Реферат по предмету "Информатика, программирование"


База данных по учёту видеокассет

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Таразскийгосударственный университет имени М.Х.ДулатиФакультет естественных наукКафедра «Компьютерные системы»Курсовая работа
по дисциплине:«Системы Базы Данных»
на тему "Базаданных по учёту видеокассет"
Студент группы:ИС-25 Козыбаев А.Б.
Руководитель: Сейпилова Б.С.Тараз-2007

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ БАЗЫ ДАННЫХ ПО УЧЁТУ ВИДЕОКАССЕТ
1.1 Основные понятия
1.2 Описание предметной области
1.3 Каталог задач и запросов базы
1.4 Описание сущностей
1.5 Описание атрибутов
1.6 Концептуальная модель
1.7 Описание связей
1.8 Итоги построения концептуальной модели
2. РЕЛЯЦИОННАЯ МОДЕЛЬ БАЗЫ ДАННЫХ «ОТДЕЛ СБЫТАПРЕПРИЯТИЯ»
2.1 Основные понятия
2.2 Модель данных логического уровня
2.3 Построение реляционной модели
3. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ РЕЛЯЦИОННОЙ МОДЕЛИ БАЗЫ
ДАННЫХ «ОТДЕЛ СБЫТА ПРЕПРИЯТИЯ»
3.1 Описание доменов
3.2 Описание ключей
3.3 Правила целостности
3.4. Описание запросов
4. ВЫБОР ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БАЗ ДАННЫХ
5. РЕАЛИЗАЦИЯ БД «ОТДЕЛ СБЫТА ПРЕПРИЯТИЯ»
6. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ БД " ОТДЕЛ СБЫТА ПРЕПРИЯТИЯ"
6.1 Приложение
6.2 Запросы
6.3 Отчеты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
В деловой или личнойсфере часто приходится работать с данными из разных источников, каждый из которыхсвязан с определенным видом деятельности. Для координации всех этих данныхнеобходимы определенные знания и организационные навыки. Microsoft Accessобъединяет сведения из разных источников в одной реляционной базе данных.Создаваемые формы, запросы и отчеты позволяют быстро и эффективно обновлятьданные, получать ответы на вопросы, осуществлять поиск нужных данных,анализировать данные и печатать отчеты. Система база данных в MS Access представляет собой совокупность инструментов дляввода, хранения, просмотра, выборки и управления информацией. К этим средствамотносятся таблицы, формы, отчеты, запросы. В MS Access поддерживаются два способа создания базы данных. Выможете создать пустую базу данных, а затем добавить в нее таблицы, формы,отчеты и другие объекты. Такой способ является наиболее гибким, но требуетотдельного определения каждого элемента базы данных. Кроме этого имеетсявозможность создать с помощью мастера базу данных определенного типа со всеминеобходимыми таблицами, формами и отчетами. Так как MS Access содержит большой выбор подготовленных для вас базданных, второй способ во многих случаях может оказаться предпочтительным. Вобоих случаях у Вас останется возможность в любое время изменить и расширитьсозданную вами базу данных.
Система Access — это набор инструментов конечногопользователя для управления базами данных. В ее состав входят конструкторытаблиц, форм, запросов и отчетов. Эту систему можно рассматривать и как средуразработки приложений. Используя макросы или модули для автоматизации решениязадач, можно создавать ориентированные на пользователя приложения такими жемощными, как и приложения, написанные непосредственно на языкахпрограммирования. При этом они будут включать кнопки, меню и диалоговые окна.Программируя на языке VBA,можно создавать такие мощные программы, как сама система Access.
Создание приложений безпрограммирования с использованием макросов Access. Пользователи электронных таблиц и баз данных должныбыть знакомы со многими ключевыми понятиями, используемыми в Access. Прежде чем приступить к работе скаким-либо программным продуктом, важно понять его возможности и типы задач,для решения которых он предназначен. Microsoft Access(далее — просто Access) — этомногогранный продукт, использование которого ограничено только воображениемпользователя.
В Access в полной мере реализовано управлениереляционными базами данных. Система поддерживает первичные и внешние ключи иобеспечивает целостность данных на уровне ядра (что предотвращает несовместимыеоперации обновления или удаления данных). Кроме того, таблицы в Access снабжены средствами проверкидопустимости данных, предотвращающими некорректный ввод вне зависимости оттого, как он осуществляется, а каждое поле таблицы имеет свой формат истандартные описания, что существенно облегчает ввод данных. Access поддерживает все необходимые типыполей, в том числе текстовый, числовой, счетчик, денежный, дата/время, MEMO, логический, гиперссылка и поляобъектов OLE. Если в процессе специальнойобработки в полях не оказывается никаких значений, система обеспечивает полнуюподдержку пустых значений.

