/>СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГООБЕСПЕЧЕНИЯ В ШКОЛУ
2.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ВЕКТОРНОЙ ГРАФИКИ НА ПРИМЕРЕ РЕДАКТОРА INKSCAPE
3.СЕРИЯ ПРАКТИЧЕСКИХЗАДАНИЙ ПО ВЕКТОРНОЙ ГРАФИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕДАКТОРА INKSCAPE
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день такаяобласть информатики как компьютерная графика охватывает все виды и формыпредставления изображений, доступных для восприятия человеком либо на экранемонитора, либо в виде копии на внешнем носителе. Занимая все более прочныепозиции, она находит применение не только в компьютерном мире, но и в различныхсферах человеческой деятельности: научные исследования (визуализация строениявещества, векторных полей и т.д.), медицина (компьютерная томография),опытно-конструкторские разработки. Поэтому, умение работать с компьютернойграфикой является неотъемлемой частью информационной грамотности любогочеловека. В настоящее время в объявлениях о приеме на работу, содержащихтребование уметь работать на персональном компьютере, предполагается умениеработать не только с текстовыми документами, но и с графическими объектами.Данная ситуация привела к изменению социального заказа общества школе:необходим качественно новый подход к изучению темы «Компьютернаяграфика». Однако отведенное нормативными документами учебное время наосвоение содержания темы «Компьютерная графика» недопустимо мало.Являясь элементом содержания большого раздела школьной информатики«Информационные технологии», компьютерная графика представлена восновном простейшими программными средствами обработки объектов растровойграфики. Тем не менее, в примерных программах по информатике и информационнымтехнологиям содержатся дидактические единицы векторной графики.
Большое многообразиепрофессиональных программных средств обработки объектов векторной графикиставит перед учителем сложные задачи, связанные в первую очередь снеобходимостью обоснованного выбора конкретного программного средства, а такжес разработкой методики обучения векторной графике. Существующие учебные пособиялибо не затрагивают данное содержание совсем, либо предлагают простейшийматериал, не позволяющий сформировать у учащихся целостного представления отехнологии обработки объектов векторной графики.
Таким образом,актуальность данного исследования определяется необходимостью разрешенияпротиворечием между требованиями общества к подготовке выпускников школ вобласти информационных технологий, связанных с графикой и дизайном иотсутствием разработанной методики обучения этим технологиям.
Данная проблема позволяетопределить цель исследования: разработать серию практических заданий по работес векторной графикой.
Объектом исследования — процессобучения векторной графике.
Предметом исследования — разработкасерии практических заданий с использованием свободного программного обеспечениядля изучения темы векторная графика.
Гипотеза исследования. Разработкасерии практических заданий по работе с векторной графикой, позволитсформировать у учащихся умения самостоятельного освоения средств создания иобработки векторных изображений.
Для решения вышеуказаннойпроблемы и проверки достоверности сформулированной гипотезы исследования былипоставлены следующие задачи.
1. Изучить литературу по темеисследования
2. Ввести основные понятия векторнойграфики на примере редактора INKSCAPE
3. Разработать серию практическихзанятий по векторной графики на примере редактора INKSCAPE.
1.РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ШКОЛУ
Насегодня в школе, как и в некоторых других сегментах рынка, преобладают закрытыеоперационные системы и платформы (MS-DOS, Windows), и прикладные программныепродукты (Microsoft Office, Photoshop, CorelDraw и др.) Однако данноепрограммное обеспечение требует значительных денежных средств на ихприобретение. В связи с этим, в настоящее время разрабатывается концепцияперевода учебно- воспитательного процесса школы на свободное программноеобеспечение, которое практически ни в чем не уступает по своим функциональнымвозможностям проприетарному программному обеспечению (ПО), а в некоторыхаспектах и превосходит его.
Длярешения задач полноценной организации сетевого информационного пространстваобщеобразовательного учреждения, его взаимосвязи с другими образовательнымиучреждениями необходимо создание принципиально новых программных продуктов,основанных на свободных решениях и открытых стандартах, не имеющих каких бы тони было ограничений срока использования.
В2007 году в рамках объявленного Федеральным агентством по образованиюгосударственного конкурса Разработка и апробация в пилотных субъектахРоссийской Федерации пакета свободного программного обеспечения дляиспользования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 2007–08 годахбыл разработан отечественный пакет свободного программного обеспечения (ПСПО),адаптированный для образовательных учреждений. Комплект программногообеспечения, включенный в ПСПО, полностью покрывает преподавание информатики вобщеобразовательном учреждении. Кроме того, были разработаны 4 дистрибутива дляразличных аппаратных конфигураций, в том числе для очень слабых компьютеров.
Вкомплект ПСПО, входят 4 дистрибутива на базе ALT Linux, которые можноустановить на компьютер — Лёгкий Линукс, Линукс Юниор, Линукс Мастер и ЛинуксТерминал, и 2 диска с системой, которая не требует установки — Лёгкий ЛинуксLive CD и Линукс Юниор Live DVD.
