Конспект лекций по предмету "Менеджмент"


Организация взаимодействий в менеджменте

Организационные взаимодействия осуществляются посредством:
• полномочий (закрепленных в должностных инструкциях или других документах);
• делегирования (передачи) ответственности (закрепленной также в должностных инструкциях или других документах);
• делегирования (передачи) власти (можно иметь власть, но не иметь полномочий, и наоборот);
• согласований и консультаций, советов;
• принципа единоначалия;
• аппарата;
• специальных временных или постоянных комитетов (организованных для достижения какой-либо цели или осуществления постоянного контроля над какой либо функцией организации);
• специальных интеграционных механизмов (института заместителей, подразделений, повышающих синергию и снижающих эмерджентность организации).
Полномочия — права и возможности использования власти.
Власть — возможность влияния на поведение других людей, реализующаяся на основе:
• приказов, распоряжений, правил, процедур, не противоречащих действующему законодательству (законная власть);
• вознаграждения;
• принуждения и страха;
• убеждения и обоснований действовать именно так;
• личного участия и примера;
• экспертных советов и решений, консультаций;
• веры (разумной, например в достижение цели, или слепой, на основе религиозных чувств человека);
• традиций (кровная месть, христианские, мусульманские традиции и т.д.);
• харизмы (индивидуальных черт человека, помогающих ему осуществлять эффективное влияние на других).
Огромное значение имеет достижение и поддержание в рабочем коллективе баланса власти, определяемого основным законом:уровень влияния властного лица А на лицо Б равно степени зависимости лица Б от лица А (рис.4).

Повышение власти руководителя возможно только при повышении зависимости сотрудников от менеджера (рис.4). И наоборот, повышение власти подчиненных над руководителем возможно только при повышении зависимости менеджера от работников. Если власть руководителя над подчиненными больше, чем власть подчиненных над руководителем, баланс власти нарушается, возникают связанные с ее применением проблемы, зреют конфликты.
В соответствии с моделью Хоманса (рис.5) к факторам, определяющим эффективность групповых взаимодействий, относятся групповые эмоции и деятельность отдельных индивидов, каждый из факторов взаимообусловливает значение остальных.

Коммуникации в организации могут проводиться по нисходящей — с высшего уровня управления на низший (приказы, указания, инструкции и т.д.) и по восходящей — с низшего на высший (сообщения о поломках, проблемах и т.д.). Возможны коммуникации и на одном уровне иерархии управления (горизонтальные коммуникации).
Процесс обмена информацией в организации следующий:
Отправитель—Канал связи—Получатель—Обратная связь.
На каждом из этапов следует контролировать, достоверность информации. В организациях четкой передаче сообщений нередко препятствуют различные помехи:
• слухи;
• личные взаимоотношения между людьми;
• искаженное самомнение членов коллектива;
• власть авторитета;
• лидерство в коллективе и т.д.
С развитием локальных и глобальных информационных сетей и систем появилась возможность повысить достоверность, скорость, объемы и оперативность передачи информации. В руках опытных менеджеров информационные системы позволяют вести оперативное наблюдение, осуществлять руководство и своевременно реагировать на непредвиденные (нештатные) ситуации.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.