1.        КОНЦЕПТУАЛЬНАЯМОДЕЛЬ БАЗЫ ДАННЫХ «ОТДЕЛ СБЫТА ПРЕПРИЯТИЯ»
1.1 Основные понятия
При разработкеконцептуальной модели мы будем пользоваться следующими понятиями:
Сущность – личности, факты, объекты реальногомира, имеющие отношение к некоторой проблемной области. /1,2/
Атрибут – это информационное отображениесвойств объекта. При реализации информационной модели на каком-либо носителеинформации, атрибут часто называют элементом данных, полем данных или простополем.
Экземпляр объекта – это один набор значений егоэлементов данных.
Доменом называется набор записей данныходного типа, отвечающих поставленным условиям.
Связь – это функциональная зависимостьмежду сущностями.
Концептуальная модель представляет интегрированныеконцептуальные требования всех пользователей к базе данных данной предметнойобласти.
Концептуальная схема – это графическое представлениеданных на концептуальном уровне./2,3/
1.2 Описание предметной области
При проектировании концептуальной модели все усилияразработчика должны быть направлены в основном на структуризацию данных ивыявление взаимосвязей между ними без рассмотрения особенностей реализации ивопросов эффективности обработки. Проектирование концептуальной модели основанона анализе решаемых на этом предприятии задач по обработке данных. Концептуальнаямодель включает описания объектов и их взаимосвязей, представляющих интерес врассматриваемой предметной области и выявляемых в результате анализа данных.Имеются в виду данные, используемые как в уже разработанных прикладныхпрограммах, так и в тех, которые только будут реализованы./4,5/
Фирма, в которой будет эксплуатироваться данная база данных,занимается работой с заказчиками и поставщиками, т.е. ведется работа по приемузаявок от заказчиков и их осуществление и заключением договоров на поставкутоваров от поставщиков. В базе данных должно храниться полный переченьпоставщиков и заказчиков с указанием всех требуемых адресов и телефонов, переченьведется с момента создания фирмы. Также в базе данных должно храниться весьперечень товаров имеющихся на оптовой базе на данный момент, перечень товароввключенных в накладные и договора, список всех накладных и договоровзаключенных ранее, должна иметься возможность добавление новых договоров инакладных. Также база должна хранить все счета оформленных в результатезаключенных договоров и оформления накладных. Ограничение прав на доступ должноразделяться на пользователь и администратор. Пользователь должен иметьограниченные права доступа, т.е. не иметь права корректировать, уадминистратора нет ограничений, кроме изменений структуры базы данных. /6/
Определимпервоначальные данные:
Договора — заключаются с поставщиками наопределённый вид товара/7/.
Поставщики — организации или физические лица, скоторыми заключаются договора на поставку товара.
Заказчики — в основном магазины, а такжепредприятия и организации, подающие заказ на приобретение того или иноготовара.
Счета — ведутся на этапе заключениядоговором с поставщиками, а также с заказчиками.
Накладные — создаются на основании получениязаказа о заказчика, для отгрузки.
Товар — присутствует на основании заявки идоговора с поставщиком.
1.3 Каталог задач изапросов базы
Основываясь на описаниипредметной области (п.1.2), а также путём опроса экспертов и изучениядокументальных источников,/8,9,10/ определим круг запросов и задач, которыепредполагается решать с использованием базы данных «Отдел Сбыта Преприятия».
Задачи:
·         сведения о поставщикахи заказчиках;
·         сведения онакладных, договорах и счетах;
·         сведения отоварах;
·         возможностьпополнять базу данных информацией новыми видами товара, накладных, договоров,список поставщиков, заказчиков и счетов;
·         возможность принеобходимости корректировать данные.
Вследствие большогообъема информации хранящегося в базе данных пользователь должен иметь быстрыйдоступ к интересующим ему данным. Анализируя возможные запросы пользователяполучаем такие запросы:
·   по названию фирмыпоставщика получение информации о всех заключенных договоров и счетов с этимпоставщиком.
·   по названию фирмызаказчика получение информации о всех полученных накладных от этого заказчика,также о всех оформленных счетах с этим заказчиком.
·   по названиютовара получение информации когда и в каких накладных и договорах участвовалэтот товар.
·   по номерунакладной или номеру договора получение полной информации о данном договоре илинакладной.

