--PAGE_BREAK--17.09.01: 1) разминка – 15 мин.; 2) обучение технике толчка и рывка с гирями 16 кг; 3) стояние с двумя гирями по 16 кг в исх. полож. перед выталкиванием – 3х1,5 мин.; 4) подъём рук вверх через стороны с гантелями по 5 кг – 3х10 раз; 5) подъём плеч с опущенными вниз гирями по 24 кг – 3х10 раз; 6) приседания с гирями по 16 кг на груди – 3х8 раз; 7) наклоны вперёд со штангой 30 кг на спине – 3х8 раз; 8) в висе на турнике поднос ног к перекладине – 3х15 раз; 9) жим штанги 45 кг с груди, лёжа – 3х10 раз; 10) французский жим гантели 10 кг из-за головы, стоя – 3х10 раз (каждой рукой); 11) жим двух гирь по 16 кг с груди, стоя – 3х6 раз; 12) упражнения с кистевым эспандером – 10 мин.; 13) упражнения на растяжку и расслабление – 10 мин.
8.11.01: 1) разминка – 15 мин.; 2) толчок гирь – 1х(24+24 кг)/8 раз; 1х(16+16 кг)/50 раз; 3) толчок гирь по длинному циклу – 1х(16+16 кг)/25 раз; 4) выпрыгивания из полного седа (руки за головой) – 4х20 раз; 5) махи с гирей 32 кг, держа гирю двумя руками – 1х30 раз; 1х15 раз; 6) изометрическое упражнение: полуприсед с гирей 16 кг на спине – 3х1,5 мин.; 7) жим штанги 25 кг с груди, сидя – 3х10 раз; 8) французский жим гири 16 кг из-за головы двумя руками, сидя – 3х12 раз; 9) протяжка гири 32 кг перед грудью – 3х12 раз; 10) отжимание в стойке на руках, с опорой ногами о стену (стойка осуществляется на нижней части лицевой поверхности ладони, кисть согнута в кулак – это упражнение помогает привыкнуть к болевым ощущениям, возникающим (на первых порах) при правильном удержании дужки гири на ладони во время выполнения толчка) – 5х6 раз; 11) упражнения на брюшной пресс на гимнастической скамейке с гантелью 10 кг – 3х15 раз; 12) вис на турнике – 3х2 мин.; 13) упражнения на растяжку и расслабление – 10 мин.
11.12.01: 1) разминка – 10 мин.; 2) силовая эстафета (комплекс № 1) – 30 мин.; 3) медленный бег – 25 мин.; 4) упражнения на растяжку и расслабление – 10 мин.
14.05.02: 1) разминка – 15 мин.; 2) толчок гирь – 3х(24+24 кг)/17 раз; 2х(16+16 кг)/55 раз; 3) махи с гирей 32 кг (с использованием кистевой лямки) – 6х20 раз (каждой рукой); 4) подъём плеч с опущенными вниз гирями по 24 кг – 3х20 раз; 5) подтягивание на перекладине – 3х12 раз; 6) жим штанги 40 кг, лёжа – 3х12 раз; 7) наклоны вперёд со штангой 35 кг на спине – 3х15 раз; 8) многократные прыжки с места (на дальность) – 10 мин.; 9) жонглирование с гирей 16 кг – 15 мин.; 10) хождение по лестнице с гирями по 16 кг в опущенных руках – 3х4 мин.; 11) в висе на турнике поднос ног к перекладине – 3х20 раз; 12) бег в среднем темпе по пересечённой местности – 1 час; 13) упражнения на растяжку и расслабление – 10 мин.
В дальнейшем в основном будем указывать лишь нагрузку в базовых упражнениях с гирями. (Упражнения на общую и специальную физическую подготовку давались (параллельно с толчками, рывками, махами) на все основные группы мышц, причём мышцы туловища, рук и ног тренировались соответственно в разные дни недели. Количество подходов в упражнениях на ОФП и СФП варьировалось в пределах 2-5 подходов, а количество повторений в подходах – в пределах 6-20 раз).
8.07.02: толчок – 6х(24+24 кг)/10 раз; махи с гирей 16 кг – 3х3 мин.; махи с гирей 32 кг – 2х25 раз.
9.07.02: рывок – 3х(24 кг)/20 раз.
11.07.02: толчок – 5х(24+24 кг)/12 раз; махи с гирей 16 кг – 2х4 мин.; махи с гирей 32 кг – 2х20 раз.
12.07.02: рывок – 2х(16 кг)/55 раз.
13.07.02: толчок – 4х(24+24 кг)/15 раз; махи с гирей 16 кг – 2х5 мин.
15.07.02: силовая эстафета.
16.07.02: толчок – 3х(24+24 кг)/20 раз; рывок – 1х(24 кг)/25 раз; махи с гирей 16 кг – 3х2 мин.
18.07.02: толчок – 2х(24+24 кг)/33 раза; махи с гирей 32 кг – 6х15 раз.
19.07.02: лёгкая «подкачка» по желанию; лёгкий бег.
20.07.02: прикидка в основных упражнениях: толчок – 1х(24+24 кг)/51 раз (за 8 минут); рывок – 1х(24 кг)/42 раза (каждой рукой, по 4 мин. – на каждую руку).
21.07.02 – 5.08.02: активный отдых.
6.08.02: толчок – 6х(24+24 кг)/13 раз; махи с гирей 16 кг – 1х10 мин.; махи с гирей 32 кг – 2х25 раз.
8.08.02: рывок – 3х(24 кг)/18 раз.
9.08.02: толчок – 5х(24+24 кг)/15 раз; махи с гирей 16 кг – 2х8 мин.; махи с гирей 32 кг – 2х25 раз.
