Реферат по предмету "Медицина"


Физиология (ФИЗИОЛОГИЯ МОТИВАЦИЙ И ЭМОЦИЙ ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА)

Этот файл взят из коллекции Medinfo http://www.doktor.ru/medinfo http://medinfo.home.ml.org
E-mail: ' ); document.write( addy27061 ); document.write( '' ); //-->\n ' ); //--> Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ' ); //--> or ' ); document.write( addy86623 ); document.write( '' ); //-->\n ' ); //--> Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ' ); //--> or ' ); document.write( addy19076 ); document.write( '' ); //-->\n ' ); //--> Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ' ); //-->
FidoNet 2:5030/434 Andrey Novicov
Пишем рефераты на заказ - e-mail: ' ); document.write( addy66878 ); document.write( '' ); //-->\n ' ); //--> Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ' ); //-->
В Medinfo для вас самая большая русская коллекция медицинских рефератов, историй болезни, литературы, обучающих программ, тестов.
Заходите на http://www.doktor.ru - Русский медицинский сервер для всех!
ФИЗИОЛОГИЯ МОТИВАЦИЙ И ЭМОЦИЙ ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЧЕЛОВЕКА Поведение человека и животных в естественных условиях носит целенаправленный характер, оно служит удовлетворению какой-либо биологической или социальной потребности. Возникающие у живых существ желания, побуждения, потреб- ности, которые предшествуют какому-либо действию и определяют его, называют мотивами действия, иначе говоря - мотивациями. Сам термин "мотивация" буквально означает то, что вызывает движение. Современное же физиологическое определение термина мотивация следующее: " Мотивация - это эмоционально окрашен- ное состояние организма, возникающее в связи с определенной потребностью, которое направляет поведение человека или жи- вотного на удовлетворение исходной потребности. Вся наша жизнь с точки зрения физиолога представляется как непрерывная цепь формирующихся целей и их достижений (или неудач). Какие же мотивации могут определять поведение чело- века Все мотивации, согласно Миллеру, разделяют на т.н. низ- шие (первичные, биологические) и высшие (вторичные, социаль- ные). К низшим мотивациям относят висцеральные, направленные на поддержание гомеостаза (голод,жажда), самосохранение особи (страх), сохранение вида ( половой инстинкт). Все эти мотива- ции обусловлены соответствующими инстинктами и закреплены ге- нетически. Высшие мотивации формируются в течении жизни чело- века, они зависят от его воспитания, индивидуального опыта. Высшие мотивации не детерминированы генетически, поэтому у различных людей они могут быть совершенно разными. К социаль- ным мотивациям относят, например, стремление получать ту или иную профессию, добиться признания, успеха, справедливости, заработать много денег и т.д. У человека социальные мотивации очень часто оказываются сильнее биологических; порой даже вступают с ними в борьбу ( например люди даже готовы жертво- вать своей жизнью во имя различных идей и т.д.) У человека могут быть также патологические мотивации ( чаще всего при поражении гипоталамуса, например, анорексия или булимия), а также искусственные мотивации (различные виды наркоманий). Каким образом формируется та или иная мотивация! Сущест- вует ряд теорий, объясняющих возникновение мотиваций и форми- рование соответствующего поведения. 1.Периферическая теория. Автором ее обычно считают Кен- нона, хотя еще Декарт, а вслед за ним и Сеченов полагали, что в основе мотиваций лежит стремление особи избежать неприятных физиологических и эмоциональных ощущений и достичь и удержать приятное чувственное ощущение.Например,при пустом желудке возникают весьма неприятные ощущения "под ложечкой",и поэто- му,согласно данной теории,человек или животное прекратить и наполненного желудка,что и определяет его поведение.Эта тео- рия содержит определенное рациональное зерно,однако не объяс- няет сам механизм возникновения мотивации. 2. Дальнейшие поиски привели к созданию другой группы тео- рий,в которых основное внимание уделялось _ гуморальным факто- _рам . в возникновении мотиваций.