Реферат по предмету "Экономика"


Структура цены. Акцизы, их сущность и порядок исчисления

Контрольная работа поЦенообразованию
на тему: «Структура цены. Акцизы –их сущность и порядок исчисления»


Введение
Важная рольцен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всехэкономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результатыдеятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, идомашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективностьвнешнеэкономической деятельности.
Особенновелика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основнымрегулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений.Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодарякоторому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка. Поэтомуовладение современной методологией ценообразования с учетом российскихособенностей является неотъемлемым элементом формирования квалифицированныхспециалистов в области экономики и управления.
Формированиецен, отвечающих требованиям рыночной экономики, связано с аккумулированиемсовременных знаний экономики, бухгалтерского учета, финансового менеджмента,маркетинга, налогового и таможенного законодательств.
Становлениерыночной системы в России определяет динамичный, развивающийся характернормативно-правовой базы, влияющей на ценообразование. Это вызываетнеобходимость отслеживания законов РФ, указов Президента, постановленийПравительства, инструкций Государственной налоговой службы РФ и иных ведомствпо формированию свободных и регулируемых цен, налогообложению, таможенномурегулированию и другим вопросам, связанным с ценообразованием.
Цена – многофункциональноеэкономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечетза собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политическиепоследствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, вглубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано всеобщество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.
Цена – суммаденег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.
В даннойконтрольной работе будут рассмотрены такие важные и актуальные вопросы нетолько в теории ценообразования, но и в практической предпринимательскойдеятельности, как «Структура цены» и «Акцизы».

1.Сущность структуры цены
1.1Понятие структуры цены
 
Использованиецен в качестве одного из эффективных стимулов развития производства неразрывносвязанно с установлением экономически обоснованной их структуры. Структура ценыэто удельный вес отдельных элементов в составе цены, выраженный в процентах илидолях единиц. Формула, отражающая основные элементы структуры цены:
Цена =полная себестоимость + прибыль + налоги +наценки.
В твердойцене элементы устанавливаются нормативно, а в свободной и регулируемой подвоздействием ряда факторов (конъюнктура рынка, состояние предприятия,государственное регулирование).
Структура ценызависит от каналов движения товара и особенностей налогообложения деятельности,связанной с его производством и реализацией.
Приформировании цены в нее включаются: себестоимость продукции и доходпроизводителя, доход оптовика, доход розничного продавца и потоварные налоги. Внастоящее время в России существует три вида потоварных налогов, выделяемых всоставе цены: акциз, налог на добавленную стоимость (НДС) и налог с продаж.
Структурнымэлементом цены всегда является прибыль от продаж, независимо от юридическойформы хозяйствующего субъекта.
Структурацены различна в оптовых продажах предприятий, в оптовой и розничной торговле.Это три основных типа структуры цены. Определенными особенностями обладаетструктура сметной стоимости строительства, которая выступает в подрядных торгахв качестве цены проектируемого объекта.
Цена оптовыхпродаж торгующих организаций имеют сходство и с ценами оптовых продажпредприятий-производителей, и с розничными ценами. Цены продаж предприятий ицены продаж оптовых торгующих организаций относятся к классу оптовых цен, т. к.формируются на оптовом рынке. Товары, реализуемые по оптовым ценам, реализуютсякрупными партиями и предназначаются для профессионального использования, т.е.для перепродажи или производственного потребления. Принципиальное экономическоеотличие между любыми оптовыми ценами с одной стороны, и потребительскими(розничными), – с другой, состоит в том, что оптовые цены отражают стоимостьэкономических ресурсов, находящихся в обороте, а розничные цены отражаютстоимость, которая в данном текущем периоде угасает в процессе личного потребления.
Оптовые ценыпродаж торгующих организаций и розничные цены имеют сходство в структуре цены.И те, и другие цены распадаются на две части: возмещение покупной цены иторговую наценку.
Розничныецены базируются на оптовых ценах торговли, включая их в свой состав, а те, всвою очередь, включают цены предприятий-производителей.
Структурацены предприятия-изготовителя имеет три элемента: затраты предприятия, прибыль,налоги с оборота (НДС, акцизы). Последний элемент для предприятия тожезатратный. Таким образом экономических элементов только два: затраты и прибыль.Состав цены в розничной торговле одинаков с составом цены в оптовой торговле почислу и сущности элементов (покупная цена, торговая наценка), но структурарозничной цены (соотношение отдельных элементов) отличается от структуры ценыреализации оптовой торговли более высоким удельным весом покупной цены.
Этообъясняется следующим: подобно тому, как покупная цена оптовой торговливозмещает стоимость производства товара в сумме с торговой наценкой оптовойторговли. Прибыль предприятия-производителя, НДС и акцизы, уплаченные им,становятся затратами для организации оптовой торговли, а прибыль и налогиоптовой торговли становятся затратами для розничной торговли. Цена розничнойторговли – заключительная, она воспринимает как эстафету все предшествующиезатраты и доходы, добавляя свою наценку, в т.ч. свои затраты, свои налоги исвою прибыль.
 