10.08.02: рывок – 2х(16 кг)/60 раз.
12.08.02: толчок одной гири 32 кг – 3х10 раз.
13.08.02: толчок – 4х(24+24 кг)/18 раз; махи с гирей 16 кг – 2х10 мин.
15.08.02: толчок одной гири 32 кг – 2х14 раз; махи с гирей 32 кг – 3х25 раз.
16.08.02: толчок – 3х(24+24 кг)/25 раз; рывок – 1х(24 кг)/28 раз; махи с гирей 16 кг – 3х5 мин.
17.08.02: силовая эстафета.
19.08.02: толчок – 1х(24+24 кг)/37 раз; 1х(24+24 кг)/25 раз; махи с гирей 32 кг – 5х18 раз.
20.08.02: активный отдых.
22.08.02: толчок – 1х(24+24 кг)/45 раз; рывок – 1х(24 кг)/30 раз; силовая эстафета.
23.08.02: толчок – 2х(24+24 кг)/30 раз; махи с гирей 32 кг – 5х25 раз.
24.08.02: толчок – 1х(16+16 кг)/100 раз; 1х(16+16 кг)/50 раз; толчок одной гири 32 кг – 2х10 раз; рывок – 2х(16 кг)/50 раз.
26.08.02: активный отдых.
27.08.02: прикидка в толчке – 1х(24+24 кг)/61 раз (за 8 минут).
29.08.02: прикидка в рывке – 1х(24 кг)/51 раз (каждой рукой, по 4 мин. – на каждую руку).
30.08.02 – 11.09.02: активный отдых.
12.09.02: толчок – 6х(24+24 кг)/12 раз; махи с гирей 16 кг – 2х4 мин.; махи с гирей 32 кг – 2х15 раз.
13.09.02: рывок – 3х(24 кг)/18 раз.
14.09.02: толчок – 5х(24+24 кг)/14 раз; махи с гирей 16 кг – 2х5 мин.; махи с гирей 32 кг – 3х15 раз.
16.09.02: рывок – 2х(16 кг)/70 раз.
17.09.02: толчок – 4х(24+24 кг)/17 раз; махи с гирей 16 кг – 3х5 мин.
19.09.02: толчок – 3х(24+24 кг)/24 раза; рывок – 1х(24 кг)/28 раз; махи с гирей 16 кг – 3х4 мин.
20.09.02: махи с гирей 32 кг – 4х20 раз.
21.09.02: силовая эстафета.
23.09.02: толчок – 2х(24+24 кг)/37 раз; махи с гирей 32 кг – 6х17 раз.
24.09.02: рывок – 1х(16 кг)/100 раз.
26.09.02: прикидка в толчке – 1х(24+24 кг)/70 раз (за 9 минут).
27.09.02: прикидка в рывке – 1х(24 кг)/54 раза (каждой рукой, по 4 мин. – на каждую руку).
28.09.02 – 7.10.02: активный отдых.
8.10.02: толчок – 4х(24+24 кг)/20 раз; махи с гирей 32 кг – 2х40 раз.
10.10.02: рывок с намыленными ладонями – 1х(16 кг)/70 раз; махи с гирей 24 кг – 2х3 мин.
11.10.02: силовая эстафета.
12.10.02: толчок – 3х(24+24 кг)/28 раз; махи с гирей 32 кг – 4х25 раз.
15.10.02: толчок – 1х(16+16 кг)/150 раз; рывок – 3х(16 кг)/60 раз; махи с гирей 24 кг – 3х3 мин.
17.10.02: силовая эстафета.
18.10.02: толчок – 2х(24+24 кг)/46 раз.
19.10.02: толчок – 1х(16+16 кг)/120 раз; рывок – 2х(16 кг)/80 раз.
21.10.02: активный отдых.
22.10.02: выступление на Первенстве Тамбовской области по гиревому спорту среди юношей (в вес. кат. до 55 кг): толчок – 79 подъёмов (за 8,5 минут); рывок – 36 подъёмов (каждой рукой, по 3 мин. – на каждую руку).
23.10.02 – 26.10.02: активный отдых.
27.10.02: силовая эстафета.
28.10.02: толчок – 1х(24+24 кг)/35 раз; махи с гирей 32 кг – 2х25 раз.
31.10.02: выступление на всероссийском турнире по гиревому спорту «Первенство Российского комитета ФСО «Юность России» среди старших юношей» (г. Жуков, 2002 год) (в вес. кат. до 55 кг): толчок – 68 подъёмов (за 9 минут); рывок – 40 подъёмов (каждой рукой, по 4 мин. – на каждую руку). Занял II-ое место (по сумме двоеборья).
Как видно из приведённого выше плана тренировок, «упор» в них делался в основном на толчок. Основная «стратегия» тренировок (в соревновательных упражнениях) была следующей: от большего количества подходов с меньшим количеством повторений → к меньшему количеству подходов, но с большим количеством повторений (т.е. подъёмов) в каждом подходе.
Рабочий план подготовки тренировочной группы
на период прохождения практики
В период прохождения практики (в ноябре-декабре 2008 года) мною был реализован в ходе тренировочных занятий упомянутый выше план-график, а точнее его первая часть, касающаяся начала учебного года в ДЮСШ.
Данная часть план-графика вполне успешно была реализована, и внедрение её принесло ощутимые спортивные результаты, что выразилось в успешном выступлении гиревиков на соревнованиях, проведённых в начале декабря 2008 года среди занимающихся на отделении гиревого спорта ДЮСШ.
План-конспект № 1
тренировочного занятия по гиревому спорту
Дата проведения: 26.11.08 г.
