Дистанционное обучение.
Видео- и телеконференции в системе дистанционного образования
/>
Содержание
Введение… 3
1. Место дистанционного обучения всистеме образования. Методологические аспекты. 4
1.2. Основные понятия системыдистанционного образования. 4
1.2. Принципы дистанционного образования. 6
1.3. Особенности дистанционногообразования. 7
1.4. Средства и формы дистанционногообучения. 9
2. Общие положения системыдистанционного образования… 11
2.1. Цели и задачи системыдистанционного образования. 11
2.2. Задачами системы дистанционногообразования. 11
2.3. Виды передаваемой информации впроцессе дистанционного обучения. 11
2.4. Организация учебного процесса. 12
3. Требования к каналам связи приорганизации системы дистанционного образования… 14
3.1. Общие требования к сетевым ресурсамсистемы дистанционного образования. 14
3.2. Требования к каналам связи приорганизации видеоконференцсвязи. 15
3.3. Выбор систем видеоконференций. 17
3.3.1. Классификация системвидеоконференций. 17
3.3.2. Персональные видеоконференции. 17
3.3.3. Групповые видеоконференции. 21
3.3.4. Студийные видеоконференции. 22
3.4. Стандарты видеоконференций. 22
3.5. Совместная работа с данными. 24
3.6. Многоточечные видеоконференции. 24
3.7. Системы видеоконференцсвязи длядистанционного образования. 25
3.8. Использование сети ISDN в системедистанционного образования. 27
3.8.1. Доступ к сети Internet 27
3.8.2. Видеоконференции в сети ISDN… 28
3.8.3. Объединение удаленных ЛВС… 29
Заключение… 30
Литература… 30
/>Введение
Использование информационно-коммуникационныхтехнологий представляет собой новый уровень мыслительной, творческой,коммуникативной и исполнительской деятельности и ведет к коренной перестройкеразличных сторон деятельности, включая учебную и обучающую. В психологии фактсвязи деятельности и общения констатируется исследователями. Из психологииизвестно, что посредством общения деятельность организуется и развивается. Какправило, при этом рассматриваются три взаимосвязанные стороны общения:коммуникативная(обмен информации), интерактивная(взаимодействие) и перцептивная(факт установления взаимопонимания).
Эффективность педагогического воздействияпри дистанционной форме обучения посредством компьютерных телекоммуникационныхсетей невозможно понять вне особенностей общения между обучающим и обучаемым.Пути решения проблем, обусловленных тем, что:
· информация в процессе общения не только передается, но иформируется, уточняется, развивается;
· вербальное общение реализуется при помощи фактического,информационного, дискуссионного и исповедального типов диалогов;
· органическим дополнением вербальной речи является употреблениеневербальных средств общения, таких, как жесты, мимика, качество голоса, егодиапазон, тональность
· визуальное общение (контакт глазами);
· интерактивная сторона общения проявляется в совместнойдеятельности;
· в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание междуего участниками.
Что побуждает применять системытелекоммуникаций в дистанционном образовании?
Привлекает не только возможностьобеспечения оперативной обратной связи между обучаемым и обучающим нарасстоянии по сети, средств предоставления знаний, но и постоянная актуализацияучебного материала с наименьшими затратами. В связи с идеями индивидуального иразвивающего обучения, особый интерес представляют функциональные возможностииспользования средств информационных технологий в обучении.
Целью данного реферата являетсярассмотрение системы дистанционного образования, его принципов, особенностей исредств. Одним из существующих и перспективных его инструментов являютсявидеоконференции. В работе рассматриваются типы видеоконференций, техническиесредства и программное обеспечение, особенности и требования к каналам связи,типы передаваемой информации по этим каналам./>1. Место дистанционногообучения в системе образования. Методологические аспекты.1.2. Основные понятия системы дистанционногообразования
Обучение — это целеустремленный,систематический, организованный процесс получения знаний, умений, навыков, аобразование — это результат обучения личности.
Дистанционное обучение — это способобучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физическинаходятся в различных местах. Исторически, дистанционное обучение означалозаочное обучение. Однако сейчас — это средство обучения, использующее аудио,видео и компьютерные системы, связанные через каналы связи. Дистанционноеобучение является формой получения образования, наряду с очной и заочной, прикоторой в образовательном процессе используются лучшие традиционные иинновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных ителекоммуникационных технологиях.
Дистанционное образование — тесно связаннос дистанционным обучением. Принято считать, что дистанционное образование — этопроцесс передачи знаний (за него ответственен преподаватель и учебный центр), адистанционное обучение — это процесс получения знаний (за него ответствененобучаемый).
Основу образовательного процесса придистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемаяинтенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобномдля себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплектспециальных средств обучения и согласованную возможность контакта спреподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.
Дистанционное образование — особая,совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно-заочного, заочного ивечернего обучения на основе новых информационных технологий и системмультимедиа. Современные средства телекоммуникаций и электронных изданийпозволяют преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этомвсе их достоинства.
С дистанционным обучением связана новаяорганизация образовательного процесса, базирующаяся на принципесамостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, чтообучаемые в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя впространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любоймомент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
Система дистанционного образования (СДО)представляет собой системно-организованную совокупность средств передачиданных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программногои организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворениеобразовательных потребностей пользователей.
Система дистанционного обучения обязательнодолжна обеспечивать выполнение следующих функции:
· доставка обучаемым основного объема изучаемого материала спомощью информационных технологий;
· интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей впроцессе обучения;
· предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы поосвоению изучаемого учебного материала;
· оценка знаний и навыков обучаемых в процессе обучения.
Создание системы дистанционного образованиясводится к организации специфической педагогической системы, элементами которойявляются подсистемы:
· целей обучения;
· содержания обучения;
· методов обучения;
· средств обучения;
· организационных форм обучения;
· идентификационно-контрольная;
· учебно-материальная;
· финансово-экономическая;
· нормативно-правовая;
· маркетинговая.
Необходимость и возможность организации СДОобусловлена следующими факторами:
· Ограничения по получению профессионального образования (вчастности, ограниченная доступность в отдаленных регионах, высокая стоимостьобучения, ограничения по времени обучения и др.);
· Ограничения по пропускной способности вузов, факультетовповышения квалификации и образовательных учреждений других типов;
· Увеличение количества желающих получить профессиональноеобразование из-за повышения престижа образования и необходимости переподготовкиспециалистов;
· Появление и развитие качественно новых средств информационныхтехнологий и ярко выраженный процесс информатизации телекоммуникационныхтехнологий; />1.2. Принципыдистанционного образования
1. Принцип приоритетности педагогического подхода при проектированииобразовательного процесса в СДО.
