Реферат по предмету "Разное"


«Игра-драматизация как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с онр»

«Игра-драматизация как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»Юшко Ольга Юрьевна,воспитатель ДОУ № 5 «Дельфин» г. Шарыпово Красноярского краяСвязная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это свя­зано с ухудшением здоровья детей. По данным доктора ме­дицинских наук И.С.Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные пора­жения головного мозга — центрального органа речевой фун­кции. Подобные отклонения могут отрицательно отразиться на последующем развитии и обучении ребенка. А речь обычно страдает одной из первых, так как находится в пря­мой зависимости от созревания головного мозга. Сегодня у многих детей к 5 годам уровень речевого развития ниже установленной нормы, и они нуждаются в помощи специалис­тов. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недоста­ток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешитель­ными; затрудняется их общение с другими людьми (взрос­лыми и сверстниками), снижается познавательная актив­ность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседни­ком; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом. Третий год я работаю по теме: «Игра-драматизация как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР». Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, я заметила, что со­держание, предлагаемое программой, детьми плохо усваивается. Это происходит потому, что у детей неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, раздражительность, снижен интерес к окружающе­му, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координацией. Такие дети необщи­тельны, скованы, плохо адаптируются в окружающей среде. Чтобы заинтересовать детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое воображение, логическое мышление, па­мять, речь, я решила использовать игру – драматизацию. Цель моей работы с детьми по вышеуказанной теме: Определить эффективность влияния игры - драматизации на успешность речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР.Задачи: 1. Снять напряжение и скованность в поведении ребёнка. 2 .Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. 3. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми. 4. Воспитывать артистические качества - пластическую выразительность и музыкальность. 5. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, фантазию, воображение, образное мышление. 6. Учить импровизировать игры – драматизации на темы знакомых сказок. 7.Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов. 8. Пополнять словарный запас детей. Воспитательно-образовательный процесс в группе организуется в соответствии с требованиями программы Нищевой, которая предусматривает широкие возможности развития театрализованной деятельности. Для диагностирования динамики, использую методики: «Перескажи текст» Г.В. Чиркиной, «Составь рассказ по серии сюжетных картинок» Н.С. Жуковой. В процессе подготовки к игре необходимо адаптировать произведения, которые используются для игр-драматизаций, подготовить самих детей к изображению персонажей, к правильному воспроизведению и пониманию речевого материала, создать у них эмоциональное отношение к происходящему. На первоначальном этапе предлагала детям обыграть самые простые произведения: потешки, скороговорки, небольшие стихи, сказки и т.д. постепенно усложняя литературный материал. Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, определяла требованиями программы воспитания и обучения в соответствии с возрастными особенностями детей. Творческое развитие темы начинала с подготовки сценария игры по сюжету литературного произведения, сказки, рассказа, стихотворения. Далее предполагала импровизацию на заданную или избранную тему. Работа была направлена на разработку системы занятий с использованием театрализированных игр с детьми старшего дошкольного возраста, совершенствования их словаря и грамматического строя, развития связной речи и звуковой культуры. Игровые упражнения и занятия проводились два раза в неделю, во второй половине дня. Для положительного настроя на проведение игр-драматизаций, использовала психогимнастику. Параллельно включала упражнения и задания на развитие техники речи (сценической речи): артикуляционная гимнастика, игры на развитие речевых, мимических и пантомимических движений, упражнения для развития координации слова с движением. В ходе работы над темой осуществила: - подборку методической литературы; - подборку художественных произведений различных жанров; - создала игротеку словесных и настольно-дидактических игр; - разработала комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики; - разработала перспективный план по теме; - систематизировала дидактический материал; - изготовила атрибуты к разным видам театров: настольному, кукольному, пальчиковому, плоскостному теневому и на фланелеграфе; - систематизировала и адаптировала разные виды игр:Игры-диалоги. Цель: учить детей передавать образ персонажа, его характерные особенности: «Разговор лягушек»; «Песня Воробья»; «Лес ночной» и т.д.Игра-драматизация. Цель: учить действовать в игре-драматизации, подбирать модели персонажей к сказке; создавать воображаемую ситуацию, последовательно передавать сюжет: «Дырка в сыре»; « Лягушонок»; «Похвалялась лиса» и т.д.^ Игры, направленные на развитие словаря и грамматического строя речи. «Определи цвет»; «Назови правильно»; «»Много чего?»; «Один – много»; «Назови ласково» и т.