Время проведения: 17.00 – 19.30
Место проведения: малый спортзал ДЮСШ № 3
Задачи тренировки:
1. Ознакомить с элементами техники силового жонглирования гирями.
2. Продолжить совершенствование техники толчка двух гирь от груди.
3. Способствовать развитию физических качеств: общей и силовой выносливости.
План-конспект № 2
тренировочного занятия по гиревому спорту
Дата проведения: 03.12.08 г.
Время проведения: 17.00 – 19.30
Место проведения: малый спортзал ДЮСШ № 3
Задачи тренировки:
1. Ознакомить с элементами техники силового жонглирования гирями.
2. Продолжить совершенствование техники рывка гири.
3. Способствовать развитию физических качеств: общей и силовой выносливости.
План-конспект № 3
тренировочного занятия по гиревому спорту
Дата проведения: 04.12.08 г.
Время проведения: 17.00 – 19.30
Место проведения: малый спортзал ДЮСШ № 3
Задачи тренировки:
1. Совершенствовать элементы техники силового жонглирования гирями.
2. Продолжить совершенствование техники толчка двух гирь по длинному циклу.
3. Способствовать развитию физических качеств: общей и силовой выносливости.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Разработанный комплекс упражнений
общеразвивающей направленности
Все упражнения комплекса выполняются по «круговой системе» с использованием «поточного метода» выполнения учащимися физических упражнений в 3подходах по 10-15повторений в каждом подходе.
1. Сжимание-разжимание кистевого эспандера «резиновое кольцо».
2. Отжимания от пола в упоре лёжа.
3. Выпрыгивания (без отягощения) из глубокого седа (руки за головой).
4. В висе поднос ног к перекладине.
5. Гиперэкстензии с упором бёдрами о гимнастический козёл(руки за головой).
6. Подтягивания на перекладине (до касания подбородком).
7. Подъём рук (прямых) вверх через стороны (до касания пальцами наверху) с гантелями по 6 кг.
8. Поочерёдные сгибания-разгибания предплечий (плечи прижаты к туловищу) с гантелями по 6 кг.
9. Наклоны вперёд с гирей (16 кг) в опущенных вниз руках (ноги в коленях — прямые).
10. Поочерёдные выжимания гантелей по 6 кг от плеча на прямые руки в стойке – ноги на ширине плеч, спина – прямая.
Разработанная система подводящих упражнений при обучении технике выполнения толчка и рывка гирь
Основные тренировочные упражнения: а) подводящие и вспомогательные упражнения: взятие (забрасывание) на грудь гири (гирь); длительное выдерживание статического положения (исходное положение перед выталкиванием гирь) с гирями на груди; различные махи с гирей (гирями); жонглирование гирями; рывок двух гирь (в каждой руке – по гире, на протяжении всего движения руки параллельны друг другу); длительное выдерживание статического положения, когда гиря (гири) находится вверху на выпрямленной руке; различного рода имитационные упражнения без отягощения и с небольшим отягощением; б) прыжковые упражнения: выпрыгивания, удерживая гирю двумя руками между ног спереди (ноги – на возвышении 20-40 см); выпрыгивания из полного седа без отягощения (руки – за головой); легкоатлетическое упражнение «лягушка» (прыгать можно как лицом вперёд, так и спиной или боком по направлению движения); в) упражнения общей и специальной физической подготовки: приседания с гирями на груди; приседания со штангой на плечах; ходьба «гусиным шагом» с гирей на спине (за головой); ходьба с выпадами поочерёдно на каждую ногу с гирей на спине (за головой); становая тяга штанги; гиперэкстензии на гимнастическом козле с отягощением за головой; тяга штанги к груди в наклоне (гриф штанги – между ног); наклоны с гирями в опущенных руках (гири – между ног, ноги – на возвышении 20-40 см); наклоны со штангой за головой; подъём плеч с опущенными вниз гирями (руки – вдоль туловища); протяжка гири перед грудью; отжимание от пола в упоре лёжа на одной руке; жим гири (гирь) от груди из основной стойки; жим гири (гирь) от груди, сидя на стуле (спину держать прямо); французский жим гири из-за головы одной или двумя руками; подъём штанги перед собой на выпрямленных руках; сведение-разведение гирь перед грудью (плечи – параллельны полу); круговые движения рук с гантелями во фронтальной и саггитальной плоскостях; подтягивания на турнике; жим штанги лёжа; динамические и изометрические упражнения со штангой на мышцы кистей и предплечий; длительный вис на турнике; упражнения с кистевым эспандером; длительное удержание гирь в опущенных руках; в висе на турнике поднос ног к перекладине; упражнения на брюшной пресс на гимнастической скамейке с отягощением за головой; приседания с гирей (гирями) на вытянутой вверх руке; г) упражнения игрового и заминочного характера: игра в баскетбол, футбол, настольный теннис, бадминтон и т.п.; лёгкий бег; различного рода эстафеты; упражнения на растяжку и расслабление.
Оригинальные (инновационные) «подводящие» упражнения для гиревиков:
1. Использование полотенца для отработки техники толчка гирь у новичков. Оба конца полотенца захватываются руками, а само оно огибает поясницу. Кисти рук находятся перед грудью, а локти – над подвздошными костями. Гиревик совершает движение руками вверх (имитация отрыва локтей при выталкивании гирь с груди), а нерастяжимое полотенце вынуждает его прогибаться в пояснице и выдвигать таз вперёд, слегка приподнимаясь при этом на носки. Таким образом, новичок довольно быстро осваивает технические нюансы выталкивания гирь с груди, а именно: согласованность движений рук и таза во время толчка.
