Религия как сложная социальная система имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из ряда компонентов:религиозного сознания, религиозных отношений, религиозной деятельности, религиозных организаций. Необходимо отметить, что не все отечественные религио-
веды и научные атеисты придерживаются данной классификации, однако все выделяют религиозное сознание, религиозные организации, религиозные отношения.
1. Религиозное сознание. Это определяющий элемент религиозной системы, через который осуществляется социальная детерминация других ее элементов. Культовые действия, религиозные обряды становятся таковыми, поскольку они воплощают в символической форме религиозные верования и представления. Религиозные организации формируются на основе общности религиозных верований. Поэтому религию справедливо рассматривать, прежде всего, на уровне религиозного общественного сознания.
Большинство отечественных исследователей религии справедливо считают главным, специфическим признаком религиозного сознанияверу в сверхъестественное.
Религиозное сознание имеет два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных уровня: религиозную идеологию и религиозную психологию. Их присутствие ощущается в каждой из форм общественного сознания. Для того чтобы выяснить сущность религиозного сознания, необходимо прежде всего определить, что представляют собой религиозная идеология и религиозная психология.
Религиозная идеология - это более или менее стройная система религиозных идей, взглядов и представлений, разработкой которых занимаются специально подготовленные люди, служители культа. Она выступает как систематизированное, теоретически осмысленное и обобщенное отражение сквозь призму веры в сверхъестественность реального бытия.
Религиозная идеология, в отличие от психологии, представляет собой систему догматов, утверждений и предписаний, содержащих последовательное изложение религиозных взглядов и представлений на мир в целом, а также на различные стороны бытия — природы, общества и человека.
Идеология современных религий включает в себя следующие разделы: богословие, религиозные концепции экономики, политики, права, искусства, религиозную философию.
Религиозная психология есть совокупность несистематизированных представлений, идей, образов, чувств, настроений, переживаний, привычек, установок, потребностей, через призму которых верующий человек в иллюзорной, фантастической форме воспринимает, осмысливает, оценивает окружающий мир и собственное бытие, определяет свое отношение к ним.
К числу основных, определяющих структуру религиозно-психологического комплекса компонентов следует отнести религиозные идеи и представления на уровне обыденного сознания, религиозные чувства, религиозные настроения, религиозные установки и религиозные потребности.
Обыденное сознание верующих включает в себя различные эмпирические знания, получаемые в ходе практической деятельности. Каждый отдельный человек живет и действует в определенных исторических условиях, которые накладывают отпечаток на мир его психологического восприятия.
В процессе жизнедеятельности под влиянием природных и социальных условий существования человек усваивает определенные взгляды, настроения, чувства, привычки, нравы, традиции, характерные для определенной общности людей, что и составляет основу общественной психологии.
Религиозная психология диалектически взаимосвязана с религиозной идеологией. Эта взаимосвязь находит свое проявление в следующих аспектах:во-первых, религиозная идеология формируется, распространяется и сохраняется на базе религиозной психологии; во-вторых, изменение условий существования религии в обществе приводит к изменению социальной психики верующих, которые, в свою очередь, ведут к изменению в религиозной идеологии;в-третьих, формируясь под воздействием религиозной психологии и постоянно ис-
пытывая на себе ее воздействие, религиозная идеология, в свою очередь, оказывает свое влияние на обыденное религиозное сознание верующих, степень воздействия которого зависит от того, насколько религиозная идеология соответствует религиозной психологии в данный исторический момент развития религиозного комплекса в обществе.
2. Религиозные отношения. В отечественной рели-гиоведческой и научно-атеистической литературе под религиозными отношениями понимают отношения, складывающиеся между людьми в процессе культовых действий. Они базируются, в первую очередь, на вере в возможность особых отношений между Богом и верующим человеком, что Бог влияет на судьбу человека и все социальные и природные процессы. Ведь человеку нужен Бог, который может его выслушать, помочь, защитить. Вера в возможность двусторонних "иллюзорно-практических" отношений объективируется в религиозном культе.
