Конспект лекций по предмету "Психология"


КУРС ЛЕКЦИЙ по МДК «Теоретические основы организации обучения в начальных классах»

ДЕПРАТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БОРОВИЧСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

КУРС ЛЕКЦИЙ

по МДК «Теоретические основы организации обучения в начальных классах»
для специальности 050146 «Преподавание в начальных классах»

Боровичи, 2013



Оглавление

Пояснительная записка

Раздел 1. Государственная политика в области начального общего образования
1.
Модернизация системы образования в России

2.
Государственный стандарт начального образования нового поколения

3.
Основные термины образовательного стандарта второго поколения

4.
Проект «Наша новая школа»

5.
Учебно-методические комплексы (УМК) для начальной школы

Раздел 2. Методологический аспект реализации ФГОС начального общего образования
6.
Системно - деятельностный подход как основа ФГОС

7.
Типология и алгоритм конструирования уроков деятельностной направленности

8.
Формирование универсальных учебных действий

9.
Контроль и оценка достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Раздел 3. Педагогический аспект реализации ФГОС начального общего образования
10.
Особенности обучения и воспитания одаренных детей

11.
Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении

12.
Проектирование развития форм сотрудничества участников образовательного процесса, в том числе учебного сотрудничества

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Литература



Пояснительная записка

Содержание лекций направлено на освоение студентами теоретических основ организации обучения в начальных классах, а именно: особенностей… Курс лекций выстроен в логике стандарта от изучения особенностей… Пособие предназначено для студентов и преподавателей педагогических колледжей.

Раздел 1. Государственная политика в области начального общего образования



Лекция 1.



Модернизация системы образования в России

Два центральных направления модернизации образования — кардинальное обновление содержания образования и экономики образования. Ее стержневые задачи… В новейшей истории российского образования все перечисленные выше проблемы… В этом плане модернизация образования предстает как ответ на два вызова: 1) вызов незавершенного исторического…

Основные направления модернизации в начальной школе

Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в… Закономерность перехода к новому социокультурному типу образования… В педагогической науке и практике наметились основные пути разрешения проблем модернизации начального общего…

Лекция 2.



Государственный стандарт начального образования нового поколения

Общая концепция федеральных компонентов Государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования была… Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает… В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за…

Отличия образовательных стандартов первого и второго поколения друг от друга

1. Переход от стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам –… 2. Новый стандарт содержит две части: обязательная и формируемая участниками… 3. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость.


Лекция 3.



Основные термины образовательных стандартов второго поколения

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО) ПЛАНА — часть базисного учебного (образовательного) плана, обязательная для реализации в… ВНЕУРОЧНАЯ (ВНЕУЧЕБНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ — деятельностная организация на… ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО) ПЛАНА — часть базисного учебного (образовательного) плана,…

Лекция 4.

В нашей стране уже который год идет сложный процесс модернизации образования. Он затрагивает все его аспекты: и содержание, и качество, и экономику,… Система образования по сути своей всегда была консервативна, и в этом была и… Если во второй половине прошлого века российская образовательная система была признана во всем мире, поскольку она…

Лекция 5.



Учебно-методические комплексы (УМК) для начальной школы

К традиционным относятся программы: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа2000», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная… Учебно-методический комплекс «Школа России»(под ред. А. Плешакова)
Издательство «Просвещение».


Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Сайт: http://www.vita-press.ru/40.html
Особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения.… Все учебники русского языка для 1-4 классов (включая Букварь) в данном УМК имеют диалогический характер – каждая…

Раздел 2. Методологический аспект реализации ФГОС начального общего образования



Лекция 6.



Системно-деятельностный подход как основа ФГОС

С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.… Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует… Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно…

Образовательные результаты

Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам Метапредметные результаты – освоение обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты – усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, -знаний и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.


Лекция 7.



Типология и алгоритм конструирования уроков деятельностной направленности

Главная методическая цель достигается следующими путями:
· Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока… · Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы,…

Тип урока – урок отработки умений и рефлексии

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление… Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки.


IVтип урока - уроки развивающего контроля

1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидульных затруднений;


Лекция 8.



Формирование универсальных учебных действий

- происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни… -тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие… - резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о…

Лекция 9.



Контроль и оценка достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

В школе система оценки рассматривается как комплексный подход к оценочной деятельности, позволяющий вести оценку достижений планируемых результатов… 1. Оценка планируемых предметных результатов.
2. Оценка планируемых метапредметных результатов.


