Начало XX века было ознаменовано усилением противоречий между крупнейшими странами мира за новые рынки сбыта, за передел сфер влияния. Особенно острыми противоречия оказались между такими быстро развивающимися странами, как Германия и Российская империя. Политика царизма, вступившего в империалистическую войну, привела к усилению социального и колониального угнетения национальных окраин.
В годы Первой мировой войны наиболее интенсивным и масштабным было ограбление национальных окраин, в частности, Казахстана. В начале XX века Казахстан стал сырьевой базой и рынком сбыта российской экономики. В годы войны из Степи в огромном количестве вывозили, преимущественно, скот. Был введён специальный военный налог. О несправедливости и бессмысленности Первой мировой войны в газете «Казах» писал известный общественный деятель Алихан Бокейханов. Казахская либерально-демократическая интеллигенция надеялась, что в случае победы в Первой мировой войне удастся создать национальную автономию.
Продолжалось изъятие земель у казахских трудящихся. Турар Рыскулов писал, что в начале XX века, в результате массовых изъятий земель казахов, характерной чертой жизни в степи стали этнические конфликты.
В 1916 году встал вопрос о непосредственном участии казахов в войне. Однако колониальное правительство не собиралось вооружать «неблагонадёжных» подданных. Вместо этого было решено использовать нерусское население России на тыловых работах. 25 июня 1916 года был опубликован царский указ, по которому всё нерусское мужское население в возрасте 19-43 лет должно было быть «реквизировано» для работ по обустройству оборонительных сооружений в районе действующей армии и на тыловые работы. Согласно царскому указу, «реквизированные инородцы» должны были заменить русских солдат на тыловых работах. В 1916 году шла добровольная вербовка батраков-казахов для работы в кулацких хозяйствах и на предприятиях.
Казахская либерально-демократическая интеллигенция отстаивала позицию, что « казахи на фронте наравне с другими нациями с оружием в руках должны защищать страну», а не заниматься земляными работами. Радикальная часть интеллигенции поддержала восстание. Алашская интеллигенция заняла позицию компромисса. Мусульманское духовенство решило: джигитов в армию никоим образом не давать.
Набор джигитов на тыловые работы стал основным поводом, толкнувшим массы к восстанию 1916 года. Главными причинами восстания являлись факторы социально-экономического и политического характера: усиление колониального гнёта, насильственное изъятие земель, увеличение налогов и поборов, нещадная эксплуатация трудящихся, царская политика русификации, разжигание национальной розни, ухудшение положения народных масс в связи с войной.
Постепенно стихийное движение стало принимать организованный характер: сформировались его крупные очаги: Тургайский и Семиреченский центры с его признанными степными лидерами Амангельды Имановым, Алиби Джангильдиным и, соответственно, Токашем Бокиным, Бекболатом Ашекеевым. Генерал-губернатор Семиречья М. Фольбаум для подавления повстанческого движения 1916года создавал карательные отряды преимущественно из местного казачества.
Крупным очагом восстания против царского режима в августе 1916 года стал район Каркаринской ярмарки. Организованностью, централизацией власти, чёткой системой управления повстанческим движением в 1916 году особо отличался Тургайский центр. В ходе освободительного движения 1916 года сардабеком в Тургайском центре был избран Амангельды Иманов. Амангельды изобрёл успешную тактику ведения боя с карателями. Вопросами военной учёбы сарбазов в Тургайском центре занимался Кенес (военный совет). Ужас на карателей в Тургайском центре наводили лихие конные отряды джигитов прославленного снайпера и батыра Кейки. Тургайский центр освободительного движения 1916 года отличался от остальных центров слаженной системой управления повстанческим движением. Оказавшись не в силах овладеть Торгаем, в 1916 году повстанцы сняли осаду города и начали партизанскую войну. Трагически закончилась в 1916году для повстанцев Торгайского центра битва при Догал-Урпеке. Отколоть от общенационального движения 1916 года феодально-байскую верхушку царизму удалось, освободив от тыловых работ их детей. После разгрома Семиреченского центра в 1916 году большая часть населения восставших аулов откочевала в Китай.
Восставший в 1916году народ первым делом восстановил в Степи традиционные доколониальные институты государственного управления. Так ханом в Тургайском центре был избран Абдулгафар Жанбосынов.
После поражения национально-освободительного движения 1916 года царизм умело использовал межнациональные противоречия в тех регионах, где интенсивно шло переселенческое движение. В ходе подавления национально-освободительного движения 1916 года в Казахстане царизм осуществлял стратегию выжженной земли.
Национально-освободительное движение 1916года продемонстрировало рост классового самосознания казахского народа. В ходе движения 1916 года различные слои населения казахской степи объединила воедино идея национальной независимости.
На заседании IV Государственной Думы выступил Керенский с осуждением карательной политики царизма в Тургайской области. О восстании 1916 года в своём произведении «Ботагоз» писал Сабит Муканов.