1.2 Структурацен в различных сферах жизнедеятельности
Структура ценна строительную продукцию различна для договоров подряда со сметной стоимостьюи договоров на проведение строительно-монтажных или ремонтных работ. Сметнаястоимость включает, кроме стоимости строительно-монтажных работ, стоимостькомплексного оборудования, инвентаря и мебели, а стоимость строительно-монтажныхи ремонтных работ включает обычные затраты (материальные, затраты на оплатутруда, отчисления на социальные нужды, амортизацию и т.д.) и прибыль.
Независимо отспособа выполнения работ – подрядным или хозяйственным способом – при сдаче объектовстроительства или по завершении строительно-ремонтных работ начисляется иуплачивается НДС, по общему правилу: с зачетом НДС по приобретеннымматериальным ценностям. Строительство, выполняемое хозяйственным способомвсегда имеет в своей структуре цены НДС, но может не иметь прибыли.
Сметнаястоимость строительства, выполняемого по строительному подряду, имеет следующуюструктуру:
v Строительныеработы;
v Работыпо монтажу оборудования;
v Затратына приобретение (изготовление) основного и вспомогательного технологическогооборудования, мебели и инвентаря;
v Прочиезатраты (проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы, подготовкаэксплуатационных кадров, содержание службы заказчика-застройщика).
В практикеучета деятельности строительных организаций строительные и монтажные работыобъединяются в одну позицию и соотносятся с одним объектом. Это – единичнаясметная стоимость работ.
Структураединичной сметной стоимости работ содержит следующие элементы:
v Прямыезатраты;
v Накладныерасходы;
v Сметнаяприбыль.
Накладныерасходы в строительстве являются аналогом коммерческих и управленческихрасходов в промышленности. Прямые затраты и накладные расходы образуютэкономическую себестоимость (издержки). Сметная прибыль представляет собойгарантированную прибыль. В этом состоит отличие соотношения цены, затрат иприбыли в строительстве по смете от других видов деятельности и отстроительства под ключ. Риск в сметной стоимости минимизирован.
Налогом надобавленную стоимость в строительстве облагаются выполненные и оплаченныезаказчиком строительно-монтажные и ремонтные работы. От налога на добавленнуюстоимость освобождается жилищное строительство.
Рентабельностьизмеряется в строительстве по показателям строительно-монтажных и ремонтныхработ: сметная прибыль относится к сумме прямых и накладных затрат.
Структуратарифов транспорта соответствует общей схеме: затраты, прибыль, НДС.
Структура тарифовна жилищно-коммунальные услуги имеет особенности, которые обусловлены двумяфакторами. Во-первых, эта группа услуг относится к группе услуг особойсоциальной значимости и поэтому тарифы на них регулируются государством в целяхдоступности этих услуг особой социальной значимости и поэтому штрафы на нихрегулируются государством в целях доступности этих услуг. Во-вторых, даннаяотрасль, являясь убыточной, движется в направлении превращенияжилищно-коммунальных услуг в нормальные рыночные услуги.
Структуратарифов на жилищно-коммунальные услуги в настоящее время имеет иррациональнуюформулу. Если цена любых рыночных услуг должна распадаться на два элемента:издержки и прибыль, то в жилищно-коммунальном хозяйстве, кроме цены (тарифа)участвует в покрытии издержек еще один элемент – бюджетные дотации, но всеравно имеет место быть убыток. Оплата услуг жилищно-коммунального хозяйствасоставляет около 40% затрат на их оказание.
Кромежилищно-коммунального хозяйства, убыточны сельское хозяйство, автомобильный иавиационный транспорт. Низкую рентабельность имеет угольная и легкаяпромышленность.
Убыточность,низкая рентабельность означают, что в цене отсутствует составляющая,предназначенная для восстановления производственного потенциала. Основныесредства, таким образом, изнашиваются до критических параметров, но невозобновляются.
Убыточностьсельского хозяйства имеет место, несмотря на рост цен хозяйств-производителей.Основная причина этого явления заключается в очередных «ножницах цен» напромышленную и сельскохозяйственную продукцию: рост цен на нефтетопливо длясельского хозяйства, на машины и минеральные удобрения обгоняет рост закупочныхцен на сельскохозяйственную продукцию. Играет роль и сезонностьсельскохозяйственного производства. Продав продукцию собранного урожая осенью,хозяйства до нового урожая следующего года живут за счет осенней выручки,которая обесценивается под влиянием инфляции.
Убыточныеотрасли экономики могут быть поддержаны государством не столько путем прямыхдотаций, сколько посредством совершенствования законодательства, стабильностикурса экономической политики, приверженности к определенным экономическимприоритетам.