Суть названного принципа состоит в том, чтопроектирование СДО необходимо начинать с разработки теоретических концепций,создания дидактических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать.Опыт компьютеризации позволяет утверждать, что когда приоритетной являетсяпедагогическая сторона, система получается более эффективной.
2. Принцип педагогической целесообразности применения новых информационныхтехнологий.
Он требует педагогической оценкиэффективности каждого шага проектирования и создания СДО. Поэтому на первыйплан необходимо ставить не внедрение техники, а соответствующее содержательноенаполнение учебных курсов и образовательных услуг.
3. Принцип выбора содержания образования.
Содержание учебных курсов и дисциплинсистемы дистанционного образования должно соответствовать нормативнымтребованиям Государственного образовательного стандарта РФ.
4. Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в СДО.
Необходимо предусматривать принеобходимости организационные и технические способы безопасного иконфиденциального хранения, передачи и использования нужных сведений,обеспечения ее безопасности при хранении, передачи и использовании.
5. Принцип стартового уровня образования.
Эффективное обучение в СДО требуетопределенного набора знаний, умений, навыков. Например, для продуктивногообучения кандидат на учебу должен быть знаком с научными основамисамостоятельного учебного труда, обладать определенными навыками обращения скомпьютером и др.
6. Принцип соответствия технологий обучения.
Технологии обучения должны быть адекватнымоделям дистанционного образования. Так, в традиционных дисциплинарных моделяхобучения в качестве организационных форм обучения (видов занятий) используютсялекции, семинарские и практические занятия, имитационные или деловые игры,лабораторные занятия, самостоятельная работа, производственная практика,курсовые и дипломные работы, контроль усвоения знаний. В процессе становленияСДО могут появиться новые модели, которые в случае необходимости должны бытьвключены в нее. Примером таких новых моделей могут служитьобъектно-ориентированные или проектно-информационные модели. В числеорганизационных форм обучения в этих моделях могут использоваться компьютерныеконференции, телеконференции, информационные сеансы, телеконсультации,проектные работы и пр.
7. Принцип мобильности обучения.
Он заключается в создании информационныхсетей, баз и банков знаний и данных для дистанционного образования, позволяющихобучающемуся корректировать или дополнять свою образовательную программу внеобходимом направлении. При этом требуется сохранение информационногоинвариантного образования, обеспечивающего возможность перехода к другим направлениямобразования.
8. Принцип неантогонистичности дистанционного образования существующимформам образования.
Проектируемая СДО сможет дать необходимыйсоциальный и экономический эффект при условии, если создаваемые и внедряемыеинформационные технологии станут не инородным элементом в традиционной системепрофессионального образования, а будут естественным образом интегрированы внего. />1.3. Особенностидистанционного образования
1. Гибкость.
Обучающиеся, в основном, не посещаютрегулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учиться столько,сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получениянеобходимых знаний по выбранной специальности.
2. Модульность.
В основу программ дистанционногообразования закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина илиряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление обопределенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсовформировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
3. Параллельность.
Обучение может проводиться при совмещенииосновной профессиональной деятельности с учебой, т.е. «без отрыва отпроизводства».
4. Дальнодействие.
Расстояние от места нахождения обучающегосядо образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) неявляется препятствием для эффективного образовательного процесса.
5. Асинхронность.
Подразумевается тот факт, что в процессеобучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учениянезависимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобномтемпе.
6. Охват.
Эту особенность иногда называют«массовостью». Количество обучающихся в СДО не является критичнымпараметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации(электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом ис преподавателем через сети связи или с помощью других средств информационныхтехнологий.
7. Рентабельность.
Под этой особенностью подразумеваетсяэкономическая эффективность дистанционного образования. Средняя оценказарубежных и отечественных образовательных СДО показывает, что они обходятсяприблизительно на 10-50% дешевле, в основном за счет более эффективногоиспользования существующих учебных площадей и технических средствинформационных технологий, а также представления более концентрированного иунифицированного содержания учебных материалов и ориентированности технологийСДО на большое количество обучающихся и других факторов.
8. Новые информационные технологии.
В СДО используются, преимущественно, новыеинформационные технологии (компьютеры, аудио- видеотехника, системы и средствателекоммуникаций и др.). />1.4. Средства и формыдистанционного обучения
В образовательном процессе дистанционногообучения могут использоваться следующие средства обучения:
· печатные издания;
· электронные издания;
· компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийномвариантах;
· учебно-информационные аудиоматериалы;
· учебно-информационные видеоматериалы;
· лабораторные дистанционные практикумы;
· тренажеры;
· базы данных и знаний с удаленным доступом;
· электронные библиотеки с удаленным доступом;
· дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем;
· дидактические материалы на основе геоинформационных систем;
· компьютерные сети.
По технологии передачи данных на расстояниеможно выделить следующие формы дистанционного обучения:
· рассылка печатных материалов по почте (характерное длятрадиционного заочного обучения);
· рассылка аудио- и видео- кассет;
· средствами аудиографики;
· через интерактивное ТВ и видеоконференции;
· через телеконференции, IRC, MOO, MUD (на базе сети Internet);
· через электронную почту и листы рассылки (на базе сети Internet);
· через WWW (Internet)
В последнее время технология Internetвытесняет другие формы. Это связано с тремя обстоятельствами:
1. техническое развитие Internet — технологий, позволяющих более дешевыми иудобными средствами имитировать любую учебную модель;
2. простота подключения к сети Internet;
3. низкая стоимость подключения.
По способу получения учебной информацииразличают:
1. Синхронные учебные системы
2. Асинхронные учебные системы.
Синхронные системы предполагаютодновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. Ктаким системам относятся: интерактивное телевидение, видеоконференции,аудиографика, компьютерные телеконференции, IRC, MUD, MOO.
Асинхронные системы не требуютодновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает времяи план занятий. К таким системам в дистанционном образовании относятся курсы наоснове печатных материалов, аудио/ видео кассетах, электронной почте, WWW, FTP.
Смешанные системы, которые используютэлементы как синхронных, так и асинхронных систем.
/>2. Общие положениясистемы дистанционного образования/>2.1. Цели и задачисистемы дистанционного образования
Целью системы дистанционного образованияявляется получение общетеоретических и профессиональных знаний по выбранномуучебному курсу посредством технических средств, обеспечивающих передачу учебнойинформации при дистанционном удалении обучаемых от преподавателя. />2.2. Задачами системыдистанционного образования.
