Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Проектирование информационной системы "Библиотека"

Министерство образования и науки РоссийскойФедерации
Государственное образовательноеучреждение высшего
профессионального образования
«Горно-Алтайский Государственный Университет»
Экономический факультет
Кафедра прикладной информатики
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ«БИБЛИОТЕКА»
Выполнила: студентка IV курса 836 группы
Пирогова Е.В.
Научный руководитель ст.преподаватель
Михайлов М.В.
Горно-Алтайск 2010

Содержание
Введение
Глава 1. Основы библиотечной деятельности
1.1 Организация деятельности библиотеки
1.2 Законы РФ, регулирующие библиотечную деятельность
1.3 Формирование библиотечной статистики
Глава 2. Проектирование ИС «БИБЛИОТЕКА»
2.1 Общая характеристика BPwin
2.2 Методологии, используемые в BPwin
2.3 Проектирование модели деятельности библиотеки BPwin
2.4 Диаграммы декомпозиции
2.5 Проектирование деятельности библиотеки в среде ERwin
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Библиотека (греч. bibliothēkē, от biblíon – книга и thēkē – хранилище), культурно-просветительноеи научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользованиепроизведениями печати. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением,пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а такжеинформационно-библиографической работой. Это информационное, культурное,образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов ипредставляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющеедругие библиотечные услуги.
Деятельность библиотеки складывается из трех основныхсоставляющих: хранение, поиск, и выдача на определенное время, имеющихся вналичие книг.
Актуальность данной темы заключаетсяв том, что многие библиотеки до сих пор придерживаются, традиционных библиотечныхсистем и процессов. Необходим, переход от бумажной коммуникации к коммуникациибезбумажной, чтоб сократить время поиска необходимой литературы, информации очитателе и т.д.
В последнее время информационные технологии сталинеотъемлемой частью нашей жизни. Экономические информационные системы,связанные с предоставлением и обработкой информации для всех уровней управленияэкономическими объектами, приобретают особую важность в общественной жизни. Наданный момент невозможно представить какую-либо организацию, не применяющуюкомпьютерных технологий. Это обусловлено и тем, что государственные структурытребуют обязательных отчетов в электронном виде, следовательно, необходимасистематизированная информация.
Начальным этапом создания системы является изучение, анализ имоделирование деятельности организации для возможного улучшения и оптимизацииметодов работы. В курсовой работе используется инструментальное средство длямоделирования BPwin и ERwin.
Целью данной курсовойработы является моделирование информационной системы библиотеки, котораяпозволит улучшить эффективность выполнения процессов, происходящих вбиблиотеке.
Основными задачами даннойработы являются:
– изучить теоретическиеособенности моделирования процессов организации средствами BPwin и ERwin – произвести исследование предметной области –библиотечной деятельности
– на основании полученныхзнаний спроектировать модель деятельности библиотеки.
Объектом исследованияявляется библиотека.
Предметом исследованияявляются процессы, происходящие в библиотеке, такие как:
· процесс записи в библиотеку новыхчитателей,
· процесс записи новых книг,
· процесс выдачи книг,
· процесс приема книг,
· процесс получения рейтинга книг,
· процесс статистики посещенийчитателей.
Глава1. Основы библиотечной деятельности 1.1 Организациядеятельности библиотеки
Библиотека – это учреждение культуры, организующее сбор,хранение и общественное пользование произведениями печати и другимидокументами. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением,пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а такжеинформационно-библиографической работой, являются общедоступным источникомзнаний и основной базой для самообразования.
Основными направлениями работы любой библиотеки являются:комплектование и организация книжного фонда; обслуживание читателей.
Комплектование фондов библиотеки состоит из систематическоговыявления (путем просмотра библиографических источников и литературы) нужныхдля данной библиотеки изданий и приобретения их. От своевременности и полнотыкомплектования библиотеки в значительной мере зависит уровень обслуживаниячитателей.