Основнымипараметрами для выбора дистрибутива являются объём оперативной памяти (ОЗУ)компьютера и тип привода оптических дисков (CD или DVD).
Учитываятот факт, что школьное образование в целом предназначено для того, чтобыпрививать базовые основы работы на ЭВМ и способность к самообучению,самообразованию, а не простое запоминание принципов работы в конкретномпрограммном продукте, данный переход не отразится на требованиях кобязательному минимуму содержания образования по информатике [4]./>
Использованиесвободного программного обеспечения в образовательных учреждениях
Мининформсвязи Россиисовместно с Рособразованием предложили в рамках конкурса Мининформсвязи Россиисовместно с Рособразованием предложили в рамках конкурса «Разработка иапробация в субъектах Российской Федерации пакета свободного программногообеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях РоссийскойФедерации в 2007–08 годах» путем отбора лучших свободных программных решений,их адаптации под нужды отечественных ОУ и должной локализации разработатьотечественный пакет свободного программного обеспечения (ПСПО) и провести еговнедрение в пилотных субъектах Российской Федерации. Разработка и апробация впилотных субъектах Российской Федерации пакета свободного программногообеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях (ОУ) РоссийскойФедерации в 2007–08 годах путем отбора лучших свободных программных решений, ихадаптации под нужды отечественных ОУ и должной локализации разработатьотечественный пакет свободного программного обеспечения (ПСПО) и провести еговнедрение в пилотных субъектах Российской Федерации, а в 2009 году обеспечитьустановку данного решения на всех ПК, используемых в ОУ, в качествеальтернативы зарубежным коммерческим лицензионным программным продуктам.
Однако создание ивнедрение ПСПО решает задачи обеспечения образовательного учреждения (ОУ)современным программным обеспечением, свободным от лицензионных отчислений,лишь частично. Для решения задач полноценной организации сетевогоинформационного пространства общеобразовательного учреждения, его взаимосвязи сдругими образовательными учреждениями необходимо создание принципиально новыхпрограммных продуктов, основанных на свободных решениях и открытых стандартах,не имеющих каких бы то ни было ограничений срока использования.
На сегодняшний деньзадача организации информационного пространства ОУ решается путем внедренияразнородных программных продуктов, работающих под управлением семействаоперационных систем MS Windows, что требует значительных затрат на приобретениелицензий как на сами программные продукты, так и на технологическую платформу.Многие применяемые сегодня программные продукты используют принципиальноустаревшую файл-серверную технологию для организации сетевой работы, реализациякоторой в школе приводит не только к сложности обслуживания, но и к нарушениюинформационной безопасности. Отсутствие доступных современных средстворганизации обмена образовательной информацией резко снижает значимостьиспользования средств вычислительной техники в образовательном процессе [1].
Целью внедрения ПСПОявляется разработка современного комплекса программного обеспечения длясоздания информационного пространства общеобразовательного учреждения,свободного от лицензионных или иных отчислений, функционирующего на свободнойпрограммной платформе и использующего для информационного обмена открытыестандарты.
Для реализации целивнедрения свободного ПО необходимо решение следующих задач.
– разработкатехнологической платформы для функционирования информационной системыавтоматизации деятельности общеобразовательного учреждения;
–разработка модульнойобъектно-ориентированной динамической учебной среды, ориентированной на организациювзаимодействия между преподавателем и учениками, для организации дистанционныхкурсов и поддержки очного обучения;
– разработка управляемойweb-среды для организации взаимодействия участников учебного процесса.
ШкольныйСервер на базе свободного ПО представляет собой современный комплекспрограммного обеспечения для создания информационного пространстваобщеобразовательного учреждения. В дистрибутив включены компоненты,автоматизирующие эту деятельность. Управление всеми основными серверами и службамитехнологической платформы осуществляется с помощью единого веб-интерфейса.
ИнтерфейсШкольного Сервера позволяет легко управлять: межсетевым экраном (с помощьюупрощенного или расширенного интерфейса); почтовым сервером с поддержкойсредств борьбы с вирусами и спамом; прокси-сервером (с поддержкой выводастатистики доступа); серверами файлов (организация доступа к каталогам,доступным по протоколу Samba и FTP) и печати (CUPS); обновлениями системы(включая настройку источников обновлений); подсистемой авторизации иперсональных данных (LDAP-сервер); сетевыми интерфейсами; созданием локальныхзеркал репозиториев; резервным копированием; синхронизацией времени на сервере;выделением IP-адресов для локальной сети (DHCP-сервер); веб-ориентированными приложениями(Moodle и MediaWiki) [7].
Аппаратные требования дляустановки свободного ПО
Около трети школ имеют компьютерыс объемом оперативной памяти менее 128 Мб, что примерно соответствует уровнюдесятилетней давности, поэтому аппаратным требованиям дистрибутива было уделеноособое внимание.
Аппаратные требования:
– привод CD;
– процессорсовместимый с Pentium III архитектуры от 500 МГц;
– объём оперативнойпамяти от 128 Мб.
– свободное место нажёстком диске от 4 Гб.
