Глава1. Изучая карту дорог
Когдавы начнете свободно ориентироваться в 3ds max,перед вами откроется удивительный мир. С помощью только одной этой программыможно создавать любые эффекты для «крутых» голливудских фильмов ителепередач. Но все начинается с основ трехмерной графики, и эта книга проведетвас через все этапы познания 3ds max.Итак, пристегните ремни безопасности и приготовьтесь к большому приключению!
Преждечем приступить к созданию трехмерных сцен в 3ds max,необходимо научиться обращаться с пользовательским графическим интерфейсомэтого пакета.
Графическийинтерфейс появляется после запуска 3ds max,и на первый взгляд может показаться чрезвычайно сложным. Но не стоитбеспокоиться. На самом деле он не так уж и страшен. Пользовательскийграфический интерфейс — это интерактивное окно в мир 3ds max.Он содержит все инструменты и команды, необходимые для того, чтобы воплощать вжизнь ваши трехмерные творения.
Вглавах части I данной книги показано, где расположены элементы управления 3ds max,и как работать с меню. Также будут даны некоторые важные определения и сделанобзор специфических инструментов и элементов управления.
Можнос уверенностью сказать, что многие признанные художники, жившие несколько вековназад, будь они живы сегодня, не упустили бы возможности воспользоватьсясредствами, предоставляемыми программами трехмерного моделирования. Толькоподумайте об этом.
Впрошлом художники были ограничены двухмерным холстом, на котором можно былотолько имитировать трехмерное изображение с помощью оттенков, теней иперспективы. Теперь же у них появилась бы возможность войти внутрь«холста» и с помощью камеры взглянуть на свое произведение под любымуглом в трехмерном пространстве. После создания двухмерной картины изображениеостается в том виде, в котором оно было задумано и отображено. При работе втрехмерном пространстве все обстоит иначе.
Послетого как все объекты размещены на своих позициях, произведены вычисления ивременные установки для источников света и текстур, можно свободно перемещатьсяпо трехмерной сцене, рассматривая ее под любым углом. Какая бы то ни былотрадиционная двухмерная картина является «однокадровым»произведением, в то время как для трехмерных композиций можно получитьбесконечное количество иллюстративных кадров.
Допоявления фильмов художники ограничивались изображением только одного моментадвижения из ряда возможных, но теперь они могут создавать последовательностидвижений, позволяющих «оживить» все элементы изображения.
Движениев трехмерном пространстве — это четырехмерное действие (четвертому измерениюсоответствует время).
Спомощью современного сверхскоростного компьютерного аппаратного обеспечения иновейших программных средств мечты художника могут перенестись в трехмерноепространство и ожить.
Длятого чтобы запустить 3ds max,выполните следующие действия.
1.Включите компьютер и найдите пиктограмму 3ds max.
Этапиктограмма расположена в каталоге, в котором установлен пакет 3ds max.Также ее копия может находиться на Рабочем столе Windows.
2.Дважды щелкните мышью на этой пиктограмме.
Послезагрузки программы, на которую уйдет несколько секунд, на экране появится 3ds max(рис.1.1).
/>
Рис.1.1. Программа 3ds max открыта исмотрит прямо на вас
Инструменты3ds max
Того,кто когда-либо использовал гаечный ключ в качестве молотка или пыталсязакрутить шуруп с помощью вилки вместо отвертки, можно назвать по меньшей мереиспытателем инструментов, Развитие технологий привело к разработке достаточноширокого набора инструментов, каждый их которых предназначен для конкретнойцели.
Инструментыи команды 3ds max также используются длявыполнения конкретных операций, и поэтому необходимо знать, где онирасположены, и иметь некоторое представление о том, для чего они предназначены.
Такаязадача несколько сложнее, чем просто махать молотком, потому что подобных«молотков» в 3ds maxочень много, причем каждый из них разработан для выполнения конкретной задачи.Специфика использования инструментов будет рассмотрена в последующих главах.
Размещениеинструментов и меню
Преждечем использовать какой-либо инструмент 3ds max,необходимо запомнить, где он находится. В верхней части окна 3ds maxрасположена строка меню программы и набор панелей инструментов.
Длятого чтобы закрыть меню, просто щелкните мышью в любой части экрана. Можносравнить строку меню 3ds maxс набором обычных меню, которые приносят к столику в ресторане: каждому из нихсоответствует отдельная классификация восхитительных блюд: мясные, салаты,мучные, деликатесы из насекомых — все возможные варианты для удовлетворениятрехмерного аппетита.
Послещелчка левой кнопкой мыши меню остается открытым до тех пор, пока не будетзакрыто. После открытия меню можно переместить указатель мыши к одному изпунктов и еще раз щелкнуть левой кнопкой. Это действие называется выборомпункта меню. Выбор различных пунктов в различных меню инициирует различныедействия. Команды, которые используются в этой книге для указания определенногодействия, соответствующего определенному пункту меню, записываются в следующемвиде: выберите пункт меню ААА => ВВВ. Элементу AAA соответствует названиеменю, а элементу ВВВ — пункт в этом меню.
Например,выражение «выберите пункт меню File=> Export» означаетследующее: «щелкните левой кнопкой мыши на элементе Fileв строке меню, а затем — в открывшемся меню на пункте Exportдля вызова команды экспортирования».