3. Религиозная деятельность. Это практически-духовное освоение действительности, включающее культовую и внекультовую деятельность.
Культовая деятельность. Являясь составной частью религиозного комплекса, культ играет роль активного средства пропаганды религии и представляет собой совокупность символических действий, с помощью которых верующий предпринимает попытку установить взаимосвязь со сверхъестественными силами (богами, духами, демонами и т.п.) и пытается воздействовать на них.
К культовым относятся все виды религиозно-магических действий и представлений: религиозные обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, мистерии, посты, молитвы и иные средства, направленные на установление связи со сверхъестественными силами в целях получения определенного результата.
В системе культа религиозная община пытается с максимальным эффектом использовать наиболее дейст-
венные средства различных видов искусств. Культ также выступает связующим звеном в системе община - верующий. Богослужебная практика через слово, образ, действо стремится поддерживать веру в бога как в реально существующую силу.
Формирование и состояние культовой деятельности во все исторические эпохи зависит от особенностей верований людей, обусловленных общим уровнем развития цивилизации, в которой существует и функционирует данная религия. Чтобы выработать религиозные убеждения, служители культа требуют от своих прихожан, "паствы", регулярных посещений богослужения, соблюдения всех религиозных предписаний, активного участия в культовой деятельности, соблюдения обрядов.
Особое место в культовой деятельности отводится молитве как средству общения с Богом. Целенаправленное и регулярное использование обрядов, таинств, проповедей, молитв формирует у верующих религиозное мировоззрение. Культ как вид социальной деятельности отличается от других ее видов по содержанию, предмету, субъекту деятельности.
Религиозные идеи, взгляды в культе представлены, прежде всего, культовым текстом, к которому относятся "священные писания", "священные предания", молитвы, псалмы, песнопения и т.п. Воспроизводство их создает в сознании участников культовых действий образы тех, кому поклоняются в данной религии.
В зависимости от подхода к культу исследователи религии выделяют два его вида:магию и умилостивыйкульт. В культе происходит общение верующего с Богом или иными объектами поклонения; считается, что это общение имеет двусторонний характер.
Субъектами культовой деятельности могут быть как религиозные группы, так и отдельные верующие. К средствам культовой деятельности относятся:храм, молитвенный дом,религиозное искусство, культовые предметы.
Внекультовая деятельность. Во внекультовой религиозной деятельности выделяются две стороны - ду-
ховная и практическая. Производство религиозных идей, систематизация и интерпретация вероучения, сочинения богословов, светские теоретические изыскания, содействующие развитию и защите религии, составляют духовную религиозную внекультовую деятельность.
К практической стороне внекультовой деятельности можно отнести работу миссионеров, религиозных соборов, преподавание в высших и средних специальных религиозных заведениях, пропаганду религиозного мировоззрения, словом, всякую практическую деятельность, направленную на внедрение и защиту религии в обществе.
4. Религиозные организации. Любая развитая религиозная система невозможна без наличия организационно-институционной структуры. Каждая религия имеет собственную организацию в виде комплекса определенных институтов, общественных религиозных союзов, а также функционирующего культа.
Организационно-институционная сфера эволюционировала от нерелигиозных институтов, когда некоторые ее функции исполнялись светскими институтами, через полупрофессиональные к специфическим религиозным организациям.
Религиозные организации, или церковные институты, представляют собой систему учреждений и форм деятельности, призванных регламентировать, контролировать и определенным образом регулировать поведение верующих данной конфессии, а также удовлетворять их религиозные потребности. Иерархия церковной организации зависит от конфессиональных различий. Религиозная организация считается связующим звеном между Богом и верующими.
В настоящее время церковные институты функционируют по следующим направлениям: а) организация религиозной жизни верующих; б) контроль за поведением верующих; в) разработка и совершенствование средств воздействия на сознание верующих;
г) внедрение в сознание верующих религиозных взглядов и представлений, чувств и настроений, религиозных ценностных ориентаций;
д) осуществление религиозных санкций против лиц, нарушающих религиозные предписания;
е) поддержание связей с иными религиозными объединениями;