1.4     Описаниесущностей
Основываясь на описаниипредметной области (см.п.1.2) и определённых запросов и задач (см.п.1.3),выявляем сущности. Описание сущностей приведено в таблице (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Наименование
сущности Первичный ключ Кол. экземпл. сущности Динамика роста Частота коррекции Ограничение на доступ Администр Пользователь Товар Код товара 3000 20% Раз в месяц Нет Только чтение Поставщик Код поставщика 10 5% Раз в год Нет Только чтение Заказчик Код заказчика 30 15% Раз в 6 месяцев Нет Только чтение Договор Номер договора 20 5% Раз в месяц Нет Только чтение Накладная Номер накладной 20 5% Раз в месяц Нет Только чтение Счет Номер счета 20 5% Раз в месяц Нет Только чтение
Описание сущностей
Количество экземпляровсущности – это количество известных разработчику на момент проектирования базыданных. При вычислении динамики ростаоценивается отношение количества сущностей, на которое может увеличиться общееколичество сущностей, к количеству сущностей. Частота коррекции содержит сведения о периодичности изменений количествасущностей.
1.5 Описание атрибутов
На основании таблицысущностей (см.табл.1.1) и каталога задач и запросов (см.п.1.3), а также путёмопроса экспертов и изучения документальных источников,/11,12/ выделим всенеобходимые атрибуты.
В таблице (табл.1.2)приводится описание атрибутов:
Таблица 1.2
Описание атрибутов
Наименование
атрибута
Тип
Значения
Диапазон
Значений
Возм-ть принимать
неопределённые значения Метод контроля достоверности 1 2 3 4 5 Код товара Числовой Диапазон Нет =100000 Наименование Текстовый - Нет [1..31],[1..12],
[1996..2025] Сумма Денежный - Нет [1..31],[1..12],
[1996..2025] Сумма по накл Денежный - Нет [1..31],[1..12],
[1996..2025] Сумма Денежный - Нет Диапазоны значенийопределяются из анализа документов, так же как и ограничения на длину текста.Нужно также сказать, что для осуществления взаимосвязи между атрибутами-ключамиразличных связанных таблиц необходимо совпадение по типу данных и ограничениюпо длине строки. Эта проблема решается путём унификации всех сходныхатрибутов-ключей.
1.6 Концептуальная модель
На рис. 1.1 представленаграфическая схема концептуальной модели определением всех связей и первичныхключей.
/>
рис. 1.1

Графическое представлениеконцептуальное модели наглядно поясняет предметную область.
1.7 Описание связей
1.        Многие ко многим.Один поставщик поставляет много товара и одно
наименование товара можетпоставлять много поставщиков.
2.        Один ко многим.Один поставщик может заключить много договор на
поставку товара с оптовойбазой и в одном договоре может участвовать
только один поставщик
3.        Один ко многим. Содним поставщиком может заключаться много счетов и
определенный счет можетбыть только у одного поставщика.
4.        Многие ко многим.В одной накладной много товара и одно наименование
товара может быть вомногих накладных.
5.        Один ко многим. Водной накладной может быть несколько счетов.
6.        Один ко многим.Заказчик создает много накладных.
7.        Многие ко многим.В одном договоре много товара и одно наименование товара может встречаться внескольких договорах.
8.        Многие ко многим.Один заказчик заказывает партию товара и одно наименование товара может бытьзаказано многими заказчиками.
9.        Один ко многим. Содним заказчиком может заключаться много счетов и только каждый счетсоответствует одному заказчику.
10.     Один ко многим.Счет создается на партию товара.
11.     Один к одному.Договор может содержать только один счет.

1.8 Итоги построенияконцептуальной модели
В концептуальной модели мысмогли выделить из всей предметной области набор сущностей и установить связимежду ними. Для каждой сущности определили первичный ключ и атрибуты.

