Конспект лекций по предмету "Экономика"


Формы обеспечения возвратности кредита

Под формой обеспечения возвратности кредита следует понимать юридические и экономические обязательства заемщика, указывающие на дополнительные конкретные источники погашения кредита в случаях его невозврата за счет основных источников. Они повышают гарантию возврата кредита и тем самым служат инструментом минимизации кредитного риска. К таким обязательствам относятся:
- договор по залогу материальных ценностей, имущества, прав и других активов, на которые может быть обращено взыскание кредита;
- гарантии, поручительства;
- договор о страховании ответственности за непогашение кредита;
- соглашение о цессии в пользу банка требований к третьему лицу.
Заемщик по согласованию с банком может использовать одну или одновременно несколько форм. Выбранный вариант обеспечения фиксируется в кредитном договоре, к которому прилагается соответствующий документ (договор залога, договор поручительства, гарантийное письмо и др.).
Отношения, связанные с обеспечением возвратности кредитов, в настоящее время регулируются ГК РФ, Законом РФ от 29 мая 1992г. "О залоге", в той части, в которой он не противоречит ГК РФ, Законом РФ от 27 ноября 1992г. "О страховании" и другими нормативными актами. Введенный в действие с 1 января 1997г. новый УК РФ, предусматривает в ряде случаев уголовную ответственность за невозврат кредита.
Одной из форм обеспечения возвратности кредита выступает залог, означающий, что кредитор (банк) приобретает право первоочередного удовлетворения требования погашения ссуды и получения причитающихся процентов из стоимости заложенного имущества в случае, если заемщик не выполнил свое обязательство в срок, предусмотренный кредитным договором.
Договор залога должен отвечать определенным юридическим и экономическим требованиям. К первым относятся обоснованный выбор предмета залога, правильная оценка его стоимости, определение вида залога и организация контроля за сохранностью предметов залога. Вторые заключаются в четком определении прав залогодателя и залогодержателя, правильном оформлении залоговых документов.
В соответствии с действующим законодательством предметом залога может быть любое имущество, а также имущественные права.
В качестве обеспечения ссуд банки могут использовать самые разнообразные имущества: недвижимость, товары, ценные бумаги, денежные средства и др.
Основными требованиями к предмету залога выступают:
- наличие у залогодателя права собственности на предмет залога или права полного хозяйственного владения;
- достаточность стоимости залога для удовлетворения соответствующего обязательства клиента;
- ликвидность ценностей и быстрота их реализации;
- способность к длительному хранению;
- возможность страхования;
- стабильность цены и др.
Средством обеспечения возвратности банковских ссуд могут выступать гарантии и поручительства. В этом случае для банка возникает дополнительная возможность удовлетворения требований к должнику за счет третьего лица. Применяется в основном с физическими лицами, когда обязуется перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательств полностью или частично. Договор поручительства должен быть совершен в письменной форме, при этом он выступает дополнительным по отношению к основному (кредитному) договору.
Новым ГК РФ серьезное место отведено такому способу обеспечения обязательств должника, как банковская гарантия, которую могут предоставлять банки, кредитные организации и страховые компании. Ее суть состоит в том, что банк, выступающий гарантом, дает по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную ссуду по предоставлению бенефициаром письменного требования о ее уплате. За выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение, размер которого устанавливается по соглашению между ними.
Существует еще одна распространенная форма возвратности кредитов – страхование кредитов.
КГ РФ предусмотрена еще одна форма обеспечения возвратности кредита – цессия или передача (уступка) требований к третьему лицу (банку) прав кредитора. Для перехода к другому лицу (банку) прав кредитора не требуется согласие должника, но он должен быть уведомлен о переуступке требований. По существу оно означает выдачу кредита под дебиторскую задолженность заемщика. Большое значение для банка приобретает платежеспособность партнеров заемщика, качество дебиторской задолженности, репутация дебиторов. Документами, подтверждающими требования, могут выступать векселя, сертификаты, счета-фактуры и т.д. Каждая из рассмотренных форм обеспечения возвратности кредита имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому выбор конкретной формы зависит от условий деятельности банка, кредитоспособности заемщика, степени рискованности кредитной сделки и др. условий.
Государственный кредит может быть внутренним и внешним.
Формы государственного кредита (внутренний):
1. Выпуск государственных займов и обращение части вкладов населения Сбербанках в государственные займы.
2. Казначейские ссуды.
Казначейские ссуды выражают денежное отношение оказания финансовой помощи предприятию или организации органами государственной власти и управление за счет бюджетных средств, в стабильной работе которого заинтересовано государство. Но это осуществляется на условиях срочности, платности и возвратности.
Государственные займы осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов внебюджетных фондов и в порядке получения кредитов у банков.
Государственные займы - кредитные отношения между государством, юридическими и физическими лицами, в результате которых государство получает определенные суммы денежных средств на определенный срок за определенную плату.
Отличие займов от налогов:
Займы
Налоги
1). Добровольный характер.