Необходимое место дляхранения пользовательских данных, зеркал дистрибутивов и прочих потенциальнообъёмных данных может сильно варьироваться, поэтому пользователю необходимопозаботиться о наличии достаточного резерва дополнительно к указаннымвеличинам;
– сетевой адаптер10/100 Мбит;
– видеокарта(особых требований нет)
Разработкаи апробация пакета свободного программного обеспечения для общеобразовательныхучреждений РФ проводится для обеспечения лицензионной поддержкой стандартного(базового) коммерческого пакета программного обеспечения всехобщеобразовательных учреждений РФ до 2010 года и проведение апробациииспользования пакета свободного программного обеспечения (ПСПО) вобщеобразовательных учреждениях 3 субъектов РФ (Республика Татарстан, Пермскийкрай и Томская область) [3].
Правовыеаспекты применения свободного программного обеспечения в Российской Федерации
Распространениесвободного программного обеспечения (СПО) на мировом рынке вызываетнеобходимость в оценке соответствия лицензионных условий использования подобныхпрограммных продуктов действующему российскому законодательству.
СПО отличается четырьмяключевыми свободами — правами на запуск программы в любых целях, ее изучение(адаптацию), распространение и совершенствование (модификацию).
Распространение СПОосуществляется на основании свободных лицензий. На сегодняшний день существуетмножество подобных лицензий, характеризующихся предоставляющимся пользователюнабором прав и порядком осуществления таких прав. Вместе с тем представляетсяцелесообразным проведение условной классификации свободных лицензий на дватипа, отличающихся между собой возможностью придания в дальнейшем продуктузакрытого статуса (например, BSD) либо невозможностью осуществления подобныхдействий (GNU GPL).
Свободные программныепродукты распространяются свободно и могут использоваться в любых целях,включая коммерческие, совершенно безвозмездно, их использование регулируется лицензионнымисоглашениями, устанавливающими объем прав и обязанностей правомочногопользователя программы. Условия так называемой свободной лицензии действуют повсему миру и дают пользователю значительный объем прав, но при этом могутвступать в противоречие с действующим законодательством в каждой отдельнойстране.
В соответствии сположениями российского законодательства (Гражданский кодекс РоссийскойФедерации, IV часть) передача прав на использование СПО на условиях свободнойлицензии GNU GPL v3 должна осуществляться на основании лицензионного договора,согласно которому одна сторона — обладатель исключительного права на результатинтеллектуальной деятельности (лицензиар) — предоставляет или обязуетсяпредоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результатав предусмотренных договором пределах с сохранением за лицензиаром права выдачилицензий другим лицам (простая, неисключительная, лицензия) либо без такового(исключительная лицензия). Основным механизмом, обеспечивающим существованиесвободных программ в мире, являются свободные лицензии (или авторские,лицензионные договоры) – юридические документы, регламентирующие условияиспользования свободных (открытых) программ и передающие пользователям ряддополнительных прав по сравнению с установленным объемом прав по умолчанию вместном законодательстве. Существуют различные варианты свободных лицензий иразличные варианты их использования.
Продукты,распространяемые под свободной лицензией, представляют собой объекты авторскогоправа, на которые изначально распространяется принцип исключительности. Неисключительные права на использование этих программных продуктов формальнопередаются через лицензионный договор (свободную лицензию), к которомупользователь присоединяется в момент начала использования программы и тем самымвыражает согласие со всеми положениями лицензии. Здесь вроде бы никаких проблемне возникает. Вся сложность заключается в том, чтобы признать легальностьсвободных лицензий в условиях российского законодательства [10].
Правовые риски прииспользовании открытых и свободных программ заключаются в том, что при любой проверкеокажется, что использование программного обеспечения не подтверждено ни однимбумажным документом. Отечественные же правоохранители (зачастую не обременяясебя юридическим самообразованием) считают любое использование «без бумажки»незаконным. Очевидно, что в общем случае конечный пользователь СПО илипоставщик решений на базе СПО сможет предъявить правоохранителям лишь ссылку насайт компании-поставщика и распечатку лицензионного договора (с его переводомна русский могут быть проблемы, тем более с нотариально заверенным). Что жекасается «декларации соблюдения прав...», подписанного оригинала договора,оригиналов документов, подтверждающих передачу программного продукта и фактаоплаты договора, упаковки от программного продукта и, тем более – «уникальныхидентификационных номеров экземпляров свободного ПО», то указанные документыотносятся скорее к области «ненаучной фантастики».
Распространение СПОпроисходит на условиях лицензионных договоров, оформленных в виде договоровприсоединения. Оно осуществляется либо безвозмездно, либо по себестоимостиносителя информации, записи на него продукта и его доставки пользователю.Никаких бумажных договоров при этом не заключается и, естественно, неоформляется никаких накладных, счетов-фактур, актов передачи экземпляров ипрочих бумажных документов. Исключением здесь являются лишь отечественныепоставщики СПО, законность действий которых в отношении иностранных продуктовявляется по меньшей мере спорной (подробнее об этом будет сказано далее) [11].