Такойспособ записи удобен и стал стандартным для документации, поставляемой спрограммными продуктами, и книг, так как без лишних слов указывает наопределенную последовательность действий.
Работас инструментами
Доступк различным инструментам 3ds maxможно получить с помощью выбора пунктов меню, нажатия специальных комбинацийклавиш на клавиатуре или щелчка на соответствующей кнопке панели инструментов.Проще всего для доступа к инструментам использовать панели инструментов. Вследующем разделе рассматриваются методы доступа к тем инструментам, которые,скорее всего, будут использоваться чаще других.
Панельвкладок
Еслия скажу, что мне нравится панель вкладок (Tab Panel), то вы, вероятно,подумаете, что я провел немало часов за компьютером — и это действительно так.
Еслищелкнуть на какой-либо вкладке, то появится полный набор инструментов,соответствующих выбранной вкладке. Более подробно каждый их этих наборов будетрассмотрен в последующих главах.
Количествовариантов может выглядеть впечатляюще, однако по завершении изучения этой книгииспользование перечисленных выше инструментов не будет вызывать у вас никакихзатруднений. На данном этапе не волнуйтесь о деталях. Среди профессиональныхпрограммных пакетов трехмерного моделирования 3ds maxвыделяется одним из самых удобных пользовательских интерфейсов и нагляднымдизайном.
Вэтом случае можно прокручивать панель инструментов влево или вправо. Для этогонеобходимо щелкнуть левой кнопкой мыши на любом свободном месте панелиинструментов (над ним указатель мыши превращается в изображение руки) иперетащить эту позицию влево или вправо.
Кнопкиосновной панели инструментов предназначены для выбора, преобразования иорганизации моделей и других объектов, уже размещенных в сцене 3ds max.Они отличаются от кнопок панели вкладок, которые используются для создания имодификации содержимого сцены. При выполнении операций, для которых сначала требуетсявыбрать инструмент, в данной книге сначала говорится: «Выберите на панеливкладок» или «Выберите на основной панели инструментов». Такимобразом эти «ужасные кнопки инструментов» будет намного прощенаходить. Чем дальше вы будете осваивать 3ds max, тем меньше потребуетсянапоминаний о месте расположения того или иного инструмента, необходимого длявыполнения конкретной задачи. Тем не менее, весь материал книги содержитнапоминания для тех, кто не стал читать ее от начала до конца. Все инструменты основнойпанели инструментов заслуживают внимания и изучения, и потому будут подробнеерассмотрены в последующих главах.
Окнапроекций
Окнапроекций (viewports) позволяютрассмотреть содержимое сцены с различных углов зрения. На рис. 1.8 показанотипичное размещение окон проекций, выбранное при открытии 3ds maxпо умолчанию.
/>
Рис.1.8. Если не внесены соответствующие изменения в настройки программы, то приоткрытии 3ds max используется четыре окна проекций
Каквидно на рис. 1.8, при размещении, выбранном по умолчанию, используется четыреокна проекций. Если считать слева направо и сверху вниз, то на рис. 1.8отображены следующие окна проекции: Тор (Вид сверху). Front(Вид спереди), Left (Вид слева) и Perspective(Перспектива). Сетка в этих окнах используется для размещения объектов в сценена определенном расстоянии друг от друга, а также в качестве измерительногоприбора при задании размеров трехмерных моделей. Для активизации одного их оконпроекции необходимо щелкнуть на нем правой кнопкой мыши. Активное окно будетобведено желтой рамкой.
ПанельCommand
Вправой части окна 3ds maxрасположена особая панель под названием Command(Команда). Ряд вкладок в верхней части панели Commandопределяет, какие параметры отображены в нижней части этой панели в данныймомент. Панель Commandсодержит следующие шесть вкладок (считая слева направо): Create(Создать), Modify(Модифицировать), Hierarchy(Иерархия), Motion (Движение), Display(Отобразить) и Utilities(Утилиты). Более подробно элементы управления, находящиеся на этих вкладках,рассматриваются в последующих главах.
Элементыуправления, расположенные в нижней части окна 3ds max
Внижней части окна 3ds maxнаходится еще одна область элементов управления. Эта область разделена на двечасти: элементы управления анимацией и элементы навигации окна проекции.
Элементыуправления анимацией
Большаячасть, которая начинается от верхнего левого угла области элементов управленияи занимает почти три четверти этой области, содержит элементы управленияанимацией 3ds max (в некоторых других программах трехмерного моделирования онитакже называются элементами управления временем).
Болееподробно элементы управления анимацией рассматриваются в части VI.
Элементынавигации окна проекции
Этиэлементы управления представляют собой набор кнопок, расположенных в два ряда: Zoom(Масштабировать), Zoom АН(Масштабировать все), ZoomExtents (Масштабировать дозаполнения). ZoomExtents All(Масштабировать все до заполнения), RegionZoom (Масштабировать область) (для окнапроекции Perspectiveвместо этой кнопки отображается кнопка FieldOf View(Поле зрения)), Pan(Панорамировать), ArcRotate (Повернуть) и Min/MaxToggle (Переключательминимизации/максимизации). Каждая из этих команд более подробно рассматриваетсядалее в разделе «Навигация по окнам трехмерных проекций».