· обеспечение доступа к знаниям по учебной дисциплине внеперсонального общения с преподавателем;
· организация учебного процесса с использованием обратной связи дляоперативного контроля степени усвоения знаний обучаемыми;
· возможность широкого распространения учебной и иной информации вреальном масштабе времени для любой заинтересованной аудитории;
· экономия финансовых и временных затрат на повышение квалификацииработников различных предприятий; />2.3. Виды передаваемойинформации в процессе дистанционного обучения
При проведении учебных и иных видов занятийсистема дистанционного образования должна обеспечивать передачу следующих видовсообщений:
· аудио-информация — передача голосового сопровожденияпреподавателем излагаемого учебного материала, а также ответов обучаемых наголосовые вопросы преподавателя.
· текстовая информация — комментарии преподавателя к голосовомукомментарию, а также необходимая ссылочная, нормативно-правовая, справочнаяинформация, текстовые контрольные задания по мере изложения учебного материала.Обучаемые должны иметь возможность послать преподавателю ответы на контрольныевопросы также в виде текстового файла.
· статические графические изображения — неподвижные графическиеизображения (схемы, рисунки, фотографии), представляемые преподавателем впроцессе лекции или практического занятия. Обучаемый должен иметь возможностьпередавать аналогичное изображение в адрес преподавателя;
· динамические графические изображения — оперативное представлениеинформации в виде графических символов, формул, небольших рисунков, короткихтекстовых комментариев, выполняемых от руки в процессе учебного занятия(«электронная доска»);
· анимация и мультимедиа — движущиеся графические объекты,иллюстрирующие динамику учебного материала с аудиосопровождением
· видеоизображения преподавателя и обучаемых;
· учебные видеофильмы. />2.4. Организация учебногопроцесса
Система дистанционного образования должнаобеспечивать организацию следующих режимов обучения:
· интерактивный режим — двухстороннее общение обучаемых ипреподавателя в момент обучения. Возможно общение преподавателя с массовойаудиторией или индивидуально с каждым обучаемым;
· симплексный режим — односторонняя передача информации отобучаемого к преподавателю и обратно. Возможность организовать последовательныйили выборочный опрос обучаемых в режиме «on line» или «offline».
В системе дистанционного образования могутбыть использованы следующие виды учебных занятий:
· лекции учебные;
· лекции демонстрационные;
· консультации коллективные или индивидуальные;
· практические и семинарские занятия;
· индивидуальные занятия;
· зачеты и тесты.
Важной особенностью системы дистанционногообразования является необходимость реализации дистанционной работы спрограммно-управляемым оборудованием телекоммуникаций (программно-управляемыеАТС, мультиплексоры SDH и др.) или с программными имитаторами данногооборудования при проведении лабораторных и практических занятий.
В системе дистанционного образования могутиспользоваться в различных сочетаниях следующие средства обучения:
· печатные издания;
· электронные издания;
· компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийномвариантах;
· учебно-информационные аудиоматериалы;
· учебно-информационные видеоматериалы;
· лабораторные дистанционные практикумы;
· тренажеры;
· базы данных и знаний с удаленным доступом;
· электронные библиотеки с удаленным доступом;
· дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем;
· компьютерные сети;
· сеть Интернет.
Наиболее эффективной формой проведения какгрупповых так и индивидуальных учебных занятий в системе дистанционногообразования является использование систем видеоконференций. При этомобязательным условием проведения видеоконференцсвязи должны быть использованиережима совместного доступа к различным приложениям и данным, режима «белойдоски», возможность передачи файлов. При этом в системе дистанционногообразования должна быть реализована возможность работы с обучающим программами,тренажерами, просмотр записанных лекций, доступ в сеть Интернет и др.
/>3. Требования к каналамсвязи при организации системы дистанционного образования/>3.1. Общие требования ксетевым ресурсам системы дистанционного образования
При построениитерриториально-распределенной системы дистанционного образования встает задачаоптимального выбора стандарта передачи информации между элементами системы.
В системе дистанционного образования могутиспользоваться современные телекоммуникационные сети с множеством разнообразныхтехнологий и протоколов. Аналоговые системы связи в меньшей степени отвечаюттребованиям системы дистанционного образования, хотя из-за своей доступностиони ьнгут использоваться для телефонии и низкоскоростной передачи данных, вчастности по протоколу Х.25. Более высокими скоростями передачи отличаютсявыделенные цифровые каналы связи, построенные на основе медных кабелей,оптоволокна, беспроводных и спутниковых каналов связи. Но их строительство иаренда обходятся значительно дороже. Развиваются очень перспективные сети cасинхронным режимом передачи (ATM), позволяющие передавать с максимальнойэффективностью любые виды трафика и масштабировать полосу пропускания. Могутиспользоваться услуги сетей с ретрансляцией кадров (frame relay), обычнобазирующиеся на выделенных линиях и поддерживающие многоточечные топологии.Сети frame relay[1]могут использоваться для передачи различных видов трафика, в том числечувствительного к задержкам. В последнее время началось внедрение технологийвысокоскоростной передачи интегрированных данных по сетям кабельноготелевидения (КТВ) и обычным телефонным проводам (xDSL). Получают развитие такиетехнологии, как SMDS (Synchronous Multimegabit Digital Service — многоточечнаяпередача данных на основе коммутации ячеек) и B-ISDN (Broadband ISDN — широкополосная ISDN). Эти технологии очень перспективны, но пока мало доступныи дороги.[2]
Одной из наиболее эффективных сетевыхтехнологий для системы дистанционного образования является цифровая сеть синтеграцией служб ISDN (Integrated Services Digital Network). Она основываетсяна «зрелой» технологии и создается отчасти на базе оборудования иканалов существующих телефонных сетей общего пользования (ТфОП).[3]/>3.2. Требования к каналамсвязи при организации видеоконференцсвязи
Независимо от типа системы, необходимымусловием для проведения видеоконференции, естественно, является наличие каналасвязи и соответствующей полосы пропускания в нем. Как правило, такие каналыобеспечивают сети ISDN, ЛВ.[4]Новые инные телефонные линии. Последние привлекают своей доступностью идешевизной, однако при скорости передачи 28,8 Кбит/с и небольшом размеревидеоокна практически невозможно получить частоту смены кадров выше 10кадров/с, что неизбежно влияет на качество изображения (хотя качество звука можетвполне устраивать участников видеоконференции).
Наиболее распространенная сетеваяинфраструктура для систем видеоконференцсвязи — цифровые сети с интеграциейуслуг. При скорости передачи 128-512 Кбит/с они позволяют добиться частотыразвертки 30 кадров/с. Как показывают исследования, именно такая частота сменыкадров обеспечивает наиболее комфортное для пользователя видеоизображение.Рекомендуется использовать для проведения видеоконференций корпоративногоуровня полосу пропускания 384 Кбит/с, т. е. три канала ISDN BRI, каждый изкоторых обеспечивает скорость передачи 128 Кбит/с.
