Конспект лекций по предмету "Философия"


Понятие природы и экологические ценности современной цивилизации

В предельно широком смысле понятие природы обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений.
Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаимодействия человека и природы, базовыми принципами которой являются следующие: 1) процветание любых форм жизни на Земле ценно само по себе, и ценность жизни не зависит от пользы для человека; 2) их богатство и разнообразие способствуют реализации этих ценностей; 3) люди не обладают правом на снижение природного разнообразия, за исключением случаев удовлетворения естественных потребностей; 4) современное вторжение человека в природный мир ухудшает состояние и того, и другого; 5) необходимо изменить политику и повлиять на базисные экономические, технологические, идеологические структуры социума и т. д.
Философия природы исследует отношения человека к природе, опираясь на онтологические, психологические, этические, экологические и другие принципы, учитывающие внутреннюю ценность человека и природы как единого целого.
Основные модели отношения человека к природе:
1. мифологическая – приоритет природы над человеком;
2. научно-технологическая – власть человека как создателя искусственного мира над естественной природой;
3. диалогическая – коммуникация как интерсубъективное взаимодействие.
1. Мифологическое отношение к природе, основываясь на языческом понимании универсума, демонстрирует наиболее идеальную модель гармонического сосуществования человека и природы. Природный мир представлял собой жизненное пространство людей, обеспечивал их биологическое существование, ибо каждый человек пользовался его дарами в форме собирательства и охоты, не опосредуя их трудом. Доминирующими в мифологическом сознании были две установки: признание господства природы над человеком и персонификация природных явлений.
2. Эпоха Возрождения возвращает человека к естественному мироощущению, меняет само отношение человека к природе: он пытается ее подчинить.
Идеал деятельностно-активного человека соответствовал новоевропейской цивилизации, связанной с развитием промышленности и техники, приоритетом в области научного познания, должного сделать человека владыкой природы. Образ природного мира как огромного механизма характерен для этого времени. Наука привела новоевропейского человека к мысли, что современная ему картина мира обладает таким порядком, который можно опытным путем вывести из устройства материальной природы силами человеческого разума, который получил превосходство над природой: цель и разум стали прерогативой человека, а не Вселенной.
Диалогическое отношение к природе является одним из базисных принципов альтернативной культуры, отрицающей основные ценности техногенной цивилизации и ориентирующей современного человека на изменение всей инфраструктуры его социального бытия. Новая идеология фундирована идеей целостного и системного описания закономерностей и динамики процессов, происходящих в природе, общественной жизни, культуре, человеческом мышлении, что неизбежно предполагает преображение самого восприятии мира. Гуманизм, который положен в основание контркультуры, основан на глубоком уважении жизни как индивидуальной, так и "жизни Планеты", которые неразрывно связаны друг с другом. Гуманизм носит экологический характер, так как конституируется такая трактовка роли человека на Земле, которая уважала бы его связь с природой, а его самого понимала бы как микрокосм, в котором проявляются законы Вселенной. Мыслящий человек уже не желает замыкаться на видимых приоритетах и стремится выработать эталон, в соответствии с которым можно не только понимать Другого – Природу, но и научиться вступать с ней в диалогические отношения. Диалог, собственно, и рассматривается в качестве такого эталона понимания и поведения, который должен стать духовным стержнем современных отношений человека с природой. Правда, проблема заключается в том, что в действительности современная культура, скорее, антропоцентрична, чем диалогична, ибо мы по-прежнему осваиваем природу в терминах нашего языка и пытаемся найти ей место в своей же классификации мира, растворить ее реальность в нашем мышлении, что подрывает ее подлинную независимость от нас.
Понятие биосферы. Термин биосфера впервые был употреблен еще в 1804 г. французским ученым Ж.Б. Ламарком в труде по гидрогеологии для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар.
Философский смысл понятие биосферы получило у В. Вернадского, который ввел термин "живое вещество", охватывающий совокупность населяющих Землю организмов, а биосферой стал называть всю ту среду, в которой оно находится.