Организация книжного фонда включает вопросы учета,расстановки, хранения литературы и доставки ее читателю. Правильная организацияфонда облегчает читателю пользование литературой, библиотекарю – быстроевыполнение читательских требований, а также обеспечивает сохранность фондов какобщественной собственности.
Обслуживание читателей библиотеки осуществляется различнымипутями:
— выдача литературы, как в читальный зал, так и за пределыбиблиотеки;
— помощь отдельным читателям и учреждениям в подборенеобходимой им литературы;
— раскрытие книжных фондов библиотеки через системубиблиотечных каталогов;
— составление информационно-библиографических пособийразличного типа;
— пропаганда наиболее ценной литературы;
— репродуцирование текстов по заказам читателей и т.д.
Библиотечная деятельностьсвязана с учетом большого количества операций, множество книг и читателейсерьезно замедляют работу библиотекарей. Сложность поиска нужной книги вкаталоге занимает длительное время, и целиком опирается на компетентностьработников библиотеки.
В библиотеке ведетсякартотека читателей. Для ведения библиотечных каталогов, организации поискатребуемых изданий и библиотечной статистики в базе должны храниться сведения,большая часть которых размещаются в аннотированных каталожных карточках
В библиотеку приходит много книг из различных издательств.Каждой книге в библиотеке присваивают номер, а затем передают в различныеотделы. При поступлении книги,учитывают такие данные как:
· номерпоступившей книги,
· названиекниги,
· названиеиздательства, из которого поступила книга,
· отдел,куда была передана книга;
· адресаиздательств,
· названияиздательства,
· названиеи расположение отделов библиотеки.
Предусматривается автоматизацияучета выдачи и сдачи книг, записи новых книг и читателей, а также храненияинформации об имеющихся в наличии книгах, данные о сотрудниках библиотеки,сотрудниках хранилища библиотеки и читателях.
Каждая книга, хранящаяся в библиотеке, имеет следующиепараметры:
· автор,
· издание,
· год издания,
· жанр,
· ключевые слова,
· количество страниц.
Каждая книга может присутствовать в нескольких экземпляров.
Так же в библиотеке ведется картотека читателей. О каждомчитателе заносятся следующие сведения:
·ФИО,
·номер паспорта,
·адрес,
·телефон.
Каждому читателю присваивается номер читательского билета.
В случае выдачи экземпляра книги в библиотеке остаетсявкладыш, в котором указана дата выдачи, дата предполагаемого возврата и номерчитательского билета.
Можно продлить книгу по телефону книгу назвав номерчитательского билета и уникальный номер книги.
При возврате книги во вкладыше отмечается срок возврата. Припросрочке возврата книги, читатель получает предупреждение. Когдапредупреждений у читателя накапливается больше определенного предела, онлишается правом пользования библиотекой на определенный срок.
При потере книги читатель лишается правом пользованиябиблиотекой на определенный срок, независимо от количества предупреждений.
В библиотеке есть ряд ограничений: нельзя выдавать книгибольше установленного периода, нельзя выдавать больше определенного количествакниг.
Объект исследования – библиотека.
Предмет исследования – процессы, происходящие вбиблиотеке, такие как:
· процесс выдачи книг читателям;
· процесс сдачи книг;
· процесс поступления новых книг;
· процесс записи новых читателей.
Субъекты – пользователи (читатели,администрация библиотеки, другие заинтересованные в получении информации лица)
Входная информация – информация:
· о новых поступивших книгах;
· о новых читателях, которыезаписываются в библиотеку;
· о процессе выдачи книг, включает всебя:
— кто из сотрудниковхранилища передал книгу сотруднику библиотеки;
— кто из сотрудниковбиблиотеки передал книгу читателю;
— по заявке какогочитателя была выполнена эта операция;
— название книги;
— дату выдачи книги;
— срок, на которыйвыдается книга;
Выходная информация – информация:
· о статистике посещения клиентамибиблиотеки;
· о книгах, которые наиболее часто быливыданы читателям, то есть рейтинг книг.
