Реферат по предмету "Экономическая теория"


Управление и развитие внешнеэкономической деятельности предприятия

--PAGE_BREAK--Глава 1: Сущность процесса управления затратами



Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях — максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки – это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся затрат производства и планирования их величины на перспективу.

До недавнего времени большинство руководителей российских предприятий не обращали внимания на борьбу западных компаний за снижение себестоимости на десятые доли процента. Но уже тогда встречались отечественные фирмы, у которых коридор рентабельности сузился от привычных десятков и сотен до единиц процентов. Естественно, за последние годы ситуация сильно изменилась

Специалисты условно разделяют отечественные компании на три группы в зависимости от того, как  они относятся к управлению себестоимостью. Первая группа- это те, которые вообще не считают затрат. Если раньше к ней можно было относить большинство коммерческих структур, то сейчас их меньшинство. Но большая часть компаний из этой группы уже переместилась во вторую, наиболее многочисленную.

Большинство отечественных коммерческих и производственных компаний сегодня, в условиях кризиса, большое внимание уделяют снижению затрат (из-за усиления конкуренции, уменьшения прибыли или возникновения убытков). Снижение издержек – самый доступный способ управления затратами на “короткой временной дистанции”, т.е. в расчете на отдачу в ближайшее время (с этого начинают почти все руководители).

Однако некоторые представители данной группы компаний уже чувствуют себя “не совсем уютно”. Так, по словам О.Облонского, директора по экономике и финансам ПО “Елабужский завод легковых автомобилей”, на заводе давно налажена система учета и анализа затрат. Но основная причина того, что предприятие последние два года было убыточным, в другом  – маленькие объемы продаж”[5, c23] Мысль о продажах – это объект внимания третьей группы предприятий, озабоченных проблемой себестоимости. Эта группа в России самая малочисленная, ее представители не просто занимаются увеличением объемов продаж, а точно знают, какой именно объем продаж им необходим. Эти компании пройдя через первоначальную стадию оптимизации затрат, подходят к снижению и планированию себестоимости профессионально – с применением специальных методик.

Одной из таких методик является расчет точки безубыточности. Так, в журнале “Эксперт”, президент компании “Римет” Г.Ф.Рабинович рассказывает о своей работе: “Наша компания занимается поставкой инструментов на промышленные предприятия России. На этом рынке сильная конкуренция, из-за спада производства рынок ограничен, и мы вынуждены постоянно отслеживать наши затраты и планировать необходимые для получения прибыли объемы продаж. Чтобы регулировать объем продаж, в “Римете” рассчитывают точку безубыточности.Точка безубыточности – один из самых важных в современном управлении показателей:  это величина объема продаж, при котором предприятие может покрыть все свои издержки, не получая прибыли. То есть продажа следующей единицы продукции сверх данного объема продаж начнет приносить прибыль. Обычно к манипуляциям с точкой безубыточности приступают лишь после того, как пройден второй этап- учет и снижение затрат. Но возможен и обратный ход: изменить положение точки безубыточности на более приемлемое для предприятия, не увеличивая объемы производства, а только снизив затраты (рис1).



Точка А — точка безубыточности до снижения затрат

Точка Б — точка безубыточности после снижения затрат

Рис 1 Изменение положения точки безубыточности.
Профессиональной обязанностью менеджера является правильный выбор метода работы с затратами. А. Бочкарев, аналитик и корреспондент журнала “Эксперт”, выделяет три группы техники управления затратами в зависимости от того, приносят ли они эффект в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной  перспективе (см рис 2). Чем больше срок, тем техника сложнее.



Рис 2 Управление затратами.
Как уже было сказано выше, на короткой временной дистанции самый доступный способ управления издержками – их снижение. Если таковыми являются “минимизация затрат при заданном уровне продаж”, то речь пойдет о снижении издержек. А можно выбрать такой критерий, как “максимализация    отдачи при фиксированном уровне затрат”. Это вовсе не  означает, что затраты останутся на прежнем уровне: они могут расти, если такой рост повышает их эффективность. Просто менеджеры компаний должны заранее определить темпы роста тех или иных статей.

Хотя выбор критерия в основном  “дело вкуса руководителя” (Это входит в процедуру стратегического планирования, где, как известно, большую роль играет личностный фактор, так называемая философия стратегии), необходимо иметь в виду, что увеличение отдачи при фиксированном уровне затрат требует применения более сложных инструментов, чем снижение издержек. Речь идет о таких методиках, как оптимизация складских запасов, поставки justintime(точно вовремя), различных методиках производственного планирования и управления ассортиментом (см главу 2).

В среднесрочной перспективе для управления затратами используется механизмы мотивации: привязав оплату труда менеджеров к результатам работы подразделения, можно повысить эффективность этой работы.

Если руководство фирмы заглядывает еще дальше, то, по словам А. Бочкарева, “на первый план выходит повышение производительности (см рис 2). Здесь необходимы инвестиции, а, значит, затраты максимальны.Любая компания, которая, например, покупает новые производственные линии или устанавливает информационную систему, следует этому принципу. Успех в данном случае базируется на умении заниматься финансовым анализом и бизнес — планированием. К сожалению, в в настоящее время о производительности почти не вспоминают, а этот показатель не менее важен,
Факторы, влияющие на динамику затрат
Любая деятельность, создающая потребительскую ценность, использует на входе сырье и материалы, человеческие ресурсы, технологию и информацию для выполнения своих функций. При этом на выходе получаются результаты в виде информации (например, данные о покупателях, параметры производительности, статистика брака), активов (например, запасы готовой продукции, дебиторская задолженность) и пассивов (например, кредиторская задолженность) предприятия (рис 3).



Рис 3 Общий вид деятельности фирмы.

В совокупности покупатели, поставщики и сама фирма с точки зрения их участия в создании потребительской стоимости образуют (по М.Портеру) “целостную цепочку”(valuechain) (рис 4)



Инфраструктура фирмы

П  р  и  б  ы  л  ь

Управление человеческими ресурсами



Развитие технологии



Снабжение



Входная логистика

Производство

Выходная логистика

Маркетинг и сбыт

Сопровождающие услуги



Рис 4 Общий вид цепочки ценности фирмы

Отправной точкой при анализе затрат фирмы являются ее цепочки ценности и распределение имеющихся активов и расходов по видам деятельности. В данном параграфе будет рассмотрена техника анализа затрат фирмы, которая помогает понять поведение затрат с системной, целостной точки зрения на предприятие. Это, в свою очередь, дает ключ к созданию прочного конкурентного преимущества и помогает сформулировать маркетинговую стратегию предприятия.

При распределении затрат внутри цепочки ценности необходимо следовать следующим трем принципам. Во-первых, выделяются те виды деятельности, на которые приходится большая или быстро растущая часть расходов или активов. В связи с этим выделяют отрасли и предприятия, в затратах которых преобладают те или иные элементы: материалоемкие (с большим удельным весом сырья и материалов), энергоемкие (большим удельным весом топлива и энергии), трудоемкие (оплата труда), фондоемкие (с большим удельным весом амортизационных отчислений). Выделение их всех затрат наиболее быстрорастущей их части позволяет определить наиболее эффективный источник снижения себестоимости продукции.

Во вторых, виды деятельности, затраты которых ведут себя по-разному, должны рассматриваться раздельно. Речь идет о широко распространенном за рубежом способе деления затрат на условно-постоянные и условно-переменные

В третьих, важным критерием для выделения видов деятельности является поведение конкурентов. Если конкуренты выполняют ту или иную деятельность по-другому, то она должна рассматриваться отдельно в цепочке ценности фирмы. Это объясняется тем, что различия между конкурентами могут привести к тому, что данный вид деятельности окажется источником конкурентного преимущества или недостатка. Так, например, летом 2000 года руководство нижнетагильского хлебозавода ОАО “Астанахлеб” приняло решение закупить линию по упаковке полиэтиленовыми пакетами хлеба и хлебобулочных изделий. Поводом послужили многочисленные отзывы покупателей, а  также данные о частичном  оттоке потребителей к упакованной продукции конкурентов (ОАО “Народный продукт”, ОАО “Нижнетагильский хлебокомбинат №2” и др.)

Поведение затрат зависит от структурных факторов, которые М.Портер назвал costdrivers(двигатели затрат). Согласно М.Портеру, существует десять главных факторов, влияющих на динамику затрат, а  именно: масштаб, обучение, схема использования ресурсов, связи между различными видами деятельности, взаимосвязи между родственными деловыми единицами, интеграция, выбор времени, политика фирмы, место расположения, институциональные факторы.В общем виде взаимодействие нескольких факторов определяет повеление затрат для данного вида деятельности. Кроме того, относительная важность данного фактора, влияющего на динамику затрат, сильно меняется для разных видов деятельности. По словам М.Портера, “никогда какой-нибудь один фактор не будет полностью определять конкурентное положение фирмы по затратам.