2. РЕЛЯЦИОННАЯ МОДЕЛЬБАЗЫ ДАННЫХ
2.1 Выбор логическоймодели
Хранимые в базе данныеимеют определённую логическую структуру, то есть модель. Различают следующиеосновные модели представления данных в базе данных:
-               иерархическую
-               сетевую
-               реляционную
-               объектно-ориентированную
В иерархической моделиданные представляются в виде древовидной иерархической структуры./3/Достоинством данной модели является возможность реализовать очень быстрыйпоиск, когда условия запроса соответствуют иерархии в схеме БД, однако приработе с данными со сложными логическими связями иерархическая модельоказывается слишком громоздкой.
В сетевой модели данныеорганизуются в виде произвольного графа./4/ Достоинством этой модели являетсявысокая скорость поиска и возможность адекватно представлять данные для решениямножества задач в самых различных предметных областях. Высокая скорость поискаосновывается на классическом способе реализации сетевой модели — на основесписков. Недостатком сетевой модели является жесткость структуры и высокаясложность ее организации.
Кроме того, существеннымнедостатком иерархической и сетевой моделей является то, что структура данныхзадается на этапе проектирования БД и не может быть изменена при организациидоступа к данным.
Реляционная модель получила свое название отанглийского термина relation(отношение) и была предложена в 1970-х годах сотрудником фирмы IBM Эдгаром Коддом. Реляционная БДпредставляет собой совокупность таблиц, связанных отношениями. Разница междутаблицей в привычном смысле и понятием отношения заключается в том, что вотношении нет порядка — это неупорядоченное множество записей. Порядокопределяется не отношением, а конкретной выборкой из отношения. Связь междутаблицами существует на логическом уровне и определяется предметной областью.Практически связь между таблицами устанавливается путем использования логическисвязанных данных в разных таблицах.
Для работы с реляционнымиСУБД используется стандартизированный язык структурированных запросов SQL.
Достоинствами реляционноймодели данных являются простота, гибкость структуры, удобство реализации накомпьютере, высокая стандартизованность и использование математическогоаппарата реляционной алгебры и реляционного исчисления.
К недостаткам можноотнести атомарность, ограниченность и предопределенность набора возможных типовданных. Это затрудняет использование реляционных моделей для некоторыхсовременных приложений. Названная проблема решается расширением реляционныхмоделей в объектно-реляционные.
В объектно-реляционной моделиотдельные записи база данных представляются в виде объектов. Между записямибазы данных и функциями их обработки устанавливаются взаимосвязи с помощьюмеханизмов, подобных соответствующим средствам в объектно-ориентированныхязыках программирования. Объектно-ориентированные модели сочетают особенностисетевой и реляционной моделей и используются для создания крупных БД сосложными структурами данных.
Перейти к иерархическоймодели данных сложно, ввиду сложности реализации сложных связей черездревовидные структуры (хотя реализация части сущностей и связей иерархии(см.п.1.6) через данную логическую модель достаточно просто). Гораздо больше подходитсетевая модель данных, однако мы выбираем реляционную модель, потому что
·              представлениеданных в виде двухмерных таблиц проще, чем виде списков;
·              большинствосовременных СУБД поддерживают реляционную модель данных, что облегчает намвыбор СУБД;
·              реляционнаямодель проста, обладает гибкой структурой, удобна для реализации на компьютере.
Выборобъектно-реляционной модели решил бы проблемы с реализацией связей, однаковозникли бы неоправданные проблемы с созданием математического представления ивыбором СУБД./4/ Принимая во внимание всё вышесказанное, делаем выбор –реляционная модель данных.
2.2 Основные понятия
Реляционная модель данных– это представление данных в виде совокупности двумерных таблиц./4/
Свойства двумерныхтаблиц:
1)  каждый элемент таблицы представляетсобой один элемент данных, т.е. список не может быть значением;
2)  все столбцы в таблице однородные,т.е. элементы столбца одной природы;
3)  столбцам однозначно присвоены имена;
4)  в таблице нет двух одинаковых строк;
5)  строки и столбцы таблиц могутпросматриваться в любом порядке, без учета их содержания и смысла.
Для математическогоописания реляционной модели нам понадобятся следующие понятия
Атомарные данные – это наименьшие единицы данных неразложимыес точки зрения модели.
Домен – это множествоатомарных значений одного и того же типа.
Атрибут – это некотороеподмножество домена, имеющее уникальное имя.
Отношение на доменах D1, D2, ..Dn состоит из заголовка и тела.
R (A1, A2, ..An) Í D1´D2´D3
Заголовок состоит изтакого фиксированного множества атрибутов
А1, A2, ..An, что существует отношение междуатрибутами и их доменами.
Тело состоит изменяющихся во времени множества кортежей.
Кортеж состоит иззначений каждого атрибута по одному значению на атрибут./6/
Таблица в реляционнойтеории соответствует отношению.
Строке соответствуеткортеж.
Столбцу – атрибут.
Введем понятие ключаотношения.
Пусть А – множествоатрибутов отношения
А = {A1, A2,..An} и пусть k – это подмножество А
k Í A
Возможным ключомотношения R является такое подмножество k, которое удовлетворяет следующемуусловию:
1)        в произвольныймомент времени никакие два различных картежа не имеют одного и того же значениядля k
2)        ни один изатрибутов не может быть исключен из k без нарушения первого условия.
2.3 Проектированиереляционной модели
Существует два основныхметода проектирования реляционной модели:
1.        методдекомпозиции (используется при количестве ключевых атрибутов не более 20);
2.        на основеконцептуальной модели.
Так как концептуальнаямодель уже построена, то воспользуемся вторым методом. Для осуществленияперехода к реляционной модели необходимо рассмотреть некоторые алгоритмыперехода.
Алгоритмы перехода отконцептуальной модели к реляционной
1.        Реализациячастичной связи для одной сущности (рис.2.1).
/>
Рис 2.1
В этом случае строитсядва отношения по одному на каждую сущность. Ключ сущности с необязательнойсвязью добавляется в качестве атрибута в отношении для сущности с обязательнойсвязью.
2.        Реализациябинарной связи один-ко-многим (рис.2.2)
/>
Рис.2.2
В этом случае строится 2отношения, при этом ключ односвязной сущности добавляется в отношение длямногосвязной сущности.
По описанным вышеалгоритмам получаем реляционную модель. В полученной модели есть ряд фиктивныхотношений, предназначенных для реализации некоторых связей, организациицелостности данных и выполнимости запросов (см.п.1.3).