Системы персональных видеоконференций,работающие в пределах одного здания, могут использовать ресурсы локальнойвычислительной сети. Локальная сеть способна обеспечить высокую пропускнуюспособность, а следовательно, высокое качество изображения и звука. Однакоширокая полоса пропускания используется и для передачи других потоков данных, асоответственно, возможны задержки передачи, к которым видеопотоки крайнечувствительны, поэтому нельзя гарантировать полноценные сеансы видеоконференциина базе ЛВС.
Необходимо учитывать, что видеоконференция- приложение с высокими требованиями к пропускной способности, создающеезначительную нагрузку на локальную сеть. Ряд компаний, в том числе Intel иPictureTel, предлагают специальные средства управления трафиком в локальнойсети для поддержки видеоконференций. Система Intel LANDesk Conferencing ManagerR3.0, например, разрешает проведение видеоконференции лишь в том случае, еслинеобходимая для этого пропускная способность не превышает определенногопредела. Администратор локальной сети устанавливает и изменяет значения данныхпределов, а также контролирует распределение полосы пропускания в реальномвремени и при необходимости прекращает работу всех систем видеоконференций.
Новые сетевые технологии, такие как ATM иframe relay, стимулируют проведение видеоконференций. Сеть АТМ, как и ISDN,интегрирует данные различных типов — текстовые, графические, аудио и видео.Реализация в АТМ принципа коммутации ячеек обеспечивает высокую пропускнуюспособность с возможностью масштабирования, практически снимает проблемузадержек и гарантирует качество предоставляемых услуг. Поэтому ATM-технологиюможно считать почти идеальной для мультимедийных приложений, в частностивидеоконференций. Однако это достаточно дорогая и еще не вполне устоявшаясятехнология, что сдерживает применение данной технологии на практике.
Технология frame relay разрабатывалась,прежде всего, как средство эффективной передачи пакетов данных и уступает АТМ сточки зрения оптимизации сетевого трафика и предоставления гарантированногосервиса. Тем не менее, сети frame relay все больше используются как экономичноесредство передачи аудио- и видеоинформации в масштабах крупных корпораций.[5]
Следует отметить, что в качестве передающейсреды для видеоконференций может использоваться и сеть Internet. Конечно, непосредственноеобщение по сети Internet выглядит очень заманчиво и в принципе, это возможно спомощью протокола передачи в реальном времени (Real-Time Transport Protocol,RTP, RFC 1889). Однако из-за существующих на сегодняшний день ограниченийпропускной способности сеть Internet не может обеспечить высокую частоту сменыкадров и отсутствие задержек передачи, а соответственно, не гарантирует отпотерь отдельных кадров или частей слов. Поэтому в настоящее время качественнуювидеоконференцию на базе ресурсов Internet получить не представляетсявозможным.
/>3.3. Выбор систем видеоконференций/>3.3.1. Классификациясистем видеоконференций
Большая часть систем видеоконференций — этолибо аппаратные решения, либо системы, объединяющие аппаратные и программныекомпоненты. Их можно разбить на три основные группы.
— Персональные (настольные)видеоконференции — обычно системы программно-аппаратного типа, поддерживающиедиалог двух участников. Для проведения конференции необходим персональныйкомпьютер с мультимедийными возможностями и канал связи (например, локальнаясеть).
— Групповые видеоконференции обеспечивают одновременнуюсвязь между группами участников. Применяются как аппаратные, так ипрограммно-аппаратные решения, которые, как правило, требуют использованияспециального оборудования и наличия линии ISDN.
— Студийные видеоконференции — системы высшего класса,реализованные преимущественно аппаратными средствами. Они требуютвысокоскоростных линий связи и четкой регламентации сеансов. Обычно такаясистема объединяет одного выступающего с большой аудиторией. />3.3.2. Персональныевидеоконференции
Доступная аудитория и вариант общения:обычно диалог двух лиц.
Качественная характеристика каналасвязи: нет необходимости в широкой полосе пропускания.
Стиль общения: неформальный.
Необходимые затраты: толькопрограммное обеспечение и аппаратные средства, используемые на рабочем месте.
Необходимое оборудование: компьютерс поддержкой аудио и видео, микрофон, динамики или наушники, видеокамера,локальная сеть, Switched 56, ISDN-соединение.
Оптимальные сферы применения: длясовместного интерактивного обмена информацией, групповой работы с приложениями,а также пересылки файлов при малых временных и финансовых затратах.
Характерные продукты:
Intel ProShare (производства Intel,платформа х86, ОС — Windows 3.x и 95),
ShareVision (CreativeLabs, платформа х86, ОС — Windows 3.x и 95),
CU-SeeMe (CornellUnivercity, платформа х86, ОС — Windows 3.x и 95), чныхkTimeConferencing (Apple, System 7.5).
Персональная видеоконференция объединяетаудио- и видеосредства и коммуникационные технологии с целью обеспечениявзаимодействия в реальном масштабе времени с использованием обычного ПК.Применение персональных видеоконференций предполагает, что все участникинаходятся на своих рабочих местах, а подключиться к сеансу видеоконференций скомпьютера столь же просто, как сделать обычный телефонный звонок.
Для персональных видеоконференций требуетсяперсональный компьютер, сконфигурированный для использования в сети, которыйимеет средства поддержки звуковой и видеоинформации, кодер-декодер (для сжатияи декомпрессии звуковых и видеосигналов), видеокамеру, микрофон, а такжебыстродействующий модем, сетевое соединение или ISDN-линию. В процессе общенияпользователь имеет возможность видеть как своего собеседника, так и собственноевидеоизображение. Часть экрана занимают видеоокна, а в оставшейся части могутразмещаться окна приложений совместной работы с данными, которые являютсянеотъемлемой частью современной системы персональных видеоконференций.
В настоящее время большинство наиболеепопулярных систем пе6рсональных видеоконференций используют доску объявлений(«whiteboard»), которая дает возможность зарезервировать отдельнуюобласть экрана для просмотра и совместной работы с документами, в дополнение ктрадиционному окну конференц-связи, в котором отображаются участникиперсональной видеоконференции.
Цена типичного комплекта, включающегоодну-две периферийные платы, видеокамеру, микрофон, колонки или наушники ипрограммное обеспечение, как правило, колеблется в диапазоне от 1500 до 7000долл.