При выдаче книг в базеданных необходимо фиксировать:
· название книги;
· дату выдачи;
· ФИО читателя, которому выдается книга;
· ФИО сотрудника библиотеки, выдающему книгучитателю;
· ФИО сотрудника хранилища, которыйпередал книгу (непосредственно из хранилища) сотруднику библиотеки по заявкечитателя;
· срок, на который выдается книга.
При сдаче книг в базеданных необходимо зафиксировать дату возврата сдаваемой читателем книги путемввода ее названия в БД.
На каждого читателязаносятся следующие сведения:
· №читательского билета;
· ФИО читателя;
· Телефон;
· Адрес.
Каждая книга, хранящаясяв библиотеке, имеет следующие характеристики:
· Название книги;
· Уникальный шифр (ISBN);
· Библиотечно-библиографическаяклассификация (ББК);
· Раздел;
· Автор;
· Издательство;
· Место издания (город);
· Год издания.
Все книги различаются посвоему уникальному шифру – ISBN.
Библиотечно-библиографическаяклассификация (ББК) распределяет издания по отраслям знания в соответствии с ихсодержанием. В ней используется цифробуквенные индексы ступенчатой структуры(например, ББК 32.973 Электронные вычислительные машины и устройства). Шифр ББКиспользуется при выделении хранимым изданиям определенных комнат, стеллажей иполок, а также для составления каталогов и статистических отчетов.
В библиотеке имеется базаданных (БД). Она представляет собой совокупность данных обо всех происходящихпроцессах в библиотеке (книгах, читателях, проведенных мероприятиях и др.),построенную в хронологической последовательности, в виде таблиц и списковданных. Основное ее назначение – хранение данных, для их последующегоцелесообразного использования в будущем. БД находится на специальном компьютерев электронном виде, постоянно редактируется и изменяется работникамибиблиотеки.
С базой данных библиотекимогут работать как руководители (администрация) библиотеки, так и работникибиблиотеки, заинтересованные в получении необходимой информации.
При работе с системойбиблиотекарь должен иметь возможность решать следующие задачи:
· Принимать новые книги ирегистрировать их в библиотеке;
· Относить книги к одной или кнескольким областям знаний;
· Проводить каталогизацию книг, то естьназначение новых инвентарных номеров вновь принятым книгам;
· Вести учет выданных книг читателям,при этом предполагается два режима работы: выдача книг читателю и прием от неговозвращаемых им книг обратно в библиотеку. При выдаче книг фиксируется, когда икакая книга была выдана данному читателю и на какой срок выдается данная книга.При приеме книги, возвращаемой читателем, проверяется соответствиевозвращаемого инвентарного номера книги выданному инвентарному номеру, названиекниги, и она ставится на свое старое место в библиотеке.
Администрация библиотекидолжна иметь возможность получать сведения о должниках – читателях библиотеки,которые не вернули вовремя взятые книги; сведения о наиболее популярных книгах,т.е. наиболее часто выдаваемых книгах.
Основные функции библиотеки– информационная, культурная, образовательная, досуговая.

1.2 Законы РФ, регулирующие библиотечную деятельность
 
В Российской Федерациисуществует несколько законов, регулирующих и контролирующих деятельностьбиблиотек, обеспечивающих создание правовой базы для формирования открытогоинформационного общества. Актуальной задачей российских библиотечных работниковявляется реализация в полном объеме федеральных законов «О библиотечномделе», «Об информации, информатизации и о защите информации»,«Об участии в информационном обмене». Задача библиотечного сообщества– использовать их в полной мере и защищать право каждого человека в России насвободное получение нужной ему информации.
ФЗ «О библиотечном деле». Принят Гос. Думой 23 ноября 1994 г. Федеральныйзакон является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в РФ. Онустанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека,общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ кинформации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной имировой культуры, а также на культурную, научную и образовательнуюдеятельность.
Закон регулирует общие вопросы организациибиблиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами,предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела всоответствии с принципами и нормами международного права.