3. МАТЕМАТИЧЕСКОЕОПИСАНИЕ РЕЛЯЦИОННОЙ МОДЕЛИ
3.1 Описание доменов
Математическое описаниереляционной модели необходимо для облегчения пользователю задачи написанияпрограмм ее реализации на разных языках программирования.
Домен – это множествоатомарных значений одного и того же типа.
Введем следующие понятия:
Length(x) – функция, возвращающая значение длины x;
String(x) – функция определения длины строки х;
Dom(x) – домен атрибута х;
По результатам описаниясущностей (см.п.1.4) и созданной реляционной модели (см.п.2.3), можно сделатьвывод о типичности отношений, что позволяет нам не описывать все отношения, аостановиться на конкретных примерах.
Текстовые атрибуты
К таким атрибутам можноотнести, например, атрибуты «Наименование заказчика» или «Адрес»и подобные им.
Dom (Отношение. Текстовый атрибут) = {x | String(x)};где x – цепочка следующих друг за другомсимволов.
{String(x) =true, если Length(x)
где С-константа.
Её можно взять из таблицыатрибутов (см.табл.1.2). Приведём два примера.

1.        Dom (Заказчики. Наименование заказчика)= {x | String(x)};
где x – цепочка следующих друг за другомсимволов.
{String(x) =true, если Length(x)
2. Dom (Поставщики. Адрес) = {x | String(x)};где x – цепочка следующих друг за другомсимволов.
{String(x) =true, если Length(x)
Это правилораспространяется на все текстовые атрибуты. Отличие заключается в ограничениена длину строки. Конкретную цифру получаем из таблицы атрибутов в столбце «Методконтроля» (см.табл.1.2).
Числовые атрибуты
К этой категории относятатрибуты отношений, например «Код поставщика», «Цена», «Количество»и т.д. Домены числовых атрибутов записываются так:
Dom (Отношение. Числовой атрибут) = {с1… с2},где с1 и с2 – соответственно начало и конец диапазона.
Например,
Dom (Заказчики. Код заказчика) = {0…10000}.
Диапазон значений{с1… с2} определяется для каждого атрибута описан в таблице атрибутов в столбце«Метод контроля» (см.табл.1.2).
Атрибуты Дата/Время
К этой категории относятатрибуты «Дата накладной», «Дата оформления счета», «Датадоговора» и т.д.
Домены атрибутовДата/Время записываются так:
Dom (Отношение. Атрибут Дата/Время) ={с1… с2},
где с1 и с2 –соответственно начало и конец диапазона.
Приведём примеры сатрибутами «Дата накладной», «Дата оформления счета»
Dom (Накладная. Дата накладной) = {x | 01.01.1996 £ x £ 31.12.2025}
Dom (Счет. Дата оформления счета) = {x | 01.01.1996 £ x £ 31.12.2025}
Диапазон значений{с1… с2} определяется для каждого атрибута описан в таблице атрибутов в столбце«Метод контроля» (см.табл.1.2).
Денежный атрибут
К этой категории относятатрибуты «Сумма», «Цена за единицу», «НДС».
Домены Денежных атрибутовзаписываются так:
Dom(Отношение. Денежный атрибут) = {
где С – константа
Приведем примеры сатрибутами «Сумма» и «Цена за единицу»
Dom (Накладная. Сумма) = {
Dom (Договор. Цена за единицу) = {
Значения для каждогоатрибута взяты из Таблицы 1.2. столбца «Метод контроля»

3.2 Описание ключей
Первичный ключ уникальноопределяет отношение. После выбора первичного ключа из набора потенциальныхключей, оставшиеся ключи называются альтернативными.
Пусть даны отношения R1 и R2. Пусть k1, — это первичный ключ отношения R1.
Если в отношении R2 присутствуют атрибуты k1, то для отношения R2, k1 – это внешний ключ
Рассмотримматематическое представление первичных ключей.
Из анализа таблицысущностей (см.табл.1.1) следует, что ключами сущностей является Код товара, Кодзаказчика, Код поставщика, Номер договора, Номер накладной, Номер счета. Таккак все первичные ключи имеют числовые атрибуты. Следовательно, математическое представлениепервичных ключей будет однотипным:
(«x,y Î Отношение).[Код(x) = Код(y)]® x = y
(»x,y Î Отношение).[Номер(x) = Номер(y)]® x = y.
Например,
(«x,y Î Товар).[Код товара(x) = Код товара(y)]® x = y
(»x,y Î Накладная).[Номер накладной(x) = Номер накладной(y)]® x =y
Остальные первичные ключибудут иметь такое же математическое представление.
3.3 Правила целостности
Различают целостность посущностям и целостность по ссылкам. В целостности по сущностям не разрешается,чтобы какой-либо атрибут, участвующий в первичном ключе базового отношенияпринимал неопределенные значения./6/
Базовые отношения – этореально существующие модели отношения, которые соответствуют реальному объектупредметной области.
Целостность по ссылкамоснована на понятии внешнего ключа.
Пусть даны отношения R1 и R2. Пусть k1, — это первичный ключ отношения R1.
Если в отношении R2 присутствуют атрибуты k1, то для отношения R2, k1 – это внешний ключ. Если базовое отношение R2 содержит внешний ключ k1, то каждое значение k1 в R2 должно быть либо равным какому-либозначению R1, либо полностью неопределенным.
Рассмотрим математическоепредставление целостности данных.
1. Целостность посущностям имеет место, так как первичные ключи всех отношений не принимаю и немогут принимать неопределённые значения (см.табл.1.2).
2. Целостность по ссылкамдостигнута при разработке реляционной модели (см.п.2.3). В качестве примерарассмотрим математическое представление целостности по ссылкам отношения Накладная(для отношений Договор и Счет аналогично (см.2.3)), отношение Заказчик(дляотношения Поставщик аналогично).
Отношение Накладная
Одна и та же Накладная неможет быть оформлена в разные даты.
(«x,y Î Накладная).[Дата оформления(x) = Дата оформления(y)]®(Дата оформления(x) ¹ Дата оформления (y))
Одна и та же Накладная неможет иметь разные номера.
(»x,y Î Накладная).[Номер накладной(x) = Номер накладной(y)]®(Номер накладной (x) ¹ Номер накладной (y))