Итак, для решения задачполноценной организации сетевого информационного пространстваобщеобразовательного учреждения необходимо создание принципиально новыхпрограммных продуктов, основанных на свободных решениях и открытых стандартах,не имеющих каких бы то ни было ограничений срока использования. ПСПО созданодля того чтобы решить данные задачи. Использование свободного ПО расширяетинформационное пространство образовательного учреждения свободного от лицензийи других отчислений, и ориентировано для создания динамической учебной средымежду преподавателем и учеником./> 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯВЕКТОРНОЙ ГРАФИКИ НА ПРИМЕРЕ РЕДАКТОРА INKSCAPE
Работая с векторнойграфикой, имеют в виду определенный круг задач, решаемых в процессе создания иредактирования векторного изображения. Цель обучения в данном случае — овладениеучащимися совокупностью основных стандартных приемов работы с векторнымиизображениями. Необходимо научиться создавать и редактировать объекты,составлять из простых объектов сложные, освоить приемы взаимного расположенияобъектов, выравнивания и распределения. Так же необходимо освоить приемы работыс текстом.
Несмотря на огромноемногообразие векторных графических редакторов, основные приемы работы с векторнымиизображениями остаются неизменными.
Векторный редактор Inkscape (http://www.inkscape.org) является отличным инструментом как для опытногодизайнера, так и для начинающего пользователя, и вполне может использоватьсядля обучения.
В векторной графике изображениястроятся из простых объектов — прямых линий, дуг, окружностей, эллипсов,прямоугольников, областей однотонного или изменяющегося цвета (заполнителей) ит. п., называемых примитивами. Из простых векторных объектов создаютсяразличные рисунки (рис. 1).
/>
Рис. 1 Векторныеизображения, созданные путем комбинации окружностей, прямоугольников, прямых икривых линий
Комбинируя векторные объекты-примитивыи используя закраску различными цветами, можно получить и более интересныеиллюстрации (рис. 2)
/>
Рис. 2. Рисунок,составленный из векторных примитивов
В трёхмерной компьютернойграфике могут использоваться «пространственные» примитивы — куб, сфера и т. п.
Векторные примитивызадаются с помощью описаний. Например:
– рисовать линию от точкиА до точки В;
– рисовать эллипс,ограниченный заданным прямоугольником.
Для компьютера подобныеописания представляются в виде команд, каждая из которых определяет некоторуюфункцию и соответствующие ей параметры. Символические команды для приведённыхвыше примеров описаний в векторном формате. Собственный формат сохранения изображений в Inkscape — svg.Имеется возможность сохранить изображении в ряде других форматов, в том числепопулярные и широко используемые форматы pdf, odg, ai.
Новая фигура создаётсянажатием и перетаскиванием по холсту курсора соответствующего инструмента.Когда фигура создана (и выбрана), она отображает свои узлы управления в видебелых кристаллоподобных меток. В дальнейшем можно редактировать созданное,перемещая эти узлы.
Все четыре разновидностифигур показывают свои узлы управления с любым из включенных инструментовредактирования фигур, также как и с включенным инструментом редактированияузлов (F2). В момент наведения курсора мыши на один из узлов он [курсор]сообщает в строке состояния, что сделает этот узел при его смещении или нажатиипо нему с разными модификаторами.
Кроме того, каждая фигураотображает свои параметры в панели настроек инструмента (которая находитсявверху над холстом). Обычно панель настроек инструмента содержит несколькочисловых полей для ввода и кнопку сброса значений в изначальное состояние.Когда фигура(ы) выбрана его «родным» инструментом, редактирование значений впанели настроек изменит выбранную фигуру(ы).
Любые изменения внастройках инструмента запоминаются и используются для следующей новой фигуры.Например, если вы измените количество лучей звезды, у всех последующих новыхзвёзд будет такое же количество лучей. Более того, новые настройки фигурзапоминаются глобально для каждой новой сессии работы с Inkscape.
С включенным инструментомредактирования фигуры объект можно выбрать при помощи щелчка(мыши). КомбинацииCtrl+щелчок (выбрать одну фигуру из группы) и Alt+щелчок (выбрать под фигурой)работают так же, как и в инструменте выделения. Esc сбрасывает все выделения.
Группировка объектов. Можно объединить несколько объектов вгруппу. При перемещении и трансформации группа ведет себя как один объект.
Чтобы сгруппироватьнесколько объектов, нужно выделить их все и нажать Ctrl+G (или выбрать в меню Объект пункт Сгруппировать) (рис. 3). Чтобы разгруппироватьодну или несколько групп, нужно выбирать их и нажимать Shift+Ctrl+G(или выбрать в меню Объект пункт Разгруппировать).Сами группы можно объединять в группы, как и любые другие объекты: такимобразом, группы могут быть рекурсивными с неограниченными уровнями вложенности.
/>/>Рис. 3. Группировка объектов
Заливка и штрих. Каждый объект имеет контур (штрих) изаливку. Самый простой способ изменить заливку объекта — кликнуть мышью нанужном цвете палитры при выделенном объекте. Имеется возможность более тонкой иподробной настройки свойств контура и заливки объекта.