Пользовательскийинтерфейс 3dsmax– работа стрёхмерной графикой
Любаяпрограмма графического моделирования обладает собственным пользовательским графическиминтерфейсом. Не является исключением и 3ds max,графический интерфейс которого во многом схож с графическими интерфейсамидругих программ трехмерного моделирования. Научившись пользоваться графическиминтерфейсом 3ds max, можно безтруда освоить графический интерфейс любой другой программы трехмерногомоделирования (чего вы, конечно же, не желаете!).
Навигацияпо окнам трехмерных проекций
Вышеречь уже шла об элементах навигации окна проекции, расположенных в правомнижнем углу окна 3ds max.Каждая из этих восьми кнопок выполняет собственную функцию, но, ни одна из нихничего не станет выполнять до тех пор, пока в окнах проекций не будет отображенрабочий материал. С учетом этого выполните следующие действия.
1.Щелкните мышью на вкладке Objectsпанели вкладок.
2.Выберите объект Sphere(Сфера), щелкнув мышью на соответствующей пиктограмме, расположенной второйслева.
3.Разместите указатель мыши в центре окна проекции Front,а затем щелкните левой кнопкой и, удерживая ее нажатой, перетащите указательмыши, чтобы создать сферу, размером примерно в половину площади окна проекции.
/>
Рис.1.13. Примите поздравления! Вы создали сферу, которая отображается во всехокнах проекций
4.Отпустите левую кнопку мыши и щелкните правой кнопкой, чтобы завершить процесссоздания сферы.
Теперьво всех окнах проекции отображается сфера, как показано на рис. 1.13.
Врядли эта невинная сфера знает, что ее ожидает впереди. Теперь элементы навигацииготовы к тому, чтобы изменить характер отображения сферы в окнах проекций.Следуйте представленным ниже инструкциям, изучая действие каждого элементанавигации окна проекции.
КнопкаZoom
Спомощью элемента управления Zoomможно приблизить или удалить изображение в окне проекции. Щелкните мышью накнопке Zoom, а затем — в одном изокон проекции, после чего подвигайте указатель мыши вверх и вниз при нажатойлевой кнопке. Проделайте ту же операцию для остальных трех окон проекций. Какпоказано на рис. 1.14, каждое окно проекции может иметь собственный независимыймасштаб отображения сцены.
/>
Рис.1.14. С помощью элемента управления Zoom можно задать уникальный масштаботображения сцены для каждого окна проекции
КнопкаZoomAll
Щелкнитемышью на кнопке ZoomAll, а затем — в одном из оконпроекции, после этого подвигайте указатель мыши вверх и вниз при нажатой левойкнопке. Как видите, масштаб отображения сцены изменяется одновременно для всехокон проекций (рис. 1.15).
КнопкаZoomExtents
Одинщелчок мышью на кнопке ZoomExtents приводит к изменениюмасштаба отображения в выбранном окне проекции таким образом, чтобы были виднывсе объекты (или выделенный объект). При этом выбранные объекты центрируются вокне проекции.
/>
Рис.1.15. С помощью элемента управления ZoomAll можно изменять масштаб отображениясцены одновременно для всех окон проекций.
КнопкаZoomExtentsAll
Одинщелчок мышью на кнопке ZoomExtents Allприводит к изменению масштаба отображения во всех окнах проекций таким образом,чтобы были видны все объекты (или выделенный объект). При этом выбранныеобъекты центрируются во всех окнах проекций.
КнопкаRegionZoom
Элементуправления RegionZoom знакомит нас с одним важнымпонятием — рамка выделения (marquee).Вы, вероятно, знаете, как выглядят аналоги рамки выделения в реальном мире. Впрошлом в кинотеатрах использовались вывески с подсветкой, расположенные надцентральным входом — на них были отображены названия демонстрируемых фильмов.По краям таких щитов располагались лампочки, свет которых имитировалпоступательное движение. Вот как можно описать рамку выделения, реализованную в3ds max (и в другихграфических программах, например Photoshop).С помощью такой рамки в 3ds maxможно выделить определенную область окна проекции или часть некоторого объекта.Если щелкнуть на кнопке RegionZoom, то будет активизирован инструментRegion Marquee(Рамка выделения области). Его можно использовать в окнах проекций Front,Left или Тор для рисования рамкивыделения вокруг той части сцены, которую необходимо приблизить. Для того чтобынарисовать рамку выделения, достаточно щелкнуть левой кнопкой и, удерживая еенажатой, перетащить курсор мыши. По умолчанию рамка, определяющая областьвыделения, представляет собой пунктирный прямоугольник, однако существуют иболее причудливые рамки, которые будут рассмотрены в последующих главах. Еслиактивным является окно проекции Perspective,то кнопка RegionZoom не доступна — вместо нееотображается кнопка Fieldof View.
КнопкаPan
Панорамирование(Pan) — это кинематографический термин.Ему соответствует движение камеры влево/вправо или вниз/вверх без изменениянаправленности объектива. Панорамирование в окне проекции позволяет увидеть течасти сцены, которые с текущей точки обзора невидимы. Во всех графических ианимационных программах для инструмента Pan используется стандартнаяпиктограмма с изображением руки. Щелкните мышью на кнопке Pan, а затем — в окнепроекции и, удерживая «нажатой левую кнопку, переместите указатель мышидля панорамирования сцены.
