Конспект лекций по предмету "Культурология"


Понятие языка и речи

Кто не согрешает в слове, тот человек
совершенный, могущий обуздать и всё тело
(Новый Завет. Послание от Иакова, 3: 2).

«Не то, что входит в уста, оскверняет человека;
но то, что выходит из уст, оскверняет человека»
(Матф. 15: 11).

Одним из непосредственных проявлений жизни культуры является язык. Язык представляет собой средство выражения культуры, своеобразный «культурный код», понятие, которое стало употребляться в культурологии благодаря широкому применению в этой науке методов лингвистики. В основе понятия «культурный код» лежит представление об организующей модели языка, то есть о наборе правил, способных послужить предпосылкой к появлению феноменов культуры. Культурный код не описывает культурные явления, но является частью культурного процесса, его смысловой матрицей.
Следует отметить то, что способы передачи знания и их хранения в культуре послужили критерием для выделения классификации типов культур, предложенной канадским социологом и культурологом Г. Маклюэном:
1. Дописьменный тип культуры, в основе которого лежит устная традиция. Этому типу культурного развития соответствует мифологическое мировоззрение. В основе мифологического кода лежит представление о соизмеримости процессов живой и неживой материи, природы и культуры. Природа и её объекты при таком мировоззрении одушевлялись, а культура рассматривалась, во-первых, как часть природы, во-вторых, как порождение деятельности человека, взаимодействующей с природой или противостоящей ей.
2. Письменный тип. Эта культура зарождается с появлением первых систем письма, используемых для точной передачи религиозной традиции, а также для ведения хозяйства.
3. Экранный тип, обращённый, в первую очередь, к наглядно-образному мышлению. В рамках этого типа культуры усиливает своё значение визуальный способ хранения информации.
Теперь рассмотрим само понятие язык. Существует достаточно много определений языка, которые человек выбирает в зависимости от контекста своего исследования. Например, этнолог может заметить, что язык – это одно из средств самоидентификации этноса в социокультурном пространстве. В обыденном значении язык – это средство общения. Так или иначе, но все определения выражают различные стороны и функции языка. В Советском энциклопедическом словаре (под ред. А. М. Прохорова, М., 1985) указано, что язык есть важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением, является средством хранения и передачи информации, а также одним из средств координации человеческого поведения. Также есть другое определение языка. Язык – это знаковая система, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе жизнедеятельности человека.
По своей физиологической основе язык представляет собой вторую сигнальную систему, обоснованную знаменитым учёным-физиологом И. В. Павловым, который является основоположником объективного экспериментального изучения высшей нервной деятельности у человека и животных. Понятие второй сигнальной системы ввёл Иван Петрович Павлов (1849-1936) в 1932 году. Вторая сигнальная система – это система условнорефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевого сигнала, то есть под влиянием словесных обозначений. Вторая сигнальная система является основой обобщённо-абстрактного мышления и обеспечивает человеку широкие возможности ориентации в мире.
Можно утверждать, что язык выражает форму мышления человека. Однако нельзя отождествлять мышление и язык, поскольку в языковой системе существуют собственные законы и правила, отличающиеся от законов мышления.
Выделяют естественный язык и искусственный язык. Первый используется в повседневной жизни; искусственный язык связан с отдельными областями науки и жизни человека и создан для узких потребностей людей. Например, существует язык математической символики, язык физических теорий, различные системы сигнализации.
Язык находит своё выражение в речи. Речь – это процесс пользования языком. Важным отличием языка от речи является то, что в языке составным элементом является система правил и законов, в то время как в речи от них возможны отклонения. Например, в речи мы можем употребить слово «нету», в то время как в письменной форме допустимо только «нет». Между тем речь, так или иначе, фиксируется в письме, что в некоторой мере влияет на сам язык. Поэтому в ходе исторического развития языка в нём возможны изменения. Характер воздействия речи на язык зависит от интерпретации образов и явлений предметного мира, отражаемых в сознании личности; от конкретных объектов, воссоздаваемых и моделируемых в сознании; от характера используемой терминологии и культуры речи языка. В любом случае, благодаря речевому общению, отражение мира в сознании человека постоянно пополняется и обогащается. Изменения же понимания структуры и качества речи способно привести к модификациям в языковой системе.
Процесс изменения языка называется диахрония. Характер изменений языка зависит от степени общественного развития, от специфики образования новых социальных институтов и усложнения социальной среды. Особенно заметны изменения в произношении, например, английское слово ancient ранее произносилось как encent, в то время как в современном английском языке оно произносится как [einhent]. Русские слова булочная и подсвечник ранее произносились как булошная и подсвешник. В данном случае заметен консерватизм языка, который с трудом отступает от своих правил, что особенно заметно при написании слов. В произношении же, которое более связано с речью, нежели язык, отклонение от правил более вероятно. Наука, изучающая лексическое состояние языка, называется лексикология. Соответственно, в лексикологии выделяют диахронический подход, изучающий слово в его историческом развитии, и синхронический подход, рассматривающий слово таким, каким оно есть на данном периоде развития. Изменения же в языке происходят благодаря восприимчивости человеческой психики к возникающим противоречиям между языком и речью. Выделяют речь сенсорную – пассивное восприятие и понимание чужой речи, а также моторную, или активную – как высказывание своих мыслей и желаний. При активной речи человек, понимая чужую речь, сам способен активно излагать свои мысли. Физиологически это объясняется единством в работе речедвигательного и слухового анализатора. Среди видов речи необходимо выделить устную, письменную и внутреннюю, характеризуемую скрытой артикуляцией речевых звуков. Изучением речи занимаются такие науки, как языкознание, психология, психолингвистика.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.