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.1.1      Влияние масштаба на затраты


Затраты по тому или иному виду деятельности часто зависят от ее масштабов. Эффект экономии масштабов имеет место, когда предприятие может выполнить ту или иную деятельность более эффективно в больших объемах или когда оно может распределить свои расходы по созданию нематериальных активов (например, реклама, НИОКР и др.) на больший объем продаваемой продукции.

Экономия масштаба может быть связана со следующими факторами:

1. По мере роста размеров предприятия возрастают возможности использования преимуществ к специализации деятельности и ее управлению.

2. На более крупных предприятиях больше возможностей внедрения нового высокопроизводительного и дорогостоящего оборудования.

3. На больших предприятиях появляется возможность для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции отходов производства.

Однако с ростом масштаба деятельности может наблюдаться и противоположный эффект: увеличение сложности деятельности и расходов на управление может привести к росту затрат. Отрицательный эффект масштаба возникает вследствие следующих факторов:

1. С ростом размера предприятия увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, замедляется скорость принятия решений, что совершенно необходимо для быстрого реагирования в условиях рынка на изменение спроса для получения конкурентного преимущества.

2. Снижается эффективность взаимодействия между отдельными подразделениями компании, теряется ее гибкость, что может отрицательно сказаться в условиях рынка на общем состоянии дел фирмы.

3. В отдельных подразделениях фирмы возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом.

Чувствительность к масштабу сильно различается для разных видов деятельности. Например, разработка новых товаров, реклама, инфраструктура фирмы обычно более чувствительна к масштабу, чем, снабжение или продажи. Это объясняется тем, что затраты на эти виды деятельности обычно строго фиксированы и не зависят от размеров фирмы. Для предприятий в странах с переходной экономикой это означает усиление конкуренции по мере того, как все большее их число будет уделять внимание не просто сбыту или перепродажам, а разработке и продвижению на рынок новой продукции. Эти фирмы будут стремиться завоевать большую долю рынка и, таким образом, увеличить объем реализованной продукции, что позволит им добиться эффекта экономии масштаба по вышеуказанным видам деятельности.

Эффект масштаба проявляется в отдельных отраслях по-разному. Существуют отрасли, где средние издержки достигают минимума при очень большем объеме выпускаемой продукции (естественные монополии), а в некоторых отраслях наблюдается иная картина: средние издержки в начале резко снижаются с ростом объемов производства, а затем почти не изменяются с увеличением выпуска продукции. Это позволяет в данной отрасли эффективно работать как крупным предприятиям, так и небольшим (производство одежды, обуви, а также в розничной торговле).

Экономия масштаба может быть не только следствием технологии, применяемой в той или иной деятельности, но и способа ее организации на предприятии. Например, эффект экономии масштаба зависит от широты ассортимента и величины серий производимой продукции. Согласно М. Портеру, на определенном этапе перед руководством компании возникает дилемма: либо сосредоточится на производстве ограниченного ассортимента продукции и добиться положительного эффекта масштаба, либо увеличивать количество видов выпускаемой продукции (что предполагает значительные затраты) — происходит выбор маркетинговой стратегии предприятия на ближайшее время (см рис 5), основной задачей которой является достижение конкурентного преимущества.

Конкуренция преимущества.





Меньшие издержки

Дифференциация


Сфера конкуренции

Широкая цель

Лидерство за счет экономии на издержках

Дифференциация



Узкая цель

Сосредоточение на издержках

Сфокусированная дифференциация

Рис 5 Типовые стратегии
На примере типовых стратегий становится ясно, что ни одна стратегия не подходит абсолютно для всех отраслей. Напротив, во многих отраслях эффективно сочетание нескольких стратегий. Более того, структура отрасли ограничивает выбор возможных вариантов стратегии, но, по словам М.Портера, “не встретишь отрасли, в которой успех может принести только одна стратегия”[10,c58]. Таким образом, в основе концепции типовых стратегий лежит идея, что каждая из них основана на  конкурентном преимуществе и для того, чтобы добиться его, предприятие должно выбрать свою стратегию. Фирма должна решить, какой тип конкурентного преимущества она хочет получить и в какой сфере это возможно.

Аналогично эффекту масштаба при производстве продукции организация торгового персонала влияет на затраты при продажах. Если торговый персонал организован по географическому принципу, то затраты будут падать по мере роста региональных продаж, потому что каждый торговый агент будет делать более крупные сделки и будет уменьшаться время, затрачиваемое им на проезд от одного клиента к другому, благодаря их увеличению на ограниченном пространстве. Если же продавцы организованны по ассортиментному признаку, то в этом случае рост продаж в одном регионе может привести к росту затрат из-за необходимости ездить туда чаще, чем в другие регионы, которые находятся ближе к месту расположения фирмы. Так, например, сбыт хлеба и хлебобулочных изделий ОАО “Астанахлеб” производится на территории Свердловской области, в основном, по географическому принципу: продукция отгружается покупателю (посреднику или непосредственно в торговую точку) в определенном ассортименте (порядка двадцати наименований), чтобы максимально удовлетворить спрос.

Для разных видов деятельности предельный масштаб, который позволяет добиться эффекта экономии, разный. Это может быть масштаб всего мира, страны, региона, населенного пункта, завода, проекта, цеха, клиента и т.д. Например, к разработке новой продукции имеет смысл подходить с позиций масштаба мирового или национального рынка, потому что фиксированные затраты на НИОКР распределяются на все проданные товары данной серии во всем мире или в той стране, для которой они предназначены. В то же время, эффект экономии при транспортировке обычно определяется региональным или местным масштабом, или масштабом покупателя (в зависимости от используемого средства транспортировки). Это объясняется тем, что региональный или местный масштаб являются выражением плотности расположения клиентов и. значит, расстояний между ними; а расходы при осуществлении поставки часто не зависят от ее объема, что делает обслуживание крупных клиентов более рентабельным, чем мелких.

Таким образом, понимание того, как масштаб деятельности влияет на затраты, с ней связанные, требует понимания механизмов этого влияния и оптимального масштаба действия этих механизмов. С т.з. конкуренции это означает, что предприятие должно управлять так своей деятельностью, чтобы максимально повысить ее чувствительность к тому типу масштаба, в котором она имеет наибольшее преимущество перед конкурентами.

    продолжение
--PAGE_BREAK--1.1.2 Обучение


Затраты, связанные с определенной деятельностью, могут уменьшаться благодаря эффекту обучения, которое приводит к повышению ее эффективности. В число механизмов, приводящих к снижению расходов, входят такие факторы, как оптимизация схемы работ, улучшение расписания, повышение эффективности рабочей силы, модификация продукции, приводящая к облегчению ее производства, процедуры, повышающие интенсивность использования активов, выбор более подходящих для производственного процесса сырья и компонентов и т.п. Обучение может так же приводить к снижению расходов по строительству заводов, торговых точек и других объектов в этом смысле, ощутимое преимущество имеют предприятия с большим опытом работы в данной области. Так, например, ОАО “Тагилхлеб” производит свою продукцию с 1999 года. К настоящему времени хлебозавод имеет большой опыт, что позволяет ему иметь определенные преимущества на рынке Нижнего Тагила и области (в том числе и за счет снижения затрат).

Эффект обучения различен для разных видов деятельности, поскольку каждая деятельность предлагает разные возможности для своего улучшения. Обучение может происходить в виде резкого улучшения деятельности в один прием (например, при получении информации о каких-либо аспектах деятельности конкурента), но чаще — в виде накопления небольших усовершенствований. Резкое  улучшение деятельности представляется наиболее подходящим, когда уровень ее выполнения на предприятии значительно ниже достигнутого конкурентами. Однако такой подход чреват большими трудностями, связанными с сопротивлением производимым изменениям и большими расходами.

В свою очередь, непрерывное улучшение нацелено на то, чтобы сделать изменения частью культуры организации. При этом если в изменения начнут входить сотрудники всех уровней, то эффект обучения становится необратимым. Таким образом, можно сказать, что обучение в организациях сильно зависит от степени внимания, уделяемого ему менеджерами.