2. Акцизы.Понятие, субъекты и объекты уплаты акцизов. Сроки уплаты акцизов
Акцизы – этовид косвенного или дополнительного налога на товары или услуги, включаемого вцену или тариф.
Акцизыустанавливаются с целью изъятия в доход бюджета полученной сверхприбыли от производствавысокорентабельной продукции и создания примерно одинаковых экономическихусловий хозяйственной деятельности для всех предприятий.
Акцизыустанавливаются также на импортные товары с целью защиты национального потребительскогорынка.
Следуетотметить специфические черты, присущие акцизам и отличающие их от НДС: объектомобложения акцизами является оборот по реализации только товаров, переченькоторых ограничен лишь несколькими наименованиями. Иными словами, акцизами необлагаются работы и услуги, являющиеся объектом обложения налогом надобавленную стоимость; если НДС возникает и уплачивается на всех стадияхпроизводства и обращения товаров, то акцизы функционируют только в сферепроизводства. Исключением из этого правила являются акцизы по товарам, ввозимымна территорию России, поскольку плательщиками акцизов в данном случае являютсяорганизации, закупившие подакцизные товары, в том числе и для их дальнейшейперепродажи.
Посредствомакцизов в государственный бюджет изымается часть стоимости (цены) товара,которая не обусловлена ни эффективностью его производства, ни потребительскимисвойствами, а является следствием особых условий его производства и продажи.Если бы эта часть цены не изымалась в бюджет, то предприятия – изготовителиданной продукции получали бы незаслуженно высокую прибыль и были бы поставленыв неравные, предпочтительные по сравнению с другими предприятиями условия. Так,розничные цены на винно-водочные изделия установлены на таком уровне, что еслибы не было акциза, то рентабельность предприятий-изготовителей измерялась бысотнями процентов. Это относится также к табачным и другим подакцизным товарам.
Акциз в узкомзначении – это так называемый выборочный акциз, который распространяется на определенныйперечень товаров массового спроса (соль, сахар, спички) и предметов роскоши.Размер акциза по многим видам товаров достигает 1/2, а иногда – 2/3 их цены.
Акциз вшироком значении – это универсальный косвенный налог, который имеет общиехарактеристики с налогом с продаж и налогом на добавленную стоимость.
Акцизыустанавливаются в процентах от отпускной цены товаров, реализуемыхпредприятиями-производителями. Они устанавливаются, как правило навысокорентабельные товары для изъятия в доход государства полученнойпроизводителями сверхприбыли.
Акцизы всовременной России были введены Законом РФ от 6 декабря 1991 г. «Обакцизах» (с последующими редакциями) и Инструкцией от 10 мая 2000 г. №61«О порядке исчисления и уплаты акцизов». В настоящее время данныенормативно-правовые акты утратили свою силу с 1 января 2001 года в связи свведением в действие главы 22 части второй Налогового кодекса РФ.
Подакцизныетовары.
Акцизамиоблагаются следующие товары (продукция): спирт этиловый из всех видов сырья (заисключением спирта коньячного, спирта-сырца и спирта денатурированного),спиртосодержащая продукция (за исключением денатурированной), алкогольнаяпродукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, винонатуральное, вино специальное и иная пищевая продукция с содержанием этиловогоспирта более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции, заисключением вино материалов), пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть,включая стабилизированный газовый конденсат, бензин автомобильный, легковыеавтомобили (за исключением автомобилей с ручным управлением, в том числеввозимых на территорию Российской Федерации, реализуемых инвалидам в порядке,определяемом Правительством Российской Федерации), а также отдельные видыминерального сырья в соответствии с перечнем, утверждаемым ПравительствомРоссийской Федерации.
Не облагаютсяакцизами:
v коньячныйспирт, спирт–сырец и вино–материалы, не облагаемые акцизами, должныпроизводится по государственным стандартам и техническим условиям,
v спиртосодержащиелекарственные, лечебно–профилактические, диагностические средства, зарегистрированныеуполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенные вГосударственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения,а также средств, изготавливаемых аптечными учреждениями по индивидуальнымрецептам, включая гомеопатические препараты.
v спиртосодержащиепрепараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию вуполномоченном государственном органе;