КнопкаArcRotate
Спомощью элемента навигации ArcRotate можно вращать камеру(ваш взгляд) вокруг центра любого выбранного окна проекции. Чаще всего этотинструмент используется в окне проекции Perspective.Щелкните мышью на кнопке ArcRotate, а затем — в окнепроекции Perspective.В результате поверх проекции будет отображена окружность с четырьмяпрямоугольными управляющими точками (рис. 1.16).
/>
Рис.1.16.
Еслипри активном инструменте ArcRotate щелкнуть на одной изуправляющих точек и переместить курсор мыши, удерживая нажатой левую кнопку, топроекция станет вращаться влево/вправо или вверх/вниз. Если инструмент ArcRotate применить внутриокружности; то вращение будет свободным, а если сделать это вне окружности —проекция начнет делать резкие обороты.
Элементнавигации ArcRotate имеет и другиеварианты. Для их выбора используется маленький треугольник, расположенный вправом нижнем углу кнопки. Этот треугольник называется Flyout (Варианты). Он есть у многихэлементов управления, что указывает на наличие для него других скрытыхвариантов. Если на этом треугольнике щелкнуть левой кнопкой мыши и удержать еенажатой, то отобразится еще три варианта элемента навигации ArcRotate. Если выбрать среднийвариант, а затем опять повторить процесс вращения, то проекция будет вращатьсяпо кругу. Попробуйте.
Привыборе элемента управления внутри набора вариантов всплывающие подсказки неотображаются. Если при этом удерживать левую кнопку мыши нажатой, то в низуокна 3ds max (по центру)отобразится название элемента управления, на который указывает курсор мыши.
КнопкаMin/MaxToggle
Еслищелкнуть на этой кнопке левой кнопкой мыши, то активное окно проекции будетувеличено до размера рабочей области, а окна остальных проекций — скрыты.Используйте данный элемент управления, если необходимо поработать над темичастями сцены, которые требуют ближайшего рассмотрения. Если щелкнуть на кнопкеMin/MaxToggle еще раз, окна проекцийвернутся в свое исходное состояние.
Каквлияет дизайн элементов графического интерфейса на качество работы
Читаяэту книгу и работая над предложенными в ней примерами, обратите внимание накомнату, в которой вы находитесь. Возможно, когда-то вы потратили достаточномного времени на расстановку мебели, установку светильников и подгонку высотыразмещения клавиатуры вашего компьютера, стараясь сделать окружающую васобстановку как можно более уютной и удобной. Настраивая различные параметрыокон проекций при работе в 3ds maxв соответствии со своими требованиями, вы также максимально улучшаете своювиртуальную рабочую среду. Вот почему так важно хорошо освоить элементынавигации проекций. Можно сказать, что проекции являются окнами в виртуальнуюмастерскую, и если вы чувствуете себя в этой среде комфортно, то это повыситкачество и скорость работы по трехмерному проектированию. Стоит потратитьнемного времени для того, чтобы правильно организовать виртуальную рабочуюсреду, точно так же, как если бы вы немного уделили внимания для правильногоразмещения элементов своей рабочей комнаты. В главе 2 будут представлены ещенекоторые способы настройки внешнего вида виртуальной среды трехмерногопроектирования с целью сделать условия работы более удобными.
Товидно, то не видно
трехмерный проекция графический дизайн
Пакет3ds max — это визуальноерабочее место, и его интерфейс состоит из множества инструментов и элементов управления.По это причине приходится настраивать интерфейс 3ds maxтаким образом, чтобы были видны все элементы управления, и в то же время небыло загромождено рабочее пространство. В следующих разделах затрагивается дваважных момента, о которых всегда следует помнить.
Изменениеразрешения экрана
Экранв среде Windows содержитопределенное количество пикселей (элементов картинки) по горизонтали и повертикали. Чем больше пикселей поддерживает ваш дисплей, тем меньше детали наэкране и тем больше можно отобразить информации. Если установлено слишкомвысокое разрешение экрана, то, пытаясь рассмотреть свою работу, вы будетестрадать от переутомления глаз. При слишком низком разрешении элементыинтерфейса программ, содержащих массу отображаемой информации (к примеру, 3ds max)не будут помещаться на экране. Как и в большинстве других жизненных ситуаций,можно решить этот вопрос, избрав золотую середину.
Длятого чтобы установить разрешение своего дисплея, выполните следующие действия.
1.Дважды щелкните мышью на пиктограмме Мой компьютер, расположенной на рабочемстоле Windows.
Врезультате появится окно, содержащее все диски, используемые в вашей системе, атакже пиктограмму панели управления.
2.Затемдважды щелкните мышью на пиктограмме Панель управления.
Врезультате откроется окно панели управления.
3.Дваждыщелкните мышью на пиктограмме Экран.
Врезультате откроется окно свойств экрана.
4.Перейдите на вкладку Настройка, расположенную в верхней части окна.
Навкладке Настройка можно установить разрешение экрана, передвинув бегунок влевоили вправо. Удостоверьтесь, что используется 24 или 32-битная цветовая палитра,необходимая для работы в 3ds max.Выбор палитры осуществляется в раскрывающемся списке Colors(Цветовая палитра). Я советую установить с помощью бегунка разрешение экрана,по крайней мере, 1027x768 пикселей.