Обучение может передаваться от одной фирмы к другой через наставников, консультантов, бывших работников и т.д. Это явление на Западе называется эффектом “перелива”. В том виде деятельности, где эффект “перелива” ярко выражен, скорость обучения на предприятии в большей степени определяется обучением всей отрасли. А поскольку длительное  конкурентное преимущество возникает только из знаний, находящихся в исключительной собственности фирмы (например, ОАО “Тагилхлеб” уже на протяжении многих лет хранит в тайне способ приготовления закваски для производства хлеба “Дарницкого”), то скорость “перелива” может показать, служит ли обучение созданию конкурентного преимущества фирмы или просто понижает затраты области бизнеса в целом. Так, в условиях переходной экономики предприятия часто испытывают проблемы, связанные с делением полномочий между высшими менеджерами, а так же с высокой текучестью кадров. Эти явления, с одной стороны, замедляют процесс обучения на отдельном предприятии, а, с другой стороны,  способствуют передаче знаний по всей отрасли. Таким образом, создание конкурентного преимущества, основанного на эффекте обучения, оказывается в таких условиях довольно трудной задачей.

При оценке эффекта обучения для разных видов деятельности необходимо выбирать разные масштабы и  единицы измерения, в основе которых лежат разные механизмы обучения. Например, там, где обучение влияет на затраты через повышение эффективности труда рабочих, скорость обучения (а, значит, и скорость снижения расходов) будет зависеть от совокупного объема выполняемых операций. Это характерно для производственных видов деятельности, где характеристикой обучения служит скорость машинной обработки или процент брака. Там же, где обучение происходит за счет  использования более эффективного оборудования, скорость снижения затрат будет зависеть от скорости появления новых технологий,  а не от объема выпускаемой продукции. Такая закономерность, по мнению М.Портера, характерна для сферы финансовых услуг и бизнеса по производству систем управления крупными корпорациями, которые сильно зависят от  смены поколений информационных технологий. Скорость обучения может также зависеть от времени выполнения вида деятельности (например, конвейерная сборка) или уровня инвестиций, затраченных на усовершенствование определенной деятельности.

Из приведенных примеров можно сделать вывод, что на скорость обучения часто отрицательно сказывается падение прибыли компании. Поэтому обучение для некоторых видов деятельности может замедляться по мере того, как область бизнеса входит в стадию зрелости, и конкуренция возрастает. Это явление характерно для многих предприятий Российской экономики, столкнувшихся с резким падением прибылей в результате макроэкономических преобразований и сократившим (а часто и вовсе прекратившим) финансирование инфраструктуры фирмы. Положение часто усугубляется неправильным распределением средств: закупка слишком дорогой и сложной  информационной системы, бессистемный подход к повышению квалификации и т.д. специалистов.


1.1.3 Использование ресурсов


Данный фактор динамики затрат особенно важен для российских предприятий. В настоящее время ответственные фирмы обладают большими ресурсами, но эффективность их использования очень мала. Так, для многих предприятий характерна слишком высокая численность персонала, получающего фиксированный оклад, но работающих неэффективно (наследство советской эпохи). Это существенно ухудшает схему использования ресурсов. Положение усугубляется  экономическим спадом и тем обстоятельством, что работники часто являются акционерами предприятия, влияющими на его  политику (результат проведенной приватизации).

Кроме того, серьезную проблему представляет широкое распространение неквалифицированного ручного труда в промышленности Казахстана. Особенно этим  характеризуется логистика и снабжение (транспортные цехи, склады, хранилища и т.д.), отвлекающие около половины всех рабочих. Подавляющее большинство общезаводских и цеховых складов и других объектов и помещений вспомогательного производства не приспособлены для применения средств автоматизации. В этом одна из причин того, что вместо присутствия ограниченного контингента операторов подъемно- транспортной техники промышленность наводнена миллионами кладовщиков, грузчиков, подсобных рабочих и других, выполняющих те же самые подъемно-транспортные, погрузочно-разгрузочные и т.п. работы, но на 80-90% вручную. Затраты же на механизацию этих операций обычно не превышают 10% всех капитальных затрат. Однако казахстанские предприятия не уделяют должного внимания техническому перевооружению вспомогательных операций, несмотря на возможность получить значительное снижение затрат.

Экономисты западных предприятий уделяют большое внимание анализу использования ресурсов. Например, они учитывают и тот факт, что использование ресурсов в отдельный момент времени часто зависит от колебаний спроса (сезонность, спад и т.д.), т.е. при анализе учитывается весь цикл колебаний спроса. На предприятиях составляется схема использования ресурсов, которая отражает изменения в интенсивности их использования, поскольку учитывает затраты при сокращении или расширении деятельности. Кроме того, в схеме использования ресурсов отражаются внешние факторы (в том числе поведение конкурентов и их инвестиционная политика) и частично — политика самой фирмы в таких областях, как маркетинг и выбор ассортимента продаваемой продукции.


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.1.4 Связи между различными видами деятельности


Затраты, связанные с некоторой деятельностью, часто зависят от того, как выполняются другие виды деятельности. Это значит, что динамика затрат в одной деятельности может быть понята только после анализа связи этой деятельности с другими видами деятельности. М. Портер выделяет два вида связей: связи внутри цепочки ценности (рис 5)(внутренние)  и связи с цепочками поставщиков и покупателей (внешние) (рис 6).



цепочка ценностей поставщика





цепочка ценностей фирмы





цепочка ценностей посредника





цепочка ценностей покупателя



рис 6 Система ценностей фирмы по М.Портеру.

Когда виды деятельности внутри  цепочки ценности связаны между собой, то существует возможность уменьшения суммарных затрат путем изменения одной из них. Реальна даже ситуация, когда увеличение расходов на один вид деятельности приводит к общему снижению затрат. Это обстоятельство открывает широкие перспективы для оптимизации работы предприятий. Однако многие их них часто не видят (или не хотят видеть) эти возможности. Например, типична ситуация, когда предприятие имеет излишние запасы сырья и материалов, а так же готовой продукции, что повышает затраты по входной и выходной логистике, часто это можно объяснить объективными обстоятельствами, связанными с несовершенством рыночных механизмов. Однако есть и другие причины: некомпетентность работников снабжения и сбыта (отсутствует соответствующая система найма и обучения персонала), не ведется изучение рынка (отсутствует служба маркетинга), отсутствует информационная система (нет развития технологии) и т.д.

Вертикальные связи  отражают взаимосвязи между видами деятельности  фирмы и цепочками ценности поставщиков и покупателей (рис 6). Их можно идентифицировать, исследуя, как поведение партнеров влияет на каждый вид деятельности фирмы и наоборот. Связи с поставщиками обычно сосредоточены вокруг таких аспектов их деятельности, как проектирование продукции, сопровождение услуги, деятельность по обеспечению качества,  упаковка, доставка, работа с заказами. Связи с поставщиками могут так же возникать, когда поставщики выполняют виды деятельности, которые фирма способна делать самостоятельно. Типичные примеры связей с поставщиками, влияющих на затраты предприятия связь между частотой и своевременностью поставок и величиной запасов сырья и материалов на складе предприятия (рис 7).



Рис7 Поведение запасов
При управлении запасами, приходится постоянно принимать два решения: решение о времени выдачи заказа на закупку или производство товара для получения запаса и решение о количестве или объеме заказа.

Решение, принимаемые при управлении запасами (по Мескону) влияют на четыре вида производственных издержек: стоимости предметов закупки; хранение материально-технических запасов; издержки, вызванные отсутствием запасов (потерянное производственное время и что управление материально-техническими запасами имеет весьма важное значение для организации. Оно прямым образом влияет на маркетинг, финансовую службу и производственную функцию.

Типичной проблемой в эффективном использовании вертикальных связей для фирм является их стремление все делать самостоятельно в надежде сэкономить средства. Особенно это касается информационных технологий. Некоторые крупные компании до сих пор стараются разработать собственные версии программных продуктов, в то время как их конкуренты предпочитают заказывать такую работу у специальных фирм. В результате эти предприятия получают “самодельные” программы, которые часто оказываются непригодными для эксплуатации или слишком дорогими.

Другой проблемой является трудность формирования вертикальных связей для любых фирм вследствие неблагоприятных факторов внешнего окружения. Например, тайваньская фирма Асер (поставляющая в Россию компьютеры), несмотря на свою политику, заключающуюся в организации производства компьютеров в местах их продажи, отказалась строить завод в России из-за трудностей управления запасами. Причины этих трудностей таковы: противоречивое налоговое законодательство, преступность, бюрократия и коррупция. В результате фирма построила завод в Финляндии и стала продавать свои компьютеры российским дистрибьюторам со склада. При этом не могло идти речи о сокращении времени между сборкой и доставкой компьютеров потребителю, что является одним из главных факторов, влияющих на затраты (поскольку стоимость деталей имеет тенденцию падать, и, следовательно, компьютеры, сделанные позднее, станут дешевле.

Помимо этого, создание вертикальных связей предполагает достижения высокой степени доверия между партнерами, что, особенно в условиях становления рыночных отношений в России, происходит весьма нечасто.