Формы контроля и учета достижений обучающихся на ступени начального общего образования

Оценка предметных и метапредметных
результатов
Оценка личностных результатов
Текущая
аттестация
Итоговая (четверть, год) аттестация
Портфолио
- устный опрос
- письменная самостоятельная работа
- диктанты
- контрольное списывание
- тестовые задания
- графическая работа
- изложение
- доклад
- творческая работа
- диагностическая контрольная работа
- тестовая работа
- диктанты
- изложение
- контроль навыка чтения
- интегрированная комплексная работа
- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях
- активность в предметных проектной и исследовательской деятельности
- активность в программах внеурочной деятельности
- творческий отчет


Оценка планируемых предметных результатов

В начальной школе к опорной системе знаний отнесен, прежде всего, понятийный аппарат (или «язык») учебных предметов, освоение которого позволяет… При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по… Иными словами объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.


План проведения контроля



Планируемых результатов освоения основной образовательной программы в 1 классе

Предмет
Сроки
Входная работа
Диагностическая комплексная работа
сентябрь
Текущие работы
Проверка навыка чтения
Декабрь, май
Итоговые
Русский язык (диктант)
апрель
Русский язык (тест)
апрель
Математика (тест)
апрель
Тексты представлены в сборниках:
1.О.В. Кубасова. Литературное чтение. Тестовым заданиям к учебникам для 1- 4 классов (для оценки результатов навыка чтения и умений работать с текстом и книгой)
2.Н.Б. Истомина, Г.Г. Шмырева. Контрольные работы к учебнику Математика 1, 2, 3, 4 классы (для дифференцированного контроля результатов обучения математике)
3.М.В. Сычева, Л.Д. Мали «Тестовые задания 1 класс» ( для закрепления и проверки усвоения курса)
4.Н.Б.Истомина, О.П.Горина. Тестовые задания по математике 2. 3, 4 классы (для текущей и итоговой проверки знаний и самоконтроля)
5.О.Т. Поглазова. Тестовые задания по окружающему миру 2,3,4 классы. ( для тематического и итогового контроля и самоконтроля за усвоением полученных знаний)
6.М.С Соловейчик , Т.В. Корешкова «Тестовые задания по русскому языку» ( для проверки сформированности предметных и общеучебных умений, для тренировки и самопроверки, для проведения контрольных работ.
7.Е.Л. Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э. КочуроваПроверочные и тестовые работы по русскому и математике

Контрольно-оценочная деятельность во 2-4 классах

Цель: определять уровень освоения системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.
В основе многих предметных действий лежат те же универсальные действия: использование знаково-символических средств, моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогии, а также поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т.д. На разных предметах эти действия выполняются с разными объектами: например: с числами и математическими выражениями, со звуками и буквами; словами, словосочетаниями и предложениями; высказываниями и текстами, с объектами живой и неживой природы, с музыкальными и художественными произведениями

Русский язык


Вид работы
Класс
Количество
свободный диктант
3 кл.

4 кл.

… Объём диктанта и текста для списывания:
классы
четверти
… Примечание: тексты для диктанта подбираются средней трудности. Каждый текст включает в себя достаточное количество…

Литературное чтение

Проверку сформированности навыка чтения целесообразно проводить три раза в год: в начале учебного года (сентябрь), в конце первого полугодия (20-25…
Ф.И.
ученика
Понимание



Математика

- усвоение учащимися нумерации чисел в пределах изученного (сотня, тысяча, миллион),
- табличные случаи сложения, вычитания, умножения, деления,
- вне табличное умножение и деление в пределах 100,


Окружающий мир

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные… В тестовую работу можно включить во 2 классе – 9-10 заданий, в 3 классе –… Оценочная нормапредполагает выставление:


Оценка планируемых метапредметных результатов

К ним относятся:
· способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
· преобразовывать практическую задачу в познавательную (самостоятельно, с помощью учителя или одноклассников);


Оценка планируемых личностных результатов

В состав портфолио ученика начальной школы включаются следующие разделы и материалы:
Мой портрет - раздел включает в себя данные об учащемся, его окружении.
Мой мир - выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем…

Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию

Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале… Способность к решению иного класса задач является предметом различного рода… • речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и работы с информацией;


Оценка результатов деятельности образовательного учреждения начального образования

Оценка результатов деятельности осуществляется в ходе аккредитации образовательного учреждения, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом:
• внешней оценки - результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);
• внутренней оценки - мониторинга полноты и качества реализации основной образовательной программы начального общего образования.
В качестве критериев внутренней оценки выступают следующие показатели:
1. Численный и количественный состав обучающихся по ФГОС.
2. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса.
3. Учебно-методическое сопровождение образовательного процесса.
4. Уровень обученности учащихся.
5. Уровень развития личностных качеств ребёнка.
6. Уровень воспитанности.
7. Состояние здоровья обучающихся.
8. Внеурочная деятельность.
9. Коррекционная работа.
10. Кадровое обеспечение выполнения программы.
Названные критерии выявляются при анализе школьной документации, при посещении учебных и внеучебных занятий, при проведении диагностических срезов, тестировании, наблюдении, анкетировании, которые затем обрабатываются и фиксируются в таблицах. По итогам такого мониторинга выносится управленческое решение.