5.Щелкните на кнопке Применить, чтобы применить настройки, а затем закройте окно.
Теперьваша система будет отображать все панели инструментов и функции 3ds max.
Улучшениевидимости
Иногда,кажется, что интерфейс 3ds maxслишком перегружен инструментами и элементами управления. Возможно, кому-то нетребуется отображать некоторые части интерфейса на определенном этапе работынад проектом. В этом случае выберите пункт меню Customize=> Show UI и просмотритеотмеченные подпункты. Выбор отмеченного подпункта приведет к снятию отметки исокрытию соответствующей части интерфейса 3ds max.Для того чтобы опять отобразить скрытую часть интерфейса, достаточно сновавыбрать соответствующий пункт меню.
Язнаю: где-то здесь
Когдав сцене размещены самые разнообразные объекты, источники освещения, камеры идругие элементы 3ds max, бывает сложновыбрать какой-либо элемент, который необходимо модифицировать. Но несмущайтесь! В 3ds max естьсовершенное средство решения этой проблемы. Если вы столкнулись с затруднениямив поиске элемента сцены, выберите пункт меню Tools=> SelectionFloater, в результате чего наэкране появится окно SelectionFloater. В нем будутперечислены все объекты сцены. Щелкните мышью на названии объекта, нажмитекнопку Select (Выбрать),затем закройте окно SelectionFloater. Указанный объект (илиобъекты) теперь выделены и готовы к дальнейшей модификации.
Глава2. Настройка рабочего пространства
Представьтесебе следующую ситуацию. Вы находитесь в чужом городе и ищете комнату, которуюмогли бы снять. Комнат, которые были бы вам по карману, совсем немного, однаковы упорны в поисках и, наконец, находите одно подходящее объявление в газете.Чувствуя, что это именно то, что вам нужно, сразу же бросаетесь по указанномуадресу. Прибыв на место, вы обнаруживаете, что, к счастью, эта комната ещеникому не сдана. Хозяин квартиры, открывший дверь на ваш стук, соглашаетсяпоказать сдаваемую комнату. Оказывается, из ее окна открывается прекрасный видна город, и она полностью обставлена. „Но есть одно условие, —предупреждает хозяин квартиры. — Если вы хотите здесь жить, вам не разрешаетсяничего передвигать. Каждый предмет мебели, каждая лампа и каждая безделушка —всё вплоть до мельчайших деталей должно оставаться точно на своих местах. Мыбудем проверять это каждые два дня“. Такую комнату можно описать какпространство, установленное по умолчанию, в том смысле, что она была заранееобставлена без возможности внесения собственных изменений в планировку состороны жильца. Если вы передвинете что-либо, то лишитесь жилья. Как, должнобыть, непросто жить в том месте, где вы не можете оставить никакого следа освоем пребывании, разместив предметы интерьера в соответствии со своимижеланиями! Чувствовали бы вы себя комфортно в такой ситуации?
Длятого чтобы мыслительный процесс был максимально эффективным, а работавыполнялась наилучшим образом, необходимо обеспечить удобство в работе. Укаждого есть собственное представление об удобстве. Это означает, чтоокружающая среда, установленная по умолчанию, в которой вы оказались, можетбыть настроена или реорганизована в соответствии с вашими требованиями. Припервом запуске графический пользовательский интерфейс 3ds maxпредставлен в состоянии, выбранном по умолчанию. Все новые пользователи 3ds maxвидят один и тот же графический интерфейс, однако разработчики этого пакетабыли очень мудры. Осознавая потребность человека в персонификации своегорабочего пространства (т.е. расстановке предметов в своей комнате на свойвкус), они предоставили соответствующие средства. Это аналогично тому, если быхозяин квартиры сказал: „Давай, переставляй мебель в комнате, как тебеугодно!“. Даже если в интерфейсе 3ds maxвас все устраивает, помните, что при желании вы можете в любой момент изменитьего настройки. Дерзайте! И пусть из вашей груди, в конце концов, вырвется вздохоблегчения.
Изменениеразличных параметров
Большинствоперсональных изменений, которые можно внести в графический интерфейс 3ds max,не имеет смысла изучать до тех пор, пока не будет потрачено определенное времяна работу с этим программным пакетом. Поначалу может показаться, что параметры,выбранные по умолчанию, вполне приемлемы, и что можно сразу приступить ксозданию трехмерных моделей и размещению их в сцене. Персонификация рабочейсреды 3ds max основана исключительнона опыте работы, что подразумевает истечение определенного времени. Тем неменее, обязательно наступит момент, когда вы захотите узнать, как работать стеми меню и элементами управления, которые могут помочь в измененииграфического интерфейса в соответствии с вашими желаниями.
Сначалацвет
Когда3ds max появляется на экраневпервые, пользовательский графический интерфейс этой программы выглядитпримерно так, как показано на рис. 2.1. Обратите особое внимание на цвет оконпроекций.