В его состав входят: общие положения (основныепонятия и основные виды библиотек), права граждан в области библиотечного дела(права на библиотечную деятельность и обслуживание, права пользователейбиблиотек, ответственность пользователей, учредитель библиотеки), обязанности иправа библиотек (статус, обязанности и права библиотек), обязанностигосударства в области библиотечного дела, условия сохранения и использованиякультурного достояния в области библиотечного дела, организация взаимодействиябиблиотек, экономическое регулирование в области библиотечного дела (порядоксоздания, реорганизации и ликвидации библиотек, имущество библиотек, фондыразвития и трудовые отношения работников библиотек). [4]
ФЗ «Об участии в международном информационномобмене». Принят Гос. Думой 5 июня 1996 г. Цели настоящего Федерального закона – создание условий для эффективного участия России вмеждународном информационном обмене в рамках единого мирового информационногопространства, защита интересов Российской Федерации, субъектов РоссийскойФедерации и муниципальных образований при международном информационном обмене,защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международноминформационном обмене. Международный обмен конфиденциальной информацией,массовой информацией осуществляется в порядке, устанавливаемом данным законом.
В состав закона входят: цели и термины закона,объекты и субъекты международного информационного обмена (МИО), обязанностигосударства в сфере МИО, участие муниципальных образований в МИО, правовойрежим участия в МИО (право собственности на информационные продукты,ограничения при осуществлении МИО, использование средств и ИС в МИО, доступ ксредствам и координация деятельности МИО), контроль и ответственность приосуществлении МИО (сертификация, лицензирование, ответственность за нарушения).[6]
ФЗ «Обинформации, информатизации и защите информации». Принят Гос. Думой 25 января 2005 г. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
— формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора,обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставленияпотребителю документированной информации;
— созданиии использовании информационных технологий и средств их обеспечения;
— защитеинформации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах иинформатизации.
Данныйзакон включает в себя: общие положение (сфера действия закона, термины,обязанности государства в сфере формирования информационных ресурсов иинформатизации), информационные ресурсы (основы правового режима,документирование информации, о информационных ресурсах, о гражданах),пользование информационными ресурсами (доступ, гарантия предоставленияинформации, обязанности и ответственность владельца информационных ресурсов),информатизация, ИС и ИТ и средства их обеспечения (сертификация, создание,право собственности), защита информации (цели защиты, защита прав доступа).
Существуеттакже межгосударственный стандарт ГОСТ 7.20 – 2000 «Библиотечная статистика»,определяющий формирование статистики и учет объектов библиотек. Настоящийстандарт устанавливает единицы учета документов фондов библиотек и органовнаучно-технической информации (НТИ) и единицы учета обслуживания пользователейбиблиотек и органов НТИ. Включает: общие положения, учет отдельных видовизданий и неопубликованных документов (книги, периодические издания,неопубликованные документы, картографических, нотных и др. изданий), учетаудиовизуальных документов (видео, фото, аудио документы), также учетэлектронных изданий, пользователей библиотек, посещений, обращений, запросов надокументы, отказов, мероприятий. [4]
Видоизменяяданные законы для применения на местном уровне, библиотеками создаются правилапользования книгами и изданиями, а также специальные положения, такие как:
· Положение о краткосрочном абонементев читальных залах;
· Положение о платных услугахбиблиотеки;
· Положение о системе каталогов икартотек;
· Положение о сохранности фондабиблиотеки;
· Положение об организации обслуживанияпользователей.
Данныеположения не должны противоречить основным законам РФ, а, по возможности,дополнять и расширять область их применения./>
1.3 Формированиебиблиотечной статистики
Особенностьстатистики заключается в том, что статистические данные сообщаются вколичественной форме, т.е. библиотечная статистика говорит языком цифр,отображающих библиотечную жизнь во всем ее многообразии.
Без количественных характеристик невозможно проанализироватьпроцессы, происходящие в библиотечном деле. Статистика исследует количественную сторону явленийбиблиотечной действительности (комплектование фонда, библиотечное обслуживание,справочно-библиографическая работа, поиск информации и т. п.) в неразрывнойсвязи с их качественным содержанием в конкретных условиях места и времени. Онаучитывает число книговыдач, пользователей, объем фондов, часы работы.