2. Выполнение толчка гирь в толстый слой поролона, то есть в конечной фазе толчка рука с гирей «уходит» в поролон, закреплённый над головой гиревика (расстояние от макушки до нижней границы слоя поролона – 20-30 см). С ростом мастерства спортсменов можно уменьшать высоту подвески поролона или увеличивать его жёсткость.
3. Выполнение толчка гирь с использованием резиновых амортизаторов, один конец которых закрепляется на кистях гиревика, а другой конец – на стопах. Для удобства пользования амортизаторами на их концы можно прикрепить лямки.
Разработанный (оригинальный) комплекс упражнений для совершенствования основных физических качеств, необходимых гиревикам
В качестве такого комплекса упражнений нами был использован «набор упражнений», объединённых в рамках реализации специфической педагогической задачи и названный нами «силовыми эстафетами».
Тренировки гиревиков представляют подчас весьма унылое зрелище – многократное выполнение одних и тех же упражнений в течение нескольких десятков минут. Это объясняется спецификой гиревого спорта – и от такой циклической нагрузки никуда не деться. Однако следствием таких тренировок нередко является психическое переутомление, возникающее из-за явления монотонии, поэтому занятия гиревиков хотя бы иногда должны проходить в игровой форме. Это и побудило нас к использованию своеобразного, нетрадицонного вида гиревой тренировки – силовых эстафет (не путать с традиционными гиревыми эстафетами, которые проводятся в последний день наиболее крупных российских соревнований).
Силовыми данные эстафеты мы назвали потому, что в них организм тренирующихся испытывает в основном нагрузку, которая способствует развитию таких качеств, как сила и силовая выносливость (статическая и динамическая), хотя здесь, кроме этого, в немалой степени развиваются и координационные способности вкупе с общей выносливостью.
Силовые эстафеты, на наш взгляд, можно включать в тренировки не только в подготовительном периоде, но и на других этапах подготовки гиревиков. Использование этих эстафет может преследовать вполне конкретную спортивно-педагогическую цель (психологическая «разрядка»; воспитание силы, выносливости; совершенствование техники соревновательных упражнений и т.п.), то есть определённым образом воздействовать на организм спортсмена, который при этом получает нагрузку ничуть не меньшую, чем при обычной («классической») тренировке.
Местом для проведения эстафет может стать любое подходящее помещение: спортивный зал, коридор, лестница между этажами в здании спортшколы и т.п., но может стать и поляна в лесу, открытая спортивная площадка и т.д. В зависимости от выбора места проведения эстафета может несколько видоизменяться, модернизироваться.
Изложим вкратце саму суть силовых эстафет: соревнуются 2 или более команд; участники команд по очереди выполняют заданное упражнение, продвигаясь при этом вперёд по дистанции и соперничая с представителями другой команды в быстроте и правильности выполнения упражнений; непосредственный контакт между соперниками исключается (необходимо соблюдать интервал 1-3 метра); побеждает та команда, последний участник которой раньше других пересечёт линию старта (финиша); передача эстафеты осуществляется прикосновением к руке товарища по команде; первые участники стартуют одновременно по команде тренера «Марш!»
Состав соперничающих команд может быть различным по возрасту, спортивной квалификации, а также по личному весу гиревиков, в связи с чем можно сформулировать следующие правила силовых эстафет:
1. Количество участников в каждой команде должно быть равным 2, 4 или 6, иначе – физическая нагрузка будет распределена неравномерно, будут наблюдаться «простои», исключается возможность выполнения упражнений в парах.
2. Если команды сильно отличаются по степени развития тех или иных физических качеств у отдельных участников, то можно подобрать для каждой команды (участника) свой вес гирь (гантелей, блинов и т.д.), а также количество повторений циклических упражнений в каждом соревновательном элементе комплексов эстафет. (Под соревновательным элементом комплекса понимается собственно физическое упражнение, «элемент», из совокупности которых и состоит тот или иной комплекс).
3. Между участниками отдельно взятой команды не должно быть очень существенной разницы в уровне развития таких физических качеств, как сила, выносливость, ловкость.
Общие рекомендации для проведения силовых эстафет будут следующие:
I. Тренер должен внимательно следить за техникой выполнения эстафетных упражнений, дабы они не привели к травмам и к нечестной спортивной борьбе. За каждое техническое нарушение участникам начисляется штрафное очко, которое в конце каждого соревновательного элемента комплекса «превращается» в дополнительное количество повторений или штрафные секунды (минуты). Реализация принципа штрафных очков была названа нами «отработкой за проигрыш». Она может выполняться не только в конце каждого соревновательного элемента, но и в конце всей силовой эстафеты. Так, штрафные секунды, набранные командами, могут определять отрезок времени, в течение которого будет безостановочно выполняться какое-либо динамическое (бег, отжимания от пола, подтягивания на перекладине и т.п.) или статическое (удержание гирь вверху на выпрямленных руках, вис на турнике и т.п.) упражнение.
II. Пауза для отдыха между соревновательными элементами эстафеты не должна превышать 1 мин. При хорошей функциональной готовности спортсменов можно производить «блокирование» нескольких соревновательных элементов, то есть эти элементы будут выполняться сразу же, друг за другом – без паузы для отдыха.
III. Ввиду чрезвычайно высокой нагрузки на кардио-респираторную систему гиревиков во время проведения эстафет, тренеру следует тщательно отслеживать их физическое состояние на всём протяжении состязания, используя методы внешнего наблюдения (цвет кожных покровов, частота дыхания и т.д.) и методы самоконтроля (подсчёт пульса, субъективные ощущения и т.д.).