Понятие ноосферы. У В. Вернадского ноосфера – это качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом. В этом процессе ноосфера выступает гарантом разумной деятельности человека во Вселенной, что делает ее моделью абсолютной разумности и мировой гармонии. В современной литературе, как правило, под ноосферой понимают ту область биосферы, которая находится под влиянием человеческой активности, и поэтому многие ее процессы в принципе могут быть управляемы и направляемы человеком.
Учение о ноосфере часто называют биосферно-ноосферной концепцией В. Вернадского, которую можно представить рядом базовых посылок: 1) деятельность человека постепенно становится основным фактором эволюции биосферы как космического тела; 2) для будущего развития человечества и биосферы человек должен взять на себя ответственность за характер протекания основных процессов планеты. В этом смысле можно говорить о наступлении эпохи ноосферы, когда развитие цивилизации будет согласовано с эволюцией планеты и, прежде всего, биосферы. Для этого необходимо выработать осознанное поведение людей, согласованное с естественными условиями стабильности окружающей среды, то есть известный экологический императив. В свою очередь, в такую эпоху должна быть обеспечена коэволюция человека и биосферы, то есть их совместное и согласованное развитие.
Впервые с концепцией коэволюции природы и общества, которая должна выстроить оптимальное соотношение интересов социума и биосферы, выступил в 1968 г. Н.В. Тимофеев-Ресовский. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы.
Как указывает белорусский ученый П.М. Бурак, коэволюция в общем значении должна пониматься как согласованное развитие (соразвитие) различных систем. В конкретном значении коэволюция может рассматриваться как механизм формирования системной, устойчиво развивающейся целостности взаимодействующих объектов на основе синтеза разнообразных, противоречивых способов их связи и выбора главного направления, объединяющего процессы совместного воспроизводства данных объектов. Коэволюционный подход целостно охватывает все основные процессы взаимодействия совместно развивающихся систем, которые движутся в общем направлении их устойчивого развития. Таким образом, принцип коэволюции применим не только к экосистеме, но и может отражать развитие социальных, экономических, политических и проч. систем, в целях устойчивого развития..
Экологическая проблема в современной философии и пути ее решения. Важнейшими глобальными проблемами системы «природа - общество» являются экологические проблемы, непосредственной причиной возникновения которых являются преобладание стихийности в управлении природными и общественными процессами на оснвое потребительского природопользования.Не случайно академик Вернадский связывал развитие цивилизации с созданием ноосферы – высшей стадии биосферы, обусловленной производственной деятельностью человека разумного.
Понятие ноосферы (греч. nous – ум и sphaira – сфера; сфера разума) было введено в обращение в XX в. французскими мыслителями Леруа и Тейяр де Шарденом, а затем получило глубокую разработку в учении Вернадского о биосфере. Но если для Тейяр де Шардена ноосфера представляется неким «мыслящим слоем», разворачивающимся над миром природы, вне биосферы, то с точки зрения Вернадского, ноосфера является специфическим состоянием биосферы. Она возникает с появлением и развитием человека, это – «биосфера, переработанная научной мыслью». Человечество является главным организующим элементом ноосферы и оказывает на нее такое мощное воздействие, которое сравнимо с влиянием на природу геологических процессов. Вернадский полагал, что во взаимодействии человека и природы должен преобладать разум, а не стихийность и хищнический подход. Он считал, что ноосфера с развитием человечества будет постепенно расширять свои границы, проникая в космическое пространство, образуя особый структурный его элемент.
Учение о ноосфере приобретает особое значение на современном этапе развития человечества, когда технократический подход обнаружил свою ущербность, превратившись в серьезную опасность. Бездумная эксплуатация природы привела к тому, что происходит повсеместное загрязнение окружающей среды и постоянно прогрессирующее истощение земных и водных ресурсов, что ведет к необратимым разрушениям биосферы, к тяжелым последствиям для всего живого на Земле.
Негативным фактором, оказывающим массированное воздействие на иоосферу, является промышленное производство: тепло- и электростанции, предприятия черной и цветной металлургии, химические и цементные заводы и т.д. Промышленные предприятия нашей планеты выбрасывают ежегодно в ее атмосферу более 1250 млн тонн оксида углерода, десятки миллионов тонн серного ангидрида, до 20 млн тонн окислов азота и многие миллионы тонн соединений фтора, хлора и серы. Все это в своей совокупности способствует повышению температуры на планете, загрязнению атмосферы и природных вод, разрушению озонового слоя, «парниковому эффекту», кислотным дождям и другим губительным последствиям для природы и человека.