/>
Рис.2.1. Так выглядит пользовательский графический интерфейс 3ds max, выбранный поумолчанию, при первом запуске программы. Обратите внимание на темно-серый цветфона окон проекций
Личноя нахожу выбранный по умолчанию темно-серый цвет окон проекций несколькоунылым. Так же, как и у многих из вас, мое зрение уже далеко не стопроцентное,и потому мне тяжело различить сетку на темно-сером фоне. Так зачем же лишнийраз напрягать глаза? Не лучше ли изменить цвет фона окна проекции? Для этоговыполните следующие действия.
1.Выберите пункт меню Customize=> CustomizeUser Interface.
Врезультате на экране появится окно CustomizeUser Interface(Настройка пользовательского интерфейса).
2.Щелкните левой кнопкой мыши на вкладке Colors(Цвета), расположенной в верхней части окна.
Выберитев раскрывающемся списке Elements(Элементы), расположенном в верхнем левом углу окна, элемент Viewports(Окна проекций).
3.Выберите в списке, расположенном под списком Elements,элемент ViewportBackground (Фон окна проекции).
4.Щелкните мышью на прямоугольном образце цвета, расположенном в правом верхнемуглу окна.
Врезультате на экране появится окно выбора цвета ColorSelector.
5.Выберите в окне ColorSelector какой-либо цвет, язатем щелкните мышью на кнопке Close(Закрыть), чтобы применить изменение цвета.
Можновыбрать любой цвет. Я, например, выбрал для фона окон проекций белый цвет,чтобы было легче рассмотреть элементы сцены.
6.Щелкните мышью на кнопке ApplyColors Now(Применить цвета), расположенной в правом нижнем углу окна CustomizeUser Interface.
/>
Рис.2.3 Благодаря изменению цвета фона окон проекций на тон светлее или на белый,все элементы сцены становятся более различимыми.
Теперьдавайте взглянем на пользовательский графический интерфейс 3ds max,чтобы оценить изменения (рис. 2.3). Несколько отличается от того, что былораньше, не так ли? Выберите пункт меню Customize=> CustomizeUser Interfaceещераз. На вкладке Colorsвыберите в списке, расположенном под списком Elements,элемент ViewportLabel (Метка окна проекции).Этому элементу соответствует цвет меток, указывающих на текущий вид окнапроекции. Измените на цвет черный. Теперь метки можно четко отличить на фонебелого цвета окон проекций.
Имеясвободное время, можно внести сотни изменений во внешний вид каждого элементапользовательского графического интерфейса 3ds max.В этой главе рассматриваются только самые необходимые и полезные элементы.Выберите время для того, чтобы изучить списки на каждой вкладке окна CustomizeUser Interface.Если вы не обладаете достаточным опытом работы с 3ds max,многие термины, указанные в этих списках, покажутся „китайскойграмотой“, однако когда наступит время изменить некоторые свойства 3ds max,вы будете точно знать, где и как это можно сделать.
Использованиесетки
Линиисетки, отображенные в каждом окне проекции, очень удобны в тех случаях, когданеобходимо переместить что-нибудь на четко определенное место. Кроме того, ихможно использовать в качестве средства измерения. Во всех остальных случаяхналичие линий сетки может достаточно сильно раздражать. Чтобы убрать сетку,выполните следующие действия.
1.Щелкните правой кнопкой мыши на метке, расположенной в верхнем левом углу окнапроекции, сетку которого необходимо скрыть.
Врезультате откроется контекстное меню. Чуть выше середины этого меню находитсяпункт ShowGrid (Показывать сетку), рядом скоторым стоит флажок.
2.Щелкните мышью на пункте ShowGrid, и флажок, стоящий рядом с ним,исчезнет.
Этодействие отключает сетку для данного окна проекции. Для того чтобы опятьотобразить ее, щелкните мышью на пункте ShowGrid еще раз. На рис. 2.4 показанаконфигурация, которую я использую при создании проекта 3ds max.Как видите, сетка отключена в окнах проекций Top,Front и Left,однако отображается в окне проекции Perspective.
/>
Рис.2.4. Сетка отключена во всех окнах проекций, кроме Perspective
Сеткуданных можно скрыть или отобразить для любого окна проекции.
Сеткаи предупреждение Макиавелли
Итальянскийфилософ и королевский советник Макиавелли предупреждал, что одним из способовподчинения людей является принудительная смена используемой ими системыизмерений, что приводит население в состояние хаоса. Старого доброгоМакиавелли, если бы он жил в наше время, вероятно, хватил бы удар, потому чтосовременный мир использует сразу две основные системы измерений: стандарт США(футы и дюймы) и метрическую систему (метры, сантиметры и т.д.). Учитывая, чтовсеобщий переход к какой-либо одной системе измерений, похоже, произойдет нескоро, обе конкурирующие системы продолжают мирно сосуществовать.
Сеткав окнах проекций 3ds maxможет применяться в качестве измерительного прибора по любой системе, и это —одна из причин, по которой 3ds maxтак широко используется в мире. Для того чтобы настроить сетку в соответствии снеобходимой системой измерений, выполните следующие действия.
1. ВыберитепунктменюCustomize => Units Setup.
Наэкране появится окно UnitsSetup (Настройка единицизмерения), показанное на рис. 2.5.
2.Щелкните мышью либо на переключателе Metrics(Метрические), либо на переключателе US Standard(Стандарт США).
Раскройтесоответствующий список и укажите единицы измерения для сетки окон проекций.
