Конспект лекций по предмету "Административное право"


Характеристика производства по делам об административных правонарушениях

Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях
В.Д. Сорокин отмечает, что среди производств в административном процессе производство по делам об административных правонарушениях занимает своеобразное место. Это объясняется несколькими обстоятельствами.
Во-первых, оно неразрывно связано с реализацией такой формы государственного принуждения, как административная ответственность. Следовательно, всегда существовала потребность в надлежащем правовом регулировании всех этапов и сторон этой процедуры, юридический результат которой представляет собой реальную меру административного наказания.
Во-вторых, отмеченная практическая потребность, со своей стороны, заметно стимулировала активизацию научных исследовании, как материальных аспектов института административной ответственности, так и проблем процессуального обеспечения регулятивных функций этого института. Не будет преувеличением сказать, что активные и плодотворные теоретические исследования отечественных административистов в значительной степени были обусловлены, так сказать, «юридической» природой самого института административной ответственности. Достаточно напомнить, что отрасли публичного права, к числу которых относится и административное право естественно и неизбежно, хотя и в разной степени, являются политизированными. На этом фоне среди всех институтов Общей части материально го административного права институт административной ответственности является «наиболее юридическим», хотя и он, судя по современному законодательству, в известной мере содержит элементы политизации. В третьих, обеспечивая материально-юридическую природу института административной ответственности, производство по делам об административных правонарушениях приобретает необходимую стабильность, упорядоченность и стройность в отправлении данной процедуры. Упомянутые качества процедуры данного производства вовсе не означают, что оно не подвергается изменениям, не воспринимает необходимые новации, вызванные потребностями данного этапа общественного развития. Напротив, различные стадии осуществления производства по делам об административных правонарушениях, те или иные процессуальные действия участников производства, сам круг участников производства по делам об административных правонарушениях и т. д. определенным образом изменяются. Но главные составляющие остаются достаточно стабильными.
В-четвертых, с чисто научной точки зрения данный вид производства в административном процессе также примечателен. Дело в том, что, пожалуй, это единственное производство, существование которого, его сущность и иные составляющие не вызывают сомнений ни у представителей «юрисдикционной» концепции административного процесса, для которых производство по делам об административных правонарушениях, по сути дела, является главным в структуре этой концепции, выступает как своего рода «свет в окошке», ни у представителей «управленческой» концепции административного процесса, для которых существование данного вида производства воспринимается как естественная и необходимая часть административного процесса, являющаяся производной от функции государственного принуждения, осуществляемого органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также иными правомочными субъектами, прежде всего судами.
По мнению И.В. Тимошенко, производство по делам об административных правонарушениями является разновидностью административно-юрисдикционного производства и представляет собой жестко регламентированную КоАП РФ, совокупность процессуальных действий, уполномоченных на это субъектов по возбуждению, рассмотрению, обжалованию и исполнению решения по делу, вытекающему из административного правонарушения. Производства по делам об административных правонарушениях является самостоятельной процессуальной формой осуществления административной ответственности. Его сущность (специфика) проявляется в следующем:
1. является разновидностью юрисдикционной деятельностью;
2. является деятельностью правоприменительной и имеет место тогда когда возникает необходимость разрешения спора о праве;
3, Оно (производство) жестко регламентировано с законом и включает в себя ряд совокупностей процессуальных действий, именуемых стадиями производства по делам об административных правонарушениях;
4. Оно осуществляется специальными субъектами - субъектами административной юрисдикции и в зависимости от вида конкретного административного правонарушения может осуществляться как в судебном, так и в во внесудебном порядке, причем полномочия субъектов административной юрисдикции на различных стадиях производства не одинаковы.
И.В. Панова полагает, что производство по делам об административных правонарушениях - часть административно-юрисдикционного процесса, которая обладает всеми признаками последнего и несет в себе различную смысловую и правовую нагрузку, а) отличная от других процедура рассмотрения дел по наложению административных взысканий; б) завершение каждой стадии этого производства принятием по делу соответствующего акта, несходного с актами, принимаемыми в других стадиях; в) определенное отношение, охраняемые данным производством, урегулированные административным правом, обособленность и завершенность которых обеспечивается с момента возникновения юридического спора и до его разрешения. Д.Н. Бахрах полагает, что производство по делам об административных правонарушениях это деятельность уполномоченных субъектов по применению административных наказаний, осуществленная в административно-процессуальной форме. Это производство - составная часть административно-юрисдикционного процесса.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.