяфотография.
Вот именно с этойфотографией мы и будем работать, используя ее в качестве примера. Вы будетеиспользовать свой снимок – это не страшно, принцип работы с изображениями прикоррекции цветов для всех фотографий одинаковый. Как видно, она вполне подходитдля «разбора полетов», где требуется вмешательство и внесение поправок в общийцветовой фон.
Теперь нужно запуститьнаш «Фотошоп». Делаем мы это путем запуска с ярлыка программы на рабочем столелибо панели задач, но можно и путем выбора ее путем: Пуск →Программы→Photoshop.В любом случае наша задача запустить программку. После запуска на экранепоявится рабочее пространство Фотошопа – в основном это серый фон с рабочимипанелями инструментов, которые находятся слева и панелью навигации, данных,слоев и цветовой палитрой справа. Панель меню находится сверху. Она нам инужна. В ней располагаются все основные задачи по обработке изображений, там мыи найдем свою – цветовую коррекцию. В Photoshopэто называется «уровни». Уровни цветов. Итак, мы запустили нашу программу. Еерабочее окно выглядит следующим образом:
/>
Рисунок 2 – рабочееокно программы «Photoshop»
Больше с нас в планеподготовки ничего не требуется. Осталось разместить нашу фотографию в окнеФотошопа. Делается это тремя способами:
1. Простоеперетаскивание снимка на пространство серого цвета.
2. При нажатиисочетания клавиш «Ctrl» + «O».
3. Путем выбора изменю программы: файл→ открыть, но тут мы ищем свою фотографию вкомпьютере и жмем кнопку «Открыть».
В конечном счете мыдобиваемся того, что наш снимок отображается в рабочем столе (пространстве)программы и можно приступать к работе. Все эти действия занимают не болееполуминуты и ничего сложного не предвещают.
Теперь перейдем кразделу, в котором я вам расскажу о теоретической составляющей цветовфотографий и – как в нашем случае – о причине некачественного и неестественногоотображения цветовых тонов на снимке. Не зная этой теории, бывает очень сложносообразить, что именно в фотографии нуждается в доработке. Поэтому этот моментдовольно важен.
3.ИЗУЧЕНИЕ ЦВЕТОВОЙ ГАММЫ СНИМКА
Помните телевизор и егокинескоп? Вам знакомы три основных цвета, с которыми он работает? Это красный,зеленый и синий цвета. Те же цвета тональности включает в себя наша картинка.Это ее уровневая основа (не окраска). В зависимости от достатка или недостаткатот либо иного цвета на картинке, ее тональность теряет естественность и становится(визуально) искаженной. При большом присутствии на снимке лишних красныхоттенков, например излишняя желтоватость или избыток оранжевого при съемкепейзажей или людей на закате говорит о том, что другие цвета – а мы знаем, чтовсех их три – не компенсируют красные оттенки. Их недостаточно [3].
В программе «Фотошопа»имеется режим, с помощью которого можно проанализировать этот момент. Режимпредставляет собой график, называемый «гистограммой» — некого непонятногорисунка, похожего на горы. График гистограмма выглядит так:
/> />
Рисунок3 – гистограмма
Гистограмму вашегоснимка вы можете изучить, нажав сочетание клавиш «Ctrl»+ «L» или выбрав из меню: Изображение→Коррекция→ Уровни. Кстати говоря, это и есть уровни наличия той или инойцветности. Напомню, их три: красная (Rили Red), зеленая (Gили Green) и синяя (Bили Blue). Основаниегистограммы является осью Х для трех видов тонов. Для любой фотографии их тожетри: светлые тона, серые и темные. Видите треугольники по бокам оси – два и ацентре – один? Это и есть бегунки регулировки этих тональностей. В правильномварианте гистограмма должна покрывать собой все основание (ось Х) и неоставлять пустых мест – ниточек графика – по бокам либо где-то еще. Это говорито том, что оттенки трех цветов (красного, зеленого и синего) распределеныравномерно. Гистограмма заполнила ось Х целиком. В нашем случае мы видим, чтопо бокам графика ось пустует. Это говорит о том, что фотография неестественныхтонов .
