Конспект лекций по предмету "Социология"


Социальная стратификация

Сущность стратификационных процессов
Формирование представлений о социальной стратификации явилось непосредственным следствием разработки структурного подхода в социологии во второй половине XIX – начале XX столетия, начиная с О. Конта, К. Маркса, Г. Спенсера и вплоть до Э. Дюркгейма и Т. Парсонса. В рамках этого подхода сформировалось представление о том, что все отношения в обществе, будь то межгрупповые или межличностные взаимодействия или устойчивые связи, имеют ранговый характер, то есть связываемые ими индивиды, группы, общности часто входят в состав различных по своему ранговому уровню социальных систем. При этом такое ранжирование является устойчивым, а связи, соответственно, приобретают институциональный характер.
Первым серьезную систематизацию понятий, которые являются ключевыми для современной теории социальной стратификации (такие понятия, как «социальная мобильность», «одномерная/многомерная стратификация»), осуществил П. Сорокин. Кроме того, теория социальной стратификации вобрала в себя концепцию социальных классов индустриального общества, предложенную М. Вебером; дальнейшее развитие в рамках теории социальной стратификации получило структурно-аналитическое направление в социологии; востребованной оказалась концепция социального конфликта (Р. Дарендорф, Р. Коллинз).
Теория социальной стратификации позволила в значительной степени углубить понимание целого ряда ключевых проблем социального знания. В то же время теория социальной стратификации многократно с успехом использовалась для изучения и описания обществ, различных по своим культурным традициям, по уровню социально-экономического и политического развития, что подтверждает ее неоспоримую познавательную и общетеоретическую ценность.
Термин «стратификация» (от латинского stratum — «слой») был заимствован из геологии, где он обозначает определенную последовательность залегания горных пород, каждая из которых образует слой, определенным образом соотнесенный с другими слоями. В социологии под социальной стратификацией понимается наличие в обществе множества социальных позиций, отличающихся между собой степенью власти и престижа, определенными правами, обязанностями и привилегиями, объемом доступных материальных благ. П. Сорокин определяет социальную стратификацию следующим образом: «Социальная стратификация — это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния» [Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С.302]. Другими словами, социальная стратификация – это социальное расслоение, обусловленное различием занимаемых индивидами социальных позиций, которые позволяют иметь доступ к определенному объему социокультурных благ.
Индивиды, обладающие сходными позициями в системе распределения социокультурных благ, то есть находящиеся на одном уровне социальной иерархии, будут составлять определенный социальный слой, или страту. Таким образом, социальная страта — это совокупность индивидов, обладающих сходными позициями в системе социальной иерархии общества. Такая схожесть социальных позиций обуславливает схожесть социально-экономической и культурной среды, в которой существуют представители той или иной страты. Люди, получившие одинаковое образование, обладающие одинаковым уровнем доходов, выросшие в схожих социально-культурных условиях, работающие по одной специальности скорее всего будут иметь много общего и в предпочтительном образе жизни. Именно поэтому социальные слои, страты, классы — это не только теоретическая модель, охватывающая людей с одинаковыми социальными позициями, но и существующая в реальности общность индивидов со схожими стилями жизни, способами поведения, культурными ценностями, политическими и идеологическими убеждениями.
Для описания социальной неоднородности кроме понятия «социальная стратификация» применяется более широкое понятие «социальная дифференциация», которое подразумевает любые — а не только ранговые — социальные различия. Так, люди, увлекающиеся коллекционированием насекомых, объединены этим общим признаком, но признак этот не имеет никакого отношения к процессу социального расслоения (стратификации). Коллекционировать, скажем, бабочек могут представители любых социальных групп и слоев, представители разных профессий, что никак не сказывается на социальной иерархии. Совсем иная ситуация, когда мы имеем дело с ученым-энтомологом как представителем определенной профессии, то есть конкретного вида хозяйственной деятельности, которая включена в общую систему общественного разделения труда и занимает определенное положение в иерархии профессиональных статусов.

Шкалы социальной стратификации
Для эффективного описания и анализа стратификационных процессов в современных обществах социологи применяют четыре основные шкалы стратификации:
- доход;
- образование;
- власть;
- престиж.
Эти шкалы имеют количественное измерение, с их помощью можно описать социальное положение как отдельного члена общества, так и целых социальных групп; кроме того, с помощью шкал стратификации можно составить своеобразный срез всего общества, расположив на соответствующих шкалах в процентном выражении весь состав населения, разбитый на группы. Индивиды, занимающие сходные позиции по всем шкалам стратификации, составляют одну страту. Рассмотрим более подробно каждую из предложенных выше шкал.
Доход - это количество денежных поступлений индивида, семьи в расчете на каждого ее члена, на душу населения региона или страны за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму средств, полученную в виде заработной платы, пенсий, пособий, гонораров, отчислений от прибыли и т.д. В случае, когда доходы превышают расходы, происходит аккумулирование (накопление) средств и образуется богатство - накопленный доход. В качестве богатства могут выступать не только накопленные ликвидные денежные средства. Любая ликвидная собственность является богатством: дом или другое жилище, автомобиль, ценные бумаги, одежда и т.д.
Образование измеряется числом лет обучения. Например, начальная школа - 4 года, неполная средняя - 9, средняя - 11, вуз - 4-6 и даже 7 (в медицинских ВУЗах), аспирантура - 3-4, докторантура - 3 и, таким образом, современный украинский профессор имеет за плечами более 20 лет образования. Длительное время традиционно обучаются медики. Но кроме формального количества лет обучения не малую, а иногда и решающую, роль играют место обучения и его эффективность (о чем может свидетельствовать, например, аттестат или приложение к диплому). Выпускники схожих специальностей, но обучавшиеся в разных ВУЗах, неформально могут иметь в глазах своего социального окружения разный уровень образования. То же можно сказать и о эффективности образования. В современном обществе образование как один из стратификационных показателей, несомненно, играет ключевую роль. Например, в США сегодня разница в доходах людей, имеющих и не имеющих высшее образование, составляет 2 и более раза.
Власть формально измеряется количеством людей, на которых распространяется принятое индивидом решение. В общем смысле под властью понимается возможность навязывать свою волю другим людям независимо от их желания. Например, решение президента Украины распространяется на всех жителей страны, решение ректора - на студентов и профессорско-преподавательский состав ВУЗа, родителей - на их собственных детей.
Престиж, в отличие от рассмотренных выше трех шкал стратификации престиж - это субъективный показатель, он не поддается такому же четкому, формализованному измерению. Престиж - это уважение социального статуса личности, сложившееся в общественном мнении. Как правило, престижность определенного социального положения определяется интуитивно, приблизительно. Тем более, что в определении престижности положения конкретной личности всегда задействован целый спектр социальных показателей. Но современная социология при помощи специальных методов может измерять и престиж. Например, в США с 1947 г. Национальный центр изучения общественного мнения периодически проводит опросы рядовых американцев с целью определить общественный престиж различных профессий. Усредненные результаты этих опросов в целом позволяют составить довольно объективную картину распределения престижности основных сфер профессиональной деятельности для этой страны.

