Конспект лекций по предмету "Предпринимательское право"


Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
Такие особенности установлены Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Кредитная организация не может объявить о своем банкротстве. Ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей должна быть признана арбитражным судом. Сокращен до одного месяца формальный признак несостоятельности (банкротства).
В качестве мер по предупреждению банкротства применяются:
1) финансовое оздоровление кредитной организации;
назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
реорганизация кредитной организации.
Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением помимо лиц, перечисленных в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», наделен Банк России. Предусмотрены также случаи, когда обращение в суд является не правом его, а обязанностью.
Арбитражный суд может возбудить производство по делу, если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее 1000 МРОТ и если эти требования не исполняются в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения. При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяются такие процедуры, как наблюдение и конкурсное производство. Внешнее управление и мировое соглашение в отношении кредитных организаций не применяются.
Арбитражный управляющий должен иметь лицензию, а также соответствовать квалификационным требованиям Банка России и иметь выданный им квалификационный аттестат. В ходе конкурсного производства управляющий может использовать только корреспондентский счет кредитной организации, открытый в учреждении Банка России. При распределении конкурсной массы в первую очередь удовлетворяются требования физических лиц по заключенным с ними договорам банковского вклада и договорам банковского счета, а также требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.
Банк России осуществляет контроль за ходом конкурсного производства. Он же осуществляет запись о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства в Книге государственной регистрации кредитных организаций. С момента внесения такой записи ликвидация кредитной организации считается завершенной, а организация прекратившей свое существование.
Публикуются сведения о банкротстве помимо «Вестника Высшего Арбитражного Суда РФ» в «Вестнике Банка России» и в местной печати по месту расположения кредитной организации.
Реструктуризация кредитных организаций
Нормы о банкротстве кредитных организаций содержатся также в Федеральном законе от 8 июля 1999 г. «О реструктуризации кредитных организаций». Под реструктуризацией кредитных организаций в данном Законе понимается комплекс мер, применяемых к кредитным организациям и направленным на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации в соответствии с законодательством РФ.
Реструктуризацией кредитных организаций занимается специально созданное для этих целей Агентство по реструктуризации кредитных организаций (далее - Агентство), имеющее статус государственной корпорации.
Кредитная организация может перейти под управление Агентства при наличии совокупности следующих оснований:
если достаточность ее капитала, рассчитанная в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)», не превышает 2 процентов;
если она не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на своих корреспондентских счетах.
К кредитной организации могут применяться следующие процедуры:
а) обследование. Обследование проводится с целью определить имеется ли возможность для Агентства принять кредитную организацию под свое управление. Обследование может начаться с получения Агентством предложения Банка России о переходе кредитной организации под управление Агентства и завершается моментом перехода или отказом Агентства принять кредитную организацию под свое управление. Срок проведения обследования не должен превышать 90 дней;
б) реструктуризация. Агентство обладает в отношении кредитной организации, находящейся под его управлением, правом:
принимать решение об осуществлении мер по финансовому оздоровлению;
увеличивать и уменьшать уставный капитал;
принимать решение о реорганизации кредитной организации;
продавать или иным образом передавать права на акции (доли) кредитной организации, принадлежащие Агентству, третьим лицам;
обращаться в суд с требованием о признании недействительными сделок в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций»;
осуществлять иные мероприятия в целях восстановления финансового положения кредитной организации;
осуществлять процедуры ликвидации кредитной организации.
Мероприятия по реструктуризации кредитной организации осуществляются Агентством на основе плана, срок реализации которого не должен превышать трех лет с момента перехода кредитной организации под его управление.
Особенности несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса
Такие особенности установлены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» для субъектов естественных монополий, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии. Кроме того, нормы закона применяются также при признании банкротами организаций топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых связана с производством электрической, тепловой энергии, добычей природного газа и которые имеют на праве собственности или на основе иного права имущество, входящее в состав единого производственно-технологического комплекса должника. Не могут быть признаны несостоятельными и не подлежат процедурам банкротства атомные электростанции.
Признаком банкротства таких субъектов является неспособность удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены организацией-должником в течение шести месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации-должника.
Арбитражным управляющим может быть назначено лицо, имеющее опыт работы в организациях топливно-энергетического комплекса и аттестат, выданный федеральным органом исполнительной власти в данной области. В полномочия указанного органа власти входит также предупреждение банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса и обеспечение условий реализации процедур банкротства.
Арбитражный суд принимает заявление о признании организации банкротом, если требования к ней в совокупности составляют не менее 50 000 минимальных размеров оплаты труда и не погашены в течение шести месяцев. В отзыве организации-должника на заявление о признании ее банкротом необходимо указать задолженность потребителей, снабжение которых не подлежит ограничению или прекращению, потребителей, которые финансируются из бюджетов всех уровней, а также тех потребителей, поставки продукции которым осуществляются в соответствии с международными договорами РФ.
Рассмотрение дела о банкротстве приостанавливается в случае, если должником подано исковое заявление о признании недействительным акта органа государственной власти в части утверждения тарифов на электрическую и тепловую энергию, газ, транспортировку газа, перекачку нефти. В случае признания судом недействительным данного акта, при условии, что такие тарифы стали причиной неплатежеспособности, выносится решение арбитражного суда об отказе в признании организации-должника банкротом.
Срок проведения внешнего управления устанавливается в пределах восемнадцати месяцев, он может быть продлен арбитражным судом до пяти лет. В этом случае организация-должник приступает к расчетам с кредиторами через двенадцать месяцев с момента продления срока внешнего управления. Арбитражный управляющий не вправе отчуждать имущество организации - должника, входящее в состав единого производственно-технологического комплекса; осуществлять перепрофилирование или закрытие производства, связанного с функционированием данного комплекса. Иные меры по восстановлению платежеспособности должника могут применяться, если они не противоречат условиям безопасного функционирования единого производственно-технологического комплекса. Продажа имущества организации-должника в ходе конкурсного производства осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса и единым лотом. Обязательными условиями конкурса являются: согласие покупателя принять на себя обязательства организации-должника по договорам энергоснабжения, газоснабжения и иные обязательства, указанные в Законе; обеспечение сохранения единого производственно-технологического комплекса в соответствии с его целевым назначением; наличие лицензии на осуществление для выставленной на конкурс организации вида деятельности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.