Так ,голод связывался с соста- вом т.н. "голодной" крови,жажда - с повышением осмотического давления крови,половое влечение ставилось в прямую зависи- мость от уровня половых гормонов.Несомненно,роль гуморальных факторов в возникновении мотиваций очень важна,однако гумо- ральные факторы,как выяснилось,на способны самостоятельно вызвать ту или иную мотивацию.Наблюдения Т.Алексеевой над си- амскими близнецами ,у которых были раздельные головы и на- чальные отделы ЖКТ и общая система кровообращения помогли уточнить роль гуморальных факторов в возникновении мотивации голода.Оказалось,что кормление одной из девочек,а значит,и равномерное распределение питательных веществ в кровеносной системе обоих близнецов,никогда не приводило к насыщению дру- гой.Напротив,у второй девочки длительное время могла поддер- живаться потребность в пище. По-видимому,как возникновение,так и удовлетворение моти- вации имеет множественный генез,зависящий как от нервных,так и от гуморальных факторов,влияющих на различные структуры ЦНС. 3. Поиски структур мозга,ответственных за возникновение мотиваций,привели к созданию _ гипоталамической теории . мотива- ций Стеллара,который полагал,что гипоталамус является сосре- доточением "центрального мотивационного состояния".Выводы Стеллара основывались на следующих фактах.Во-первых,в гипота- ламусе обнаружены нейроны,избирательно реагирующие на осмоти- ческое давление крови,содержание глюкозы и др.веществ в кро- ви,уровень различных гормонов и т.д.Во-вторых,раздражение оп- ределенных ядер гипоталамуса вызывало формирование той или иной мотивации,даже если реальной потребности организм в дан- ный момент не испытывал.Например,у сытого животного раздраже- ние центра голода (латеральных ядер гипоталамуса)приводило к избыточному потреблению пищи,раздражение супраоптического яд- ра приводило к потреблению воды сверх физиологической потреб- ности и т.д.В-третьих,разрушение соответствующих структур ги- поталамуса полностью прекращало возникновение той или иной мотивации,например,разрушение центра голода приводило к отка- зу от пищи даже у истощенных животных .Все приведенные факты свидетельствуют,что гипоталамус является важнейшим цент- ром,который ,с одной стороны,контролирует состояние внутрен- ней среды организма,и с другой стороны - формирует жизненно важные мотивации.Однако гипоталамические структуры на могут рассматриваться как единственные в ЦНС,ответственные за воз- никновение мотиваций.Важная роль в этом процессе принадлежит ЛС и КБП.В формировании социальных мотиваций,по-видимому,ве- дущая роль принадлежит коре и структурам ЛС. 4. _ Пейсмекерная теория . мотиваций Анохина в определенной мере объединила данные всех предшествующих теорий.Анохин по- лагал,что любая мотивация обусловлена соответствующей потреб- ностью и носит системный характер.Потребность трансформирует- ся посредством нервных и гуморальных факторов в возбуждение гипоталамических центров (пейсмекеров),которые,в свою оче- редь,активируют другие структуры мозга -РФ,ЛС,и КБП.ЛС форми- рует эмоциональную оценку ситуации,когда соответствующая пот- ребность не удовлетворена:в КБП происходит осознание этой потребности,учет различных обстоятельств реальной обстанов- ки.В зависимости от факторов окружающей среды кора может как тормозить,так и дополнительно возбуждать гипоталамические центры мотиваций.Таким образом,на уровне коры формируется конкретная программа целенаправленной деятельности для удов- летворения соответствующей потребности. _Физиология эмоций. Под эмоциями понимают субъективные реакции человека и животных на воздействие внешних или внутренних раздражите- лей,проявляющиеся в виде удовольствия и неудовольствия,стра- ха,гнева,радости,грусти и т.д. _Биологическая роль эмоций. 1.Эмоции выполняют _ отражательную . или _ оценочную роль ..Лю- бой раздражитель,приобретая эмоциональную окраску,становится индивидуально значимым для особи.