Конспект лекций по предмету "История государства и права зарубежных стран"


«Новый курс» Рузвельта и его последствия

В начале XX в. США стали крупнейшей индустриально-аграрной державой мира. Богатейшие природные ресурсы, благоприятная рыночная конъюнктура позволяли сохранять высокие темпы экономического развития, а монополиям извлекать баснословные прибыли. Монополистический капитал США стал главной опорой системы капитализма. Своими кредитами он помог возродиться германским концернам, вмешивался в дела Латинской Америки, вытеснял ослабевших конкурентов из стран Среднего и Ближнего Востока, Азии и Африки. США все заметнее стали влиять на политику европейских стран.
В начале первой мировой войны правительство США стояло на позициях изоляционизма, невмешательства в европейские дела. Но после того как поставки снаряжения и оружия Англии, Франции, царской России возросли, а перспективы войны оставались неопределенными, США в апреле 1917 г. присоединились к Антанте. Потери американцев в войне были незначительны. Зато финансовые магнаты получили колоссальные прибыли. До войны долг США европейским банкам составил 3,7 млрд. долларов. К концу войны Европа задолжала Америке 10 млрд. долларов. После первой мировой войны США сосредоточили в своих руках 50 % всей мировой добычи каменного угля, 66 % - нефти, 60 % - меди, 85 % - мирового производства автомобилей. В XX в. в деятельности американского государства появились новые направления. Усилилось государственное вмешательство в экономику. Необходимость в этом была окончательно осознана в 30-е годы, когда страну поразил исключительной силы экономический кризис, охвативший к тому времени все основные капиталистические страны. В США промышленное производство снизилось до 56%, национальный доход сократился на 48%, обанкротилось 40% банков, что лишило миллионы рядовых американцев их сбережений. Около 17 млн. человек потеряли работу. Разорялись десятки тысяч мелких и средних фирм, многие их владельцы кончали жизнь самоубийством. Фермеры продавали свои земли. Через некоторое время в стране, по оценке профсоюзов, насчитывалось 17 млн. безработных. Против безработных - ветеранов войны, шедших с петициями к Белому дому, были брошены войска. Страна оказалась на грани социального переворота, складывались элементы революционной ситуации. Находившееся в этот период у власти правительство президента Г. Гувера в надежде на постепенный стихийный выход из кризиса фактически ничего существенного не предпринимало. Между тем социально-политическая обстановка обострялась: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт - кандидат от демократической партии. Новый президент выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей известность как "Новый курс". Реализация программы началась почти одновременно во всех важнейших областях экономических и социальных отношений.
Президент Ф. Рузвельт, избранный в 1932 г. от демократической партии, разработал и осуществил серию экстренных мероприятий. В совокупности они получили название «Нового курса» (5). Рузвельт предупреждал в те дни: «Миллионы нуждающихся не всегда остаются безмолвными наблюдателями». Дальновидный и опытный государственный деятель, он понимал, что снятие угрозы социальной революции можно осуществить лишь путем некоторых уступок рабочим, фермерам и мелкой буржуазии.
В сложной и тревожной обстановке президент неустанно напоминал, что нужно принимать мир, каким он есть, считаться с реальностями, а не парить в высотах абстрактных доктрин. На специальной сессии конгресса в кратчайший срок было принято 70 законов. Часть из них принималась без дебатов. В июне 1933 г. была сформирована НИРА - Национальная» администрация по оздоровлению промышленности. НИРА разделила промышленность на 17 групп, для каждой из которых в спешном порядке были составлены «кодексы честной конкуренции». Президент придал им обязательную силу. Кодексы определяли объем производства, уровень зарплаты, продолжительность рабочего дня, распределение рынков между фирмами. Не разрешалось продавать товары ниже установленных цен. По сути дела, правительство заставило монополии объединиться в картели. Только в эти годы стали официально признаваться профсоюзы. В 1935 г. был принят Закон Вагнера, ставший важной вехой в развитии трудового законодательства США. Впервые в общефедеральном масштабе легализовалась деятельность профсоюзов. При этом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры и не принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзах, подписавших коллективный договор (вводился так называемый принцип закрытого цеха); признавалось право на забастовки, если нарушались предписания закона. Для контроля за выполнением закона было создано Национальное управление по трудовым отношениям. Его руководящий состав назначался президентом с одобрения сената. При обнаружении незаконных действий в трудовой практике Управление оформляло дело для передачи его в суд. Лица, препятствовавшие работе Управления, подлежали по суду наказанию штрафом до 5 тыс. долл., или тюремному заключению до одного года, или одновременно обоим видам наказания.