IV. Следует заблаговременно приготавливать весь необходимый для силовых эстафет спортивный инвентарь. Размещать его надо в непосредственной близости от линии старта.
V. Если силовая эстафета проходит в небольшом помещении, то команду-победительницу можно определять не только по тому, кто раньше пересечёт линию старта (финиша), но и по тому, кто сможет уложиться в заданный временной интервал.
Маршрут движения участников команд во время эстафеты должен включать в себя разворотный пункт (р. п.), роль которого может выполнять любой подходящий предмет: гиря, легкоатлетический барьер, стул и т.п. Гиревик, стартуя от линии старта (начальный пункт или н. п.), в процессе своего продвижения по дистанции вперёд достигает р. п., огибает его и возвращается обратно на н. п., где и передаёт эстафету товарищу по команде.
Так как уровень физического развития членов команд может быть разным, то и отягощения для каждого из них следует подбирать индивидуально. Поэтому в дальнейшем под общим понятием «гири» будем понимать гири весом 16 кг, либо 24 кг, либо 32 кг; под «блинами» – блины для штанги весом 2,5 кг, либо 5 кг, либо 10 кг; под «гантелями» – литые гантели весом 6 кг, либо 10 кг.
Исходя из практики применения нами силовых эстафет в тренировках гиревиков, можно констатировать, что по времени они занимают не более 30 минут (с подготовкой инвентаря, разминкой и заминкой – 45 минут). Однако на протяжении этого получаса организм получает чрезвычайно мощную, интенсивную нагрузку, которая может сравниться лишь с тренировками, на которых выполняются «прикидки» или «проходки».
После завершения эстафеты мы порекомендовали бы гиревикам проделывать несколько упражнений заминочного характера, а также упражнения на растяжку и расслабление.
Приведём, в качестве примера, один из комплексов силовых эстафет.
Комплекс № 1:
Направленность комплекса: интенсивное развитие силовой выносливости, а также совершенствование координационных способностей гиревиков.
«Отработка за проигрыш»: вис на турнике (на время) – по окончании эстафеты (по сумме набранного командами штрафного времени).
(Приведённая ниже нумерация упражнений отражает не только порядковый номер соревновательных элементов комплекса, но и последовательность выполнения этих элементов).
1. Выпрыгивания с гирей (гантелью). Отягощение – между ног; держать отягощение спереди двумя руками. Прыгать – лицом вперёд.
2. Толчки гири (гантели) одной рукой с продвижением вперёд по дистанции. В тот момент, когда гиря зафиксирована на выпрямленной руке вверху, делается шаг вперёд. После приставления ноги гиря опускается на грудь и тотчас же выталкивается вверх – и так далее. На р. п. производится смена рук.
3. То же, что и в п. 2, но вместо толчка выполняется рывок.
4. Ходьба «гусиным шагом» с блином (гантелью, гирей) на спине. Держать отягощение двумя руками на верхней части спины (ниже затылка).
5. Сделать протяжку гири (гантели) перед грудью до подбородка, держа её двумя руками, и в таком положении бежать до р. п. На р. п. сделать 15-20 протяжек; затем – бежать обратно с поднятой до подбородка гирей.
6. Упражнение «плуг» (один спортсмен держит за ноги другого, который только при помощи рук продвигается вперёд). На р. п. – отжаться от пола 15-20 раз; затем – движение обратно к н. п., где партнёры меняются ролями.
7. Наклоны с гирей (гантелью), удерживая её двумя руками спереди между ног. После каждого наклона осуществляется продвижение на один шаг вперёд.
8. Встать спиной друг к другу и взять друг друга под локтевые сгибы. Один спортсмен приподнимает другого над полом и бежит с ним в таком положении до р. п. На р. п. тот, кто сверху, делает поднос коленей к груди: 8-10 раз. Затем – движение обратно к н. п., где партнёры меняются ролями.
9. Выжать две гири (гантели) вверх и в таком положении бежать до р. п. На р. п. сделать 15-20 раз сведение-разведение гирь перед грудью; затем – бежать обратно с поднятыми вверх гирями.
10. Взять в руки блины (гантели), развести руки в стороны (параллельно полу) и бежать в таком положении до р. п. На р. п. сделать подъём рук через стороны вверх: 15-20 раз. Затем – бежать обратно к н. п. (руки – в стороны).
11. Гири (гантели) – в руках, опущенных вдоль тела. В таком положении бежать до р. п. На р. п. сделать толчок гирь по длинному циклу: 10-15 раз. Затем – бежать обратно к н. п. с опущенными вниз гирями.
12. То же, что в п. 11, но вместо толчка по длинному циклу – рывок двух гирь (гантелей) одновременно.
13. Один спортсмен сажает к себе на плечи другого и в таком положении бежит с ним до р. п., а затем – обратно к н. п., где партнёры меняются ролями.
14. Упражнение «чехарда» (всей командой) до р. п. и обратно. Сделать 2-4 круга.
В заключение можно отметить, что периодическое применение силовых эстафет в тренировках гиревиков оказывает положительное влияние на рост их спортивных результатов (в толчке, в толчке по длинному циклу, в рывке). Это подтверждается высокими спортивными достижениями воспитанников отделения гиревого спорта ДЮСШ № 3 г. Тамбова, где силовые эстафеты интенсивно внедряются в тренировочный процесс гиревиков.
Рецензия плана-конспекта тренировочного занятия на отделении гиревого спорта ДЮСШ № 3, разработанного тренером-преподавателем группы начальной подготовки
Для рецензии возьмём план-конспект тренировочного занятия на отделении гиревого спорта, проведённого 1 декабря тренером-преподавателем Хлыстовым М.Н.
План-конспект:
Продолжительность тренировки – 150 минут.