Для связи применяется либо локальная сеть,либо ISDN, или же обычные телефонные линии. В связи с использованием в нихразличных методов передачи пока не решены проблемы соединения и совместнойработы изделий различных производителей (даже несмотря на то, что выработан целыйряд стандартов). Другое препятствие — это низкое быстродействие при передачеинформации по аналоговым линиям. Быстродействие наиболее распространенныхмодемов не превышает 28,8 Кбит/с, таким образом, передача данных получаетбольший (по сравнению с передачей аудио- и видеоинформации) приоритет. Поэтомуперсональные видеоконференции с использованием модемной связи обеспечиваютпередачу от 4 до 10 видеокадров в секунду, что на практике вряд ли приемлемо.
Если же использовать ISDN, то при наличиисвязи на скоростях 128 Кбит/с возможна передача видеофрагментов сбыстродействием от 10 до 30 кадров в секунду и вдвое большим, чем в случаемодемной связи, размером окна.
Чем больше объем передаваемых данных, темболее качественным получается видеоизображение. При скорости Е1 (2048 Кбит/с)качество видео является оптимальным. Однако большинство пользователей не могутработать на данной скорости, поскольку это слишком дорого. Поэтому дляпользователей, которым требуется оптимальное сочетание качества видео и стоимости,наиболее целесообразной представляется скорость в 768 Кбит/с. Однако, учитываяфактор стоимости, большинство организаций использует 384 Кбит/с, а 128 Кбит/сдоступно большей части индивидуальных пользователей ISDN.
Основная проблема с качеством видео состоитв том, что имеющиеся технологии позволяют достигать относительно низкуюскорость передачи кадра (фрейма). Однако этот вопрос можно решить, если системабудет использовать хорошую видеофиксацию и эффективную реализацию сжатияизображения без существенной потери качества.
Большинство систем персональныхвидеоконференций, таких как SUN ShowMe (SUN, Solaris 2.3), SGI InPerson (SGI,Irix 5.3), InSoft Communique (Win 3.x, 95, NT; Irix 5.3; HP UX 9.0.3, 9.0.5,10.0; AIX 3.2.5, 4.1.1; DEC Unix; Solaris 2.3), Apple QuickTime Conferencig(Mac, System 7.5), Intel ProShare (PC, Windows 3.x, 95), базируются на ISDNиз-за преимуществ, которые предоставляют цифровые линии (по сравнению состандартной связью по аналоговой линии или с использованием Ethernet). При этомсвязь может осуществляться не только с удаленным узлом сети, но и с Internet.Среди указанных систем видеоконференций, использующих различные аппаратныеплатформы, наиболее дорогими, производительными и функционально полнымиявляются продукты компаний Sun и SGI, которым для организации персональнойвидеоконференции необходимо только подсоединить видеокамеру и установитьнеобходимое программное обеспечение. Основная проблема заключается в том, чтоEthernet-сеть не предназначена для интенсивной передачи больших потоков аудио-и видеоинформации. Однако появление новых технологий типа iso-Ethernet,сочетающей ISDN-линии c Ethernet 10Base-T, позволяет частично решить проблему,хотя для них требуются специализированные сетевые платы и концентраторы(например ISDN-адаптеры TS-256 фирмы Telesync). Switched Ethernet даетвозможность использовать полосу до 10 Мбит/с на каждую рабочую станцию в сети,в то время как технологии 100Base-T и 100VG-AnyLAN обеспечивают значительноболее широкую полосу пропускания.
В персональных видеоконференциях широкоиспользуются такие возможности, как доска объявлений, разделяемые документы иприложения. Эти возможности персональных видеоконференций особенно эффективныдля применения в системе дистанционного образования.
Обычно под доской объявлений понимаетсяпрограммное обеспечение, позволяющее совместно создавать и редактироватьдокументы всем участникам конференции, причем сам документ может состоять нетолько из текстовой информации, но также содержать графические и другие элементыоформления, например выделение участков текста маркером. Преимуществом доскиобъявлений перед другими средствами групповой обработки информации, имеющимисяв персональных видеоконференциях, можно считать относительно высокое, посравнению с разделяемыми приложениями, быстродействие.
Разделяемый документ подобен доскеобъявлений — за исключением того, что в первом случае нет необходимостииспользовать специализированное приложение, а можно обойтись стандартнымпрограммным обеспечением с уже знакомыми командами и кнопками быстрого вызова,обеспечивающим значительно больше возможностей, например таких, как OLE.
С технической точки зрения, использованиеразделяемых документов в большей степени необходимо для совместной обработкиспециализированных документов, таких как фрагмент электронной таблицы, формабазы данных или макет документа, в то время как доска объявлений большеприспособлена для интерактивного обмена текстовой информацией.
Другая возможность персональныхвидеоконференций — это так называемое совместное использование приложений.Разница между разделяемыми приложением и документом заключается в том, что невсе приложения ориентированы на работу с документами, в отличие, например, оттекстового процессора или электронной таблицы. Практически любое приложение, неиспользующее недокументированных вызовов операционной системы, может выступатьв роли разделяемого. Преимущество, которое обеспечивает данный метод групповойобработки информации, заключается в том, что если у одного из пользователейотсутствует какое-нибудь приложение, то его можно вызвать с другого компьютера,причем при таком методе работы не нарушаются авторские права изготовителяпрограммы.
Однако наряду с несомненнымипреимуществами, реализуемыми при решении определенного круга задач дистанционногообразования, персональные видеоконференции обладают целым рядом недостатков,среди которых можно выделить невысокое качество видеоизображения и отсутствиевозможности для общения большого числа участников. Что касается увеличениячисла участников, то оно возможно в случае применения специализированного,весьма дорогостоящего оборудования, что не всегда оправданно. Именно поэтомудля решения ряда задач, в том числе и дистанционного образования, используютсягрупповые средства проведения видеоконференций. />3.3.3. Групповыевидеоконференции
— Доступная аудитория и вариант общения: группа с группой.
— Качественная характеристика канала связи: необходимабольшая производительность (ширина полосы пропускания).
— Стиль общения: практически формальный, основанный нарегламенте.
— Необходимые затраты: приобретение программного иаппаратного обеспечения, а также затраты на специализированные средства ипомещения.
— Необходимое оборудование: дисплей (обязательно сдиагональю 29 или 37 дюймов и возможностью масштабирования изображения),Switched 56, ISDN-соединение, специализированное оборудование.
— Оптимальное применение: для совместной интерактивнойвыработки решений, организации группового взаимодействия между удаленнымигруппами.
— Характерные продукты: PictureTel (Concorde 4500).
Групповые видеоконференции подходят дляорганизации эффективного взаимодействия больших и средних групп пользователей,причем благодаря значительно более высокому качеству видеоизображения можноосуществлять обмен и просмотр документов, отображение которых в персональныхвидеоконференциях не представляется возможным. С этой точки зрения групповыевидеоконференции наиболее эффективны для проведения групповых занятий (лекций,семинаров, групповых консультаций и др.) в системе дистанционного образования.Кроме того, групповые видеоконференции идеально подходят для проведениядискуссий и выступлений, то есть там, где участник не может присутствоватьлично.