1.1.5 Взаимосвязи между деловыми единицами фирмы


Важнейшей разновидностью таких взаимосвязей является разделение той или иной деятельности между деловыми единицами.

Распределение на виды деятельности между несколькими бизнес-единицами компании (обработка заказов, организация сети сбыта, маркетинг и т.д.) может повысить эффективность данного вида деятельности за счет увеличения ее масштаба, более быстрого движения затрат фирмы вниз по кривой обучения или оптимизации схемы использования ресурсов. Другая форма взаимосвязи (по М.Портеру) — использование одного НОУ-ХАУ в разных областях бизнеса компании. Эта взаимосвязь может привести к снижению затрат, если виды деятельности в деловых единицах, использующих НОУ ХАУ, подобны, и если наличие НОУ ХАУ имеет большое значение для повышения эффективности этой деятельности.Однако создание взаимосвязей между бизнес-единицами всегда сопряжено с затратами, которые необходимо сравнивать с потенциальными выгодами от их использования.


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.1.6 Выбор времени


Часто на затраты фирмы в той или иной деятельности влияет время ее выхода со своей продукцией на рынок.

Так, например, перед одной из российских компаний, оказывающей услуги по сотовой связи, стояла задача максимализации прибыли. По словам М.Давыдова, “Эту проблему нельзя решить без учета фактора времени… Если речь идет о сроке в один месяц, то самым привлекательным будет устроить распродажу телефонов и аксессуаров к ним. Если же горизонт планирования увеличить до года, то нужно будет считаться с тем, что скидки приведут к увеличению числа клиентов, что в свою очередь потребует инвестиций для увеличения мощности передающей станции. Причем инвестиции нужны уже сейчас, так как если качество связи будет неудовлетворительным, то привлеченные скидками клиенты уйдут к конкурентам. Получается, что у компании уже два направления бизнеса: продажа телефонов и  абонентское обслуживание.

Предприятие может получить преимущество благодаря более раннему, чем у конкурентов, началу своей деятельности в определенной области бизнеса. Например, создание торгового знака требует  меньших расходов на ранних стадиях развития отрасли, чем на поздних. Эффект обучения также тесно связан с выбором времени, поскольку чем раньше фирма начнет свою деятельность, тем большее преимущество перед конкурентами она получит благодаря снижению затрат вдоль кривой обучения.

Однако поздний выход на рынок также имеет свои плюсы. Во-первых, это возможность приобрести более новое оборудование, чем у конкурентов (как это происходи в компьютерной индустрии). Во-вторых, фирма избегает больших расходов при освоении новых рынков и товаров, которые неизбежно будут нести первопроходцы. В- третьих, предприятие получает возможность заранее спроектировать свою “цепочку ценности”, исходя из учета основных факторов, влияющих на затраты в отрасли. Первопроходцы могут это себе позволить далеко не всегда. И, наконец, поздний выход на рынок может дать преимущество, состоящее в найме более молодой, и, значит, более дешевой рабочей силы.

Выбор времени может быть важен для затрат предприятия не только с точки зрения выхода на рынок, но и с точки зрения покупки основных средств и других активов (в период спада деловой активности по минимальным ценам). Однако при этом необходимо иметь в виду, что данное преимущество может оказаться недолговечным, если предприятию придется осуществлять обновление своих фондов в условиях экономического роста. Это может привести к резкому ухудшению конкурентного положения по затратам. Именно такая ситуация имеет место на многих приватизированных предприятиях в России, где основная проблема — это устаревшее оборудование. По словам Экономиста М.Е Анненкова, “низкая стоимость приобретения таких предприятий с лихвой компенсируется огромными затратами, которые требуются для их реструктуризации


1.1.7 Интеграция


Уровень вертикальной интеграции часто влияет на затраты того или иного вида деятельности. Поскольку каждая деятельность использует или может использовать ресурсы, закупаемые со стороны, перед менеджерами, управляющими ее эффективностью, стоит проблема выбора, связанная со степенью интеграции.

Интеграция может уменьшить затраты  по следующим причинам: во первых, она избавляет предприятие от необходимости расходов по снабжению, транспортировке и другим видам деятельности, связанным с рынком. Во- вторых, интеграция уменьшает рыночную власть, поставщиков или покупателей. В третьих, интеграция может создать условия для непрерывного производства, которое приводит к экономии затрат за счет устранения дорогостоящих производственных этапов.

Интеграция также может привести и к росту затрат из-за недостаточно гибкого управления; дороговизны выполнения данной деятельности внутри предприятия по сравнению с независимыми поставщиками, повышению выходных барьеров из отрасли и др.

Таким образом, рост, снижение или неизменность уровня затрат при интеграции зависит от конкретного вида деятельности и используемых ресурсов. Часто оптимальным решением может быть дезинтеграция. Например, в молочной промышленности России большую проблему представляют поставки молока с ферм на предприятия. Их объем катастрофически уменьшился за период с 1990 по 2000 годы и продолжал снижаться в начале 2001 года. В этих условиях для многих молочных заводов выходом явилась покупка собственных животноводческих хозяйств, обеспечивающих гарантированные поставки сырья. С другой стороны, высокий уровень конкуренции в розничной и оптовой торговле продовольствием заставил многие молочные заводы продать собственные магазины как нерентабельные и сосредоточится на работе с независимыми посредниками.


1.1.8 Политика фирмы


Выбор политики в определенной области деятельности фирмы отражает ее стратегию и поэтому часто является следствием компромисса между снижением затрат и дифференциацией (см п.1.1.1). Наибольшее значение для затрат имеет политика предприятия в следующих областях:

·     конструкция и характеристики продукции;

·     разнообразие ассортимента;

·     уровень сопровождающих услуг;

·     политика по формированию бюджета на маркетинг и развитие технологий;

·     время поставки готовой продукции;

·     категории обслуживаемых клиентов (крупные или мелкие);

·     используемые посредники (многочисленные мелкие или небольшое число крупных);

·     выбор технологии производства;

·     требования, предъявляемые к сырью, материалам и другим входным ресурсам;

·     заработная плата и льготы, предоставляемые персоналу предприятия, по сравнению со средним уровнем в отрасли;

·     политика управления персоналом, включая наем, подготовку и мотивацию работников;

·     процессы оперативного управления производством, ремонтом, продажами и другой деятельностью.

Наибольшую проблем, связанную с выбором политики, для российских предприятий представляет недостаточное внимание, уделяемое менеджерами вопросам, связанным с маркетингом, подготовкой персонала, техническим перевооружением операций. С одной стороны, это сужает возможности предприятий при создании конкурентного преимущества, а с другой стороны, там, где высшие менеджеры понимают значение вышеуказанных областей деятельности, часто наблюдается скачкообразный рост эффективности и конкурентоспособности благодаря простому следованию основным принципам поведения предприятия на рынке.


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.1.9 Местоположение


Данный фактор может влиять на затраты различными путями: за счет стоимости рабочей силы в регионе, наличия квалифицированных управленческих кадров и специалистов, наличие источников сырья, энергии и т.п. Кроме того, климат, культурные нормы и потребительские вкусы зависят от местоположения. Причем они влияют не только на потребность в том или ином товаре, но и на способ выполнения вида деятельности внутри цепочки ценности (например, виды льгот персоналу частично определяются местными обычаями). Наконец, и расходы по логистике часто тесно связаны с местоположением компании.

Таким образом, местоположение оказывает влияние почти на каждую деятельность в цепочке ценности. При этом его изменение часто приводит к увеличению одного вида затрат и уменьшению другого (например, расположение с целью уменьшения транспортных расходов часто приводит к потере экономии масштаба). Однако изменения в технологии, уровне заработной платы и других факторов могут изменить соотношение разных видов затрат. А это, в свою очередь, может оказаться благоприятной возможностью для получения конкурентного преимущества тем предприятиям, которое  вовремя заметило эти изменения (например, создание виртуального офиса с помощью компьютерной сети и экономия за счет арендной платы за  помещение).

Основная проблема, с которой сталкивается ряд российских предприятий, состоит в том, что они находятся вдали от рынков сбыта своей продукции (следствие монополизации советской экономики и неравномерности развития регионов). Поэтому им необходимо создавать свои торговые представительства, например, что требует крупных единовременных вложений, которых часто у предприятий нет. В результате они лишаются возможности вести эффективную маркетинговую политику и таким образом теряют преимущество перед конкурентами или попадают под власть посредников.


1.1.10 Институциональные факторы


Институциональные факторы, включающие в себя правительственное регулирование, налоговую и финансовую политику, деятельность профсоюзов, таможенное законодательство и т.д. представляют собой последний фактор, влияющий на динамику затрат.