Многие функции Inkscapeдоступны через диалоги. Диалог содержит три вкладки: Заливка, Цвет штриха и Стиль штриха. Вкладка Заливка позволяет редактировать окраскувнутренней области фигуры. Используя кнопки внизу вкладки, можно убрать окраску, выбрать сплошную заливку, линейный или радиальныйградиенты.
На отдельных вкладкахрасположены панели: RGB, HSV, CMYK и Круг. Все панели содержат ползунок длярегулирования альфа-канала (прозрачности) объектов.
Каждый раз, когдавыделяется объект, в панели появляются текущие значения цветов. Используявкладку Цвет штриха, можно убрать штрих (контур) объектаили установить его цвет и прозрачность.
Последняя вкладка, Стиль штриха, позволяет установить толщину идругие параметры штриха.
И, наконец, вместосплошной окраски, можно использовать градиенты как для заливки, так и дляштриха.
Дублирование объекта. Одна из самых распространенныхопераций – дублирование объекта (Ctrl+D). Дубликат располагается точно над исходным объектом, становитсявыделенным, и можно сразу перемещать его мышью или клавишами со стрелками.
Выравнивание объектов. Для того чтобы выстроить объектыопределенным образом, нужно выделить их все, открыть диалог (из меню Объект или из контекстного меню) и выбрать нужный вариантрасстановки объектов. Каждый вариант снабжен всплывающей подсказкой, дляполучения которой нужно навести курсор мыши на картинку и немного подождать.
Логические операции надобъектами. Команды вменю Контур позволяют вам объединять два и более объектов, используя логическиеоперации.
Операции Разность и Исключающее ИЛИ могут применяться только к двум выбранным объектам; другиемогут применяться к любому количеству объектов. Получаемый объект всегдаиспользует настройки стиля (заливки и штриха) нижнего объекта.
Сумма сливает два объектаи делает из них один. Использование команды Исключающее ИЛИ выглядит похожи на команду Объединить, но разница заключается в том, что Исключающее ИЛИ добавляет узлы в местах пересеченияизначальных контуров. Разница между командами Разделить и Разрезатьконтур состоит в том,что первая разрезает целостность нижнего объекта контуром верхнего объекта, вто время как вторая режет только штрих нижнего объекта и убирает заливку (этоудобно для разрезания штрихов незалитых объектов).
Изменение порядкаобъектов. Две команды вменю Объект Поднять напередний план (клавиша Home) и Опустить на задний план (клавиша End) поставят выделенные объекты насамую верхнюю или самую нижнюю позицию по оси Z.
Две других команды, Поднять (PgUp)и Опустить (PgDn),опустят или поднимут выделенные объекты на один уровень относительно ближайшегоне выделенного объекта (считаются только объекты, перекрывающие выделенные;если выделение ничем не перекрывается, оно будет поставлено на самую верхнююили самую нижнюю позицию).
Клонирование объектов. При создании дубликата объекта(дублировании) мы получаем точную копию объекта — его дубль. Каждый дубль приэтом является вполне самостоятельным объектом,который в дальнейшем можно изменять произвольным образом. При этомпроизведенные изменения никак не отражаются ни на исходном объекте, ни надругих дублях. Иначе обстоит дело при клонировании.
Клон объекта — его точнаякопия, связанная с исходным объектом. Все изменения исходного объектараспространяются на его клоны.
При этом измененияотдельного клона никак не отражаются ни на исходном объекте, ни на другихклонах. Для клонирования объекта необходимо выделить исходный объект и выбратьв меню Правка пункт клон создать клон.
Создание и редактированиеконтуров. В отличие отфигур, созданных инструментами фигур, Перо и Карандаш создают так называемыеконтуры. Контур — это последовательность отрезковпрямых линий, и/или кривых Безье, которая как и любой другой объект в Inkscapeможет иметь собственные параметры заливки и штриха. В отличие от фигур контурможет свободно редактироваться смещением любого из его узлов (а не толькопредустановленных рычагов) или перетаскиванием его сегмента.
Создание текстовогообъекта. Дляиспользования инструмента Текст существует две возможности.
В первом случае, выбравинструмент Текст, нужно обрисовать при помощи мыши текстовое поле и ввести внего нужный текст.
При помощи угловогомаркера можно менять размеры текстового поля, при этом текст, расположенныйвнутри, автоматически подгоняется под размер поля.
На панели свойств (подстрокой меню в верхней части экрана) можно изменить шрифт текста, размершрифта, выровнять текст нужным образом внутри поля, имеется так же возможностьрасположить текст вертикально или горизонтально.
Другой вариант — послевыбора инструмента Текст выполнить щелчок левой клавишей мыши и сразу начатьввод текста. После того, как ввод текста закончен, можно выбрать инструментселектор и начать работать с текстом, как с обычным объектом. Его можно перемещать,вращать, изменять размеры, редактировать контур и заливку [8].