Одна и та же Накладная неможет иметь разную сумму.
(«x,y Î Накладная).[Сумма накладной(x) = Сумма накладной(y)]®(Сумма накладной (x) ¹ Сумма накладной (y))
Отношение Заказчик
Один и тот же Заказчик неможет иметь разные наименования.
(»x,y Î Заказчик).[Наименование заказчик(x) = Наименование заказчик (y)]®
( Наименование заказчик (x) ¹ Наименование заказчик (y))
Отношение Счет
Один и тот же Счет не может иметь разные даты:
(«x,y Î Счет).[Дата оформления(x) = Дата оформления(y)]®(Дата оформления(x) ¹ Дата оформления (y))
Один и тот же Счет неможет иметь разную сумму.
(»x,y Î Счет).[Сумма(x) = Сумма(y)]®(Сумма(x) ¹ Сумма(y))
Один и тот же Счет неможет иметь разные номера.
(«x,y Î Счет).[Номер счета(x) = Номер счета(y)]®(Номер счета (x) ¹ Номер счета (y))

3.4 Описание запросов
Для описания запросовнеобходимо рассмотреть специальную реляционную операцию реляционной алгебрыселекция. Пусть С-любой допустимый оператор сравнения. Дано отношение R (А1, А2, А3,…, Аn). Селекцией отношения R по атрибутам Аj и Аk называется множество всех кортежей t таких, что аjtCаkt– истина. Вместо аkt может быть константа.
S (R, ) – операция селекции.
Опишем определённыезапросы (см.п.1.2).
Первый запрос реализуетсячерез группу однотипных запросов. Например,S (Номер договора, Дата, Сумма, Номер счета, Дата, Сумма = x),
где x – это число, соответствующих кодупоставщика.
Второй запрос реализуетсяаналогично первому.
Третий запрос реализуетсячерез серию однотипных запросов. Например,
S (Номер договора, количество, цена заединицу, дата, номер накладной, количество, цена за единицу, дата =x),
где х – числосоответствующие коду товара.
Четвертый запросреализуется через серию однотипных запросов. Например,
S (Дата, количество, цена за единицу,наименование товара=х),
где х – числосоответствующий номеру договора или счета.