Именно эмоциональная оценка способствует формированию целенаправленной поведенческой ре- акции на данный раздражитель,мобилизуя,если необходимо,все силы и ресурсы организма для адекватного ответа на какой-ли- бо стимул или ситуацию. 2. Эмоции играют _ регулирующую . или _ переключающую роль ..При конкуренции различных доминант (например,страха и голода,или чувства долга и страза и т.д.) побеждает наиболее сильно эмо- ционально окрашенная доминанта. 3.Очень важна и _ подкрепляющая . роль эмоций.Положительное эмоциональное подкрепление достигнутого результата ("поощре- ние")способствует закреплению соответствующей формы поведе- ния,улучшает обучение и становление определенного дейс- твия.Положительное эмоциональное подкрепление служит своеоб- разной энергетической "подпиткой" для организма.Человек,по- лучающий удовольствие от своей деятельности,готов работать почти круглосуточно,может "горы свернуть".Существует даже та- кая категория людей - "трудоголики",для который работа явля- ется высшей ценностью,а материальное вознаграждение играет второстепенную роль.Напротив,биологический смысл негативного эмоционального подкрепления ("наказания") состоит в том,что возникающие отрицательные эмоции тормозят неэффективный для особи вид деятельности ,заставляя искать другие способы достижения цели,другие виды деятельности,поведения,или даже - сменить цель.Таким образом эмоции можно рассматривать как ак- тивное состояние специализированных структур мозга,побуждаю- щих изменить поведение в направлении минимизации (отрицатель- ные эмоции) или максимизации (положительные эмоции) этого состояния.Если человек не изменяет своего поведения и в тече- ние длительного времени испытывает отрицательные эмоции,у не- го существенно снижается энергетический потенциал для любого вида деятельности,развивается астенизация и невротизация лич- ности,страдает и соматическое здоровье,появляются типичные признаки хронического стресса:вегетативные дисфункции,сниже- ние иммунитета и др.В такой ситуации необходимо либо изменить соответствующие обстоятельства,порождающие отрицательные эмо- ции,либо,если это невозможно,изменить свое отношение к данной ситуации. 4. Эмоции выполняют _компенсаторную .или _замещающую _роль ..Например,если цель еще не достигнута,то даже небольшой успех в этом направлении порождает положительные эмоции.Эти положительные эмоции не столько связаны с конкретным малень- ким успехом,сколько с чувством надежды,веры.Эти чувства помо- гают человеку существовать даже в довольно безрадостной обстановке.Для человека надеяться и верить иногда значительно важнее,чем добиваться поставленной цели.Древняя японская муд- рость гласит:"Лучше путешествовать с надежной,чем достичь пункта назначения". _Теории эмоций. 1. _Периферическая теория Джеймса-Ланге. .Согласно данной теории,эмоции являются вторичным явлением,отражением измене- ний,происходящих во внутренних органах и скелетных мыш- цах.Джеймс сформулировал свою теорию следующим образом:"Мы чувствуем печаль,потому что плачем,мы боимся,потому что дро- жим." Действительно,в определенной степени периферические процессы влияют на формирование того или иного эмоционального состояния.НАпример,при ишемии миокарда возникает страх смер- ти,при перевозбуждении симпато-адреналовой системы развива- ется паническое состояние и т.д. В последнее время появились интересные данные о влиянии периферических сигналов от мими- ческой мускулатуры на эмоциональную сферу. Обнаружено,что сокращение мимических мышц при улыбке способствует формирова- нию положительного эмоционального фона,и наоборот,постоянная "маска" уныния и грусти во многом определяет и усугубляет депрессивное состояние.Одной из возможных причин такого влия- ния мимики на психику некоторые исследователи считают замет- ное увеличение кровотока мозга,в частности структур лимби- ческой системы,при улыбке. Однако,несмотря на приведенные данные,необходимо отме- тить,что теория Джеймса-Ланге сводила эмоции лишь к опреде- ленным вегетативным или соматическим сдвигам на перифе- рии.Эксперименты на животных показали,что даже полная деаффе- рентация внутренних органов не устраняла у таких животных развития некоторых эмоциональных реакций,таких как страх или ярость при предъявлении соответствующих раздражителей. 