3.Подтвердите изменения, щелкнув мышью на кнопке ОК, а затем выберите пункт меню Customize=> Gridand SnapSettings.
Врезультате на экране появится диалоговое окно Gridand SnapSettings (Параметры сетки ипривязки).
4.Щелкните мышью на вкладке HomeGrid (Стандартная сетка). Укажитенеобходимое значение в поле GridSpacing (Шаг сетки) (например, 1 см). Щелкните мышью на кнопке X, чтобы закрыть диалоговое окно.
Приувеличении масштаба изображения шаг сетки будет автоматически увеличиваться —чтобы предотвратить загромождение окна проекции.
И,наоборот, при уменьшении масштаба шаг сетки будет уменьшаться. В нижней частиокна 3ds max справа от полязначения координаты Z находится индикатор текущего размера сетки.
Еслиполе с текстом Grid=xxxxне видно, измените размер данной области пользовательского графическогоинтерфейса. Щелкните левой кнопкой мыши на вертикальном разделителе,расположенном слева от инструмента Padlock(пиктограмма с изображением замка) и, удерживая ее нажатой, перемещайтеуказатель мыши влево, пока не станет, виден индикатор размера сетки.
Параметрыокна проекции
Вглаве 1 было показано, как можно масштабировать изображение и вращать точкуобзора в любом выбранном окне проекции. Теперь рассмотрим, как изменить размерыокна проекции либо удалить одно (или несколько) окно проекции с целью созданияновой схемы размещения элементов интерфейса. Используя пример с меблированнойкомнатой, представленный в начале этой главы, изменение размеров окна проекцииподобно сверхъестественному уменьшению или увеличению размеров комнаты присохранении ее общей площади неизменной. Удаление окон проекций аналогично сносустен между комнатами для увеличения жилой площади. В любом случае, необходимомолиться, чтобы хозяин квартиры не поднял арендную плату или не выселил вас.
Перемещениеграниц окна проекции
Есливнимательно посмотреть на выбранное по умолчанию размещение окон проекций, товокруг каждого окна можно заметить темную рамку, а между ними — небольшойзазор. Если разместить указатель мыши, который по умолчанию имеет форму большойстрелки, над одной из рамок, то с ним произойдет нечто удивительное — он приметформу маленькой двунаправленной стрелки. Если указатель мыши находится надгоризонтальной стороной рамки, то стрелки будут направлены по вертикали. Еслиуказатель находится над вертикальной стороной рамки, то стрелки будутнаправлены по горизонтали. Это является сигналом к тому, что вы можете изменитьграницы окна проекции, перетащив их с помощью левой кнопкой мыши, и, такимобразом, перестроить структуру размещения окон проекций. Одним словом, простопопробуйте. На рис. 2.6 и рис. 2.7 показаны два возможных варианта размещенияокон проекций.
/>
Рис.2.6. При перемещении горизонтальной стороны рамки окна проекций сжимаются ирасширяются в горизонтальной плоскости
/>
Рис.2.7. При перемещении вертикальной стороны рамки окна проекций сжимаются ирасширяются в вертикальной плоскости (может, хозяин квартиры не заметит)
Заготовкисхем размещения окон проекций
Перемещениерамок вполне приемлемо, если все, что нужно сделать, — это просто особоакцентировать внимание на выбранном окне проекции. Но что делать в тех случаях,когда действительно требуется быстро сконфигурировать схему размещения оконпроекций или даже удалить одно или несколько окон? Как вы уже, вероятно,догадались, в 3ds max имеется ответ ина этот вопрос. Выполните следующие действия.
1.Щелкните правой кнопкой мыши на метке, расположенной в верхнем левом углу окнапроекции.
Наэкране появится контекстное меню.
2.Выберите в этом меню пункт Configure(Конфигурация)
3.Щелкните мышью на вкладке Layout(Схема размещения), расположенной в верхней части окна.
Врезультате отобразятся варианты схем размещения.
4.Щелкните мышью на одной из 14 заготовок схем размещения (расположены в верхнейчасти окна).
Выбраннаязаготовка будет выделена с помощью светлой рамки.
5.Щелкните мышью на кнопке ОК.
Схемаразмещения окон проекций будет изменена в соответствии с вашим выбором.
Выбраннуюзаготовку также можно без проблем настроить в дальнейшем с помощью перемещенияграниц, как это было показано ранее.
Выбортребуемых проекций
Когдадело касается работы с объектами, программа 3ds max должна знать, какое окнопроекции вы хотите сделать активным. После щелчка левой или правой кнопкой мышив одном из окон проекций оно становится рабочим. Когда окно проекции активно,оно обведено цветной рамкой.
Спомощью меток окон проекций можно определить, какая проекция соответствуеткаждому окну (Top, Front,Left или Perspective).Тем не менее, бывает так, что работа ведется над проектом, который требуетдублирования той или иной проекции. Можно ли в этом случае для первого вариантапроекции увеличить масштаб изображения, а для второго — уменьшить? Какустановить, какая метка должна использоваться для того или иного окна проекции?Ответить на эти вопросы вам помогут следующие действия.
1.Щелкните правой кнопкой мыши на метке любого окна проекции.
Наэкране появится контекстное меню параметров окна проекции.
2.Переместите курсор мыши вниз, остановив его над пунктом Views(Проекции). Откроется подменю пункта Views.