В условиях переходной  экономики в РК этот фактор превосходит по значению все предыдущие. Объясняется это отсутствием или противоречивостью правовой базы во многих областях деятельности  фирмы и, как следствие, непредсказуемостью многих решений властей разных уровней. В результате создается ситуация, тогда основные угрозы потерь для предприятия происходят не от  конкурентной борьбы на рынках, а от других факторов. Во-первых, это кризис неплатежей, который сделал собственность в России чрезвычайно текучей. Во-вторых, это налоговая система, не оставляющая возможностей на полноценное существование предприятия в случае полной уплаты им всех налогов.

Таким образом, складывается ситуация, когда отсутствуют легальные правила для сохранения собственности предприятий. Это обстоятельство приводит к тому, что даже самые успешные предприятия в России не уверены в прочности своего владения собственностью. Поэтому основные их усилия и ресурсы направлены на ее сохранение, а не на эффективное управление. Таким образом, российские предприятия, за немногим исключением, не имеют долгосрочной стратегии своего бизнеса, а значит — и стратегии конкурентного преимущества.
Динамика затрат, связанных с тем или  иным видом деятельности, зависит от перечисленных выше факторов, степень влияния которых различна. Например, маркетинг и продажа товаров народного потребления длительного пользования определяется двумя главными факторами: масштаб и схема использования ресурсов (при организации торговых представительств, которая зависит от плотности покупателей). Российские предприятия в стремлении сохранить свое конкурентное преимущество чаще всего опираются на масштаб (там, где сохранилась монополизация отрасли со времен директивной экономики) и на институциональные факторы (например, попытки добиться запредельных пошлин на  импорт продовольствия и автомобилей). Однако такой подход является мало эффективным перед миром конкурентов, делающих ставку на другие, более надежные, источники преимущества.

Таким образом, первым шагом в возрождении российских предприятий должна стать переориентация внимания управляющих на  новые ценности. И прежде всего руководству необходимо выбрать оптимальную стратегию своего развития (маркетинговую стратегию), в рамках которой будет осуществляется управление.
1.2 Основные виды затрат, подлежащие регулированию


Любое предприятие в процессе своей деятельности производит определенные затраты. Денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию продукции образует её себестоимость.

Себестоимость продукции — один из важнейших экономических показателей, включающий затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата).

Группировка затрат (классификация  расходов по их виду) наиболее распространена. В соответствии с ней существуют два метода классификации затрат: по экономическим элементам (схема затрат на производство) и по статьям расходов (составление калькуляции).

По данным группировок на предприятиях составляется структура затрат (удельный вес статей в общем объеме), анализируются данные за определенный период времени и принимаются решения (т.е. осуществляется регулирование уровня затрат). При этом особое внимание уделяется выявлению резервов снижения себестоимости и выявлению путей их мобилизации для получения наибольшего эффекта с наименьшими затратами.

Рассмотрим элементы затрат, подлежащие регулированию,  на основе анализа сметы затрат и калькуляционных статей расходов.

При группировке затрат по экономическим элементам реализуется принцип — единство экономической природы затрат, т.е. неважно, где они возникли (на каком участке предприятия) и на какие цели направлены. Важно лишь, чтобы затраты, объединенные в одну группу (элемент), имели одинаковую экономическую природу. С помощью данной группировки определяется общая потребность предприятия в материальных ресурсах, сумма амортизации основных фондов, затраты на оплату труда и прочие денежные расходы предприятия.

Данная группировка имеет общий характер, независимо от форм собственности и отражает затраты на производство всей продукции.

В соответствии со сметой затрат определяют структуру себестоимости всей продукции, то есть удельный вес каждого элемента в общем объеме затрат.

Рассмотрим пример, проанализировав структуру затрат на производство всей продукции промышленности в Казахстане в 2000 году с затратами конкретного предприятия г. Астана: ОАО “Астанахлеб” в первой половине 2004 года (табл. 1.1)
Таблица 1.1

Структура затрат промышленности Казахстана и предприятия ОАО “Астанахлеб”

Элементы затрат

Промышленность России в 2000 году

ОАО “Астанахлеб” (1 полугодие 2004г.)

1 Материальные затраты, всего:

из них

61,4

62.69

1.1 Сырье и материалы

29,5

59,91

1.2 Топливо

12,8

2,7

1.3 Энергия

8,7

1,77

1.4 Покупные изделия и полуфабрикаты

4,0

0,1

1.5 Прочие

4,1

0,21

2 Затраты на оплату труда

10,7

10,54

3 Отчисления на социальные нужды

4,0

3,45

4 Амортизация основных фондов

10,3

9,70

5 Прочие затраты

13,7

14,62

Итого затрат

100

100









При анализе структуры затрат, ее сравнении между собой, обращают внимание следующие моменты:

1.   В целом структура затрат предприятия ОАО “Астанахлеб” схожа со структурой затрат всей промышленности Казахстана: менее, чем на 1%, материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды и амортизация основных фондов ОАО “Астанахлеб” отличается от аналогичных показателей по промышленности (в меньшую сторону) и только прочие затраты ОАО на 1% больше.

2.   В структуре материальных затрат имеются значительные различия

2.1. Удельный вес расходов на сырье и материалы ОАО “Астанахлеб” почти в два раза больше аналогичного показателя по промышленности, что позволяет это предприятие отнести к материалоемкие отраслям. Этот вывод очень важен, так как появляется эффективный инструмент управления затратами: за счет экономии затрат на сырье и материалы можно добиться значительного их снижения. Так, например, по данным таблицы можно рассчитать, что при снижении затрат на сырье и материалы (у предприятия ОАО “Астанахлеб”)  на 1%  наблюдается такой же эффект, как при снижении на 5% расходов на оплату труда; или, с другой стороны, уменьшение совокупных затрат на 1%  может быть вызвано экономией на сырье на 1,8% (что приблизительно равно 9,5% от расходов на оплату труда).

2.2. Удельные веса расходов ОАО “Астанахлеб” на топливо и энергию значительно ниже показателей по всей промышленности (почти в 5 раз). Такое положение достаточно благоприятно для предприятия (цены на эти  ресурсы очень высоки) при условии обеспечения максимально необходимого выпуска продукции.

2.3. На хлебозаводе почти не используется покупные изделия и полуфабрикаты. Их доля в общих затратах составляет лишь 0,1%.

Таким образом, группировка затрат по экономическим элементам позволяет определить наиболее значимые статьи расходов. Чаще всего доминируют затраты на материалы (легкая и пищевая промышленность), энергоресурсы (на промышленных предприятиях), амортизацию (в нефтедобыче) или заработную плату (например, в сфере услуг).

Обычно директорам представляют диаграммы по статьям расходов, где наглядно показано, какие элементы имеют наибольший удельный вес. После анализа представленных материалов разрабатываются мероприятия, направленные на снижение затрат. (По словам А.Бочкарева “большая часть этих мероприятий разрабатывается на уровне здравого смысла и в меру фантазии руководства”). В настоящее время такие шаги, как контроль цен на материалы и комплектующие и организация тендеров на их закупку, установка отдельных цеховых счетчиков потребления электроэнергии и перевод энергоемких производств на работу в ночную смену, становятся нормой. Бывают и нестандартные решения. Например, “Рыбинские моторы” построили собственный генератор и получают таким образом 45% потребляемой электроэнергии. Хотя эта затея обошлась предприятию примерно в 20 миллиардов неденоминированных рублей, по расчетам специалистов, она окупится менее, чем за два года, так как собственная энергия в 2,5 раза дешевле.Кроме того, большой эффект дают оптимизация складских запасов (см.п.1.1.4), контроль за расходом материалов, а так же сокращение затрат на транспортировку продукции или выход на новые рынки, где доставка обойдется дешевле.

При всей важности поэлементная группировка затрат на производство не может удовлетворить потребности предприятия в осуществлении контроля за величиной расходов по месту их возникновения и целевому назначению. В связи с этим в планировании, учете и калькулировании себестоимости продукции затраты группируются и по калькуляционным статьям расходов.

В отличии от сметы затрат по элементам в настоящее время не утверждена общая классификация статей расходов в калькуляции, так как есть некоторые различия в подсчете по разным отраслям. В целом же данная группировка, являясь практически универсальной,  делит все затраты на следующие статьи расходов (калькуляционные статьи).

1.   сырье и материалы за вычетом возвратных отходов; покупные полуфабрикаты.

2.   Вспомогательные материалы на технологические цели.

3.   Топливо и энергия на технологические цели.

4.   Заработная плата основных производственных рабочих (основная).