2. Кеннон ,Бард и другие исследователи предложили целый ряд "центральных" теорий эмоций,доказав,что источником эмоций является мозг,определенные структуры ЦНС,а не периферические органы.Одной из центральных теорий эмоций была теория Пейпе- ца,которая отводила главную роль в возникновении эмоций структурам лимбической системы и гипоталамуса.Пейпец предпо- ложил,что ЛС ("круг Пейпеца") является своеобразной замкнутой структурой,в которой циркулируют импульсы,приходящие от тала- муса,гипоталамуса и коры ,приобретая таким образом эмоцио- нальную окраску.Экспериментальные данные во многом подтверди- ли эту гипотезу.Так,при двустороннем удалении миндалевидных тел у обезьян возникал синдром Клювера-Бьюси, характеризую- щийся эмоциональной ареактивностью (отсутствием страха),нару- шением пищевого ,полового и социального поведения животного .В опытах Олдса,Дельгада и др. электрическое раздражение раз- личных отделов гипоталамуса и ЛС вызывало такие состояния как страх,реакцию ложной ярости или ее торможение,чувство удов- летворения или неудовлетворения. Теория Пейпеца и другие "центральные теории" эмоций внесли решающий вклад в определение структурно-функциональной основы возникновения эмоций.Ответ на вопрос ,почему в целост- ном организме в определенный момент времени,при той или иной ситуации возникают различные эмоции,до сих пор до конца не ясен. 3. Согласно _биологической теории эмоций Анохина .,эмоции возникли на определенном этапе эволюции как средство оценки потребности и степени ее удовлетворения.Как правило,любая не- удовлетворенная потребность сопровождается отрицательными эмоциями,тогда как удовлетворение этой потребности вызывает положительные эмоции. ЭМОЦИИ: Неудовлетворенная целенаправленное удовлетворенная потребность ----------------> потребность поведение Положительные эмоции,с точки зрения теории Анохина,воз- никают не только при удовлетворении той или иной потреб- ности,но и при достижении кокай-нибудь социальной цели ,если результат деятельности отвечает планам,запросам и притязаниям личности.Если же наблюдается "рассогласование" между ожидае- мым и реальным результатом,то возникающие в такой ситуации отрицательные эмоции,неудовлетворенность побуждает человека к поиску более эффективных путей для достижения поставленной цели. 4. Существует также " _информационная ." теория эмоций Симо- нова.Она изложена в учебнике под ред.Косицкого. В заключение необходимо отметить,что ни одна из рассмот- ренных или существующих теорий эмоций не является исчерпываю- щей не не может объяснить все многообразие эмоций у человека. _Особенности ВНД человека. Основное отличие ВНД человека от животных состоит в на- личии у человека "чрезвычайной прибавки" эволюции - особой системы сигнализации,которая связана со словесным обозначени- ем объектов.И.П.Павлов назвал ее второй сигнальной системой. Первая сигнальная система,общая для человека и живот- ных,связана с восприятием конкретных сигналов окружающего ми- ра,которое осуществляется всеми органами чувств. вторая сигнальная система связана с восприятием речи (устной,письменной).Развитие речи и связанного с речью сло- весно-логического мышления и явилось она определенном этапе эволюции коренным отличием психической и познавательной дея- тельности человека от других представителей животного мира. _Речь выполняет следующие функции. 1. Функция обозначения или номинативная функция.Каждое слово в языке обозначает какой-либо предмет ,действие,понятие и т.д. 2. Функция обобщения.Слово является не только обозначе- нием конкретного предмета,но и целой группы предметов ,поня- тий.Функция обобщения тесно связана с абстрактным мышлением. 3. Функция коммуникации или общения.В понятие коммуника- ции входит следующие составляющие: - информационная функция; - выразительная функция:с помощью слов и интонаций чело- век может выражать не только мысли,но и чувства. - функция волеизъявления. 