Основными задачами библиотечной статистики являются:
·разработкасистемы показателей, характеризующих масштабы, темпы;
·пропорцииразвития библиотечной деятельности;
·создание методоврасчета и взаимной увязки показателей;
·анализ факторов,обусловливающих основные тенденции развития;
·обеспечениенаблюдения и контроля над библиотечной деятельностью в целях своевременноговыявления проблем развития.
На формирование библиотечной статистики оказывает влияниеГОСТ 7.20-2000 «Библиотечная статистика». Данный стандарт устанавливаетединые правила и требования к сбору и предоставлению статистических данныхбиблиотеками. Он позволяет унифицировать статистическую отчетность на разныхуровнях. Стандарт устанавливает единые сроки, определения и единицы учета,единый минимум статистических данных для библиотек всех ведомств. Для всехтипов библиотек единые единицы учёта документов фондов и обслуживанияпользователей установлены данным ГОСТ. [9]
Основные статистические показатели:
Учет читателей. Показывает количество человек,которые пользуются документами библиотеки. Единицей учета служит формулярчитателя.
Учет выдачи книг. Показывает количество документов (поотраслям знаний), использованных читателями во всех структурных подразделенияхбиблиотеки. Учёт выдачи изданий производится по числу выданных экземпляров,зарегистрированных в формуляре читателя, листке читательского требования,книжном формуляре или иной документации, принятой в библиотеке, а также вэлектронной базе данных (БД).
Средние показатели работыбиблиотеки:
Читаемость (Ч) Показатель характеризуетинтенсивность чтения.
Среднее число книг,выданных одному читателю в год, исчисляется путем деления количества выданныхза год документов (В) на число читателей, зарегистрированных за год (А)
Ч=В: А
Посещаемость (Пос.) Показатель характеризует активностьпосещения читателями библиотеки.
Исчисляется путем делениячисла посещений за год (П), на число читателей.
Пос.= П: А
Обращаемость книжногофонда. (Об)Характеризует степень использования книжного фонда.
Исчисляется путем деленияколичества книговыдач за год (В) на количество книжного фонда библиотеки (Ф).
Об = В: Ф
Книгообеспеченность (К) Показатель характеризует величинукнижного фонда в отношении к числу читателей, т. е. его достаточность.
Исчисляется путем деленияколичества документов имеющихся в библиотеке на конец года (Ф) на числозарегистрированных читателей (А)
К=Ф: А
Методика составлениярейтинга книг. Рейтинг –понятие, характеризующее соотносительные значимость, место, вес, позициюданного объекта (книги) по сравнению с другими объектами этого класса (типа). Вданном случае составляется и формируется в виде графика (например, 20 самыхпопулярных книг) для обеспечения администрации библиотеки информации о наиболеечитаемых книгах.
Составление рейтинга: Делаетбиблиотекарь. Сначала библиотекарь ищет в базе данных (делает запрос) книги (поназваниям), которые больше остальных были выданы на руки читателям (поколичеству выдач), сразу выбирая сколько книг внести в список рейтинга,например 20. Далее полученный список группируется по названиям книг валфавитном порядке по убыванию количества выдач. Таким образом, самая перваякнига будет являться самой «популярной» у читателей, потому что была выдананаибольшее количество раз. И далее, следующая, но уже с меньшим рейтингом выдачи т.д. В итоге получается n-количествосамых читаемых книг, по которому в дальнейшем в БД делается график либо в видедиаграммы, либо отчет в виде списка в порядке убывания. Данная информация можетбыть полезна администрации библиотеки для дальнейшего учета интересов ипредпочтений читателей.
Методика формированиястатистики посещения библиотеки читателями. Регулируется ГОСТ 7.20 -2000 «Библиотечная статистика»:
Учет посещений иобращений.
· Единицей учёта посещений являетсяодно посещение, зарегистрированное в документации или БД, принятых вбиблиотеке.