Несмотря на отдельные уступки со стороны царских властей, разрешивших в 1797 г. значительному числу казахов выпасть скот на западной стороне Урала, количество пастбищ для выпаса скота продолжало оставаться недостаточным. Углублялся политический кризис в обществе. Начались локальные выступления, которые впоследствии слились в освободительную войну. В ее развитии можно выделить несколько этапов:
1.Предвестники войны – движение под руководством Каратая (1806-1816), Арынгазы-хана (1816-1830), Жоламана Тленши-улы (1822-1825)
2.Начальный этап войны (1824-1837) - Кайыпкали Есимова (1827-1829), Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова (1836-1838)
3.Объединение казахских отрядов под руководстовм Кенесары Касымова (1837-1841)
4.Наступление российских войск и гибель Кенесары (1841-1847)
5.Новый подъем движения в сер. 50-х-нач.60-х. Выступления сырдарьинских казахов, Есет Котибаров, Жанкожа Нурмухамедов
6.Национальные движения в Тургайской, Уральской областях (1869) и на Мангыстау (1870)
7.Национально-осовободительное движение 1916 года
Выводы: Подводя итоги, следует отметить, что, основываясь на системно-структурном методе, используя сравнительно-исторический принцип исследования, мы имеем возможность рассматривать национально-освободительные движения в Казахстане в XVIII- н.XX века как составную часть единого процесса антиколониальной борьбы народов Востока за свободу и независимость против европейского господства, разрушения традиционного уклада, хозяйственной основы, привычных политических ориентиров. Все движения заканчивались поражением восставших, что связано с рядом причин, которые менялись в зависимости от ситуации: локальность, стихийность, обусловленные дисперсным характером кочевой системы хозяйствования, сильные патерналистские ожидания казахов, наконец, неравенство сил и крайняя жестокость в период подавления восстаний.
Тесты:
1. 1783г. по 1797г. в Младшем жузе происходило восстание под руководством:
А) Кенесары Касымова
Б) Исатая Тайманова
С) Срыма Датова
Д) Жоламана
Е) Саржана
2. Восстание под руководством Кенесары Касымова происходило:
А) 1783-1797г.
Б) 1812-1824г.
С) 1836-1838г.
Д) 1837-1847г.
Е) 1867-1870г.
3. Колониальные административно-территориальные реформы царизма в Казахстане 1867-1868г. вызвали восстание казахов:
А) в Семиречье
Б) в Букеевской Орде
С) на Мангышлаке
Д) в Семипалатинске
Е) в Среднем жузе
4. В каком году Кенесары был провозглашен ханом?
А) 1824г.
Б) 1837г.
С) 1841г.
Д) 1845г.
Е) 1847г.
5. Восстание под руководством И.Тайманова (1836-1838г.) началось в:
А) Старшем жузе
Б) Младшем жузе
С) Среднем жузе
Д) Мангыстау
Е) Букеевской Орде
6. Какую часть территории Казахстана охватило восстание Кенесары Касымова?
А) Средний жуз
Б) Младший жуз
С) Старший жуз
Д) Средний и Старший жуз
Е) Весь Казахстан
7. Что явилось одной из главных целей восстания Кенесары Касымова?
А) Восстановление ханской власти
Б) остановить колонизацию Казахстана царизмом
С) свержение царского правительства
Д) остановка Западно-Сибирского генерал-губернатора
Е) сопротивление налоговой политике царизма
8. В каком сражении полностью потерпели поражение восставшие под предводительством И. Тайманова:
А) в сражении у Тастобе
Б) в сражении у Акбулака
С) в сражении на берегу Яика
Д) в сражении под Уральском
Е) в сражении на берегу Волги
9. Каковы причины побудившие казахов Младшего жуза к участию в восстании Е.Пугачева?
А) вернуть свой скот
Б) установить ханскую власть
С) борьба с джунгарами
Д) вернуть свои земли
Е) свержение царизма
Глоссарий:
Russian
English
Kazakh
восстание
revolt
жаугершілік
полководец
general
әскер басшысы
царь
king
хан
войско
army
әскер
Задание на СРС: [Л.3, стр 7-10]
1. Политика Российской империи.
2. Национально-освободительное движение, возглавляемое Сырымом Датулы.
3. Национально-освободительное движение, возглавляемое Исатаем и Махамбетом.
4. Национально-освободительное движение 1837-1847 гг.. возглавляемое Кенесары Касымулы.
Задание на СРСП: [Л.1, стр 5-10]
1. Предпосылки, причины, движущие силы восстания.
2. Начало восстания.
3. Внутренняя борьба в Младшем жузе.
4. 90-е годы XVIII в. — новый этап восстания.
5. Ослабление, поражение и значение восстания. Портрет Сырыма Датова
Литература:
Основная литература:
1. Артыкбаев А. История Казахстана. – Алматы, 2006.
2. М. Козыбаев и др. История Казахстана. Очерк. – Алматы, 2003.
3. А Абдакимов. История Казахстана. Алматы, 2002.
Дополнительная литература:
1.НазарбаевН.А. Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана. - Астана, 2010.
2. НазарбаевН.А. В потоке истории.- Алматы, 1999.
3. Токаев К.К. Под стягом независимости: Очерки о внешней политике Казахстана.Алматы, 1997.
4. Абенов Е.М., Арынов Е.М., Тасмагамбетов И.Н. Казахстан: эволюция государства и общества.- Алматы, 1996.
5. История Казахстана: белые пятна: Сб. Ст. / Сост. Ж.Б. Абылхожин - Алма-Ата: Казахстан, 1991
Казахско-Американский университет
Hand-outs
История Казахстана 1 семестр
3 кредита 2012-2013уч.год.
Лекция 13. Тема: Национально – освободительная борьба
Преподаватель: Ерболова Л.С.