4. Регулирующая функция речи связана со способностью словесной информации управлять поведением человека, начиная от простейших форм деятельности, заканчивая самыми сложными. Слово может также регулировать деятельность внутренних орга- нов, тонус мышц и т.д. Врачу важно понимать огромную роль слова в медицине: слово может быть как лечебным фактором (психотерапия), так и причиной возникновения т.н. ятрогенных заболеваний. В связи с тем, что основные центры речи сосредоточены в левом полушарии, данное полушарие стали считать доминантным. Функции правого, субдоминантного полушария, связаны с воспри- ятием невербальных сигналов, пространственных конструкций и других сенсорных сигналов. Восприятие правым полушарием окру- жающего мира носит цельный, синтетический характер. Правое полушарие более эмоциогенно и в большей степени связано с т.н. бессознательными процессами. Существует также и эмоцио- нальная межполушарная ассиметрия. Положительные эмоции у че- ловека связаны в основном с левым, а отрицательные - с правым полушарием. В связи с этим левая половина лица в большей сте- пени отражает отрицательные, а правая - положительные эмоции. В зависимости от относительного преобладания восприятия сигналов первой и второй сигнальных систем И.П. Павлов разде- лил всех людей на 3 типа: 1. Мыслительный тип (левополушарный). 2. Художественный (правополушарный. 3. Смешанный тип. Лица мыслительного типа тяготеют к теории, имеют большой словарный запас и активно им пользуются, им присуща довольно высокая двигательная активность, целеустремлённость, способ- ность прогнозировать события. Человек художественного типа, напротив, тяготеет к конкретным видам деятельности, он мало- разговорчив, более медлителен, зато наделён способностью тон- ко чувствовать, переживать, склонен к созерцанию и воспомина- ниям. По классификации Юнга и др. авторов, тип ВНД человека определяют следующие парные характеристики: 1. Экстраверт-интраверт. 2. Эмоциональная стабильность - невротизм (эмоциональная неустойчивость). 3. Подвижность нервных процессов - инертность. Экстраверт - человек общительный, интересующийся людь- ми, не склонный к самоанализу. Интраверт - не общителен, замкнут, не проявляет особого интереса к другим людям, скло- нен к самоанализу. Существует также классификация темпераментов людей в за- висимости от типов конституции. Она принадлежит Шелдону. По Шелдону, выделяют 3 основных типа людей: висцеротонический, соматотонический и церебротонический. С определёнными оговор- ками,: эти типы в какой-то степени соответствуют гиперстени- ческому, нормостеническому и астеническому конституциональным типам. Набор признаков из шкалы темпераментов по Шелдону. Вицеротония Соматотония Церебротония 1. Расслабленность в Уверенность в осанке Заторможенность и скованность осанке и движениях и движениях в осанке и дви- жениях 2. Любовь к комфорту Любовь к приключениям Необщительность, скрытность, 3. Лёгкость в общении Экстраверсия в поступ- заторможенность и выражении чувств ках, но скрытность в Интраверсия чувсвах, эмоциях 4. Жажда похвалы, Эмоциональная чёрст- Эмоциональная сдержанность одобрения вость 5. Общительность и Агрессивность и нас- Устойчивость к действию алко- мягкость в состоя- тойчивость в состоя- голя, др.де- прессантов нии опьянения нии опьянения 6. Тяга к людям в тя- Тяга к действию в Тяга к одино- честву в жёлую минуту тяжёлую минуту тяжёлую минуту 7. Ориентация к детст- Ориентация к юношес- Ориентация к поздним ву и семейным отно- кой деяфтельности периодам жизни шениям Вполне вероятно, что ни одна из многочисленных классифи- каций типов ВНД не является исчерпывающей, сами типы также не имеют чаще всего всех чётко выраженных признаков того или иного типа, преобладают в популяции некие более или менее средние типы темпераментов. Однако врачу важно учитывать осо- бенности различных типов ВНД в своей лечебной работе. Хорошо известно, что выработка врачом адекватного психологического подхода к конкретному больному значительно улучшает эффект проводимой терапии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.