Во время дистанционного обучения в режимеудаленного доступа требуются высокое качество звука и изображения на экране.Для этих целей больше подойдут групповые видеоконференции, где используютсявысококачественные видеокамеры и устройства аудиосвязи, обеспечивающие Hi-Fi-качествозвука и полноэкранное видео. Соответственно, для их проведения необходимы болеекачественные, чем дисплей персонального компьютера, мониторы. Многие системыэтого уровня включают такие мониторы в свой стандартный комплект.
Групповая видеоконференция позволяет членамразных групп видеть друг друга и обсуждать конкретные проблемы. Когда у экранасидят несколько участников, возможности разделения данных могут оказаться нестоль актуальными, как в случае диалога двух пользователей, однако ведущиесистемы этого уровня включают в себя подобные средства. />3.3.4. Студийныевидеоконференции
— Доступная аудитория и вариант общения: обычно одинвыступающий и аудитория слушателей.
— Качественная характеристика канала связи: необходимамаксимальная производительность.
— Стиль общения: формальный, жестко регламентированный,устанавливаемый ведущим.
— Необходимые затраты: приобретение студийного испециализированного оборудования.
— Необходимое оборудование: студийная камера (их может бытьнесколько), соответствующее звуковое оборудование, контрольное оборудование имониторы, доступ к каналам спутниковой связи или оптоволоконной линии связи.
— Оптимальное применение: для решения задач, требующих максимумавозможностей с точки зрения организации обработки информации большим числомлюдей.
— Характерные продукты: специализированное телеоборудование.
Применение студийных видеоконференций всистеме дистанционного образования не целесообразно ввиду их сложности идороговизны.
3.4. Стандарты видеоконференций
Для обеспечения совместимости продуктовразных производителей призваны стандарты видеоконференций, разработанныеМеждународным союзом электросвязи (МСЭ). Это позволяет создавать в корпорацииединую среду видеосвязи, способную к расширению и обновлению при сохранениипрежних инвестиций.
Основной стандарт, точнее серия стандартоввидеоконференций Н.320 определяет базовые параметры аудио- и видеосвязи поканалам с гарантированной полосой пропускания, в частности по ISDN-линиям. Нарынке представлено значительное число систем, удовлетворяющих спецификациямН.320.
Cтандарт Н.323 регламентирует проведениевидеоконференций в локальных и глобальных сетях с помощью линий связи с негарантированнымсервисом. Стандарт Н.324 предназчен и для систем на базе аналоговых телефонныхлиний.
В семейство Н.320 входят стандарты,определяющие основные требования к аудио- и видеохарактеристикам системвидеоконференций. Качество передаваемого изображения определяется двумябазовыми параметрами — разрешающей способностью изображения и частотой передачикадров. Н.320 задает два формата разрешения — CIF (Common Intermediate Format;352х288, где первое число означает количество пикселов в строке, а второе — количество строк в кадре) и QCIF (Quarter Common Intermediate Format; 176х144).Для достижения интероперабельности система, поддерживающая CIF, должна снизитьсвою разрешающую способность при соединении с системой с разрешением QCIF.Допустимая частота кадров в системах, соответствующих Н.320, составляет 7,5,10, 15 или 30 кадров/с.
В Н.320 входят три стандарта,регламентирующих уровень качества аудиопередачи:
G.711 (ИКМ) — передача звука со скоростью64 Кбит/с в полосе стандартного тких как SUNканала (до 3,4 кГц);
G.722 (АДИКМ) — передача звука со скоростью48 Кбит/с в полосе до 7 кГц. Обеспечивается самое высокое качество звука, в томчисле стереозвучание;
G.728 (CELP) — довольно качественнаяпередача звука со скоростью 16 Кбит/с в полосе до 3,4 кГц.
Кроме того, системы высокого класса обычнооснащены средствами эхоподавления.
Существует целый ряд стандартов, прямо икосвенно базирующихся на Н.320, например Н.310 (для АТМ и широкополосной ISDN),Н.322 (iso-Ethernet), Н.323 (Ethernet) и Н.324 (для аналоговых линий). Встандарте Н.321 добавлены спецификации MPEG-2, позволяющие получитьполноэкранное видеоизображение телевизионного качества.[6]
Если поддержка стандартов ряда Н.320,Н.323, Н.324 декларирована большим числом поставщиков, то наибольшее числопроблем возникло со стандартом Т.120, который регламентирует разделениедокументов, приложени тоиспользование доски объявлений и пересылку файлов.Всего 6 продуктов из более чем 60 изделий ведущих поставщиков оборудования длянастольных видеоконференций поддерживают указанный стандарт. />3.5. Совместная работа сданными
Система видеоконференции — прежде всего,средство коллективной работы, что особенно важно для системы дистанционногообразования. Поэтому помимо обеспечиваемых ей качества звука и видеоизображениянеобходимо оценивать уровень предоставляемых возможностей совместной работы сданными. Последние включают в себя передачу файлов, «белую доску»(whiteboard), совместный доступ к документам и приложениям.
Многие системы видеоконференцийподдерживают совместный доступ к приложениям, ориентированным на работу сдокументами, например к текстовым процессорам или электронным таблицам, а такжесовместную работу с приложениями, не связанными напрямую с созданиемдокументов. Благодаря возможности совместного доступа к данным во времявидеоконференции создаются условия для эффективного сотрудничества участниковпроекта в процессе работы над той или иной задачей; а их физическая удаленностьдруг от друга уже не препятствует этой работе.
Учитывая, насколько важна совместная работас документами, МСЭ-Т разработал стандарт Т.120, поддержка которого обеспечиваетсовместимость оборудования различных производителей. Многие системывидеоконференций включают в себя собственное программное обеспечение,совместимое с Т.120, либо опираются на чисто прикладную системувидеоконференций Microsoft Net-Meeting, удовлетворяющую данному стандарту.Фирма Microsoft поставляет программное обеспечение NetMeeting вместе со своимWeb-браузером Internet Explorer и планирует сделать его базовым компонентомбудущих версий ОС Windows. />3.6. Многоточечныевидеоконференции
Чтобы обеспечить видеоконференцсвязьюнесколько участников одновременно, как правило, необходимы специальныеустройства — модули управления многоточечными конференциями (MultipointConferencing Unit, МCU). Ряд компаний выпускает такие системы, различные потехническим характеристикам и числу поддерживаемых участников. Например, MCU IIкомпании VTEL позволяет проводить видеоконференции более чем с 250 рабочимиместами, а устройства MCU компании PictureTel обеспечивают связь от 4 до 48узлов.