Раздел 3. Педагогический аспект реализации ФГОС начального общего образования



Лекция 10.



Особенности обучения и воспитания одаренных детей



Понятие одаренности

Одаренные дети отличаются неравномерностью своего развития. В частности, у них „недетское мировоззрение. Ценностные ориентации и т.п. Их интересы,… Каждый одаренный ребенок в значительной мере уникален. Тот комплекс качеств и…


Жизнь одаренных детей в школе, проблемы их социализации

К "интеллектуалам" в школах относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и… Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если… Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны…

Особенности обучения одарённых детей

Прежде всего, важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребёнка. Часто наряду с радостью и… Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям… В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее независимо от того, восхищаются ли ими без меры…

Пути реализации метода развивающего дискомфорта в обучении и развитии одаренных детей

1. Работа по методу развивающего дискомфорта начинается и постоянно предполагает работу над определенной жизненной позицией ученика. Необходимо… Значительное напряжение при обучении. Учение, как говорил Сухомлинский, должно… Приведем пример. На уроке в школе изучаются критерии творчества. На доске с начала урока записана новая позиция -…

Лекция 11.



Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении

Эти отклонения (девиации) проявляются в:
- школьной неуспеваемости детей;
- отсутствии интереса к учению, труду, организованному досугу;


Классификационная характеристика технологий воспитания и обучения детей с проблемами

По уровню применения: помощь детям в решении их проблем (программы социальной защиты, помощи безнадзорным, профилактики правонарушений и т.д.) развёртывается на государственном, региональном (метатехнология), отраслевом и микрорайонном уровне (структуры социальной защиты), учрежденческом (модульно-локальные технологии) и индивидуальном (микротехнологии) уровнях.
По философской основе: все технологии перевоспитания, поддержки и помощи являются гуманистическими, природосообразными, на уровне модульно-локальных и микротехнологий охватывают весь диапазон философских взглядов от материализма до идеализма.
По основному фактору развития: комплексные, с акцентом на социогенность.
По научной концепции освоения опыта:комплексные.
По характеру содержания и структуры: воспитательные, проникающие, гибкие.
По виду социально-педагогической деятельности: поддержки, помощи, адаптации, реабилитации, коррекции.
По типу управления социально-воспитательным процессом: от традиционного авторитарного до самоуправления.
По организационным формам: дифференцированные + индивидуальные.
По подходу к ребёнку и воспитательной ориентации: личностно - ориентированные.
По преобладающему методу и средствам: гибкие.
По направлению модернизации и отношению к традиционной воспитательной системе:
на основе усиления социально-воспитательных функций.
По категории обучаемых: дети с проблемами.

Целевые ориентации

- Коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении.
- Создать положительную Я-концепцию, снять синдром неудачника.
- Подвести ребёнка к процессу самовоспитания и перевоспитания.


Общие подходы

-партнёрство и преемственность всех заинтересованных государственных и общественных структур;
-комплексность и целостность профилактических и реабилитациопных… -индивидуальный и дифференцированный подход: проектирование и реализация персонифицированных программ развития детей и…

Технология работы с проблемными детьми в массовой школе

дети труднообучаемые и трудновоспитуемые;
дети зоны риска.
Они отличаются дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью и работоспособностью, имеют худшее, чем сверстники,…

Лекция 12.

Проектирование развития форм сотрудничества участников образовательного процесса,

В том числе учебного сотрудничества

Идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: Р.Славиным из университета Джона Хопкинса;… Важно установить основные особенности формирования малых групп. В их числе:… Можно выделить 3 режима работы в командах: коллективная работа, то есть вся группа работает над большинством или всеми…

Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться

-младший школьник не способен рефлексировать, т.е. различать: “это я уже знаю и умею”, “этого я еще совсем не знаю, надо узнать”, “это я уже немного… -у ученика известные ему понятия не организованы системно: упорядочены,… Умение учится, как индивидуальная способность вначале существует лишь в совместной, разделенной между участниками…

Сотрудничество детей друг с другом

Начинать организацию такого сотрудничества можно, и даже необходимо, с первых уроков, предлагая детям ситуации, в которых они работают сообща,… Учитель: Саша, какое предложение ты придумал? Еще не придумал? А я придумала:… Саша: Да.


Интерактивные игры

Игра “Мостик дружбы”- дети образовывают пары, придумывают какой – нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища). Потом можно построить мостик… “Волшебная палочка” -можно регулярно начинать неделю, так как каждому ребенку… “Любимые вещи”- дети обсуждают со своими одноклассниками вещи, которые обладают для них особой ценностью, тем самым…

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Содержание начального общего образования и основные тенденции его развития.
2. Перспективы развития начального общего образования.
3. Закономерности развития познавательных способностей младших школьников.


V. Работа с периодикой

2. Составление перечня статей из журналов по реализации компетентностно - деятельностного подхода в обучении младших школьников (в различных… Литература:
1. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для…


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.