Надпись «RGB»- это обозначение общей тональности в целом (Red,Green, Blue).По отдельности каждую тональность – здесь они называются каналами – можноизучить, выбрав ее из списка. Там же, где надпись «RGB».На примере зеленого канала это выглядит так:
/> />
Рисунок4 – гистограмма; зеленый канал.
Наша задача просмотретькаждый из трех каналов и определить (мы это увидим), какой оттенок проблемный. Давайтерассмотрим оставшиеся два: красный и синий канал. Это выполняется аналогичнозеленому, но теперь мы выбираем из списка каналов красный и синий [3].
Что мы видим – большеепустое пространство на оси гистограммы имеет синий канал (см. Рисунок 5 иРисунок 6). Но это нам неважно. Почему, потому что такие проблемные местаимеются у каждого канала. Кстати говоря, график «RGB»отображает среднее значение этих изъянов для всех трех цветов в общем.
Теперь рассмотримспособы, как привести нашу фотографию в порядок и придать ей красивый вид. Приработе с графиком их два: автоматический (для лентяев) и ручной (для тех, ктоими не является). В следующей главе рассмотрим для начала автоматический способкоррекции.
/> />
Рисунок5 – красный канал.
/>
Рисунок 6 – синийканал.
4. ПРИЕМАВТОКОРРЕКЦИИ ЦВЕТОВОЙ ГАММЫ
Этот прием несложный ипримитивен. «Photoshop» самавтоматически растягивает график гистограммы на всю длину оси Х, при этом(заметьте, что сдвинулись бегунки) наши «горы» сместились своим началом кбелому и черному треугольникам по бокам. О них мы говорили раньше. Коррекцияидет, исходя из ближайшего начала прорисовки графика. Бегунки должны стоятьименно там. Но часто программа ошибается, ведь бывает, что самая высокая (частотонкая) горочка стоит вдалеке от основного графика и вместо того, чтобыподвинуться своей большей частью к бегунку, график двигается самым ближайшимсвоим началом. Тогда коррекция может быть неточной, а иногда и вообще на снимкене наблюдаться. Для автоматической регулировки гистограммы просто нажмитекнопку «Авто» в окошке уровней. Результат автоматики выглядит так:
/>
Рисунок 7 –автоматическая коррекция уровней
Недостатком зачастуювыступают эти белые полосы на графике – это означает потерю информации о цветеи, соответственно, ошибку в регулировке цветовой гаммы. Но это не значит, чтофотография испорчена. На примере нашего снимка при применении автоматическогорежима, мы видим, что в целом результат не плохой и оттенки более-менееприобрели свою естественность. Небо стало синее, белый цвет собора более чистыми в целом снимок смотрится как запечатленный днем, а не на закате, каким онвыглядел раньше. По сути дела фотография сделана как раз днем. При яркомосвещении. Взгляните на снимки до и после обработки:
/>
Рисунок 8 – дообработки.
/> />
Рисунок9 – после обработки.
5. ПРИЕМ РУЧНОЙКОРРЕКЦИИ ЦВЕТОВ НА ФОТОГРАФИИ
Прием ручной коррекции,если можно так выразиться – способ творческий, потому что исправлениепроисходит не в автоматическом режиме, а на усмотрение пользователя. Суть егозаключается в следующем. Все то, что делала программа «Photoshop»сама (анализ диаграммы уровней и передвижение бегунков) мы будем делать сами.Для этого нам опять-таки понадобится диаграмма. Напомню, что она включаетсяпутем нажатия сочетания клавиш «Ctrl»+ «L» или просто, выбрав из меню:Изображение→ Коррекция→ Уровни. Опять же обращаем внимание наоснование диаграммы:/> />
Рисунок10 – бегунки оси Х диаграммы уровней.