Обычно во время многоточечнойвидеоконференции можно видеть на экране только одного участника — того, которыйговорит в данный момент. Однако в некоторых системах, выпущенных в последниегоды (например, MCU компании PictureTel или мультимедийном видеосерверекомпании Videoserver) реализовано так называемое «непрерывноеприсутствие» — возможность видеть на экране несколько или даже всехучастников видеоконференции. Если MCU поддерживают каскадное подключение, то спомощью определенного числа таких устройств можно охватить видеоконференцсвязьюсколь угодно большое число пользователей.
До настоящего времени самойраспространенной средой передачи для видеоконференции были линии ISDN. Однако вближайшие годы планируется активное использование настольных видеоконференций влокальных сетях. При этом используются устройства поддержки видеоконференций,реализующие функции шлюза между ЛВС и линией ISDN. Такие системы выпускает, вчастности, PictureTel — ее ПК-сервер LiveGateway обеспечивает взаимодействиемежду локальной сетью и ISDN, что позволяет обойтись без достаточно дорогогоподключения ПК непосредственно к ISDN-линии. Шлюзы позволят сотрудникам,работающим в локальной сети компании, связываться по ISDN с удаленными филиаламиили сотрудниками, находящимися вне офиса. />3.7. Системывидеоконференцсвязи для дистанционного образования
При решении вопроса об использованиисредств видеоконференций в системе дистанционного образования необходимоучитывать ряд факторов, среди которых цена и функциональные возможностипродукта занимают отнюдь не первые места.
В основе любой современной системыпроведения видеоконференций лежит устройство, называемое кодер-декодером(кодеком). Оно отвечает за кодирование, декодирование, сжатие и декомпрессиюзвуковых и видеосигналов. При прочих равных условиях (например, качествевидеокамер), чем качественнее кодек, тем лучше звуковой и видеосигнал. Функциикодека могут быть реализованы как программным, так и аппаратным путем (сиспользованием DSP), либо на основе сочетания программного обеспечения иаппаратной части. Главный фактор, влияющий на стоимость системы в целом, — ценаи возможности кодека. Реализованные посредством программного обеспечения кодекииногда в несколько раз дешевле аппаратных, однако для их успешного применениянеобходима значительно более высокая производительность персональногокомпьютера, больше места на жестком диске и более емкая оперативная память.
Иногда групповые и настольные системы такблизки по возможностям и цене, что бывает трудно их правильно позиционировать,тем более, что большинство поставщиков имеют в своем арсенале и те и другие.
Персональные системы обычно выполняются какприложения для Windows с видеоизображением в небольшом окне, помещенном нарабочем столе. Они в основном используют также одиночную ISDN-линию (один илидва канала на 64 Кбит/с). Кроме традиционной двухсторонней звуковой ивидеосвязи, эти системы, как правило, оснащены возможностями, облегчающимисовместное использование данных, разделяемых приложений и документов (например«двустороннее» редактирование документа или электронной таблицы).Термин «говорящие головы» иногда характеризует качество передачивидео и звука у подобных систем. Быстрые движения приводят к значительномуискажению изображений, именуемому обычно эффектом «тени», которыйвозникает как следствие ограничений ширины полосы частот, наличия компромиссовв реализации кодека, а также применения дешевой видеокамеры и звуковых компонентов.Поэтому, хотя в таких системах и декларируется совместимость со стандартамиН.320 и G.261, в большинстве случаев частота кадров не превышает 10, аразрешение CIF вообще недоступно.
С другой стороны, системы групповыхконференций иногда предлагают полноэкранное видео, 25-30 кадров в секунду,высочайшее качество аудиопередачи. Достигается это путем использования сложныхкодеков, высококачественных аудио- и видеокомпонентов и значительной величинойполосы пропускания, превышающей возможности одноканальной ISDN. Поэтомунеудивительно, что стоимость таких систем может в несколько раз превышать цену,казалось бы, близкой по характеристикам настольной системы.
Следовательно, если есть потребность виспользовании групповых средств видеоконференций, то необходимо применять Е1(как дробное, так и выделенное) или PRI-соединение ISDN, то есть, как минимум384 Кбит/с.[7]
Еще одна серьезная проблема — этопроведение конференций с числом участников более 20 и совместное использованиене полностью совместимых систем. Для ее решения используются специализированныеустройства MCU (Multipoint Control Unit), которые выполняют функции своеобразныхмостов для соединения совместимых со стандартом Н.320 устройств. В числоосновных функций MCU входит кодирование, декодирование, микширование аудио- ивидеосигнала, а также управление и контроль за проведением видеоконференции.Однако сейчас название MCU ошибочно присваивается таким мостам, которыеподдерживают многосторонние конференции с использованием только данных илиданных в сочетании со звуковой информацией, и не обладают совместимостью сН.320. Правильное же название подобных устройств — MCS (Multimedia ConferencingServer).
MCU включает в себя сетевой интерфейс,обработчик аудиосигнала, содержащий кодек и микшер, специальный переключательпотоков информации между участниками видеоконференции, обработчик данных(Т.120), контроллер конференции и средства управления трафиком и режимамиконференций, а также сохранения протокола конференции.
Использование MCU экономически и техническиоправдано в том случае, когда необходимо соединение большого числа разнородногооборудования видеоконференций, работающего к тому же на различных скоростях.Среди поставщиков MCU можно выделить ряд устройств компании VTel, таких как MCUII (число его установок превышает 250) и M3C, поддерживающих до 74 портов иимеющих возможность расширения до 1200 портов с шириной полосы пропускания от56 до 1920 Кбит/с.
Характерным примером средств персональныхвидеоконференций, обладающим всеми присущими этому классу систем достоинствамии недостатками, можно считать Intel ProShare Personal Video Conferencing System200, которая, не являясь самой распространенной системой, тем не менеепредставляет собой одно из наиболее функционально полных, аппаратно совместимыхи не очень дорогих решений для видеоконференций на базе Windows-совместимыхперсональных компьютеров./>3.8. Использование сетиISDN в системе дистанционного образования/>3.8.1. Доступ к сетиInternet
Сети ISDN способны во многом решитьпроблемы доступа в сеть Internet. Можно выделить три варианта подключенияотдельных компьютеров и ЛВС к Internet. Для доступа в Internet одиночныхпользователей можно применять ISDN BRI-адаптеры, которые устанавливаются встандартное гнездо шины персонального компьютера (ISA, PCI или PC-Card). Длясвязи с провайдером обычно используется Point-to-Point Protocol (PPP), а дляаутентификации пользователей, входящих в сеть, — протоколы PAP и CHAP. Крометого, многие производители поддерживают многоканальный PPP (MultiLink PPP),который позволяет в процессе работы объединять в один логический канал дваB-канала.