· Единицей учёта посетителеймероприятий является лицо, присутствующее на мероприятии и зарегистрированное вдокументах, принятых в библиотеке.
· Учет посещений производится путемсуммирования посещений, учтённых каждым структурным подразделением библиотеки.
· Единицей учета обращений кэлектронной библиотечно-информационной сети является одно обращение на сервербиблиотеки.
·Учет общего числапосещений проводится суммированием посещений (обращений), учтенных каждымструктурным подразделением библиотеки.
·Учет ведется впервой части Дневника работы библиотеки «Учет состава читателей ипосещаемости». Обращения входят в общее число посещений. [9]
Формирование: Библиотекарь делает запрос в базу данных о том,сколько читателей и в какой день посещали библиотеку, в результате выводитсяколичественная информация по дням в рамках определенного периода, заданногобиблиотекарем. Например, за 2 квартал текущего года. Затем из этого списка либотаблицы делается график в виде диаграммы, которая детально отражает статистикупосещений библиотеки читателями. По графику, например, можно зафиксировать вкакой день 2-го квартала текущего года было наибольшее или наименьшееколичество посещений.
Статистический учет, т.е.сбор исходных данных, производится для того, чтобы использовать собранныйматериал для выработки каких-либо оценок и управленческих решений. Безиспользования статистических показателей невозможно созданиенаучно-обоснованных методик оценки деятельности библиотек. Статистикепринадлежит определяющее место в системе управленческого учета, поскольку онавыявляет «типичное, характерное, закономерное».
 
Глава 2. ПроектированиеИС «БИБЛИОТЕКА» 2.1 Общая характеристика BPWin
BPwin является мощным средствоммоделирования и документирования бизнес–процессов. Этот продукт используеттехнологию моделирования IDEF0(Integration Definition for Function Modeling) – наиболее распространенныйстандарт, который принят для моделирования бизнес–процессов. Этот стандарт былразработан в лаборатории военно-воздушных сил США в 1981 году и успешноиспользовался для разработки систем противовоздушной обороны.[1]
BPwin используется для анализа,документирования и реорганизации сложных процессов, в том числе,бизнес-процессов. Модель, созданная средствами BPWin, позволяет четкодокументировать различные аспекты деятельности – действия, которые необходимопредпринять, способы их осуществления, требующиеся для этого ресурсы и др.Таким образом, формируется целостная картина деятельности предприятия – отмоделей организации работы в маленьких отделах до сложных иерархическихструктур. При разработке или закупке программного обеспечения модели процессовслужат прекрасным средством документирования потребностей, помогая обеспечитьвысокую эффективность инвестиций в сферу IT. В руках же системных аналитиков иразработчиков BPWin – еще и мощное средство моделирования процессов присоздании корпоративных информационных систем (КИС). Методологии моделирования,поддерживаемые BPwin. BPwinсовмещает в одном инструменте средства моделирования функций (IDEF0), потоковданных (DFD) и потоков работ (IDEF3/>). [1] 
2.2 Методологии, используемые в BPwin
На начальных этапахсоздания информационной системы необходимо понять, как работает организация,которую собираются автоматизировать. Для описания работы предприятия необходимопостроить модель. Такая модель должна быть адекватна предметной области,содержать в себе знания всех участников бизнес–процессов организации.
Наиболееудобным языком моделирования бизнес – процессов является IDEF0, предложенный более 20 лет назадДугласом Россом и называвшийся первоначально SADT – Structured Analysisand Design Technique.
В IDEF0 система представляется каксовокупность взаимодействующих работ или функций. Такая чисто функциональнаяориентация является принципиальной – функции системы анализируются независимоот объектов, которыми они оперируют.
Подмоделью в IDEF0 понимают описание системы(текстовое и графическое), которое должно дать ответ на некоторые заранееопределенные вопросы.
Процессмоделирования какой–либо системы в IDEF0 начинается с определения контекста, т.е. наиболее абстрактного уровняописания системы в целом. В контекст входит определение субъекта моделирования,цели и точки зрения на модель.
IDEF0–модельпредполагает наличие четко сформулированной цели, единственного субъектамоделирования и одной точки зрения.