Вывод: Программа INKSCAPE нацелена на освоение базовых понятийи методов компьютерной графики, основ работы в векторном редакторе, обеспечениепонимания принципов построения и хранения изображений.
Возможности программы:
● Работа собъектами (масштабирование, перемещение, отображение)
● Возможностиформирования заливок, содержащих несколько цветов
● Средства дляупорядочения, объединения, пересечения объектов
● Большой объемграфических эффектов (объем, перетекание, тень)
● Разнообразныеметоды работы с кривыми возможность работы с
текстом
● Сохранениерисунков на внешних носителях./> 3. СЕРИЯ ПРАКТИЧЕСКИХЗАДАНИЙ ПО ВЕКТОРНОЙ ГРАФИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕДАКТОРА INKSCAPE
Изучение векторнойграфики с помощью программы Inkscape начинается с ее основ. Описываютсяпринципиальные различия между растровой и векторной графикой, а такжеособенности применения программы Inkscape. Характеризуются основные настройки программы. Затем обучениекомпьютерной графики переходит к характеристике основных приёмов работы собъектами. В состав этих приёмов входят управление объектами (их упорядочение,группировка и соединение) и редактирование их геометрической формы с помощьюразличных инструментов. Ещё один элемент формирования изображения – работа сконтурами, посредством которых можно создавать объекты произвольной формы.Поскольку изображение включает в себя не только контур, но и цвет, изучаютсяметоды работы с цветом и применения цветовых моделей, а также настроекпрозрачности объекта и цветоделения. Для более тщательной обработки изображенийприменяются средства повышенной точности, такие как линейки, сетки инаправляющие.
Кроме того, при изучениикомпьютерной графики в программе Inkscape включает в себя и изучение обработкиизображения в целом. Это разработка единого стиля при создании логотипа иливизитки, использование в изображении простого и фигурного текста, а такжеформирование макета документа. Отдельно описываются правила использованиярастровых изображений (их импорт, редактирование, обрезка и трассировка). Такжерассматриваются и различные спецэффекты, которые можно добавлять к объектам.Это могут быть различные виды деформации формы объекта, добавление тени,перетекание объектов и другие эффекты. Заключительный этап обработкиизображения – вывод его на печать.
Курс «Урокирисования на Inkscape»
Программа курса «Урокирисования в Inkscape» предназначена для учащихся, желающих расширить свои знанияо многообразии графических программ, получить более глубокое пониманиепринципов построения и хранения графических изображений, получить навыкисоздания оригинальных графических изображений.
Возможности графическихпрограмм различны, однако существуют общие принципы их построения. Изучениеданного курса предполагает работу в графическом редакторе Inkscape. В течение16 уроков учащиеся познакомятся с основными принципами создания иллюстрации вредакторе.
Inkscape – объёмныйпрограммный продукт, поэтому рассмотрение всех его возможностей выходит зарамки данного курса.
Цели курса:
– рассмотреть основныевозможности графической программы Inkscape;
– научиться создаватьсобственные изображения, используя инструментарий программы Inkscape.
Задачи курса:
– закрепление знаний,полученных в рамках изучения базового курса, и расширение спектра новых знанийо принципах построения и хранения графических изображений;
– повышение уровнятехнологических навыков компьютерной обработки изображений;
– применение полученныхзнаний для создания и редактирования графических изображений;
– формирование навыковсамостоятельной деятельности по изучению возможностей графических программ,навыков использования встроенных справочных систем;
– повышение интересаучащихся к предмету «Информатика»;
– поддержание высокогоуровня творческой активности учащихся.
Формы организации занятий
Занятия в рамках изученияданного курса построены в виде лекций, где вводятся новые понятия. Лекциипроводятся с обязательным показом презентаций по разделам курса, а такжеграфических изображений, созданных учащимися прошлых лет.
Практическая работаявляется основной формой проведения занятия. Учащиеся выполняют задания дляполучения основных навыков работы с программой
Одной из форм работымогут быть занятия – семинары (занятия – исследования), где учащиеся сначалавместе с учителем разбирают алгоритм создания иллюстрации, а затемсамостоятельно выполняют алгоритм, внося в него свои идеи и замыслы. Каждыйучащийся создает иллюстрацию на заданную тему. Итогом такого занятия должностать овладение всеми учащимися полным спектром возможностей работы с даннойпрограммой.
В ходе изучения курсаоцениваются текущие графические работы по точности выполнения требований кзаданию, а также уровень самостоятельности, проявленный при выполнении заданияи изучении программы. Форма итогового контроля – индивидуальная творческаяработа, выполненная в виде объектов оформления школьного уголка, расписанияуроков, обложки компакт-диска и т. д.[8].
Образовательныерезультаты
По окончании изучениякурса учащиеся должны знать:
– о принципах построенияи хранения графических изображений;
– о разновидностяхграфических программ и их назначении:
– о различных форматахграфических файлов.
Учащиеся должны уметь:
– запускать и завершатьработу с графическими программами;
– выполнять дисковыеоперации с графическими файлами;
– создавать иредактировать графические изображения;
– осуществлять экспорт иимпорт файлов.