Кроме внутренних адаптеров, существуютвнешние терминальные адаптеры (TA) или внешний ISDN-модем, которыепредназначены для конвертации последовательного интерфейса ПК, обычногомоста/маршрутизатора или другого не ISDN-устройства в формат ISDN BRI.Некоторые ТА имеют еще и аналоговый порт для поддержки телефона/факса. В этомслучае к асинхронному порту ТА подключается компьютер, чем обеспечиваетсядоступ в Internet, а через аналоговый порт к другому B-каналу подключаетсяобычный телефон или факс.[8]
Для подключения ЛВС к Internet обычноиспользуется маршрутизатор, позволяющий разделять внутреннюю и внешнюю IP-сетии осуществляющий функции брандмауэра. Сами маршрутизаторы могут бытьреализованы программным путем на серверах NetWare (IntranetWare), Windows NTили Unix. Необходимо также применение активных или пассивных адаптеров.Активный адаптер построен на основе процессора со своей оперативной памятью иориентирован на выполнение коммуникационного ПО. Он позволяет значительноменьше использовать ресурсы ЦП файлового сервера. Пассивный адаптер ISDNаналогичен обычному сетевому адаптеру и использует ресурсы ЦП сервера. Обычноактивные адаптеры дороже пассивных, но и более производительны. Другимвариантом является использование аппаратного маршрутизатора, который выполнен ввиде отдельного устройства и имеет один или несколько портов для подключенияЛВС и один или несколько WAN-портов.[9]/>3.8.2. Видеоконференции всети ISDN
Недорогие аппаратные средства длявидеоконференций на базе ПК включают в себя специальные платы, обеспечивающиекодирование/декодирование видео- и аудиосигналов, адаптер ISDN, обычноподдерживающий интерфейс BRI, внешние видеокамеры, микрофоны или телефоны. Естьреализации чисто программные, но обычно они отличаются более низкойпроизводительностью. Основой для ISDN-видеоконференций является стандарт ITU-TH.320, в который вошел целый набор рекомендаций по кодированию (компрессии)аудиосигнала (G.711, G.722, G.728), видеосигнала (H.261), мультиплексированиюканалов (H.221) и ряд других.[10]
Настольные приложения для видеоконференциймногих производителей позволяют осуществлять обмен видео- и аудиоинформацией содновременным показом графиков и таблиц. Они снабжены средствами совместногоредактирования документов и передачи файлов. Ряд фирм поставляет многоточечныевидеоконференции, позволяющие одновременно общаться нескольким абонентам.
Существуют также двух- и многосторонниевидеоконференции. Последние требуют использования дополнительного оборудования,а именно видеосервера Multipoint Conferencing Unit (MCU). />3.8.3. Объединениеудаленных ЛВС
В системе дистанционного образования каналысвязи, обеспечивающие взаимодействие удаленных элементов системы, должны бытьне постоянными, а коммутируемыми при наличии информации для передачи. В этом случаеоптимальным решением — как по функциональным возможностям, так и по стоимости — может стать использование сетей ISDN. Они обеспечивают такие функции, как связьпо требованию, пропускная способность по требованию (объединение несколькихB-каналов в один логический канал), компрессия данных в канале, защитаинформации, и позволяют реализовывать самые разнообразные решения проблеморганизации связи в системе дистанционного образования.
Для объединения ЛВС и рабочих мест наоснове сети ISDN в качестве устройств доступа обычно применяются активные илипассивные адаптеры ISDN, которые устанавливаются в файловый сервер, выделенныймаршрутизатор или обычную рабочую станцию. Необходимо также ПО типа NetWareMultiprotocol Router for ISDN, либо аналогичное для Windows NT или Unix.
Другим вариантом решения являетсяприменение аппаратных мостов или маршрутизаторов, выполненных в виде автономныхустройств, которые подключаются к ЛВС. Они бывают различной производительности- от самых простых до мощных модульных с поддержкой разнообразных протоколов(вплоть до ATM).
При организации связи между несколькимиудаленными ЛВС часто требуется обеспечить повышенную надежность соединения.Возможно использование каналов ISDN в качестве резервных для линий связи,например frame relay или выделенных физических линий. В некоторых мостах имаршрутизаторах с несколькими портами имеется встроенная поддержкаавтоматического переключения с основной линии на резервную в случае выхода изстроя первой. Можно использовать в качестве резервных линий коммутируемыеканалы телефонной сети общего пользования, но это приведет к существеннойпотере в скорости работы.
/>Заключение
Процесс информатизации являетсязакономерным и объективным процессом, характерным для всего мировогосообщества. Он проявляется во всех сферах человеческой деятельности, в томчисле и в образовании. Во многом благодаря этому процессу стала возможной новаясинтетическая форма обучения — дистанционное обучение, которое вбирает в себялучшие черты традиционных форм обучения — очного, заочного, экстерната, ихорошо с ними интегрируется. Можно обратить внимание на тенденцию, когда всеизвестные формы обучения сольются в перспективе в одну единую форму спреобладанием характеристик современного дистанционного обучения. Использованиев качестве инструментов видеотелеконференции, интернет и другие системыпередачи данных «сблизит» преподавателя и студента находящих далеко друг отдруга, приблизит дистанционное образование к традиционному, к непосредственномуобщению преподавателя со студентом, лектора с аудиторией, групповым семинарскимзанятиям, апробированными столетиями. Именно поэтому дистанционное обучениечасто называют формой обучения XXI века.
В России и за рубежом накоплен значительныйопыт дистанционного обучения. Становится очевидным, чтонаучно-исследовательская и практическая работа над проблемами дистанционногообучения, методического, методологического и технического обеспечениядистанционного образования должна быть постоянной и непрерывной. Можно бытьуверенными, что результаты такой работы принесут реальные плоды в современныйобразовательный процесс, а вместе с тем в развитие систем телекоммуникаций./>Литература
1. Пуговкин,А.В. Основы построения телекоммуникационных систем и сетей.Часть. 1: Системыпередачи. -Томск: ТМЦДО. -2002.- 107 с. :
2. ОлиферВ. Г. Олифер Н. А. Компьютерные сети. Принципы,. технологии, протоколы:Учебное пособие для вузов/: Питер, 2001.-668,
3. ISDN- НОВЫЕ УСЛУГИ. Материалы ОАО «Томсктелеком»(http://www.telecom.tomsk.su/isdn/main.shtml)