В современной России дети, семья и семейные отношения подвергаются серьезным испытаниям. Проблемы основной массы современных российских семей хорошо известны: низкий материальный достаток, жилищно-бытовая неустроенность, безработица, малодетность, насилие над детьми, дисгармония межличностных отношений и т.п. Семья, лишенная государственной патерналистской опеки и жесткого государственного контроля, не обрела самоценности и самодостаточности, в то время как государство, способствуя своей политикой разрушению семьи, ее деградации, продолжает рассматривать семью как объект управления, принуждения, репрессии. И до тех пор, пока российская семья не станет полноправным субъектом общественной жизни, пока родители не обретут действенные правовые и реальные возможности растить и воспитывать здоровых детей в атмосфере любви и достатка, семья не станет действительно ответственной перед обществом за благополучие растущих в ней детей. Но это возможно лишь в условиях, когда государство в отношениях с семьей осознает себя равноправным партнером .
Забота государства об укреплении семьи, о детях возведена в конституционный принцип (ст. 38 Конституции).
Государство должно осуществлять целую систему мероприятий, направленных на охрану прав и интересов несовершеннолетних. С момента зачатия ребенка государство должно заботиться о его сохранении, а потом о его здоровье и нормальном развитии, оказывать большую помощь семье в воспитании детей.
Законодательную основу реализации данного конституционного принципа в большей степени составляют нормы семейного права, что обусловливается спецификой предмета правового регулирования.
В соответствии с п. "к" ст. 72 Конституции и п. 1 ст. 3 СК РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Таким образом, семейное законодательство включает не только Семейный кодекс и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, но также и законы субъектов РФ (п. 2 ст. 3 СК РФ), которые регулируют, прежде всего, семейные отношения. К предмету регулирования последних, в частности, можно отнести: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста 16 лет (п. 2 ст. 13 СК РФ); выбор супругами фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32); присвоение фамилии ребенку (п. 3 ст. 58); вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121); определение дополнительных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152).
Однако законы субъектов РФ в области семейных отношений могут приниматься и по вопросам, непосредственно Семейным кодексом не урегулированным. Это вытекает из принципа единства семейной политики, что предполагает дополнение и развитие на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления минимальных социальных гарантий и льгот, предоставленных семье на федеральном уровне (п. 13 Основных направлений государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. N 712).
В законодательстве ряда субъектов РФ предусматривается осуществление наряду с федеральными мерами и иных мероприятий, в том числе законодательного характера, включая разработку и принятие областных и местных программ поддержки семьи, материнства и детства.
Прежде чем говорить о правовой охране семьи и несовершеннолетних семейным правом, необходимо рассмотреть основные понятия, так или иначе используемые в семейном законодательстве.
Семья. Существует общее (социологическое) и специальное (юридическое) понятие семьи.
В социологическом понимании семья есть союз лиц, основанный на браке, родстве (или только родстве), принятии детей на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой.
В правовом же смысле семья - это связь юридическая. Юридический характер семейным отношениям придает регулирование их нормами права в той мере и в тех пределах, в которых государство может с помощью обязательных правил воздействовать на поведение членов семьи, способствовать ее развитию в желаемом для общества направлении. Таким образом, семью в юридическом смысле можно определить как круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и признанными способствовать укреплению и развитию семейных отношений на принципах морали.
СК РФ не дает определения семьи, поскольку сама по себе семья не является предметом правового регулирования семейного права, хотя в некоторых законах субъектов РФ семья рассматривается как самостоятельный субъект права, с наделением ее соответствующими правами и обязанностями как экономически самостоятельного хозяйствующего субъекта . Государство регулирует лишь те отношения, которые существуют в семье, а также определяет условия и порядок возникновения прав и обязанностей, предусмотренных СК РФ (ст. 2).
Ребенок (несовершеннолетний). Данные термины, употребляемые в российском семейном праве, тождественны и соответствуют терминам, зафиксированным в международных стандартах: в соответствии с п. 1 ст. 54 СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).
Аналогичное понятие содержится и в ряде законов субъектов РФ: например в ст. 1 Закона Воронежской области "О защите прав ребенка на территории Воронежской области"; в ст. 1 Закона Республики Коми "О защите прав ребенка в Республике Коми".
Признание несовершеннолетнего полностью дееспособным до достижения 18 лет, т.е. вступление несовершеннолетнего в брак либо его эмансипация (п. 2 ст. 21, ст. 27 ГК РФ), не влияет, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка.
Что касается понятия "дети", то данный термин не всегда можно отождествлять с термином "ребенок", поскольку ими могут являться и совершеннолетние граждане.