v парфюмерно–косметическаяпродукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченном федеральноморгане исполнительной власти.
v спиртосодержащиеотходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья,водок, ликера–водочных изделий и подлежащие дальнейшей переработке, прошедшиегосударственную регистрацию в уполномоченном органе исполнительной власти.
v ювелирныеизделия (кроме обручальных колец), являющиеся предметами культа и религиозногоназначения, предназначенные для использования в храмах, при священнодействии ибогослужении.
Плательщикамиакцизовявляются:
1.      Поподакцизным товарам, производимым на территории РФ (в том числе издавальческого сырья), – производящие и реализующие их предприятия, являющиесяюридическими лицами:
v учрежденияи организации – юридические лица, их филиалы и другие обособленныеподразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, иностранныеюридические лица, международные организации,
v иностранныеорганизации, не имеющие статуса юридического лица.
v международныепредприятия.
v индивидуальныепредприниматели.
2. Поподакцизным товарам, используемым для производства товаров, не облагаемыхакцизами, и (или) для собственных нужд – производящие их организации.
3.      Поподакцизным товарам, производимым за пределами территории РФ из давальческогосырья, принадлежащего организациям, подлежащим регистрации в качественалогоплательщиков в РФ, – собственники давальческого сырья.
4.      Организации,осуществляющие первичную реализацию (в том числе на переработку) конфискованныхи бесхозных подакцизных товаров, от которых прошел отказ в пользу государства(за исключением таких товаров, подлежащих промышленной переработки подконтролем таможенных и налоговых органов)
5.Организации, осуществляющие первичную реализацию подакцизных товаров, ввезенныхв РФ без таможенного оформления (при наличии соглашений о едином таможенномпространстве с другими государствами).
Ставкиакцизов бывают двух видов: адвалорные и твердые (специфические).
Твердыеставки устанавливаются в рублях за единицу измерения.
Адвалорныеставки устанавливаются в процентах к стоимости товаров, исчисленных в отпускныхценах без учета акцизов.
Табл. Виды подакцизных товаров Налоговая ставка (в процентах и (или) в рублях и копейках за единицу измерения) Спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) 21 руб. 50 коп. за 1 литр безводного спирта этилового Алкогольная продукция с объемной долей спирта этилового свыше 25% (за исключением вин) и спиртосодержащая 159 руб. 00 коп. за 1 литр безводного спирта этилового, содержащегося в подакцизных продукция товарах Алкогольная продукция с объемной долей спирта этилового свыше 9 и до 25% включительно (за исключением вин) 118 руб. 00 коп. за 1 литр безводного спирта этилового, содержащегося в подакцизных товарах Алкогольная продукция с объемной долей спирта этилового до 9% включительно (за исключением вин) 83 руб. 00 коп. за 1 литр безводного спирта этилового, содержащегося в подакцизных товарах Вина (за исключением натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих) 112 руб. 00 коп. за 1 литр безводного спирта этилового, содержащегося в подакцизных товарах Вина натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих) 2 руб. 20 коп. за 1 литр Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие 10 руб. 50 коп. за 1 литр Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового до 0,5% включительно 0 руб. 00 коп. за 1 литр Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 и до 8,6% включительно 1 руб. 91 коп. за 1 литр Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6% 6 руб. 85 коп. за 1 литр Табак трубочный 676 руб. 00 коп. за 1 кг Табак курительный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции 277 руб. 00 коп. за 1 кг Сигары 16 руб. 35 коп. за 1 штуку Сигариллы 200 руб. 00 коп. за 1 000 штук Сигареты с фильтром 78 руб. 00 коп. за 1 000 штук + 8 процентов, но не менее 25% от отпускной цены (от суммы, полученной в результате сложения таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины) Сигареты без фильтра, папиросы 35 руб. 00 коп. за 1 000 штук + 8 процентов, но не менее 25% от отпускной цены (от суммы, полученной в результате сложения таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины) Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно 0 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно 16 руб. 50 коп. за 0,75 кВт (1 л.с.) Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) 167 руб. 00 коп. за 0,75 кВт (1 л.с.) Автомобильный бензин с октановым числом до «80» включительно 2 657 руб. 00 коп. за 1 тонну Автомобильный бензин с иными октановыми числами 3 629 руб. 00 коп. за 1 тонну Дизельное топливо 1 080 руб. 00 коп. за 1 тонну Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей 2 951 руб. 00 коп. за 1 тонну Прямогонный бензин 2 657 руб. 00 коп. за 1 тонну