Место проведения тренировки – спортзал профлицея № 16 г. Тамбова
Задачи тренировки: 1. Совершенствование техники толчка гирь; 2. Развитие общей и силовой выносливости.
Содержание тренировки:
1.Разминка – 15 минут;
2.Толчок гирь – 3 подхода с гирями по 24 кг с нагрузкой 60 % от максимального результата в толчке;
3.Махи с гирей 24 кг – 4 подхода по 15 повторений;
4.Хождения с гирями по 24 кг (гири- вверху на выпрямленных руках) по лестнице – 3 подхода по 1,5 минуты;
5.Сведение-разведение гирь перед грудью – 3 подхода с гирями по 16 кг по 15 повторений;
6.Наклоны вперёд со штангой на плечах – 3 подхода с весом 30 кг по 15 повторений;
7.Приседания с гирей 24 кг на спине (между лопаток) – 4 подхода по 15 повторений;
8.Подъём плеч с опущенными вниз гирями – 3 подхода с гирями по 24 кг по 12 повторений;
9.Подтягивание на перекладине – 3 подхода по 7 повторений;
продолжение
--PAGE_BREAK--10. Вис на перекладине – 4 подхода по 1 минуте;
11. В висе поднос ног к перекладине – 4 подхода по 15 повторений;
12. Медленный бег по спортзалу – 15 минут;
13. Упражнения на растяжку и расслабление – 10 минут;
14. Построение, подведение итогов занятия, похвала лучшим подопечным и замечания прочим (в индивидуальном порядке).
Достоинства приведённого выше плана-конспекта:
— в общих чертах план вполне отражает объём тренировочной нагрузки, характерной для гиревиков группы начальной подготовки на предсоревновательном этапе годичного макроцикла;
— план органично совмещает в себе упражнения СФП и ОФП;
— реализация плана в полной мере отвечает задачам, поставленным тренером на данное тренировочное занятие, а именно: совершенствование техники соревновательного упражнения и воспитание общей и силовой выносливости у подопечных;
— вес гирь подобран правильно – с учётом подготовленности учащихся и конкретного этапа тренировки;
— в плане не прослеживается тенденция к форсированию или умышленному «занижению» тренировочной нагрузки;
— план построен методически верно – от разминки – через упражнения СФП и ОФП – к заминочным упражнениям.
Недостатки плана-конспекта:
— отсутствует пункт, отражающий процесс построения учащихся и приёма от них рапорта в начале занятия;
— в плане недостаточно полно выражена классическая структура тренировочного занятия – отсутствует деление плана на 3 глобальных раздела: подготовительная часть занятия, основная часть занятия, заключительная часть занятия;
— нет чётких методических рекомендаций по поводу тех или иных нюансов выполнения упражнений – нет подробного описания каждого упражнения;
— нет в плане указаний на то, что приводимые величины (подходы и повторения) являются средними, а оптимальные величины определялись, исходя из индивидуальных особенностей учащихся;
— в плане отсутствуют указания на то, из какого исходного положения должны выполняться упражнения.
Хронометраж тренировочного занятия, определение общей и моторной плотности занятий;
контроль уровня и динамики нагрузки в ходе тренировочного занятия
Для всесторонней оценки занятия мы прибегли к его хронометрированию и определению реакции организма учащихся на предложенную нагрузку. С этой целью мы выбрали «среднего» учащегося (Гуляев Ф.Г., 1989 г.р.), на котором и были опробованы методы хронометрирования и пульсометрии. Секундомер включался с началом тренировочного занятия и не останавливался до самого конца занятия. Пульс учащегося регистрировался каждые четыре минуты и заносился в специальный протокол. Первое измерение пульса было произведено сразу после окончания предыдущей тренировки, и это показание мы приняли за «норму». Дальнейшие регистрации пульса происходили непосредственно в ходе тренировочного занятия. Последняя регистрация была произведена после окончания тренировочного занятия.
Хронометрирование и измерение ЧСС конкретного учащегося производилось на тренировке, состоявшейся 26.11.2008г., план-конспект которой приведён выше.
Ниже приведены график измерения ЧСС «среднего» ученика и протокол хронометрирования занятия.
\s
Видно, что наибольшие величины ЧСС приходятся на тот период тренировки, когда спортсмен осуществляет толчок двух гирь от груди. Значения ЧСС перед началом тренировки и в её конце практически идентичны, что говорит о хорошей работоспособности учащегося и о его полноценном восстановлении, что является следствием правильно организованной тренировки.
Протокол хронометрирования занятия
Действие на занятии
Время окончания действия (мин.)
Двигательная работа (мин.)
Умственная работа (мин.)
Вспомогательные действия (мин.)
Отдых (мин.)
Нецелесообразная трата времени (мин.)