В предыдущих главах мыизучили, что обозначают белый, серый и черные бегунки. Наша задача состоит втом, чтобы сместить каждый из двух крайних бегунков как можно ближе к началупрорисовки диаграммы, то есть тому месту, где начинают «вырастать» наши «горы».В случае, если в перемещении нуждается один из них, то передвигаем его.Удерживая нажатой левую клавишу мыши, тянем бегунки на свои места. Это продемонстрированона рисунке:
/>
Рисунок 11 –перемещение бегунков по оси вручную.
Заметьте, что операцияпроделывается в цветовом пространстве «RGB».Данный способ применяется и для каждого канала по отдельности. Поэтому, отменивпредыдущее действие (сочетание клавиш «Ctrl»+ «Z»), попробуйте проделать ту жеоперацию с каждым из них. Как переключаться между ними, мы рассматривали ранее,когда изучали анализ цветовой гаммы снимка (рисунки 4, 5 и 6). По окончаниюкоррекции всех трех цветовых пространств нажимаем кнопку «Да». Снимокотредактирован! Но есть другой способ ручной коррекции. Более простой и болеебыстрый. Для этого обратите внимание на иконки пипеток в правой нижней частиокошка «Уровни».
/>
Рисунок 12 – «пипетки».
Три эти иконки говорятсами за себя, а именно – захват (взятие пробы) определенного оттенка. Длякаждой пипетки свой: первая для самых темных тонов, вторая – средних (серых) итретья – светлых. Выбирая каждую из них, мы ищем на фотографии наиболееподходящий для нее оттенок. Нажмем на первую пипетку, а на снимке кликнем посамому затемненному (самому темному) месту. Аналогично и с двумя оставшимися.Тем самым мы задаем программе ориентир по трем тонам, по которым онакорректирует тональность изображения [3].
Поздравляю, теперь выизучили все три способа исправления цвета!
/>
Рисунок 14 – результатиспользования «пипеток».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
/>В ходе выполнения данной работы вы научилисьанализировать свои фотографии на наличие цветовых изъянов. Это, к слову, незначит, что нужно поправлять каждый свой снимок – никакие снимки не являютсятетрадью для рисования. Вы также познакомились с программой обработкиизображений и фотографий «Photoshop».И также вы узнали основные способы исправления проблемных снимков. Какойиспользовать – это на ваше усмотрение, будь то автоматический либо один изручных методов корректировки.
Основной иллюстрацией,использовавшейся в данной работе послужила фотография собора в г.Витебске,которая была сделана днем при ясном и ярком солнечном освещении. Что попадет вобъектив вашей камеры – решать вам. Навыки, приобретенные при изучении даннойработы и выполнения операций, которые в ней описываются, помогут вам в будущем.Ведь вдруг выпадет возможность похвалиться перед друзьями поездкой на отдых, ана фотографиях будет присутствовать такие яркие и естественные краски! Разве нездорово?
Данное пособиеориентировано преимущественно на начинающего фотографа, любителя или простогопользователя. Текст составлен как в разговорном, так и в научном стиле. Длячего, для того, чтобы содержание было понятно каждому и каждый получилвозможность приобрести навык. Навык обработки фотографий и в данном случае –цветовой коррекции фотоснимков средствами «Photoshop».Использование соответствующих источников: снимков, сети Интернет, видеоуроковИгоря Ульмана (в качестве основной идеи работы) и средств MSOffice для вас и былоразработано данное пособие.
Использованиетехнических средств обучения является полезнейшим приемом для изучения учебногоматериала. Одним из главных преимуществ такого способа приобретения навыков иусвоения какого-либо предмета является наглядность и удобство работы сматериалом урока, а также ощутимое облегчение выполнения упражнений. Пособиеявляется одним из технических средств обучения и содержит в себе какдидактический материал так и презентацию, которая прекрасно подойдет длявыступления, например, на занятиях по обучению фотографов. И для закреплениятемы работы, проверки усвоения материала и формирования умений и навыков потеме, к работе прилагается тест.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1. Пиз, А. Искусствоэффективной коммуникации / А. и Б.Пиз. – М.: Эксмо, 2010. – 144с.
2. http://ru.wikipedia.org
3. http://www.compartstudio.com