Занятие 1. Перемещение,изменение размера и вращение, работа с текстом
Задание. СОЗДАНИЕ ПОЧТОВОЙМАРКИ
1. Нарисуйте белыйпрямоугольник как основу марки. Контур должен оставаться чёрным.
Для того, чтобы выбратьправильно ширину и длину будущей марки, импортируйте на лист выбранную вамифотографию Файл→Импортировать или просто рисунок.
/>
2. Затем подправьтеконтур прямоугольника, используя маркеры-стрелки. После этого перетащите вашуфотографию в центр белого прямоугольника, точно отрегулировав рамку по краям.
/>
3. Нарисуйте небольшойкруг, который будет выполнять роль зубцов. Для того, чтобы получился ровныйкруг, а не эллипс, удерживайте при рисовании клавишу CTRL. Заливка круга должнабыть белой, а контур — чёрным
/>
4. Вычислите габаритыкруга и прямоугольника. Для этого кликните по прямоугольнику и в верхней панелиинструментов можно увидеть значения его ширины и длины. Точно так же поступитес кругом. Его ширина и длина должны совпадать.
/>
5. Выделите круг и спомощью операции клон Правка→Клоны→Создать узор из клонов создайтепрямоугольник, заполненный копиями маленького круга. Расстояние между зубцамиприблизительно равно диаметру самого круга, поэтому во вкладке Смещениевыставьте в обоих случаях 100% (1), т.е. полный размер круга, а областьзаполнения вычислите как Ширина = Ширина прямоугольника + Диаметр круга, Высота= Высота прямоугольника + Диаметр круга.
/>/>
6. Оставьте только кругипо периметру, и выполните операцию отсоединения клонов Правка→Клоны→Отсоединить клон (без этой операции дальнейшие инструкции потеряют смысл). Этонужно для того, чтобы можно было проводить операции с контурами получившихсякругов. Для того, чтобы удалить центральную часть группы кругов, выделитерамкой нужные клоны и нажмите на клавишу DEL. Результат — на рисунке ниже.
/>/>
7. Через операцию Контур→Суммаобъедините все круги в один объект и затем расположите их поверх марки.Добейтесь выравнивания контура прямоугольника точно по центру кругов. Еслинужно — подправьте ширину и длину прямоугольник
/>
Далее нужно выделитьпрямоугольник и объект из кругов (не затрагивая фотографию в центре), а затемприменить к выделению команду Контур→Разность. Должно получиться примернокак на рисунке выше. Вот марка и готова. Осталось только добавить цену марки,сгруппировать надпись, фотографию и зубчатый контур.
8. Теперь можноотправлять письма «на деревню дедушке». Попробуйте создать подобныйконверт, поместив готовую марку поверх него и вставить имена адресата иотправителя.
/>
Задание 2. Рисуемодуванчик в Inkscape
В этом уроке мы будемрисовать воздушный одуванчик.
1. Сначала нарисуемхохолок одуванчика. Инструментом «Рисовать звезды и многоугольники»(Shift+F9) рисуем звездочку. Задаем ей 10-12 углов. Оконтуриваем звездочку — Ctrl+Shift+C.
В окне «Заливка иобводка» (Shift+Ctrl+F) уберем обводку, зададим звездочке белый илинемного желтоватый цвет.
/>
2. Затем переходим врежим правки контуров (F2) и изменяем положение кривых и узлов. Инструментом«Рисовать прямоугольники и квадраты» (F4) рисуем ножку, аинструментом «Рисовать кривые Безье и прямые линии» (Shift+F6) рисуемсемянку.
/>
3. Теперь собираем всетри части хохолка воедино, выделяем их и группируем Ctrl+G.
Инструментом«Рисовать круги, эллипсы и дуги» (F5) рисуем серединку одуванчика,красим её в серый цвет. С помощью Ctrl+C (копировать) и Ctrl+V (вставить) многораз копируем хохолок и располагаем по кругу вокруг серединки, поворачиваяхохолки вокруг оси.
/>
4. Таким образом получаемшарик (для заполнения центра одуванчика используем звездочки без семянок).
/>
5. Группируемполучившийся шарик и рисуем стебелек инструментом «Рисовать кривые Безье ипрямые линии» (Shift+F6). Задаем стебельку линейный градиент оттемно-зеленого к коричневому.
/>
6. Собираем, группируем Ctrl+G.-вот наш одуванчик и готов.
/>
7. Теперь можноиспользовать его где пожелаем — дело за фантазией.
/>
Вывод: При использованиипрограммы INKSCAPE одной из проблем является то, чтоучащиеся уже с большой долей вероятности проходили какие-то предыдущие занятияи имеют значительный опыт общения с Windows-системами. На занятиях требуетсяпоказать наиболее эффектные и привлекательные особенности предлагаемогосвободного ПО (зачастую по сравнению с проприетарными аналогами) – спецэффектыв GIMP, продвинутые возможности Inkscape(тени, градиенты, размытие, фотореалистичные изображения), создание видеоклиповна продвинутом уровне. Определенную сложность представляет и то, что учащиеся,как правило, уже определились с некоторыми жизненными приоритетами интересами –они могут совпасть или не совпасть с предлагаемыми материалами. Это наиболееоткрытая часть курса, которая требует от преподавателей максимальной отдачи иэрудиции за рамками обозначенной изначально программы курса.