В целях стабилизации финансовой системы был запрещен вывоз золота за границу, обязательная сдача золота гражданами банкам, превышающим сумму 100 долларов, произведена девальвация доллара. Для борьбы с безработицей были организованы массовые общественные работы. Для молодежи были организованы особые лагеря, где безработные и бездомные могли найти жилье, работу за 5 долларов в день и ночлег.
Тогда же была создана ААА - Администрация по регулированию сельскохозяйственного производства. Она предлагала фермерам сокращать посевы, забивать скот, поощряла экспорт пшеницы и хлопка. В 1936 г. был принят Закон о сохранении почв, по которому фермеры, изымавшие земли из-под посевов культур, истощающих землю, получали премию. При министерстве сельского хозяйства образовалась товарно-кредитная корпорация, ей поручалось устанавливать и поддерживать гарантированные государством цены на продукты сельского хозяйства. Она не только могла скупить излишки продуктов у фермеров, но и заставить их сократить посевные площади под определенные культуры, установить квоту выращивания скота, отказать в ссуде фермеру и т.д.
Главным органом в организации и использовании финансового механизма в интересах государственно-монополистического капитала по-прежнему являлась федеральная резервная система банков. Она подчинялась президенту и объединяла под государственным руководством почти все коммерческие банки. Через нее проходила основная масса выписываемых в стране чеков. В годы кризиса федеральное правительство еще более централизовало финансово-кредитную систему. Были образовано федеральное ссудо-сберегательное управление, федеральная система банков по кредитованию жилищного строительства, ссудо-страховая корпорация, управление фермерского кредита. Деятельность этих банков контролировалась президентом с учетом интересов монополий.
В 1933 г. был принят Закон о страховании вкладов. Депозиты до 10 тыс. долларов на 100 %, свыше 50 тыс. долларов на 75 %.
Кроме того, под контроль федерального правительства постепенно перешли ряд предприятий, и даже целые отрасли промышленности, в первую очередь, связанные с военным производством. Затем эти предприятия на льготных условиях государство передавало монополиям. Усиление экономической роли государства видно из того, что полномочия межштатной торговой комиссии, действовавшей с 1887 г., неуклонно расширялись. В начале 40-х годов ей было поручено в общефедеральном масштабе осуществлять регулирование железнодорожного, водного, автомобильного и трубопроводного транспорта.
В 1920 г. конгресс учредил подобного рода комиссию по энергетическим ресурсам, в 1934 г.- по связи (радио, телеграф, телефон). Руководители и члены комиссии по межштатной торговле, энергетике и связи назначались президентом с согласия сената.
В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий принимаются экстраординарные меры. Руководство осуществлением этих мер возлагается на Федеральную администрацию чрезвычайной помощи, замененную вскоре Администрацией развития общественных работ. Безработных направляли в создаваемые специальные организации (трудовые лагеря), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т.д.
В 1935 г. был принят Закон о социальном обеспечении, явившийся первым в истории США общефедеральным нормативным актом такого рода. Создавалось Управление по социальному страхованию. Отныне пенсии по старости должны были выплачиваться гражданам США, отвечавшим определенному цензу оседлости и достигшим 65-летнего возраста, при условии, «если его общий заработок, как это будет установлено Управлением, за период с 31 декабря 1936 г. и до достижения им возраста 65 лет не превысит 3 тыс. долл. Выплачиваемая ему ежемесячно пенсия будет равняться 1/2 суммы его вышеупомянутого общего заработка». Для формирования пенсионного фонда в дополнение к другим налогам устанавливался новый ежегодный налог на индивидуальные доходы работающих по найму в размере 1 % с последующим повышением налога на 0,5% через каждые следующие три года. Для предпринимателей в дополнение к ранее существовавшим налоговым обложениям вводился налог в размере 1% общей суммы выплаченной им зарплаты, через каждые следующие три года налог повышался на 0,5%.
В 1938 г. был принят Закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп трудящихся и минимум зарплаты.
Основная цель «Нового курса» заключалась в укреплении расшатанной экономическим кризисом капиталистической системы и в достижении «классового мира» в стране путем предоставления трудящимся определенных уступок. В самом общем значении «Новый курс» имел своей целью спасти основы капиталистической экономики: промышленность, сельское хозяйство, торговлю, кредитно-денежную систему. Это было началом широкой по своим масштабам политики государственно-монополистического регулирования экономики.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.