Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
Такие особенности установлены Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Кредитная организация не может объявить о своем банкротстве. Ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей должна быть признана арбитражным судом. Сокращен до одного месяца формальный признак несостоятельности (банкротства).
В качестве мер по предупреждению банкротства применяются:
1) финансовое оздоровление кредитной организации;
назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
реорганизация кредитной организации.
Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением помимо лиц, перечисленных в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», наделен Банк России. Предусмотрены также случаи, когда обращение в суд является не правом его, а обязанностью.
Арбитражный суд может возбудить производство по делу, если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее 1000 МРОТ и если эти требования не исполняются в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения. При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяются такие процедуры, как наблюдение и конкурсное производство. Внешнее управление и мировое соглашение в отношении кредитных организаций не применяются.
Арбитражный управляющий должен иметь лицензию, а также соответствовать квалификационным требованиям Банка России и иметь выданный им квалификационный аттестат. В ходе конкурсного производства управляющий может использовать только корреспондентский счет кредитной организации, открытый в учреждении Банка России. При распределении конкурсной массы в первую очередь удовлетворяются требования физических лиц по заключенным с ними договорам банковского вклада и договорам банковского счета, а также требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.
Банк России осуществляет контроль за ходом конкурсного производства. Он же осуществляет запись о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства в Книге государственной регистрации кредитных организаций. С момента внесения такой записи ликвидация кредитной организации считается завершенной, а организация прекратившей свое существование.
Публикуются сведения о банкротстве помимо «Вестника Высшего Арбитражного Суда РФ» в «Вестнике Банка России» и в местной печати по месту расположения кредитной организации.
Реструктуризация кредитных организаций
Нормы о банкротстве кредитных организаций содержатся также в Федеральном законе от 8 июля 1999 г. «О реструктуризации кредитных организаций». Под реструктуризацией кредитных организаций в данном Законе понимается комплекс мер, применяемых к кредитным организациям и направленным на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации в соответствии с законодательством РФ.
Реструктуризацией кредитных организаций занимается специально созданное для этих целей Агентство по реструктуризации кредитных организаций (далее - Агентство), имеющее статус государственной корпорации.
Кредитная организация может перейти под управление Агентства при наличии совокупности следующих оснований:
если достаточность ее капитала, рассчитанная в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)», не превышает 2 процентов;
если она не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на своих корреспондентских счетах.
К кредитной организации могут применяться следующие процедуры:
а) обследование. Обследование проводится с целью определить имеется ли возможность для Агентства принять кредитную организацию под свое управление. Обследование может начаться с получения Агентством предложения Банка России о переходе кредитной организации под управление Агентства и завершается моментом перехода или отказом Агентства принять кредитную организацию под свое управление. Срок проведения обследования не должен превышать 90 дней;
б) реструктуризация. Агентство обладает в отношении кредитной организации, находящейся под его управлением, правом:
принимать решение об осуществлении мер по финансовому оздоровлению;
увеличивать и уменьшать уставный капитал;
принимать решение о реорганизации кредитной организации;
продавать или иным образом передавать права на акции (доли) кредитной организации, принадлежащие Агентству, третьим лицам;
обращаться в суд с требованием о признании недействительными сделок в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций»;
осуществлять иные мероприятия в целях восстановления финансового положения кредитной организации;
осуществлять процедуры ликвидации кредитной организации.
Мероприятия по реструктуризации кредитной организации осуществляются Агентством на основе плана, срок реализации которого не должен превышать трех лет с момента перехода кредитной организации под его управление.
Особенности несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса
Такие особенности установлены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» для субъектов естественных монополий, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии. Кроме того, нормы закона применяются также при признании банкротами организаций топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых связана с производством электрической, тепловой энергии, добычей природного газа и которые имеют на праве собственности или на основе иного права имущество, входящее в состав единого производственно-технологического комплекса должника. Не могут быть признаны несостоятельными и не подлежат процедурам банкротства атомные электростанции.
Признаком банкротства таких субъектов является неспособность удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены организацией-должником в течение шести месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации-должника.
Арбитражным управляющим может быть назначено лицо, имеющее опыт работы в организациях топливно-энергетического комплекса и аттестат, выданный федеральным органом исполнительной власти в данной области. В полномочия указанного органа власти входит также предупреждение банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса и обеспечение условий реализации процедур банкротства.
Арбитражный суд принимает заявление о признании организации банкротом, если требования к ней в совокупности составляют не менее 50 000 минимальных размеров оплаты труда и не погашены в течение шести месяцев. В отзыве организации-должника на заявление о признании ее банкротом необходимо указать задолженность потребителей, снабжение которых не подлежит ограничению или прекращению, потребителей, которые финансируются из бюджетов всех уровней, а также тех потребителей, поставки продукции которым осуществляются в соответствии с международными договорами РФ.
Рассмотрение дела о банкротстве приостанавливается в случае, если должником подано исковое заявление о признании недействительным акта органа государственной власти в части утверждения тарифов на электрическую и тепловую энергию, газ, транспортировку газа, перекачку нефти. В случае признания судом недействительным данного акта, при условии, что такие тарифы стали причиной неплатежеспособности, выносится решение арбитражного суда об отказе в признании организации-должника банкротом.
Срок проведения внешнего управления устанавливается в пределах восемнадцати месяцев, он может быть продлен арбитражным судом до пяти лет. В этом случае организация-должник приступает к расчетам с кредиторами через двенадцать месяцев с момента продления срока внешнего управления. Арбитражный управляющий не вправе отчуждать имущество организации - должника, входящее в состав единого производственно-технологического комплекса; осуществлять перепрофилирование или закрытие производства, связанного с функционированием данного комплекса. Иные меры по восстановлению платежеспособности должника могут применяться, если они не противоречат условиям безопасного функционирования единого производственно-технологического комплекса. Продажа имущества организации-должника в ходе конкурсного производства осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса и единым лотом. Обязательными условиями конкурса являются: согласие покупателя принять на себя обязательства организации-должника по договорам энергоснабжения, газоснабжения и иные обязательства, указанные в Законе; обеспечение сохранения единого производственно-технологического комплекса в соответствии с его целевым назначением; наличие лицензии на осуществление для выставленной на конкурс организации вида деятельности.