В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации закреплено понятие административного правонарушения как основания административной ответственности и раскрываются его юридические признаки.
Понятие административного правонарушения вызывает интерес прежде всего с позиций его сравнения с понятием, закрепленным в ст. 10 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР. В связи с этим следует обратить внимание на новеллы, содержащиеся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Их суть в следующем:
– отсутствует указание на объект правонарушения;
– законодатель, закрепляя понятие административного правонарушения, не дает его второго названия - проступок;
– впервые в качестве субъекта правонарушения закрепляются не только физические, но и юридические лица. Понятие административного правонарушения раскрывается через его основные юридические признаки.
Прежде всего, административное правонарушение - это действие (активное поведение) или бездействие (пассивное поведение). Одним из важнейших признаков административного правонарушения является его противоправность. Противоправность означает, что такими действиями (бездействием) нарушаются установленные нормами права специальные правила, нормы, стандарты, защищаемые нормами административного права. Причем речь идет о правилах, нормах, стандартах, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Виновность - следующий признак административного правонарушения. Только виновное (умышленное или неосторожное) нарушение субъектом установленных правил влечет административную ответственность. Данное положение отвергает возможность объективного вменения, т.е. привлечения к административной ответственности без учета наличия вины.
Наказуемость означает, что административным правонарушением может быть признано только конкретное противоправное, виновное действие (бездействие), за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность, т.е. предусматривается применение к нарушителю закрепленных в Кодексе об административных правонарушениях мер административных наказаний.
К сожалению, как и в предыдущем, в действующем Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях законодатель не указал на такой юридический признак правонарушения, как общественная опасность. Административное правонарушение, являясь противоправным деянием, уже содержит в себе признаки общественной опасности. Кроме того, представляется, что этот признак присущ не только преступлениям (ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации закрепляет данный признак), как утверждают некоторые ученые-правоведы, но и административным правонарушениям, так как объект посягательства у них часто совпадает, но степень общественной опасности во многих случаях является критерием разграничения правонарушений от преступлений.
Для понимания сущности административного правонарушения недостаточно одних лишь юридических признаков - необходимо определить и юридический состав административного правонарушения, т.е. установить совокупность обязательных элементов правонарушения.
Состав правонарушения включает в себя следующие элементы: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях нет указания на объект административного правонарушения. Однако определить общий объект, т.е. совокупность общественных отношений охраняемых законодательством об административных правонарушениях, можно. Это:
– права и свободы человека и гражданина;
– здоровье граждан;
– санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;
– общественная нравственность;
– окружающая среда;
– установленный порядок осуществления государственной власти;
– общественный порядок, общественная безопасность;
– собственность;
– законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства.
Родовой объект - совокупность однородных общественных отношений, на которые посягает административное правонарушение, определяется в Особенной части Кодекса Российской Федераций об административных правонарушениях. Например, административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования, административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике, административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии, мелиорации земель и т.д.
Объективная сторона правонарушения - это действие (бездействие), причинившее вред общественным отношениям, а также способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения и др. обстоятельства. В составах конкретных правонарушений закреплены различные признаки, но обязательным является действие (бездействие). Большинство правонарушений выражается в виде действий. Другие признаки могут быть также указаны в конкретной норме (например, место или способ совершения правонарушения).
Объективная сторона правонарушения может также характеризоваться и такими признаками, как повторность, систематичность, злостность.
Признаки объективной стороны имеют важное значение для квалификации административных правонарушений.
Субъектом правонарушения является тот, кто совершил административное правонарушение, - физические и юридические лица.
В рамках общего субъекта - физического лица - Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях определяет и специальных субъектов. К ним относятся:
– несовершеннолетние;
– лица в возрасте от 16 до 18 лет;
– должностные лица;
– военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;
– иностранные граждане и лица без гражданства.
Выделение специальных субъектов обусловлено особым порядком привлечения их к административной ответственности, который определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и специальными нормативными актами.
Впервые Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях закрепил в качестве субъекта административного правонарушения юридическое лицо. Для характеристики юридического лица как субъекта административного правонарушения его понятие заимствовано из частного права. Из содержания Гражданского кодекса Российской Федерации вытекает, что юридическими лицами признаются коммерческие и некоммерческие организации, созданные в организационно-правовой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, и имеющие статус юридического лица.
В последние годы было принято много законодательных актов об административной ответственности юридических лиц, но ни в одном из них юридическое лицо не определялось как субъект правонарушения, а его вина определялась через вину должностного лица.
В настоящее время вина юридического лица признается в том случае, если будет установлено, что у него имелась возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Ответственность юридического лица возможна только в случаях, если она прямо предусмотрена в конкретных составах.
Субъектом одного и того же административного правонарушения могут быть одновременно и физическое, и юридическое лицо. При этом назначение наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. Одновременно привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Следовательно, орган, рассматривающий конкретное дело об административном правонарушении, должен будет доказать вину как юридического лица, так и физического.
Субъективная сторона правонарушения выражается в вине. Только за виновное противоправное действие (бездействие) наступает юридическая ответственность. Что касается виновности физических лиц, то она отражает психическое отношение лица к совершаемым действиям и их последствиям. Сложнее обстоит дело с установлением вины юридического лица. Для того чтобы признать его виновным в совершении административного правонарушения, необходимо доказать, что юридическое лицо (его коллектив, администрация, должностные лица) могло, но не приняло всех мер, необходимых для обеспечения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Единственным основанием наступления административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях является совершение административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми юридическими признаками (противоправность, виновность, наказуемость) и включающего в состав все предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).