Юридическая сила решений Конституционного Суда
Конституционное судопроизводство осуществляется Конституционным Судом Российской Федерации, состоящим из 19 судей. Конституционный Суд имеет следующие Конституционные полномочия:
по запросам Президента, Совета Федераций, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и "Органов государственной власти субъектов Российской федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Федерации; не вступивших в силу международных договоров российской Федераций;
разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами Государственной власти Российской Федераций и органами государственной власти ее субъектов; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
проверяет по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом;
дает толкование Конституции Российской Федерации по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.
Решение Конституционного Суда является окончательным. Оно не может быть обжаловано и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Если акты или их отдельные положения признаны неконституционными, то они утрачивают силу. Международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению, если они не соответствуют Конституции Российской Федерации.
По запросу Совета Федерации Конституционный Суд дает также заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (ст. 125).
Полномочия и порядок деятельности Конституционного Суда регулируются Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы конституционного права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов.
Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда. Он состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей Конституционного Суда. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки.
В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.
Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд:
- разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ;
- дает толкование Конституции РФ;
-дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
- принимает послания Конституционного Суда;
- решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Конституционный Суд РФ не возглавляет систему конституционного правосудия. Это значит, что конституционные и уставные суды, образуемые в субъектах РФ, действуют самостоятельно, на основе конституций и уставов соответствующих субъектов.
Говоря о Конституционном Суде Российской Федерации, нельзя не сказать о том, что принятые решения названным судом имеют окончательное и обязательное воздействие на законодательные и исполнительные органы и проявляются как правоприменительный прецедент. После рассмотрения вопроса Конституционным Судом РФ никто уже не посмеет вторично нарушить названное в решении право, т.к. по нему уже есть соответствующее мнение Конституционного Суда. Конституционное правосудие можно рассматривать и как отрасль законодательства. По мнению Ж. И. Овсепян «в качестве одного из отличительных признаков судебного контроля (тем более в виде конституционного правосудия) справедливо называют особую систему законодательства, регулирующего соответствующую форму правосудия».
Совершенно логично, что создание и функционирование конституционных судов, вызовет к жизни создание специального конституционного законодательства. Эти законы конкретизируют, развивают и дополняют конституционные положения о конституционных судах, составляют при этом содержание института конституционного права.