Конспект лекций по предмету "Культурология"


Формирование представления о государстве

В рамках представления об общественной компоненте природы человека формировались идеи общественного устройства, в частности, идея государства. Полисная система предполагала складывание идеи государства, и, соответственно, она была философски обоснована. Так, Аристотель, считавший, что человек – это политическое животное, был убеждён, что тот вне государства не может жить. Человек вне государства может быть либо животным, либо божеством. Согласно этим воззрениям, аргументировалась целесообразность явлений в жизни человека. Например, труд может быть обоснован лишь в силу его полезности для общества и государства. Одним из самых тяжких наказаний считалась такая бессмысленная работа, которой, к примеру, вынужден был заняться мифический персонаж Сизиф, поднимавший тяжёлые камни в гору лишь для того, чтобы они обратно скатывались.
Вместе с тем необходимо принять во внимание и то, что интересы государства также господствовали над интересами индивида, как ранее доминировали интересы рода. Примером этому может служить казнь Сократа в 399 г. до н.э. У Сократа была возможность бежать, однако он посчитал, что решение, принятое на основе закона, важнее жизни отдельно взятого человека.
Итак, именно в Древней Греции сложилась социальная парадигма европейской цивилизации, в рамках которой государство было принято в качестве наиболее действенной общественной модели для решения человеческих проблем. Причём надо брать в расчёт то, что идея государства и законодательства была неотъемлемо связана с такой общеродовой ценностью, как свобода. Примером тому служит законодательство Солона, согласно которому человек, не принимающий участия в политической жизни общества, лишается гражданства. Между тем лишение гражданства означало утрату гарантии сохранения свободы, поскольку по закону гражданин не мог стать рабом. Итак, в Греции распространялось восприятие государства как высшей ценности. Об этом свидетельствует и само законодательство как в греческих полисах, так и в Римском государстве. Залесский Н.Н. пишет: «…сфера публичного права и сфера частного права резко отграничены одна от другой: преступление против государства… всегда влечёт за собой смертную казнь»; преступление же против сограждан предполагало выплату штрафа, в худшем случае – потерю свободы. Соответственно, ценность гражданства была напрямую связана с ценностью свободы. Между тем свобода была фундаментальным принципом, отличавшим свободного гражданина (то есть полноценного человека), от раба (то есть, как считалось в древнем мире, – одушевлённым средством производства материальных благ). Примечателен тот факт, что в Древней Греции рабство, как пишет М. Мамардашвили, носило не только социально-экономический, но и ритуальный характер, поскольку «проводило границу между готовностью человека в любой момент положить жизнь за свое достоинство и отсутствием этого». В последнем случае индивид является рабом.
Идея гражданства в греческой культуре стала фактически одной из основных, что проявилось в различных областях жизни общества. Даже такое явление, как фаланга (военное построение), могло осуществиться только в том случае, когда все воины объединены общей идеей – защита своего полиса и, следовательно, своей свободы. Все участники фаланги действовали как единый целостный организм, с чувством доверия друг к другу. Этот фактор и обусловил то, что греческие воины были весьма боеспособными.
Разумеется, здесь важно помнить, что греческие полисы были рабовладельческими, поэтому своё материальное благополучие они создавали на основе унижения других людей. Фактически древнегреческое общество в общей своей основе было поделено на граждан и рабов. В VI в. до н.э. афинский политик Солон отменил рабство за долги, после чего главными источниками рабской силы стали военные захваты и купля рабов на рынках. Иногда гражданин мог платить своему рабу небольшую сумму денег. Тот деньги копил и в зрелом или престарелом возрасте покупал себе свободу, после чего хозяин его отпускал и за полученные деньги покупал себе нового раба, более молодого и здорового. Унижение рабов состояло не только в том, что они обязаны были работать в интересах иного лица, но и в том, что их не обучали грамоте, не защищали их честь, что граждане толерантно относились к тому, что их рабы в честь бога Диониса (Вакха) предавались пьянству и разврату. Однако такие позорные явления со временем стали проникать и в быт граждан, что послужило важной причиной для упадка древнегреческой культуры.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.