3.Щелкните мышью на одном из пунктов этого подменю.
Теперьокно проекции сконфигурировано в соответствии с выбранным вариантом.
Странныеварианты конфигурации окна проекции
Пятьнижних пунктов подменю вариантов проекций называются несколько странно:АсtiveShade, Schematic, Grid,Extended и Shape.Выбор любого из этих пунктов приведет к тому, что окно проекции станетиспользоваться не для отображения стандартной проекции, а в качестве окна,содержащего различную дополнительную информацию. Рассмотрим вкратце, чтопредставляет собой каждый из этих вариантов.
— ActiveShade.Позволяет просмотреть результат визуализации выбранного объекта сцены с точкизрения данной проекции. Визуализация — это отдельная тема, которая будетрассмотрена позднее, поэтому подробно на конфигурации ActiveShadeмы останавливаться не будем.
— Schematic. Если выбратьвариант Schematic, то перед вамиоткроется схематическое представление размещения всех элементов сцены и связеймежду ними.
— Grid. Предоставляет быстрыйдоступ к вариантам положения сетки в окне проекции. Можно создать сетку снестандартной ориентацией и выровнять в соответствии с ней объекты, выбравпункт контекстного меню окна проекции Views=> Grid.
— Extended. У названногопункта есть два подпункта: AssetBrowser и MaxScriptListener. Выбор AssetBrowser предоставляет быстрыйдоступ ко всем файлам данных 3ds max,расположенных в вашей системе или на Web-сайте. Сценарии MaxScript— это, по существу, небольшие программы, которые автоматизируют процесссоздания моделей 3ds maxразличного типа. В данной книге разработка сценариев MaxScriptне рассматривается, так как этот процесс понятен только для компьютерныхпрограммистов.
— Shape. Выбор данного пунктапреобразит окно проекции в соответствии с ориентацией на выбранную фигуру(например, объект Line).
Параметрыотображения в окне проекции
Можноуправлять отображением объектов и других элементов сцены в каждом отдельномокне проекции. Объекты могут отображаться различными способами: от простых»коробок", дающих общее представление о размерах, до текстурированныймоделей, отображающих все детали, вплоть до отражения света от поверхностей.Сами по себе эти варианты отображения не являются настоящей визуализацией, аимеют отношение только к окнам проекций. Именно по этой причине о них речь шлав данном разделе.
Конечноже, 3ds max не являетсяединственной программой, позволяющей гибко управлять окнами проекций, однакоуникальность 3ds max заключается втом количестве вариантов отображения, которые можно применять для каждогоотдельного окна проекции. Но зачем нужны все эти варианты? Почему бы просто неотображать все объекты в окнах проекций с максимальной реалистичностью? Вседело во времени. Для визуализации полноэкранного изображения с высокойреалистичностью требуется больше времени, чем для отображения примитивных«коробок» (или каркасов), соответствующих тем же объектам.
Термину«каркас» соответствует модель, которая отображается только в виде самогопростого «скелета». Отображение каркасов в окне проекции не толькотребует меньше времени, но и позволяет четко увидеть структурные элементы,которые лежат в самом основании разрабатываемых моделей, — многоугольники.
Дляопределения характера отображения данных в окне проекции выполните следующиедействия.
1.Щелкните правой кнопкой мыши на метке окна проекции.
Откроетсяконтекстное меню окна проекции, в котором доступны пункты Wireframe(Каркас) и Other (Другие).
Вокнах проекций, отличных от Perspective,вариант отображения Wireframeвыбран по умолчанию.
2.Разместите указатель мыши над тем вариантом, который хотите выбрать.
Приразмещении указателя мыши над пунктом Wireframeэтот пункт будет просто выделен.
Приразмещении указателя мыши над пунктом Otherоткроется подменю дополнительных вариантов.
Вэтом перечне более реалистичные, но и более сложные для обработки вариантыотображения расположены вверху, а менее реалистичные, но более простые дляобработки — внизу. По умолчанию для окна проекции Perspectiveвыбран вариант отображения Smooth+ Highlights. Для других оконпроекций по умолчанию выбран вариант отображения Wireframe.Для каждого окна проекции можно выбрать собственный вариант отображения.
/>
Рис.2.11. На этой иллюстрации для каждого из четырех окон проекций был выбрансобственный вариант отображения. Для проекции Тор — вариант Facets+ Highlights(Грани и подсветка), для проекции Front — вариант LitWireframes(Подсвеченный каркас), для проекции Left — вариант Facets(Грани), а для проекции Perspective — вариант Smooth(Сглаженный)
Послетого как вы определитесь со схемой размещения окон проекций и их конфигурацией,которые удовлетворяют вашим запросам, не забудьте сохранить их. Можно сохранятьлюбое количество конфигураций, а затем загружать те из них, которые необходимыдля определенного проекта. Чтобы сохранить конфигурацию окон проекций,выполните следующие действия.
1.Выберите пункт меню Customize => Save Custom UlScheme.
2.Присвойте файлу конфигурации имя, которое соответствовало бы его содержимому(например, MyBestRender. ui).
3.Выберите пункт меню Customize=> LoadCustom UlScheme, чтобы получить доступк сохраненным конфигурациям.
Впоявившемся на экране списке можно выбрать любую конфигурацию.