1). Принудительный характер.

2). Скрытая форма принуждения.

2). Явная форма принуждения.


Источники государственного кредита - временно свободные средства, которые появляются у:
• предприятий;
• банков;
• пенсионных фондов;
• страховых фондов;
• населения.
Кредит берется для:
1. Финансирования бюджетного дефицита.
2. Финансирования капитальных вложений в национализированные и смешанные предприятия.
3. Финансирование предприятий местных органов власти.
4. Регулирования денежного обращения страны.
Классификация может производиться в соответствии:
I. со сроками погашения;
II. с доходностью;
III. с валютой займа;
IV. с местом и способом размещения.
Займы бывают натуральными и денежными. По праву эмиссии - государственные и местные.
По месту размещения:
а) внутренние;
б) внешние.
По доходности:
а) текущие (1, 3, 6 месяцев);
б) краткосрочные (1-3 года);
в) среднесрочные (3-10 лет);
г) долгосрочные (10-50 лет).
По методам размещения:
- добровольные;
- принудительные.
Займы могут размещаться на фондовом рынке, существующем в России с 1985 года (тогда он существовал для населения и размещал трехпроцентные займы). В 1993 год - облигации 5 % займа для населения, предприятий и организаций. Для него были привлечены брокерские фирмы.
Функции по распространению государственных займов были закреплены за Центробанком РФ, а не за брокерскими конторами.
В марте 1993 года состоялся I выпуск нового инструмента - государственных краткосрочных безкупонных обязательств на 3 и 6 месяцев. Каждый выпуск назывался траншей, которые существуют в виде записей на счетах (здесь присутствует дисконт).
Рынок ГКО подвержен колебаниям, он вытесняет частных инвесторов, которые могли бы использовать свои деньги для производственных нужд.
С февраля 1996 года на рынок ГКО стали допускаться иностранцы. Однако рынок ГКО должен "изгнать" банки, как это сделал валютный коридор со своего рынка. Необходимость состоит в том, что ГКО должны быть использованы для инвестирования промышленности.
Для инвестирования промышленности выпускаются:
- ГКО;
- валютные облигации Минфина;
- золотой сертификат Минфина;
- КО (краткосрочные обязательства - ценные бумаги государства, предназначенные только для предприятий).
ОБЛИГАЦИИ:
- рыночные (операции на фондовом рынке);
- нерыночные;
- специальные.
Облигации имеют нарицательную стоимость и продаются на бирже.
Государственный долг - сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которая должна быть выплачена вместе с процентами к определенной дате или через определенный срок. Он становится структурным элементом финансовой системы (существует Департамент государственного долга и ценных бумаг).
Обслуживание государственного долга - совокупность отношений по погашению долга и новым займам.
Для того, чтобы государство смогло расплатиться с долгами оно может уточнять займы. Уточнение может касаться:
а) доходности займов (снижение процента) - конверсия;
б) условий, касающихся сроков - консолидация;
в) объединения нескольких займов в один заем - унификация.
Государство может быть банкротом и объявить о своем банкротстве.
В СССР государственный долг существовал в 2-ух формах:
- внутренний долг правительства перед Центробанком в виде товаров народного потребления (ТНП);
- внешний долг перед странами - кредиторами.
Государственный внутренний долг:
I. Задолженность правительства РФ: январь 96 года - 86. 591 млрд. руб.
1) задолженность Центробанка по кредитам на покрытие бюджетного дефицита (59. 749 млрд. руб.)
2) задолженность правительства перед предприятиями и населением:
а) ГКО - 11. 000 млрд. руб.;
б) КО-5. 500 млрд. руб.;
в) государственные казначейские векселя — 1 540 млрд. руб.;
г) задолженность по АПК, переоформленная в казначейские векселя - 5600 млрд. руб.;
д) золотые сертификаты - 49, 1 млрд. руб.;
е) прочие государственные займы - 3202 млрд. руб.
II. Задолженность Центробанка РФ - 1427 млрд. руб.
III. Прочая задолженность - 383 млрд. руб.
Всего 90 000 млрд. pyб.
Государство как кредитор.
1. Государственное кредитование - это форма субсидирования и средств перераспределения финансовых ресурсов по кредитным каналам.
2. Основная сфера государственного кредитования – капиталовложения:
- финансирование сельского хозяйства;
- финансирование жилищного строительства;
- финансирование отраслей экономической и социальной инфраструктуры.
3.Государство как гарант на рынке ссудных капиталов. Это особая форма государственного кредитования:
- риски по задержке платежа;
- банкротство;
- политические беспорядки;
- прочее.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.