+
—
+
—
+
—
+
—
Построение, рапорт, сообщение задач тренировки
Прыжково-беговая часть разминки
ОРУ
Упражнения на растяжку основных мышечных групп
Махи с гирями
Выпрыгивания с гирей между ног
Швунгование гирь
Жим гирь
Приседания с гирями на плечах
Построение перед объяснением и показом техники жонглирования
Объяснение и показ техники жонглирования тренером с параллельным выполнением учащимися ОРУ для поддержания высокой ЧСС
Самостоятельное выполнение учащимися упражнений силового жонглирования
Установка помостов и гирь для выполнения толчка гирь
Подготовка амуниции для выполнения толчка гирь
Выполнение толчка двух гирь от груди по намеченному плану
Уборка инвентаря и помостов, снятие амуниции, отдых
Выполнение ОРУ на общую и силовую выносливость
Отдых
Упражнения на растяжку и расслабление
Уборка инвентаря и приведение в порядок внешнего вида
Построение, подведение итогов тренировки
2.45
6.40
14.00
19.00
23.30
26.30
29.30
32.00
36.00
37.30
52.00
76.00
77.00
79.00
106.00
109.00
134.00
136.00
147.00
148.00
150.00
3.55
7.00
4.00
4.10
2.20
2.40
2.20
3.30
4.00
20.0
20.0
22.0
9.00
0.10
0.10
0.30
1.00
0.20
0.45
10.0
3.00
1.00
1.00
0.30
0.30
0.10
1.00
0.20
0.50
0.20
0.20
0.20
0.10
0.10
0.45
0.20
0.45
1.30
2.30
1.30
2.00
1.00
0.40
0.30
0.20
0.10
0.15
0.15
0.15
0.40
0.10
1.30
1.15
0.45
2.00
1.00
0.45
0.10
0.15
0.30
0.15
0.10
0.20
Итого:
150.00
104.55
2.10
15.45
1.10
15.00
2.05
5.30
0.00
2.25
Общая плотность рассматриваемого тренировочного занятия = (104.55 + 15.45 + 15.00 + 5.30) х 100% / 150.00 = 94,11 %.
Моторная плотность рассматриваемого тренировочного занятия = 104.55 х 100% / 150.00 = 69,95 %.
Резерв повышения качества тренерской работы составляет: 94,11 % – 69,95 % = 24,16 %.
Видно, что общая плотность близка к величине 100 %, а моторная плотность – к величине 70 %, что вполне укладывается в рекомендуемые для тренировочных занятий в ДЮСШ процентные параметры.
Нами предпринимались небезуспешные попытки рассчитать плотности занятий, проведённых и в другие дни. Сравнение результатов показало, что полученные величины не сильно отличаются друг от друга, из чего можно сделать вывод о том, что все тренировочные занятия, проведённые во время прохождения практики, были организованы на весьма высоком методическом уровне.
Педагогический анализ тренировочного занятия
(от 26.11.2008 г.)
Занятие провёл: Толмачёв Сергей Николаевич.
Место проведения: малый спортзал ДЮСШ № 3.
Количество учащихся: 12 человек группы начальной подготовки.
Подготовка к занятию:
Перед тренировкой Толмачёвым С.Н. был составлен конспект занятия согласно поставленным задачам. Форма одежды занимающихся соответствовала занятиям в спортзале. Тренер был одет в спортивную форму и заранее подготовил инвентарь. С началом тренировки все учащиеся построились. Построение было хорошо организовано и было очень быстрым.
Содержание занятия:
Занятие проводилось согласно поставленным задачам. Содержание соответствовало программе. Подготовленность занимающихся позволяла решать задачи тренировки. Во время объяснения студента-практиканта ребята внимательно слушали. Дисциплина поддерживалась на протяжении всего учебного мероприятия. Тренировка началась вовремя. Нагрузка соответствовала возрасту и подготовленности учащихся.
Проведение занятия:
Сначала последовали построение и сообщение задач тренировки. Содержание соответствовало конспекту. Последовательность занятия не была нарушена. В процессе его преподаватель делал индивидуальные замечания. Учащиеся подчинялись командам. В конце тренировки был подведён итог: педагог отметил лучших, указал на встречающиеся ошибки. После этого ребята были отпущены домой с тренировки.
Поведение тренера:
Студент-практикант соблюдал на уроке педагогический такт, на учащихся голос не повышал, речь его была четкой и внятной. Показ и рассказ упражнений был хороший. Внешний вид студента-практиканта соответствовал внешнему виду тренера-преподавателя.
Поведение учащихся:
Отношение ребят друг к другу – хорошее. Были незначительные нарушения дисциплины, но большая часть занимающихся всё же прислушивалась к замечаниям студента-практиканта.
Результаты тренировочного занятия:
Содержание занятия соответствовало решению следующих задач:
1. Оздоровительная;
2. Воспитательная;
3. Образовательная (спортивное совершенствование).
На тренировке ребята приобрели некоторые умения и навыки в гиревом спорте. В ходе занятия воспитывалось сразу несколько физических качеств: сила, выносливость, ловкость.
Положительные и отрицательные стороны занятия:
В целом тренировка понравилась. Отсутствовали простои в занятии. Студент-практикант делал замечания по поводу правильного поведения и выполнения упражнений. Понравился также показ в его исполнении техники гиревого жонглирования.
Отрицательные стороны: дети порой невнимательно слушали, разговаривали, отвлекались.
Оценка уровня подготовленности спортсменов
отделения гиревого спорта
Для определения уровня подготовленности спортсменов, тренирующихся на отделении гиревого спорта, нами из большого многообразия тестов были выбраны два наиболее информативных и приемлемых по отношению именно к гиревому спорту. Это – «проба с натуживанием» и «гарвардский степ-тест». В гиревом спорте (особенно у начинающих) имеют место как моменты натуживания (перед непосредственным выполнением толчка гирь с груди и во время фиксации их вверху на выпрямленных руках), так и фазы выполнения упражнений, в которых осуществляется чисто циклическая «работа» на выносливость.
Проба с натуживанием.