4. ВЫБОР ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БАЗ ДАННЫХ
Исходя из полученной реляционной(см.п.2.3) и её математического описания делаем выбор технических средств.
Выбираем платформу, накоторой будет решаться задача. В соответствии с поставленной задачей,техническим заданием к курсовому проекту и учитывая экономичные требования,выбираем платформу IBM PC.
Выбор среды проектирования.
Так как поставленнаязадача должна быть решена в комплексе с передачей информации в другие системы,выбираем готовый программный продукт со встроенным языком программирования,поддержкой необходимого набора типов данных, работающую на платформе IBM PC, имеющую визуальные средства разработки и обеспечивающийзащиту информации. Кроме того, выбор в качестве логической модели – реляционноймодели заставляет нас искать СУБД с наиболее простой реализацией двухмерныхтаблиц и связей между ними. В данном случае выбираем систему Ассess 2000 c встроенным языком программирования SQL — Structured Query Language.
Описание типов данныхсистемы Access 2000, которые будут использоваться вбазе данных „Отдел Сбыта Преприятия“ представлены в табл.4.1.
Таблица 4.1
Используемые типы данных Access 2000Значение Тип данных Размер Текстовый Текст или числа, не требующие проведения расчетов, например номера телефонов. Число знаков, не превышающее минимальное из двух значений: 255. Microsoft Access не сохраняет пробелы в неиспользуемой части поля. Числовой Числовые данные, используемые для проведения расчетов 1, 2, 4 или 8 байт Дата/время Даты и время, относящиеся к годам с 100 по 9999. 8 байт Денежный Используется для записи денежных форматов 2,4 или 8 байт
Выбор ОС.
ОС выбираем исходя извыбранной платформы и программного продукта в котором мы решаем поставленнуюзадачу проектирования. Учитываем также, чтобы ОС была современной, устойчивоработала и обеспечивала максимум удобства. В связи с выше перечисленными требованиямивыбираем Windows XP.
Выбор материнской платы.
Выбор материнской платывключает в себя выбор центрального процессора, шины обмена и объема оперативнойпамяти. Быстро действие центрального процессора выбирается так, чтобы времяожидания расчетной задачи или обновления экрана по возможности не превышалотрёх секунд. Таким образом, выбираем Celeron 400МГц. Материнскую плату выбираем так, чтобы онаобеспечивала максимальную скорость обмена информацией. Объем оперативной памятивысчитывается по формуле:
V = Vос + Vут + Vср.пр. + Vдоп,
где V — объем оперативной памяти;
Vос — объем операционной системы;
Vут — объем оперативных утилит;
Vср.пр — объем среды проектирования;
Vдоп — дополнительный объем под решаемуюзадач.
V=128Мб+20Мб+12Мб+10Мб=170Мб.
Таким образом, длякомпьютера Celeron 400МГц выбираем объём ОП равный 256Мб.
Выбор основныхпериферийных устройств.
Основные периферийныеустройства это — устройства отображения информации (монитор), устройствахранения информации (винчестер), устройства обмена информацией (локальная сеть,дискета, оптические накопители).
Монитор должен отвечатьтребованиям безопасности, иметь экономичную стоимость и желательно высокуюразрешающую способность. Исходя из требований высокой частоты обмена и поэкономическим требованиям, выбираем 15ти дюймовый CRT-монитор.
Винчестер выбираем потрем параметрам: объем необходимый под ОС, объем памяти под программу, объемпамяти под результаты работы.
Vв=Vос + Vпр + Vут,
где Vв – объем винчестера;
Vос – объем под ОС;
Vпр – объем памяти под программу Microsoft Access2000;
Vут – объем памяти под результатыработы. Определяется по табл.4.1.
Vв=1,5Гб+46Мб+20Мб=1622Мб.
Таким образом, длякомпьютера Celeron 400МГц, с ОП 256Мб винчестер на20Гб, что устраивает для нашей задачи.
Устройства обмена.
Для обмена информациеймогут быть использованы: локальная сеть, дискета, оптические накопители.
Исходя из того, чтонеобходимо вести архивы выбираем оптический пишущий накопитель, так как объём Vв больше объёма дискеты выбираем CD RW.
Дополнительноепериферийное оборудование.
К дополнительнымпериферийным устройствам относят: устройство ввода информации, устройствополучения твердых копий.
Для ввода информациинеобходимо и достаточно стандартного комплекта – клавиатуры и мышки.

5. РЕАЛИЗАЦИЯ
На основе созданнойконцептуальной (см.п.1.7), реляционной модели (см.п.2.3) и её математическогоописания (см.п.3), используя выбранное оборудование (см.п.4), создаём в СУБД Microsoft Access таблицы и ключи… На рис.5.1 представлены созданныетаблицы.
/>
рис 5.1
После создания таблиц,связываем их в единую схему данных используя средства Access 2000 в соответствие с описанием связей, см.п.1.6 исм.п.2.3. Полученная схема данных представлена на рис.5.2
В соответствии скаталогом задач и запросов (см. п. 1.3), были реализованы требуемые запросы(рис. 5.3).

/>
рис 5.2
/>
рис 5.3
Для организации диалога спользователем была создана систем форм, представленная на рис.5.4. Интерфейсформ реализован с учётом специфики предметной области (см.п.1.2).
/>
рис 5.4
Для реализации правдоступа был использован мастер защиты. Были созданы два типа пользователей – Администратори Пользователь со своими правами доступа. Администратор обладает полнымдоступом, за исключением изменения структуры базы данных. Пользователь обладаетограниченным доступом. Вход под именем Администратор защищён паролем. Приоткрытии базы данных открывается окно, показанное на рис.5.6
/>
Рис.5.6
В случаи не правильноговвода пароля под администратором вход в базу данных будет запрещен.

6. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ БД „ОТДЕЛ СБЫТА ПРЕПРИЯТИЯ“
6.1 Приложение
В результате реализацииреляционной модели на физическом уровне мы получаем систему форм, котораяпозволяет пользователю получать необходимые сведения согласно задачам и запросам(см.п.1.3). Рис.6.1 демонстрирует главную форму.
/>
рис 6.1
Форма предоставляетвозможность просматривать интересующие пользователя данные. Интуитивныйинтерфейс поможет пользователю не запутаться в огромном потоке данных. Формаразделена на отдельные закладки помогающие быстрой навигации.
Вызывая соответствующиеформы пользователь может осуществлять быструю работу с данными, например на рис6.2 представлена форма для отображения счетов поставщиков.