Социальная роль стратификационных процессов
Что же послужило причиной возникновения социальной стратификации? Естественная основа процессов стратификации — это социальные связи и взаимодействие людей. Сторонники теории социальной стратификации постулируют неравный доступ к социокультурным благам не только как ключевой момент социального развития, но и как естественный результат самоорганизации любой социальной системы. То есть если есть общество, то обязательно есть и стратификация как обязательный атрибут социальной системы.
Неравномерный доступ к благам обеспечивает социальной системе возможность стимулировать стремление индивидов заниматься социально важными видами деятельности и вступать в социально значимые взаимодействия. Более востребованные, с точки зрения интересов общества, виды деятельности или взаимодействия поощряются в большей степени, нежели другие виды деятельности или взаимодействия.
Например, в ситуации, когда в обществе начинает ощущаться недостаток специалистов определенной специальности, этот недостаток может обусловить рост заработной платы таких специалистов. Кроме того, может возрасти престижность этой специальности (например, по причине того же роста заработной платы, или по причине общественного осознания важности данной специальности). В современных условиях подобное социальное стимулирование переживают, например, специальности, связанные с компьютерными технологиями, престижность и материальное обеспечение которых находятся значительно выше среднего уровня.
Таким образом, социальная стратификация выполняет в жизни общества регулятивно-организующую роль, способствуя приспособлению социальной системы к изменениям среды или собственной структуры. Когда решение, принимаемое одним индивидом или группой, в определенных условиях является сигналом к действию для всего общества, становится возможным мобилизовать все необходимые или, по крайней мере, доступные материальные, интеллектуальные, культурные ресурсы для решения конкретной задачи. Особенно наглядно это проявляется во время военных столкновений, природных бедствий, техногенных катастроф, когда ситуация требует незамедлительной и организованной реакции. Но и в обычных условиях слаженное взаимодействие невозможно без четкой социальной градации. При этом нужно понимать, что такая регулятивная функция присуща стратификационным процессам в любом — даже наиболее простом или досовременном — обществе.
Где бы ни появилось общество, оно всегда является определенным образом организованным, при этом стратификация выступает одним из основных факторов этой организации. Во всех общественных системах существуют индивиды, наделенные особыми правами или полномочиями в определенных ситуациях (вождь, толкователь законов, военный предводитель, шаман, жрец или другой служитель культа), в то время как остальные члены социума добровольно или вынужденно являются исполнителями, воплощающими волю лидеров. Роль лидера может исполнять как отдельный индивид (вождь, тиран, монарх), так и группа (аристократия, олигархия, правительство). Такая выстроенная на основе иерархии система позволяет значительно повысить эффективность социального взаимодействия, результативность человеческой деятельности. При этом не нужно путать объективную необходимость наличия социальной иерархии для обеспечения устойчивого существования социальной системы со всевозможными злоупотреблениями властью (узурпация, диктатура, тирания).
Из вышесказанного можно сделать вывод, что процессы социальной стратификации во временной перспективе обеспечивают возможность организации и перераспределения социокультурных ресурсов. При этом происходит не только активное приспособление к изменяющимся условиям (путем перераспределения человеческих, материальных и культурных ресурсов), но и сохранение собственной идентичности общества (путем сохранения самой стратификационной системы, в основе которой лежат традиции, обычаи, нормы, ценности данного общества). Так, одну и ту же социальную проблему разные общества могут решать совершенно по-разному. И различия эти будут обусловлены именно отличием базисных компонентов культуры этих обществ. Следовательно, мы можем заключить, что стратификационные процессы конкретного самобытного общества обладают собственными особенностями, среди которых наибольшее значение имеют их динамичность, нормативность, степень поляризации (противостояния одних социальных слоев другим). Например, в Новое время в странах Западной цивилизации такие следствия стратификационных процессов, как классовые противоречия, национальные и религиозные конфликты очень часто принимали крайние формы. Это было обусловлено не только объективной остротой социальной ситуации, но и культурно-историческими особенностями западных обществ.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.