Заключение
Анализ литературы,проведенный в процессе написания курсовой работы показал, что в последние годыактуальными становятся вопросы применения свободного программного обеспечения вобразовании. Использования свободного программного обеспечения в образовании, вчастности, в школьной практике, активно изучается и поддерживается нагосударственном уровне программами внедрения. Одна из наиболее сложных проблемобучения на базе свободного программного обеспечения заключается в том, чтоучащиеся уже с большой долей вероятности проходили какие-то предыдущие занятияи имеют значительный опыт общения с Windows-системами, который может оказыватьнегативное влияние и вызывать резко отрицательный эмоциональный настрой.
В работе рассмотреныосновные понятия о векторнойграфике на примере редактора Inkscape, подробно описан интерфейс программы. Программа Inkscapeотличается удобным русифицированным интерфейсом, проста в освоении ипоставляется с неплохой справочной системой, включающей разнообразные примерыиспользования, что в соответствии с бесплатностью делает данное приложениепривлекательным для широкого круга пользователей. Единственный недостатокInkscape — это его медлительность и повышенные требования к системным ресурсам.Inkscape подходит для создания высококачественных иллюстраций, плакатов,вывесок, табличек, для создания веб-графики и многого другого. Программаобладает множеством инструментов для создания и работы с векторной графикой,поддерживает импорт и экспорт большого количества форматов документов. По своимрабочим функциям, он похож на другие графические редакторы, такие какIllustrator, CorelDraw или Xara X.
В данной работе разработанасерия уроков в Inscape. Редактор Inscape достаточно сложный. И переход на негосо школьного Paint — довольно не простое дело. Следует отметить повышенныетребования к системным ресурсам по сравнению с проприетарными редакторами, чтосказывается на скорости работы программы. Особенно это заметно при работе сосложными иллюстрациями, включающими большое количество элементов. Также стоитотметить явную сырость некоторых функциональных элементов программы. По этимпараметрам программа явно отстает от коммерческих векторных редакторов.
Для решения задач полноценнойорганизации сетевого информационного пространства общеобразовательногоучреждения, его взаимосвязи с другими образовательными учреждениями необходимосоздание принципиально новых программных продуктов, основанных на свободныхрешениях и открытых стандартах, не имеющих каких бы то ни было ограниченийсрока использования. Перспективы использования свободного программного обеспечения являетсяпрекрасной альтернативой, значительно расширяющей не только возможностипреподавания информатики в школе, но и использование этого ПО впрофессиональной деятельности учителей и администраторов ОУ.
Литература
1. Андропова Е.В., Губин М.А., ГубинаТ.Н. Информационныетехнологии на базе свободного программного обеспечения. – Елец: ЕГУ, 2008. – 86с.
2. Губин М.А. Правовые аспекты применениясвободного программного обеспечения в Российской Федерации // fosscenter.elsu.ru/pdf/Sbornic_2009_SPO.pdf
3. Информационные технологии на базесвободного программного обеспечения: материалы научно-практического семинара. –Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009. – 109 с
4. Картузов А.В. Информационныетехнологии в сфере образования / А.В. Картузов, А.А. Черемина // Молодежь икооперация — 2008: Тезисы докладов XXXII итоговой межрегиональной студенческойнаучной конференции, посвященной 95-летию Российского университета кооперации.-Чебоксары, 2008.- С. 486-487
5. Карташов М.О. Из опыта проведения уроков повекторной графике в 7-х классах на базе СПО Четвертая конференция «Свободноепрограммное обеспечение», Переславль, 30 января — 1 февраля 2009 года – М., ALTLinux: 2009. – С.41-43
6. Отставнов М. Прикладные свободныепрограммы и системы в школе — М.: Институт Логики, ALT Linux Team, 2003.
7. Панюкова А.А. Дистрибутив «Школьный сервер».
8. Шалеев А.О. Обучение программированию в среднейшколе с использованием свободного программного обеспечения // fosscenter.elsu.ru/pdf/Sbornic_2009_SPO.pdf
9. Черный В.Л. Апробация Пакета СвободногоПрограммного Обеспечения (ПСПО) в учебных заведениях РФ. Итоги и перспективы — Третьяконференция «Свободное программное обеспечение», Переславль, 2–3 февраля 2008 г. – М., ALT Linux: 2008. – С.61–63.
10. Правовое регулированиеиспользования свободного программного обеспечения на примере// InformationSecurity/ Информационная безопасность. – 2009. — № 4.
11. Якшин М.М. Свободное программное обеспечение длявнешкольных занятий с детьми. // Сборник трудов Всероссийской конференцииЧелябинск, 25-26 марта, 2009 г. – С. 115