/>
рис 6.2
На главной форме такжепредусмотрена вкладка „Приложение“ в которой пользователь можетзапустить необходимые для работы офисные приложения.
/>
рис 6.3
Для быстроты и удобстваработы с документами предусмотрена вкладка „Документы“ представленана рис 6.4

/>
рис 6.4
/>
рис 6.5
6.2 Запросы
Первый запрос
Описание запроса на языкеSQL
SELECT Заказчики.[наименование заказчика],Заказчики.[ФИО руководителя], Заказчики.адрес, Заказчики.[телефо\факс],[Заказчики и накладные].[Номер накладной], [Заказчики и накладные].[Датазаключения], Накладные.Сумма
FROM Накладные INNER JOIN (Заказчики INNER JOIN [Заказчики инакладные] ON Заказчики.[код заказчика] =[Заказчики и накладные].[Код заказчика]) ON Накладные.[номер накладной] = [Заказчики и накладные].[Номернакладной]
WHERE (((Заказчики.[наименованиезаказчика])=[Заказчик]));
Представлении запроса вСУБД Microsoft Access 2000
/>
рис 6.6
Второй запрос имеетпрактически такую же реализацию как и первый, поэтому описывать его не будем.
Третий запрос
Описание запроса на языкеSQL
SELECT Товары.Наименование, Товары.[весбрутто (гр)], Товары.[вес нетто (гр)], Товары.[цена за еденицу], Товары.[видупаковки], [Товары в договоре].[Номер договора], [Товары в договоре].КоличествоAS [Товары в договоре_Количество],[Товары в накладной].[Номер накладной], [Товары в накладной].Количество AS [Товары в накладной_Количество]
FROM (Товары INNER JOIN [Товары в накладной] ON Товары.[код товара] = [Товары в накладной].[Код товара]) INNER JOIN [Товары в договоре] ON Товары.[код товара] = [Товары в договоре].[Код товара]
WHERE(((Товары.Наименование)=[Товар]));
/>
рис 6.7
Четвертый запросреализуется так же как третий поэтому описывать его не будем.
6.3 Отчеты
Приведем несколькопримеров отчетов сформированных в результате выполнения курсовой работе.
Первый отчет

/>
рис 6.8
Второй отчет

/>
рис 6.9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделаннойработы по описанию предметной области мы разработали концептуальную модель, ана её основе реляционную модель по которой создали в СУБД Microsoft Access приложение. Разработанное приложение отвечает всемтребованиям предметной области (см.п.1.2), а так же каталогу задач и запросов(см.п.1.3). Все поставленные задачи в техническом задании были выполненыполностью. База данных „Отдел Сбыта Преприятия“ предназначена для частныхфирм и крупных организаций занимающихся торгово – закупочной деятельностью.
Данная база данных иприложение были разработаны с целью облегчить работу с большим количеством идолгосрочном хранении информации в этих организациях. В дальнейшим планируетсярасширить круг задач реализуемых с помощью данного приложения, такжепланируется добавление поиска по остальным категориям. Было реализовано делениепользователей на Специалистов и Пользователей по правам доступа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.   Дж. Тельман, „Основы систем базданных“, Москва, Финансы и статистика, 1983г.
2.   Дейт К. „Введение в системы базданных“, Москва, Hаука, 1980 г.
3.   Горев А. Ахаян Р., Макашарипов С. „Эффективнаяработа с СУБД“ СПб. Питер 1997— 704 с.
4.   Кириллов В.В. Структуризованный языкзапросов (SQL). – СПб.: ИТМО, 1994. – 80 с.
5.   Мейер М. Теория реляционных базданных. М. Мир, 1987. – 608 с.
6. Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг:»Как побеждать на рынке" М.
ФиС 1991
7. Т.В. Тимошок «Самоучитель Microsoft Access 2003»
8. М.Ю. Горский «Организация иуправление бизнесом», Москва 1998г.
9. Нефедов В.Н., Осипова В.А. Курс дискретной математики – М. 1992
10. Интернет – ресурс www.nix.ru
11. Интернет – ресурс www.lizard.ru
12. Интернет – ресурс www.library/buhg.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Психодиагностика (шпаргалка)
Реферат Безопасность электроустановок. Расчет размера взрывоопасной зоны
Реферат Агафонова Татьяна Алексеевна Количество часов Всего час., в неделю час. Плановых контрольных урок
Реферат Прямые инвестиции Японии в странах - членах ес и их влияние на развитие взаимной торговли
Реферат А. П. Сумароков и становление русского классицизма > А. П. Сумароков поэт и драматург
Реферат Принципи, покладені в основу формування грошових агрегатів
Реферат Бренды СССР приключения в России
Реферат «Игра-драматизация как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с онр»
Реферат Учёт неидеальности растворов в кинетических исследованиях
Реферат Введення в алгоритмiзацiю
Реферат Влияние метеорологических условий на авиакатастрофы
Реферат Воспитание и школа в Византии
Реферат Физиология (ФИЗИОЛОГИЯ МОТИВАЦИЙ И ЭМОЦИЙ ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА)
Реферат Валеология - моя система оздоровления
Реферат 22. Текст как объект литературного редактирования