Основу методологии IDEF0 составляет графический языкописания бизнес–процессов. Модель в нотации IDEF0 представляет собой совокупность иерархическиупорядоченных и взаимосвязанных диаграмм. Каждая диаграмма является единицейописания системы и располагается на отдельном листе.
С помощью функциональногомоделирования (нотация IDEF0), можно провести систематический анализ процессови систем, сосредоточившись на регулярно решаемых задачах (функциях),свидетельствующих об их правильном выполнении показателях, необходимых дляэтого ресурсах, результатах и исходных материалах (сырье).
Моделирование потоковданных (DFD), частоиспользуемое при разработке программного обеспечения, сосредоточено вокругпотоков данных, передающихся между различными операциями, включая их хранение,для достижения максимальной доступности и минимального времени ответа. Такоемоделирование позволяет рассмотреть конкретный процесс, проанализироватьоперации, из которых он состоит, а также точки принятия решений, влияющих наего ход.
Моделирование потоковработ (нотация IDEF3)позволяет рассмотреть конкретный процесс, проанализировать операции, из которыхон состоит, а также точки принятия решений, влияющих на его ход.
При создании новой моделидостаточно выбрать нужную методологию в диалоговом окне, появляющемся каждыйраз при создании новой модели.
МоделиBPwin дают основу для осмысления бизнес-процессов и оценки влияния тех или иныхсобытий, а также описывают взаимодействие процессов и потоков информации ворганизации.
Дляпривязки к информационным потокам в модели тех параметров документов, скоторыми они связаны, в BPwin существует специальный механизм, предназначенныйдля описания информационных потоков – так называемый «словарь данных»(Arrow data).
Процессмоделирования какой-либо системы в IDEF0 начинается с определения контекста, т.е. наиболее абстрактного уровня описания системы в целом. В контекст входитопределение субъекта моделирования, цели и точки зрения на модель.

2.3 Проектирование моделидеятельности библиотеки BPwin
Контекстная диаграмма(А-0) является вершиной древовидной структуры диаграмм и представляет собойобщее описание системы и ее взаимодействия с внешней средой (Рис. 1)
/>
Рис.1. − Контекстная диаграмма
Основные информационныепотоки:
— Входящие потоки:
· Данные о читателях (паспортные данныечитателей);
· Данные о книгах (название,издательство, год издания и др.).
— Управляющие потоки:
· Законодательство РФ (законы, ГОСТ,правила);
· Методика формирования статистикипосещения библиотеки читателями;
· Методика подсчета рейтинга книг.
— Ресурсные потоки:
· База данных библиотеки (БД«Библиотека»);
· Библиотекарь.
— Выходящие потоки:
· Статистика посещения клиентамибиблиотеки (график);
· Рейтинг книг (график).
Созданная модельописывает деятельность библиотеки.
Объектом моделирования является библиотека.
Система рассматривается сточки зрения директора библиотеки. 2.4 Диаграммы декомпозиции
После описания системы в целом проводится разбиение ее накрупные фрагменты. Этот процесс называется функциональной декомпозицией, адиаграммы, которые описывают каждый фрагмент и взаимодействие фрагментов,называются диаграммами декомпозиции. После декомпозиции контекстной диаграммыпроводится декомпозиция каждого большого фрагмента системы на более мелкие итак далее, до достижения нужного уровня подробности описания. Так достигаетсясоответствие модели реальным процессам на любом и каждом уровне модели.Синтаксис описания системы в целом и каждого ее фрагмента одинаков во всей модели.
После декомпозицииконтекстной диаграммы «Библиотечная система» возникло пять диаграммдекомпозиции:
· Управление личными карточкамичитателей;
· Управление карточками книг;
· Выдача/прием книг;
· Получение рейтинга книг;
· Получение статистики посещений.