5.   Дополнительная заработная плата производственных рабочих.

6.   Отчисления на социальные нужды (от фонда заработной платы производственных рабочих)

7.   Общепроизводственные расходы.

8.   Общехозяйственные расходы.

9.   Потери от брака.

10.Коммерческие расходы.

Первые шесть статей калькуляции образуют прямые затраты, т.е. затраты, непосредственно связанные с производством продукции и учитываемые прямым. Общепроизводственные расходы отражают затраты по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления на полное восстановление и затраты на ремонт основных средств производственного назначения; арендная плата за производственные помещения, машины и оборудование, используемые в производстве, оплата труда производственного персонала, занятого обслуживанием производства и другие аналогичные по назначению расходы. Прямые затраты в сумме с общепроизводственными расходами представляют собой цеховую себестоимость единицы продукции (затраты данного цеха на производство продукции)

Сумма цеховой себестоимости с общехозяйственными расходами (административно-управленческие; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом, оплата информационных, аудиторских и консультационных услуг и др.) образуют производственную себестоимость.

В свою очередь, сумма производственной себестоимости с затратами по выявленному внутреннему и внешнему браку и коммерческими расходами (связанными с реализацией продукции: на тару и упаковку изделий, по доставке продукции; комиссионные сборы и т.п.) представляют собой полную себестоимость единицы продукции — обобщающий показатель по затратам на данный вид продукции.

Конкретные примеры составления калькуляционных статей расходов и их анализ будут представлены в аналитико-расчетной части.

Составление калькуляционных статей расходов на  производство и реализацию продукции, как уже было сказано выше, позволяет знать, во что обходится предприятию выпуск этой продукции. В то же время, если прямые затраты (первые шесть элементов группировки) относятся к конкретному виду продукции, и управление ими непосредственно связано с экономией на сырье, топливе, электроэнергии и заработной плате производственных рабочих, то остальные статьи имеют комплексный характер, объединяют все затраты данного направления и не могут быть отнесены на конкретный вид продукции. Перед специалистами предприятий возникает проблема эффективного управления этими, так называемыми косвенными затратами. Главной задачей экономиста является оптимальный выбор признака отнесения косвенных расходов на единицу продукции. Таким образом, у предприятия появляется очередная возможность регулирования уровня затрат конкретной продукции в своих интересах.

В соответствии с отраслевыми методическими указаниями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции базой распределения косвенных расходов могут быть: прямая заработная плата основных производственных рабочих, прямые материальные затраты, сумма прямых затрат, выручка от реализации продукции (работ, услуг) и др.

Выбор базы, сделанный экономистом предприятия, должен быть обоснован и отражен в учетной политике. Следует отметить, что отнесение косвенных затрат, должно, с одной стороны, соответствовать маркетинговой стратегии (пользующуюся спросом продукцию необходимо производить и продавать по приемлемой цене, что предполагает минимизацию полной себестоимости), а, с другой стороны, в интересах предприятия выбрать тот признак, при котором себестоимость будет выше, а размер налогооблагаемой прибыли меньше.

Многие руководители казахстанских предприятий не уделяют должного внимания процессу составления себестоимости продукции (особенно выбору варианта отнесения косвенных (накладных) расходов) на конкретное изделие). “В одной и той же компании при одних и тех же условиях в зависимости от учетной политики продукт может быть как прибыльным. так и затратным,” — утверждает Кондратьев, — “Поэтому встает вопрос о выборе правильного критерия разнесения затрат. На Западе его решили просто: любая корпоративная информационная система рассчитывает себестоимость по нескольким методикам одновременно. Менеджеру остается только выбрать методику, адекватную моменту.На большинстве российских предприятий руководители либо осознают эту проблему и решают ее методом проб и ошибок, либо просто снимают с производства нерентабельную продукцию (рыночная цена которой ниже себестоимости). Между тем, последний подход в большинстве случаев не совпадает с маркетинговой стратегией предприятия и приводит к потере конкурентного преимущества.

В развитых странах широко распространена система учета затрат “директ-костинг”, которая заключается в том, что прямые затраты обобщают по видам готовых изделий, а косвенные затраты собирают на отдельном счете и списывают на общие финансовые результаты того отчетного периода, в котором они возникли. В соответствии с этой методикой все затраты на предприятии делятся на постоянные и переменные.

Постоянными называются затраты, абсолютная величина которых не зависит от изменения объема выпуска продукции (расходы на содержание зданий, заработная плата работников управления и др.) Постоянные расходы на единицу продукции уменьшаются (увеличиваются) при увеличении (уменьшении) объема производства. Они характеризуют динамику затрат в зависимости от колебаний объема производства и, в основном, используются для составления смет на предстоящий период.

К переменным относят затраты, размер которых находится в прямой зависимости от уровня (объема) производственной деятельности (затраты на сырье и основные материалы, энергию для технологических целей, основную заработную плату производственных рабочих и прочее).

Деление затрат на постоянные и переменные важно в анализе и прогнозировании, оно лежит в основе расчетов критической точки объемов производства, анализе порогов рентабельности, конкурентоспособности, ассортимента продукции и в конечном счете для выбора экономической политики предприятия (рис.8)

Рис.8 Определение точки безубыточности.

Точка безубыточности показывает “кромку безопасности ”- она определяет, на сколько может быть сокращен объем реализации, прежде чем предприятие получит убытки. Кроме того, она позволяет спрогнозировать необходимый уровень производства продукции при изменении уровня переменных или постоянных затрат.

В целом метод “директ-костинг” может быть выражен  следующей формулой:

__

Выручка



Переменные затраты



Покрытие

Преимущество  данной системы в том, что она позволяет оценить привлекательность отдельных продуктов. Так, например, опираясь на коэффициент вклада на покрытие (который показывает, какая доля в объеме продаж может быть израсходована для покрытия постоянных издержек и формирования прибыли) можно определить наиболее привлекательные продукты с точки зрения их производства (п. 2).

Как уже отмечалось в п.1.1 все виды деятельности тесно связаны между собой и не могут существовать обособленно в рамках одного предприятия: маркетинг, производство, управление, финансы и многие другие виды деятельности играют свою роль в создании конкурентного преимущества). В то же время, затраты имеют свои особенности формирования и конкретно характеризуют процессы, совершаемые в подразделениях. Степень детализации затрат и последовательность их обобщение по предприятию может определяться для каждого подразделения. В связи с этим выделяют понятие “центров затрат”, т.е. тех структурных подразделений, в которых имеется возможность организовать нормирование, планирование и учет издержек производства с целью наблюдения, контроля и управления затратами производственных ресурсов, а также оценки их использования. Главным преимуществом данной системы учета затрат является то, что она позволяет более обосновано выявить резервы экономических издержек. У руководства компаний появляются реальные рычаги регулирования уровня расходов в каждом подразделении с целью более эффективной работы предприятия в целом. К сожалению, данная система учета затрат очень

трудоемка, требует дополнительных расходов и, поэтому еще не получила широкого распространения среди отечественных предприятий.

Итак, различные группировки затрат дают возможность видеть руководству предприятия во что об

Вн — Объем продукции в натуральном выражении от начала внедрения мероприятия до конца планируемого года.

Одновременно должна учитываться и переходящая экономия по тем мероприятиям, которые осуществлены в предыдущем  году. По мероприятиям, которые планируются в течение ряда лет, экономия исчисляется исходя из объема работы, выполненной с помощью новой техники, только в отчетном году, без учета масштаба внедрения до начала этого года.

Снижение себестоимости может произойти при создании автоматизированных систем управления (АСУ), совершенствования и модернизации существующей техники и технологии. Так, проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а, следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских расходов. Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве. Большой  резерв таит в себе и совершенствование продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости, снижение веса машин и оборудования, уменьшение габаритных размеров и др.

2 Совершенствование организации производства и труда. Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в организации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшения использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращение транспортных расходов; прочих факторов; повышающих уровень организации производства.

Снижение текущих затрат происходит в результате совершенствования обслуживания основного производства (например, развитие поточного производства, повышения коэффициента сменности, упорядочения подсобно- технологических работ, улучшения инструментального хозяйства, совершенствования организации контроля за качеством работ и продукции).

Значительное уменьшение затрат живого труда может произойти при увеличении норм и зон обслуживания, сокращения потерь рабочего времени, уменьшения числа рабочих, не выполняющих норм выработки. Эту экономию можно подсчитать, если умножить количество высвобождающихся рабочих на среднюю заработную плату  в предыдущем году (с начислением на социальное страхование, с учетом расходов на спецодежду и т.п.) Дополнительная экономия возникает при совершенствовании структуры предприятия в целом. Она выражается в сокращении расходов на управление и в экономии заработной платы и начислений на нее в связи с высвобождением управленческого персонала.