Объектыналогообложения зависят от того, какая используется ставка акциза. Объектомналогообложения являются:
1. Товары,производимые на территории РФ:
v дляорганизаций, производящих и реализующих подакцизные товары, на которыеустановлены адвалорные (в процентах) ставки акцизов, за исключением подакцизныхтоваров из давальческого сырья, а также для организаций, использующихпроизведенные подакцизные товары для производства товаров, определяемая, исходяиз отпускных цен без учета акциза;
v дляорганизаций, производящих подакцизные товары из давальческого сырья; дляорганизаций, осуществляющих первичную реализацию конфискованных и бесхозяйныхподакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства (заисключением таких товаров, которые подлежат промышленной переработке подконтролем таможенных и налоговых органов),
v товары,которые ввезены на территорию РФ без таможенного оформления (при наличиисоглашений о едином таможенном пространстве с другими государствами) и на которыеустановлены адвалорные (в процентах) ставки акцизов, – стоимость этих товаров,определяемая, исходя из применяемых в данной организации максимальных цен безучета акциза на аналогичные товары собственного производства на момент передачиподакцизных товаров, а при их отсутствии – исходя из рыночных цен без учетаакциза, сложившихся в данном регионе на аналогичные товары в предыдущемотчетном периоде.
2.      Поподакцизных товарам, на которые установлены адвалорные ставки акцизов и которыепроизводятся за пределами территории РФ из давальческого сырья, принадлежащегоорганизациям в качестве налогоплательщиков в РФ, – стоимость реализуемыхподакцизных товаров, определяемая, исходя из отпускных цен без учета акциза.
3.      Поподакцизным товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставкиакцизов (в абсолютной сумме на единицу обложения), для всех организаций,включая организации, производящие и реализующие (отгружающие, передающие) подакцизныетовары из давальческого сырья, – объём реализованных подакцизных товаров в натуральномвыражении.
Сроки уплатыакцизов установлены следующие:
1. До 30-гочисла месяца, следующего за отчетным – по подакцизным товарам, реализованным с2-го по 15-е число отчетного числа
2. До 15-гочисла второго месяца, следящего за отчетным, по подакцизным товарам,реализованных с 16-го по последнее число отчетного месяца.
Два раза вмесяц (16-го числа отчетного месяца и 1-го числа месяца, следующего заотчетным) налогоплательщики должны предоставить в налоговую инспекцию сведенияоб отгрузке подакцизных товаров, необходимые для расчета и платы акцизов.
Если прирасчете акциза разность между суммой акциза, полученной от покупателей, исуммой акциза, уплаченного по подакцизным товарам, использованным в качествесырья, включая давальческое, для производства подакцизных товаров, получиласьотрицательной или нулевой, то налогоплательщик должен предоставить в налоговыйорган декларацию до 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Заключение
Итак, япопытался осветить все аспекты такой важной и, безусловно, актуальной темы, как«Структура цены. Акцизы – их сущность и порядок исчисления». В этой работе былизатронуты такие вопросы как «Сущность структуры цены» и «Акцизы. Понятие,субъекты и объекты уплаты акцизов. Сроки уплаты акцизов». Что-то я уже знал изпредставленного материала, а с чем-то я столкнулся впервые. В заключениехочется добавить, что без знаний основ ценообразования, в общем, и структурыцены и тем более понятия акцизов в частности, невозможно экономически грамотновести коммерческую деятельность предприятия любой организационно-правовой формысобственности.

Списокиспользуемой литературы
1.  М.С. Абрютина«Ценообразование в рыночной экономике» М. «Дело и сервис» 2002
2.  И.К. Салимжанов«Ценообразование и налогообложение» М. «Кнорус» 2002
3.  И.К. Салимжанов«Цены и ценообразование» М. «Финстатинформ» 2001
4.  П.Н. Шуляк«Ценообразование» М. «Дашков и К0» 2003


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.