/>
Рис. 2. − Диаграммы декомпозиции
Управление личнымикарточками читателей контролируется законами и приказами РФ. На основаниидокументов идентифицирующих читателей в базе данных в специальные формы дляввода вносятся данные (ФИО, Телефон, Адрес, №читательского билета и др.)Добавление, редактирование данных и удаление пациента из БД осуществляетсябиблиотекарем, что, соответственно отражается в БД в виде записей (какомучитателю, когда и насколько была выдана книга).
Управление карточкамикниг контролируется законами РФ и методическими рекомендациями по управлениюкарточками книг. В базе данных в специальные формы для ввода вносятся данные опоступивших книгах: (Название книги, уникальный шифр (ISBN), библиотечно-библиографическая классификация (ББК), раздел, автор, издательство, местоиздания (город), год издания).
Выдача/прием книг.Регулируется также нормативно-правовыми актами о деятельности библиотеки. Привыдаче книг в базе данных необходимо фиксировать: (название книги, дату выдачи,ФИО читателя, которому выдается книга, ФИО сотрудника библиотеки, выдающемукнигу читателю, ФИО сотрудника хранилища, который передал книгу(непосредственно из хранилища) сотруднику библиотеки по заявке читателя, срок,на который выдается книга)
При сдаче книг в базеданных необходимо зафиксировать дату возврата сдаваемой читателем книги путемввода ее названия в БД.
Получение рейтинга книг,рейтинг – понятие, характеризующее соотносительные значимость, место, вес,позицию данного объекта (книги) по сравнению с другими объектами этого класса(типа). В данном случае составляется и формируется в виде графика (например, 20самых популярных книг) для обеспечения администрации библиотеки информации онаиболее читаемых книгах.
Основные статистические показатели: (учет читателей, учетвыдачи книг).
Получение статистикипосещений. Методика формирования статистики посещения библиотеки читателями.Регулируется ГОСТ 7.20-2000 «Библиотечная статистика». [9] 2.5 Проектирование деятельности библиотеки в среде ERwin
С развитием компьютернойтехники возросла сложность информационных систем и объемы баз данных. Внастоящее время разработка таких систем – это задача для коллективовразработчиков, требующая специальных методик и инструментов. Наиболеераспространенных программ – ERwinфирмы PLATINUM. Эта программа позволяет не толькоспроектировать, но и создать базу данных на сервере.
ERwin-CASE — cсредство дляпроектирования и документирования баз данных, которое позволяет создавать,документировать и сопровождать базы данных, хранилища и витрины данных. Модельданных помогают визуализировать структуру данных, обеспечивая эффективныйпроцесс организации, управления и администрирования таких аспектов деятельностипредприятия, как уровень сложности данных, технологий баз данных и средыразвертывания. [1]
Целью созданияинформационной системы является автоматизация деятельности библиотеки.
Пользователем данной ИСбудет библиотечный служащий. Следовательно, он должен при помощи системывыполнять следующие функции: внесение данных в ИС, сортировки и поиске нужногоиздания, читателя в БД, выдачи необходимой информации.
При исследованиипредметной области для проектирования были выделены семь сущностей представленныхв таблице 1.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат История развития и тенденции становления аудита
Реферат Философия неоплатонизма
Реферат Возрастная характеристика подростка средней школы и её особенности
Реферат Сегментация изображений гистологических объектов
Реферат Методика вивчення ліричного твору в школі (на матеріалах лірики Г. Гейне)
Реферат Болезни почек
Реферат Today s weather and my attitude to it
Реферат Состояние и проблемы развития научно-технологической сферы Российской Федерации в сравнении со странами Балтийского региона
Реферат Николай II. Исторический портрет на фоне эпохи
Реферат *В середине февраля за окном всегда бушует вьюга. Сегодняшнее утро не было исключением, и ученики вновь стояли вне кабинета по Истории Квиддича, слушая вой ветра за толстыми стенами Хогвартса
Реферат Построение разработка версий и планирование расследования
Реферат Художественное своеобразие мифов Ч. Айтматова
Реферат соединение и выделение уголовных дел
Реферат «Свод правил русского правописания (орфография и пунктуация)»
Реферат Женская занятость и безработица в 2000 г