Успех мероприятий по снижению себестоимости зависит прежде всего от роста производительности труда рабочих,  обеспечивающим в определенных условиях экономию на заработной плате. Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих.

Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто либо за счет организационно- технических мероприятий (благодаря чему изменяется, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполнение работы), либо за счет перевыполнения установленных норм выработки (без проведения организационно-технических мероприятий).

В первом случае, когда изменяются нормы выработки и расценки, предприятие получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как проводимые организационно-технические мероприятия с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снизить себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих.

Во втором случае, когда установленные нормы выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии  по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (в общезаводских почти полностью)- условно-постоянные расходы. Это значит, что их общая сумма почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства. Отсюда следует, что, чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес, поэтому даже незначительное сбережение сырья, и материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.

При улучшении использования основных фондов снижение себестоимости происходит в результате повышения надежности и долговечности оборудования; совершенствования системы планово предупредительного ремонта. Экономия исчисляется как произведение абсолютного сокращения затрат (кроме амортизации) на единицу оборудования (или других основных фондов) на среднедействующее количество оборудования (или других основных фондов).

Сокращение цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие нужды.

Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводственных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее полному использованию отходов производства.

3 Изменение объема и структуры  продукции, которые могут привести к относительному ходится производство всей продукции (группировка по элементам затрат); реализация отдельных видов изделий (классификация по статьям расходов); какой вклад на покрытие постоянных затрат вносят отдельные продукты и каким образом может быть достигнут положительный эффект масштаба (деление затрат на постоянные и переменные); эффективность работы отдельных подразделений предприятия (с помощью “центров затрат”) и др. Менеджеры, в свою очередь, должны проанализировать данные и принять решение в каких направлениях нужно вести борьбу за снижение затрат на предприятии.

В экономической литературе выделяют следующие факторы и резервы снижения ее себестоимости (элементы регулирования).

1 Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов, улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства.

По данной группе анализируется влияние на себестоимость результатов от повышения технического уровня производства. По каждому мероприятию рассчитывается экономический эффект, который выражается в снижении затрат на производство. Экономия от осуществления мероприятий определяется сравнением величины затрат на единицу продукции до и после внедрения мероприятий и умножением полученной разности на объем производства в планируемом году:

Э=(Сс-Сн) Вн, где

Э- экономия прямых текущих затрат;

Сс(н) – прямые текущие затраты на единицу продукции до (после) внедрения мероприятия;

 уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению  номенклатуры и ассортимента продукции и повышению ее качества.

Изменение  номенклатуры и ассортимента продукции является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство. При различной рентабельности отдельных изделий сдвиги в составе продукции, связанные с совершенствованием ее структуры и повышением эффективности производства, могут приводить и к уменьшению и к увеличению затрат на производство. Расчет влияния структуры производимой продукции на себестоимость необходимо увязать с показателями повышения производительности труда.

4 Улучшение использования природных ресурсов. Здесь учитывается: изменение состава и количества сырья, изменение продуктивности месторождений, объемов подготовительных работ при добыче или выращивании сырья; изменение других природных условий. Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат.

5 Отраслевые и прочие факторы. К ним относятся: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц, подготовка и освоение производства на действующих предприятиях; прочие факторы.

Выявленные в результате анализа  факторы снижения себестоимости и резервы необходимо суммировать в окончательных выводах, определить суммарное влияние всех факторов на снижение общей величины затрат на единицу продукции.


    продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 2: Анализ потребительского рынка как основа принятия решений по управлению затратами



Экономический успех предприятия прямо зависит от того, насколько его продукция удовлетворяет определенные потребности. Потребитель оценивает продукт, сопоставляя приносящую им пользу и затраты на приобретение. Полезность продукта, с точки зрения потребителя, заключается в его способности решать определенные проблемы. В свою очередь, оценка способности продукта решать проблемы зависит не только от его объективных технических. Конструкционных или физических характеристик, но и от психического процесса переработки информации о продукте, от его восприятия. В результате потребитель решает приобретать или не  приобретать товар. А эта “ожидаемая потребность” является результатом воздействия всех элементов маркетинга.

В настоящее время под маркетингом понимается выражение ориентированного на рынок управленческого стиля мышления,  для которого характерны творческие, систематические и нередко агрессивные подходы.
В предпринимательской деятельности используется ряд специфических средств для анализа, ориентированного на стратегические задачи, например  анализ макросистемы (направлен на изучение условий окружающей предприятие среды, одинаково воздействующих на производителей в данном географическом регионе); анализ конкурентов (имеет особенно большое значение в условиях быстрого роста рынка, высокой рентабельности продукции или сравнительно легкого доступа на рынок); анализ потенциала предприятия (предназначен для проверки ресурсов и их соответствия направлениям стратегического плана) и, наконец, анализу рынка (нацелен на получение исчерпывающей информации обо всех элементах рынка).
Анализ рынка заключается в систематическом, с привлечением методов исследования рынка, выявлении всех обстоятельств, связанных с реальными и потенциальными партнерами фирмы по рынку. В центре внимания анализа, как правило, стоят потребители (поэтому он часто носит название “потребительского анализа рынка”). В особых случаях повышенное внимание может быть обращено и на другие элементы рынка — на поставщиков, торговлю, посредников. Для анализа используются как имеющаяся уже информация (например, отчеты службы сбыта, заказы клиентов), так и данные, полученные с помощью методов исследования рынка (опрос, наблюдение, эксперимент и др.).

Анализ потребительского рынка начинается с выделения сегментов, которые должны служить предметом анализа. Затем исследуется структура этих объектов и возможные тенденции их развития. Рассмотрим конкретный пример: анализ потребительского рынка хлеба и хлебобулочных изделий в 2001-2002 годах Красноярским государственным торгово-экономическим институтом по заказу Департамента производственных ресурсов и маркетинга г. Караганды

Исследования включали в себя изучение состояния производства хлеба и хлебобулочных изделий местными товаропроизводителями; развитие конкуренции на данном региональном потребительском рынке; оценка состояния и тенденций развития розничной торговли хлебопродуктами; выявление предпочтений потребителей и оценка их текущего покупательского спроса на хлеб и хлебопродукты. В ходе проводимых исследований были опрошены 1150 покупателей и 200 работников торговли. Были получены следующие результаты.

Для выявления мнения потребителей о насыщенности рынка хлеба и хлебобулочных изделий было проведено анкетирование покупателей в производственных магазинах города (рис 9)

Хлеб

Оценка покупателей

Хлебобулочные изделия

 
13.0

Высокая

13.0

 
54.0

Достаточная

43.0

 
24.0

Удовлетворительная

29.0

 
 
7.0

Слабая

15.0

 
 
2.0

Затрудняются ответить

 
Рис. 9 Оценка потребителями насыщенности рынка хлеба и хлебобулочных изделий.
Большинство опрошенных потребителей оценивают насыщенность рынка хлеба  как достаточную (54 %) и высокую (13%). Положение на рынке хлебобулочных изделий несколько хуже: доля достаточных и высоких  оценок составляют 56% что на 11% ниже, чем по рынку хлеба.

Оценка покупателями широты ассортимента хлеба и хлебобулочных изделий свидетельствует о высокой степени их удовлетворенности предлагаемыми видами и сортами хлеба: 62% опрошенных считают представленный ассортимент широким,  еще 17% — очень широким, столько же потребителей считают этот же ассортимент ограниченным и только 4% -узким. Следовательно, при  благоприятной в целом ситуации по ассортименту представленных на рынке хлеба и хлебобулочных изделий 21% опрошенных потребителей считают необходимым его дальнейшее расширение.

Оценивая состояние торговли хлебом и хлебобулочными изделиями, большинство опрошенных покупателей(55.0%) отметили ее улучшение; еще 37.0% считают, что ситуация не изменилась, а 8% отмечали некоторые ухудшения в торговле этими товарами.

Выбор места покупки хлеба объясняется потребителями в основном (65% опрошенных) близостью к месту проживания или работы. Второй по значимости фактор (32%)- свежесть и ассортимент хлеба и только 4-6% выбора места потребления обусловлено уровнем цен. Таким образом, преобладающее значение имеет время, затрачиваемое на приобретение хлеба. Следует отметить, что для части потребителей (16-20%) не имеет значения, где приобретать хлеб и хлебобулочные изделия. В целом сложилась следующая “география” приобретения хлеба: 44% потребителей покупают в киосках, 40%-в универсамах и продовольственных магазинах и только 16%- в специализированных хлебных магазинах, что связано с небольшим числом данных предприятий.

