Конспект лекций по предмету "Психология"


Судьба человека | Адаптивность человека | Инстинкты человека

Судьба человека во многом определяется уровнем его адаптивности - врожденной и приобретенной способности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Есть высоко- средне- и низкоадаптивные люди. Врожденные основы адаптивности - это инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоции, врожденные задатки интеллекта и способностей, внешние данные и физическое состояние организма. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни.
Адаптированность - уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения - удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничен и адаптирован либо дисгармоничен и дезадаптирован. Дезадаптация - всегда психосоматическая (и души, и тела) и протекает в трех формах: невротической (неврозы), агрессивно-протестной и капитулятивно-депрессивной (психосоматические заболевания и нарушения поведения).
Адаптивность человека обеспечивается эволюционно отобранными целесообразными врожденными особенностями его натуры. Первой составляющей натуры человека, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты. Согласно концепции Гарбузова В.И., можно выделить семь инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства. Инстинкты группируются в диады: диада А включает в себя инстинкты самосохранения и продолжения рода, и она - базовая, обеспечивающая физическое выживание особи и вида. Диада Б включает в себя исследовательский инстинкт и инстинкт свободы, она обеспечивает первичную специализацию человека. И наконец, диада В включает в себя инстинкты доминирования и сохранения достоинства и обеспечивает самоутверждение, самосохранение человека  в психосоциальном аспекте. Все вместе эти три диады в самом общем виде обеспечивают адаптацию человека в реальной жизни. Инстинкт альтруизма  социализирует згоцентрическую сущность всех остальных инстинктов. Инстинкт альтруизма социализирует эгоцентрическую сущность всех остальных инстинктов.
Обычно  в норме у человека один или несколько инстинктов доминируют, остальные же выражены слабее, но  полноценно влияют на личностные тенденции. Однако, в силу определенных биологических и социальных факторов, доминирование одного или нескольких инстинктов может быть чрезмерным до патологии, а звучание остальных может оказаться подавленным вплоть до атрофии, и тогда речь идет об инстинктопатиях. Инстинктопатии приводят к конфликтным межличностным отношениям между людьми, их носителями и индивидами с нормальным доминированием того или иного инстинкта. Между инстинктопатиями и психопатиями существует тесная связь: так, при истероидной психопатии имеет место
гипердоминирование инстинктов свободы, самосохранения и атрофия инстинктов альтруизма, продолжения рода.
В зависимости от доминирования того или иного инстинкта вытекает первичная фундаментальная типология индивидуальности.  И каждый человек принадлежит к одному из семи типов: I - "эгофильному", II - "генофильному" (от латин. genus - род), III - "альтруистическому", IV "исследовательскому, V - "доминантному", VI - "либертофильному" (от латин.  libertas - свобода), VII -
"дигнитофильному" (от лат.  dignitas - достоинство).  Приведем краткие личностные характеристики в рамках вышеприведенной типологии.
I - «Эгофильный тип». С раннего детства у человека  этого типа проявляется склонность к повышенной осторожности, ребенок не отпускает мать от себя ни на миг, боится темноты, высоты, воды и т.п., нетерпим к боли (отказы от лечения зубов; от посещения врачей и т.п.); на базе этого типа формируется личность с выраженной эгоцентричностью,  тревожной мнительностью, склонностью при неблагоприятных обстоятельствах к навязчивым страхам, фобиям или истерическим реакциям. Это люди, для которых «безопасность и здоровье - превыше всего», а их кредо: «Жизнь одна и больше не будет». Эволюционная целесообразность наличия данного типа заключается в том, что его носители, сохраняя себя, являются хранителями генофонда рода, племени. Для "эгофильного типа" характерны следующие ведущие качества: 1)эгоцентричность; 2)консерватизм; 3)готовность поступиться социальными потребностями ради собственной безопасности; 4)отрицание риска; 5) тревожность в отношении своего здоровья и благополучия.
II - «Генофильный тип». Для него характерна своеобразная разновидность эгоцентризма, когда "Я" замещается понятием "Мы" (под "Мы" подразумевается семья) вплоть до отрицания "Я". Ценности, цели, жизненный замысел подчинены одному - интересам детей, семьи. Уже в детстве интересы этого типа людей фиксированы на семье и такой ребенок спокоен только тогда, когда отец и мать вернулись с работы, вся семья в сборе, все здоровы и у всех хорошее настроение, он обостренно чувствует разлад в семье, и в этом случае у него возникает депрессивная невротическая реакция с энурезом и т.п. Это люди, которые ценят "интересы семьи превыше всего", а их кредо: "Мой дом - моя крепость". Эволюционная целесообразность наличия данного типа заключается в том, что его носители - хранители семьи, хранители генофонда рода, хранители жизни. "Генофильному типу" присущи ведущие качества: 1)сверхлюбовь к своим детям; 2)семейственность; 3)сверхзабота о безопасности и здоровье своих детей;  4)тенденция к отрицанию своего "Я" в пользу "Мы" (семьи);  5)сверхтревожность относительно будущего своих детей.
III - «Альтруистический тип». Для людей этого типа харатерны доброта, эмпатия, заботливость к близким,  особенно к пожилым, способны отдать другим последнее, даже необходимое  ему  самому. Они убеждены, что не может быть хорошо всем, если плохо кому-то одному, а их кредо "Доброта спасет мир, доброта превыше всего". И они эволюционно хранители доброты,  мира,  хранители жизни. Для "альтруистического типа" характерны ведущие качества: 1)доброта; 2)сопереживание, понимание людей; 3)бескорыст-ность в отношениях с людьми; 4)забота о слабых, больных; 5) миролюбие. 