Ощутимый вред наносит природе и земледелие. Объем почвы, ежегодно перемещаемой человеком в процессе сельскохозяйственных работ, составляет более 3 тыс. куб. км, а за трехлетний их период человечество уничтожает сантиметровый слой чернозема, накапливаемый природой в течение 300 лет.
Расчеты ученых «Римского клуба» показывают, что человечество уже сейчас создало искусственную среду, которая в десять раз продуктивнее естественной среды. Искусственная среда постепенно и неотступно надвигается на естественную среду, угрожая в недалеком будущем поглотить ее полностью.
А так как человек является биологическим видом, то, как и любой биологический вид, он может существовать только в определенных, благоприятных для его жизни условиях. Причем эти условия могут измениться не в отдаленном, неопределенном будущем, а уже в середине XXI в.
Осознание того, что извлечение из природных ресурсов краткосрочной выгоды в ущерб долгосрочным интересам развивающегося человечества чреват для него тяжелейшими последствиями, привело к возникновению общественного движения «зеленых», к созданию во многих странах Европы государственных органов по охране окружающей среды. Сегодня экологическим проблемам уделяют большое внимание во всем мире: на уровне ООН, на международных встречах и форумах.
Какие же предлагаются пути выхода из создавшейся ситуации? Во-первых, это разработка и внедрение современных технологий, позволяющих значительно уменьшить ущерб, наносимый промышленным производством окружающей природе. Такие технологии предусматривают организацию производства по замкнутому циклу, которое бы включало максимальное использование на каких-то этапах отходов первичного производства (так называемые безотходные технологии). Это особенно важно в металлургическом и химическом производстве.
Во-вторых, перевод всех тепловых электростанций, работающих в настоящее время на твердом (уголь) или жидком (мазут) топливе, на газовое отопление. Постепенное сокращение количества таких электростанций и введение в строй электростанций, использующих альтернативные источники энергии: энергию солнца, ветра, приливов, геотермальных источников и т.п.
В-третьих, повышение эффективности и безопасности городских и промышленных очистных сооружений.
В-четвертых, перевод всех промышленных и бытовых холодильных установок, которые используют фреон, на системы иного типа. Отказ от использования фреона во всех видах аэрозольных распылителей (дезодоранты, лаки, краски и т.п.).
Эти меры должны быть подкреплены и соответствующей законодательно-нормативной базой.
Однако, одно только изменение производственных технологий, ориентированных на рациональное природопользование, не может коренным образом повлиять на общую экологическую ситуацию. Необходима серьезная и целенаправленная работа всех государств мира, всего сообщества в целом по формированию у каждого человека экологической культуры, что предусматривает не только широкое разъяснение последствий загрязнения среды обитания человека и экологический подход к организации всей экономики, но и формирование экологического сознания.
Из экологического воспитания вытекает необходимость нравственного воспитания человека, задачей которого является изменение самого человека, его внутреннего, духовного мира, его моральных установок. Это требует создания новой этики, включающей в себя этику техники, этику политики, этику общественного поведения, этику международных отношений, этику экологии. Задача нового этического подхода состоит в сближении человека с природой, создание союза человека с природой. Такой подход находит отражение в концепции коэволюции.
Как справедливо отмечает П. Тейяр де Шарден, на современном этапе развития человечества «народы и цивилизации достигли такой степени периферического контакта, или экономической взаимозависимости, или психической общности, что дальше они могут расти, лишь взаимопроникая друг в друга». Наша планета постепенно превращается в «единый дом», когда становится совершенно ясным, что только от всего мирового сообщества в целом зависит, способно ли оно объединиться во имя жизни на Земле.

Лекция 8. Модуль 6. Философская антропология (2 часа)
8.1.Основные стратегии осмысления природы человека в классической и постклассической философии. Проблема смысла жизни.
8.2.Деятельность как сущностная характеристика человека. Духовная деятельность человека. Социализация личности.
8.3.Проблема сознания в философии и основные стратегии ее анализа в классической и неклассической философии.
8.4.Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.