д. На игровых занятиях предлагала ребенку показать характерные движения какого-либо животного; остальные угадывали кто это. Или имитировали действия людей (стирать, подметать пол и т.д.). Для развития речевого аппарата добивалась динамичности, экономичности и скорости выполнения движений туловища, рук, ног, головы; развивали моторную и сенсомоторную координацию. Все артикуляционные упражнения выполнялись под счет, ритмическую музыку, речевое сопровождение. Например, ударять по очереди каждым пальчиком по столу, сопровождая движение пальцев ритмичным, послоговым проговариванием скороговорки: Мы то-па-ли, мы то-па-ли, До то-по-ля до-то-па-ли, До то-по-ля до-то-па-ли, Чуть но-ги не от-то-па-ли! Пластику каждого животного или предметные действия персонажей осваивали в массовых пластических этюдах. Все учатся двигаться, как мышка, затем все учатся двигаться, как заяц, лягушка, лиса и т.д., а затем в общем пластическом эпизоде сводятся все герои сказки «Теремок». Такие пантомимические сцены есть в каждой сказке. Часто использовала очень эффективный прием парной работы воспитателя и ребенка. Он используется, когда нужно освоить выразительную интонацию речи персонажа. Я брала на себя роль со сложным интонированием и играла в паре с ребенком, с каждым ребенком группы по очереди. А затем наоборот. Например, в очередном эпизоде сказки «Заюшкина избушка» заяц рассуждает, что ему делать, как вернуть свой домик? а собаки, медведь и петух по очереди предлагают ему свою помощь. Сначала я брала на себя роль зайца, потом — роль собаки, затем медведя и т.д. После работы в паре с ребенком, ему легче справиться с актерской задачей, т.к. образец он слышал и будет к нему стремиться. Но прямая инструкция «Делай, как я!» не используется. Читала детям четверостишие с разными интонациями. Далее просила их повторить, а может и найти новые варианты интонаций, например: удивленно, насмешливо, с не­доумением, грустно, весело, с состраданием. Так же давала детям и такое задание: «Произнести фразу, ставя ударение каждый раз на новом слове. Например: «Не забудьте покормить рыбок», «Я люблю свою сестренку» и др. Обращала внимание детей на то, как изменяется смысл фразы в зависимости от ударного слова. В кругу детей усаживала перед собой ребенка, давала ему в руки персонаж, а себе брала другой. Вела диалог, вовлекая в него своего партнера, так, чтобы вызвать у него интонации удивления, возражения, радостного изумления и др. В процессе работы над выразитель­ностью реплик персонажей, собственных высказываний неза­метно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуко­вая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяс­няться. Работа вне занятий включала: - лепку из пластилина фигурок любимых героев сказки, которые впоследствии дети использовали в режиссерских играх; - выполнение зарисовок к наиболее ярким эпизодам сказки; - проведение ролевых народных и авторских игр: «Овощной суп» Л. Ершовой, «Обед», «Кому спасибо?», «Репка»- народная игра, «Отправляемся в дорогу», «Заинька», «Лень» и другие. - комплекс специальных упражнений: дыхательную гимнастику, пальчиковые игры, детские игровые песни. Стихотворный текст так же использовался для развития словаря (через разбор слов), грамматики (при их запоминании и употреблении). Произведения подбирала из детского игрового фольклора (считалки, дразнилки, скороговорки, прибаутки и т.д.), детям нравилось их запоминать и обыгрывать. Родители группы являются активными субъектами воспитательно-образовательного процесса. Они включены в процесс разучивания роли с ребенком, изготовления атрибутов, костюмов для сказки, подготовки и проведение конкурсов и выставок, оказывают помощь в создании и насыщении предметно-развивающей среды группы. Участие в воспитательно-образовательном процессе группы, позволило родителям углубить свои представления об индивидуальных и возрастных особенностях детей, по–новому оценить возможности ребенка, почувствовать его индивидуальность, оценить значение игры драматизации в развитии речи детей. Считаю, что правильно организованная предметно – развивающая среда стимулирует развитие деятельности ребенка, формирует его познавательную активность. В группе создан театральный уголок, где дети могут в свободное время поиграть самостоятельно, или со сверстниками в любую сказку выбрав наиболее понравившегося сказочного героя. Эффективность своей работы по заявленной теме отслеживаю с помощью диагностики. Результат усвоения детьми программного материала по разделу «Развитие речи» по методикам Г. В. Чиркиной и Н. С. Жуковой. В результате целенаправленной работы получены результаты:Начало 2007 – 08 уч.года: Конец 2007 – 08 уч. года:Начало 2008– 09 уч.года: Конец 2008 – 09 уч. года:По результатам диагностики составляю индивидуальный план работы с детьми.Благодаря систематическому использованию игры – драматизации у детей стал богаче словарь, дети меньше допускают грамматических ошибок, используют в речи разные типы предложений. Дети самостоятельно по плану могут пересказать небольшой рассказ, строят свой пересказ в соответствии с логикой текста, более подробно и интересно описывают действия и состояние персонажей, свободно пользуются лексикой, почерпнутой в тексте. Дети выразительно и с удовольствием читают любимые стихи, используя выразительные средства. Опытом своей работы делюсь в рамках детского сада. Выступаю на семинарах, педсоветах, провожу открытые занятия, консультации для педагогов и родителей. Являюсь членом методического объединения педагогов «Коррекционно-развивающее обучение дошкольников».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.