Анализируя частоту совершения покупок хлеба и хлебобулочных изделий, необходимо отметить, что большая часть  опрошенных потребителей делали покупки ежедневно(56%), еще 32% один раз в 2 дня и только 3% — один раз в три дня и реже.

Предлагаемый сегодня производственный развес хлеба и хлебобулочных изделий удовлетворяет только 50% опрошенных покупателей, для 30% вес не имеет значения, а 30% он не удовлетворяет. Следовательно, производителям хлеба необходимо обратить внимание на выбор оптимального развеса хлеба в соответствии с запросами потребителей.

Изучение мнения покупателей по поводу приобретения хлеба в герметичной упаковке показало, что большая часть опрашиваемых (68%) желала бы приобретать хлеб именно в такой упаковке, что обеспечивает более высокую гигиеничность и дольше сохраняет свежесть, а, следовательно, и высокое качество продукта. Подобное положение подтверждает необходимость и перспективность развития производства хлеба в герметичной упаковке. По рекомендациям, основанным на результатах проведенных исследований,  рядом производителей хлеба были внедрены в производство линии по герметичной упаковке как различных сортов хлеба, так и ряда хлебобулочных изделий. Практика свидетельствует об успешном внедрении данного новшества, так как  хлебопродукты в герметичной упаковке пользуются достаточно устойчивым спросом, что способствует увеличению объемов реализации данных продуктов.

Особое значение в удовлетворении спроса на хлеб и хлебобулочные изделия имеет ассортимент и качество. С целью выявления предпочтений покупателей весь реализуемый ассортимент был подразделен на три укрупненные группы: ржаной хлеб, пшеничный хлеб и хлебобулочные изделия. Результаты анкетирования показали, что наибольшим предпочтением у потребителей пользуется  пшеничный хлеб различных сортов. Причем из всех сортов этого хлеба- 69% покупателей отдают предпочтение пшеничному хлебу первого сорта, затем идет хлеб высшего сорта и круглый.

Основные причины покупательских предпочтений по ржаному хлебу: 42% из-за его лечебного характера, 14% из-за более длительного срока его хранения, 11% из-за более низкой цены. Еще 14% опрошенных покупателей приобретают ржаной хлеб в случае отсутствия  в продаже хлеба других сортов. Различные сорта ржаного хлеба приобретают только 48% из опрошенных потребителей, из них 28% постоянно и 20% часто. Значительная часть потребителей (40%) приобретает ржаной хлеб от случая к случаю. Результаты анализа покупательских предпочтений на различные сорта ржаного хлеба показывают, что спрос на этот товар еще формируется, а это требует проведения специальных исследований и целенаправленных мер по стимулированию сбыта.

Спрос на хлебобулочные изделия также существенно различается. Наибольшим спросом пользуются  батоны (63%) и булки (54%). Спрос на плетенку смаком значительно ниже и составляет 33%.

В анализе потребительского рынка особое внимание уделялось рекламе. Результаты оказались неутешительными. Большинство предприятий розничной торговли (59%) рекламой хлеба и хлебобулочных изделий не занимаются вообще, еще 24% иногда и только 17% осуществляют рекламные мероприятия постоянно или периодически (в основном, специализированные магазины). Это обусловлено тем, что большинство торговых работников считает, что так как хлеб является товаром первой необходимости, имеющим постоянный спрос, то он не нуждается в рекламе. Это неверно, поскольку на потребительском рынке появляются новые и вырождаются традиционные виды данной продукции, например, различные сорта ржаного хлеба. Это и требует  проведения рекламных мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта.
Оценка привлекательности отдельных продуктов является одной из самых сложных задач в управлении ассортиментом.

На большинстве казахстанских предприятий используется показатель рентабельности: чем больше копеек прибыли приходится на один рубль затрат, тем выгоднее продолжать производство, и, наоборот, продукция с большим удельным весом в рыночной цене снимается с производства. Между тем, возможно ситуация, когда рентабельная продукция окажется потенциальным источником создания конкурентного преимущества предприятия в будущем. “В данном случае необходимо оценить финансовую привлекательность продуктов, опираясь на  коэффициент вклада в покрытие, который показывает, какая доля покрытия постоянных издержек и формирования прибыли,” -Рассказывает М.Давыдов, — “После этого  имеющиеся средства (т.е затраты) распределяются так, чтоб самый привлекательный продукт можно было производить в объемах, наиболее приближенных к рыночному спросу. Когда объем выпуска дойдет до точки насыщения спроса, нужно перейти к следующему по привлекательности продукту. И так до конца.

 

Важнейшим моментом в планировании ассортимента является использование “эффектов связи” между продуктами. Как промышленные, так и торговые предприятия, индивидуальные покупатели приобретают часто товары многих наименований за один раз. Причин этому может быть несколько. Например, определенные товары могут взаимно дополнять друг друга при удовлетворении какой-либо потребности (связка по потребности). Желание, например, приготовить праздничный ужин, ведет к необходимости приобретения, скажем, картофеля, мяса, вина, других напитков и т.д. Связь продуктов по потребности еще не означает, что они все будут куплены в одном магазине. Если же существует  такое намерение, говорят о связке спроса. В случае, если по каким-то причинам многие продукты покупаются за один раз, то это означает наличие между ними покупательской связки. Часто между этими продуктами нет ничего общего, кроме того, что они продаются в одном магазине.

Если рассматривать большое количество покупок, то выяснится, что имеются сочетания товаров, которые часто покупаются вместе, в то время как другие почти никогда. Интенсивность связи между продуктами различна. Измерить ее и использовать в целях маркетинга — первейшая задача работы по планированию ассортимента продукции. Простейший метод определения интенсивности связи заключается в подсчете частоты совместной покупки определенной пары товаров.

Рассмотрим пример. Пусть ассортимент состоит из шести товаров и было сделано семь покупок, которые показаны в таблице 2.5

Таблица 2.5

Семь связанных покупок ищз ассортимента в шесть товаров.

Покупки

Товары



Число приобретенных



А

В

С

D

E

F

товаров

1

1



1

1





3

2









1

1

2

3









1

1

2

4



1

1

1

1



4

5

1



1

1

1



4

6

1

1

1

1

1



5

7

1



1

1





3

Итого

4

2

5

5

5

2

23

На основе этих данных можно построить матрицу частоты совместных покупок (табл. 2.6), причем каждая совместная покупка двух товаров получает значение 1. Из таблиц видно, что самую высокую интенсивность имеют продукты C и D 

Товары

А

В

С

D

E

F

Итого

А



1

4

4

2



11

В

1



2

2

2



7

С

4

2



5

3



14

D

4

2

5



3



14

E

2

2

3

3



2

12

F









2



2

Итого

11

7

14

14

12

2

60

 Как можно использовать знание “эффектов связи”? с одной стороны, это знание позволяет более обосновано решать судьбу продукта. Если он приносит плохие результаты и не связан с другими, то его можно исключить из программы (например, продукт F), и наоборот, стоит сохранять те продукты, которые хотя и не приносят большой прибыли, но связывают совместные покупки (C и D). С другой стороны, результаты анализа связей можно использовать и для проведения других мероприятий маркетинга. В работе Е. Дихтль и Х. Херигена “Практический маркетинг” рекомендуется учитывать эффект связи для рекламы и в ходе акций по поддержке сбыта: “… Преимущества возникают при планировании расположения различных товаров в магазине. При определении цен товаров также полезно учитывать связи между ними.
На большинстве казахстанских предприятий связи между продуктами либо вообще не учитывают, либо принимают во внимание только после многократных наблюдений. Например, на астанинском предприятии  ОАО «Астанахлеб» неоднократно замечали, что после исключения из ассортимента (торговых точек) низко рентабельных сортов хлеба (хлеб заварной кориандровый R=8%; хлеб Докторский R=3%; хлеб Новый R=7%; сайка Горчичная R=3% и некоторых других) значительно снижался объем сбыта основного продукта (хлеб Дарницкий R=23%), составляющего более половины в общей выручке. На предприятии данную ситуацию объяснили тем, что покупатели, предпочитающие другим батонам перечисленные выше продукты (в состав которых входят дорогие витаминизирующие вещества), стали покупать хлеб в других торговых точках (там же закупая и ржаной хлеб). В результате руководство  ОАО «Астанахлеб» приняло решение о продолжении производства хлеба с большим удельным весом затрат в отпускной цене, чтобы поддержать спрос на Дарницкий хлеб.

При выборе ассортимента во многих отраслях должны быть учтены сезонные колебания спроса (производство обуви, одежды, других предметов). На большинстве же предприятий в результате многочисленных наблюдений уже сложились определенные наработки в выборе ассортимента, а, значит, и в управлении затратами.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :