Во второй половине XIX столетия началось ощущение несогласия с деятельностью стилистической реставрации. Стало ясно, что всемогущество реставратора – это иллюзия, так как реставратор не может вжиться в автора и встать на его место. Он может лишь верно воспроизводить отдельные элементы реставрируемого здания: стены, своды, карнизы и т.д. Для этого ему необходимо точно знать, какими они были, т.е. сосредоточить внимание не на освоении стиля, а на поисках и тщательном изучении исторических свидетельств о данном конкретном памятнике. Истинная цель реставрации – это поддерживать памятники, пока это возможно, а затем созерцать (эстетически) их разрушение.
«Как невозможно воскресить мёртвого, так невозможно восстановить то, что было великим и прекрасным» (Джон Рёскин.)
Обобщая общественное мнение по поводу самой известной в своё время реставрации замка Пьерфон, Анатоль Франс писал: «В Пьерфоне, право же, слишком много камней. Я убеждён, что реставрация, предпринятая в 1858 году Виолле-ле-Дюком и законченная в дальнейшем по его чертежам, вполне обоснована. Я уверен, что вышки замка и все внешние оборонительные сооружения приняли своё былое обличье. Но старые камни, старые свидетели прошлого исчезли, и перед нами уже не замок Людовика Орлеанского, а модель этого старинного замка в натуральную величину. Руины разрушили, а это— своего рода вандализм» («Пьер Нозьер», 1899).
Самую обоснованную критику изложил К. Бойто – итальянский архитектор и критик (в его методологии лежало требование сохранить стилистические и технические различия между оригиналом и новыми добавлениями): «Когда реставрация проводится по теории Виолле-ле-Дюка, которую можно назвать романтической теорией реставрации, до вчерашнего дня разделявшейся всеми, и которой следуют сейчас многие, если не больше, у нас в Италии, я предпочитаю плохо сделанные реставрации сделанным хорошо. В то время как первые, в блаженном неведении, позволяют мне ясно отличить древние части от новых, вторые, с чудесным искусством и хитростью заставляя новое казаться старым, оставляют мое суждение в таком затруднении, что наслаждение созерцанием памятника исчезает, и его изучение становится изнурительным трудом». Он предложил классифицировать памятники в зависимости от их древности и художественной особенности. Ввёл понятия «археологическая», «живописная», «архитектурная» реставрация. Его взгляды легли в основу хартии итальянских реставраторов.
Австрийский искусствовед Алоиз Ригль считал, что стремление к достижению той или иной цели реставрации устанавливается в зависимости от общественной значимости памятника и его ценности. Поэтому он выделил несколько «граней» общественной ценности памятников:
· Эстетическая
· Утилитарная
· Мемориально-просветительская
· Историческая (основная ценность, свидетельство о жизни памятника во времени).
Отсюда следует:
· Приоритет консервации;
· Эстетическая природа произведения искусства, памятника.
Реставрационная наука в XXв.
К началу XX века приобретает главное значение изучение памятников и бережное отношение к их подлинности (принцип археологической реставрации). Среди важных событий в реставрации следует отметить Международную конференцию реставраторов в Афинах (1931г.) На ней были подведены итоги развития реставрационной деятельности и сформулированы главные принципы архитектурной реставрации:
· Отказ от полного восстановления памятников;
· Уважительное отношение к следам различных эпох, которое должно выражаться в том, чтобы «не искоренять стиль никакой из эпох».
Афинская хартия (авторы и идейные вдохновители - Ле Корбюзье совместно с д'Обиньи) отразила общее стремление избежать узости чисто археологического подхода, т.е. отчуждение от современной жизни. Так же в ней отмечается, что провозглашается, что «использование под предлогом эстетических требований старинных стилей в новых постройках, сооружаемых в исторических зонах, имеет гибельные последствия. Сохранение такой практики или введение подобных начинаний нетерпимо в любой форме».
Наиболее детально методы археологической реставрации были разработаны итальянскими историком архитектуры Густаво Джованнони. Его теоретические позиции получили отражение в ряде работ, а также в тексте подготовленной с его участием Хартии реставрации, которая в 1931 г. стала основополагающим документом для последующей реставрационной деятельности в Италии. Существенные положения этого документа:
· Стилистическое единство не должно быть целью реставрации (антитеза положению Виолле-ле-Дюка), т.к. это приводит к утрате других элементов;
· Восстановление работы должно иметь ограниченный характер;
· Дополнения должны выделяться (реставрация не должны вводить в обман учёных и представлять фальсификацию документа).
Следующим шагом в разработке принципов реставрационной деятельности явился II Международный конгресс архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам, который проходил в Венеции в 1964г. На нем была принята Венецианская хартия. В ней указывается:
· Реставратор должен обладать высокой моральной ответственностью
· Реставратор должен обрабатывать художественный памятник независимо от своей оценки. Качество обработки не зависит от состояния и стоимости объекта.
· Реставратор должен использовать только обратимые материалы и избегать худших материалов.
· «Цель консервации монумента – спасти его не столько как произведение искусства, сколько как историческое свидетельство»;
· «Сущность консервации состоит в том, чтобы поддерживать монумент в неизменном состоянии»;
· «Реставрация должна являться исключительной мерой. Её цель – сохранение эстетических и исторических ценностей памятника. Она основывается на уважении подлинности материала и достоверности документов. Реставрация прекращается там, где начинается гипотеза»;
· «Единство стиля – не есть цель реставрации»;
· «Любая работа по дополнению должна зависеть от архитектурной композиции и нести на себе печать нашего времени».
Венская хартия оказала влияние на все сферы реставрационной деятельности. Какого-бы равного ей документа по не появилось.
Заслуживает внимания ещё один документ – «Кодекс этики» - разработанный американским институтом консервации исторических и художественных ценностей в 1967г. В ней указывается:
· Реставрация исторического и художественного – это занятие, требующее широкой подготовки и специального призвания;
· Необходимо обладать чувством высокой моральной ответственности;
· Специалист отвечает перед обществом и грядущими поколениями;
· Консерватор должен обеспечить наивысший уровень обработки произведения, независимо от личной оценки и качества. Качество обработки не должно зависеть от состояния и стоимости объекта;
· Принцип обратимости. Консерватор, руководствуясь принципом обратимости, должен избегать использования материалов, которые могут стать в дальнейшем неподатливыми, так что их удаление может повредить физической безопасности. Не должен принимать методов, которые не позволили ли бы вернуть объект в первоначальное состояние.