В результате натуживания изменяется ЧСС, исходя из чего можно оценить степень тренированности ССС по отношению к условиям повышения внутригрудного давления. Для проведения этого теста с учащимися был задействован прибор, регистрирующий одновременно ЧСС и силу дозированного натуживания. Этот прибор представлял собой манометрическую систему, соединённую с мундштуком, в который выполняется выдох испытуемым. Четверым спортсменам группы (Гуляев Ф.Г., Гуляев А.Г., Иванов Б.Е., Григорьев Б.Ю.) одного и того же года рождения и одной весовой категории с уровнем спортивной подготовки в пределах II-го взрослого разряда было предложено пройти через этот тест. Суть теста в следующем: учащимся предлагалось сделать глубокий вдох, а затем проимитировать выдох для поддержания давления в манометре равного 40 мм рт. ст. Испытуемые должны были продолжать выдерживать дозированное натуживание «до отказа». Во время этой процедуры по 5-секундным интервалам времени фиксируется пульс. Регистрировалось также время, в течение которого испытуемые были в состоянии выполнять пробу. Средние величины по группе испытуемых получились следующими:
— длительность натуживания составила 45 +/-3 секунд, что является весьма неплохим показателем и соответствует аналогичным показателям для спортсменов-штангистов. Это свидетельствует также о том, что у испытуемых ещё недостаточно высока техническая и функциональная подготовленность, так как им приходится выполнять частые натуживания, в то время как у квалифицированных спортсменов (МС, МСМК) этих натуживаний может совсем не быть.
— учащение пульса (усреднённое значение по группе из 4 испытуемых) на каждые 5 секунд измерений происходило у испытуемых в пределах 5-6 уд/мин (по отношению к исходным данным – до проведения теста). Данную реакцию на предлагаемый тест можно считать хорошей. Эти данные свидетельствуют о достаточно высокой тренированности спортсменов. Для сравнения: отличными считаются данные – 1-2 уд/мин за 5 сек. (у МС, МСМК по тяжёлой атлетике), очень плохими – 8-9 уд/мин за 5 сек.
Гарвардский степ-тест.
Испытуемыми в данном тесте были всё те же спортсмены, что вызвано было стремлением с нашей стороны соблюсти «чистоту» эксперимента и осуществлять контроль развития специфических физических качеств лишь у определённого возрастного контингента, который к тому же не сильно рознится по уровню спортивной подготовленности.
Гарвардский степ-тест, как типичный тестовый метод определения уровня общей физической работоспособности спортсменов, предполагает выполнение тестируемыми существенной физической «работы» на выносливость. Сущность данного теста заключается в следующем: физическая нагрузка здесь задаётся в виде последовательных восхождений на ступеньку (в нашем случае высота её была равна 50 см – стандартная для взрослых мужчин). Испытуемым предлагалось на протяжении 5 минут совершать восхождения на ступеньку с частотой 30 раз в 1 минуту. Каждое восхождение и спуск слагается из 4 двигательных компонентов: 1 – подъём одной ноги на ступеньку, 2 – испытуемый встаёт на ступеньку двумя ногами, принимая вертикальное положение, 3 – опускает на пол ногу, с которой начал восхождение, 4 – опускает другую ногу на пол. Для строгого дозирования частоты восхождений на ступеньку и спуска с неё нами использовался метроном, частоту которого мы устанавливали равной 120 уд/мин, то есть каждый двигательный компонент соответствовал одному удару метронома.
Индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ) определялся нами по формуле, предложенной в учебнике по спортивной медицине (1980 г.) В.Л. Карпманом: ИГСТ = t* 100 / f/5,5.
При расчёте индекса по этой формуле величина f принимается равной ЧСС, измеренной на второй минуте восстановительного периода, точнее в период от 60 до 90 с. Мы проводили измерение ЧСС у испытуемых строго в период с 70-ой по 80-ую секунду восстановления. t – время восхождения на ступеньку, в секундах. В нашем случае t= 300 с, так как все испытуемые успешно справились с предложенной нагрузкой в отведённые на выполнение теста 5 минут.
ИГСТ = t* 100 / f/5,5 = 30000 / 5,5 / f= 5454,6 / f.
Результаты тестирования:
fГуляева Ф. = 67 уд/мин; ИГСТГуляева Ф. = 81,4;
fГуляева А. = 64 уд/мин; ИГСТГуляева А. = 85,2;
fИванова = 69 уд/мин; ИГСТИванова = 79,1;
fГригорьева = 61 уд/мин; ИГСТГригорьева = 89,4.
Среднее значение ИГСТ по группе испытуемых = (81,4 + 85,2 + 79,1 + 89,4) / 4 = 83,8. Данная величина индекса является вполне приемлемой для гиревиков начальной группы (с учётом их возраста и подготовленности). По данным В.Л. Карпмана (1980 г.) значения индекса, находящиеся в интервале 80–89, для спортсменов-разрядников оцениваются как «хорошие».
Воспитательные мероприятия, проведённые в период прохождения практики в ДЮСШ № 3:
I) 01.12.2008 г. с учащимися отделения гиревого спорта ДЮСШ № 3 была проведена педагогическая лекция-беседа на тему: «Вред, наносимый здоровью спортсменов, от употребления спиртных напитков».
На данном воспитательном мероприятии присутствовало 10 учащихся. Беседа была проведена за 1 час до начала тренировочного занятия.
Цель мероприятия: привитие учащимся основ здорового образа жизни; формирование устойчивого негативного отношения к употреблению спиртных напитков.
Ход мероприятия:
1. Учащиеся располагаются на стульях лицом к лектору, приготовившись внимательно слушать.
2. Лектор доводит до слушателей основные статистические данные о смертности взрослого населения и подростков от алкоголя, о тесной взаимосвязи между ростом заболеваемости населения и количеством употребляемого алкоголя.
3. Лектором приводятся примеры из жизни знаменитых людей (спортсменов) и людей, знакомых учащимся, иллюстрирующие негативное воздействие употребления алкоголя на общественную (спортивную) и личную жизнь этих людей.
продолжение
--PAGE_BREAK--