IV - «Исследовательский тип». У людей этого типа с раннего детства отмечается любознательность, стремление во всем добраться до сути, склонность к творчеству. Вначале этих людей интересует все, но далее все сильнее и сильнее захватывает какое-то одно страстное увлечение. Путешественники, изобретатели, ученые - лица этого типа.  Их кредо - "Творчество и прогресс - превыше всего". Эволюционная целесообразность этого типа очевидна. "Исследовательскому типу" присущи: 1)склонность к исследовательской деятельности; 2)склонность к поиску нового, новаторство в науке, искусстве и т.д.; 3)способность без колебаний оставлять обжитое место, налаженное дело при появлении новых, требующих риска, но интересных дел и задач; 4)устремленность к творчеству; 5)самоотверженность в реализации творческих устремлений. 
V - "Доминантный тип". С раннего  детства  наблюдается стремление к лидерству, умение организовать игру, поставить цель, проявить волю для ее достижения, формируется личность, знающая, чего она хочет и как достигнуть желаемого, упорная в достижении цели, готовая к продуманному риску, умеющая разбираться в людях и повести их за собой. Кредо этого типа: "Дело и порядок превыше всего"; "Один - ничто, все - все"; "Будет хорошо всем - будет хорошо каждому". Эволюционная целесообразность наличия этого типа, рождающего лидеров, организаторов, политиков в том, что они хранители интересов и чести всего рода. Для "доминантного типа" характерны: 1)склонность к лидерству, к власти; 2)предрасположенность к решению сложных организационных задач; 3)приоритет перспектив служебного роста над материальными стимулами; 4)готовность к жесткой борьбе за лидерство, за первое место; 5)приоритет общего (интересов дела, коллектива) над частным (интересами одного человека).
VI - «Либертофильный тип». Уже в колыбели дитя этого типа протестует, когда его пеленают. Склонность к протесту против любого ограничения его свободы растет вместе с ним. Для людей этого типа характерны стремление к самостоятельности, отрицанию авторитетов (родителей, учителей), терпимость к боли, склонность рано покидать отчий дом, предрасположенность к риску, упрямству, негативизму, нетерпимости рутины, бюрократизма. Кредо таких людей "Свобода превыше всего!". И они - хранители интересов и свободы каждого, индивидуальности, они естественно ограничивают тенденции лиц "доминантного  типа". Они хранители свободы, а с этим - жизни. "Либертофильному типу" присущи: 1)склонность к протесту, бунтарству; 2)предраспо-ложенность к перемене мест (отрицание будничности); 3)стремление к независимости; 4) склонность к реформаторству, революционным преобразованиям; 5)нетерпимость к любым формам ограничений, к цензуре, к подавлению "Я".
VII - «Дигнитофидьный тип» (TM). Уже в раннем детстве человек этого типа способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любой форме унижения. Характерна безоглядность, готовность поступиться всем в отстаивании своих прав, непоколебимая позиция "Честь превыше всего". Инстинкт самосохранения у такого человека на последнем месте. Во имя чести и достоинства эти люди без колебания идут на Голгофу. Привязанность к семье выражается в форме сохранения фамильной чести: "В нашем роду не было подлецов и трусов". Эволюционная целесообразность наличия такого типа заключается в том, что его носители - хранители чести и достоинства "Я",  личности, а с этим - жизни, достойной человека. Для "дигнитофильного типа" характерны: 1)нетерпимость к любым формам унижения; 2)готовность поступиться благополучием и социальным статусом во имя собственного достоинства; 3)приоритет чести и гордости над безопасностью; 4)бескомпромиссность и прямота в отношениях с лидерами; 5)нетерпимость ко всем формам ущемления прав человека.
Наряду с "чистыми" по доминирующему инстинкту типами наблюдаются и смешанные, когда сочетаются I и II типы, I и IV, I и V, I и VI, I и VII, II и III, II и V, II и VII, IV и V, IV и VII, V и VII. Тест по определению указанных типов приведен в приложении.
Таким образом, можно выделить семь первичных профилей личности, а с этим - семь врожденных судьбоносных ориентаций, определяющих формирование замыслов, планов, образа жизни, системы ценностей и тем самым осуществляется сам выбор судьбы. И как бы жизнь и воспитание ни подавляли доминирующий инстинкт, он продолжает  воздействовать через вытекающие из него фундаментальные установки. Более того, в случае подавления доминирующего инстинкта он из неосознанной сферы еще сильнее влияет на выбор.  Реконструкция подавленной или искаженной натуры - основа психотерапии и психосоматического оздоровления. Итак, инстинкты - фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения продолжения рода, отношения к себе и к другим, включающая в себя индивидуальный стиль адаптации и первичную специализацию человека. Генетическая программа развития индивида гармонична. Доминирующему инстинкту соответствуют определенный темперамент,  конституция тела, лево- или правополушарное доминирование, преимущественная выраженность того или иного профиля интеллекта.
Реализация доминирующего инстинкта в жизненном плане, образе жизни, в профессии, в отношении к себе и другим, а со всем этим и в выборе судьбы, приносит удовлетворенность, гармоничность, адаптированность, здоровье и долголетие. Волюнтаристское подавление, игнорирование тенденций, вытекающих из доминирующего инстинкта, или вынужденный выбор пути вопреки ему приводят к неудовлетворенности, дисгармоничности, к дезадаптации и болезни. В натуре человека выделяют: 
1)доминирующий инстинкт;
2)темперамент;
3)конституция телосложения;
4)доминирующие
эмоции (индивидуальный стиль эмоционального восприятия и реагирования;
5)половая принадлежность;
6)интеллектуальные способности;
7)иерархия потребностей и ценностей,  установок, определяющая жизненные цели - и все эти составляющие обусловливают определенную степень адаптированности человека к жизни, обусловливают его судьбу.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.